Просклоняйте дробные числительные 4 10 урожая

Обновлено: 07.07.2024

Склонение чис­ли­тель­ных зави­сит от их раз­ря­да и струк­ту­ры. Выясним, какое скло­не­ние име­ют коли­че­ствен­ные и поряд­ко­вые чис­ли­тель­ные, а по струк­ту­ре про­стые, слож­ные и состав­ные. Приведем таб­ли­цу скло­не­ния числительных.

Чтобы не оши­бать­ся в напи­са­нии форм чис­ли­тель­ных, важ­но уста­но­вить, какое скло­не­ние они име­ют в рус­ском язы­ке. Склонение чис­ли­тель­ных не име­ет еди­но­го образ­ца и грам­ма­ти­че­ски свя­за­но с раз­ря­дом и соста­вом слов этой само­сто­я­тель­ной части речи. В свя­зи с этим вспом­ним, что по зна­че­нию име­на чис­ли­тель­ные делят на коли­че­ствен­ные и порядковые.

Склонение количественных числительных

Количественные чис­ли­тель­ные обо­зна­ча­ют коли­че­ство пред­ме­тов при счё­те и отве­ча­ют на вопрос сколь­ко?

  • пять каран­да­шей;
  • пять­де­сят страниц;
  • сто два­дцать пять рублей.

Последовательно рас­смот­рим, как скло­ня­ют­ся раз­ные по струк­ту­ре коли­че­ствен­ные числительные.

Склонение простых числительных

Это коли­че­ствен­ное чис­ли­тель­ное изме­ня­ют­ся по родам:

  • один день;
  • одн а ночь;
  • одн о предупреждение.

ПадежиЕдинственное чис­лоМножественное чис­ло
Муж. родЖен. родСр. род
И. п.одиноднаодноодни
Р. п.одно­гооднойодно­гоодних
Д. п.одно­муоднойодно­муодним
В. п.И. п. или Р. п.однуодноИ. п. или Р. п.
Т. п.однимоднойоднимодни­ми
П. п.об одномоб однойоб одномоб одних

  • вижу два, три, четы­ре сту­ла — две, три четы­ре книги;
  • знаю двух, трех, четы­рех уче­ни­ков — голо­са двух, трех, четы­рех учеников.

Склонение количественных числительных

Склонение сложных числительных

Сложные чис­ли­тель­ные состав­ля­ют сло­ва от пяти­де­ся­ти до вось­ми­де­ся­ти, от двух­сот до девя­ти­сот.

В их соста­ве ука­жем два кор­ня и два окон­ча­ния, например:

  • пять десят — корень/окончание/корень/окончание;
  • дв е ст и — корень/окончание/корень/окончание

В соот­вет­ствии с таким мор­фем­ным соста­вом у слож­ных чис­ли­тель­ных изме­ня­ют­ся обе части. Числительные от пяти­де­ся­ти до вось­ми­де­ся­ти скло­ня­ют­ся по типу суще­стви­тель­ных тре­тье­го склонения.

Склонение сложных числительных

У слож­ных чис­ли­тель­ных от двух­сот до девя­ти­сот так­же скло­ня­ют­ся обе части:

  • и. п. две­сти, три­ста, восемь сот
  • р. п. двух­сот , трёх­сот , вось­ми­сот
  • д. п. двум­стам, трём­стам, восьмистам
  • в. п . две­сти, три­ста, восемь сот
  • т. п. дву­мя­ста­ми, тре­мя­ста­ми, восемьюстами
  • п. п. о двух­стах, о трёх­стах, о восьмистах

Числительные пол­то­ра, пол­то­ры и пол­то­рас­та име­ют толь­ко две формы:

  • и. п. пол­то­ра, пол­то­ры, полтораста
  • р. п. пол у тора, пол у тора, пол у торас­та
  • д. п. пол у тора, пол у тора, пол у торас­та
  • в. п. пол­то­ра, пол­то­ры, полтораста
  • т. п. пол у тора, пол у тора, пол у торас­та
  • п. п. о пол у тора, о пол у тора, о пол у торас­та

Склонение составных числительных

Составные чис­ли­тель­ные скла­ды­ва­ют­ся из про­стых и слож­ных числительных.

В их соста­ве изме­ня­ет­ся каж­дое сло­во по сво­е­му типу склонения.

Понаблюдаем:

  • и. п. восемь­сот трид­цать пять рублей
  • р. п. вось­ми­сот трид­ца­ти пяти рублей
  • д. п. вось­ми­стам трид­ца­ти пяти рублям
  • в. п. восемь­сот трид­цать пять рублей
  • т. п. восе­мью­ста­ми трид­ца­тью пятью рублями
  • п. п. о вось­ми­стах трид­ца­ти пяти рублях

Склонение собирательных числительных

Собирательные чис­ли­тель­ные состав­ля­ют неболь­шую группу:

Они скло­ня­ют­ся как при­ла­га­тель­ные во мно­же­ствен­ном числе.

Склонение собирательных числительных

  • и. п. оба дру­га, обе улицы
  • р. п. обо­их дру­зей, обе­их улиц
  • д. п. обо­им дру­зьям, обе­им улицам
  • в. п. обо­их дру­зей, (оба окна); обе ули­цы (обе­их малышек)
  • т. п. с обо­и­ми дру­зья­ми, меж­ду обе­и­ми улицами
  • п. п. об обо­их дру­зьях, об обе­их улицах

Форма вини­тель­но­го паде­жа зави­сит от одушевленности/неодушевленности име­ни суще­стви­тель­но­го, с кото­рым соче­та­ет­ся соби­ра­тель­ное числительное.

Склонение порядковых числительных

Порядковые чис­ли­тель­ные обо­зна­ча­ют поря­док пред­ме­тов при счё­те и отве­ча­ют на вопрос кото­рый?

По соста­ву они так­же быва­ют про­сты­ми, слож­ны­ми и состав­ны­ми в зави­си­мо­сти от того, от како­го чис­ли­тель­но­го были образованы:

  • шесть → шест ой (про­стое);
  • пять­де­сят → пяти­де­сят ый (слож­ное)
  • две­сти сорок два → две­сти сорок втор ой (состав­ное).

Порядковые чис­ли­тель­ные очень близ­ки к име­нам при­ла­га­тель­ным. Как и име­на при­ла­га­тель­ные, они изме­ня­ют­ся по родам и числам:

  • шест ой дом, шест ая квар­ти­ра, шест ое пред­ло­же­ние, шест ые классы;
  • пяти­де­сят ый метр, пяти­де­сят ая шко­ла, пяти­де­сят ое стро­е­ние, пяти­де­сят ые годы.

Простые и слож­ные поряд­ко­вые чис­ли­тель­ные скло­ня­ют­ся как прилагательные.

Склонение порядковых числительных

У состав­ных поряд­ко­вых чис­ли­тель­ных изме­ня­ет­ся толь­ко послед­нее слово.

Склонение составных порядковых числительных

Склонение дробных числительных

Дробные чис­ли­тель­ные пред­став­ля­ют собой мате­ма­ти­че­скую запись в виде дро­би, в кото­рой име­ет­ся чис­ли­тель и знаменатель:

Склонение дробных числительных

Дробные чис­ли­тель­ные скло­ня­ют­ся по частям: чис­ли­тель изме­ня­ет­ся как коли­че­ствен­ное чис­ли­тель­ное, а зна­ме­на­тель — как прилагательное.

  • и. п. три седь­мых
  • р. п. трёх седь­мых
  • д. п. трём седь­мым
  • в. п. три седь­мых
  • т. п. тре­мя седьмыми
  • п. п. о трёх седьмых
  • трёх с четвертью;
  • тре­мя с четвертью;
  • о трёх с четвертью.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ карт. Дробные чмсл-е.docx

Дробные числительные.

1. Замени дробные числительные словами полтора и полтораста в нужном падеже.

С 1 ½ рублями - __________________________________________________,

речь идёт о 1 ½ метрах ткани - ______________________________________,

не хватило 150 рублей - ____________________________________________,

пробыл в деревне 1 ½ дня - _________________________________________,

прошло 1 ½ недели ________________________________________________.

2. Просклоняйте дробные числительные 1/3 класса, 4/10 урожая.

И.п. _____________________________ _____________________________

Р.п. _____________________________ _____________________________

Д.п. _____________________________ _____________________________

В.п. _____________________________ _____________________________

Т.п. _____________________________ _____________________________

П.п. _____________________________ _____________________________

3. Запиши числительные словами.

Самый маленький зверёк – карликовая белозубка. Она не превышает в длину 4,5 см ____________________________________________ и весит около 1,5 ______________________ граммов. Карликовая белозубка уничтожает вредных насекомых. Она за сутки съедает пищи в 3-4 _____________________________ раза больше, чем ее вес. Зверёк принимается за еду до 120 ____________________________ раз в сутки и более 70 _____________________ раз в сутки засыпает.

Выбранный для просмотра документ карт. Общее понятие о числ. Разряды по значению..docx

Имя числительное как часть речи.

1. Подчеркни имена числительные.

Шестилетний, десяток, единица, соединить, один, десять, три, тройка, тысяча, восемнадцатилетний, третий, шестой, шестидневка, семь, четверть, пятак, второй, семеро, триста, миллион, одиночество, пять, пятеро, единственный, трижды, вдвое, во-первых.

2. Выпиши слова в два столбика: числительные и сложные прилагательные.

Двухэтажный, семицветный, триста сорок пять, пятисотый, двухъярусный, девяностолетний, трехмиллионный, шестидневный, двадцать первый, восемьдесят один, пятидесятый, трехведерный.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

3. Найди в предложениях порядковые и количественные числительные.

Дуб ежедневно поглощает восемьдесят пять литров воды. Ребята вернулись домой в шестом часу вечера. В музее находится скелет огромной рыбы длиной более пяти метров. В тридцать пять лет эвкалипт достигает размеров двухсотлетнего дуба. Атлантический океан по площади занимает второе место.

4. Подчеркни имена числительные и укажи их разряд.

Знал я невысокий дом

В переулке за углом.

Здесь когда-то проживало

Триста тридцать три жильца.

На работу шли, бывало,

Восемьдесят два отца.

Уходили по делам

Девяносто восемь мам.

В школу шли до перекрёстка

Девяносто два подростка.

Тридцать восемь дошколят

В ясли шли и в детский сад.

Замечательный был дом!

Дружно люди жили в нём.

Выбранный для просмотра документ карт. Порядковые числ-е.docx

Порядковые числительные.

144. Замени количественные числительные порядковыми.

семьдесят три - ________________________,

девяносто пять - ________________________,

пятьдесят тысяч - ________________________,

три миллиона - ________________________,

четыреста двадцать восемь - _________________________________________,

шестьсот пятьдесят - ____________________________________________,

двенадцать миллионов шестьсот двадцать тысяч семьсот тридцать четыре - __________________________________________________________________

Двадцать пять, сорок шесть, двести, двадцатый;

четвёртый, двенадцатого, восьмым, пятьсот одиннадцать;

восемнадцать, пять, двое, четыре;

тринадцать, сорок, трёхсот, трое;

шесть восьмых, две пятых, пятеро, две сотых.

Выбранный для просмотра документ карт. Простые, сложные, составные. Ь знак в числ-х..docx

Простые, сложные, составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1. Запиши числительные словами, распредели их в две колонки (простые и составные).

Число 37 имеет удивительное свойство: если его умножить на числа 3, 6, 9, 12, 15, 18, то получится интересный ряд цифр: 111, 222, 333, 444, 555, 666.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

2. Запиши числительные, данные в тексте словами, распределив их в две колонки ( ь на конце числительных; ь в середине числительных).

В реке Москве живёт 15 видов рыб; на земном шаре встречается 80 видов рябины; один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли; сосна может жить 600 лет, ель – 500; первая ракета, созданная С. Королёвым, находилась в воздухе всего 18 секунд; диаметр первого искусственного спутника Земли составлял 58 сантиметров

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Выбранный для просмотра документ карт. Разряды колич. числит..docx

Разряды количественных числительных.

1. Запиши числительные словами.

Самое употребительное слово в русском языке - предлог в . Он встречается 43 854 раза (на один миллион употреблений), союз и – 36 266 раз, частица не – 19 228 раз, предлог на – 17 262 раза, местоимение я – 13 839 раз, союз что – 13 185 раз.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Распредели числительные на группы и запиши их в колонки.

Семь тетрадей, трое ребят, одна девятая леса, три пятых класса, двое щенят, пять флагов, одна вторая урожая, пятеро ножниц, две седьмых площади, шестнадцать дней, шестеро друзей, три четверти груза, десять домов, две пятых участка, четверо суток.

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Выбранный для просмотра документ карт. Роль числ-х.docx

Роль числительных

1. Запиши словосочетания, употребив нужную форму числительного и существительного.

Не хватало (55, книга) _______________________________________________

Ждать в течение (1,5 , неделя) ________________________________________

Взвесить (76 кг, макароны) ___________________________________________

Продать (150 т, яблоко) ______________________________________________

2. Исправь ошибки.

Мы подготовим доклад к третьему февралю. ____________________________

Это случилось 15 марта в 1960 году. ___________________________________

Я родился 1989 года. ________________________________________________

Каждый ученик посадил по две яблонек. _______________________________

Мы увидели из окна трое учеников. ___________________________________

3. Подчеркни числительные. Произведи морфологический разбор двух числительных.

За час сердце перекачивает свыше трёхсот литров крови, за сутки – свыше семи тысяч, за год – два миллиона пятьсот тысяч, а за семьдесят лет жизни – сто семьдесят пять миллиардов литров.

4. Культура речи. Исправь ошибки в употреблении числительных.

1. Библиотека ежегодно пополняется триста книгами

2. Из тридцать одного участника соревнований особенно выделялись десять.

3. В работе съезда принимало участие около тысяча работников культуры.

4. Небольшой посёлок с четыре тысячами двести жителями.

Выбранный для просмотра документ карт. Собират. числ-е.docx

Собирательные числительные.

1. Замени цифры словами, употребляя, где это возможно, собирательные числительные.

По дороге в школу я встретил 2 __________ мужчин и 2 _____________ женщин. Буря бушевала уже 4 __________________ суток. Я дружу с 3 ________________ мальчиками и 3 ___________________ девочками. Охотник из лесу принёс 5 ___________________ волчат.

2. Поставь слова, данные в скобках, в нужном падеже.

Держать (оба, обе) _________________ руками, прикрепить к (оба, обе) _________________________ ботинкам, держаться за (оба, обе) _______________ верёвки, приложить к (оба, обе) ___________________ ушам.

Трое книг, трое телят, трое сыновей;

пятеро телят, пятеро яблок, пятеро ребят;

двое суток, четверо приятелей, шестеро девочек.

4. Исправь грамматические ошибки.

Двое белок собирали шишки. _________________________________________

Обоими лапами медведь ловил рыбу. __________________________________

В течение троих суток медвежонок ничего не ел. ________________________

Летом в нашем лагере работает трое студенток. _________________________

По обоим сторонам дороги возвышались горы. __________________________

В городе открыто сорок семеро детских садов. __________________________

Выбранный для просмотра документ карт. Числ., обозначающие целые числа.docx

Числительные, обозначающие целые числа.

1. Поставь числительные вместе с существительными в указанных падежах.

365 дней (р.п.) _____________________________________________________

297 карандашей (д.п.) _______________________________________________

143 посылки (п.п.) __________________________________________________

777 цветов (т.п.) ____________________________________________________

1945 год (т.п.) ______________________________________________________

2005 год (р.п.) ______________________________________________________

2. Просклоняй по одному числительному в указанных пределах:

от 11 до 19 от 50 до 80 от 500 до 900

И.п. _________________ _________________ _________________

Р.п. _________________ _________________ _________________

Д.п. _________________ _________________ _________________

В.п. _________________ _________________ _________________

Т.п. _________________ _________________ _________________

П.п. _________________ _________________ _________________

3. Раскрой скобки, обозначь падеж числительных.

Автомобиль остановился в (сто метров) ____________________от гаража. Бидон с (девяносто литров) ____________________________ молока стоял в кузове машины. Из (сто лыж) ____________________________ одна была с небольшим браком. В (девяносто сочинений) ___________________________ учащихся шестых классов нашей школы почти не было ошибок в употреблении форм слов.

4. Образуй словосочетания, заменяя цифры словами и раскрывая скобки.

5 (лимон) - _____________________________________,

6 (арбуз) - _____________________________________,

7 (банан) - _____________________________________,

8 (апельсин) - _____________________________________,

11 (дыня) - _____________________________________,

13 (вишня) - _____________________________________,

30 (стакан, орех) - _____________________________________,

20 (огурец) - _____________________________________,

50 (ведро, морковь) - _____________________________________,

60 (машина, капуста) - _____________________________________,

500 (центнер, пшеница) - _____________________________________.

Выбранный для просмотра документ карт. тест. Имя числ-е.docx

Тест Имя числительное 6 класс

1. Имя числительное обозначает:

б) признак предмета,

в) количество и порядок предметов при счете,

г) действие предмета.

2. Укажи порядковое числительное:

3. Укажи числительное:

4. Укажи правильный ответ.

К какому разряду относятся числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные:

а) к количественным числительным;

5. Сколько форм склонения имеют числительные сорок , девяносто , сто :

6. Укажи правильный ответ.

У числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются:

а) первая часть слова;

б) вторая часть слова;

7. При склонении дробных числительных изменяется:

8. Если дробное числительное обозначает количество, то существительное при нём ставится:

а) в творительном падеже,

9. Найди ошибки в употреблении собирательных числительных:

а) с четверьмя волчатами;

б) девятерых мальчиков;

в) с обоими мужчинами;

г) в обоих картинах.

10. Укажи числительные, на конце которых пишется ь :

11. Укажи числительные, в середине которых пишется ь :

12. Выбери правильный ответ.

В составных порядковых числительных склоняется только:

б) последнее слово,

13. При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в:

а) в винительном падеже;

б) в творительном падеже;

в) в родительном падеже;

г) в именительном.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 703 материала в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.03.2018 27028
  • RAR 106.9 кбайт
  • 969 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пенькова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

По структуре дробные числительные являются составными: первая часть – это количественное числительное в И.п., вторая часть – порядковое числительное в Р.п. (или И.п. ед.ч. при числительном одна): три десятых, пять сотых, двенадцать двадцатых, одна вторая, одна тысячная.

К дробным относятся также числительные полтора, полторы, полтораста.

Дробные числительные в склонении напоминают слова сорок, девяносто, сто: они имеют форму И.-В. п. (полтора, полторы, полтораста) и форму для всех остальных падежей (полутора, полутораста). В слове полтора в косвенных падежах род не различается.




© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Дробные числительные состоят из числителя и знаменателя. У дробных числительных числитель склоняется как целое число (по подобию существительных женского рода), знаменатель — как порядковое (по подобию прилагательных множественного числа). Если числитель оканчивается на 1 (но не на 11), то знаменатель склоняется как прилагательное в единственном числе.

У дробных числительных с числителем, не оканчивающимся на 1, совпадают формы именительного и винительного падежа, родительного и предложного падежа. Если числитель оканчивается на 1, то совпадают формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей.

Падеж1/52/53/54/25
Именительныйодна пятаядве пятыхтри пятыхчетыре двадцать пятых
Родительныйодной пятойдвух пятыхтрёх пятыхчетырёх двадцать пятых
Дательныйодной пятойдвум пятымтрём пятымчетырём двадцать пятым
Винительныйодну пятуюдве пятыхтри пятыхчетыре двадцать пятых
Творительныйодной пятойдвумя пятымитремя пятымичетырьмя двадцать пятыми
Предложныйодной пятойдвух пятыхтрёх пятыхчетырёх двадцать пятых

Дробные числительные полтора и полторы склонются особым образом: форма винительного падежа совпадает с именительным, а в дательном, творительном, предложном падежах имеет одинаковую форму.

Читайте также: