При подготовке к рассмотрению материалов о предоставлении земельных участков

Обновлено: 04.10.2024

Задание № 1.
При подготовке к рассмотрению материалов о предоставлении земельных участков для строительства железной дороги выяснилось, что два сельскохозяйственных предприятия, через земли которых должна быть проложена дорога, не дают согласие на изъятие у них земельных участков. В связи с этим управлению дороги было отказано в предоставлении земель и предложено пересмотреть проект строительства дороги. Управление дороги обжаловало это решение.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО.doc

При подготовке к рассмотрению материалов о предоставлении земельных участков для строительства железной дороги выяснилось, что два сельскохозяйственных предприятия, через земли которых должна быть проложена дорога, не дают согласие на изъятие у них земельных участков. В связи с этим управлению дороги было отказано в предоставлении земель и предложено пересмотреть проект строительства дороги. Управление дороги обжаловало это решение.

Имеет ли правовое значение и какое согласие или несогласие землепользователя на изъятие принадлежащего ему земельного участка для других нужд? Какой орган и в каком порядке вправе решить этот спор? Какое решение может быть принято по существу спора?

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется только путем их выкупа в исключительных случаях, предусмотренных в ст. 49 ЗК РФ. К их числу относят:

1) выполнение международных обязательств РФ;

3) иные обстоятельства в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ.

Решение об изъятии участков для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

По общему правилу выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд происходит с согласия собственника. Собственник участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия уведомлен об этом органом, принявшем решение о таком изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с его согласия. При этом вышеуказанное решение о выкупе подлежит государственной регистрации в соответствующем органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на земельные участки.

В выкупную цену должны быть включены рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, которые собственник понес в связи изъятием участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, в том числе, упущенную выгоду.

В случае, если собственник не согласен с решением об изъятии у него участка для государственных или муниципальных нужд или если с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене и иных условиях выкупа, государственный орган, принявший решение о выкупе может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

Подлежит ли удовлетворению просьба Фомина?

Предусмотрено ли действующим законодательством бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц?

Одним из основных принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли. Иными словами, любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с данным принципом п. 2 ст. 28 ЗК РФ, регулирующей приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Этим же пунктом оговариваются случаи предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно - если таковые предусмотрены ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Основания бесплатного приобретения в собственность земельных участков гражданами из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, можно разделить на три основные группы.

I. К первой группе относятся основания, предусмотренные действующим федеральным земельным законодательством для бесплатного оформления прав на земельные участки, которые находятся в пользовании граждан:

1. В соответствии со ст. 20 ЗК РФ каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

2. Статьей 21 ЗК РФ предусмотрено право каждого гражданина однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок. При этом взимание дополнительных денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральным законодательством, не допускается.

И в первом, и во втором случаях для приобретения права собственности на находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок гражданину необходимо подать заявление о приобретении права собственности на земельный участок в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления и представить документ, подтверждающий факт предоставления заявителю земельного участка на праве постоянного (бессрочном) пользования или пожизненного наследуемого владения.

II. Вторая группа - основания безвозмездного приобретения в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для отдельных категорий граждан установлены следующими федеральными законами:

1. Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ предоставлены следующие льготы:

- для инвалидов войны предусмотрено бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства, а также для получения участков для сенокошения и выпаса скота (п. 7 ст. 14 Закона);

- для участников Великой Отечественной войны - бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством , для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства (п. 9 ст. 15 Закона);

- для ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 анализируемого Федерального закона, - бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства (п. 7 ст. 16 Закона);

- для лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда" , - бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства (п. 5 ст. 18 Закона);

- для лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, - бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного и фермерского хозяйства (п. 4 ст. 19 Закона);

- для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства (п. 3 ст. 20 Закона);

- для нетрудоспособных членов семей погибших/умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, состоявших на их иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ, - бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного или фермерского хозяйства (п. 5 ст. 21 Закона).

2. Статьей 17 ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ предусмотрены следующие льготы:

- военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства,

- военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, за три года до увольнения с военной службы по возрасту, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.

Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

- для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства - по нормам, установленным законами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, но не менее 0,10 гектара в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 га в сельской местности;

- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения с военной службы - по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

3. Сотрудникам, прослужившим в органах внутренних дел 15 лет и более (в календарном исчислении), предоставляются безвозмездно земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов и садово-огородные хозяйства за счет неиспользуемых или отведенных в ином установленном законодательством порядке земель площадью 0,06 га - в городах, 0,10 га - в поселках городского типа и 0,25 га - в сельской местности.

Предусмотрено предоставление земельных участков сотрудникам, которые уволены из органов внутренних дел с правом на пенсию. А также семьям сотрудников, которые погибли или умерли вследствие ранения, контузии и увечья и заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей.

4. В соответствии со ст. 3 ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистическ ого Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" от 09.01.1997 N 5-ФЗ гражданам РФ, удостоенным звания Героя Социалистического Труда либо награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, предоставлено право на бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач и под садово-огородные хозяйства площадью 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности.

5. Статьей 5 Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" от 15.01.1993 N 4301-1 предусмотрено право на бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под садово-огородные и личные подсобные хозяйства в размерах, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов РФ, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности.

6. Статьей 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на праве постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства.

Задача 1. Глава крестьянского хозяйства Реутов ведет на выделенном ему земельном участке разработку щебня и песка. Реутов полагает, что полезные ископаемые в границах его участка принадлежит ему на правах собственника так же, как и часть реки, протекающая по территории его хозяйства.

Объясните, какие права на природные ресурсы имеет крестьянское хозяйство.

Из условий задачи понятно, что земельный участок для разработки щебня и песка выделен Реутову в аренду.

Земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных организаций являются государственной собственностью.

Песок и щебень являются общедоступными природными ресурсами, которые используются человеком для собственных нужд.

Согласно статье 606 ч. 2 ГК РФ по общему правилу плоды, продукция, доходы, полученные от арендованного имущества в соответствии с договором аренды, поступают в собственность арендатора, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, на выделенном земельном участке щебень и песок принадлежит Реутову на правах собственника.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе.

Таким образом, на выделенном земельном участке щебень и песок принадлежит Реутову на правах собственника.

Полезными ископаемыми, не являющимися общераспространенными, Реутов имеет право распоряжаться только на основании выданной лицензии.

Задача 2. В редакцию газеты обратился гражданин с вопросом: может ли одинокий пенсионер, имеющий на правах личной собственности дом с приусадебным участком, продать (подарить, завещать, сдать в аренду) часть приусадебного участка? Может ли наследник этой части участка продать (подарить) его?

Право собственности включает в себя право владения, пользования, распоряжения вплоть до отчуждения имущества, находящегося у собственника на правах собственности, поэтому никаких принципиальных ограничений не существует.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе своим имуществом: а) владеть, то есть реально им обладать; б) пользоваться, то есть извлекать из него выгоду, для которой имущество предназначено; по общему правилу, именно собственник получает от своего имущества плоды, продукцию и доходы; в) распоряжаться, то есть определять его юридическую судьбу: продавать, дарить, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.

Кроме названных, собственник обладает правами, перечисленными в п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Он может использовать свое имущество в предпринимательских целях и даже уничтожить его, если этим не будут нарушены нормы закона и иных правовых актов, а также права и охраняемые законом интересы других лиц.

Единственным условием при продаже (дарении, завещании, сдаче в аренду) части приусадебного участка является необходимость соблюдения условия возможности пользования той частью дома и участка, которые отчуждаются.

Таким образом, если собственник решил продать часть земельного участка, он должен произвести раздел участка, провести кадастровую оценку вновь образованного земельного участка и только после этого его отчуждать.

На основании статьи 1181 ГК РФ при наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.

Объектами земельных отношений при наследстве являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. В собственности граждан могут находиться земельные участки и их части.

На принятие наследства, в состав которого входит земельный участок, специального разрешения не требуется.

Возникшее у наследников право собственности на земельный участок или право пожизненного наследуемого владения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Законом о регистрации прав на недвижимость.

Если гражданин не оформил право собственности на указанный земельный участок, после его смерти участок, на котором находились соответствующие объекты недвижимости, то согласно ст. 35 ЗК наследники приобретают право на использование части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и их прежний собственник.

При дарении части приусадебного участка, на основании статьи 574 ГК РФ недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.

В аренду можно сдать как здание в целом, так и его часть – помещение (статья 607 ГК РФ). Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Задача 3 При подготовке к рассмотрению материалов о предоставлении земельных участков для строительства железной дороги выяснилось, что два сельскохозяйственных предприятия, через земли которых должна быть проложена дорога, не дают согласия на изъятие у них земельных участков. В связи с этим управлению дороги было отказано в предоставлении земель и предложено пересмотреть проект строительства дорог. Управление дороги обжаловало это решение.

Какой орган вправе решить этот спор, и в каком порядке? Какое решение может быть принято по существу спора?

На основании статьи 49 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, например таких, как:

- размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. По данному заявлению обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Орган местного самоуправления информирует о возможном выкупе землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также граждан и юридических лиц, у которых земельные участки являются их собственностью.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Споры, связанные с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа относятся к компетенции арбитражных судов.

Принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ (статья 279 ГК РФ), органов местного самоуправления (статьи 11, 63 ЗК РФ).

В случае несогласия собственника земельного участка с таким решением или не достижения соглашения с ним о выкупной цене перечисленные органы могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка не ранее чем по истечении одного года с момента получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 ЗК РФ).

Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд, должна быть также возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен в собственность равноценный земельный участок (статья 63 ЗК РФ).

Таким образом, в случае, если нельзя проложить дорогу в другом месте, то необходимо было изъять земельные участки для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа у сельскохозяйственных предприятий.

Если данные земли принадлежат к землям сельскохозяйственного назначения, то тогда земельное законодательство исходит из того, что сельскохозяйственные угодья должны использоваться только по целевому назначению, и предоставление их для любых иных нужд нежелательно. Но поскольку в жизни возникают ситуации, когда перевода сельскохозяйственных земель в иные категории избежать нельзя, Земельный кодекс РФ (ст. 79) и Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (ст. 7) устанавливают подход к возможности такого перевода в зависимости от качества и ценности угодий.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случае строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов и в других случаях.

В этом случае при переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, согласно ст. 58 Земельного кодекса РФ подлежат возмещению потери сельскохозяйственного производства. Они возмещаются в трехмесячный срок после принятия решения о таком переводе лицами, на основании ходатайства которых данное решение было принято. При расчете потерь сельскохозяйственного производства используются нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, а также в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий иные установленные Правительством РФ методики.

Список использованной литературы

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ в ред. ФЗ от 22.07.2008 № 141-ФЗ.

6. Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2007.

При подготовке к рассмотрению материалов о предоставлении земельных участков для строительства железной дороги выяснилось, что два сельскохозяйственных предприятия, через земли которых должна быть проложена дорога, не дают согласия на изъятие у них земельных участков. В связи с этим управлению дороги было отказано в предоставлении земель и предложено пересмотреть проект строительства дороги. Управление дороги обжаловало это решение.

Какой орган вправе решить этот спор и в каком порядке? Какое решение может быть принято по существу спора.

Ответы на вопрос:

В судебном порядке.

при этом следует иметь ввиду - что возможно согласие нужно даже не с/х предприятий а владельцев с/х долей (физ. лиц).

тут надо конкретно смотреть по картографическим материалам, по материалам кадастр недвижимости и Гос фонда данных землеустройства - на каких землях - СХПК (ПБП) или на землях коллективно - долевой собственноости будет строительство дороги

Похожие вопросы

При подготовке к рассмотрению материалов о предоставлении земельных участков для строительства автомобильной дороги выяснилось, что два сельскохозяйственных предприятия, через земли которых должна быть проложена дорога, не дают согласие на изъятие у них земельных участков. В связи с этим Департаменту строительства и архитектуры было отказано в предоставлении земель и предложено пересмотреть проект строительства дороги. Департамент обжаловал это решение в суд.

Какое решение может быть принято по существу спора?

Может администрация забрать часть земельного участка на строительство дороги если земля в собственности.

Чтобы сделать более удобный подъезд к своему участку, хотим проложить частную дорогу между двумя участками, где есть промежуток на кадастровой карте шириной примерно 4 метра, само пространство ничем не занято, только трава растет, примерно 50 метров. Обязательно ли получать согласие у владельцев этих участков и местной администрации? Если владельцы участков будут возражать, могут ли они законно запретить строительство?

Владею дачей с 1992 года. В связи с тем что участок находился в охранной зоне железной дороги в собственность нельзя было оформить. Сейчас наши участки оформляются в собственность. После оформления дачного участка хочу сразу подарит его дочери. Облагается ли в этом случае налогом дарение или нужно будет ждать 5 лет, чтобы не платить налог? Спасибо.

У нас спорный вопрос по поводу границ земельного участка с соседями. Мы купили земельный участок у сельского совета в 2015 году. Построили дом с участием капитала и оформили по 1/4 на каждого члена семьи. У нас есть межевание от 2014 года. По межеванию границы участка получаются у наших соседей, но они против что это наше. Вызвали сотрудников БТИ, они не хотят ставить 2 точки в натуру, говорят из-за того что соседи против и предлагают переделать документы наши. Но у соседей межевания нет на руках, а по публичной кадастровой у них 21 метр, а по факту 26. А у нас не хватает этих метров. Почему мы должны им дарить свои метры, почему БТИ не ставит оплаченные нами точки на вынес в натуру. У нас все документы есть, межевание есть, за вынес точек заплатила чек есть. Как говорят в БТИ мы же не можем поставить вам точки если соседи против, но ведь это же наш участок, как они не могут? Тем более что у них участок должен быть меньше по кадастровой. А на руках у них старые документы которые чертились ещё от руки, межевание нет. Разве БТИ не должны поставить нам оплаченные точки по межеванию и соседи убрать свой забор если он стоит на нашем участке?

Через мой земельный участок (в собственности) администрация поселка без моего согласия проложила догогу, а так же на территории участка возвела столб для прокладывания электрических проводов. На мои доводы они предлагают мне другой участок, который меньше моего и находится он гораздо дальше, что я могу законно потребовать от администрации и что для этого нужно? Спасибо.

1. В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

2. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

4. Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

5. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

6. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

7. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

Читайте также: