При неправильной посадке учащихся за партой может развиться

Обновлено: 05.10.2024

Основные признаки правильной и неправильной осанки, ее влияние на формирование организма. Виды искривления позвоночника: сколиоз, лордоз, кифоз и "плоская спина". Причины нарушения осанки у школьников. Профилактика предотвращения детского сколиоза.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 11.09.2015
Размер файла 657,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В последнее время мы все чаще слышим из средств массовой информации (телевидения, радио, Интернет) и от взрослых (преподавателей, родителей)о том, что все актуальнее становиться тема о нарушении осанки у школьников. Я решила выяснить, что такое осанка, почему она нарушается и как могут сами школьники сохранить ее правильной.

Актуальность: Проблема нарушений осанки у детей в настоящее время становится все более актуальной. Это связано не только с ростом данной патологии за последние годы, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Всё реже среди молодёжи встречаются люди с правильной осанкой, а правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей. Как ни печально это признать, но 86 процентов детей нуждаются в коррекции позвоночника, они больны сколиозом в той или иной степени. А это - предпосылка к развитию многих хронических болезней.

При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид ребёнка, - возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная жизненная ёмкость лёгких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость - звенья одной цепи. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника - сколиозы. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.

Цель: Выяснить, насколько актуальна эта проблема для самих школьников, исследовать условия формирования неправильной осанки учащихся младших классов, выявить, как учащиеся сами могут следить за своей осанкой.

Для этого необходимо было изучить вопрос о видах нарушения осанки, о влиянии нарушений осанки на состояние здоровья (литературный обзор); оценить условия школьной среды, влияющие на формирование осанки учащихся (наглядно показать ,как сидят школьники во время учебы), проанализировать распространённость заболеваний опорно-двигательного аппарата учащихся (провести статистический анализ медицинского осмотра, с помощью сравнительных таблиц, графиков и диаграмм обратить внимание учащихся , что данная проблема актуальна для нас). Выявить меры профилактики нарушения осанки и рассказать об этом школьникам.

Объект исследования: учащиеся 3г класса, лицея № 22 г. Новосибирска

1. Первый этап исследования. Теоретическая часть

Цель исследования: С помощью анализа и обобщения научно- методической литературы я попытаюсь выявить основные понятия, необходимые для понимания, рассмотрения и изучения данной темы.

Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Осанка отражает не только физическое состояние человека, но является одним из показателей здоровья.

Признаки правильной осанки:

голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи на одном уровне; если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию; если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз)

Способы контроля правильной осанки: обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана правильной.

Вид со спины во фронтальной плоскости: а)правильная осанка; б) нарушения осанки (сколиоз)

Необходимо помнить, что сформировать правильную осанку можно только в период роста позвоночника. Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11-12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а поддержания позы еще не приспособились к изменениям.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.

Признаки неправильной осанки:

опущенная голова, плечи сведены вперед, подняты (или ассиметричное положение плеч); круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, излишне увеличен поясничный изгиб.

Какие же нарушения осанки чаще всего встречаются в детском возрасте? Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной плоскости (вид с боку) и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

1. Сколиоз - боковое искривление позвоночника.

2. Лордоз - чрезмерное отклонение позвоночника вперед.

3. Кифоз - чрезмерное отклонение позвоночника назад.

4. Плоская спина - формируется в том случае, если у ребёнка не выражены физиологические изгибы позвоночника.

Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболевания не только позвоночника, но и внутренних органов Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся изменения. В организме человека все взаимосвязано. Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц и сниженным общим тонусом организма, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением. Причины и следствия здесь разделить трудно. Близорукость может развиться от привычки сутулиться -- и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки. Привычка горбиться может спровоцировать начало сколиоза.

2. Второй этап исследования. Практическая часть. Организация и проведение исследовательской работы

Объект исследования: учащиеся 3г класса лицея № 22.

Цель: В ходе своей исследовательской работы, я постараюсь выявить причины нарушения правильной осанки школьников.

1. Провести визуальное наблюдение за посадкой учащихся на уроке, сделать соответствующие выводы, дать рекомендации.

Цель съёмки - выявить нарушения посадки учащихся при работе за партой, определить процент учащихся соблюдающих правила посадки за партой.

Позвоночник школьника еще формируется, и окрепнет только к подростковому возрасту. А к 6-7 годам, когда ребенок идет в школу, его позвоночник пока гибкий, как пластилин. И именно в это время важно следить за правильной осанкой. В противном случае это грозит следующими осложнениями:

  • Боль в нижней части спины, остеохондроз и даже сколиоз (искривление позвоночника).
  • Нарушение дыхания и кровообращения, поскольку работа легких ограничена из-за сутулости и впалости грудной клетки.
  • Ребенок будет ниже ростом из-за того, что горбится. Межпозвоночные диски постоянно напряжены, их питание нарушается, а потому идет задержка в росте.
  • Боль в спине, шее и головные боли. Школьник, сидя за партой, постоянно наклоняет голову вперед, отчего мышцы спины и шеи находятся в напряжении. Чтобы избавиться от неприятных ощущений, ребенок начинает извиваться, сутулиться, подгибать ноги или класть ногу на ногу. Из-за постоянного наклона головы вперед возникают мигрени, а избегать такую привычную сутулость становится всё сложнее.
  • Сутулость приводит к хронической усталости, ведь кровообращение и дыхание нарушено, а в мышцах постоянное напряжение.
  • Человек с плохой осанкой выглядит неудачником. К сожалению, внешний вид влияет и на отношение окружающих к человеку.

За год на выполнение домашних заданий школьники тратят не одну сотню часов. Поэтому рабочее место, где сын или дочка будет строчить рефераты, решать задачки или усердно вырисовывать первые закорючки, должно быть удобным и не приносить вреда здоровью.

Стулья для школьников — это важные атрибуты нормального учебного процесса ваших детей, залог их будущего здоровья, нормальной осанки и хорошего зрения. Для того чтобы правильно выбрать стулья для школьников, нужно знать некоторые правила, которые помогут сделать учебу максимально комфортной и безопасной для здоровья. Учитывая тот факт, что дети растут очень быстро, наиболее подходящим выбором для маленьких учеников будет стул наклон спинки и высоту и глубину которого вы сможете регулировать самостоятельно.

Рабочее место школьника должно соответствовать всем требованиям. Так как малыш большинство времени сидит, то стулья для школьников, столы и другие детали мебельного интерьера должны максимально поддерживать его здоровье, быть удобными и качественными. Родителям нужно обратить внимание на неутешительную статистику нашей страны, которая говорит о том, что большинство людей приобретают сколиоз именно в школьном возрасте. По этой причине столы и стулья для школьников должны максимально подходить к анатомическим особенностям вашего малыша.

САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕРАМ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ

Рост ребенка (мм) Высота парты(стола)(мм) Высота стула (мм)
1000-1150 460 260
1150-1300 520 300
1300-1450 580 340
1450-1600 640 380
1600-1750 700 420
свыше 1750 760 460

Детские парты некоторые родителя приобретают еще за несколько лет до школы. Ребенок приучается правильно сидеть, формируется осанка, и незаметно для самого себя малыш приучается к будущей школьной дисциплине. Подвижным и неусидчивым детям трудно усидеть на одном месте даже полчаса. Попадая в школу, у такого ребенка может проявляться нервозность и раздражительность, по этой причине учителя и психологи рекомендуют покупать детские парты и приучать детей читать, рисовать, писать, сидя за своей первой партой.

Больше половины детей выходят из стен школы с нарушениями осанки и проблемами, связанными с позвоночником. Подчас у учителя не хватает времени контролировать осанку каждого ребенка, дети привыкают сидеть неправильно, а переучиваться в более сознательном возрасте крайне сложно. Поэтому необходимо с раннего детства учить ребенка правильно сидеть за партой. В помощь родителям производятся детские парты, разработанные при участии врачей. Их особенность в том, что они помогают поддерживать ребенку правильную осанку.

Дети растут очень быстро, и родителям необходимо выбирать парту, учитывая возраст, рост и вес ребенка. Современные детские парты в большинстве своем имеют детали, позволяющие регулировать высоту сиденья, угол наклона и высоту крышки стола, такие особенности позволяют создать комфортные условия для малыша с учетом всех его индивидуальных анатомических особенностей.

Детские парты должны иметь конструктивные особенности, которые позволят гармонично развиваться опорно-двигательному аппарату, будут снимать мышечное напряжение, улучшат зрение, предотвратят развитие сколиоза, снизят утомляемость, повысят усидчивость и трудоспособность. Детские парты изготавливают с учетом передовых технологий, их поверхность покрывается износоустойчивыми материалами. Спинка и сиденье парты сделаны из высокопрочных материалов, с возможностью регулировки под анатомические особенности организма маленького человека, что немаловажно для профилактики целого ряда заболеваний. Металлический каркас детской парты имеет высокую прочность, надежность и безопасность, соединительные узлы обеспечивают возможность легкой регулировки по ростовым, возрастным и весовым группам.

В современных школах и дошкольных учреждениях не часто удается встретить детские парты, спроектированные по всем законам эргономики. Администрация прилагает максимум усилий для экономии средств, а многие производители, как это не прискорбно, с готовностью идут на встречу путем упрощения конструкций детских парт, школьных столов, стульев и прочей мебели. Такой подход позволяет снизить финансовые затраты, но имеет крайне негативные последствия для развития и здоровья детей. К домашнему уголку маленького школьника предъявляются такие же не маловажные требования. Ребенок много времени проводит в сидячем положении: делает домашние задания, читает книги, рисует. Производители мебели для детских комнат делают упор на красоту, яркие рисунки на обивке стульев и диванов, столы и кровати необычной формы, но родители должны обращать внимание совсем не на элементы дизайна. Первоначальным и наиважнейшим фактором является технические особенности спального места, игрового уголка и детской парты.

Прислушайтесь к советам специалистов по эргономике и врачам-ортопедам. Также необходимо учитывать, что помещение, где ребенок живет или обучается, должно хорошо проветриваться, иметь комфортную температуру воздуха и достаточную освещенность. В домашних детских комнатах рекомендуется ставить детские парты возле окна, так чтобы световые лучи падали слева. Здоровый и счастливый ребенок — это то, к чему стремятся все родители, если же ребенок столкнулся с проблемами ухудшения здоровья, осанки, родители обязаны принять меры и сделать все возможное для восстановления его здоровья.

Покупка детской парты поможет избавиться от многих проблем, при этом стоит учитывать, что приложенные усилия будут небольшими Как вы думаете, сколько времени проводит ваш ребенок в школе за партой? Примерно 10 часов в день! Что может помочь ребенку избежать утомляемости? Регулировки стула обеспечивают удобную посадку независимо от роста. Изменение угла наклона столешницы парты позволяет разгрузить позвоночник и уменьшить мышечную нагрузку.. В нашем ассортименте также имеются стулья и кресла для правильной посадки, и тумбы для организации рабочего пространства школьника

При правильной посадке ноги полной ступнёй опираются на пол или на подножку парты, образуют в тазобедренном и коленных суставах прямые или слегка тупые углы (100 — 110°). Школьник должен полностью занимать скамью стула, так чтобы 2/3 — 3/4 длины бедра располагалось на скамье,а поясница опиралась на спинку стула. Туловище и голова слегка наклонены, но не более чем на 15-20°. Расстояние от глаз до рабочей поверхности примерно 30 см. Обратите внимание, чтобы между грудью и краем стола было свободное пространство. Школьник, сидящий за партой, в сущности, неподвижен. С этим связано статическое напряжение мускулатуры. Если ребенок наваливается грудью или животом на край стола, то происходит сдавливание внутренних органов и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной и брюшной полости. Неестественное положение туловища ведет к неправильному развитию опорно-двигательного аппарата и в первую очередь позвоночника, способствует его искривлению. Близкое расстояние от глаз до рабочей поверхности ведет к напряжению зрения, способствует развитию близорукости. Костная система в молодом возрасте существенно отличается от костной системы взрослых большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей. Поэтому они менее крепки и тверды, а более гибки и эластичны (легко поддаются искривлению). Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20-23 годам, особенно поздно формируются кости стопы и кисти. Следовательно, в течение всего школьного периода костная система у учащихся остается еще не сформированной.

Правильно сидеть за партой

Одна из самых распространенных проблем со здоровьем среди школьников — различные нарушения осанки. С началом обучения количество сколиозов у учеников младших классов возрастает в 3,5-4 раза. Численность нарушений осанки начинает увеличиваться с первого и постепенно возрастает до пятого класса. Затем, к подростковому возрасту, начинает снижаться. Придать позвоночнику нужную форму поможет привычка сидеть за столом или партой в правильном положении, а так же ежедневное выполнение комплекса физических упражнений для укрепления спины.

В какой позе правильно сидеть за партой

Актуальность проблемы напрямую связана с организацией письменного стола ребенка во время выполнения заданий у себя дома, а так же с положением за партой во время учебы в школе.

Если в школе, где учится ребенок, парты типовые и нет возможности их отрегулировать под рост и комплекцию ученика, то можно хотя бы дома организовать подходящее рабочее место. Например, это может быть стол и стул трансформеры, которые регулируются по мере активного роста ребенка.

Условия, которые необходимо соблюдать:

  1. Высота рабочей поверхности должна быть выше локтя примерно на 2,5 сантиметра в положении сидя.
  2. Во время занятий ребенок должен иметь несколько точек опоры: для спины, ягодиц, верхних и нижних конечностей.
  3. Спина и бедра образуют угол 90 градусов.
  4. Согнутые колени располагаются под прямым углом, оба локтя находятся на столе.
  5. Промежуток между грудью и партой должен быть не более двух сантиметров.
  6. Голова слегка наклонена, между глазами и тетрадью расстояние около 30 сантиметров.

Сидеть за партой

Внимание! При тусклом освещении ребенок будет вынужден наклоняться к столу, поэтому лампа должна быть достаточно яркой.

Как научиться правильно сидеть за партой

Для правильного расположения ученика за партой или письменным столом необходимо выработать у него привычку автоматически принимать нужное положение.

Несколько правил, которые ребенку необходимо усвоить:

  1. Сидеть при письме нужно так, чтобы тело соприкасалось со спинкой стула.
  2. Плечи должны быть расправлены.
  3. Ноги располагаются на опоре или на полу всей поверхностью подошв.
  4. Обе ноги расположены на полу, параллельно друг другу. Скрещивание ног недопустимо.
  5. Руки располагаются на парте и не подпирают голову.

Если игнорировать эти правила, сутулая спина ребенка во время сидения за столом станет причиной повышенной нагрузки на поясничный отдел позвоночного столба. Так как ребенок большое количество времени проводит сидя, неправильное положение станет привычным и приведет к нарушению осанки, формированию сколиоза, деформации скелета и другим сопутствующим заболеваниям.

Важно! Так как развитие осанки человека начинается с раннего детства, необходимо с начальной школы следить за тем как школьник сидит, стоит и передвигается. Это поможет вовремя заметить начавшиеся отклонения и предотвратить формирование сколиоза.

Правильное положение при сидении за партой

Каждые 45 минут во время учебы необходимо давать ребенку передохнуть. Полезно в это время выполнять различные физические упражнения, которые дадут ему возможность размяться и расслабить мышцы.

Полезные упражнения

Лучшей профилактикой болезней спины является физическая активность, ежедневные прогулки и подвижные игры. А регулярно выполняемый комплекс упражнений поможет сформировать правильную осанку и избежать деформаций позвоночника:

  1. Встать у стены так, чтобы лопатки, ягодицы, пятки и затылок докасались до нее. Удерживать положение полминуты, после чего отойти и стоять точно так же, но уже без опоры еще полминуты.
  2. Опереться на стену таким образом, чтобы ноги располагались на расстоянии около 40-50 см от стены. Мышцы плеч и спины должны быть напряжены, спина максимально ровная. Лопатки, затылок и поясничная область касаются поверхности стены. В таком положении досчитать до 4. Затем расслабить спину и досчитать до 4 еще раз.
  3. Встать ровно, расположив руки на поясе. Напрячь мышцы спины, свести лопатки. Голова приподнята. Досчитать до 4.
  4. Встать возле стены, руки развести в стороны. Поднимать и опускать руки, делая ими скользящие движения по поверхности стены.
  5. Принять исходное положение на полу, упереться в пол коленями и ладонями. Поднять голову, прогнуть спину. Удерживать положение на 4 счета. Затем опустить голову вниз, округлив спину. Удерживать положение еще на 4 счета.
  6. Лечь на спину, согнутые ноги упираются в пол, руки подняты вверх. Напрячь спину и выпрямить ее. Удерживать положение на 4 счета.
  7. В положении лежа на животе разогнуть корпус, приподняв ноги и голову, руки на поясе. Сделать вдох. На выдохе вернуться в исходное положение.

Все упражнения повторяются ежедневно в три-четыре подхода. Оптимально выполнение во время утренней зарядки.

Девочка за партой

Справка! При правильной осанке плечи ребенка располагаются на одной линии и отведены назад, лопатки симметричны.

Последствия неправильной позы за партой

В случае несоблюдения этих правил и неправильной посадки за партой, возможны различные негативные последствия, например:

За партой

  • повышенная утомляемость;
  • низкая работоспособность;
  • неустойчивость внимания;
  • нарушения кровообращения;
  • проблемы с дыханием;
  • грыжи межпозвоночных дисков;
  • спайки мышечных тканей;
  • головные боли и боли в спине.

Правильность формирования осанки зависит от привычек ребенка, воспитания, правильного обустройства рабочего стола и возможности заниматься спортом.

В процессе активного роста ребенка стоит помнить, что правильная осанка не только выглядит эстетически привлекательно, но и способствует естественному и здоровому формированию внутренних органов.

Общеизвестный факт: всевозможные нарушения осанки являются очень распространенной проблемой со здоровьем у школьников. Когда начинается обучение в школе, нарушение осанки активно прогрессирует, и это продолжается вплоть до пятого класса. Затем, когда ребенок становится подростком, активность этого процесса начинает снижаться.

Что же делать, чтобы у него сформировалась правильная осанка? На самом деле, повлиять на осанку и избежать любых ее нарушений довольно просто: нужно только выработать у школьника привычку правильно сидеть за партой или столом, а также ежедневно выполнять комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление спины.

Работа над формированием правильной осанки у ребенка - одна из важнейших задач родителей и учителей. Если вспомнить о том, что именно у детей, имеющих проблемы с осанкой, чаще всего встречаются болезни, связанные с нарушениями дыхательной системы, работы желудочно-кишечного тракта и центральной нервной системы, то важность работы над формированием осанки становится и вовсе неоспоримой.

В нашей сегодняшней статье мы расскажем вам о том, как школьник должен сидеть за партой или столом, а также о разного рода профилактических мерах, которые необходимо принимать, чтобы осанка формировалась правильно.

Как правильно сидеть за партой?


В первую очередь следует отметить, что правильная осанка не только предупреждает всевозможные нарушения позвоночника, но и значительно повышает уровень работоспособности, оказывает исключительно положительное влияние на умственную деятельность ребенка, существенно повышает его внимательность.

Чтобы условия для выполнения домашних заданий были максимально комфортными для ребенка, нужно обратить особое внимание на организацию его рабочего места и на позу, в которой ребенок сидит за партой.

К сожалению, в большинстве школ парты типовые, поэтому не представляется возможным отрегулировать парту под индивидуальные физические характеристики ученика, а именно - под рост и особенности комплекции. Все, что в таких условиях можно сделать родителям - это компенсировать отсутствие этой возможности в школе удобной регулируемой партой дома. Для этой цели можно приобрести парту либо стол, а а также стул, которые можно регулировать, подгоняя их под индивидуальные особенности вашего ребенка.

Условия для правильной и комфортной посадки ребенка за партой:

  • Высота поверхности стола должна быть немного выше локтя и составлять примерно два с половиной сантиметра в сидячем положении;
  • Когда ребенок сидит за партой, ему необходимо наличие нескольких точек опоры: для верхних и нижних конечностей, для спины и для ягодиц;
  • При правильном сидячем положении спина и бедра должны образовывать угол в девяносто градусов;
  • Колени должны находиться в согнутом положении, а локти школьника должны непременно лежать на столе;
  • Расстояние между грудной клеткой и партой не должно составлять более двух сантиметров;
  • Голову следует наклонять совсем немного, так, чтобы расстояние между глазами ребенка и его учебником составляло не менее тридцати сантиметров;
  • Спинка стула должна иметь характерный выступ, который выполняет функцию опоры для спины;

Необходимо помнить, что при слабом уровне освещения низко наклоняться к столу будет для ребенка вынужденной мерой. Чтобы этого не было, нужно обеспечить его настольной лампой с достаточно ярким светом. При таком условии школьник не будет наклоняться к поверхности стола ниже, чем это допустимо.

Как научить ребенка сидеть правильно?


С первого же дня учебы, когда ребенок начинает проводить за партой немалое количество времени, вам нужно следить, чтобы он сидел правильно. Если запустить это с первых дней, это может стать фатальной ошибкой: школьник уже привыкнет сидеть неправильно, а отучить его от этого будет уже непросто. Запомните для себя одно: ваша цель - приучить ребенка автоматически принимать за партой правильную позу. Это очень важно.

Вот несколько правил, которые школьник должен запомнить:

Если школьник работает за компьютером, обратите внимание, что его глаза должны быть на уровне центра экрана либо на две трети его высоты. Нужно внимательно контролировать положение глаз ребенка относительно экрана, ни в коем случае не допускать, чтобы он поднимал глаза и голову, чтобы видеть монитор. Наиболее оптимальное расстояние от глаз до монитора должно составлять от шестидесяти до семидесяти сантиметров. А еще проследите за тем, чтобы на монитор не падали блики. Также помните, что следует ограничивать пребывание ребенка за компьютером и делать это максимально строго, ни в коем случае не допуская поблажек.

Кстати, ребенок должен готовиться к домашним заданиям только за партой или столом. Если он будет делать уроки в кровати, на полу или в других неподходящих для этой цели местах, это может стать причиной дополнительной нагрузки на позвоночник и суставы, пока еще детские, а потому особенно восприимчивые к негативному воздействию. Контролируйте своего ребенка в этом и не допускайте подобного. Иначе ни о какой правильной осанке и речи быть не может.

Всем вышеперечисленным правилам нужно следовать неукоснительно. Попустительское отношение к ним может стать причиной высокой нагрузки на поясничный отдел позвоночного столба. Вы ведь знаете, что большую часть времени школьник проводит именно в сидячем положении. Если при этом он перманентно будет сидеть в неправильном положении, это станет привычкой, от которой будет почти невозможно избавиться. Неправильная осанка может привести к сколиозу, деформации скелета и многим другим заболеваниям подобного типа.

Очень важно помнить, что осанка начинает формироваться с самого раннего детства. А это означает, что нужно с самых первых школьных дней следить за тем, как именно сидит ребенок, как он стоит и передвигается. Внимание ко всему этому будет вашей помощью в том, чтобы на самых первых порах заметить какие-либо нарушения и предотвратить развитие сопутствующих заболеваний.

Также не следует забывать о том, что в течение учебного процесса ребенок должен отдыхать каждые сорок пять минут. Во время этого отдыха можно, например, выполнять разные физические упражнения, которые непременно станут для ребенка помощью в том, чтобы немного размять тело и дать мышцам возможность расслабиться.

Последствия неправильной посадки


Если ребенок не будет сидеть за партой правильно, это может иметь следующие неприятные последствия:

  • Быстрое появление чувства усталости;
  • Пониженный уровень работоспособности;
  • Ослабленное внимание;
  • Проблемы с кровообращением;
  • Нарушения в дыхательной системе;
  • Грыжи;
  • Спайки в тканях мышц;
  • Спинные и головные боли

От чего же зависит формирование правильной осанки? От привычек ребенка, от его воспитания, от грамотного подхода к устройству его рабочего пространства и от того, занимается ли он спортом.

Формирование осанки ребенка происходит в наиболее активный период его роста. Как родителям, вам следует помнить, что правильная осанка важна не только и не столько с эстетической точки зрения, но прежде всего обеспечивает правильное формирование всех внутренних органов ребенка.

Профилактические меры для предотвращения нарушений осанки


Активный образ жизни и занятия спортом. Конечно же, в первую очередь нужно упомянуть именно их. Они являются самыми лучшими мерами для профилактики. Физические нагрузки в умеренных пределах - это поддержка мышц в тонусе и отличный способ существенно снизить риск всевозможных патологий позвоночника;

Наблюдение за положением ребенка за партой. Как мы уже упоминали, родители должны тщательно следить за позой ребенка при выполнении домашних заданий. Правильная посадка за столом является гарантом здоровья позвоночника;

Правильное ношение портфеля и прочих тяжелых предметов. Если ребенку приходится носить какие-то тяжелые вещи, нужно следить за тем, чтобы вес был правильно распределен на обе руки. Рюкзак школьник должен носить на двух лямках;

Сон ребенка. Спальное место должно быть достаточно жестким, а подушка не должна лежать высоко. Голова ребенка на ней должна лежать горизонтально, шея нк должна сгибаться;

Периодический осмотр у врача. Как бы вы ни старались следить за осанкой своего ребенка самостоятельно, посещение специалиста все же необходимо. Регулярный осмотр поможет предотвратить любые нарушения или побороть их, если они уже проявились.

Комплекс специальных физических упражнений, направленных на профилактику болезней спины. Если вы внушите ребенку мысль об их пользе, они станут отличной профилактикой нарушений осанки.

Мы приготовили для вас несколько таких упражнений:

Упражнение первое. Нужно встать у стены таким образом, чтобы затылок, лопатки и ягодицы касались ее поверхности. В таком положении нужно пребывать тридцать секунд, а после этого отойти от стены и попытаться сохранить ту же позу, но теперь без опоры еще на тридцать секунд.

Упражнение второе. Необходимо опереться на стену так, чтобы ноги были расположены от нее на расстоянии от сорока до пятидесяти сантиметров. Плечевые и спинные мышцы должны быть напряженными, а спина - ровной. Затылок, лопатки и область поясницы при этом должны касаться стены. В такой позе вам нужно будет досчитать до четырех. Затем расслабить спину и снова досчитать до четырех.

Упражнение третье. Встаньте ровно и поставьте руки на пояс. Напрягите спинные мышцы и сведите лопатки вместе. Поднимите голову и сосчитайте до до четырех.

Упражнение четвертое. Встаньте у стены и разведите руки по сторонам. Затем поднимайте и опускайте их, делая скользящие движения по стене.

Упражнение пятое. Исходное положение на полу. Упритесь в пол коленями и ладонями. После поднимите голову и прогните спину. Нужно держать это положение на четыре счета. Потом опустить голову и округлить спину. Эту позу удерживать на четыре счета.

Упражнение шестое. Лягте на спину, ноги в согнутом положении упираются в пол. Руки подняты вверх. В этом положении напрягите спину, а после этого выпрямите ее. Удерживайте позу на четыре счета.

Упражнение седьмое. Лягте на живот. Разогните корпус и приподнимите голову и ноги, руки положите на пояс. Вдохните, а при выдохе примите исходное положение.

Каждое упражнение из списка нужно повторять каждый день, три-четыре подхода. Идеально выполнять их во время утренней зарядки.

На что важно обратить внимание при выборе парты?


Красивая и правильная осанка, помимо всего прочего, напрямую зависит и от качества выбранной парты или письменного стола. Мы настоятельно рекомендуем покупать только такую мебель, которая полностью отвечает физическим особенностям ребенка, подходит ему по возрасту. Желательно отдавать предпочтение растущей мебели. Несмотря на ее высокую стоимость, она экономична, поскольку "растет" вместе со школьником. Таким образом, вы сможете купить один стол на весь период обучения вашего ребенка.

Когда будете выбирать парту или стол, отдавайте предпочтение образцам, которые не слишком яркие и не отражают слишком много света. Кроме того, яркая мебель может отвлекать ребенка от учебного процесса. Но и слишком темные образцы тоже не будут лучшим вариантом, поскольку они напротив поглощают излишне много света. Исходя из вышеизложенного, мы советуем покупать столы или парты со столешницами, имеющими максимально нейтральный цвет.

Читайте также: