Процент озеленения территории детского сада

Обновлено: 08.07.2024

Детские сады и ясли, как правило, располагают непосредственно у жилья на внутриквартальных территориях. Участок должен быть хорошо освещен, сухой, с естественным стоком дождевых и талых вод. В типовых проектах зданий детских учреждений зеленым насаждениям отводят важную роль в создании своеобразного архитектурного ансамбля.

Для защиты участка от ветра, шума, пыли по периметру создают живую изгородь из рядовых посадок деревьев и кустарников, увеличивают ширину полосы со стороны проездов. Площадки для занятий детей различных возрастных групп изолируют друг от друга с помощью естественных зеленых стен. Свободно размещенные взрослые деревья должны создавать затененные на протяжении всего дня части площадок, но при этом не затенять здание детсада-яслей, огород, бассейн. Деревья сажают не ближе 5 м от зданий, 2 м от подземных коммуникаций и 10 м от края дорожек. В южных районах количество деревьев, используемых для затенения, увеличивают, а от рядовых посадок кустарников отказываются, так как они вызывают застой воздуха.

На групповых площадках детей младшего возраста устанавливают беседки, навесы, манежи, шведские стенки, создают уголок живой природы. Ребятам постарше (3—7 лет) устанавливают качели, устраивают огород, плодово-ягодный сад, сооружают плескательный бассейн. На физкультурной площадке размещают оборудование для лазания, прыжков, подвижных игр. Легко трансформирующиеся малые архитектурные формы располагают на газоне.

деревья высотой более 20 м — липы мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз обыкновенный, береза бородавчатая, дуб красный, каштан конский, лиственница сибирская, ели колючая и обыкновенная; высотой 10—20 м— ива белая, туя западная;

кустарники высотой 5—8 м — сирень обыкновенная, привитая и венгерская, клен гиннала, вяз кустовой; высотой до 2,5 м — чубушник, спирея калинолистная, акация желтая; высотой 1—2 м — можжевельник сибирский, вишня песчаная, смородина черная и альпийская.

При озеленении территорий любых детских учреждений следует обязательно использовать хвойные деревья и кустарники, так как именно им отводится главная роль зимой.

Надо полностью отказаться от применения растений ядовитых, с шипами, с колючками, с несъедобными плодами.

Растения не должны: содержать в корнях, стеблях, листьях, цветках и плодах ядовитых веществ; выделять в воздух большого количества фитонцитов, эфирных масел, вызывающих отравление и поражение различных органов; вызывать аллергических заболеваний.

В проекте генплана яслей-сада, разработанного для г. Горького (архит. Л. М. Ушакова), площадь участка равна 8300 м2 и принята из расчета 30 м2 на одно место. Для детей ясельного и младшего дошкольного возраста предусмотрены групповые площадки, дифференцированные по площади в зависимости от возраста детей: от 1 года до 2 лет — 100 м2, от 2 до 3 лет — 150 м2, от 3 до 4 лет— 180 м2. Групповые площадки младших ясельных групп приближены к зданию и имеют с ним непосредственную связь через навесы, которые предназначены для дневного сна и игр детей на свежем воздухе. Групповые площадки для детей дошкольного возраста (4 до 7 лет) заменены на тематические и специализированные по видам деятельности детей, размер площадок по 220 м2. Размещение и планировка предусматривает возможность их объединения в игровое пространство для проведения праздников, спортивных развлечений и соревнований. Для данного участка принят следующий набор площадок для детей дошкольного возраста:

1. В таблице ассортимента приведены основные породы деревьев и кустарни¬ков, которые можно применять при озеленении школьных участков в г. Москве.

На тематических и специализированных площадках предусмотрено создание различных по композиции навесов, при которых обязательны кладовые для хранения игрушек, мебели, конструкторов и инвентаря.

Зона зеленых насаждений включает: огород-ягодник, живую изгородь, групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, вертикальное озеленение здания и теневых навесов, декоративные растения, цветники и газоны, а также газонное покрытие игровых площадок. Площадь озеленения участка принята из расчета 17 м2 на одно место, но не менее 40 % его общей площади.

При проектировании участка яслей-сада учитывались его конфигурация и существующие перепады рельефа, которые определили размещение площадок и их планировочную организацию. Для разнообразия пространственной среды игровых площадок предусматривалось создание микрорельефа из грунта, вынутого при разработке котлована.

Для детей школьного возраста большую роль в познании природы и ее законов играет школьный участок, который представляет собой не только территорию для отдыха и игр, но и является продолжением учебного класса, естественной природной лабораторией, местом трудового воспитания учащихся.

Вся территория распределена на зоны: входная, учебно-опытная, отдыха (продленный день)—50 %; спортивная—35 %; хозяйственный двор, проезды — 15%.

Спортивная и хозяйственная зоны изолируются с помощью живой изгороди из деревьев и кустарников. Физкультурно-спортивные площадки целесообразно заглубить, а на откосах установить трибуны.

Перед фасадом здания размещают площадку для проведения торжественных линеек. Площадки для отдыха учеников младших классов создают недалеко от здания в виде газонов с размещенными на нем живописными группами высоких деревьев. Для отдыха старшеклассников оборудуют мощеные участки. Швы между штучными бетонными плитками или камнем заполняют землей и высевают траву. На таких площадках создают декоративные бассейны и устанавливают садовую скульптуру.

В плодовом саду школьники под руководством преподавателей выращивают растения, проводят опыты, ведут фенологические наблюдения. Недалеко от сада и хозяйственного двора размещают теплицу или парник.

К зданию школы, расположенному в глубине участка, может вести аллея деревьев. При размещении школы непосредственно на границе участка основная роль в ее оформлении отводится цветам.

В озелененную территорию школы на 30 классов (авторы В. Машинский, Т. Гичко, О. Селяха, А. Гольтрафа) входят учебно-опытная зона с плодовым садом (площадью 1450 м2), зона отдыха (продленный день) и защитные посадки вокруг школы и спортивной зоны. Каждая зона отделяется от других зон полосой посадок деревьев и кустарников шириной 3— 5 м. Чтобы деревья и кустарники не затеняли здание школы, их высаживают не ближе 10 м, а кустарники — 5м от стен школы. Расстояние от деревьев до кустарников не менее 0,75 м. Защитная полоса из деревьев и кустарников по периметру участка имеет ширину со стороны улиц и транспортных проездов 4—6 м, а на остальных участках — не менее 1,5 м. Для инсоляции плодового сада в течение всего дня декоративные деревья не высаживают ближе чем в 12 м от плодовых насаждений.

На рисунке показан пример использования небольшого оврага на Территории школьного участка. Его склоны с кустарником, скальными растениями среди камней создают изолированный своеобразный микроклимат. Площадку для юных географов размещают на самой высокой точке в уединенном месте, изолировав ее деревьями и кустарниками.

Школьный центр в Кронах (Германия) рассчитан на 3000 учащихся и включает гимназию, реальное училище, среднюю школу, а также специальную школу для детей с физическими недостатками или отстающих в умственном развитии. В школьный центр включены дополнительные сооружения, предназначенные для активного отдыха населения ближайших жилых районов.

Детский музыкальный театр в Москве разместился в природном окружении. В композицию его плана заложено фойе, раскрытое через витражи в парк. В нем создан открытый дворик с небольшим амфитеатром для зрителей, где проводятся театрализованные представления на воздухе. Со стороны главных подходов посетителей встречают витрины, фрагменты декораций, малые архитектурные формы. У проспекта Вернадского размещена альпийская горка с водоемом, затем система площадок с бассейнами, фонтанами, скульптурой. В глубине парка создан павильон для игр и выставок, небольшой зеленый театр, в котором звучит музыка и идут представления.

Музыкальный театр стал составной частью большой детской зеленой зоны, протянувшейся от городского Дворца пионеров до цирка.

Озеленение участков детских учреждений должно создавать обстановку, способствующую отдыху детей, в непринужденной форме давать информацию, помогающую прививать трудолюбие, бережное и рациональное отношение к природе.

Дата введения 2017-06-17

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - ФГБУ "ЦНИИП Минстроя" с участием ГУП НИиПИ Генплана г.Москвы; ГБС РАН; ЭФРГС Экогород; АНО Мосгорэкспертиза

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки. Учитывались также требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и сводов правил системы противопожарной защиты.

Работа по актуализации выполнена ФГБУ "ЦНИИП Минстроя": руководитель темы - канд. архит. Е.П.Меньшикова.

Изменение N 1 к СП 82.13330.2016 разработано авторским коллективом: ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (исполнительный директор - А.Ю.Эглескалн); ООО "Институт общественных зданий" (руководитель темы - канд. архитектуры A.M.Гарнец, исполнители - канд. архитектуры Т.А.Исаева, инж. И.Р.Домрачева) при участии ФГБУ "ЦНИИП Минстроя" (канд. архитектуры Е.П.Меньшикова).

Изменение N 2 к СП 82.13330.2016 разработано авторским коллективом: АО "ЦНИИПромзданий" (канд. архитектуры Д.К.Лейкина, Ю.В.Моторина); ФГБУ ЦНИИП Минстроя России (канд. техн. наук В.А.Гутников), ГАУ "Институт Генплана Москвы" (канд. техн. наук Е.Н.Боровик, Е.В.Лебедева, д-р биол. наук А.А.Минин, канд. техн. наук Н.К.Кирюшина, канд. геол.-минерал. наук О.Ю.Кузнецова, М.И.Титова, Е.С.Радчикова, И.И.Рябикина) при участии: МГУ им.Ломоносова (д-р геогр. наук А.В.Кислов), НИУ МГСУ (канд. техн. наук И.В.Дуничкин).

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящий свод правил устанавливает основные требования к проектным решениям, параметрам и необходимым сочетаниям элементов благоустройства при их планировке в различных градостроительных условиях.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 17.5.3.06-85 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ

ГОСТ 24835-81 Саженцы деревьев и кустарников. Технические условия

ГОСТ 24909-81 Саженцы деревьев декоративных лиственных пород. Технические условия

ГОСТ 25769-83 Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов. Технические условия

ГОСТ 26213-91 Почвы. Методы определения органического вещества

ГОСТ 26869-86 Саженцы декоративных кустарников. Технические условия

ГОСТ 28055-89 Саженцы деревьев и кустарников. Садовые и архитектурные формы. Технические условия

ГОСТ 28329-89 Озеленение городов. Термины и определения

ГОСТ 31994-2013 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ 32955-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования

ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования

ГОСТ Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования

ГОСТ Р 52025-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей

ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52875-2018 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования

ГОСТ Р 55627-2013 Археологические изыскания в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия

ГОСТ Р 55912-2013 Климатология строительная. Номенклатура показателей наружного воздуха

ГОСТ Р 55935-2013 Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия - произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства

СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения"

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства" (с изменением N 1)

СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий" (с изменением N 1)

СП 53.13330.2011 "СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения"

СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

СП 101.13330.2012 "СНиП 2.06.07-87 Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения"

СП 104.13330.2016 "СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления"

СП 112.13330.2011 "СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений"

СП 113.13330.2016 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей"

СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения"

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 131.13330.2012 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" (с изменениями N 1, N 2)

СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 276.1325800.2016 Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков

СП 323.1325800.2017 Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения

СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования

СП 381.1325800.2018 Сооружения подпорные. Правила проектирования

СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования

СП 403.1325800.2018 Территории производственного назначения. Правила проектирования благоустройства

СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод

СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

проект благоустройства

Озеленение детских садов и школ

Озеленение детские садов. Детские сады – важные объекты обслуживания населения жилых комплексов. Территории детских садов занимают значительную часть в общем балансе озеленения территорий жилого района и микрорайона. Уровень озеленения детских садов по современным нормативам должен составлять до 60 %. Детские сады-ясли, как правило, размещают в центральной части жилой застройки на хорошо освещенных, проветриваемых и сухих местах с нормальным естественным стоком поверхностных вод.

проект озеленения

Число детских садов-яслей для жилого района устанавливается в зависимости от демографической структуры населения. При ландшафтном проектировании принимается расчетный уровень обеспеченности детей детскими садами в пределах 85 %, в том числе: общего типа – 70 %; оздоровительного типа – 12 %; специализированного типа – 3%. По московским нормативам детские дошкольные учреждения проектируют на 10…12 групп, а в отдельных случаях – на 6 групп (пристраивают к торцам жилых зданий). Площадки для прогулок детей располагают на расстоянии от входа в здание детского сада не более чем на 30 м, а от окон самого жилого дома – на 15 м. Площадь групповой детской площадки для детей ясельного возраста принимается из расчета 7,5 м 2 на одно место. В микрорайоне радиус обслуживания площадки (R) принимают 300 м, в малых городах R = 500 м.

По современным нормативным материалам площади земельных участков детского сада составляют:

- при вместимости детского сада 100 чел. и норме на одного ребенка 40 м 2 – 0,4га;

территория детского сада

- при вместимости детского сада до 350 чел. и норме на одного ребенка 35 м 2 – 1,22 га.

Участок, как правило, должен иметь прямоугольную форму. Расстояние от границ участка до красной линии проезда (улицы) должно составлять не менее 25 м, до стен жилых домов – не менее 10 м, до стен коммунальных предприятий – не менее 50 м. Здание размещают у одной из границ или в центре участка. Вокруг здания обычно предусматривают проезд шириной 3,5 м с разворотной площадкой размером 12,0…5,5 м. Расстояние от фасада здания до границы проезда (ближайшего бортового камня) должно составлять не менее 8 м.

При ландшафтном проектировании и озеленении территории детского сада необходимо учитывать соотношение различных планировочных элементов в зависимости от размеров здания и числа детей (табл.1).

Соотношение отдельных зон и элементов территорий детских садов-яслей

Состав планировочных элементов

Площадь, м 2 , различных элементов планировки в зависимости от числа детей

Площадки для групп детей

озеленение участка детского сада

В соответствии с функционально-планировочной организацией территории выделяют следующие зоны (участки):

- зона входа на территорию;

- зона групповых детских площадок;

Зона групповых детских площадок включает в себя непосредственно групповые площадки для детей ясельного возраста до трех лет и для детей в возрасте четырех – шести лет, а также общую физкультурную площадку (площадью 250 м 2 ) и плескательный бассейн (площадью 20 м 2 ). Все площадки должны быть взаимосвязаны сетью дорожек.

озеленения территории детского сада

Хозяйственная зона включает в себя хозяйственный дворик с сараем (площадью 24 м 2 ), площадку для установки мусоросборников (размером 2,85…2,60 м), площадку для сушки белья (площадью не менее 90 м 2 ), которая изолируется от площадки для мусоросборников ограждением. Всю хозяйственную зону сосредоточивают у границы участка и изолируют от зоны групповых площадок.

озеленение детского сада

Групповые площадки – основные места пребывания детей на участке, предназначенные для отдыха и игр детей на открытом воздухе. Обычно на каждые две площадки устанавливают один сдвоенный навес, площадь которого входит в площадь групповой площадки. Навес используется для групповых занятий и игр, не требующих активного движения (чтение, настольные игры). Каждая групповая площадка должна быть соответствующим образом оборудована, иметь песочницу, манежи, шведские стенки и т.д. Детские площадки проектируют таким образом, чтобы воспитатели в любой момент могли увидеть, чем занимается каждый ребенок. Площадь групповой площадки для детей в возрасте до трех лет должна составлять 150 м 2 (при числе детей в группе 20 чел. и норме на одного ребенка 7,5 м 2 ), а для детей от четырех до шести лет – 180 м 2 (при норме на одного ребенка 9 м 2 ).

Для детей четырех – шести лет оборудуют общую физкультурную площадку (площадью 250 м 2 ) с приспособлениями для лазания, прыжков, подвижных игр и плескательным бассейном площадью 25…30 м 2 и глубиной 0,25…0,30 м. Дно бассейна должно быть бетонированным, гладким и иметь наибольший уклон (0,005). Вокруг бассейна предусматривают плиточную дорожку шириной 0,6 м. Бассейн необходимо наполнять теплой водой.

Взаимосвязаны все планировочные элементы дорожками шириной 1,5 м. Групповые площадки связывают общей кольцевой дорожкой. Покрытие дорожек должно быть выполнено из специальной смеси (гравийная крошка, суглинистый грунт, высевки).

хоста дизайн

Озеленение детского сада зелеными насаждениями предусматривают в виде:

- рядов деревьев и кустарников (деревья с плотной кроной);

- групп и одиночных экземпляров деревьев;

- живых изгородей кустарников;

- цветников (двулетники, многолетники).

история озеленения детских садов в россии

По периметру сада следует предусмотреть ряды деревьев с плотной кроной. По внешней границе проектируют живую изгородь из кустарников, по внутренней границе – кустарники в группах. Вокруг площадок проектируют деревья как с плотной, так и с ажурной кроной. Для проветривания территории между группами деревьев необходимо оставлять разрывы. Деревья и кустарники размещают так, чтобы большая часть под озеленение территории площадок (до 50%) в течение дня освещалась солнцем. Физкультурная площадка также должна быть хорошо освещена, поэтому деревья с широкой и плотной кроной вокруг этой площадки размещать не рекомендуется.

Плотность посадки деревьев и кустарников зависит от климатических условий местности и наличия подземных коммуникаций. Примерные нормативы количества деревьев, кустарников, цветников и газонов для детского сада приведены в табл. 2.

Ориентировочная плотность размещения растений в озеленении территории детского сада

озеленение зимних садов

В южных районах плотность посадок должна быть увеличена, а количество газонов сокращено. На игровых площадках в целях создания тени и благоприятных условий для отдыха детей рекомендуется размещать одиночные деревья или небольшие группы деревьев. Деревья первой величины (каштан конский, липа крупнолистная, береза повислая) следует использовать ограниченно. Возможно использование ели колючей (один-два экземпляра). Из кустарников рекомендуется использовать спиреи, сирени, пузыреплодник, калину обыкновенную. Не рекомендуются растения с шипами, колючками, ядовитыми плодами, низко опущенными соцветиями (виды спирей, миндаль, кизильник, дерен, шиповники, боярышник).

озеленение школ и детских садов

Цветники располагают преимущественно у входов в здание, а также в полосах между зданием и кольцевым проездом. Около входов на площадки хорошо смотрятся компактные цветники в форме прямоугольников или кругов. Ассортимент цветочных травянистых должен включать в себя в основном многолетние виды растений (флоксы, пионы, дельфиниумы, аквилегии и др.), а также цветущие длительное время однолетние виды (антирринум, петуния, космея, кларкия, портулак и др.)

Газона на территории детского сада должен быть устойчивым к вытаптыванию. Для его создания лучше всего использовать злаковые виды трав (мятлик, овсяница, полевица). В ряде случаев часть игровых площадок предусматривают с газонным покрытием. Устойчивая дернина создается из полевицы столонообразующей.

проект озеленения школы

Озеленение школы. Школа – неотъемлемый элемент жилых комплексов. Они подразделяются на школы городского и районного значения. Они могут быть музыкальными, спортивными, художественными, а также школы – интернаты. Такого типа школы размещают в крупных жилых районах города. Время доступности до них не должно превышать 15…20 мин. Участки, отводимые под спортивные школы и школы – интернаты, имеют площадь 2,0…2,5 га на объект (район). Специализированные спортивные школы помимо главного учебного корпуса включают в себя закрытые помещения спортивных залов и бассейнов, открытые футбольные поля, площадки для волейбола, баскетбола. Площади территорий музыкальных и художественных школ рассчитывают исходя из 15 м 2 на одного учащегося.

озеленение участка и сада

Архитектурно-планировочное решение территории школы должно отвечать соответствующим требованиям. Территории школ должны представлять собой сад специального назначения с набором площадок (спортивных, учебных, для отдыха) и прогулочным маршрутом движения, с соответствующим оборудованием и малыми архитектурными формами. На участках художественных школ предусматриваются специальные площадки для занятий на пленере. В озеленении школ зеленые насаждения проектируются в виде одиночных крупных растений, групп деревьев и красиво цветущих кустарников. Возможно устройство спортивной игровой площадки. При ландшафтном проектировании необходимо изолировать школьный участок. Как правило, участок следует ограждать металлической оградой высотой не менее 1,5 м. Расстояние (разрыв) от границы участка до красных линий улиц или проездов должно составлять не менее 15…20 м, до стен домов жилых зданий – не менее 10 м, до коммунальных предприятий – не менее 50 м.

озеленение садового участка

Планировочным центром участка является здание школы. Здание, как правило, располагается у одной из сторон участка и ориентируется по сторонам света в соответствии с действующими санитарными нормами по освещению школьных помещений. Вокруг здания предусматривается проезд шириной не менее 3,5 м с разворотной площадкой (расстояние от фасада здания до ближайшего борта – не менее 8 м). При проведении благоустройства и озеленения территории школ необходимо провести четкое функциональное зонирование. На территории школы в соответствии с учебным процессом и программами предусматриваются различные площадки и устройства, предназначенные для проведения, как учебных занятий, так и для занятий физкультурой на открытом воздухе. В соответствии с этим школьный участок подразделяется на следующие функциональные зоны:

- спортивная (физкультурно-оздоровительная) зона;

озеленение участка своими руками фото

- хозяйственная зона.

В озеленении школ зеленые насаждения должны играть функционально-планировочную роль – объединять все зоны в единое целое и отделять площадки друг от друга, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух, создавая тем самым благоприятные условия для занятий и отдыха школьников. В общем балансе зеленые насаждения должны занимать не менее 40…50 % площади территории.

Спортивная зона включает в себя комплекс площадок с оборудованием, предназначенным для занятий физкультурой, в соответствии со школьными программами обучения (2 ч в неделю для каждого класса). По современным нормам общая площадь спортивной зоны должна составлять не менее 5500…6000 м 2 . В спортивной зоне, как правило, предусматривают:

проект озеленение территории школы

- спортивное ядро (размером 118х48 м) с круговой беговой дорожкой (длиной 250 м) или, если не позволяет площадь, комбинированную площадку (размером 96х37 м) с беговой дорожкой (длиной 200 м);

- комбинированную площадку (размером 24х20 м) для проведения занятий младших школьников по волейболу, баскетболу;

- комбинированную площадку (размером 52х22 м) для проведения занятий по гимнастике и спортивных игр.

При ландшафтном проектировании спортивных площадок необходимо учитывать рельеф территории. На пересеченном рельефе спортивную зону проектируют на террасах. Крутизна откосов при разнице отметок террас 2 м принимается 1,0:1,5 и 1:2.

благоустройство и озеленение школ

При дефиците территории два школьных участков объединяют в один. В этих случаях спортивная зона может быть общей для обеих школ. Если в ближайшем районе имеется спортивная школа, то спортивное ядро может быть уменьшено до 20 % от всей площади.

Зеленые насаждения в спортивной зоне размещают на небольших разделительных полосах или участках между площадками в виде рядов деревьев или живых изгородей кустарников. Растения не должны затенять игровых полей площадок. Ассортимент растений подбирается в соответствии с требованиями озеленения спортивных площадок. В табл. 3 приведен примерный баланс территории школы на 960 мест при общей площади участка 1,72 га.

При озеленении дошкольных учреждений формируют функциональные зоны для развития дошкольников, где им прививают первые социальные навыки групповой игры, общения, дружбы. На гармоничное развитие малышей, кроме общеобразовательных программ и занятий, влияет среда, в которой они растут. Многофункциональность, эстетичность, безопасность уличной территории ДОУ обеспечат специалисты ландшафтного дизайна.

Ландшафтный подрядчик изучает рельеф территории (наличие люков, канав, ям, арматуры), создает план, указывает количество зон, учитывает существующие посадки. Профессионально выполненное озеленение территории детского сада благоприятствует безопасному отдыху и развитию детей.

Цель озеленения ДОУ — оптимизировать территорию детского сада для гармоничного развития детей, обеспечить безопасность игр на природе. Чтобы образовательный процесс способствовал интеллектуальному, эстетическому, физическому развитию малышей, территория дошкольного учреждения благоустраивается в соответствии с их потребностями.

  1. Согласно санитарным нормам, выделяют 7−9 м2 (в зависимости от возраста) пространства на одного ребёнка, которое в совокупности не должно превышать 15% территории участка. В беседках, террасах, под навесом — 1.5 м2 / ребёнка.
  2. Допускается озеленение 30%-50% площади детского сада.
  3. Внешний периметр участка детского сада засаживается деревьями или кустарниками полосой в 4−5 м.
  4. Зелёные ограждения допустимы высотой не менее 1.6 -1.8 метров. Деревья высаживают от сооружений на расстоянии 5 м или больше, 2 м — от коммуникаций, 10 м — от дорожек.
  5. Участок должен быть ровным, без уклонов, возвышенностей, иметь дренажную систему, отливы для воды.
  6. Чистота уличной территории детского сада должна соответствовать санитарным нормам.
  7. Спортивные зоны размещаются в светлых просторных местах с хорошим обзором.
  8. В жарком климате допустимо размещать бассейны, тентовые разборные конструкции.

Нормативные документы по обеспечению безопасности детей, предотвращению травматизма, несчастных случаев на детских площадках содержат перечень обязательных предписаний:

  • Избегать острых кромок, углов в оборудовании, снаряжении, интерьере площадок;
  • Отверстия в конструкциях должны быть достаточно широкими, без зажимов и углов, чтобы исключить застревание головы, рук, ног или одежды ребёнка;
  • Габариты конструкций должны соответствовать возрастной группе дошкольников (диаметр поручней, высота ступеней, лавок, столов, качелей);
  • Сооружения, расположенные на высоте более метра над землёй, оборудовать противоскользящим резиновым покрытием, перилами, поручнями, чтобы исключить падения;
  • Обеспечивать устойчивость, простоту, доступность к объектам для взрослых и детей;
  • Покрывать поверхность площадки в местах возможного падения (лестницы, качели, горки) смягчающим материалом с противоударными свойствами — песок, газон, настил из дерева, пластиковый, вспененный или прорезиненный материал на основе бетона или искусственная трава. Покровные материалы должны соответствовать требованиям стандартов покрытий в детских дошкольных учреждениях;
  • Не использовать неисправные конструкции (с торчащими деталями, гвоздями, острыми кромками), своевременно ремонтировать, красить, заменять детали на объектах;
  • Запрещено применять токсичные, пожароопасные, малоизученные материалы, вредные для здоровья ребенка и окружающей среды, материалы, вызывающие термический ожог при контакте с кожей;
  • Обеспечивать безопасность пространства для бега, детских игр на свежем воздухе;
  • В местах отдыха не должно быть сквозняков.

Территорию детского сада делят на зоны для отдыха, игр и спортивных занятий согласно задачам учреждения. Объекты на участках должны быть красочными и привлекательными для малышей. Различают зоны:

  1. Игровую — площадка с оборудованием для игр.
  2. Спортивную — с тренажёрами, объектами для физического развития.
  3. Прогулочную (эстетическую) — с зелёными насаждениями, клумбами, прудом, дорожками, газоном.
  4. Для отдыха — беседки, навесы, водоёмы.
  5. Вспомогательные — сезонный живой уголок (с кроликами, грызунами, рыбками), разметки для знакомства с правилами движения, велодорожки.
  6. Хозяйственную — для хранения технического, садового инвентаря.

На территории планируют аллеи, кусты, ограждения, клумбы, грядки, дорожки, тропинки, павильоны, беседки, песочницы, различные площадки с игровыми или спортивными конструкциями. Для формирования эстетического вкуса детворы формируют альпийскую горку, небольшой пруд или каменный ручей.

Это зона для игр, в которой дети проводят основное время. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, учится принимать решения, задавать вопросы, отвечать на них, получает первые навыки коммуникации. Игра развивает фантазию, пробуждает интерес, провоцирует познание. Поэтому в игровых зонах размещают объекты для физического (машинки, паровозики, лесенки, горки, пенёчки) и умственного развития (счёты, палочки, кубики). Среди зелени красочно смотрятся фигуры или рисунки героев сказок.

Игры на садовой площадке развивают эстетические наклонности малышей, обогащают внутренний мир посредством наблюдений за сезонными изменениями в природе. Это место для знакомства с растениями, птицами, насекомыми. Такая площадка — уникальная возможность для первых исследований малышами природных явлений.

Площадки для подвижных игр строят в просторных, светлых местах. Здесь дети занимаются физическими упражнениями, развивают силу, ловкость, сноровку, закаляются, укрепляют здоровье. Участвуют в спортивных праздниках, соревнованиях, интерактивных играх, квестах. На спортплощадках сооружают горки, лабиринты, турники, мишени, тренажёры. Из инвентаря используют мячи, скакалки, палочки. Размеры спортивных объектов адаптируют под возраст воспитанников, предусматривают свободное пространство между снарядами для перемещений играющих ребят. В местах падений размещают травмооберегающие покрытия.

Цвета зелёной листвы и голубого неба успокаивают, снимают психическое напряжение, улучшают работу мозга, поэтому на природе целесообразно проводить развивающие занятия с детьми и отдыхать. В зоне отдыха под тенью деревьев располагают деревянные или каменные беседки, с комфортными скамейками, столиками. На солнечной стороне от беседки хорошо разместить цветочную композицию, которая займёт внимание детей. Беседки разукрашивают яркими рисунками на развивающие темы. Находкой для спокойного отдыха будет небольшой пруд в окружении газона из клевера. По периметру пруда высаживают воздушный самшит, в центре помещают скульптуру, фонтан или купальню для птиц. Хорошо смотрятся сухой ручей, водопад из вьющихся растений, искусственные водоёмы. Летом, когда вода прогревается, дети охотно играют с водой, поливают грядки.

Разместить площадку лучше недалеко от здания, в полузатенённом месте, чтобы можно было укрыться от полуденного солнца. Она должна хорошо освещаться и просматриваться из помещения. Разборные конструкции ставят ближе к хозяйственным постройкам для быстрого перемещения на плановый ремонт, покраску или замену.

Оборудование, инвентарь, конструкции детсадовского ландшафтного дизайна должны содержаться в исправном состоянии, без повреждения целостности, а составные части сборных конструкций надёжно скрепляться между собой.

Игровой комплекс предназначен для подвижных детских игр. Он располагается в зонах с демпфированным покрытием для предотвращения травм и включает горки, лесенки, башенки, канаты, верёвочные лазалки, песочницы, другие элементы. Игровая конструкция должна быть:

  • Устойчивой;
  • Прочной;
  • Без нарушения целостности, острых углов, опасных зазоров;
  • Адаптированной под соответствующий возраст, рост, физические возможности детей;
  • Содержать страхующие бортики, ограждения на высотных элементах комплекса, горках.

К спортивному инвентарю относятся лестницы, мостики, турники, пенёчки, арки, кольца, мишени, ворота, горки с препятствиями. Они устанавливаются на длительный срок, размещаются в центре относительно большой площади, покрытой травмобезопасной плиткой или песком.

На прогулочных участках дошкольных организаций размещаются беседки, которые обязательно должны иметь крышу, одну сплошную стену, скамейки для отдыха. В них укрываются от палящих солнечных лучей, дождя, ветра, играют в спокойные игры, читают, общаются, наблюдают за окружающей природой. Беседки бывают:

  • Сборные, из кирпича, дерева, пластика, поликарбоната, лозы, текстиля, камня;
  • В виде домиков, террас, навесов, павильонов;
  • Круглые, прямоугольные, угловые;
  • С лавками, столиками, ступеньками, лесенками.

Аскетизм беседок и террас нивелируют тематическими рисунками, которые гармонично сочетаются с дизайном сада, резьбой, ставнями, встроенными в стены интерактивными досками для игр. Рядом высаживают высокое дерево, дающее тень, кусты раскидистой зелени или клумбы.

Требования к качелям включают безопасность и соответствие возрастной категории воспитанников, на территории которых находится площадка. Оборудование под открытым небом регулярно проверяют на наличие поломок, ремонтируют, обновляют покрытие (красят), смазывают подвижные детали. Размещают качели в просторных местах, чтобы исключить удары и столкновения играющей детворы.

Лавочки устанавливают в местах для отдыха и спокойных игр. Удобно оборудовать зону отдыха переносными скамейками из пластика или создать стационарные сидения из дерева, слоистого камня, красного кирпича, сделав их элементами дизайна. Скамейки, лавки, пенёчки должны быть безопасными, яркими, небольшими.

  1. Обследование грунта, систем водоотведения и дренажной коммуникации.
  2. Планирование пешеходных дорожек, мест высадки насаждений.
  3. Размещение функциональных площадок (образовательных, игровых, спортивных, для отдыха), беседок, навесов.
  4. Завоз и установку оборудования.
  5. Озеленение объекта — высадка растений, обустройство клумб.
  6. Вывоз стройматериалов, мусора.
  7. Сдачу объекта согласно правилам действующего законодательства.

Учитывают характеристики почвы, расположение участка относительно сторон света, наличие и количество старых насаждений, возможность подъезда грузового транспорта на объект, размеры территории, количество детей.

На этапе проектирования подготавливают документацию о состоянии территории, находящихся на ней объектов, изучают ситуационный план с прилегающей местностью, составляют проектный план благоустройства ДОУ, проводят экспликацию всех элементов, задействованных в мероприятии по озеленению территории. Проект утверждается, а его реализация контролируется уполномоченными органами.

На этом этапе пространство разбивают на функциональные зоны — для повседневных игр, спортивных занятий, прогулок, эстетического воспитания малышей.

Завершают ландшафтные работы формированием систем освещения, полива, выравниванием рельефа, размещением вспомогательных помещений для хранения спортивного или садового инвентаря, финишной уборкой сада от строительного мусора.

Зелёные насаждения в детских садах должны занимать не менее 60% территории. Такие нормы озеленения объясняются свойствами деревьев и кустарников задерживать пыль, давать тень в жаркую погоду, создавать затишек из плотно посаженных деревьев зимой или в ветреную погоду. Важно соблюдать правила подбора растений, их взаимное влияние друг на друга, для оптимального расположения ландшафтных элементов между собой — деревьев, кустарников, клумб, водоёмов, газонов.

При выборе насаждений для озеленения детских учреждений, площадь посадки которых ограничена, стоит учесть адаптационные характеристики растений, сроки цветения, требования к содержанию — поливу, освещению, удобрениям. Посадки должны создавать гармоничную ярусность, быть совместимыми в общей композиции.

На территории детского сада желательно разместить распространённые и экзотические растения, чтобы пробудить интерес детей к изучению растительного мира, развить любовь к природе. Для озеленения подойдут клён, липа, берёза, ясень, рябина, сирень, груша, яблоня, лиственница, жасмин. Калина, арония, жимолость красиво смотрятся в дальних углах площадки. Для высадки незаменимы хвойные деревья и можжевельники, которые медленно растут, наполняют воздух целебными фитонцидами, украшают зимний сад круглогодичной зеленью. Из берёз, дубов, каштанов формируют тенистые аллеи. Крупномеры с раскидистой кроной высаживают возле беседок, с краю площадок или в центре газона. Периметр занимают средней высоты деревья и высокие кустарники. Они создают защиту от пыли и уличного шума. Невысокими кустарниками (живой изгородью) высаживают развлекательный лабиринт, разбивают пространство на зоны или формируют из них загадочные фигуры, сказочных персонажей. По краям тропинок высаживают жимолость, самшит.

Ещё один красочный элемент озеленения и садового дизайна — декоративный огород из съедобных овощей и контрастной зелени — цветной капусты, базилика, петрушки, ярких помидоров, кукурузы, подсолнухов, тыквы, мяты, зелёного лука, горошка. Высоту, размеры, планировку грядок формируют так, чтобы дети могли беспрепятственно ухаживать за ними.

Контейнерное озеленение помогает превратить окружающее пространство в праздник. Высаживают обильно цветущие петунью, гортензию, вербену. Для таких растений требуется частый полив, удобрения, подходящая почва. Их можно переносить в любое место, летом держать на улице, а зимой — в доме. В детском саду контейнерные цветники размещают на беседках, лестницах, столбах. Необычно и богато смотрится группа вазонов из цветов разных оттенков, а подвешенные к крыше они оживляют пространство гирляндами растений.

Нельзя высаживать на территории детских заведений опасные для здоровья, окружающей среды растения, колючие, ядовитые, вызывающие аллергию культуры: розы, акацию, ежевику, ландыши, бобовник, клещевину, бересклет. Нежелательно сажать тополь из-за обильного пуха, млечники, эфиросодержащие растения. При уходе за садом важно удалять сорные, токсичные растения — белладонну, дурман, белену, чертополох. Следует минимизировать посадку плодовых деревьев, чтобы исключить скопление опавших плодов и их гниение.

Высокие деревья располагают ярусом на заднем фоне ландшафтной композиции. Одиночное дерево можно разместить в центре лужайки так, чтобы не закрывать обзор игровых площадок. Кустарники высаживают вдоль забора или как разделительные элементы между дорожками. Чтобы было меньше сорняков, растения высаживают плотно, с учетом их совместимости.

Основные дорожки для детского сада покрывают асфальтом, бетоном, мостят плиткой. Расстояния между плитами (камнями) посыпают мелкой галькой. Вспомогательные тропинки формируют с помощью песка, камня, мелкой гальки или досок (редко). Гравий имеет острые края, поэтому его нельзя использовать для покрытия дорожек. Оздоровительные ортопедические дорожки для массажа стоп и профилактики плоскостопия строят из паллетных листов с отверстиями, в которые насыпают материал разной структуры — песок, гравий, опилки, гальку, шишки, палочки, каштаны.

Читайте также: