Процесс пересадки части побега одного растения на другое и их сращивание

Обновлено: 05.10.2024

Широко распространено во всех группах растений. В бесполом размножении принимает участие один организм. Собственно бесполое размножение происходит путем митотического деления или с помощью спор. Особой формой бесполого размножения является вегетативное.

Деление

Размножение путем деления характерно для одноклеточных водорослей. Деление происходит путем митоза. В результате деления образуются две идентичные родительской дочерние особи.

Размножение спорами

Споры — репродуктивные, одноклеточные образования, при прорастании которых развиваются новые особи. У наземных растений и грибов споры не имеют специальных приспособлений для активного передвижения. У большинства обитающих в воде водорослей споры подвижны, так как имеют жгутики. Такие споры называют зооспорами.

Споры образуются в органах бесполого размножения — спорангиях или зооспорангиях. У водорослей практически любая клетка может стать спорангием, у высших растений спорангий — многоклеточный орган. У растений споры всегда гаплоидны. Если они возникают на диплоидном растении, то их образованию предшествует мейоз, если на гаплоидном — митоз.

Растение, на котором образуются споры, называют спорофит. Различают равноспоровые и разноспоровые растения.

Ø Равноспоровые растения — растения, у которых все образующиеся споры имеют одинаковые размеры.

Ø Разноспоровые растения — растения, образующие споры, отличающиеся по величине и физиологическим особенностям:

· микроспоры — более мелкие споры, формирующиеся в микроспорангиях, из них вырастают мужские заростки (гаметофиты);

· мегаспоры — более крупные споры, формирующиеся в мегаспорангиях, из них вырастают женские заростки (гаметофиты).

Ø Разноспоровость чаще встречается среди высших растений (некоторые плауны, папоротники, все голосеменные и покрытосеменные).

Размножение спорами имеет большое приспособительное значение:

· в результате мейоза происходит рекомбинация генетического материала;

· обычно у растений споры образуются в огромных количествах, что обеспечивает высокую интенсивность размножения;

· благодаря малым размерам и легкости споры разносятся на большое расстояние, обеспечивая расселение растений и освоение ими новых территорий;

· плотная оболочка споры служит надежной защитой от неблагоприятных условий среды.

6 .2. Вегетативное размножение растений

Вегетативное размножение — это увеличение числа особей за счет отделения жизнеспособных частей вегетативного тела и их последующей регенерации (восстановления до целого организма). Данный способ размножения широко распространен в природе. Вегетативным способом размножаются водоросли, высшие растения. Особенно разнообразны способы вегетативного размножения у покрытосеменных растений.

Вегетативное размножение бывает естественным и искусственным.

Естественное вегетативное размножения является важной характерной особенностью многих видов. Благодаря этому способу размножения происходит быстрое увеличение числа особей вида, их расселение и как следствие — успех в борьбе за существование. Естественное вегетативное размножение происходит несколькими путями:

фрагментация материнской особи на две или более дочерних в результате перегнивания протонемы или слоевища (моховидные);

разрушение участков наземно-ползучих и полегающих побегов (плауны, голосеменные, цветковые);

с помощью особых структур (клубни, луковицы, корневища, клубнелуковицы, пазушные почки, придаточные почки на листьях или корнях, выводковые корзиночки моховидных и т.д.), специально предназначенных для вегетативного размножения.

Искусственное вегетативное размножение осуществляется при участии человека при выращивании культурных растений. В практике сельского хозяйства искусственное вегетативное размножение обладает рядом преимуществ над семенным:

обеспечивает получение потомков, повторяющих признаки родительского организма;

осуществляется быстрее, ускоряет получение продуктивных потомков;

позволяет получить большое количество потомков;

позволяет воспроизвести клоны, которые образуют нежизнеспособные семена или вообще их не образуют.

Существуют различные способы вегетативного размножения:

· специализированными вегетативными структурами;

· частями вегетативных органов, отделенных от материнского растения до или после их укоренения;

Фрагментация

Фрагментацией называют разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых регенерирует в новую особь (рис. 34). Такое размножение характерно для нитчатых и пластинчатых водорослей (обрывки нитей или части таллома), некоторых цветковых растений (например, элодея канадская). В Европу попали только женские экземпляры элодеи, не способные образовывать семена из-за отсутствия мужских растений и единственным способом размножения оказалась фрагментация.

Специальные вегетативные структуры

Специальные вегетативные структуры, используемые для вегетативного размножения, являются видоизменениями побега и корня. Эти структуры возобновляют растения и себя через образование придаточных корней и побегов и используются человеком для их размножения.

· Луковица . В природе луковицами размножаются многие растения: тюльпаны, гусиный лук, пролеска, подснежник и т.д. В сельскохозяйственной практике луковицами размножают лук, чеснок, декоративные растения: тюльпаны, нарциссы, гиацинты и другие.

· Вегетативное размножение луковичных растений осуществляют разросшимися взрослыми луковицами, детками, отдельными чешуями.

· Клубнелуковица . К клубнелуковичным растениям относятся гладиолус, крокус, водяной орех. Запасные питательные вещества клубнелуковицы расходуются на цветение, но к концу сезона формируется новая клубнелуковица. Кроме того, может образоваться одна или несколько клубнелуковичек — мясистых почек, развивающихся между старой и новой клубнелуковицами.

· Корневище . В лесах, степях, на лугах обитает большое количество корневищных растений, прежде всего злаков. К корневищным растениям относятся пырей, тимофеевка, белоус, купена, кислица, хвощ полевой и другие дикорастущие растения. У многих корневища ветвятся, и при отмирании старых частей происходит обособление новых растений.

В сельском хозяйстве корневищами размножают ревень, мяту, спаржу, бамбук, в декоративном садоводстве — ландыш, ирис и другие. Они легко размножаются делением корневища на части, каждая из которых должна содержать вегетативную почку.

Клубень . Клубни, как хранилище запаса питательных веществ, образуются у таких дикорастущих растений, как сыть, седмичник.

Из сельскохозяйственных растений, размножающихся клубнями, наиболее известны картофель и топинамбур. Их можно размножать, высаживая целые клубни. Но при посадке целого клубня верхушечная почка тормозит развитие остальных. Поэтому клубни рекомендуется резать на части, так как это нарушает доминирование верхушечной почки.

Усы . Усами размножаются такие растения, как лютик ползучий, камнеломка отпрысковая. В узлах усов образуются боковые почки и придаточные корни. После засыхания междоузлий растения обособляются. В сельскохозяйственной практике усами размножают клубнику и землянику.

Корневые клубни . Представляют собой утолщения боковых корней. Корневыми клубнями размножаются чистяк весенний, любка, из культурных — батат, в декоративном садоводстве — георгин. При размножении георгинов необходимо брать корневые клубни с основанием стебля, несущим почки, так как корнеклубни почек не образуют.

Данные приемы вегетативного размножения растений очень эффективны, так как развивающееся растения длительное время сохраняет связь с материнским, что способствует более быстрому и мощному развитию корневой системы.

Флоксы, дельфиниумы, примулы, лук-батун, ревень хорошо размножаются частями кустов. Кусты обычно делят весной или во второй половине лета.

Отводки — это участки побегов, которые специально прижимаются к земле, а после развития придаточных корней отделяются от материнского растения. Отводками размножаются крыжовник, виноград, из дикорастущих — пихта, черемуха.

При размножении отводками побеги пригибаются к земле и засыпаются. При достаточном увлажнении на засыпанном участке побега образуются придаточные корни. Уко-

ренившийся побег отделяют от материнского растения и пересаживают на постоянное место. Для лучшего укоренения побег можно надрезать. Это нарушает отток питательных веществ и их скопление в месте надреза, что создает благоприятные условия для образования придаточных корней.

Корневые отпрыски — побеги, возникающие из придаточных почек на корнях. Корневыми отпрысками размножается растения, легко образующие на корнях придаточные почки: вишня, слива, малина, сирень, осина, осот, бодяк полевой и др.

Корневые отпрыски обычно выкапывают и пересаживают в период покоя растения.

Существует целый ряд растений, способных размножаться с помощью черенков. Черенок — отрезок вегетативного органа.

В зависимости от происхождения различают стеблевые, корневые и листовые черенки.

Стеблевые черенки

Стеблевой черенок представляет собой участок надземного побега. Стеблевыми черенками размножают виноград, смородину, крыжовник, декоративные виды спиреи, красный перец, баклажан и другие. Для размножения берут черенки длиной от 2-3 до 6-8 см, состоящих из одного междоузлия и двух узлов. На верхнем узле листья оставляются (если листовые пластинки крупные, то их наполовину срезают). Черенки высаживают в специальные парнички, а после укоренения — в открытый грунт.

Листовые черенки

Листовой черенок представляет собой листовую пластинку с черешком или часть листовой пластинки. Листовыми черенками размножаются бегонии, узумбарская фиалка (сенполия), глоксиния, колеус. Листовые черенки могут воспроизводить придаточные корни и почки, из которых развиваются побеги.

Листовые черенки помещают в парничок нижней стороной на песок. Для предотвращения оттока питательных веществ крупные жилки перерезают. Иногда для образования придаточных корней и почек листовой черенок достаточно поместить в склянку с водой.

На листьях бриофиллума в углах зубчиков листовой пластинки образуются придаточные почки, развивающиеся в новые растения с придаточными корнями. Опадая, они закрепляются в почве.

Корневые черенки

Корневой черенок представляет собой часть корня. Ими размножаются виды, на корнях которых легко развиваются придаточные почки: хрен, малина, вишня, розы.

Корневые черенки заготавливают осенью, реже весной. Для этого используют боковые корни первого порядка в возрасте 2-3 лет. Длина черенка до 10-15 см, диаметр — 0,6-1,5 см. черенки высаживают в почву на глубину 2-3 см.

Черенками размножаются и многие дикорастущие растения: ива, тополь, осина, одуванчик.

Прививки

Прививка (или трансплантация) — искусственное сращивание части (черенка, почки) одного растения с побегом другого. Черенок или почка с прилегающим к ней участком коры и древесины (глазок), привитые на другое растение, называют привоем. Подвой — растение или его часть, на котором осуществлена прививка. Прививка позволяет использовать корневую систему подвоя для сохранения или размножения определенного сорта, замены сорта, получения новых сортов, ускорения плодоношения, получения морозоустойчивых растений, ремонта или омоложения старых взрослых деревьев.

Известно более 100 способов прививки, однако все их можно свести к двум основным типам:

Ø прививка сближением, когда привой и подвой остаются на своих корнях;

Ø прививка отделенным привоем, когда корни имеет только подвой.

Наиболее распространенными способами прививки являются следующие:

Ø Прививка в расщеп или в полурасщеп . Применяют в том случае, если привой тоньше подвоя. Поперечный срез подвоя полностью или частично разделяют и вставляют в него привой, косо срезанный с двух сторон.

Ø Прививка под кору . Привой также тоньше подвоя. На подвое делают горизонтальный срез под стеблевым узлом, кору надрезают в вертикальном направлении и осторожно отворачивают ее края. На привое делают срез в виде полуконуса, вставляют его под кору, зажимают отворотами коры и обвязывают.

Ø Копулировка . Применяется в том случае, если привой и подвой имеют одинаковую толщину. На привое и подвое делают косые срезы и совмещают их, обеспечив плотность соединения.

Ø Окулировка . Прививка почки-глазка. На подвое делается Т-образный разрез, края коры отгибаются, и за кору вставляют почку с небольшим участком древесины.

Культура тканей

Культура тканей представляет собой рост тканей или органов на искусственных средах. Метод культуры тканей позволяет получать клоны некоторых высших растений. Клонирование — получение совокупности особей из одной материнской вегетативным путем. Клонирование используется для размножения ценных сортов растений и для оздоровления посадочного материала.

6 .3. Половое размножение

Половое размножение связано с образованием растениями особого типа клеток — гамет. Растение, на котором происходит образование гамет, называют гаметофитом. Процесс формирования гамет называют гаметогенезом. Он происходит в особых органах — гаметангиях. У равноспоровых растений гаметофит обычно обоеполый: несет и женские, и мужские гаметангии. У разноспоровых растений из микроспор развивается гаметофит с мужскими гаметангиями, а из мегаспор — гаметофит с женскими гаметангиями.

Гаметы всегда гаплоидны. При слиянии мужской и женской гамет происходит образование зиготы, из которой развивается новый организм. Процесс слияния гамет называют оплодотворением.

Сущность полового процесса едина для всех живых организмов, а его формы разнообразны. Различают следующие типы полового процесса: хологамия, изогамия, гетерогамия и оогамия.

Хологамия

Хологамия — слияние гаплоидных одноклеточных, внешне неотличимых организмов друг с другом. Этот тип полового процесса характерен для некоторых примитивных водорослей. В данном случае сливаются не гаметы, а целые организмы, выступающие в роли гамет. Образовавшаяся диплоидная зигота обычно сразу же делится мейотически и образуется 4 дочерних гаплоидных одноклеточных организма.

Конъюгация

Особой формой полового процесса является конъюгация, характерная для некоторых нитчатых водорослей. Отдельные гаплоидные клетки нитевидных талломов, расположенных близко друг от друга, начинают образовывать выросты. Они растут навстречу друг другу, соединяются, перегородки в месте стыка растворяются, и содержимое одной клетки (мужской) переходит в другую (женскую). В результате конъюгации образуется диплоидная зигота.

Изогамия

При изогамии (равный брак) гаметы морфологически сходны между собой, то есть одинаковы по форме и размерам, но физиологически они разнокачественны. Данный половой процесс характерен для многих водорослей и некоторых грибов. Изогамия происходит только в воде, для передвижения в которой гаметы снабжены жгутиками. Они очень похожи на зооспоры, но имеют меньшие размеры.

Гетерогамия

При гетерогамии (разный брак) происходит слияние подвижных половых клеток, сходных по форме, но различающихся размерами. Женская гамета в несколько раз больше мужской и менее подвижна. Гетерогамия характерна для тех же групп организмов, что и изогамия, и также происходит в воде.

Оогамия

Характерна для некоторых водорослей и всех высших растений. Женская гамета — яйцеклетка — крупная и неподвижная. У низших растений образуется в одноклеточных гаметангиях — оогониях, у высших растений (исключая покрытосеменные) — в многоклеточных архегониях. Мужская гамета (сперматозоид) мала и подвижна, образуется у грибов и водорослей в одноклеточных, а у высших растений (исклю чая покрытосеменные) — в многоклеточных гаметангиях — антеридиях. Сперматозоиды способны передвигаться только в воде. Поэтому наличие воды — обязательное условие для оплодотворения у всех растений, за исключением семенных. У большинства семенных растений мужские гаметы утратили жгутики и называются спермиями.

Тест по темам:
Бесполое размножение, Половое размножение, Онтогенез, Филогенез § (13, 14, 15, 16)
§ 13.
1. При бесполом размножении:
a)Родитель только один c) Родителей двое
b)Один и тот же организм выполняет роль обоих родителей d) Родителей совсем нет
2. Бесполое размножение происходит:
a) С участием половых клеток c) Только путем почкования
b) Без участия половых клеток d) Только с помощью спор
3. Почкованием размножается
a)Гидра c) Эвглена зеленая
b)Дождевой червь d) Сыроежка
4. Спора состоит из
a)Одной клетки c) Двух клеток
b)Четырех клеток d) Большого количества клеток
5. При почковании многоклеточного организма с 12 хромосомами в ядрах клеток молодого организма будет:
a)6 хромосом с) 12 хромосом
b)18 хромосом d) 24 хромосомы
6. Делением размножается
a)Белый гриб c) Майский жук
b)Эвглена зеленая d) Стрекоза
7. Процесс пересадки части побега одного растения на другое и их сращивание – это размножение
a)Прививкой c) Побеговыми черенками
b)Отводками d) С помощью выводковых почек
8. Вегетативное размножение встречается в природе:
a)У растений и низших позвоночных c) Только у растений
b)У растений и позвоночных животных d) Как правило, у высших животных
9. В результате размножения изменяются
a)Размеры организма c) Численность организма
b)Масса организма d) Форма организма
10. Тюльпаны размножаются
a)Клубнями c) Луковицами
b)Черенками d) Отводками
§ 14.
11. Половое размножение - это тип размножения при котором:
a) Организм развивается из двух половых клеток;
b) Происходит смена поколений и развитие организмов на основе специализированных половых клеток, образующихся в половых железах;
c) Организм развивается при участии половых клеток двух разных особей;
d) Происходит развитие новой особи из одной половой клетки.

12. Развитие организма из одной неоплодотворенной яйцеклетки называется
a) Гермафродитизмом c) Партеногенезом
b) Дивергенцией d) Конъюгацией
13. К бесполому размножению не относится
a) Почкование c) Спорообразование
b) Регенерация d) Партеногенез
14. Какого периода развития половых клеток не существует?
a) Период роста c) Период созревания
b) Период деления d) Период размножения

15. Какой набор хромосом и ДНК имеют клетки, вступающие в период созревания?
a) 2n4с c) 2n2с
b) 4n4с d) 4n2с
16. Зигота – это:
a) Половая клетка c) Стволовая клетка
b) Клетка, образовавшаяся путём деления d) Клетка, образовавшаяся путём слияния
§ 15.
17. Признаки дифференцировки клеток зародыша появляются в период
a) гаструляции c) дробления
b) органогенеза d) роста
18. В онтогенезе постэмбриональный период – это
a) весь период развития организма c) период дифференцировки
b) период от выхода из яйца или рождения до смерти d) период роста и дифференцировки клеток
19. Закладка органов будущего организма начинается на стадии
a) зиготы c) нейрулы
b) бластулы d) гаструлы
20. Полость бластулы
a) бластоцель c) гастроцель
b) миксоцель d) целом
21. Бластула состоит из полости и
a) двух слоев клеток c) соединительной ткани
b) одного слоя клеток d) эпителиальной ткани
22. Нервная система человека формируется из
a) эктодермы c) мезодермы
b) энтодермы d) целома
23. Внутренний зародышевый листок –
a) эктодерма c) энтодерма
b) мезодерма d) целом
24. В постэмбриональном периоде может происходить
a) дробление c) нейруляция
b) метаморфоз d) гаструляция

1. При бесполом размножении:
a) Родитель только один

2. Бесполое размножение происходит:
b) Без участия половых клеток

3. Почкованием размножается
a) Гидра

4. Спора состоит из
a) Одной клетки

5. При почковании многоклеточного организма с 12 хромосомами в ядрах клеток молодого организма будет:
с) 12 хромосом

6. Делением размножается
b) Эвглена зеленая

7. Процесс пересадки части побега одного растения на другое и их сращивание – это размножение
a) Прививкой

8. Вегетативное размножение встречается в природе:
a) У растений и низших позвоночных

9. В результате размножения изменяются
c) Численность организма

10. Тюльпаны размножаются
c) Луковицами

§ 14.
11. Половое размножение - это тип размножения при котором:
b) Происходит смена поколений и развитие организмов на основе специализированных половых клеток, образующихся в половых железах;

12. Развитие организма из одной неоплодотворенной яйцеклетки называется
c) Партеногенезом

13. К бесполому размножению не относится
d) Партеногенез

14. Какого периода развития половых клеток не существует?
b) Период деления

Я, конечно параграфов 13 и 14 не читала, проверь! Готовилась было ответ отправлять, ан нет!

15. Какой набор хромосом и ДНК имеют клетки, вступающие в период созревания?
c) 2n2с

16. Зигота – это:
d) Клетка, образовавшаяся путём слияния ГАМЕТ

§ 15.
17. Признаки дифференцировки клеток зародыша появляются в период
b) органогенеза

18. В онтогенезе постэмбриональный период – это
b) период от выхода из яйца или рождения до смерти

19. Закладка органов будущего организма начинается на стадии
c) нейрулы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

Тип урока : урок открытия нового знания.

Деятельностная цель :

формирование умений реализации новых способов действий:

- формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

- уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели,

- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления);

- осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно дидактическая цель : расширяет базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов .

Планируемые образовательные результаты :

1. Научиться выделять отличительные признаки беспологоразмноженя.

2. Учиться понимать биологические термины: бесполое размножение, деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение, фрагментация, полиэмбриония, клонирование.

Метапредметные

1 . Познавательные :

а. научиться ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

б. учиться строить высказывания;

в. учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи

. 2 . Коммуникативные :

а. учиться слушать и понимать речь другого человека.

б. учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

в. учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

3. Регулятивные :

а. учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

б. учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию;

1. Осознавать единство и целостность мира.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3. Личностное самоопределение и смыслообразование.

Основные понятия, изучаемые на уроке :

бесполое размножение, деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение, фрагментация, полиэмбриония, клонирование.

Учащийся должен знать : основные способы бесполого размножения организмов, определения терминов: бесполое размножение, деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение, фрагментация, полиэмбриония, клонирование.

Учащиеся должны уметь: называть признаки бесполого размножения, сравнивать различные способы бесполого размножения, анализировать и обобщать теоретический материал данной темы.

Обеспечение урока : учебники, рабочие тетради, компьютер, интерактивная доска, заводная игрушка, документ камера.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организация начала урока.

1. Приветствует обучающихся.

2. Проверяет готовность аудитории к работе.

3. Проверяет наличие обучающихся и причины отсутствия.

1. Приветствуют учителя

2. Дежурные докладывают об отсутствующих.

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Актуализация знаний

1. Предлагает обучающимся ознакомиться с эпиграфом урока (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

2. При затруднении при ответе на вопрос поясняет «Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.

3. Фронтальная беседа по вопросам:

А) Какие два типа размножения существуют в природе? (Приложение 3)

Б) Как называется тип размножения, при котором организмы развиваются из специализированных клеток- гамет?

(Приложение 4)

В) Схема какого типа размножения представлена на таблице? (доска)

Запишите вывод в тетрадь (слайд 6)

5. Подводит к формулировке темы урока.

1. Читают эпиграф урока и отвечают на вопрос.

2. Слушают рассказ учителя.

3. Отвечают на вопросы, смотрят слайд 3презентации , записывают схему и выводсо слайда в тетрадь.

5.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

Тема .Бесполое размножение

6. Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос.

Познавательные: 1. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

2. Логические: установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Усвоение новых знаний.

2. Рассказывает о способах бесполого размножения.

«Многие прокариотические организмы размножаются путем бинарного деления (Приложение 6). В основе шизогонии тоже лежит деление (Приложение 7) . Чем отличаются эти две способа?Для других, например грибов и растений, характерно спорообразование . Приэтом ядро многократно делится путем митоза.(Приложение 8) Споры продуцируются в огромном количестве, до 3 млрд. в сутки, но не все они попадают в благоприятные условия. Многие могут несколько лет дожидаться своего часа, сохраняя жизнеспособность.У некоторых организмов известно почкование (Приложение 9). Так у дрожжей на материнской нитке образуется почка- небольшой бугорок, который растет и когда достигнет размеров материнской клетки переходит к самостоятельному существованию.Почкованиемразмножается Гидра обыкновенная. .(Приложение 9) У некоторых организмов способ размножения – фрагментация .(Приложение 10) Помимо этих способов в природе существуют ещё полиэмбриония .(Приложение 11) и клонирование (Приложение 12)

4. Предлагает изучить материал презентации (слайд 11,12) и дополнить схему.

6. Предлагает обучающимся изучить текст учебника,с106 (2014) рассмотреть иллюстрации и выполнить задание с 109.№ 3 , работая в парах .

Должность учитель биологии

Базовый учебник Мамонтов С.Г., Захаров В.Б, Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, 2010

Цель урока : обеспечить усвоение обучающимися особенностей и способов бесполого размножения организмов в природе.

1. Расширить и углубить знания о роли бесполого размножения в жизни живых организмов;

2. Систематизировать знания о способах бесполого размножения: деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение.

5. Развивать навыки работы с электронными образовательными ресурсами

1. Создать условия для развития интеллектуальные и творческие способности обучающихся, диалектическое мышление;

2. Способствовать развитию умения работать с различными информационными источниками

1. Продолжить формирование у обучающихся научного мировоззрения.

2. Создать условия для развития познавательный интерес к устройству окружающего мира.

Тип урока урок изучения нового (комбинированный)

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Структура и ход урока

План – конспект урока

Организация начала урока.

1. Приветствует обучающихся.

2. Проверяет готовность аудитории к работе.

3. Проверяет наличие обучающихся и причины отсутствия.

1. Приветствуют учителя

2. Дежурные докладывают об отсутствующих.

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

1. Предлагает обучающимся ознакомиться с эпиграфом урока (слайд 1).

2. При затруднении при ответе на вопрос поясняет «Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.

3. Фронтальная беседа по вопросам:

А) Какие два типа размножения существуют в природе? (слайд 3)

Б) Как называется тип размножения, при котором организмы развиваются из специализированных клеток- гамет?

В) Схема какого типа размножения представлена на слайде? (слайд 5)

Запишите вывод в тетрадь (слайд 6)

5. Подводит к формулировке темы урока.

1. Читают эпиграф урока и отвечают на вопрос.

(Размножение) (слайд 2)

2. Слушают рассказ учителя.

3. Отвечают на вопросы, смотрят презентацию (слайд 3,4,5,6), записывают схемы и вывод со слайда 6 в тетрадь.

5.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

6. Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос.

Познавательные: 1. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

2. Логические: установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Усвоение новых знаний.

2. Предлагает нарисовать в тетради схему (не заполнена)

3. Рассказывает о способах бесполого размножения.

4. Предлагает изучить дополнительный раздаточный печатный материал, материал презентации (слайд 14,15) и дополнить схему.

6. Предлагает обучающимся изучить текст учебника, рассмотреть иллюстрации и выполнить задание (слайд 17), работая в парах .

№ 1. К какому уровню организации живой природы относят деревья (береза, липа, ель и т.д.)?

№ 2. Митохондрии и лизосомы отсутствуют в клетках:

№ 3. Процесс дыхания осуществляется в:

4 – эндоплазматической сети

№ 4. В процессе фотосинтеза растения:

1 – образуют углеводы;

2 – используют углеводы;

3 – поглощают кислород;

4 – поглощают азот

№ 5. Группа клеток сходных по строению, выполняющих определенную функцию называют:

3 - часть растения;

№ 6. Функция камбия:

1 - обеспечивает передвижение веществ;

2 - придает ему прочность и упругость;

3 - обеспечивает рост в толщину;

4 - обеспечивает рост в длину

№ 7. Корни, отрастающие от главного корня:

№ 8. Чем прикрыт кончик корня?

1 - корневым чехликом;

2 - клетками коры;

3 - корневыми волосками;

№ 9. Часть стебля, по которой передвигается вода и минеральные вещества.

№ 10. Функция флоэмы:

1 - защита растения;

2 - проведение воды и минеральных солей по стеблю;

3 - проведение органических веществ и опора;

4 - рост стебля в толщину.

№ 11. Превращение некоторых листьев барбариса в колючки:

1 - повышает устойчивость растения к болезням;

2 - защищает растения от вредителей;

3 - влияет на дыхание растений;

4 - защищает растения от чрезмерного испарения, поедания животными.

№ 12. Размножение – это:

1 - способность организма воспринимать воздействие внешней среды;

2 - воспроизведение новых особей, способствующее увеличению численнocти вида;

3 - состояние организма, при котором почти полностью прекращается жизнедеятельность;

4 - увеличение размеров и массы тела растений.

№ 13. Перенос пыльцы с цветка одного растения на цветок другого:

4 - развитие зародыша.

№ 14. Процесс пересадки части побега одного растения на другое и их сращивание:

4 - размножение отводками.

№ 15. Самоопылению способствует:

1 - одновременное созревание пыльцы и яйцеклетки;

2 - перенос пыльцы насекомыми;

3 - созревание пыльцы и яйцеклетки в разное время;

4 - образование большого числа пыльцевых зёрен.

№ 16. При сборе грибов нельзя повреждать грибницу, так как она:

1 – служит местом образования спор;

2 – служит пищей для животных, обитающих в почве;

3 – поглощает из почвы минеральные, а из корней деревьев – органические вещества;

4 – скрепляет комочки почвы, защищает ее от эрозии и накопления в ней вредных веществ.

№ 17. Грибы размножаются:

3 - частью корня;

4 - частью стебля

№ 18. К ядовитым грибам относится:

3 - бледная поганка;

№ 19. Для отдела водорослей характерны общие признаки:

1 - имеют корни и побеги;

2 - размножаются семенами;

3 - живут в водоемах и цветут;

4 - имеют слоевище вместо настоящих корней, стеблей, листьев.

№ 20. Какой признак не относится к характеристике хламидомонады:

1 – относится к зеленым водорослям;

2 – одноклеточный организм;

3 – передвигается с помощью жгутиков;

4 – обитает в морях и океанах.

№ 21. Воздухоносные клетки мхов позволяют им жить:

3 - в сухом лесу;

4 - на склонах оврагов.

№ 22. Папоротники в отличие от мохообразных:

1 – размножаются спорами;

2 – имеют корень;

3 – имеют листья;

4 – размножаются семенами.

№ 23. Появление у голосеменных семян, разнообразных тканей свидетельствует:

1 - о разнообразии видов этого отдела;

2 - об усложнении растений в процессе эволюции;

3 - о широком их распространении;

4 - о значении в жизни человека.

№ 24. Все цветковые растения объединяют в два класса:

1 - однодольных и двудольных;

2 - голосеменных и покрытосеменных;

3 - крестоцветных и сложноцветных ;

4 - злаков и пасленовых.

№ 25. Чтобы определить, к какому семейству класса Двудольных относится растение, надо знать строение его:

Читайте также: