Принципы экологического управления популяциями вредителей

Обновлено: 05.10.2024

Гост

ГОСТ

Понятие и сущность государственного экологического управления

Государственное управление в сфере экологии – это деятельность соответствующих органов государственного управления, направленная на обеспечение использования на рациональной основе и воспроизводство природных ресурсов, сохранности и развития окружающей среды.

Государственное управление в сфере экологии осуществляется в двух направлениях:

  • во-первых, в направлении управления использованием природных ресурсов и окружающей среды;
  • во-вторых, в направлении управления охраной окружающей среды.

Систему государственного управления в сфере экологии составляют два вида органов государственного управления:

  • во-первых, органы экологического управления общей компетенции;
  • во-вторых, органы экологического управления специальной компетенции.

В первом случае речь идет о тех органах государственного управления, которые не предназначены единственно для осуществления управления экологией на территории государства, но решают определенные задачи в этой сфере. Примером такого органа государственного управления выступает Правительство Российской Федерации, которое определяет основную направленность экологической политики государства.

Во втором случае речь идет о тех органах государственного управления, которые созданы для осуществления управления в сфере экологии. Для них выполнение таких функций является либо единственным, либо основным направлением деятельности.

Данную группу органов государственного управления можно в свою очередь разделить на три группы:

  1. Надведомственные органы государственного управления, осуществляющие управление по отношению к различным видам природных ресурсов. Примером такого органа государственного экологического управления является Министерство природных ресурсов, выступающее в качестве федерального органа государственного управления, призванного осуществлять государственную политику в сфере охраны, воспроизводства, координации деятельности по отношению к природным ресурсам в виде лесов, недр и вод;
  2. Ведомственные или отраслевые органы государственного экологического управления, призванные осуществлять управление в отношении конкретных видов природных ресурсов;
  3. Функциональные органы экологического управления, в задачи которых входит решение отдельных вопросов государственного экологического управления в отношении всех видов природных ресурсов. Примером таких органов государственного управления являются Министерство чрезвычайных ситуаций, Федеральные экологические службы и так далее.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика принципов государственного управления в сфере экологии

Экологическое государственное управление, как и любое иное государственное управление, основывается на определенных принципах.

Принципы экологического государственного управления – это теоретические основы его осуществления в отношении использования и охраны природных ресурсов государства.

Всю совокупность принципов государственного экологического управления можно разделить на две значимые группы:

  • принципы экологического государственного управления общего назначения;
  • принципы государственного экологического управления специального назначения.

В первом случае в число принципов государственного экологического управления включаются следующие:

  • во-первых, законность. Суть данного принципа состоит в том, что основу государственного управления в сфере экологии на территории Российской Федерации составляет законодательство, представленное федеральными, региональными и местными нормативно-правовыми актами;
  • во-вторых, ответственность органов государственного управления. Суть данного принципа состоит в том, что органы государственного управления федерального и регионального уровня несут ответственность за обеспечение населения благоприятной окружающей средой и экологической безопасности на территории всего государства;
  • в-третьих, вертикальная соподчиненность. Суть этого принципа состоит в наличии вертикальной иерархии органов государственного управления в сфере экологии, в рамках которой органы низшего уровня подчиняются органам высшего уровня;
  • в-четвертых, функциональное разделение. Суть этого принципа состоит в том, что отдельные функции в сфере экологического государственного управления распределяются между отдельными органами государственного управления исполнительного назначения.

Вторая группа принципов государственного управления в сфере экологии включает в себя следующую совокупность принципов:

  • во-первых, учет природных условий (бассейновый принцип). Суть данного принципа состоит в том, что при организации государственного управления в сфере экологии ответственные лица должны учитывать географическое расположение конкретных объектов и ресурсов;
  • во-вторых, разделение функций хозяйственно-эксплуатационного и контрольно-надзорного назначения при организации государственного управления в сфере экологии. Суть данного принципа состоит в том, что одни и те же органы государственного управления не могут осуществлять распоряжение определенными природными ресурсами и выполнение определенных охранных функций в отношении окружающей среды и контролировать эту сферу экологического управления. Реализация данного принципа призвана предотвратить злоупотребления в данной сфере государственного управления.

Читайте также: