При заходе на посадку разбился

Обновлено: 05.10.2024

Командир воздушного судна, который управлял разбившимся при посадке около Палана на Камчатке Ан-26, игнорировал указания диспетчерской вышки. Об этом сообщил телеграмм-канал Baza со ссылкой на свои источники. Диспетчер предлагал пилоту зайти на посадку с хорошими погодными условиями, но он выбрал опасный курс через снижение к морю, с туманом и облаками. Диспетчер трижды давал рекомендации о смене курса экипажу, но КВС решил садиться в аэропорту Палана по-своему.

Фото: Кадр из видео

— Появилась информация, что командир Ан-26 мог использовать в работе личный навигатор.

— Да, была информация, что КВС при заходе на посадку использовал собственный GPS. И что-то там напутал. Гаджеты сейчас есть у каждого. В эту тему углубляться не стоит, комиссия разберется. Это определить будет не сложно. Самое главное, что он нарушил железобетонное авиационное правило. Если есть, предположим, по курсу посадки препятствие, высотка, пилот обязан знать, хоть ночью его разбуди, что с этим курсом, левее или правее глиссады, уклоняться туда ни в коем случае нельзя. Мало того, есть ограничительные пилинги. Пилинг — это курс от радиопередатчика до этой горы. Предположим, пилинг от оси захода на посадку 10 градусов. Так вот, нельзя удаляться даже на десятую долю градуса от этой величины. Все, это стена для командира корабля, там — препятствие. Почему он не выполнил это железобетонное правило, не понятно. Есть, так называемая, микронавигация. Каждый полет выполняется как бы впервые. Обязательно изучаются все особенности, хоть ты там сто раз уже бывал. Каждый раз может быть другая погода. Один раз ты летишь, ветер дует от этой скалы, а в следующий раз – на нее. Почему КВС этого не учел? То ли он неопытный пилот, то ли растерялся. Об этом надо помнить особенно, когда летишь в облаках, пилотируешь по приборам, а не визуально видишь все. А данном случае экипаж заходил на посадку в облаках, там был туман. Нельзя снижаться ниже этого препятствия, не зная своего местонахождения. Эта ошибка привела к тому, что самолет влетел в эту гору.

— В Палане в 2012 году уже была похожая авиакатастрофа. Тогда потерпел крушение Ан-28, погибли 10 человек. Пилоты нарушили схему захода на посадку, начали преждевременное снижение…

— На земном шаре — масса сложных аэропортов. Взять тот же Сочи, там аэропорт относится к числу сложнейших. Там посадка только с одним курсом — от моря, а взлет — только на море. Я застал времена, когда официально разрешалось на больших самолетах заходить на посадку со стороны гор. Но это была эквилибристика, высший пилотаж. Заходить приходилось между скал… Но к этому пилоты очень серьезно готовились. Прежде чем первый раз полететь в Сочи самостоятельно, я раза три летал туда с инструктором. Он мне показывал каждую горушку, рассказывал о нюансах, что будет, если ветер дует из ущелья и так далее. Потом уже я инструктировал молодых пилотов. Но когда около горы, в створе взлетно-посадочной полосой, собралась куча обломков самолетов, этот курс отменили. И вот уже более 50 лет аэропорт Сочи работает с одним курсом. Попробуй задержись там с уходом на второй круг, впереди — гора. Поэтому этот аэродром сложный, как и в Палане. Там аэродром маленький, но он сложный, потому что там есть препятствия и радионавигационное оборудование у него не важнецкое.

Самые трагические авиакатастрофы России за последние 20 лет

В ночь на 19 марта 2016 года в Ростове-на-Дону при заходе на посадку потерпел крушение пассажирский Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai. Лайнер упал левее взлетно-посадочной полосы аэропорта при посадке в условиях плохой видимости. Погибли все находившиеся на его борту 62 человека — 55 пассажиров и семь членов экипажа. ФАН подготовил хронологию самых трагических авиакатастроф в России за последние 20 лет.

Самые трагические авиакатастрофы России за последние 20 лет

9 июля при посадке самолет А-310 в Иркутске выехал за пределы посадочной полосы, пробил бетонное заграждение и врезался в гаражи. На борту находились 203 человека, 124 из них погибли.

10 апреля под Смоленском потерпел крушение самолет Ту-154. Погибли 96 человек, находившиеся на борту, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и представители руководства страны. Согласно докладу Международного авиационного комитета, причиной катастрофы стали действия экипажа.

20 июня потерпел катастрофу самолет Ту-134А в Республике Карелия вблизи аэропорта Бесовец под Петрозаводском. Самолет в сложных метеоусловиях столкнулся с землей. Погибли 44 человека, позже еще трое скончались в больнице.

Самые трагические авиакатастрофы России за последние 20 лет

2 апреля под Тюменью потерпел катастрофу самолет ATR 72, на борту которого находились 43 человека. При падении самолет развалился на части и загорелся. Погиб 31 человек, в том числе все члены экипажа. 12 пассажиров выжили.

Самые трагические авиакатастрофы России за последние 20 лет

15 ноября при заходе на посадку в аэропорту поселка Нелькан Хабаровского края разбился легкомоторный самолет Let L-410. На борту находилось семь человек, включая двух членов экипажа. Погибли шесть человек. Выжила только трехлетняя девочка.

1 февраля самолет Ан-148, вылетевший из московского аэропорта Домодедово в Орск, пропал с радаров через две минуты после взлета. На борту самолета находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Все они погибли.

5 мая произошел крупный пожар на борту авиалайнера Sukhoi Superjet 100, который вылетал из аэропорта Шереметьево и совершал регулярный рейс Москва — Мурманск. Погиб 41 человек, десять пострадали.

Ранее Федеральное агентство новостей сообщало, что аварийную посадку в аэропорту Внуково совершил бизнес-джет HAWKER 900XP, который летел из Литвы. Самолет приземлился в штатном режиме, при этом по посадочной полосе он проехался без одной стойки шасси, заваливаясь на бок на рулежке.

Ан-12

Транспортный самолет Ан-12, выполнявший рейс из Якутска в Иркутск, упал при заходе на посадку. Спасатели обнаружили самолет горящим на земле. По предварительным данным, все, кто находился на борту, погибли.

По данным МЧС России, самолет пропал с радаров в 14:45 по московскому времени. Как сообщили в Росавиации, связь с Ан-12 была потеряна после того, как его экипаж доложил о необходимости уйти на второй круг.

Самолет обнаружили горящим в 7 км от Иркутска в районе населенного пункта Пивовариха. На борту самолета, по информации МЧС, находились семь человек.

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, находящийся на месте катастрофы, заявил, что при крушении Ан-12 никто не выжил. "Все погибли. Фрагменты тел имеются. По некоторым данным, [погибли] от пяти до семи человек", - сказал он (цитата по ТАСС).

Трое членов экипажа, по предварительной информации, погибли, среди них лётчик-испытатель Герой России Николай Куимов. Причины крушения устанавливаются.

Самолёт Ил-112 разбился в Кубинке, выживших нет

Днём 17 августа при заходе на посадку на подмосковный аэродром Кубинка разбился военно-транспортный самолёт Ил-112В, выполнявший испытательный полёт. На борту, по предварительным данным, находились трое членов экипажа. Все они погибли. Командиром разбившегося в Подмосковье Ил-112В был лётчик-испытатель Герой России Николай Куимов. Вместе с ним погибли лётчик-испытатель 1-го класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель 1-го класса Николай Хлудеев.

Герой России Николай Куимов. Фото © vzlet.mai.ru

Командиром потерпевшего крушение Ил-112В был Герой России Николай Куимов

За несколько дней до аварии Ил-112В прибыл из Воронежа в Москву для участия в форуме "Армия-2021". Эта машина считается одной из самых новых: самолёт ещё проходит испытания и должен заменить устаревшие Ан-24 и Ан-26. Первый полёт машина совершила 30 марта 2019 года.

После этого лётные испытания единственного прототипа были остановлены на два года для доработок конструкции и уменьшения веса самолёта, в результате чего второй полёт опытного Ил-112В состоялся только 30 марта 2021 года. С этого момента прототип совершил всего 15 полётов по программе предварительных испытаний.

Почему разбился Ил-112

Фото © Wikipedia

На кадрах, опубликованных очевидцами, хорошо видно, как у опытной машины, которая заходит на посадку, сначала дымится, а затем горит правый двигатель. По неподтверждённым данным, в двигателе Ил-112В случился помпаж — неисправность, которая появляется из-за нарушения работы двигателя. Часто причиной помпажа могут быть нарушения при проведении ремонта или обслуживания. Другая причина — дефект при сборке (или проектировании) силовой установки.

"Упал, мама дорогая": Очевидцы сняли момент крушения Ил-112В в Подмосковье

На Ил-112В установлены два газотурбинных двигателя ТВ7-117, разработанные компанией "Климов". Эти же двигатели используются в самолётах Ил-114 и вертолёте Ми-38. Источник Лайфа из авиационной отрасли отмечает, что с самолётом и его двигателями не было никаких проблем: "Борт пришёл из Воронежа, постоял на полосе, сегодня взлетели и начали выполнять пилотаж. Потом резко пожар — и всё".

Перед крушением экипаж успел доложить о возгорании на борту, однако данных о том, как сработала система пожаротушения, нет. Среди версий, которые проверяются специалистами в первую очередь, есть и отказ системы пожаротушения. В "Ростехе" уже создают комиссию с привлечением авиастроительных НИИ и заводов для расследования причин аварии самолёта. Военные лётчики отмечают, что исправная система пожаротушения могла спасти опытный борт — Ил-112В, как и любой из военно-транспортных самолётов такого типа, спроектирован с учётом отказа одного из двигателей и может совершать посадку на одном агрегате.

Очевидцы сняли момент крушения Ил-112В в Подмосковье. Видео © Соцсети

Эксперты в области авиации отмечают, что, несмотря на возможные проблемы с опытным самолётом (упавший Ил-112В был единственным летающим самолётом, ещё один образец находился на статических испытаниях), есть вопросы к надёжности некоторых бортовых систем. Одной из причин крушения мог стать срыв самолёта в пике на правый борт. После этого вывести его на обратную траекторию лётчики уже не смогли — и 20-тонная машина упала в лес почти под прямым углом.

Другой причиной, по словам собеседника Лайфа из авиастроительной отрасли, могло стать разрушение крыла, вызванное горением двигателя. По словам специалистов, знакомых с расследованием авиакатастроф, ещё одной причиной крушения мог стать отказ гидросистемы, вызванный пожаром двигателя.

Этим, по словам авиационных специалистов, может объясняться и резкий "завал" машины вправо: повреждение гидросистемы могло спровоцировать смену положения закрылков — и самолёт, который лётчики до последнего пытались увести от жилых домов, перестал слушаться штурвал. Закрылки — отличительная особенность Ил-112В. На нём установлены специальные электрические управляющие поверхности, которые используют силу тока, а не давление жидкости, как в обычных самолётах. Такой подход, по словам разработчиков, позволяет снизить вес системы, повысить её эксплуатационные характеристики и ремонтопригодность. Однако был ли оснащён этой системой упавший борт, пока не известно.

Что будет с Ил-112

Во время расследования причин катастрофы Ил-112 в Кубинке следователи изучат десятки чертежей и привлекут не менее сотни авиационных специалистов. Многое прояснится после того, как с места падения самолёта будут изъяты бортовые самописцы. Если версия с технической неисправностью подтвердится, работы над самолётом могут быть приостановлены до выяснения причин и устранения возможных проблем.

Ил-112В — новейший военно-транспортный самолёт, создаваемый ПАО "Ил" для воздушно-космических войск России. Производитель и разработчик самолётов планировал производить как военную, так и коммерческую версию этой машины. При загрузке в 3,5 тонны перспективный самолёт должен доставлять грузы и людей на дальность в 2400 километров. Крейсерская скорость машины при этом должна составлять 500 километров в час.

Трагедия Ан-26 в Харьковской области. Был ли шанс на спасение?

В результате авиакатастрофы в районе украинского города Чугуев спасся только один курсант Харьковского университета Воздушных сил ВСУ. Выводы государственной комиссии о причинах крушения военного самолёта будут готовы к 25 октября, а пока эксперты отмечая надёжность Ан-26, объясняют, при каких обстоятельствах выживших могло быть больше

На место трагедии сразу выехал губернатор Харьковской области Алексей Кучер, а утром туда прибыли министр обороны Украины Андрей Таран, министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, начальник Генерального штаба Руслан Хомчак, глава ГСЧС Николай Чечеткин и вице-премьер Олег Уруский, который возглавил государственную комиссию по расследованию обстоятельств катастрофы. Прилетел и президент страны Владимир Зеленский.

Спасатели приступили к разбору завалов, эксперты осмотрели место крушения самолёта и произвели выемку необходимой документации, проведены допросы свидетелей, назначены судебные экспертизы.

На всей территории страны по указу Зеленского объявлен день траура 26 сентября.

Накануне вечером, 25-го сентября, источник издания Depo.ua в Министерстве обороны Украины сообщил, что причиной катастрофы стал отказ двигателя. Об этом, по его словам, 30-летний командир самолёта сказал по рации незадолго до крушения. Глава ведомства Андрей Таран не стал спешить с выводами, сказал, что произошла какая-то техническая неисправность, какая именно, станет известно после расшифровки чёрного ящика. Их, к слову, уже извлекли.

По факту крушения Ан-26 возбуждено дело по статье о нарушении правил полётов и подготовке к ним, что привело к катастрофе и тяжким последствиям.

Государственное бюро расследований Украины уточнило, что следователи проверяют 4 версии:

1. катастрофа вследствие технической неисправности агрегатов летательного аппарата;

2. катастрофа вследствие ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей экипажем;

3. ненадлежащее исполнение служебных обязанностей лицами, которые были ответственными за управление полетами;

4. ненадлежащее техническое обслуживание самолёта и подготовки его к полёту

В свою очередь, командования Воздушных сил Украины подчеркнуло, что капитальный ремонт Ан-26 не планировался, поэтому информация, будто борт не был готов к выполнению полётов и готовился в ближайшее время к ремонту, не соответствует действительности.

Он добавил, что срок до очередного ремонта истекал 21 июня 2022 года.

В день трагедии, по словам Тарана, Ан-26 совершил 6 вылетов и совершил 5 успешных посадок, всё шло по плану.

Как бы то ни было Зеленский отдал поручение приостановить любые полёты с привлечением аналогичных самолётов до выяснения причин трагедии, а также проверить все контракты в оборонной отрасли и усилить контроль в сфере закупок военной техники и её обслуживания. В свою очередь премьер-министр Украины Денис Шмыгаль на экстренном заседании правительства поручил министру обороны провести объективное расследование, на время которого будут отстранены все лица, ответственные за организацию учебных полётов. Отчёт о причинах авиакатастрофы государственная комиссия должна представить до 25 октября. По словам Уруского, возглавляющего эту комиссию, только на опознание тел погибших понадобится 2-3 недели, поскольку идентифицировать их не удаётся, понадобится экспертиза ДНК. Каждая семья, которая потеряла в катастрофе родственника, получат от Министерства обороны единовременное пособие в размере 1,576 млн гривен, или $55 тысяч.

Президент и губернатор Харьковской области навестили единственного выжившего в этой трагедии курсанта Вячеслава Золочевского в больнице и узнали подробности произошедшего.

То есть он не выпрыгнул из самолёта до столкновения с землёй, как сообщалось изначально.

Авиакатастрофа в Донбассе. Важные детали со спортивной спецификой

Трагедия в Харьковской области не оставила равнодушными жителей других стран. Соболезнования семьям погибших выразили Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, начальник российской Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина генерал-полковник Геннадий Зибров, министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр, глава МИД Литвы Линас Линкявичюс, премьер-министр Молдавии Ион Кику. Слова поддержки своей украинской коллеге Людмиле Денисовой передала уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель выразил соболезнования Владимиру Зеленскому, Андрею Тарану и главе МИД Украины Дмитрию Кулебе.

Читайте также: