Презентация минеральные удобрения химия 9 класс

Обновлено: 08.07.2024

Загрузить презентацию (697 кБ)

  • познакомить учащихся с основными видами минеральных удобрений, их многообразием
  • определить состав удобрений, способы их получения и распознавания
  • рассмотреть физические и химические свойства удобрений
  • выявить роль удобрений в жизни растений.

Продолжительность урока: 2 часа.

1. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Какие химические вещества входят в состав живых растений?
Учащиеся: Неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)
Учитель в ходе обсуждения учащиеся заполняют на интерактивной доске обобщающую схему:

Химический состав растений

? ?
? ? ? ? ? ? ?

Учитель: Из каких химических элементов состоят данные вещества? На данной интерактивной схеме найдите соответствие между веществами и их поэлементным составом:

Учащиеся предлагают свое решение и выполняют его, соединяя на интерактивной доске стрелками соответствующие элементы правого и левого столбика.

Учитель: Проверим ваше решение, сравнив его с поясняющей таблицей.

(В случае обнаружения ошибок класс исправляет и дает обоснованные комментарии своего выбора)

Учитель: Рассмотрим перечень предлагаемых химических элементов на динамической схеме (символы элементов предварительно крепятся на магнитной доске)
Какие химические элементы, по вашему мнению, чаще всего встречаются в растениях? Классифицируйте выбранные вами элементы на 2 группы. Какой признак вы взяли за основу своей классификации?

Учащиеся: распределяют выбранные химические элементы, делят их на 2 группы, обосновав свой выбор.

Учитель: Сравним ваше решение с данной интерактивной схемой:

Химические элементы
? ?
C O H N P S K Ca Mg Fe Mn Cu Zn Cr

Учитель: Блицопрос:
– Откуда растения получают необходимые им питательные элементы?
– Откуда в растение поступает углерод?
– Откуда растение может взять кислород и водород?
– Что является источником азота для растений?

Учащиеся в ходе блицопроса приходят к выводу, что в питании растений важную роль играет ионный состав почвенных растворов.

  • Нитрат-ионы
  • Ионы аммония
  • Фосфат-ионы
  • Гидрофосфат-ионы
  • Дигидрофосфат-ионы
  • Сульфид-ионы
  • Катионы калия, кальция, магния…

Учащиеся по цепочке выходят и записывают напротив названий соответствующие формулы. Следующий ученик должен проверить формулу предыдущего ученика, при обнаружении ошибки – зачеркнуть и записать правильный вариант ответа.

Учащиеся: В ходе рассуждений приходят к идее о том, что в минеральном питании растений важнейшую роль имеют особые вещества, в состав которых обязательно должны входить элементы фосфор, азот и калий.

Учитель: вещества, три важнейших питательных элемента: азот, фосфор, калий и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, называются минеральными удобрениями.

(Делается совместное с учащимися обобщение, определение демонстрируется на слайде)

– Как вы думаете, какую цель мы можем сегодня поставить перед собой на уроке и реализовать ее?

(Учащиеся обсуждают и предлагают возможные цели)

– классификация удобрений
– названия, состав удобрений
– питательная ценность удобрений
– некоторые общие физические и химические свойства удобрений
– отдельные удобрения, их распознавание

3. Изучение нового материала с элементами промежуточного закрепления

Учитель: Рассмотрим классификацию минеральных удобрений по:
А) основному питательному компоненту (азотные, калийные и фосфорные)
Б) числу питательных элементов (простые и комплексные: сложные и смешанные)

  • Назовите простые удобрения, укажите их химический состав
  • Назовите комплексные удобрения
  • Поясните свой выбор

Учащиеся работают с таблицами, анализируют состав удобрений, определяют признаки классификации:

Для группы № 1:

Для группы № 2:

Для группы № 3:

– Почему данные удобрения относят к комплексным?
– Назовите комплексные удобрения, содержащие наибольшее число питательных элементов

Учащиеся дают ответы со своими обоснованными комментариями. В результате обобщения информации, поступившей от трех групп, сделаем вывод по многообразию комплексных удобрений:

Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов объединены химической связью. (Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной формулой)
Смешанные удобрения – это комплексные удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух, трех) различных веществ.

Промежуточное закрепление:

Учитель:

Задание 1: Разделите данные удобрения на три группы:

– простые
– комплексные сложные
– комплексные смешанные

Задание № 2. Заполните интерактивную схему:

Минеральные удобрения

? ?
. ??

Учитель: Рассмотрим питательную ценность минеральных удобрений.
Основные положения вопроса:
– Удобрения с высоким содержанием питательного элемента (с высокой массовой долей его) называются концентрированными.
– Питательная ценность минерального удобрения определяется массовой долей питательного элемента в нем.
– Почему предпочтительнее использовать концентрированные удобрения?

Промежуточное закрепление:

Группы 1 – 3 учащихся производят расчеты массовых долей питательного элемента для выбранных удобрений и определяют среди них концентрированные.

Учитель: рассмотрим некоторые физические свойства минеральных удобрений.

Практическое задание: Проверьте практически растворимость в воде выданных вам образцов минеральных удобрений. Результаты оформите в виде таблицы. Сделайте выводы.

Учащиеся проверяют на практике данное физическое свойство и комментируют полученные результаты.

  • Удобрения селитры – взрывоопасны.
  • Гигроскопичность – способность поглощать влагу даже из сухого воздуха.

Например:

– Сильногигроскопичное удобрение – аммиачная селитра
– Слабогигроскопичное удобрение – сульфат аммония

Гигроскопичные удобрения выпускают в виде гранул. А в чем может быть преимущество гранул перед порошкообразным удобрением? При каких условиях надо хранить селитры?

Учащиеся:

  • Меньше поглощают влагу
  • Экономически более выгодны
  • Растениями используются дольше

Условия безопасного хранения селитр:

– Предохранять от слеживания
– Контролировать температурный режим, предотвращать нагревание

4. Закрепление полученных знаний на практике:

Учитель: познакомимся с планом характеристики минерального удобрения.

  • Простое или комплексное удобрение
  • Концентрированное или неконцентрированное удобрение
  • Внешний вид (агрегатное состояние, цвет, гранулированное или порошкообразное)
  • Растворимое или нерастворимое
  • Гигроскопичное или негигроскопичное
  • Гидролизуется или не гидролизуется
  • Способ получения

Задание 1: Дайте характеристику удобрения по плану

1 вариант: Аммиачная селитра
2 вариант: Аммиачная вода

Задание 2: Распознайте минеральные удобрения практическим путем:

  • 1 вариант: докажите практически качественный состав аммиачной селитры
  • 2 вариант: докажите качественный состав сульфата аммония
  • 3 вариант: распознайте опытным путем, в каком из пакетов находится аммиачная селитра и сульфат аммония
  • Что значит распознать удобрение?
  • Как доказать наличие в составе удобрений иона аммония?
  • Какова качественная реакция на нитрат – ионы?
  • Какова качественная реакция на сульфат – ионы?

Запишите соответствующие реакции.

5. Представление учащимися опережающего творческого задания

Учитель: Рассмотрим биологическое значение минеральных удобрений в жизни культурных растений.

Задание: Распознайте практическим путем фосфорные удобрения.

Выполните задания:

Вариант 1: Рассмотрите в коллекции двойной суперфосфат, простой суперфосфат, фосфоритную муку.
Вариант =2: Дайте характеристику двойного суперфосфата по плану.

Выполните задание: Как доказать практически что в выданном вам пакете содержится сложное калийно – фосфорное удобрение? Запишите соответствующие уравнения реакций.

Представление опережающего задания.

… Многочисленные эксперименты показали, что растения особенно нуждаются в фосфоре в начальный период развития. При нехватке его растения остаются низкорослыми их листья приобретают грязно-зеленый цвет с фиолетовым оттенком. В 20-х годах 20 века А.Н.Ферсман открыл крупное месторождение апатитов на Кольском полуострове, в Хибинах. Производство фосфорных удобрений возросло…(содержание выступления может быть и иного содержания)

Задание: Распознайте практическим путем калийные удобрения.

Распознайте практическим путем калийную соль.
Запишите уравнения соответствующих реакций.

Представление опережающего задания.

Задание 4. Химический диктант:

1 Вариант: Запишите химический состав удобрений: мочевины, преципитата, простого суперфосфата, кальциевой селитры, нитрофоса.
2 Вариант: Запишите химический состав удобрений: аммиачной селитры, фосфоритной муки, карбамида, двойного суперфосфата, аммофоски.

6. Подведение итогов работы на уроке. Оценка работы учащихся с комментариями. Самооценка.


В презентации представлена характеристика минеральных удобрений и их значение.

Содержимое разработки

Минеральные удобрения

Состав растений Органические вещества Неорганические вещества вода белки жиры Минеральные соли H, O C, O, H C, O, H, N, P, S P, N, K, Ca, Mg, Fe, Mn, Cu, Zn Нуклеиновые кислоты углеводы C, O, H C, O, H, N, P

Состав растений

Органические вещества

Неорганические вещества

Минеральные соли

C, O, H, N, P, S

P, N, K, Ca, Mg, Fe, Mn, Cu, Zn

Нуклеиновые кислоты

Fe, Mn, Cu, Zn, Cr и др.

C, O, H, N, P, S, K, Ca, Mg

Юстус Либих (1803—1873) — крупнейший немецкий химик, один из основателей агрономической химии.

Элементы питания и их роль в жизни растений. Азот N Основной питательный элемент для всех растений: без азота невозможно образование белков и многих витаминов, особенно витаминов группы В. Недостаток азота сказывается в первую очередь на росте растений: ослабляется рост боковых побегов, листья, стебли и плоды имеют меньшие размеры. Пожелтевшие нижние листья у табака — признак недостатка азота.

Элементы питания и их роль в жизни растений.

  • Основной питательный элемент для всех растений: без азота невозможно образование белков и многих витаминов, особенно витаминов группы В.
  • Недостаток азота сказывается в первую очередь на росте растений: ослабляется рост боковых побегов, листья, стебли и плоды имеют меньшие размеры.

Пожелтевшие нижние листья у табака — признак недостатка азота.

Фосфор Р Ускоряет развитие растений, стимулирует цветение и плодоношение, благоприятствует интенсивному нарастанию корневой системы. При недостатке фосфора наблюдается угнетенный рост (особенно у молодых растений), короткие и тонкие побеги, мелкие, преждевременно опадающие листья. Признаки недостатка фосфора на листьях томата.

  • Ускоряет развитие растений, стимулирует цветение и плодоношение, благоприятствует интенсивному нарастанию корневой системы.
  • При недостатке фосфора наблюдается угнетенный рост (особенно у молодых растений), короткие и тонкие побеги, мелкие, преждевременно опадающие листья.

Признаки недостатка фосфора на листьях томата.

Калий К Ускоряет процесс фотосинтеза, поддерживает необходимый водный режим в растениях, снижает поражаемость заболеваниями, способствует обмену веществ и образованию углеводов – накоплению крахмала в клубнях картофеля, сахарозы в сахарной свекле, повышает засухоустойчивость и морозостойкость растений. Недостаток калия вызывает обычно задержку роста, а также развития бутонов или зачаточных соцветий. Пожелтение и отмирание кончиков листьев — признаки недостатка калия.

  • Ускоряет процесс фотосинтеза, поддерживает необходимый водный режим в растениях, снижает поражаемость заболеваниями, способствует обмену веществ и образованию углеводов – накоплению крахмала в клубнях картофеля, сахарозы в сахарной свекле, повышает засухоустойчивость и морозостойкость растений.
  • Недостаток калия вызывает обычно задержку роста, а также развития бутонов или зачаточных соцветий.

Пожелтение и отмирание кончиков листьев — признаки недостатка калия.

Пожелтевшие верхние листья капусты — признак недостатка серы. Хлороз на верхних листьях растения — признак недостатка железа. Хлороз на краях листьев пуансеттии — признаки недостатка магния. Мелкие и скрученный молодые листья у табака — признак недостатка бора. Поврежденные верхние листья растения отражают недостаток кальция.

Пожелтевшие верхние листья капусты — признак недостатка серы.

Хлороз на верхних листьях растения — признак недостатка железа.

Хлороз на краях листьев пуансеттии — признаки недостатка магния.

Мелкие и скрученный молодые листья у табака — признак недостатка бора.

Поврежденные верхние листья растения отражают недостаток кальция.

Точечный хлороз листьев вишни — признак недостатка марганца. Укороченные побеги лимона с мелкими листьями говорят о недостатке цинка. Исчезновение тургора в листьях томата свидетельствует о недостатке меди. Бледно-зеленые листья огурца с краевым некрозом — признак недостатка молибдена .

Точечный хлороз листьев вишни — признак недостатка марганца.

Укороченные побеги лимона с мелкими листьями говорят о недостатке цинка.

Исчезновение тургора в листьях томата свидетельствует о недостатке меди.

Бледно-зеленые листья огурца с краевым некрозом — признак недостатка молибдена .

Минеральные удобрения - это вещества, содержащие три питательных элемента – азот, фосфор, калий – и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы.

это вещества, содержащие три питательных элемента – азот, фосфор, калий – и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы.

Минеральные удобрения- неорганические соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания.

Минеральные удобрения- неорганические соединения, содержащие

необходимые для растений элементы питания.


Таблица 1. Десять стран мира с наибольшей численностью населения, на середину 2009, 2025 и 2050 года (милн. чел.), 6 млрд 9,2 млрд Прогноз на 2050 г. 2009 г. 1. Китай 1331 2. Индия 3. США 2025 г. 1. Китай 1171 307 1476 4. Индонезия 2. Индия 1445 5. Бразилия 2050 г. 1. Индия 243 3. США 1748 192 358 2. Китай 4. Индонезия 6. Пакистан 7. Бангладеш 3. США 292 5. Пакистан 181 1437 439 162 246 6. Бразилия 4. Индонезия 8. Нигерия 9. Россия 153 5. Пакистан 343 7. Нигерия 212 207 140 335 10. Япония 6. Нигерия 8. Бангладеш 128 285 195 7. Бангладеш 9. Россия 223 133 8. Бразилия 10. Мексика 9. Конго, Дем. Республика 123 215 189 10. Филиппины 150

Таблица 1. Десять стран мира с наибольшей численностью населения, на середину 2009,

2025 и 2050 года (милн. чел.),

Прогноз на 2050 г.

9. Конго, Дем. Республика

Население планеты растет, а производство зерна - нет Сейчас население планеты более 6 млрд. человек и оно растет. Чем же его накормить. Химики всего мира создают различные удобрения ,чтобы увеличить массу продукции, выращиваемую на земле. В 2000 г. каждый третий человек в мире питался зерном и другой сельскохозяй- ственной продукцией, которые были получены благодаря применению минеральных удобрений.

Население планеты растет, а производство зерна - нет

Сейчас население планеты более 6 млрд. человек и оно растет. Чем же его накормить. Химики всего мира создают различные удобрения ,чтобы увеличить массу продукции, выращиваемую на земле.

В 2000 г. каждый третий человек в мире питался зерном и другой сельскохозяй- ственной продукцией, которые были получены благодаря применению минеральных удобрений.

Минеральные удобрения Минеральные удобрения — неорганические соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания. В зависимости от того, какие питательные элементы содержатся в минеральных солях , удобрения подразделяют на простые и комплексные. Простые удобрения содержат один питательный элемент . К ним относятся фосфорные , азотные , калийные и микроудобрения . Комплексные удобрения содержат одновременно два или более основных питательных элемента. Удобрения бывают твердые(гранулированные, порошкообразные) и жидкие(бедные до 40% питательного элемента и концентрированные более40%).

Минеральные удобрения

Минеральные удобрения — неорганические соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания.

В зависимости от того, какие питательные элементы содержатся в минеральных солях , удобрения подразделяют на

простые и комплексные.

Простые удобрения содержат один питательный элемент . К ним относятся фосфорные , азотные , калийные и микроудобрения .

Комплексные удобрения содержат одновременно два или более основных питательных элемента. Удобрения бывают твердые(гранулированные, порошкообразные) и жидкие(бедные до 40% питательного элемента и концентрированные более40%).

Применение минеральных удобрений- один из основных приёмов интенсивного земледелия. С помощью удобрений можно резко повысить урожаи любых культур на уже освоенных площадях без дополнительных затрат на обработку новых земель.

Применение минеральных удобрений- один из основных приёмов интенсивного земледелия.

С помощью удобрений можно резко повысить урожаи любых культур на

уже освоенных площадях без дополнительных затрат на обработку новых земель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Минеральные удобрения — соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания. В клетках растений содержится более 70 химических элементов — практически все, имеющиеся в почве. Но для нормального роста, развития и плодоношения растений необходимы лишь 16 из них. Это элементы, поглощаемые растениями из воздуха и воды, — кислород, углерод и водород, и элементы, поглощаемые из почвы, среди которых различают макроэлементы — азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и микроэлементы — молибден, медь, цинк, марганец, железо, бор и кобальт.

Цели урока: продолжать формирование у учащихся представления о веществах и их использовании в жизни человека, развивать практические умения и навыки при работе с этими веществами, умения работать с книгой, записывать химические уравнения. Воспитание бережного отношения к природе, разумного подхода к использованию химических веществ.

Задачи урока: расширять и углублять знания учащихся о соединениях азота, фосфора и калия, применения их в хозяйственной деятельности. Развивать представление о минеральных удобрениях как о химических веществах, умение определять практически фосфорные удобрения среди удобрений других групп, как пример определения фосфат-ионов, умение записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ионов виде

Минеральные удобрения

Минеральные удобрения

 Минеральные удобрения — соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания. В клетках растений содержится более 70 химических элементов — практически все, имеющиеся в почве. Но для нормального роста, развития и плодоношения растений необходимы лишь 16 из них. Это элементы, поглощаемые растениями из воздуха и воды, — кислород, углерод и водород, и элементы, поглощаемые из почвы, среди которых различают макроэлементы — азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и микроэлементы — молибден, медь, цинк, марганец, железо, бор и кобальт.

Минеральные удобрения — соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания. В клетках растений содержится более 70 химических элементов — практически все, имеющиеся в почве. Но для нормального роста, развития и плодоношения растений необходимы лишь 16 из них. Это элементы, поглощаемые растениями из воздуха и воды, — кислород, углерод и водород, и элементы, поглощаемые из почвы, среди которых различают макроэлементы — азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и микроэлементы — молибден, медь, цинк, марганец, железо, бор и кобальт.

Юстус Либих (1803—1873) — крупнейший немецкий химик, один из основателей агрономической химии.

В ней Либих блестяще обобщил все накопленные к тому времени химические знания о закономерностях питания растений и изложил теорию минерального питания растений.

Классификация минеральных удобрений Минеральные удобрения По типу питательного элемента По числу питательных элементов Калийные удобрения (K) Азотные удобрения (N) Фосфорные удобрения (P) Простые (один питательный элемент) Комплексные (два и более питательных элементов

Классификация минеральных удобрений

Минеральные удобрения

По типу питательного элемента

По числу питательных элементов

Калийные удобрения (K)

Азотные удобрения (N)

Фосфорные удобрения (P)

Простые (один питательный элемент)

Комплексные (два и более питательных элементов

Минеральные удобрения Группа удобрений Роль питательного элемента для растений Азотные удобрения Примеры удобрений (формула, название) Фосфорные удобрения Калийные удобрения

Роль питательного элемента для растений

Примеры удобрений (формула, название)

Азот -важнейший элемент роста и развития растений, входит в состав хлорофилла и белков. Азотные удобрения — неорганические и органические азотосодержащие вещества, которые вносят в почву для повышения урожайности. Азотные удобрения

Азот -важнейший элемент роста и развития растений, входит в состав хлорофилла и белков.

Азотные удобрения — неорганические и органические азотосодержащие вещества, которые вносят в почву для повышения урожайности.

Классификация азотных удобрений Азотные удобрения Органические азотные удобрения Минеральные азотные удобрения

Классификация азотных удобрений

Органические азотные удобрения

Минеральные азотные удобрения

 Органические азотные удобрения — это навоз, компост (удобрение, получаемое из органических остатков в результате их биологического разложения), торф, помёт и зелёные удобрения на основе бобовых растений.

Органические азотные удобрения — это навоз, компост (удобрение, получаемое из органических остатков в результате их биологического разложения), торф, помёт и зелёные удобрения на основе бобовых растений.

Минеральные азотные удобрения

Минеральные азотные удобрения

Роль питательного элемента для растений Азотные удобрения стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей, листьев).

Роль питательного элемента для растений

Азотные удобрения стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей, листьев).

Азот N Основной питательный элемент для всех растений: без азота невозможно образование белков и многих витаминов, особенно витаминов группы В. Недостаток азота сказывается в первую очередь на росте растений: ослабляется рост боковых побегов, листья, стебли и плоды имеют меньшие размеры. 7

Основной питательный элемент для всех растений: без азота невозможно образование белков и многих витаминов, особенно витаминов группы В.

Недостаток азота сказывается в первую очередь на росте растений: ослабляется рост боковых побегов, листья, стебли и плоды имеют меньшие размеры.

Фосфорные минеральные удобрения Фосфор - химический элемент , который играет важную роль в усвоении растениями углекислого газа, входит в состав витаминов и ферментов. Фосфорные удобрения- минеральные и органические вещества, содержащие фосфор и используемые для улучшения фосфорного питания растений.

Фосфорные минеральные удобрения

Фосфор - химический элемент , который играет важную роль в усвоении растениями углекислого газа, входит в состав витаминов и ферментов. Фосфорные удобрения- минеральные и органические вещества, содержащие фосфор и используемые для улучшения фосфорного питания растений.


Роль питательного элемента для растений Фосфорные удобрения необходимы при росте репродуктивных органов (цветки, плоды),способствуют усвоению углекислого газа.

Роль питательного элемента для растений

Фосфорные удобрения необходимы при росте репродуктивных органов (цветки, плоды),способствуют усвоению углекислого газа.

Фосфор Р Ускоряет развитие растений, стимулирует цветение и плодоношение, благоприятствует интенсивному нарастанию корневой системы. При недостатке фосфора наблюдается угнетенный рост (особенно у молодых растений), короткие и тонкие побеги, мелкие, преждевременно опадающие листья. Признаки недостатка фосфора на листьях томата. 7

Ускоряет развитие растений, стимулирует цветение и плодоношение, благоприятствует интенсивному нарастанию корневой системы.

При недостатке фосфора наблюдается угнетенный рост (особенно у молодых растений), короткие и тонкие побеги, мелкие, преждевременно опадающие листья.

Признаки недостатка фосфора на листьях томата.

Калий - это химический элемент, являющийся одним из основных регуляторов равновесия среды, в которой живут и действуют белки. Калийные удобрения- минеральные вещества, используемые как источник калийного питания растений. Калийные удобрения

Калий - это химический элемент, являющийся одним из основных регуляторов равновесия среды, в которой живут и действуют белки. Калийные удобрения- минеральные вещества,

используемые как источник калийного питания растений.


Роль питательного элемента для растений Калийные удобрения ускоряют рост фотосинтеза, способствуют накоплению углеводов, укрепляют стебли злаковых растений.

Роль питательного элемента для растений

Калийные удобрения ускоряют рост фотосинтеза, способствуют накоплению углеводов, укрепляют стебли злаковых растений.

Пожелтение и отмирание кончиков листьев — признаки недостатка калия. Калий К Ускоряет процесс фотосинтеза, поддерживает необходимый водный режим в растениях, снижает поражаемость заболеваниями, способствует обмену веществ и образованию углеводов – накоплению крахмала в клубнях картофеля, сахарозы в сахарной свекле, повышает засухоустойчивость и морозостойкость растений. Недостаток калия вызывает обычно задержку роста, а также развития бутонов или зачаточных соцветий. 7

Пожелтение и отмирание кончиков листьев — признаки недостатка калия.

Ускоряет процесс фотосинтеза, поддерживает необходимый водный режим в растениях, снижает поражаемость заболеваниями, способствует обмену веществ и образованию углеводов – накоплению крахмала в клубнях картофеля, сахарозы в сахарной свекле, повышает засухоустойчивость и морозостойкость растений.

Недостаток калия вызывает обычно задержку роста, а также развития бутонов или зачаточных соцветий.

 Широкое распространение в сельском хозяйстве получили комплексные удобрения. Например, азот в комбинации с фосфором входит в состав аммофоса —смеси двух солей NH4H2PO4 и (NH4)2HPO4. Если аммофос смешать с калийной селитрой, то получится аммофоска — комплексное удобрение, содержащее одновременно азот, фосфор и калий.

Широкое распространение в сельском хозяйстве получили комплексные удобрения. Например, азот в комбинации с фосфором входит в состав аммофоса —смеси двух солей NH4H2PO4 и (NH4)2HPO4. Если аммофос смешать с калийной селитрой, то получится аммофоска — комплексное удобрение, содержащее одновременно азот, фосфор и калий.

Пожелтевшие верхние листья капусты — признак недостатка серы. Хлороз на верхних листьях растения — признак недостатка железа. Хлороз на краях листьев пуансеттии — признаки недостатка магния. Мелкие и скрученный молодые листья у табака — признак недостатка бора. Поврежденные верхние листья растения отражают недостаток кальция. 7

Пожелтевшие верхние листья капусты — признак недостатка серы.

Хлороз на верхних листьях растения — признак недостатка железа.

Хлороз на краях листьев пуансеттии — признаки недостатка магния.

Мелкие и скрученный молодые листья у табака — признак недостатка бора.

Поврежденные верхние листья растения отражают недостаток кальция.

Точечный хлороз листьев вишни — признак недостатка марганца. Укороченные побеги лимона с мелкими листьями говорят о недостатке цинка. Исчезновение тургора в листьях томата свидетельствует о недостатке меди. Бледно-зеленые листья огурца с краевым некрозом — признак недостатка молибдена. 7

Точечный хлороз листьев вишни — признак недостатка марганца.

Укороченные побеги лимона с мелкими листьями говорят о недостатке цинка.

Исчезновение тургора в листьях томата свидетельствует о недостатке меди.

Бледно-зеленые листья огурца с краевым некрозом — признак недостатка молибдена.

Питательная ценность минеральных удобрений определяется содержанием в них питательных элементов. Питательную ценность азотных удобрений условно принято выражать через массовую долю в них химического элемента азота, фосфорных — через массовую долю оксида фосфора(V), калийных — через массовую долю оксида калия. Удобрения с высоким содержанием питательного элемента называются концентрированными.

Питательная ценность минеральных удобрений определяется содержанием в них питательных элементов. Питательную ценность азотных удобрений условно принято выражать через массовую долю в них химического элемента азота, фосфорных — через массовую долю оксида фосфора(V), калийных — через массовую долю оксида калия. Удобрения с высоким содержанием питательного элемента называются концентрированными.

 Применение всех видов удобрений позволяет значительно увеличить урожайность сельскохозяйственных культур, поэтому производство минеральных удобрений — важнейшая задача химической промышленности.

Применение всех видов удобрений позволяет значительно увеличить урожайность сельскохозяйственных культур, поэтому производство минеральных удобрений — важнейшая задача химической промышленности.

Группа удобрений Азотные удобрения Роль питательного элемента для растений Примеры удобрений (формула, название) Стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей, листьев). Важны в весенний период. Фосфорные удобрения Калийные удобрения СО(NH 2 )- мочевина; NH 4 NO 3 – аммиачная селитра; Необходимы при росте репродуктивных органов (цветки, плоды). Важны во время цветения и формирования плодов. Ускоряют рост растений, интенсивность фотосинтеза, способствуют накоплению углеводов, укрепляют стебли злаковых растений. Са(Н 2 РО4) 2 – двойной суперфосфат; (NH 4 ) 2 SO 4 – сульфат аммония СаНРО 4 * 2Н 2 О – преципитат; Зола (К 2 СО 3 ); Са(Н 2 РО 4 ) 2 + Са SO 4 – простой суперфосфат КCl*NaCl – сильвинит; К 2 SO 4 – сульфат калия.

Роль питательного элемента для растений

Примеры удобрений (формула, название)

Стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей, листьев). Важны в весенний период.

СО(NH 2 )- мочевина; NH 4 NO 3 – аммиачная селитра;

Необходимы при росте репродуктивных органов (цветки, плоды). Важны во время цветения и формирования плодов.

Ускоряют рост растений, интенсивность фотосинтеза, способствуют накоплению углеводов, укрепляют стебли злаковых растений.

Са(Н 2 РО4) 2 – двойной суперфосфат;

(NH 4 ) 2 SO 4 – сульфат аммония

СаНРО 4 * 2Н 2 О – преципитат;

Зола (К 2 СО 3 );

Са(Н 2 РО 4 ) 2 + Са SO 4 – простой суперфосфат

КCl*NaCl – сильвинит;

К 2 SO 4 – сульфат калия.

Попадание минеральных удобрений в водоемы зарастание водоемов гибель водных организмов

Попадание минеральных удобрений в водоемы

гибель водных организмов

  • Са(Н 2 РО 4 ) 2
  • К
  • N
  • P
  • Fe
  • К 2 SO 4
  • NH 4 NO 3
  • Относятся к макроэлементам.
  • Относится к микроэлементам.
  • Са(Н 2 РО4) 2
  • К
  • N
  • P
  • Fe
  • К 2 SO 4
  • NH 4 NO 3
  • Необходим при росте репродуктивных органов.
  • Ускоряет процесс фотосинтеза.
  • Стимулирует рост зеленой массы растений.
  • Принимает участие в синтезе хлорофилла.
  • Способствует укреплению стеблей злаковых растений.

МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №9 Бинарный урок география – х

№ слайда 1

МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №9 Бинарный урок география – химия 9 класс Минеральные удобрения Авторы: Ратникова Елена Валерьевна, учитель географии высшей категории; Усикова Марите Вацлово, учитель химии высшей категории.

План урока:1. Классификация минеральных удобрений.2. Размещение сырья. 3. Лабора

№ слайда 2

План урока:1. Классификация минеральных удобрений.2. Размещение сырья. 3. Лабораторная работа по определению состава минеральных удобрений.4. Практическое применение.

Луховицкий район в составе Московской области с 1929 г. Являлся поставщиком сель

№ слайда 3

Луховицкий район в составе Московской области с 1929 г. Являлся поставщиком сельскохозяйственной продукции для Москвы и области.

Минеральные удобрения — неорганические соединения, содержащие необходимые для ра

№ слайда 4

Минеральные удобрения — неорганические соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания.


№ слайда 5


№ слайда 6


№ слайда 7

Производство минеральных удобрений.

№ слайда 8

Производство минеральных удобрений.

Апатит Са5(PO4)3(F,OH)

№ слайда 9

Добыча фосфоритов в Воскресенском районе

№ слайда 10

Добыча фосфоритов в Воскресенском районе

Фосфорные удобрения.

№ слайда 11

ОАО Воскресенские минеральные удобрения.

№ слайда 12

ОАО Воскресенские минеральные удобрения. "Белая Гора" в окрестностях Воскресенска. Гора представляет собой отходы Воскресенского химкомбината. За много лет комбинат насыпал кучу высотой 80 метров и около 700 метров в диаметре. Еще на подъездах к Воскресенску она хорошо видна. Из этого материала можно делать строительный гипс, но…

КСI-хлорид калия В природе в виде минерала сильвинита (КCI + NaCI) Именно соль –

№ слайда 13

Калийные удобрения.

№ слайда 14

Солеотвалы в Соликамске

№ слайда 15

Солеотвалы в Соликамске

Главный источник сырья –природный и коксовый газ. Металлургические комбинаты так

№ слайда 16

Главный источник сырья –природный и коксовый газ. Металлургические комбинаты также являются поставщиками сырья.

Азотные удобрения.

№ слайда 17

Производственные объекты, исчезнувшие с пространства бывшего СССР с 1992 по 2012

№ слайда 18

Производственные объекты, исчезнувшие с пространства бывшего СССР с 1992 по 2012 гг.

Опыты по определению состава минеральных удобрений.

№ слайда 19

Опыты по определению состава минеральных удобрений.


№ слайда 20

Домашнее задание: География§ 28, контурные карты доделать.Выучить центры произво

№ слайда 21

Домашнее задание: География§ 28, контурные карты доделать.Выучить центры производства минеральных удобрений. Кроссворд. Химия: стр.212-216, упр. №5 стр. 217

Практическое применение После применения удобрений …

№ слайда 22

Читайте также: