Прочитав 20 учебника заполните таблицу сроки и глубина посева семян

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Практическая работа №2

Цель опыта: показать , что для прорастания семян необходимо наличие одновременно трех внешних условий – воды, тепла и воздуха.

Объекты и оборудование . Семена гороха или фасоли; четыре одинаковые банки; крышки; кипяченая вода.

Вопросы на осмысление.

Какие условия созданы для семян в банке № 1,2,3,4?

Зачем в одну банку наливают немного воды, а в другую много?

Какие банки опыта надо сравнивать между собой, чтобы сделать вывод о необходимости того или иного условия для прорастания семян?

Зачем сравнивать все банки между собой?

Лабораторная работа № 23

Цель: определить всхожесть семян растений и их посев.

1. Рассмотрите рисунок. В каком сосуде семена прорастут? Объясните свой ответ.

При попадании воды зародыш семени начинает активно дышать и в окружающую среду начинает выделяться тепло, а также углекислый газ. На баржах и пароходах, то есть в местах где семена хранятся в больших количествах, такое выделение тепла и газа может привести к пожару или даже к взрыву.

89. Используя рисунок 85 учебника, подсчитайте, сколько воды потребуется для набухания и прорастания 100 кг зерна:

§ 20. Прорастание семян - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

90. Рассмотрите рисунок. В каком сосуде семена прорастут? Объясните свой ответ.

В первом сосуде небольшое количество воды и температура воздуха +20ºС — для прорастания семян достаточно воздуха, воды и тепла. Семена прорастут.

Во втором сосуде вообще нет воды и температура воздуха +20ºС — для прорастания семян достаточно воздуха и тепла, но нет воды. Семена не прорастут.

В третьем сосуде очень большое количество воды и температура воздуха +20ºС — для прорастания тепла достаточно тепла, но воды слишком много, семена задохнуться от недостатка кислорода. Семена не прорастут.

В четвертом сосуде небольшое количество воды и температура воздуха 0ºС (сосуд обложен льдом) — для прорастания тепла достаточно воды и воздуха, то температура воздуха слишком низкая. Семена не прорастут.

§ 20. Прорастание семян - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

Вывод:

Для прорастания семян необходимо обеспечить растение достаточным количеством тепла, воды и воздуха.

88. Почему при перевозке на пароходах и баржах семян, особенно бобовых культур, попадание даже сравнительно небольшого количества воды в трюм может привести к катастрофическим последствиям?

Начнется процесс гниения с выработкой большого количества тепла, газов. Следовательно, возможен пожар или взрыв

89. Используя рисунок 85 учебника, подсчитайте, сколько воды потребуется для набухания и прорастания 100 кг зерна:

Кукурузы - 49, пшеницы - 69, проса - 38, гороха - 114, льна - 100 (все в кг)

90. Рассмотрите рисунок. В каком сосуде семена прорастут? Объясните свой ответ


Прорастут в первом сосуде

1. Достаточно воды, кислорода и тепла

2. Недостаток воды

3. Недостаток воздуха, избыток воды

4. Недостаточно тепла

Вывод: для прорастания семян необходимы влага, воздух, тепло

Название растенияРазмер семянСроки посева (гр. по Цельсию)Глубина посева (см)
Кукуруза крупные +8 4-5
Пшеница средние +3 2-4
Фасоль крупные +10 4-5
Горох крупные +2 4-5
Томат мелкие +10 1-2
Редис средние +2 2-4

92. Как вы думаете, что произойдёт, если у прорастающего семени фасоли удалить две семядоли? Почему? А если удалить одну семядолю? Ответ поясните

Если удалить 2 семядоли, то растение сразу погибнет из-за отсутствия питательных веществ, которые находятся у фасоли в семядолях. Если удалить одну семядолю, зародыш будет расти плохо и скорее всего также погибнет из-за нехватки питательных веществ. При прорастании семядоли становятся первыми эмбриональными листьями саженца. То есть, растение не сможет нормально развиваться, даже если поместить его в питательную среду

Вывод: семядоли для растения – это запас питательных веществ и первые листочки

93. Рассмотрите рисунок, показывающий обмен веществ в растении. Укажите, какими цифрами на рисунке обозначены процессы дыхания, минерального питания, передвижения органических веществ, фотосинтеза, испарения, накопления органических веществ


1. минеральное питание

2. передвижение органических веществ

3. дыхание

4. дыхание

5. испарение

6. накопление органических веществ

7. фотосинтез

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 6 класс Пасечник, многообразие покрытосеменных растений - ГДЗ к учебнику биологии 6 класс Пасечник, ответы к § 20 Прорастание семян

Ответы к § 20. Прорастание семян

Вопросы в начале параграфа

1. Что такое семя?

Семя — это растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ.

2. Какое строение имеют семена однодольных и двудольных растений?

Семена и однодольных, и двудольных растений состоят из семянной кожуры, зародыша и содержат запас питательных веществ, который находится либо в эндосперме, либо в самом зародыше.

У однодольных растений зародыш состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, почечки и одной семядоли (первого листа зародыша растения). Кроме зародыша в состав семени входит семенная кожура и, у некоторых растений, эндосперм.
У двудольных растений зародыш состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, почечки и двух семядолей (первых листьев зародыша растения). Кроме зародыша в состав семени входит семенная кожура и, у некоторых растений, эндосперм.

3. Какие вещества входят в состав семян?

В состав семени входят жиры, белки, углеводы, минеральные вещества и вода.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие условия необходимы для прорастания семян?

У семени должен быть живой зародыш.

Семена должны набухнуть, для этого необходимо чтобы в семя проникла вода. Её должно быть достаточное количество: не больше, чем требуется, и не меньше.

У семян должен быть постоянный доступ к кислороду, поскольку зародыш во время прорастания активно дышит.

Температура воздуха, окружающего семена, должна быть комфортной для прорастания — для большинства семян это +10ºС — +15ºС.

2. По какой причине не прорастают сухие семена?

Сухие семена находятся в состоянии покоя. Для того чтобы семя начало прорастать, внутрь него должна проникнуть вода. Когда семя набухнет, то зародыш начнёт развиваться, так как потреблять питательные вещества он может только в виде раствора.

3. Чем объяснить гибель семян в кипячёной воде?

В кипячёной воде отсутствует растворённый кислород. Зародышу становится нечем дышать и он погибает, а семя загнивает.

4. Почему семена надо высевать в рыхлую почву?

В хорошо прорыхлённой почве имеется большое количество кислорода. Это благотворно влияет на прорастание семени, поскольку в этот период зародыш энергично дышит и ему требуется постоянный приток кислорода.

5. Почему семена разных растений высевают в разные сроки?

Для прорастания семян различных растений требуются различные условия окружающей среды: температура, влажность и т.д. Если посадить растение раньше или позже наступлений этих условий, то у семян может снизиться всхожесть, в у выросших растений — урожайность.

6. Какие теплолюбивые и холодостойкие растения выращивают в вашем районе?

В Средней полосе России очень распространено выращивание растений:

- теплолюбивых: томатов, огурцов, кукурузы, дыни, тыквы и фасоли;
- холодостойких: гороха, редиса, ржи, пшеницы, ячменя и овса.

7. Какие семена — лука или гороха — глубже заделывают в почву при посеве и почему?

Семена лука рекомендуется сеять на глубину 1 — 2 см, а семена гороха — на глубину 4 — 5 см. То есть горох надо сеять глубже, чем семена лука.

Это связано с тем, что глубина заделки зависит от размера семян и свойств почвы. В крупных семенах достаточно питательных веществ, и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.

8. Почему в песчаную почву семена высевают глубже, чем в глинистую?

Воздух в песчаной почве проникает га большую глубину, а влага лучше сохраняется с более глубоких слоях. Поэтому в песчаной почве семена сажают поглубже, где есть и воздух и вода.

На глиняных почвах, наоборот, воздух может проникнуть только в самые верхние слои, а в более глубоких слоях наблюдается не только недостаток воздуха, но и избыток влаги. Поэтому на глиняных почвах семена сажают как можно ближе к поверхности — влаги там достаточно и кислород также может поступать постоянно.

9. Как будет развиваться проросток фасоли, лишённый одной или двух семядолей?

Проросток фасоли, лишённый одной, сначала будет развиваться также, как и обычные проростки фасоли, но буквально через несколько дней рост проростка замедлится или вовсе прекратиться. Дело в том, что проросток очень быстро начнет страдать от нехватки питательных веществ, которые должны поступать к нему из отсутствующей семядоли. Без этих питательных веществ растение либо будет очень чахлым, либо вовсе погибнет.

При отсутствии обеих семядолей растение всегда погибает, причем практически сразу. Это происходит потому, что у зародыша нет запаса питательных веществ, необходимых ему для роста и жизни.

10. Почему для посева отбирают крупные семена?

В крупных семенах находится больший запас питательных веществ, необходимых зародышу для развития. Именно поэтому из самых крупных семян развиваются самые крепкие и здоровые растения.

Подумайте

1. В живых клетках растений постоянно происходит обмен веществ и энергии. Проанализируйте рисунок 88. Какой вывод вы можете сделать? Обсудите ваш вывод с остальными учащимися класса.

Каждое растение постоянно взаимодействует с окружающей его средой и в нём постоянно происходят процессы обмена веществ и энергии, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности растения.

Например, корни растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Эта вода питает растение, наполняет его клетки жизнью и участвует в процессе дыхания и фотосинтеза. В свою очередь корни получают от листьев растения запас питательных веществ, который позволяет им расти и развиваться.

Стебель растения служит опорой и главной транспортной магистралью, по которой вода с минеральными и питательными веществами перемещается от одной части растения к другой. При этом от корней стебель получает воду, а от листьев — питательные вещества.

Листья растения — это место где происходят процессы дыхания и фотосинтеза. Но без поступающих от других частей растения воды, минеральных веществ и кислорода прохождение этих процессов было бы не возможно. В свою очередь только в листьях под воздействием солнечных лучей и при помощи воды углекислый газ может преобразовываться в кислород, а кислород и вода — в органические питательные вещества, которые необходимы всем частям растения.

Цветы, семена и плоды — также важный участник обмена веществ, поскольку они позволяют продолжить произрастание вида и расширить территорию его произрастания.

Обмен веществ в растении — это совокупность всех происходящих в нем процессов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности как целого растения, так и его отдельных частей.


2. Что необходимо учитывать при посеве семян разных видов растений?

При посеве семян обязательно необходимо создать наиболее благоприятные для прорастания конкретного растения условия. А именно, обеспечить комфортную температуру окружающей среды, достаточно и не избыточное количество воды и постоянный приток воздуха.

Задания

Положите семена фасоли и зерновки пшеницы в банку с увлажнёнными опилками и следите за их прорастанием. По мере необходимости увлажняйте опилки водой; чтобы проростки не пересыхали. Каждый день вынимайте из опилок по одному проростку фасоли и пшеницы и засушивайте их, записывая, сколько дней проростку. Через 15—18 суток опыт прекратите, а из засушенных проростков сделайте коллекцию, показывающую рост и развитие проростков.


Коллекция проростков гороха


Коллекция проростков зерновки пшеницы

Задания для любознательных

Перед посевом важно знать всхожесть семян.

Возьмите пробы в 100 семян зерновок пшеницы, ржи или кукурузы. Разложите их на специальных керамических пластинах или в тарелках на влажной тряпочке или фильтровальной бумаге. Накройте пластины стеклом, чтобы влага не испарялась, и поместите их в тёплое место.

Подсчитайте, сколько семян прорастёт за первые 10 дней. Эта цифра и есть процент всхожести. Нормальная всхожесть семян для посева не должна быть ниже 95%. Определите всхожесть семян, которые вы будете высевать на пришкольном участке.

Растение

Количество семян Проросло семян в первые 10 дней

Процент всхожести семян

Фенологические наблюдения

Проведите наблюдения за весенними явлениями в жизни растений.

Весна — пора пробуждения растений (рис. 89). В природе она вступает в свои права с началом сокодвижения у растений. Это первый признак весны. Раньше, чем у других деревьев, начинается весеннее сокодвижение у клёна остролистного, чуть позднее — у берёзы. Отметьте, когда началось сокодвижение у этих растений в вашей местности.

Цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников — второй признак весны. В средней полосе европейской части страны первой зацветает ольха (рис. 90). Цветки её невзрачны, но распустившиеся серёжки из тычиночных цветков хорошо заметны. Почти одновременно с ольхой зацветают орешник, мать-и-мачеха. Запишите в тетрадь, когда зацвели эти растения. Какова продолжительность цветения этих растений в вашей местности? Ранней весной цветут многолетние травянистые растения лиственного леса. Они часто зацветают до того, как сойдёт снег, поэтому их называют подснежниками. Все они светолюбивы и цветут под пологом леса, когда на деревьях и кустарниках ещё нет листвы. Выясните, какие раннецветущие растения (первоцветы) растут в вашей местности.

Наблюдая за жизнью растений в природе, составьте календарь весны для своей местности. Запишите в календаре сроки цветения ольхи, мать-и-мачехи, орешника и раннецветущих многолетних растений — подснежников. Затем запишите сроки распускания листьев у берёзы и липы, зацветания одуванчика, вишни, сирени.

Если вы живёте в сельской местности, выясните, какие виды сельскохозяйственных работ проводят во время того или иного весеннего явления, замеченного вами (например, посев огурцов — во время цветения акации). Записывайте в дневник наблюдения в виде таблицы.

Дневник наблюдений для средней полосы России

Дата

Весенние явления, замеченные в природе

Сельскохозяйственные работы, проводимые в это время

Высаживание черенков кустарников

Начало цветения ольхи и орешника

Продолжение цветения подснежников

Внесение в почву органических удобрений

Устройство парника для рассады

Начало сокодвижения берёзы

Продолжение цветения ольхи и орешника

Начало цветения мать-и-мачехи

Окончание цветения подснежников

Внесение минеральных удобрений

Освобождение деревьев и кустарников от обвязки и штамбов

Посадка саженцев плодовых деревьев

Продолжение сокодвижения берёзы

Продолжение цветения ольхи и орешника

Продолжение цветения мать-и-мачехи

Посадка головок чеснока, лука-севка, редиски.

Окончание цветения ольхи и орешника

Продолжение цветения мать-и-мачехи

Посадка салата, шпината, укропа, петрушки, пастернака, рукколы, японской капусты.

Продолжение цветения мать-и-мачехи

Посадка базилика, мелиссы, тимьяна, майорана.

Начало урожая редиса и зелени

Продолжение цветения берёзы

Распускание листьев у берёзы

Окончание цветения мать-и-мачехи

Начало цветения вишни

Окучивание деревьев и кустарников

Посадка картофеля, лука репчатого, свеклы.

Сбор урожая редиса и зелени

Продолжение цветения берёзы

Окончание цветения вишни

Сбор урожая редиса и зелени

Распускание листьев у липы

Начало цветения одуванчика

Начало цветения сирени

Опрыскивание плодовых деревьев и кустарников против вредителей

Продолжение цветения сирени

Подкормка грядок с овощами.

Высадка рассады цветов — однолетников

Окончание цветения сирени

Борьба с вредителями

Сбор урожая жимолости

Борьба с вредителями

Начало сбора урожая земляники

Словарик

Проросток — это растение в начальной стадии своего развития (от прорастания зародыша до момента развертывания листа главного побега).

Читайте также: