При супротивном листорасположении от каждого узла отходит

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Функцией корня не является:

а) всасывание воды; в) укрепление растения в почве;

б) поглощение кальция и фосфора; г) образование семян

2. Главный корень – это:

а) наиболее длинный корень в корневой системе растения;

б) корень, развивающийся из зародышевого корня семени;

в) корень, образующий наибольшее количество боковых корней;

г) корень, занимающий центральное положение в корневой системе

3. В какой зоне корня расположены корневые волоски:

а) в зоне деления; в) в зоне растяжения;

б) в зоне проведения; г) в зоне всасывания

4. При супротивном листорасположении из каждого узла отходит:

а) один лист; в) три листа;

б) два листа; г) более 3 листьев

5. Для двудольных растений характерно:

а) перистое и пальчатое жилкование; в) пальчатое и дуговое;

б) перистое и дуговое жилкование; г) перистое, пальчатое и дуговое

6. В столбчатой ткани листа происходит:

а) газообмен и испарение воды; в) фотосинтез и испарение воды;

б) фотосинтез и газообмен; г) фотосинтез

7. Для дыхания в кожице имеются:

а) отверстия; в) устьица;

б) чечевички; г) трахеи

8. Ситовидные трубки обеспечивают:

а) восходящий ток воды от корня; в) восходящий ток органических веществ от корня

б) нисходящий ток воды от листьев; г) нисходящий ток органических веществ от

9. Видоизменением побега не является:

а) луковица лука; в) столон картофеля;

б) корневище ландыша; г) корнеплод моркови

10. Установите соответствие между типом корневой системы и особенностями ее формирования:

1) стержневая корневая а) четко выделяется главный корень;

система б) свойственна фасоли;

2) мочковатая корневая в) сформирована многочисленными

система придаточными корнями;

г) характерна для большинства двудольных;

д) характерна для всех однодольных;

е) свойственна луку

11. Укажите правильную последовательность структур ( в направлении снаружи внутрь) на поперечном срезе ствола дерева:

2) пробка 5) древесина

Выберите три правильных ответа

12. Для древесины характерны следующие черты строения и функции:

проводящие элементы являются мертвыми клетками;

в своем составе имеет сосуды;

осуществляет ток органических веществ от листьев;

проводящие элементы являются живыми клетками;

помимо проводящих элементов в своем составе имеет клетки основной и механической ткани;

расположена снаружи от камбия

13. Для луковицы характерны следующие признаки:

1) питательные вещества запасаются в стеблевой части;

2) стеблевая часть сильно уплощена;

3) является видоизмененным побегом;

4) имеет хорошо развитую стеблевую часть;

5) питательные вещества запасает в сочных чешуях

6) обеспечивает выживание растения в засушливых условиях

14. Верными являются следующие утверждения:

1) фотосинтез в основном осуществляется в губчатой ткани листа;

2) фотосинтез в основном осуществляется в столбчатой ткани листа;

3) перистое жилкование характерно для однодольных;

4) пальчатое жилкование характерно для двудольных;

5) испарение воды осуществляется в основном через губчатую ткань;

6) испарение воды осуществляется в основном через столбчатую ткань;

15. Установите соответствие между растением и его подземным органом:

клубень а) морковь

корнеплод б) тюльпан

луковица в) картофель

1. Функцией листа не является:

а) фотосинтез; в) газообмен;

б) поглощение растворов солей; г) испарение

2. Придаточные корни – это:

а) ответвления главного корня;

б) ответвления различных корней;

в) корни, развивающиеся на стеблевой части побега или на листе;

г) мелкие корни, формирующиеся позже более крупных корней

3. Кончик корня покрыт:

а) корневыми волосками; в) корневым футлярчиком;

б) корневым колпачком; г) корневым чехликом

4. При мутовчатом листорасположении из каждого узла отходит:

а) один лист; в) два листа;

б) более 3 листьев; г) листья отходят не от каждого узла

5. Для однодольных растений характерно:

а) перистое и параллельное жилкование; в) параллельное и дуговое;

б) перистое и дуговое жилкование; г) перистое, пальчатое и дуговое

6. В губчатой ткани листа происходит:

а) фотосинтез, газообмен и испарение воды; в) фотосинтез и испарение воды;

б) фотосинтез и газообмен; г) фотосинтез

7. Через устьица происходит:

а) испарение воды; в) поступление солнечного света;

б) испарение воды, поступление углекислого газа; г) фотосинтез

8. Сосуды обеспечивают:

а) восходящий ток воды от корня; в) восходящий ток органических веществ от корня

б) нисходящий ток воды от листьев; г) нисходящий ток органических веществ от

9. У двудольных растений между древесиной и лубом расположены:

а) годичные кольца; в) трахеиды;

б) клетки камбия; г) чечевички

10. Установите соответствие между названиями проводящих комплексов и особенностями строения и функций:

1) луб а) располагается внутри от камбия;

б) осуществляет проведение воды;

2) древесина в) имеет в своем составе ситовидные трубки;

г) имеет в своем составе сосуды;

д) располагается снаружи от камбия;

е) осуществляет проведение органических

11. Расположите зоны корня по порядку, начиная от зоны, покрытой корневым чехликом:

1) зона растяжения

2) зона проведения

4) зона всасывания

Выберите три правильных ответа

12. Для почки характерны следующие особенности строения и функций:

клетки конуса нарастания активно делятся;

конус нарастания представлен покровной тканью;

почка- это отмирающий побег;

почечные чешуи- это кожистые листья;

в генеративной почке может развиваться зачаточное соцветие;

в вегетативной почке находятся зачатки стебля, листьев и цветков

13. Для корневища характерны следующие признаки:

1) наличие чешуевидных листьев;

2) способность формировать стержневую корневую систему;

3) неспособность формировать корни;

4) наличие пазушных почек;

5) некоторое внешнее сходство с корнем;

14. Верными являются следующие утверждения:

1) почвенное питание- это поглощение корнем из почвы воды и минеральных солей;

2) придаточные корни- это ответвления главного корня;

3) боковые корни могут развиваться на главном, придаточных и других боковых

4) мочковатая корневая система образована придаточными корнями и их

5) мочковатая корневая система образуется за счет образования на мощном главном

корне многочисленных боковых корней;

6) корневая система, образованная множеством обильно ветвящихся придаточных

15. Установите соответствие между растением и его подземным органом:

клубень а) морковь

корнеплод б) ландыш

корневище в) картофель

д) пырей ползучий

1. Функцией листа является:

а) фотосинтез; в) газообмен;

б) испарение; г) все перечисленное

2. Боковые корни -это:

а) ответвления любого корня;

б) ответвления главного корня;

в) корни, развивающиеся на стеблевой части побега;

г) корни, находящиеся на значительном удалении от центральной части корневой системы

3. Корнеплод -это:

а) плод, развивающийся под землей; в) утолщенный придаточный корень;

б) утолщенный боковой корень; г) утолщенный главный корень

4. Если удалить растущую верхушку побега, то растение:

а) прекратит свой рост; в) будет ветвиться слабее;

б) начнет сильнее ветвиться; г) быстро погибнет

5. Сложный лист имеет:

а) несколько листовых пластинок; в) крупную листовую пластинку;

б) одну рассеченную листовую пластинку; г) одну листовую пластинку и черешок

6. В губчатой ткани листа происходит:

а) газообмен; в) испарение воды;

б) фотосинтез; г) все перечисленное

7. Через устьица происходит:

а) испарение воды; в) поступление солнечного света;

б) фотосинтез г) испарение воды, поступление углекислого газа

8. По древесине осуществляется:

а) восходящий ток воды от корня; в) восходящий ток органических веществ от корня

б) нисходящий ток воды от листьев; г) нисходящий ток органических веществ от

9. Видоизменением побега не является :

а) луковица лука; в) корневище ландыша;

б) столон картофеля; г) корнеплод моркови

10. Установите соответствие между тканями листа и особенностями их строения:

1) столбчатая ткань а) округлая форма клеток;

б) большое количество хлоропластов;

2) губчатая ткань в) большие межклетники;

г) клетки плотно прилегают друг к другу;

д) удлиненная форма клеток;

е) рыхлое расположение клеток

11. Расположите зоны корня по порядку, начиная от зоны, покрытой корневым чехликом:

2) зона проведения

3) зона растяжения

4) зона всасывания

Выберите три правильных ответа

12. Для годичных колец характерны следующие особенности:

являются приростами древесины;

являются приростами луба;

образуются за счет работы камбия;

по числу колец можно определить возраст дерева;

часть кольца, сформировавшаяся весной, состоит из мелких клеток, а сформировавшаяся осенью - из крупных;

13. Для корневища характерны следующие признаки:

1) наличие чешуевидных листьев;

2) способность формировать стержневую корневую систему;

3) неспособность формировать корни;

4) наличие пазушных почек;

5) некоторое внешнее сходство с корнем;

14. Верными являются следующие утверждения:

1) почвенное питание- это поглощение корнем из почвы воды и минеральных солей;

2) придаточные корни- это ответвления главного корня;

3) боковые корни могут развиваться на главном, придаточных и других боковых

4) стержневая корневая система имеет хорошо выраженный главный корень;

5) мочковатая корневая система образуется за счет образования на мощном главном

корне многочисленных боковых корней;

6) стержневая корневая система отличается от мочковатой тем, что не имеет боковых

и придаточных корней

15. Установите соответствие между растением и его подземным органом:

корневище а) морковь

корнеплод б) ландыш

клубень в) картофель

д) пырей ползучий

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 580 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.02.2018 7166
  • DOCX 68 кбайт
  • 106 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Строганова Анна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Листорасположение представляет собой порядок чередования листьев на стебле растения. Листья растут от находящихся на стебле узлов, а узлы располагаются вдоль стебля.

Существуют такие три основных вида листорасположения: очередное (спиральное), супротивное и мутовчатое.


Очередное или спиральное расположение листьев характерно для многих растений. От каждого узла отходит лишь один лист, а листья расположены на стебле по очереди, друг за другом. Такое листорасположение встречается у розы, гороха, березы и дуба.


Супротивное листорасположение - это такое расположение листьев, когда от каждого узла отходят два листа, сидящие напротив друг друга. Это листорасположение характерно для сирени, вероники, клена и губоцветных.


Мутовчатое расположение листьев - это когда от одного узла вырастают три и более листа. Мутовчатое листорасположение имеют такие растения, как элодея, олеандр, хвощ, вороний глаз.

А вы знаете, что при очерёдном (спиральном) листорасположении количество листьев на один виток спирали постоянно для каждого растения?

Математические закономерности можно обнаружить во многих объектах и явлениях живой природы.

В этом проекте мы поговорим о том, какими математическими закономерностями выражается расположение листьев на стебле растения.

Есть три основных типа расположения листьев: очерёдное (спиральное), супротивное и мутовчатое. Все три типа можно описать, опираясь на два главных признака - это количество листьев в каждом узле и смещение листьев, находящихся в соседнем узле, выраженное в градусах.


Если вы посмотрите на стебель растения сверху, представляя себе проекцию листьев на плоскость, расположенную перпендикулярно стеблю, то смещение листьев соседних узлов можно описать как угол между радиусами, проведёнными через центр стебля и середину каждого из листьев. Этот угол называют углом расхождения.

У растений с супротивным листорасположением в каждом узле находится два листа. Листья следующего узла могут располагаться строго под листьями предыдущего, тогда при взгляде сверху мы увидим два продольных ряда листьев. Угол расхождения составляет 180°. Чаще листья каждого узла расположены между листьями соседних узлов, при этом при взгляде сверху мы увидим четыре продольных ряда листьев. Угол расхождения составляет 90°.


При мутовчатом листорасположении в каждом узле расположены три и более листьев, которые образуют мутовку листьев. Если у растения с трёхлистными мутовками листья одной мутовки располагаются между листьями соседних, то при взгляде сверху мы увидим 6 рядов листьев. Угол расхождения составляет 60°.

В этом проекте мы будем изучать только спиральное (очерёдное) листорасположение (оно более распространено в мире растений), которое подчиняется следующим закономерностям.

В каждом узле при этом листорасположении находится только один лист, причём лист следующего узла никогда не может быть точно под предыдущим, то есть угол расхождения не может равняться 0°. Однако рано или поздно при движении вниз или вверх по стеблю найдётся такой лист, который будет расположен точно под тем листом, с которого начат отсчёт. Поэтому, как и при супротивном и мутовчатом листорасположениях, при взгляде сверху можно увидеть продольные ряды листьев. Если соединить воображаемой линией основания листьев, то мы увидим, что это спираль, идущая вдоль стебля. Листья, расположенные на одном обороте спирали, составляют листовой цикл (кроме листа, расположенного точно над тем, с которого начался отсчёт).


В самом простом варианте угол расхождения между соседними листьями составляет 180°. Спираль делает один оборот вокруг стебля от одного листа до другого, расположенного на той же линии. На один оборот спирали приходится 2 листа.

При угле расхождения, равном 120°, на один оборот спирали будет приходиться три листа.

Теперь представьте себе растение, у которого на одной линии будут находиться 1-й лист и 6-й лист. Тогда спираль будет совершать два оборота вокруг стебля от 1-го до 6-го листа. Во всех трёх случаях мы можем выразить отношение между числом оборотов спирали и количеством листьев в листовом цикле с помощью дроби, числитель которой будет соответствовать числу оборотов спирали, а знаменатель – числу листьев в листовом цикле.

Для растения, у которого на два оборота спирали приходится 5 листьев, как в последнем случае, эта дробь будет 2/5. Только таким образом мы можем выразить количество листьев, которое приходится на один оборот спирали.

Если мы исследуем значительное число разных растений с разным числом листьев, приходящихся на разное число оборотов спирали, то мы получим целый ряд дробей такого вида:

1/2, 1/3, 2/5, 3/8, 5/13, 8/21, 13/34 и т.д.

Начиная с 2/5 каждая последующая дробь получается суммированием числителей и знаменателей двух предыдущих дробей. Такой ряд дробей называется рядом Фибоначчи.

Все органы растения делятся на вегетативные и генеративные (рис. 1):

Рис. 1. Органы растения

Вегетативные органы — органы, осуществляющие вегетативные процессы: рост, питание, дыхание, обмен веществ растения.

Генеративные органы растения — органы, участвующие в размножении.

Побег — надземная часть растения.

Корень — подземная часть растения.

Побег состоит из стебля, несущего почки, листья и генеративные органы.

Так как почки и цветки представляют по сути укороченные побеги, всю надземную часть растения рассматривают как систему побегов.

строение побега

Побег обладает неограниченным апикальным (верхушечным) ростом.

На конце побега располагается верхушечная почка. Она обеспечивает рост побега в длину. Основу верхушечной почки составляет образовательная ткань — верхушечная, или апикальная меристема. Она образует конус нарастания . Клетки этой ткани, делясь, дают начало всем первичным тканям молодого побега: покровным, проводящим, механическим, паренхимным. Закладывающиеся в этом месте зачаточные листья первоначально изгибаются вверх и прикрывают конус нарастания, защищая его от неблагоприятных воздействий. В дальнейшем при росте побега конус нарастания продвигается вперед, а листья остаются и превращаются о обычные листья растения, направленные, как правило, в стороны (рис. 2).


Рис. 2. Конус нарастания

Боковые почки располагаются в узлах стебля (рис. 3). Из них развиваются листья.

Междоузлие — расстояние между узлами.


Рис. 3. Строение побега

Первоначально, в области под верхушечной почкой, междоузлия невелики, но по мере роста стебля они растягиваются, достигая величины, характерной для данного вида растений в данных условиях. Длина междоузлий зависит, например, от освещенности: при хорошем освещении они короче, а при затенении — длиннее.

Пазуха листа — угол между черешком листа и стеблем.

Почка представляет собой укороченный зачаточный побег. Она состоит из короткого участка стебля с верхушечной меристемой на конце и чешуй, в которые превратились первые листья этого побега. Они закрывают почку снаружи и защищают её от неблагоприятных воздействий. Число таких почек равно числу листьев. В дальнейшем из них могут развиться боковые побеги. Поскольку лист живёт ограниченное время, после его отмирания на стебле остаётся листовой рубец , над которым находится пазушная почка или боковой побег (рис. 4).

Пазушная почка — почка в пазухе на стебле.

В пазухах листьев обычно формируется по одной почке. Однако у некоторых растений, например у малины, жимолости, грецкого ореха, в пазухе листа находится несколько почек, расположенных друг над другом (рис. 5).



Рис. 4. Почки Рис. 5. Пазушные почки жимолости

Придаточные почки — почки, возникающие из внутренних тканей на стеблях, листьях, корнях (рис. 6). По строению эти почки ничем не отличаются от обычных верхушечных и пазушных. Они обеспечивают интенсивный рост и вегетативное размножение (размножение корневыми отпрысками).




Рис. 6. Придаточные почки Рис. 7. Спящие почки Рис. 8. Спящая почка (схема)

По выполняемым функциям почки делят на вегетативные (зачаточный вегетативный побег) и генеративные (зачаточный генеративный побег) (рис. 9).


Рис. 9. Внутреннее строение почек

ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ

Число листьев в узле бывает разным и обычно характерно для каждого вида растений. Оно определяет тип листорасположения.

Выделяют три типа листорасположения (рис. 10):


Рис. 10. Листорасположение

Очередное, или спиральное, листорасположение: листья в узлах расположены по одному, но отходят поочередно в разные стороны, и если соединить линией места прикрепления таких листьев, получится спираль (рис. 11).


Рис. 11. Спиральное листорасположение
Примеры растений со спиральным листорасположением: яблоня, дуб, береза, шиповник. Такой тип листорасположения встречается наиболее часто.

Супротивное листорасположение: от одного узла отходит два листа, направленных в противоположные стороны. Листья в следующем узле чаще всего повернуты на 90°, хотя есть растения, у которых все пары листьев располагаются в одной плоскости. Примеры растений с супротивным листорасположением: сирень, ясень, мята, флокс, иван-чай, бересклет.

Мутовчатое листорасположение: одного узла отходит три или более листа. У некоторых растений число листьев в мутовке постоянно, у других может варьировать.
Примеры: хвощ, вороний глаз, элодея, подмаренник, олеандр.

ветвление побега

В зависимости от расположения и происхождения боковых побегов выделяют несколько типов ветвления (рис. 12).


Рис. 12. Типы ветвления побегов

Дихотомическое ветвление — самый древний тип ветвления, который сохранился у примитивных форм. Ветвление происходит за счёт раздвоения точки роста. При этом образуется два побега, которые в свою очередь могут ветвиться таким же образом.

Примеры: водоросли, лишайники, мохообразные, заростки некоторых хвощей и папоротников.

У семенных растений ветвление происходит за счёт развития побегов из пазушных почек.

Моноподиальное ветвление : основной побег (побег первого порядка) продолжает расти, образуя основной ствол, а от него отходят побеги второго порядка, от тех, в свою очередь, побеги третьего порядка и т. д. Такие побеги упорядочены, а кроны стройны. Но при повреждении верхушечной почки этот тип ветвления не восстанавливается, и дерево теряет свой типичный внешний вид (габитус).

Пример: хвойные деревья — сосна, ель, кипарис и др.

Симподиальное ветвление — наиболее поздний по времени возникновения тип ветвления. Побег первого порядка отклоняется от главной оси и превращается в боковую ветвь или отмирает. Его замещает боковой побег, развивающийся из пазушной почки. В свою очередь он также отклоняется в сторону, а место главной оси растения занимает побег третьего порядка. При данном типе ветвления любая почка может продолжить рост побега при его повреждении. При длительном росте и значительном увеличении толщины побега границы между побегами разных порядков становятся незаметными, и мы видим единый ствол дерева.

Пример: большинство лиственных деревьев — яблоня, осина, липа и др.

В случае супротивного расположения листьев в узле имеется две пазушные почки. При симподиальном ветвлении и при одновременном и одинаковом развитии обоих боковых побегов образуется ветвление, называемое ложнодихотомическим.

Пример: сирень, клен, чубушник.

Кущение — это ветвление, при котором крупные боковые побеги вырастают из самых нижних почек, находящихся у поверхности земли или даже под землёй. В результате кущения формируется куст.

При супротивном листорасположении от каждого узла отходит два листа, следовательно, правильный ответ - под цифрой 2.

Правильный ответ - 2

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Читайте также: