Прорастанию семян редьки дикой мешают другие более высокие растения

Обновлено: 04.10.2024

Презентация на тему: " 1.Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы. 2. Плодами питаются многие птицы. 3. Всходами питаются травоядные животные. 4. Топчут люди, автомашины," — Транскрипт:

2 1.Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы. 2. Плодами питаются многие птицы. 3. Всходами питаются травоядные животные. 4. Топчут люди, автомашины, тракторы. 5. Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива), они затеняют, берут воду и пищу. 6. Сами одуванчики вытесняют друг друга. 7. Семена погибают в пустынях и на скалах. 8. Семена погибают и в средней полосе, если упадут на неблагоприятные для прорастания условия. 9. Растения гибнут от сильных морозов и засухи. 10. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов.

3 Внутривидовая борьба Межвидовая борьба Борьба с неблагоприятными условиями среды 61,2, 3, 4, 5, 107, 8, 9 Модельный ответ

4 Ключ к оцениванию: Нет ошибок – 5 баллов ошибки – 4 балла 3 – 5 ошибок – 3 балла Более 5 ошибок – 2 балла

5 Выпишите в тетрадь, как приспособлена акация к защите от поедания и определите тип приспособленности

6 Формирование приспособлений к среде обитания.

7 Приспособленность организмов или адаптация- совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях среды.

9 Ключ к оцениванию: 37 баллов – 5 36 – 24 балла – 4 22 – 19 баллов – 3 Менее19 баллов – 2

По подсчетам В.И. Вернадского, для захвата поверхности Земли различным организмам понадобился бы срок: бактериям – 1,5 дня, сельдям – 7-12 лет, курам – 15-18 лет, крысам – 8 лет, диким свиньям – 6 лет, слону – 100 лет, одуванчику – 1 год. Ни слоны, ни кролики, ни одуванчики, ни какие – либо другие животные и растения не заполняют весь земной шар.

Перечисляем ряд причин, которые приводят к гибели многих особей одуванчиков и не дают этому виду занять весь земной шар.

Заполните таблицу, указывая в каждой графе номер причин

Борьба с неблагоприятными условиями

  1. Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы
  2. Плодами питаются многие птицы
  3. Всходами питаются травоядные животные
  4. Топчут люди, автомашины
  5. Сами одуванчики вытесняют друг друга
  6. Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах
  7. Растения погибают от сильных морозов и засухи
  8. Мешают другие более высокие растения (крапива, пырей), они затеняют, берут воду и пищу
  9. Высокие растения мешают распространению семян ветром
  10. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов
  11. Семена растения погибают в средней полосе, если они упадут в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия

Определить о каких формах борьбы за существование говорится в следующих строчках

  1. Внутривидовая борьба
  2. Межвидовая борьба
  3. Борьба с неблагоприятными условиями

А) И меж растений царствует война – деревья, травы вверх растут задорно,

За свет и воздух борются упорно, а корни их, в земле неся свой труд,

За почву и за влажность спор ведут. (Э. Дарвин)

Б) Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, страшатся щуки крокодила;

От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.

Всегда имеет верх над слабостию сила… (А.С. Пушкин)

В) Лес кругом. Широкая поляна… На траве зеленой у кургана

Жаркий бой ведут тетерева …..(П. Усачев)

Г) пословица: И раки не живут без драки

Д) А знаете, друзья, что ёж был с мягкой шерсткою когда – то?

Но объявилась, вдруг лиса, защелкали зубами волки, -

И стали колкими глаза, и выросли иголки (А. Марков)

Е) Была зима такая, что с ветвей комочком белым падал воробей,

Закованные в ледяные глыбы, в речных глубинах задыхались рыбы… (П.-Б. Шелли)

Распределите примеры борьбы за существование в соответствующие графы таблицы:

Борьба с неблагоприятными условиями

А) каннибализм, уничтожение молодняка

Б) конкуренция за свет между елью и березой

В) львы и антилопы

Г) зимняя спячка у медведя

Д) борьба самцов за самку

Е) борьба за главенство в стае

Ж) растения паразиты, питающиеся за счет растения - хозяина

З) птицы и насекомые

И) сорные растения угнетают культурные растения

К) серая и черная крысы борются за место в поселениях человека

М) редукция листьев у кактуса

Н) смена меха у млекопитающих

О) борьба лис и волков за территорию

П) сезонные перелеты у птиц

Р) рыбы и планктон

Т) низкорослые растения в условиях Севера

У) крупный рогатый скот и ленточные черви

Ф) лягушка и комар

Ц) длинные корни у растений пустыни

Какая из форм борьбы за существование наиболее остра: внутривидовая или межвидовая? Почему вы так думаете?

1. Каким образом разрешается в природе противоречие между необходимостью выживать и малой плодовитостью у различных животных?

2. Дарвин приводит следующие факты:

3. Многие насекомые приносят вред, между насекомыми, растениями и врагами насекомых идет ожесточенная борьба за существование. Объясните:

А) почему бы не уничтожить насекомых, ведь сейчас для этого имеются эффективные средства?

Б) К каким последствиям в живой природе приведет уничтожение насекомых?

4. Между особями в стае ворон идет борьба за существование. За что она осуществляется и как проявляется? Какие особи будут иметь в ней преимущество?

5. В гнезде трясогузки обычно бывает 4-6 яиц, но не 2 и не 18. Объясните этот факт с позиций эволюционного учения.

6. Проанализируйте данные, составьте график изменения численности особей олений по годам и объясните возможные причины изменения численности популяции.

  1. В 1911 году на остров Сент – Пол (площадь 106 км 2 ) у побережья Аляски завезено 25 северных оленей.
  2. В 1920 году там обитало уже 300 оленей
  3. В 1924 – 190 оленей
  4. В 1930 – 650 оленей
  5. В 1935 – 1000 оленей
  6. В 1938 – 2000 оленей
  7. В 1950 году осталось 8 оленей.

7. Объясните цели осенней и весенней вспашки полей, прополки, прореживания и подкормки культурных растений?

1. Можно ли назвать почвой смесь песка, воды, неорганических и органических веществ?

Нет, нельзя. Почва имеет определенную структуру и в состав почвы обязательно входят живые организмы.

2. В чем проявляется приспособленность растений к жизни в тундре? Укажите не менее четырех признаков.

1) короткий вегетационный период обеспечивает быстрое цветение и плодоношение до наступления низких температур;
2) поверхностное расположение корней объясняется подтаиванием только поверхностного слоя (из-за вечной мерзлоты), из которого растения всасывают воду;
3) опушение и восковой налёт на листьях уменьшают испарение воды;
4) низкорослость предохраняет от воздействия ветров и низких температур

3. Луга, произрастающие в лесной зоне и предоставленные сами себе быстро зарастают лесом. Однако в местах постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит. Почему?

В местах ведения сельского хозяйства подрост деревьев уничтожается пасущимися животными.

4. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Зимующие стадии растений и беспозвоночных животных имеют много сходных физиологических особенностей. (2) У них повышается интенсивность обмена веществ. (3) Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов. (4) Обычно увеличивается содержание воды в тканях, особенно в семенах и зимних почках растений. (5) Покоящиеся стадии могут длительно переживать условия зимовки. (6) Анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни. (7) В мире животных в анабиоз не впадают простейшие, для них характерна циста.

2 – у растений и животных понижается интенсивность обмена веществ
4 – обычно уменьшается содержание воды в тканях
7 – анабиоз характерен для простейших, он наблюдается на стадии цисты

5. Какие идиоадаптации сформировались у цветковых растений, обитающих в воде? Приведите не менее четырёх признаков и обоснуйте их адаптивные значения.

1) появление воздухоносных полостей в органах растений обеспечивает их плавучесть (накопление кислорода);
2) механические ткани развиты слабо в силу высокой плотности воды (ослабленной гравитации);
3) слабое развитие корней в силу поглощения воды и минеральных веществ поверхностью растения;
4) расположение устьиц на верхней стороне плавающих листьев способствует испарению воды;
5) плавучесть плодов обеспечивает распространение семян водой;
6) подводные листья лентовидные (или сильно рассечёные), что предотвращает повреждение листьев при быстром течении

6. Почему на верховых болотах, расположенных в северных широтах, обитают засухоустойчивые (например, багульник болотный) и насекомоядные (например, росянка круглолистная) растения? Ответ обоснуйте, исходя из экологических особенностей (абиотических факторов) верховых болот.

1) в верховых болотах низкая температура воды;
2) в верховых болотах повышенная кислотность воды;
3) низкая температура и повышенная кислотность воды замедляют её поступление в корни растений, поэтому растения засухоустойчивые;
4) недостаток кислорода в воде;
5) бактерицидные вещества (сфагнол);
6) недостаток кислорода и бактерицидные вещества замедляют гниение органических веществ;
7) медленное гниение приводит к недостатку минеральных (азотистых) веществ;
8) насекомоядные растения пополняют недостаток азота за счёт питания насекомыми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Борьба за существование" с групповой работой учащихся. Разработка включает задания на работу по заполению таблиц и выполнение тестовых заданий.

Тема урока. Борьба за существование. Естественный и искусственный отбор.

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации учебного занятия: комбинированный урок

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный

Цель: создать условия для формирования системы знаний о борьбе за существование, естественном и искусственном отборе и их роли в эволюции.

Обучающие задачи: расширить знания учащихся о борьбе за существование и естественном отборе как факторах эволюции. Познакомить с видами борьбы за существование, искусственным отбором.

Развивающие задачи: продолжить развитие умений работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать изученный материал

Воспитывающие задачи: воспитывать уверенность в себе и собственных знаниях. Формировать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Оборудование:

«Природа не терпит в своем царстве никого,

Ход занятия.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация

Целеполагание и мотивация

Необратимый процесс исторического развития живых существ и их сообществ ( эволюция)

Учёный, первым применивший термин "Эволюция" (Шарль Боне)

Автор первой эволюционной теории. ( Ж.Б. Ламарк)

Автор книги "Происхождение видов" (Ч. Дарвин)

Движущая сила эволюции, делающая особей одного вида разнообразными и поставляющая материал для отбора. (изменчивость)

Свойство организмов походить на своих предков и передавать некоторые признаки потомству.( наследственность)

Процесс в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями. (естественный отбор)

Каковы движущие силы эволюции. (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор).

Вовлечение учащихся в определение темы урока, целеполагание.

Тема урока Борьба за существование.

Естественный и искусственный отбор.

Какое время года вы любите больше всего? А я весну. Весной расцветают ярко-жёлтые одуванчики, а летом летит по ветру их лёгкий пух. Задумывались ли вы, что случилось бы, если бы каждая из этих лёгких семянок, подвешенных на парашютиках, проросла и дала растение?

Русский ботаник К.А.Тимирязев сделал интересные вычисления. Каждый год одно растение одуванчика производит около 100 семян. Если из всех этих семян выросли бы растения и снова дали бы по 100 семян каждое и так их года в год, то для 10-го поколения одного растения одуванчика потребовалась бы площадь в 15 раз больше поверхности суши. Вся наша планета покрылась бы жёлтыми головками одуванчиков, и ни одно семя другого растения уже не смогло бы прорасти на земле. Но есть растения приносящие ещё больше семян.

"Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев"

Решите задачу. Как быстро размножается комнатная муха? Например, одна муха откладывает 120 яиц и в течение лета появляются 7 поколений мух, половина которых-самки. За начало первой кладки примем 15 апреля и будем считать, что муха – самка за 20 суток развивается настолько, что сама откладывает яйца.

(Ответ. 1 сентября выходит 355923200000000мух)

Можно ли в действительности встретить такое количество мух? Почему?

Приводит другие примеры:

- серая крыса - 5 помётов в год (в среднем по 8 крысят, достигающих половозрелости с трёх месяцев);

- лягушка - 10 тыс. икринок;

- осетр - 2 млн. икринок;

- аскарида - 200 тысяч яиц в сутки;

А теперь внимание вопрос: Почему же ни одуванчики, ни мухи, ни кролики, ни какие-либо другие организмы не заполняют собой весь земной шар. Почему всем хватает места на Земле?

Рассказывает, что безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается.

Задает вопросы:

- Как вы считаете, в чём причина такого явления?

- Каковы причины гибели особей на разных этапах развития?

- В чём причина возникновения борьбы за существование?

Отвечают на поставленный вопрос, решают задачу на основе чего формулируют тему и задачи урока.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Приведите примеры борьбы за существование.

Как можно классифицировать виды борьбы за существование.

2.Организует работу в группах переменного состава

1 группа. Внутривидовая борьба стр 224

2 группа. Межвидовая борьба стр 224

3 группа. Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды стр 226

1) Результат представить в виде схемы, таблицы 1.

2) На альбомном листе изобразите пример борьбы.

3) Выделите и запишите три критерия, почему эта борьба является наиболее острой формой борьбы за существование.

Координирует деятельность учащихся.

1.Отвечают на вопрос.

Используя учебник, проверяют верность суждений.

2. Приводять примеры, классифицмруют

3.Работа с текстом (индивидуальная)

5. Осуществляют взаимообучение.

6. Составляют кластер

7. Осуществляют взаимооценку деятельности в группе.

Закрепление новых знаний и первичная проверка усвоения нового материала

1.Координирует деятельность учащихся. Организует обсуждение результатов работы.

Пример схемы:

Виды борьбы за существование.

Внутривидовая Межвидовая Борьба с неблагоприятными неблагоприятными

-борьба за территорию -хищничество -линька

-за добычу -паразитизм -спячка

-за самку - конкуренция -кочевки и

-каннибализм перелеты




Какой же вид борьбы наиболее острый?

2. Организует работу по заданиям:

1) Задает учащимся проблемную биологическую задачу:

2). Задания по определению типов борьбы за существование (табл.2)

3. Организует работу по выполнению теста и взаимооценке результативности работы.

1). Пример внутривидовой борьбы за существование:

А. Конкуренция между серой и черной крысами.

С. Низкорослость березы и ивы в условиях тундры.

Д. Борьба за главенство в стае.

Е. Конкуренция за свет между березой и елью.

2).Наиболее напряженная борьба за существование – внутривидовая, так как особи одного вида:

Не нуждаются в одинаковых убежищах

Имеют одинаковое внешнее и внутреннее строение

Питаются разной пищей

Нуждаются в сходных условиях существования

Размножаются в разное время.

3). Отношение хищник – жертва – это пример борьбы:

4). Сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями окружающей среды Ч.Дарвин назвал:

Борьбой за существование

5). Конкуренция за источник пищи, территорию между особями одного вида – это пример:

1.Представляют результаты работы.

2. Осуществляют взаимооценивание.

3. Определяют, что в сюжете приведены примеры всех видов борьбы за существование. Аргументируют свой ответ.

Отвечают, обосновывая свои ответы.

Выполняют задание. Осуществляют взаимооценку (в парах)

Подведение итогов занятия

Рефлексия.

Прочитайте параграф стр 226.

Ответьте на вопрос: в чем разница между естественным и искусственным отбором?

Организует информационно – оценочную деятельность.

я : - узнал…… - понял…… - научился…

Наибольшего успеха я достиг в ….. Наибольшую трудность я испытал в …..

Информация о домашнем задании;

инструкция о его выполнении.

Сообщает домашнее задание:

§ 45, составить 2 вопроса по теме.

Записывают домашнее задание в дневник.

Оценивание вклада отдельного ученика при групповой работе.

Активно участвует в обсуждении группы (Развивает, обобщает предложенные идеи, информацию).

Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании

Самостоятельная работа

Формы борьбы за существование

Между кем борьба

Какие особи гибнут

С неблаго-приятными условиями

Примеры организмов

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными условиями среды

Формы борьбы за существование одуванчиков

Задание 2 Заполните таблицу (в каждой графе укажите порядковые номера при­чин, перечисленных выше)

Перечисляем несколько причин, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

Плодами питаются многие птицы;

Всходами питаются травоядные животные;

Топчут люди, автомашины, тракторы;

Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива, кустар­ники и деревья), они затемняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром;

Сами одуванчики вытесняют друг друга;

Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах;

Семена погибают и в средней полосе, если они упадут на неблаго­приятные для сохранения и прорастания условия;

Растения гибнут от сильных морозов и засухи;

Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов.

1). Пример внутривидовой борьбы за существование:

А. Конкуренция между серой и черной крысами.

С. Низкорослость березы и ивы в условиях тундры.

Д. Борьба за главенство в стае.

Е. Конкуренция за свет между березой и елью.

2). Наиболее напряженная борьба за существование – внутривидовая, так как особи одного вида:

А. Не нуждаются в одинаковых убежищах

В. Имеют одинаковое внешнее и внутреннее строение

С. Питаются разной пищей

Д. Нуждаются в сходных условиях существования

Е. Размножаются в разное время.

3). Отношение хищник – жертва – это пример борьбы:

С. Межвидовой борьбы

Д. Внутривидовой борьбы

4). Сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями окружающей среды Ч.Дарвин назвал:

А. Искусственным отбором

В. Борьбой за существование

Д. Естественным отбором

Е. Наследственной изменчивостью

5). Конкуренция за источник пищи, территорию между особями одного вида – это пример:

А. Популяционных волн

В. Межвидовой борьбы

С. Внутривидовой борьбы

- наибольшего успеха я достиг в

- наибольшую трудность я испытал в ….

- наибольшего успеха я достиг в

- наибольшую трудность я испытал в ….

- наибольшего успеха я достиг в

- наибольшую трудность я испытал в ….

- наибольшего успеха я достиг в

- наибольшую трудность я испытал в ….

- наибольшего успеха я достиг в

- наибольшую трудность я испытал в ….

- наибольшего успеха я достиг в

- наибольшую трудность я испытал в ….

- наибольшего успеха я достиг в

- наибольшую трудность я испытал в ….

- наибольшего успеха я достиг в

- наибольшую трудность я испытал в ….

«Природа не терпит в своем царстве никого,

Создание проблемной ситуации: (слайд 1)

Какое время года вы любите больше всего? А я весну. Весной расцветают ярко-жёлтые одуванчики, а летом летит по ветру их лёгкий пух. Задумывались ли вы, что случилось бы, если бы каждая из этих лёгких семянок, подвешенных на парашютиках, проросла и дала растение?

Русский ботаник К.А.Тимирязев сделал интересные вычисления. Каждый год одно растение одуванчика производит около 100 семян. Если из всех этих семян выросли бы растения и снова дали бы по 100 семян каждое и так их года в год, то для 10-го поколения одного растения одуванчика потребовалась бы площадь в 15 раз больше поверхности суши. Вся наша планета покрылась бы жёлтыми головками одуванчиков, и ни одно семя другого растения уже не смогло бы прорасти на земле. Но есть растения приносящие ещё больше семян. (Слайд 3)

Плодовиты и некоторые животные. Осетр живёт около 50 лет. Каждый год он мечет почти 300 000 икринок. За свою жизнь он выметывает их около 15 млн. Если ни одна икринка, не пропадёт, то потомства одной самки осетра достаточно, чтобы заселить все наши реки. (слайд 4)

Карл Линней как-то сказал, что три мухи могут съесть лошадь во столько же дней, что и лев. Каждая самка мухи может за 5 дней дать 20 000 личинок три мухи дадут 60 000 сколько же надо еды чтобы прокормить 60 000 мушиных ртов!? (слайд 5)

А теперь внимание вопрос: Почему же ни одуванчики, ни мухи, ни кролики, ни какие-либо другие организмы не заполняют собой весь земной шар. Почему всем хватает места на Земле?

Давайте вернёмся к нашему вопросу: Почему же всем хватает места на Земле?

Читайте также: