Проблема подготовки детей к школе в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Оценить 427 1

Плетминцева Елена Геннадьевна

Воспитатель

г. Ульяновск

Проблема подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста в современных условиях.

Проблема готовности ребенка к школе всегда была актуальна, поскольку успешное решение задач развития личности ребенка, эффективность процесса обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько учитывается уровень подготовленности дошкольников к предстоящему обучению в школе . Современные исследования показывают, что 40% дошкольников приходят в первый класс общеобразовательной школы не готовыми к обучению.

Таким образом, поступающий в школу дошкольник должен обладать определенными признаками: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

К умственной зрелости относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т.д.

Под эмоциональной зрелостью понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является исследование проблемы психологической готовности к обучению в школе , составными компонентами которой являются мотивационная (личностная), интеллектуальная и эмоционально-волевая готовности, где:

Мотивационная готовность — наличие у ребенка мотива (желания) обучаться.

Выделены две группы мотивов учения:

социальные мотивы, которые связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

мотивы, которые связаны непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. Также включает в себя формирование у дошкольников качеств личности, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

Интеллектуальная готовность предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель учебной деятельности. Будущий первоклассник должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Частью психологической готовности к школе являются следующие параметры развития произвольности:

сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия;

ориентироваться на заданную систему требований;

внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, cамостоятельно выполнять их по зрительно воспринимаемому образцу.

Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностные особенности . Таким образом, к моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль, умение общаться с людьми, трудовые умения и навыки, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из перечисленных характеристик была у него развита в достаточной степени, в том числе и уровень речевого развития.

Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка старшего дошкольного возраста. Этим обусловлен тот факт, что проблема психологической готовности дошкольников к обучению в школе получает особое значение, поскольку от ее решения зависит успешность всего последующего обучения.

Конец дошкольного периода психологи характеризуют преобладанием наглядно-образного мышления или наглядно-схематического мышления . Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения. Специалисты отмечают, что наглядно-образное мышление является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

Таким образом, к 6—7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью. К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова.

К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития . Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами
общения, встающими перед ребенком в этот период.

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения.

В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка : формируется система соподчинительных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания.

Важная роль принадлежит ролевой игре, являющейся школой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил дошкольник считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения и оценку со стороны взрослого.

Психоэмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей.

Обобщив особенности развития детей предшкольного возраста, можно сделать вывод, что на этом возрастном этапе они отличаются:

достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;

у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать его слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;

его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;

особенностями развития речи.

Современная педагогическая наука ориентирована не на пассивное приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения.

Большое внимание уделяется развитию обучаемости, для которой характерны обобщенность мыслительной деятельности, экономичность, самостоятельность и гибкость мышления, смысловая память, связь наглядно-образных и словесно-логических компонентов мышления.

Таким образом, заинтересованность общества в создании оптимального режима для выявления и развития задатков всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения. Следовательно, одна из ее задач в общественном плане сводится к выявлению и максимальному развитию задатков и способностей подрастающего поколения.

Дифференцированный подход — это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей. При обучении младших школьников реализация дифференцированного подхода будет иметь следующие особенности:

обеспечение содержательной и методической преемственности, выбор оптимальных условий обучения;

обеспечение эффективного сочетания двух образовательных парадигм: аффективно-эмоционально-волевой и когнитивной;

oвладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности;

oрганизация диалога различных педагогических систем и технологий;

создание благоприятных условий для максимального развития задатков и способностей младших школьников;

ликвидация перегрузки в их обучении.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Она рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

1. Венгер А. Л., Цукерман Н. К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. — Томск, 1993.

2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов. Диагностика и критерии школьной готовности. — СПб., 2004.

Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение - стать школьником. Родителям и воспитателям важно знать уровень сформированного у ребёнка положительного отношения к школе, чтоб определить путь формирования его интереса к ней. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, и прежде всего - эмоционального отношения.

Многие родители считают, что если ребёнок посещает детский сад - значит подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет неполной и некачественной. Ребё нку требуется закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.

Критика и раздражение родителей мешают обучению,. дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться "комплекс неудачника".

Таким образом, залогом успешного обучения в школе является совместной задачей педгогов и родителей.

Праздник Осени: яркие моменты его подготовки и проведения в детском саду

Праздник Осени: яркие моменты его подготовки и проведения в детском саду Осень - прекрасная пора, щедрая на красоту и урожай! Осенние праздники в детских садах являются чудесным логическим завершением этого.

Праздник Осени: яркие моменты его подготовки и проведения в детском саду

Праздник Осени: яркие моменты его подготовки и проведения в детском саду Осень - прекрасная пора, щедрая на красоту и урожай! Осенние праздники в детских садах являются чудесным логическим завершением этого.

Развивающие игры для подготовки детей к школе Данные игры я рекомендую на родительских собраниях в подготовительной группе, чтобы родители ненавязчиво и весело развивали школьно значимые.

Проблемы инклюзивного образования в детском саду Статья Степанишина Ирина Павловна ГБДОУ ЦРР детский сад№23 г. Санкт-Петербург Проблемы инклюзивного образования в детском саду Проблема.

Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе. Художественно-продуктивная деятельность- вид.


Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками. Выделяются разные виды готовности к школе:

  1. Психологическая готовность.
  2. Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений
  3. Специальная готовность: умение читать, считать, писать
  4. Умение логически мыслить.
  5. Развитие мелкой моторики руки.

Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребенка должно быть желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребенок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность: способность управлять своим поведением; умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности.

Какими качествами должен обладать будущий первоклассник (это нравственно-волевые качества): настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность внимание, любознательность и т.д.

От этих качеств будет зависеть, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратиться для него в тяжкое бремя.


Важная задача перед родителями – научить ребенка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определенные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершенным. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребенок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.


Некоторые родители дошкольников обычно ищут в интернете, как понять, что ребёнок готов к школе, какие навыки надо развивать, какие знания давать. Другие уверены, что дошколку и программу начальной школы можно освоить дома самим. Наш блогер Николай Архаров считает, что подготовка к школе, которая есть сейчас, — это профанация, и объясняет почему.

Почему раньше подготовки к школе не было, а дети были к ней готовы? Чтобы в этом разобраться, сначала определимся, что же составляет готовность ребёнка к школе, как осуществлялась подготовка к школе раньше и сейчас. Да простят меня учителя за поверхностность и примитивность изложения. Это всё-таки блог.

1. Мелкая моторика

Ребёнок может завязать шнурки, в состоянии обвести квадратик в тетради в клеточку, может вдеть нитку в иголку.

Раньше: мальчики вечно что-то мастерили, вырезали ножичком из дерева, делали кораблики, самолетики из бумаги. Девочки шили одежку для кукол, делали секретики. Это было личное творчество, в игре, с интересом и удовольствием.

Сейчас: клавиатура и смартфон мелкую моторику не развивают.

2. Навыки самообслуживания

Ребёнок умеет сам одеваться, включая застегивание молний и завязывание шарфов. Имеет навыки соблюдения правил гигиены. Знает свои вещи и может найти нужную вещь в портфеле.

Раньше: все эти требования были обусловлены традицией. Взрослым было некогда сюсюкаться с детьми, да и не принято это было.

Сейчас: родитель является обслуживающим персоналом для ребёнка. Сделать самому проще, чем научить. Поэтому 1 сентября мама, по привычке достаёт из сумочки носовой платок и вытирает нос ребёнку. У ребёнка своего носового платка нет и пользоваться им он не умеет.

3. Развитие речи

Ребёнок умеет излагать свои мысли. Может кратко рассказать о каком-то событии. Может ответить на простые вопросы.

Раньше: если ты посмотрел фильм первым, то рассказываешь его содержание друзьям. Учишь считалки, скороговорки для игры и потому что Вася уже умеет говорить эту скороговорку. Если тебя не понимают, тебе трудно будет во дворе. Приходилось подтягиваться.

Сейчас: ребёнку часто не с кем говорить.

4. Концентрация внимания

К первому классу ребёнок умеет удерживать внимание на одном деле, хотя бы 15 минут. Для начала этого достаточно. Две физминутки за урок и всё отлично. Умение быстро переключать внимание тоже требуется, но первый класс — это в большей степени выработка навыков, а значит усидчивость.

Раньше: во дворе, в игре сплошное переключение внимания (конечно не такое как в смартфоне, но всё же). Дома — конструкторы, мозаики, какие-то самоделки. Даже деревянный кинжал за 15 минут не вырежешь, иногда часами сидишь.


Что должен уметь финский первоклассник: всё о подготовке к школе

5. Умение действовать по правилам

Ребёнок может спокойно выполнять требование школьного распорядка, правил поведения в коллективе, правил безопасного для себя и других поведения.

Раньше: если ты играешь в прятки и считать нужно до 30, значит ты будешь считать до 30.

Сейчас: ребёнок имеет превентивное право на определение правил.

6. Коммуникативные навыки

Ребёнок может не создавать конфликтные ситуации с другими детьми, умеет договариваться, слышит собеседника, отстаивает своё мнение, имеет навыки общения с взрослыми.

Раньше: двор, в котором рос ребёнок — это коллектив. В нём оттачивались все тонкости общения. Были традиции поведения в коллективе. В сложных ситуациях родители подсказывали, как нужно действовать. Был этикет общения со взрослыми, и он прививался детям.

Сейчас: отсутствие простейших коммуникативных навыков является базовой причиной превращения школы в кошмар для многих детей, родителей и учителей. Дети без таких навыков создают вокруг себя ад и в этом аду живут.

И что?

Традиционное воспитание и свободное, без контроля родителей, общение детей со сверстниками в нашей жизни больше не существуют. Родители остаются с детьми один на один. Если раньше воспитание и отношения выводили детей на требуемый уровень развития, то теперь всё нужно делать самим. В этой ситуации мы сталкиваемся с распространенным в современной России понятием — предательство.

Родителям нужна реальная помощь, а её нет. Министерство просвещения таких занятий, какие они проводят с кандидатами в приёмные родители, для родителей с родными детьми не проводит. Да, дети, идущие в приёмные семьи, имеют огромные проблемы. А обычные дети? Каждый ребёнок — это вселенная, и родители должны знать законы, по которым развиваются дети. Родители должны получать помощь.


12 ненужных вещей, которые вы обязательно купите к школе

Издательства и интернет публикуют что попало, лишь бы было название о подготовке к школе. В основном уделяют внимание развитию учебных действий и получению знаний. Это рано, это уровень начальной школы. Есть и отличные пособия, но попробуй их выбрать, когда большинство книг и сайтов с педагогикой не дружат.

Результат

Не учитывается возрастная психология. Подготовка к школе четырёх- и пятилеток является жесточайшей перегрузкой детей. Нельзя трёхмесячного ребёнка учить ходить. Нельзя ребёнка в четыре года сажать за парту.

Не учитывается то, что до школьного возраста у детей основная форма развивающей деятельности — игра. Пропуская эту деятельность, мы обрекаем ребёнка на недоразвитие. Не считая того, что дети лишены так необходимой им групповой игры, мы ещё и нагружаем их несвойственной для этого возраста учебной деятельностью.

На различных курсах подготовки к школе в наглую используется классно-урочная система, которая уже безвозвратно устарела. В школе назрела острая потребность её замены на современные приёмы организации учебного процесса. За что дошкольников мучать?

Вместо подготовки детей к учёбе часто приступаем к самой учёбе, то есть учим читать и писать. То, что требуется развивать, перечислено выше, но всё это не сразу видно и не эффектно. За это деньги платить никто не будет.

Приступать к учёбе, не подготовив ребёнка к школе то же самое, что необстрелянных солдат бросить в бой — сплошные потери. Благие намерения без понимания — это беда.

Нарушение дидактических приёмов присутствуют как на курсах подготовки детей к школе, так и дома

Организация игр не сбалансирована: или заигрываемся и забываем о развитии, или пресыщаем игру учебными действиями, превращаем её почти в урок.

Во время игры ребёнку интересно. Он в этом возрасте по природе любопытен. Мы, мало того, что корежим его игру, так ещё и придумываем стимулы, которые интересны нам, взрослым, превращая игру в предмет торгов. Сама игра — стимул, этим надо пользоваться.

Результат — потеря интереса к занятиям, пассивность, безразличие. Самое распространенное последствие неграмотной подготовки к школе — демотивация детей к учёбе. Продолжать можно долго и много.


Когда я учился в четвёртом классе, два второклассника начали дурить первоклашек. Они уговаривали меняться монетами. Красивый, блестящий, почти золотой пятак, меняли на невзрачные 20 копеек. Мы, конечно, доходчиво им объяснили, что так делать нехорошо.

Дорогие родители, подготовка к школе в том виде, в котором она есть, и в котором она пропагандируется — это пятак, взамен на ваши невзрачные 20 копеек. Не важно, готовите вы ребёнка к школе сами или водите на курсы. Законы развития психики требуют не той подготовки, которая стала популярной. Не читать и писать, не сама учёба, а развитие навыков, необходимых для учёбы.

Ликвидация традиций и невозможность общения детей в больших коллективах без контроля родителей предполагают педагогически организованное решение задач развития детей в суррогатных условиях. Эрзац-игры. Эрзац-традиции.

О домашнем обучении

Готовьте ваши денежки и несите их на поле, сами знаете какое и в какую именно страну

Что касается причин оголтелой пропаганды домашнего обучения, всё очень просто. Министерство просвещения 20 лет делало вид, что оно занимается образованием. Теперь становиться ясно, что на средства налогоплательщиков только создавалась видимость бурной деятельности. Теперь близится час расплаты.

Наибольшую опасность для Министерства представляют образованные родители, любящие своих детей. Министерству просвещения нужно освободиться от них. Решение простое: таких родителей и, соответственно, их детей надо вытеснить из государственных учреждений. Нет учеников в школе — нет проблем для министерства. Вечная морковка, за которой мы всегда пойдём — это свобода. Ради самоощущения свободы мы готовы рискнуть благополучием детей, мы готовы нести дополнительные расходы, мы готовы простить годами обманывающее нас Министерство.


Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе

Дорогие родители, вам врут. Педагогика — это наука. Прочитайте хотя бы труды Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Ш. А. Амонашвили, И. А. Зимней, В. Ф. Шаталова, В. В. Репкина, В. А. Сухомлинского и С. Н. Лысенковой, а потом говорите, что это искусство. Плевать на педагогику лучше сверху, превзойдя уровень перечисленных авторов. Снизу-вверх обычно как-то неудобно получается, конфуз может случиться.

Читайте также: