При скрещивании растений земляники озимого типа без усов с растениями ярового типа

Обновлено: 05.10.2024

Задача №3. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

В первом скрещивании все имеют гладкие плоды, значит -это доминантный признак (А), а ребристость - рецессивный ген (а).

Во втором скрещивании все потомство имеет нормальную высоту значит это доминантный признак (В), а карликовость -рецессивный признак (в)

Дано:

В- гладкие плоды,

в -pебристые плоды.

Р1: карликовые с ребристыми плодами х норм. с гладкими

F1- норм. высота, гладкие и карликовые , гладкие

Р2: карлик. ребристые х норм.высота ребристые

F1- все норм. высота, ребристые плоды.

Найти: 1) генотипы Р-?

Решение:

Первое скрещивание

P аавв x ААBb

карл. ребр. норм. глад.

G аb AB, Ab

F1 AABb AAbb

Второе скрещивание

P aaвв x ААвв

карл. Ребр. норм. ребр

G aв Ав

F1 Аaвв

Ответ: 1) 1 скрещивание: генотипы Р: аавв (ребр. карл. ), ААBв (глад. норм. ).

Генотипы потомства: AABb - норм., гладкие AAbb -карл.гладкие

2) 2 скрещивание: генотипы Р: aaвв - карл. с ребр, ААвв- норм. глад.

Генотипы потомства: Аaвв - норм ребрист.

3) В первом скрещивании проявляется третий закон Менделя (закон независимого расщепления). Во втором скрещивании – 1 закон Менделя по наследованию высоты растения.

Задача №4. При скрещивании растения флокса с белой окраской цветков и воронковидным венчиком с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получено 78 потомков, среди которых 38 образуют белые цветки с плоскими венчиками, а 40 - кремовые цветки с плоскими венчиками. При скрещивании флоксов с белыми цветками и воронковидными венчиками с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получены флоксы двух фенотипических групп: белые с воронковидными венчиками и белые с плоскими венчиками. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Решение: В первом скрещивании наблюдается единообразие плоских венчиков, значит, это доминантный признак, а воронковидный- рецессивный признак.

Во втором скрещивании наблюдается единообразие по белой окраске, значит это- доминантный признак, кремовая окраска -рецессивный признак.

Дано:ген - признак

а- кремовый цвет

В- плоский венчик

в - воронковидный венчик

Р1: белые, воронковидные х кремовые плоские. Потомство: белые плоские (38), кремовые плоские (40)

Р2: белые, воронковидные х кремовые плоские. Потомство: белые воронковидные , белые плоские

Найти: 1) генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. 2) закон - ?

1) Первое скрещивание: Расщепление произошло по окраске, значит растение с белой окраской гетерозиготно. По венчикам-гомозиготны.

Р Аавв х ааВВ

бел. воронк. крем. плоский

G Ав, аваВ

F1 АаВв ааВв

бел. плос 38 крем. плос 40

2) Второе скрещивание: Расщепление произошло по венчикам, значит растение с плоским венчиком гетерозиготно. По окраске -гомозиготны.

Р ААвв х ааВв

бел. воронк. крем. плоский

G Ав аВ ав

F1 АаВв Аавв

бел.плос бел. воронк

3) Третий закон Менделя -закон независимого наследования ( по каждой паре признаков)

Ответ: 1) генотипы родителей Р1: Аавв(бел. воронк.) ааВВ (крем.плоск). Генотипы потомства: АаВв(бел. плос ), ааВв (крем. плос).

2) 1) генотипы родителей Р2: ААвв(бел. воронк.) ааВв (крем.плоск). Генотипы потомства: АаВв(бел. плос ), Аавв (бел.воронк.).

3) Третий закон Менделя -закон независимого наследования ( по каждой паре признаков)

С6. У канареек наличие хохолка - доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген ХВ определяет зелёную окраску оперения, а Хв -коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили хохлатую зелёную самку с самцом без хохолка и зелёным оперением (гетерозигота). В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, без хохолка зелёные, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, их пол. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Дано:

А – наличие хохолка,

а – нет хохолка.
XB – зеленое оперение,

Xв – коричневое оперение.

♀- хохлатая с зеленым оперением АаXBY.

♂- без хохолка с зеленым оперением (гетерозигота) - ааXВXв
F1:хохлатые зелёные, хохлатые коричневые, без хохолка зелёные и без хохолка коричневые.

Найти:1) генотипы Р- ?, 2) генотипы F1, пол потомства -? 3) Схема скрещивания? Закон?

Решение:Наличие расщепления в первом поколении, равное 1: 1:1:1, говорит о гетерозиготности хохлатой самки

Р: ♀ АаXBYх ♂ ааXВXв

ГаметыАXB, аХВ, АY, аYаХВ, аXв.

F1

AXВ aXВ АУ аУ
аХВ AaXВXВ ♂хохлатый зеленый аaXВXВ ♂ без хохла зеленый AaXBУ ♀хохлатая зеленая aaXВУ ♀ без хохла зеленая
aXв AaXВXв ♂ хохлатый зеленый aaXВXв ♂ без хохла зеленый AaХвУ ♀хохлатая коричневая aaXвY ♀ без хохла коричневая

Ответ: 1) генотип самки- АаXBY, генотип самца- ааXВXв

2) Генотипы, фенотипы, пол F1: AaXВXВ (♂хохлатый зеленый), аaXВXВ (♂ без хохла зеленый),

AaXBУ ( ♀хохлатая зеленая), aaXВУ (♀ без хохла зеленая), AaXВXв (♂ хохлатый зеленый),

aaXВXв (♂ без хохла зеленый), AaХвУ( ♀хохлатая коричневая), aaXвY (♀ без хохла коричневая).

3) В данном случае проявился закон независимого наследования (третий закон Менделя).

С6. По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного чёрным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен чёрным цветом.


Ответ: 1) признак рецессивный, так как отсутствует у родителей, а проявляется в 1 поколении.

2) признак сцеплен с полом, так как передается только по мужской линии.

3) Генотип мамы: ХАХа, генотип папы –ХАУ

Генотипы детей в F1: №1-сын-ХАУ, №2-дочь- ХАХА или ХАХа, №3-дочь- ХАХА или ХАХа, №4-сын-ХаУ.

Носителем гена является мама, дочь (№2), внучка (№6).

С6. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.


С6. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма - д) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец - с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.

Дано:

В – нормальный слух,

b – глухота.
XD – нормальное зрение,

Мать страдает глухотой, но имеет нормальное цветовое зрение- bbXDX_.
Отец с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник - BBXdY.

Девочка-дальтоник XdXd получила одну Xd от отца, а вторую от матери, следовательно, мать- bbXDXd.

P ♀ bbXDXd x ♂ BBXdY

глух. норма норма, дальтоник

G bXD, bXd BXd, BY

F1

BXd BY
bXD
BbXDXd девочки с норм. слухом и зрением

BbXDY мальчики с норм. слухом и зрением
bXd
BbXdXd девочки с норм. слухом, дальтоники

BbXdY мальчики с норм. слухом, дальтоники

Ответ:1) Генотип мамы- bbXDXd, генотип папы- BBXdY. 2) Генотип дочери- BbXdXd. 3) Вероятность рождения детей-дальтоников = 2/4 (50%). Все они будут иметь нормальный слух, вероятность рождения глухих = 0%.

С6. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.

Решение:

1) В первом скрещивании: 100% потомства с усами и розовыми ягодами. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что усы — доминантный признак; отсутствие усов — рецессивный.

Розовая окраска — промежуточный признак: BB - красная окраска; Bb - розовая; bb - белая.

Ответ


Пиши обноружение органических веществ в клетках растений очень просто нужно разрезать растение и рассмотреть их в микроскоп

Ответ



В процессе эволюции у растений и животных выработался многочисленные сложные приспособления, позволяющие поддерживать водный баланс и обеспечивать экономное расходование воды. Эти приспособления-адаптации группируются в анатомо-морфологические, физиологические и поведенческие.

Ксерофиты – растения сухого и жаркого климата и местообитаний – пустынь, степей, саванн, в лесной зоне – растения сухих сосняков и широколиственных лесов на крутых южных склонах. Они не выносят переувлажнения, но хорошо приспособились к длительным засухам. Для них характерны два способа преодоления засухи: активное регулирование водного баланса и способность выносить сильное иссушение тканей.

Для ксерофитов большое значение имеют разнообразные структурные приспособления к условиям недостатка влаги.

Корневые системы обычно сильно развиты, что помогает растениям увеличить поглощение почвенной влаги. По общей массе корневые системы ксерофитов нередко превышают надземные части, иногда весьма значительно. Так, у многих травянистых и кустарниковых видов среднеазиатских пустынь подземная масса больше надземной в 9-10 раз, а у кcерофитов памирских высокогорных холодных пустынь — в300-400 раз. Корневые системы ксерофитов часто бывают экстенсивного типа, то есть растения имеют длинные корни, распространяющиеся в большом объеме почвы, но сравнительно мало разветвленные. Проникновение таких корней на большую глубину позволяет ксерофитам использовать влагу глубоких почвенных горизонтов, а в отдельных случаях — и грунтовых вод. У других видов корневые системы интенсивного типа: они охватывают относительно небольшой объем почвы, но благодаря очень густому ветвлению максимально используют почвенную влагу. Корни ряда ксерофильных видов имеют специальные приспособления для запасания влаги. Надземные органы ксерофитов также отличаются своеобразными (так называемыми ксероморфными чертами), которые носят отпечаток трудных условий водоснабжения. У них сильно развита водопроводящая система, что хорошо заметно по густоте сети жилок в листьях, подводящих воду к тканям. Эта черта облегчает ксерофитам пополнение запасов влаги, расходуемой на транспирацию.

Ответ


2) воздушный шар плывет по воздуху, потому что наполняющие его газы весят меньше, чем воздух, окружающий его.

Материал и оборудование: Таблицы по взаимодействии неаллельных генов; сборник задач по генетике.

Теоретическая часть:

Полигенными называют признаки, которые формируются в результате совместного действия двух и более неаллельных генов. Есть несколько форм взаимодействия неаллельньих генов, основные из которых перечислены ниже.

Комплементарность. Комплементарным называется взаимодействие двух (или более) неаллельных генов, при котором два доминантных аллеля (негомологичных генов) определяют формирование качественно нового признака, не характерного для каждого из этих доминантных аллелей в отдельности.

Классический пример — наслелование формы гребней у кур:

Р: ААвв х ааВВ

Розовидная форма Гороховидная форма

аллель А аллель В

F1 АаВв

Аллели А и В (комплементарность)

Во втором поколении происходит расщепление признаков по схеме дигибридного скрещивания и образуется потомство, у которого форма гребня:

9/16 — фенотип АВ — ореховидная;

3/16 — фенотип Ав — розовидная;

3/16 — фенотип аВ — гороховидная;

1/16 — фенотип ав — простая листовидная.

Эпистаз. Если ген подавляет действие другого, неаллельного гена, то это эпистаз. В этом случае подавляющий ген называется эпистатическим, а подавляемый — гипостатическим. Различают доминантный эпистаз (эпистатический аллель доминантный) и рецессивный (эпистатический аллель рецессивный).

Явление доминантного эпистаза описано при анализе наследования масти лошадей. Здесь доминантный аллель С определяет серую масть лошади, доминантный В — вороную, а пара рецессивных аллелей вс — рыжую. Если в генотипе присутствуют оба доминантных аллеля, В и С, действие аллеля В полностью подавляется и формируется фенотип С, а не новый ВС и не промежуточный между В и С, как могло бы быть при других формах взаимодействия этих генов.

Таким образом, при скрещивании гетерозигот ВвСс, имеющих серую масть, наблюдается следующее расщепление по фенотипу Серая: Вороная: Рыжая = 12 : 3: 1.

Полимерия. Если признак формируется при действии двух (и более) негомологичных генов, причем проявление признака у индивидуума зависит от общего числа в его генотипе доминантных и рецессивных аллелей обоих взаимодействующих генов, то такая форма взаимодействия генов называется полимерией.

Полимерия бывает двух видов:

- некумулятивная, когда важно не число доминантных генов в генотипе, а присутствие хотя бы одного из них;

- кумулятивная, когда число доминантных аллелей влияет на выраженность данного признака.

Полимерные гены обозначают либо разными буквами, либо одной и той же буквой латинского алфавита с различными индексами (А1а1А2а2).

Пример некумулятивной полимерии. Окраску зерен у пшеницы определяют гены А(а)1 и А(а)2. Все варианты генотипа, где есть хотя бы один доминантный аллель (А1А1А2А2, А1А1А2а2, А1а1А2а2 и т. д.), вызывают формирование красной окраски зерен, и только генотип а1а1а2а2 - отсутствие окраски. В этом случае соотношение числа растений при скрещивании дигетерозигот окрашенные: бесцветные = 15: 1.

Пример кумулятивной полимерии. Пигментацию кожи у человека определяют два неаллельных гена, интенсивность пигментации зависит от суммарного числа доминантных аллелей; частота фенотипов рассчитана по схеме дигибридного скрещивания (табл. 1).

Таблица 1. Наследование интенсивности пигментации кожи у человека

Число доминантных аллелей

Фенотип - интенсивность пигментации кожи

Частота данного фенотипа

Как видно из приведенных примеров, в зависимости от типа взаимодействия неаллельных генов при скрещивании дигетерозиготных организмов в потомстве наблюдаются характерные расщепления по фенотипам. При локализации анализируемых генов в разных хромосомах все эти расщепления являются вариантами классического расщепления при дигибридном скрещивании - 9:3:3:1; наиболее частые варианты расщепления приведены в табл. 2.

Таблица 2. Варианты расщепления по фенотипам при различных типах взаимодействия неаллельных генов

Скрещивание АаВв х АаВв

расщепление по фенотипам

Действие одного и того же гена на многие признаки и свойства называется - плейотропным. Например, у крупного рогатого скота и кур известна наследственная коротконогость. Такие формы встречаются только в гетерозиготном состоянии. Гомозиготные формы гибнут, т.е. в этом случае гены коротконогости также влияют на жизнеспособность особей. Эти примеры свидетельствуют о плейотропном действии гена.

Выполнение работы:

1. При скрещивании тыкв с белыми плодами в F1 получили 67 растений с белыми, 19 с желтыми и 6 с зелеными плодами. Объясните результаты, определите генотипы исходных растений. Что получится, если скрестить исходные растения с зеленоплодным из F1?

2. Растение тыквы, с белыми плодами, скрещенное с рас­тением, имеющим желтые плоды, дает потомство, состоящее из 1/2 растений с белыми плодами, 3/8— с желтыми плодами, 1/8 — с зелеными плодами. Определите генотипы родителей и потомков *.

3. Растение тыквы с белыми плодами, скрещенное с растением с зелеными плодами, дало потомство, состоящее из 1/2 растений с белыми и 1/2 — с зелеными плодами. Опре­делите генотипы родителей и потомков*.

4 От скрещивания двух белоплодных растений тыквы получили потомство, состоящее примерно из 3/4 растений с бе­лыми, 3/16 — с желтыми и 1/16 — с зелеными плодами. Как это можно объяснить?

5. От скрещивания растений люцерны с пурпурными и желтыми цветками в F1 все цветки были зелеными, а в F2 произошло расщепление: 169 с зелеными цветками, 64 с пурпурными, 67 с желтыми и 13 с белыми. Как наследуется признак? Определите генотипы исходных растений. Что получится, если скрестить растения F1 с белоцветковым растением? ____________________

* У фигурных тыкв ген белой окраски плодов W эпистотичен по от­ношению к гену желтой окраски плодов Y, Растения WY и Wy имеют бе­лые плоды, wY —- желтые, wy—зеленые.

6. У пастушьей сумки форма плода зависят от двух пар полимерных генов. Растение с треугольными плодами скрещено с растением е яйцевидными плодами. В потомстве 3/4 растений имели треугольные плоды и 1/4 - яйцевидные. Определите генотипы родителей. Что получится от самоопыления родительского растения с треугольными плодами?

7. У душистого горошка гены С и Р порознь вызывают белую окраску цветков, пурпурная окраска получается только при наличии в генотипе обоих этих генов. Растение душистого горошка с белыми цветками, скрещенное с таким же, дало 1/4 потомства с пурпурными и 3/4 - с белыми цветками. Каковы генотипы родителей и потомков? Какая окраска цветка может получиться в потомстве от скрещивания между собой растений с пурпурными цветками?

8. Растение душистого горошка с белыми цветками, скрещенное с пурпурноцветковым, дало 3/8 с пурпурными и 5/8 с белыми цветками. Как это можно объяснить? Определите генотипы исходных растений.

9. Зеленое растение кукурузы при самоопылении дает около 15/16 зеленых и около 1/16 белых (летальных) сеянцев. Объясните эти результаты, определите генотип исходного растения.

10. При скрещивании двух зеленых растений кукурузы получено потомство, в котором примерно 9/16 растений имеет зеленый цвет, а 7/16 - не окрашены. Как можно объяснять этот результат? Определите генотипы исходных растений.

11. Скрещивая две формы гороха - с розовыми и белыми цветками, - в первом поколении получили растения с пурпурными цветками, а во втором 87 растений с пурпурными, 36 - с белыми и 29 — с розовыми цветками. Объясните результаты скрещиваний и определите генотипы исходных растений. Что получится, если растения из F1 скрестить с родительскими формами?

12. При самоопылении зеленого растения гороха было получено 544 зеленых и 45 светло-зеленых растений. Объясните расщепление, определите генотип исходного растения.

13. При скрещивании красноколосого растения пшеницы с белоколосым в F1 произошло расщепление: 42 растения были с красными и 15 - с белыми колосьями. При скрещивании того же белоколосого растения с другим красноколосым в F1 также произошло расщепление: 54 растения оказались с красными и 18 - с белыми колосьями. Когда скрестили между собой исходные красноколосые растения, то в F1 у 82 растений были красные колосья разных оттенков и у 5 - белые колосья. Объясните полученные результаты и определите генотипы исходных родительских растений.

14. При скрещивании растения краснозерной пшеницы с растением белозерной пшеницы в F1 было получено расщепление: 3/4 растений имели красные и 1/4 - белые зерна. При скрещивании того же краснозерного растения с краснозерным (№2) в F1 получали 7/8 с красными и 1/8 с белыми зернами. От самоопыления второго краснозерного растения (№2) получали в F1 расщепление: 128 растений с красными и 7 с белыми зернами. Объясните результаты, определите генотипы всех исходных родительских растений.

15. При скрещивании гомозиготных красноколосых остистых растений пшеницы с гомозиготными белоколосыми безостыми в первом поколении все растения оказались с красными колосьями, безостыми. Во втором поколении 564 растения имели безостые красные колосья, 184 растения имели остистые красные колосья, 38 растений оказались безостыми белоколосыми и 10 - остистыми белоколосыми. В анализирующем скрещивании также возникло четыре фенотипических класса: 103 растения с красными безостыми колосьями, 91 — с красными -остистыми колосьями, 30— с белыми безостыми колосьями, 27— с белыми остистыми колосьями. Объясните полученные результаты, определите генотипы исходных растений. Какое растение было использовано в качестве анализатора?

16. Растение, гомозиготное по трем парам рецессивных генов, имеет высоту 32 см, а гомозиготное по доминантным аллелям этих генов имеет высоту 50 см. Принимаем, что влияние отдельных доминантных генов на рост во всех случаях одинаково и их действие суммируется. В F2 от скрещивания этих растений получено 192 потомка. Сколько из них будет иметь генетически обусловленный рост в 44 см?

17. При скрещивании белоплодного растения земляники без усов с красноплодной усатой в F1 все растения оказались красноплодными усатыми, а в F2 произошло расщепление: 332 с красными плодами и с усами, 242 с красными плодами без усов, 87 с белыми плодами и с усами и 91 с белыми плодами без усов. Как наследуются признаки? Определите генотипы исходных растений. Как можно получить гомозиготную форму земляники с усами и красными плодами?

18. При скрещивании растений земляники озимого типа без усов с растениями ярового типа без усов в F1 получили растения озимого типа с усами, а в F2 - 381 озимых с усами, 102 яровых с усами, 270 озимых без усов и 110 яровых без усов. От скрещивания гибридов F1, с исходной яровой формой без усов получили: 181 озимых с усами, 210 яровых с усами, 201 озимых без усов и 188 яровых без усов. Как наследуются признаки? Определите генотипы исходных растений.

19. Курицу с оперенными ногами и розовидным гребнем скрестили с голоногим петухом, имевшим гороховидный гребень. В потомстве от этого скрещивания получено 25 цыплят с оперенными ногами и гороховидным гребнем, 24— с оперенными ногами и ореховидным гребнем, 26— с оперенными ногами и розовидным гребнем и 22— с оперенными ногами и простым гребнем. Объясните результаты, определите генотипы исходных птиц.

20. При скрещивании кур и петухов с оперенными ногами из двух разных линий в F1, все цыплята имели оперенные ноги, а в F2 64 цыпленка имели оперенные и 5 голые ноги. Когда скрестили особей из F1, с голоногими особями из F2, то получили 37 цыплят с оперенными и 11 с голыми ногами. Объясните расщепление. Как наследуется признак? Определите генотипы исходных петухов и кур.

21. При скрещивании кур и петухов, имеющих ореховидные гребни, получили 279 цыплят с ореховидным гребнем, 115 с гороховидным, 106 с розовидным и 35 с простым. Объясните результаты, определите генотипы исходных кур и петухов. Какая часть потомков с розовидным гребнем из F2 гомозиготна?

22. Алеутские голубые норки отличаются от коричневых норок дикого типа гомозиготностью по рецессивному аллелю а. Имперские платиновые норки тоже имеют голубой оттенок меха, но гомозиготны по другому рецессивному гену - i. Двойные рецессивы имеют светло-голубую окраску, называемую сапфировой. При скрещивании коричневых норок получили 53 коричневых, 17 имперских платиновых, 24 алеутских и 8 сапфировых зверьков. Каковы генотипы исходных коричневых норок в этом скрещивании? Какая часть коричневых норок в F1 будет гомозиготной по обоим генам?

23. При скрещивании кроликов агути с голубыми в первом поколении получили крольчат с окраской агути, а во втором - 68 агути, 17 черных и 6 голубых крольчат. Объясните полученные результаты, определите генотипы родителей. Как проверить правильность вашего предположения?

24. Пигментация кожи человека контролируется несколькими парами несцепленных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. Если условно ограничиться двумя парами генов, то европеоиды и африканские негры будут иметь генотипы а1а1а2а2 и А1А1А2А2 а потомки F1 будут мулатами. Рассчитайте вероятность рождения белых детей в браке дигетерозиготных мулатов.

25. Рост человека обусловлен группой неаллельных генов, взаимодействующих по типу полимерии. Предположим, что три пары генов локализованы в негомологичных аутосомах и определяют рост человека от 150 до 180 см. Какова вероятность рождения потомков различного роста у тригетерозиготных родителей?

Примеры решения задач:


Задача № 1.

Наследование окраски плода.

F1: 67 бел., 19 желт., 6 зел.

Решение:

1. Поскольку в F1 расщепление — исходные растения гетерозиготны.

2. Расщепление явно не соответствует расщеплению при моногенном наследовании — не 1:2:1; предполагаем дигенное наследование. Находим величину одного возможного сочетания гамет — 92:16 = 5,75. Расщепление в опыте— 67 : 5,75 = 11,6; 19 : 5,75 = 3,3; 6: 5,75 = 1, т.е. примерно 12:3:1. Проверка гипотезы о дигенном наследованнии с расщеплением 12:3:1 по χ 2 (χ 2 = 0,25) ее не отвергает. Следовательно, окраска определяется взаимодействием двух генов по типу доминантного эпистаза: А - подавитель любой окраски, в его присутствии плоды белые; а - “разрешитель” окраски, которая зависит от другого гена: В - желтая окраска, в - зеленая окраска. Оба типа окраски проявляются только в присутствии аллеля а ааВ- - желтая, аавв - зеленая.

Поскольку исходные растения имели белые плоды, в их генотипе есть аллель А, появление в потомстве желтых плодов свидетельствует о наличии у исходных растений аллеля В, появление зеленых плодов указывает на гетерозиготность исходных растений по обоим генам, следовательно, генотип исходных растений АаВв.

3. Характер расщепления свидетельствует о независимом наследовании генов А и В.

4. Скрещивание исходных растений АаВв с зеленоплодным - аавв - является анализирующим. В Fан. возможно образование четырех генотипов с равной вероятностью: АаВв, Аавв, ааВв, аавв. Особи с генотипами АаВв

и Аавв будуг иметь белые плоды, расщепление в Fан. 2 бел.: 1 желт.: 1 зел.

Ответ: Окраска плодов у тыквы контролируется двумя генами, взаимодействующими по типу доминантного эпистаза с расщеплением 12:3:1, гены наследуются независимо. Генотип исходных растений АаВв. При скрещивании исходных растений с зеленоплодным из F1 про изойдет расщепление —2 бел.: 1 желт.: 1 зел.


Задача № 8.

Дано:

Душистый горошек.

Наследование окраски цветка.

Решение:

1. В F1 расщепление, следовательно, хотя бы один из родителей гетерозиготен.

2. По условию признак контролируется двумя генами, взаимодействующими комплементарно, расщепление в опыте - 3/8 : 5/8, следовательно, можно предположить, что один из родителей образует 4 типа гамет, т.е. является дигетерозиготой СсРр (пурп.), а другой - два типа гамет, т.е. гетерозиготен по одному из генов. Его возможный генотип либо Ссрр, либо ссРр:

В линии 28 на ЕГЭ по биологии учащиеся должны решить задачу по генетике. В предлагаемом ресурсе рассматривается неполное наследование признаков при моногибридном и дигибридном скрещивании.
Цель: Дать учащимся рекомендации по выполнению задания линии 28 при подготовке к ЕГЭ.

Задачи: информировать учащихся о типах задач по генетике; познакомить с правилами решения задач линии 28 на примере неполного наследования признаков; мотивировать учащихся к успешной подготовке к ЕГЭ.

Материал состоит из теоретического обоснования темы, двух решённых задач и шести задач для самостоятельной работы. Данный материал можно использовать при изучении неполного наследования признаков в 9-10 классах, а также при подготовке к ВПР и олимпиаде по биологии.

Теоретическое обоснование темы

Взаимодействие аллельных генов происходит по следующим направлениям:

Полное доминирование – доминантная аллель полностью скрывает присутствие рецессивной аллели (1 закон Менделя, или закон доминирования).

Неполное доминирование – проявление промежуточного признака.

Кодоминирование – проявление у гетерозигот признаков, детерминируемых двумя аллелями.

Сверхдоминирование – доминантный ген в гетерозиготном состоянии имеет более сильное проявление, чем в гомозиготном.

Множественные аллели – иногда к числу аллельных генов могут относиться не два, а большее число генов.

Неполное доминирование — один из видов взаимодействия аллельных генов, при котором один из аллельных генов (доминантный) в гетерозиготе не полностью подавляет проявление другого аллельного гена (рецессивного), и в F1 выражение признака носит промежу­точный характер. Так, при скрещивании ночной красавицы с красной окраской цветков (АА) с растением, имеющим белые цветки (аа), в F1, все растения имеют промежуточную розовую окраску цветков (Аа).


Неполное доминирование очень широко распространено в природе. Оно обнаружено при изучении наследования окраски цветков у многих растений, строения перьев у птиц, окраски шерсти у крупного рогатого скота и овец, ряда биохимических признаков у человека и др.

Примером неполного доминирования могут быть андалузские куры, которые получены от скрещивания чистопородных черных кур и "обрызганных белых". Черная окраска кур обусловлена аллелем, который отвечает за синтез пигмента меланина ("B"). У "обрызганных белых" кур этот аллель отсутствует ("bb"). А у гетерозигот меланин синтезируется в небольшом количестве и дает только голубоватый отлив в оперении. При скрещивании таких гибридов соотношение по фенотипам будет 1 черная : 2 с голубым отливом : 1 белая.


При неполном доминировании гибрид F1 (Аа) не воспроиз­водит полностью ни одного из родительских признаков, выра­жение признака оказывается промежуточным, с большим или меньшим уклонением к доминантному или рецессивному состоя­нию, но все особи этого поколения одинаковы по фенотипу.

Примером неполного доминирования может быть промежу­точная розовая окраска ягоды у гибридов земляники (Fragaria vesca), полученных от скрещивания форм с красной и белой ягодами (рис. 1).



Наследование окраски ягоды при неполном до­минировании у земля­ники: АА — красная; аа — белая; Аа — розовая окраска.

Задача 1. У земляники красная окраска ягод неполно доминирует над белой. Какое потомство следует ожидать от скрещивания двух растений с розовыми ягодами? Запишите генотипы и фенотипы гибридов.

Решение: обозначим доминантный ген буквой А, а рецессивный – а. Отметим, что доминантные гомозиготы будут иметь красные ягоды, рецессивные гомозиготы – белые, а гетерозиготы – розовые.
Записываем ход скрещивания. Обе родительские формы – гетерозиготы. Так как по условию они имеют розовые ягоды. Гетерозиготы дают два типа гамет.
Схема решения задачи:


Признак, фенотип Ген, генотип

Красная окраска ягод А (неполное доминирование принято обозначать чертой над буквой)

Скрещивание двух растений даёт 521-с усами и круглыми плодами, 56-без усов и круглыми плодами, 59-с усами и продолговатыми плодами, 519-без усов и с продолговатыми плодами. Каковы генотипы и фенотипы родителей и расстояние между генами?

Ответ или решение 1

Обозначим ген, обуславливающий развитие усов у земляники как С, тогда ген, обуславливающий их отсутствие будет с.

Обозначим ген, обуславливающий развитие у земляники круглых ягод как D, тогда ген, обуславливающий развитие ягод продолговатой формы будет d.

Полученное в потомстве земляники расщепление типа 10:10:1: 1 не характерно для независимого наследования, оно указывает на сцепленность генов C и D в пределах хромосом родительского растения. Поскольку малый процент потомства все же демонстрирует расщепление признаков, следует полагать, что земляника образует определенный процент кроссоверных половых клеток.

Найдем условное расстояние между C и D:

521 + 56 + 59 + 519 = 1155 — общее число полученных растений земляники

56 + 59 = 115 — общее число растений, образованных кроссоверными гаметами

(115 * 100%) / 1155 = 9.95 67 — приблизительно 1% всего потомства образуется в качестве результата кроссинговера.

Расстояние между C и D - 1 морганида.

Поскольку в потомстве наблюдаются все признаки, следует сделать вывод о гетерозиготности по обеим признакам обоих родительских растений — Сс Dd. Эта земляника образует усы и имеет ягоды круглой формы. 99% образуемых ею половых клеток — С D и cd.

1% составляют половые клетки, образованные в результате перекреста — С d и cD.

Читайте также: