Приемы ухода за растениями полученными рассадным способом

Обновлено: 19.09.2024

Семена цветочных культур высевают в условиях защищенного и открытого грунта, используя соответственно 2 способа выращивания растений – рассадный и безрассадный. Способ выращивания во многом определяет и сроки посева семян, которые зависят также от биологических особенностей цветочных культур, намеченных сроков цветения и реализации продукции.

Рассадный способ выращивания предполагает посев семян в условиях защищенного грунта, рассаживание сеянцев и выращивание рассады. Этот способ выращивания широко применяют при разведении однолетних и двулетних цветочных культур открытого грунта, многие из которых имеют длительный период вегетации и при посеве в открытый грунт зацветают очень поздно. Рассаду этих культур широко используют для посадки в цветники, куда растения высаживают уже цветущими, что позволяет быстро создать декоративный эффект.

Через рассаду выращивают также некоторые многолетние цветочно-декоративные растения открытого грунта, формирующие малоразветвленную корневую систему, а также селекционный, а в ряде случаев и ценный сортовой материал. Сеянцы, выращенные в защищенном грунте, часто используют и для получения срезочной и горшечной продукции в условиях оранжерейно-парникового хозяйства (цикламен, глоксиния и др.).

При рассадном способе выращивания семена высевают в условиях защищенного грунта в различные сроки, но чаще всего с февраля по июнь. В зависимости от количества семян, выращиваемой культуры и сроков проведения работ посевы проводят в деревянные ящики (30×60×5 см), плошки, горшки или грунт парника. Емкости предварительно дезинфицируют раствором 40%-ного формалина (1:300). Дренажные отверстия в горшках или плошках закрывают черепком (выпуклой стороной вверх), поверх которого насыпают дренаж (крупнозернистый песок, мелкий гравий, керамзит, битый кирпич) слоем 2–3 см, а затем почвенную смесь.

Используемые для посева семян почвенные смеси должны быть легкими по механическому составу, хорошо пропускать воду, иметь нейтральную реакцию и достаточное содержание питательных элементов в доступной для растений форме. Поэтому в состав таких смесей часто входят торф, перегной, песок, дерновая, листовая земля. Перед составлением смесей землю предварительно обеззараживают химическим или термическим способом.

В ящиках почву насыпают вровень с бортиками, после чего ее уплотняют легкой трамбовкой на 0,5–1 см ниже краев ящика. Поверх утрамбованной почвы через мелкое сито просеивают питательную легкую землю слоем 1–2 см, субстрат хорошо увлажняют и производят посев семян. В парниках посевы семян проводят в прогретую, тщательно выровненную, слегка уплотненную и влажную земляную смесь, насыпанную слоем 10–12 см. Расстояние между поверхностью почвы и парниковой рамой при посеве семян должно быть не менее 8–10 см, а для распикированных сеянцев – 10–20 см, иначе растения в холодную погоду подмерзнут, а в жаркую – получат ожоги.

При рассадном способе выращивания семена высевают вразброс. Мелкие семена не заделывают, а слегка прижимают к почве легкой трамбовкой, увлажняют из опрыскивателя и накрывают стеклом или пленкой. Семена средних размеров присыпают сверху просеянной легкой садовой землей слоем не более двойной толщины семени. При посеве в условиях защищенного грунта достаточно крупных семян землю маркируют и в образовавшиеся лунки опускают семена на глубину не более тройной толщины семени.

Уход за посевами состоит в их опрыскивании или осторожном мелкокапельном поливе с использованием теплой воды (20–25°С), регулярном проветривании (приподнимают стекло или пленочное укрытие), соблюдении светового режима и поддержании температуры от 16 до 25–30°С. Семена растений умеренного климата начинают прорастать при температуре 16–18°С, субтропиков – 18–20°С, тропиков – 24–30°С. Чем выше температура субстрата, тем энергичнее и быстрее идет прорастание семян. Поэтому при выращивании цветочной рассады температуру почвы желательно поддерживать на 2–3°С выше температуры окружающего воздуха.

С появлением всходов температуру воздуха снижают на 2–3°С, а емкости с растениями выставляют ближе к свету, что препятствует вытягиванию сеянцев. В первое время всходы нуждаются в затенении от прямых солнечных лучей, для окрепших сеянцев освещение должно быть полным. Нельзя допускать подсушки и переувлажнения посевов и всходов, влажность субстрата должна быть равномерной.

Важным агротехническим приемом при рассадном способе выращивания растений является пикировка, или рассаживание сеянцев. Она способствует увеличению площади питания растений, образованию хорошо развитой и разветвленной корневой системы, улучшает условия роста сеянцев. Пикировку проводят в фазе семядолей или с появлением 1–2 настоящих листьев. Задержка с пикировкой часто приводит к плохой приживаемости переросших сеянцев, а иногда и к их гибели. При разреженных посевах можно избежать пикировок, чем достигается экономия трудозатрат, но при этом формируется недостаточно разветвленная корневая система, а также увеличиваются площади защищенного грунта при таком же выходе растений.

Пикировку проводят в пикировочные ящики (30×60×7 см) или горшки размером по верхнему диаметру 7 или 9 см, а также в грунт парников. При выращивании рассады растений, отличающихся компактностью и быстрым развитием от посева до цветения, широко используют также пластиковые кассеты (например, марки Multitrey голландского производства) с разным размером ячеек и их количеством. Рассада с закрытой корневой системой, выращенная в горшках или кассетах, быстро приживается и практически не болеет. Обычно проводят 1 пикировку, только очень мелкие и медленно развивающиеся сеянцы пикируют 2–3 раза с интервалом до 1 месяца.

Для пикировки подбирают земляные смеси близкие к тем, которые использовались при посеве семян выращиваемой культуры, но с более питательным составом. При каждой последующей пикировке используют более плотные и плодородные земляные смеси, а площадь питания растений увеличивают. Ее устанавливают для каждого вида и даже сорта растений с учетом размеров рассады и скорости роста. При пикировке в ящики и парники сеянцы размещают рядами в шахматном порядке.

Пикировку проводят с использованием деревянного пикировочного колышка, соблюдая следующую последовательность операций. Поверхность почвы в емкости, предназначенной для пикировки, тщательно выравнивают, поливают и маркируют (в ящиках и парниках). За несколько часов до пикировки сеянцы обильно поливают. Пикировочным колышком их осторожно извлекают из субстрата, затем, удерживая за семядольные листья, внимательно осматривают, выбраковывают слабые, поврежденные, недоразвитые.

У отобранных для рассаживания растений укорачивают кончик корня, прищипывая его руками на 1 /3 длины. После этого растения осторожно опускают до семядольных листьев в заранее подготовленные с использованием того же колышка отверстия в почве. При этом внимательно следят за тем, чтобы корни не переплелись и не загнулись. Далее, придерживая растение, колышек на некотором расстоянии от него наклонно втыкают в землю несколько глубже посадочной ямки. Заглубленную часть растения плотно обжимают землей движением колышка от себя. Ямку, образовавшуюся после выемки колышка, заравнивают при оправке растения.

После пикировки растения опрыскивают водой, на несколько дней помещают в защищенное от прямых солнечных лучей место и содержат при такой же температуре, как при посеве семян. Спустя 2–3 дня температуру воздуха снижают на 2–5°С.

Рассаду некоторых быстрорастущих цветочных культур иногда выращивать без пикировки, высевая семена в парниках рядовым способом.

На протяжении всего периода выращивания рассады землю содержат в рыхлом состоянии, удаляют появляющуюся сорную растительность. Распикированные сеянцы защищают от сквозняков, регулярно опрыскивают или поливают. В течение 10–15 дней до посадки рассады в цветники проводят ее закаливание с целью адаптации растений к колебаниям факторов окружающей среды. Для этого постепенно увеличивают проветривание парников и прямую освещенность растений, затем парниковые рамы или пленочные укрытия снимают днем, и, наконец, растения оставляют раскрытыми на всю ночь. В результате рассада получается сильной, здоровой, способной безболезненно переносить пересадку в открытый грунт.

Большинство однолетних цветочных культур выращивают из семян. Условно однолетние виды (антирринум, вербена, петуния и др.) иногда размножают вегетативно. Ковровые растения, являющиеся по своей природе многолетними видами, размножают преимущественно черенками.

Однолетние цветочно-декоративные растения различаются по длительности периода развития от посева до цветения, что во многом определяет их агротехнику и позволяет выделить среди них следующие группы по продолжительности этого периода:

– 130–180 дней (бегония вечноцветущая, вербена, лобелия);

– 100–130 дней (агератум, антирринум, каллистефус и др.);

– не более 70 дней (календула, маттиола, эшшольция и др.).

Семена растений первой группы высевают в январе – феврале в условиях оранжерей, реже на гряды под зиму (холодостойкие культуры); второй – в марте в оранжерее или теплых парниках; третьей – в апреле в парники или в конце апреля – начале мая в открытый грунт.

В соответствии с этим однолетние культуры выращивают рассадным и безрассадным способами.

Рассаду однолетних цветочно-декоративных растений используют для озеленения важнейших объектов садово-паркового строительства, куда растения высаживают в бутонизирующем или цветущем состоянии, что позволяет в короткие сроки создать декоративный эффект.

Для выращивания рассады летников можно использовать смесь дерновой земли, листового перегноя и песка в соотношении 1:1:1. Посевы содержат при температуре 18–20°С, при появлении всходов ее снижают до 15°С. Рассаду холодостойких культур (гвоздика, каллистефус, левкой и др.) выращивают при температуре 12–14°С и активной вентиляцией; теплолюбивых (бархатцы, петуния, циния, шалфей) – при температуре 20–22°С.

У большинства летников всходы появляются на 8–12 день. Культуры, семена которых высевают в ранние сроки (антирринум, лобелия и др.) или у которых очень мелкие всходы (бегония, лобелия и др.), выращивают с несколькими пикировками. Вторую и третью пикировки проводят с интервалом в один месяц. Большинство летников пикируют 1 раз по 1 шт. в горшки диаметром 7 или 9 см или по 100 шт. на стандартный пикировочный ящик.

Уход за рассадой состоит в своевременной прополке и рыхлении почвы, поливе и подкормке растений. В процессе выращивания рассады производят две жидкие подкормки: первую – азотными удобрениями, вторую – полным минеральным удобрением. Для рассады антирринума, чины душистой необходима прищипка побегов для усиления кущения.

С целью закаливания емкости с рассадой летников в мае помещают в парники, постепенно уменьшают полив и усиливают проветривание, а затем, сняв парниковые рамы, постепенно приучают растения к колебаниям ночных и дневных температур.

Посадку летников в цветники проводят в мае и заканчивают в первой декаде июня. Сначала высаживают холодостойкие (вербена, капуста, левкой и др.), а спустя 2–3 недели, в начале июня – теплолюбивые (бархатцы, бегония, петуния и др.) культуры. Расстояние между растениями в цветниках устанавливают в зависимости от их размеров: для низкорослых – 15–20 см, среднерослых – 25–30 см, высокорослых – 40–50 см.

Рассада летников имеет поверхностную корневую систему, развившуюся в результате пикировок, поэтому нуждается в систематическом уходе и частом поливе.

В условиях умеренного климата в открытый грунт высевают семена летников, характеризующиеся быстрым ростом и развитием. При безрассадном способе выращивания применяют различные сроки грунтовых посевов:

– ранневесенний (вторая половина апреля) – высевают семена крестоцветных (маттиола, иберис и др.), т. к. они успевают окрепнуть до появления вредителей, и семена других холодостойких культур (василек, календула, космея, эшшольция и др.);

– поздневесенний (первая декада мая) – высевают семена теплолюбивых культур (бархатцы, настурция и др.);

– подзимний посев (конец октября – начало ноября) по замерзшей земле с мульчированием торфом или перегноем (0,5–2 см) – антирринум, василек, годеция, календула, космея и др.;

– зимний посев по снегу слоем 15–20 см с последующим мульчированием – те же виды, что и для подзимних посевов.

При небольших объемах работ посевы производят вручную, при значительных – используют тракторные или ручные сеялки. Семена летников высевают на легких почвах с хорошо спланированной поверхностью. Плодородие почвы обеспечивается в зависимости от потребности конкретной культуры. Наиболее оптимальным является гнездовой способ посева семян на расстоянии, принятом при посадке рассады соответствующего вида или сорта. Всходы прореживают 2–3 раза: первый – в фазе 1–2 настоящих листьев, второй и третий – 3–5 настоящих листьев (через 10–15 дней). После последнего прореживания в гнезде оставляют одно-два растения.

Для сокращения сроков прорастания семян, получения более дружных всходов и здоровых крепких растений иногда используют предпосевную обработку семян летников, например, воздействуют переменными температурами, растворами стимуляторов или микроэлементов.

Уход за летниками в цветниках

К основным мероприятиям по уходу за однолетними цветочными культурами в цветниках относят: подкормки, полив, рыхление и прополки, борьбу с болезнями и вредителями, прищипку и пасынкование.

Норму внесения удобрений устанавливают в зависимости от содержания питательных элементов в почве. Для растений этой группы в 1 л субстрата садовой земли по рекомендациям Х. Дрюза должно содержаться, мг д. в.: азот – 100–150, фосфор (Р205) – 175–300, калий (K2O) – 350–550. Нижние пределы рекомендуются для молодых растений, верхние – для цветущих. Оптимальная кислотность субстрата – 6–6,8. Обычно летники в цветниках подкармливают трижды. Первую подкормку проводят после того как рассада прижилась, полным минеральным удобрением (например, 50 кг/га аммиачной селитры, 100 кг/га суперфосфата и 50 кг/га сернокислого калия). Вторую подкормку осуществляют в период бутонизации, третью – через 15–20 дней, в начале цветения. При этом вносят только фосфорнокалийные удобрения (например, 150 кг/га суперфосфата и 60–90 кг/га сернокислого калия). Сухую подкормку осуществляют вручную, по бороздам или культиваторами-растениепитателями; жидкую – вручную или поливомоечными машинами.

Для обеспечения высокой продуктивности цветения и плодоношения цветочные однолетники нуждаются в регулярном поливе. Потребность в воде зависит от биологических особенностей видов и в различные периоды развития неодинакова. Большинство культур односезонного использования умеренно влаголюбивы. Оптимальная влажность почвы для них – 50–60% НВ. Наибольшую потребность в воде летники испытывают в период интенсивного роста и бутонизации, во время цветения она снижается, а к моменту созревания семян падает до минимума. Количество поливов летников в течение вегетации зависит от почвенно-климатических условий.

Теплолюбивые летники (агератум, бархатцы, петуния, сальвия и др.) не выносят заморозков и плохо растут при невысокой температуре (5–10°С), холодостойкие (антирринум, вербена, каллистефус, капуста декоративная и др.) – выносят заморозки до 3°С, продолжая цвести и в холодную погоду.

Для борьбы с сорняками регулярно рыхлят и пропалывают почву, что особенно важно, пока летники не сомкнуться. Действие гербицидов на однолетние цветочные культуры пока изучено недостаточно, однако имеющиеся сведения свидетельствуют об их высокой эффективности. Например, для борьбы с сорняками на посадках чины душистой эффективен прометрин (2 кг/га); астры однолетней и гвоздики Шабо – ронит (3–5 кг/га); бархатцев – линурон (2–3 кг/га) и трефлан (2–3 л/га); сальвии – прометрин (2–3 кг/га).

Для борьбы с вредителями и болезнями применяют агротехнические (глубокая зяблевая вспашка, уничтожение сорняков, известкование, фосфорно-калийные подкормки), физико-механические (пропаривание почвы, термическая обработка семян, устройство ловушек и др.) и химические (применение фунгицидов и инсектицидов) мероприятия. Только сочетание их в комплексе, как правило, дает необходимый эффект.

Для регулирования цветения и плодоношения, ускорения созревания семян, повышения их урожайности и посевных качеств, проводят прищипку и пасынкование некоторых летников (антирринум, чина душистая и др.).

Сбор семян летников осуществляют во второй половине лета или осенью по достижении плодами уборочной спелости. У однолетних культур с растянутым сроком созревания и легкораскрывающимися плодами (агератум, астра, календула, космос, петуния, сальвия, тагетес и др.) семена собирают выборочно и многократно, а у растений с прочными плодами и дружным созреванием (настурция, портулак и др.) – одновременно.

Семена цветочных однолетников собирают вручную, в крупных хозяйствах – семяуборочными машинами и комбайнами. После просушки их обмолачивают вручную, молотилками или комбайнами. Сразу после обмолота семена отделяют от примесей и сортируют по крупности и удельной массе на семяочистительных машинах. Небольшие партии семян хранят в пакетах или ящиках, большие – в мешках.

ПМ01: Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищённом грунте.

Тема №4 Уход за растениями размноженных рассадным и безрассадным способом

Мастер производственного обучения

Новикова Тамара Владимировна

Санкт-Петербург 2019 г.

План урока учебной практики

ПМ01: Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте

Тема № 4 Уход за растениями размноженным рассадным и безрассадным способами

Цели урока : Формировать навыки по уходу за растениями горшечных цветочных культур

- актуализация знаний полученных в процессе освоения МДК "Технология выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте"и общепрофессиональных дисциплин;

- формирование профессиональных и общих компетенций:

ПК 1.5. Ухаживать за растениями, размноженными рассадным и без рассадным способов

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных, руководителем.

ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, за результаты своей работы.

ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

-совершенствование трудовых приемов и навыков

-освоение новых трудовых приемов и навыков

- совершенствование навыков рациональной организации труда

- совершенствование навыков планирования собственной деятельности и самоконтроля при выполнении всех видов работ

-воспитание самостоятельности в процессе выполнения задания, чувства ответственности за результат своего труда

-формирование бережного отношения к горшечным культурам, рабочему инструменту

-воспитание чувства уверенности в себе, культуру труда.

Комбинированный (повторение пройденного материала, освоение новых приемов, самостоятельное выполнение учащимися комплексных работ).

Для выполнения запланированного вида работ обучающиеся
должны знать :

-правила техники безопасности и охраны труда,

-сроки и условия выполнения по уходу за растениями

-нормы внесения удобрений

-использовать специализированное оборудование и инструменты;

-подготавливать инструмент для работ по уходу за растениями

-подготовить растения для работы

-выполнять заданную работу с горшечными растениями

2.садовый совок -5шт.

3. рыхлители -10 шт

1.земельная смесь -10 литров

2.речной песок-1 ведро

3.удобрения - Фертика -5 упаковок

МДК01.01Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом

и защищенном грунте

-Обучающиеся занимают места в кабинете теоретической подготовки

-Дежурный раздает дневники

-Заполнение дневника УП (дата, тема)

2. Вводный инструктаж (40-45мин)

1. Мастер знакомит обучающихся с темой и целями урока.

-Создание у обучающихся мотива к выполнению учебно-производственной работы, как внутреннего побудителя, придающего деятельности личностный смысл и соответствующего требованиям процесса обучения и профессиональным требованиям.

-Актуализация знаний осуществляется при устном опросе обучающихся по материалу, пройденному на предыдущих уроках учебной практики и в процессе изучения МДК

1.Какие бывают виды ухода за растениями ? (слайд 1)

2. Вспомните что такое фитопрочистка? (слайд2,слайд 3.)

3. Вспомните для чего нужен полив растениям.

- Как правильно производить полив? ? (слайд 4)

4.Вспоминаем ,что такое аэрация?

-Как правильно производить аэрацию растения ? (слайд 5)

5.Для чего добавляем земляную смесь? (слайд 6)

6.Нужно ли вносить удобрения ? (сезонно) (слайд 7)

7.Можно ли обойтись без опрыскивания, без уборки пыли с листьев ? (слайд 8 и 9)

8.Чтобы растения не болели ,как мы можем им помогать ? (слайд 10)

9.В конце выполненного задания на уроке –уборка рабочего места (слайд 11 и 12)

2. Мастер рассказывает:

- как определить какому растению нужен тот или иной уход?.

3. Мастер объясняет алгоритм выполнения задания и озвучивает критерии оценивания результатов работы (оценка повышает интерес учащихся к работе, стимулирует их заинтересованность к успеху в обучении).

4. Мастер демонстрирует инструменты и оборудование которые будут использованы для выполнения по уходу .

5. Мастер напоминает о необходимости бережного отношения к материалам, оборудованию и горшечному материалу.

6. Мастер распределяет обучающихся на бригады по четыре – пять человек.

Переход обучающихся на 2 рабочие площадки :

1) производственная теплица №2

Проверка внешнего вида обучающихся, соответствия одежды требованиям охраны труда (обучающие должны иметь спецодежду, хлопчатобумажные и резиновые перчатки, волосы аккуратно убраны ).

Текущий инструктаж (230-240 мин)

1. Мастер проводит повторный инструктаж по правилам охраны труда во время выполнения учебно-производственных работ

2. Мастер напоминает последовательность выполнения задания и критерии оценки выполнения работы:

-соблюдение правил охраны труда;

-соблюдение последовательности выполнения операций;

- соблюдение технологических требований.

3. Мастер распределяет бригады по рабочим местам

4. Бригадиры выбирают инструмент и получают перевалочный материал

5. Мастер демонстрирует основные приемы выполнения работ

6. Самостоятельная работа учащихся в соответствии с полученным заданием.

I этап выполнения задания: Определение ухода с данными растениями

II этап выполнения задания: Выбор определенного инструмента для выполнения задания

III этап выполнения задания: Фитопрочистка

IV этап выполнения задания: Подкормка

Vэтап выполнения задания: Аэрация (рыхление)

VI этап выполнения задания: Полив

VII этап выполнения задания: Уборка рабочего места

Целевые обходы мастера:

Текущее наблюдение за учащимися в процессе работы (накапливание данных о результатах работы каждого обучающегося)

- Проверка соблюдения последовательности операций ,обработке ,фитопрочистке, аэрации, замене земельной смеси, поливе, подкормке растений, корректировка действий обучающихся.

- Проверка использования инструмента при уходе за растениями, соблюдения последовательности выполнения технологических операций ,корректировка действий обучающихся.

-Проверка правильности выполнения трудовых операций, соблюдения требований охраны труда. Контроль качества выполняемых работ.

Заключительный обход. Оценка результатов выполненного задания .

-Прием мастером выполненных работ обучающихся.

-Уборка рабочего места и рабочей территории.

Обучающиеся возвращаются в кабинет теоретической подготовки.

Заключительный инструктаж (35-40мин)

Совместный анализ и оценка работы мастером и обучающимися на основании ранее определенных критериев ,обсуждение причин возникновения и способов устранения типичных ошибок.

Индивидуальная оценка мастером работы обучающихся с выставлением отметок в журнал учебной практики. Самостоятельный анализ обучающихся достижения целей урока.

Подведение итогов занятия. Заполнение дневника обучающимися.

Выставление оценок в журнал и дневники.

1.Уход за растениями открытого грунта

2.Болезни и вредители комнатных растений

Список используемой литературы:

2. Серпухова В. И.,Тавлинова Г. К. Комнатные и балконные растения. М.: Прейскурантиздат 2017г.

Соблюдение техники безопасности

Правильное использование инструмента

Использование рабочего инструмента по назначению , соблюдая правила техники безопасноти

Определить уход с данными растениями

Данные растения обследовать и определить , какой уход произвести с данным экземплярами

Правильное определение ухода и обследование растения

Выбор инструмента Выполнение видов работ

Выбрать подходящий инструмент для выполнения работ

Выполнение определяющих видов работ по уходу за растениями

Правильно выбрать подходящий инструмент для данного вида работы

Выполнение видов ухода: Фитопрочистка

Очистить растение от сухих, желтых , поврежденных листьев Очистить от отцветших соцветий

Точно выполнить данный вид работы к определенному растению

Внесение удобрений, Подкормка

Внести удобрение-Кемира -2 г. на 2 литра воды( корневая и внекорневая подкормка )

Сделать правильное соотношение воды и удобрения .Внести определенную норму

В зависимости от вида растения , правильно произвести аэрацию ручным рыхлителем

Правильно и аккуратно произвести аэрацию в данных экземплярах растений

В зависимости от вида растения , произвести правильный полив-в поддон или в грунт

Произвести правильный дозированный полив для разных видов растений

Уборка рабочего места

В конце работы убрать все инструменты по своим местам,

оставить чистое рабочее место

Уборка инструмента в определенное место и тщательная уборка своей рабочей территории

Если вы мечтаете вырастить на своем участке привлекательные однолетники, чтобы создать клумбу непрерывного цветения, то эта статья для вас. Потому что сегодня я расскажу вам, как правильно вырастить здоровую рассаду и избежать распространенных ошибок.

Подбираем емкости

Для выращивания рассады лучше всего подходят отдельные горшки, чтобы миновать пикировку. Именно в одиночных горшках появляются более крепкие всходы, отличающиеся стойкостью против различных видов гнилей.

В качестве идеальной емкости можно использовать как одноразовые стаканчики, так и деревянные ящики. Вне зависимости от выбранной емкости важно организовать отверстия в дне, чтобы через них выходила лишняя влага.

Субстрат для рассады

Для выращивания рассады не подойдет почва, в которой росли комнатные растения. Грунт должен быть новым. Подходящий субстрат можно приобрести в любом садовом центре либо приготовить своими руками. Во втором случае придется провести дезинфекцию путем прогревания в духовке.

Идеальный субстрат для однолетних растений должен состоять из нескольких составляющих: дерновая и листовая земля, перегной и песок. Все компоненты смешиваются в равных соотношениях.

Сеем семена

Чтобы получить здоровые всходы, главное придерживаться некоторых правил:

Уход за рассадой

Чтобы всходы укрепились и благополучно росли, нужно выполнять ряд последовательных действий:

  • Грамотный полив. Здесь важно соблюдать баланс: грунт не должен пересыхать, однако и заливать его не стоит. Вода для полива ни в коем случае не должна быть холодной. Молодые сеянцы можно увлажнять пульверизатором, а взрослую рассаду следует поливать в поддон.
  • Внесение удобрений. Рассада в обязательном порядке нуждается в подкормках, причем первый раз ее нужно провести уже спустя пару недель с момента посева. В качестве оптимальной подкормки я использую комплексные минеральные составы. До момента посадки рассады в открытый грунт нужно провести не менее двух подкормок.
  • За пару недель до высадки в грунт, причем неважно идет ли речь об открытом грунте или о теплице, рассаду нужно закалить. Для этого достаточно каждый день выносить рассаду на открытый воздух. Время закаливания нужно постепенно увеличивать, начиная с двух часов. Однолетники, стойкие к холодам, можно выносить на улицу, как только температура поднимется до 8 градусов. Если речь идет о теплолюбивых культурах, стоит подождать, пока воздух прогреется до 12 градусов.

Высаживаем рассаду в грунт

Приступать к высадке в открытый грунт можно, начиная с конца мая. Для выбора конкретного времени стоит ориентироваться на климатические особенности своего региона, а также на сортовые особенности растений. Для пересадки лучше выбирать сухой пасмурный день.

Грунт к моменту пересадки также нужно заранее подготовить. Для этого достаточно прорыхлить, внести минеральные и органические подкормки и организовать посадочные бороздки.

Если вы будете придерживаться этих несложных правил, у вас обязательно получится вырастить идеальную клумбу из красивых однолетних растений.

Читайте также: