Протоптанная в ягодниках и мхах тропинка

Обновлено: 05.10.2024

Цели урока: 1) повторить с учащимися условия выбора н и нн в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий, 2) отрабатывать умения графически обозначать условия выбора данных орфограмм, 3) научить разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, наречия и слова категории состояния.

I. Опрос. Варианты опроса с учётом дифференциации.

Один ученик рассказывает о сложном предложении.

На доске два ученика пишут семь сложных предложений из “Слова о полку Игореве”.

Затем проверка упр. 17 на с. 16.

II. Повторение необходимых теоретических сведений по теме “Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий”.

Учащиеся рассматривают таблицу на с. 18 и рассказывают о написании одной или двух букв н в полных формах прилагательных и причастий.

III. Повторение и закрепление материала.

1. Учащиеся выполняют упр. 21 на с. 18.

2. Материал для наблюдений: учащиеся записывают 5 примеров, иллюстрирующих правило (с. 18).


3. Занимательное упр. 24 на с. 19; учащиеся распределяют слова по двум группам: с н, с нн.

IV. Проверка понимания темы.

Диктант “Проверь себя”. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Протоптанная в ягодниках и мхах тропинка ведёт к опытному полю, устроенному на болоте. Сквозь нависшие увешанные моховыми бородами ветви в лесу видны новые крыши построек. Поле окружено лесом, болотистой тайгой. Странно видеть в непролазной, заваленной буреломом дикой чащобе зелёные, разработанные человеком поля.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание дифференцированного характера: а) упр. 25 на с. 20; б) подготовить связный рассказ на тему “Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий” (для всех); в) составить орфографическую диктовку (20 слов) с буквами н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

DELETED

Алёна, может ты не внимательно прочитала задание.нужно указать вариант ответа,где пишется ОДНА буква Н.И это ответ 3,так как "окружено"-краткое причастие,если я не ошибаюсь

Алёна Копосова

Tamara, вот блин, да спасибо) везде надо НН, вот уже автоматом и ищу две)


Протоптанная в ягодниках и мхах тропинка, ведёт к опытному полю, устроенному на болоте. Сквозь нависшие, увешанные моховыми бородами ветви, в лесу видны новые крыши хозяйственных построек.

Поле окружено лесом, болотистой тайгой. Странно видеть в непролазной, заваленной буреломом дикой чащобе зелёные, разработанные человеком поля.

Ответ:

протоптанная в ягодницах и мхах ---- причастный оборот вроде как

Сквозь нависшие, увешенные моховыми бородами ветви, в лесу видны новые

увешенные моховыми бородами ветви - это причастный оборт

Ответ:

После слова тропинка запятая не нужна. обороты:

устроенному на болоте.

(Повест-повествовательное, невоскл-невосклицательное,прост-по наличию грамотических основ простое распр-распрастранённое предложение , неосложн-неосложнено)
Грамотическая основа ЛЕСНИК СКОСИЛ лесник существительное скосил глагол
ТРАВУ-ДОПОЛНЕНИЕ ВЫРАЖЕНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ
НА ОПУШКЕ - ОБСТАЯТЕЛЬСТВО ВЫРАЖЕНО ПРИДЛОГ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ
БЕРЁЗОВОЙ-ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫРАЖЕНО ПРИЛОГАТЕЛЬНЫМ
РОЩИ-ДОПОЛНЕНИЕ ВЫРАЖЕНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ
Всё!

На новогодних каникулах я жду чтобы мы всей семьей сьездили к (брату, сестре, бабушке).Я давно не был у (брата, сестры, бабушки).Я хочу много много подарков от родных. Хочу покататься на коньках, покататься на лыжах, слепить снеговика. На каникулах я соберу всех свои друзей и выйду сними на улицу и мы будем кидать друг в друга снежками. Я верю в деда мороза и уже написал ему письмо насчет подарка. Папа и я будем запускать фейерверки в небо, как же будет красиво! Вот чего я жду от новогодних каникул!

Ответ:

Когда 3 "и" ,и одинаковый смысл слов.

Объяснение:

Н
1.В суффиксах АН, ЯН
Исключения:
Оловянный, деревянный, стеклянный
2.В суффиксах ИН (воробьиный,мышиный)
3.Нет суффикса (юный,румяный)
НН
1.В суффиксах ОН,ЕН
Исключения:
Ветреный,масленый(но безветренный)
2.К основе существительного на Н прибавляете суффикс Н

Подчеркни этого предложение главные и второстепенные члены Человек нашёл слова для всего , что он обнаружил во Вселенной

Подскажите, пожалуйста, почему между белым пушистым не стоит запятая, разве это не однородные члены предложения? Земля покрылась

Распределить сложносокращеные слова на 3 группы по способу сокращению слов,от которых они образованы .1-я :Части слова состоящие

Протоптанная в ягодницах и мхах тропинка ведет к опытному полю устроенному на болоте.

Сквозь нависшие увешенные моховыми бородами ветви в лесу видны новые крыши хозяйственных построек.

ОБОЗНАЧЬТЕ ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.


Протоптанная в ягодницах и мхах - - - - причастный оборот вроде как

Сквозь нависшие, увешенные моховыми бородами ветви, в лесу видны новые увешенные моховыми бородами ветви - это причастный оборт.


1. Выделите графически в данных предложениях причастные обороты?

1. Выделите графически в данных предложениях причастные обороты.

Знаки препинания не поставлены.

1 . По небу бежали остатки вылившейся ночью тучи.

2 . На мокром снегу рассыпавшемся под ногами стеклянной крупой было много медвежьих следов.

3. С самого утра перепадал мелкий дождик сменяемый по временам теплым солнечным сиянием.

2. Исправьте ошибки в расстановке знаков препинания в следующих предложениях : 1.

За окном тускло освещенным лунным светом, серебрилось пшеничное поле.

2. Возле дома выстроились деревья увешанные, созревшими апельсинами.

3. Смешанную со снегом, пыль ветер несет нам в глаза.

4. Протоптанная в ягодниках и мхах, тропинка ведет нас к опытному полю.


Обозначьте графически причастный оборот?

Обозначьте графически причастный оборот.


Подчеркните все члены предложения и напишите чем выражено "не разглядели, видно, сквозь ветви"?

Подчеркните все члены предложения и напишите чем выражено "не разглядели, видно, сквозь ветви".


Выпишите четверостишие с причастным оборотом из стихотворения Пушкина " Разлука" и обозначьте оборот?

Выпишите четверостишие с причастным оборотом из стихотворения Пушкина " Разлука" и обозначьте оборот.


Когда идёшь лесом, невольно хватаешься за ветви, протянувшиеся к тропинке?

Когда идёшь лесом, невольно хватаешься за ветви, протянувшиеся к тропинке.

Выделите причастный оборот запятыми, подчеркните как член предложения, вставьте пропущенные буквы.


Какие новые слова и выражения есть в сказке муфта полботинка и Моховая борода?

Какие новые слова и выражения есть в сказке муфта полботинка и Моховая борода.


Предложения про лес с деепричастными и причастными оборотами?

Предложения про лес с деепричастными и причастными оборотами.


Где причастный оборот ?

Где причастный оборот ?

И вдруг я увидел звезды скрытые до этого ветвями деревьев.


Спишите, заменив сложные предложения простыми, имеющими в своём составе причастные обороты?

Спишите, заменив сложные предложения простыми, имеющими в своём составе причастные обороты.

Графически обозначьте причастные обороты.


Сделайте синтаксический разбор предложения : протоптанная в ягодниках и мхах тропинка ведёт к опытному полю на болоте?

Сделайте синтаксический разбор предложения : протоптанная в ягодниках и мхах тропинка ведёт к опытному полю на болоте.



О том что язык что то падает что то говорит . Тд.


Ряд б)беспримерно исщепать и ряд г)безмерный изжевать.


Спать - глагол т. К. обозначает действие(что делать? ). Н. Ф - спать. 2. Пост. Призн : несов. Вид. непер. Невозрат. 1спр. Непост. Призн : в форме повелительного. Накл. Будущ. Вр. ед. Ч 3. Спать (что делать? ).



2 , 4 ответ на данный вопрос.


Вася не мог найти ответа, (1) но ответ был в его растревоженном сердце, (2) впервые познавшем простую, (3) но неведомую прежде истину : не только мир существует для тебя, (4) но и ты для мира. [ - = ], но[ - = / прич. Оборот с однородн. Опред. , ..


По моему надо написать так : Мне кажется, что любой хирург даже в будущем не сможет увеличить память. Она у всех с рождения разная и объём памяти у каждого разный. Можно только развить память.


Мой пес всегда засыпает свою косточку песком, чтобы никто ее не украл.


В зЕлЕном паркЕ большой пруд. В прУдУ плАвАют лебеди и утОчки. (выделено большим шрифтом).

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

  1. Образовательная
  • Закрепить сведения об условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • обобщить и систематизировать сведения о правописании -Н- и -НН- в суффиксах частей речи, изученных ранее;
  • выработать практические умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
  1. Развивающая
  • способствовать развитию мышления, речи, памяти, быстроты реакции и внимания.
  1. Воспитательная
  • формировать коммуникативные умения, положительное и внимательное отношение к русскому языку, а, следовательно, и к культуре своего народа.

- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что сегодняшний наш урок будет запоминающимся, интересным и плодотворным для вас и для меня.

- Вы, наверное, удивлены тем, что мы начинаем урок не с определения темы урока? Нет-нет, я про нее не забыла. Определение темы и цели урока мы сформулируем чуть позже, после того, как выполним несколько заданий.

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит,

Лёд неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит,

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор! –

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат как ковёр.

- Разбейте этот текст на две смысловые части. Какие это две части? А теперь запишите в тетрадь ту, в которой есть два слова, относящиеся к очень необычной части речи. А необычная она потому, что включает в себя признаки двух самостоятельных частей речи: прилагательного и глагола. Одни лингвисты относят эту лингвистическую единицу к самостоятельной части речи, другие же считают ее особой формой глагола. Так о как словах и языковом явлении я говорю?

- Какой отрывок вы запишите? Почему? Назовите причастия. На каком основании вы их выделили?

- А теперь вспомните определение причастия.

- Определение причастию вы дали. А что такое причастный оборот?

- Скажите, есть ли причастный оборот в предложении, выделенном синем шрифтом, которое вы видите на слайде?

- Теперь вам нужно составить предложение, выполнив следующие четыре задания. (приложение 14)

найдите причастный оборот с определяемым словом и запишите его, поставив определяемое слово перед причастным оборотом.

- Записывайте в тетрадь то, что у вас получается.

поставьте слово в форму прошедшего времени, ж.р., ед. ч., 3-го лица;

  1. Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом, из предложения

Возьмите подлежащее и поставьте это слово в форму В.п. ед.ч. с предлогом через.

Какое предложение у вас получилось?

ТРОПИНКА, ПРОТОПТАННАЯ В ЯГОДНИКАХ И МХАХ, ВЕЛА К ПОЛЮ ЧЕРЕЗ БОЛОТО.

  • Найдите слово, которое относится к такому уникальному языковому явлению как причастие. Какое это слово? ( протоптанная )
  • Разберите это слово по составу.
  • Какая орфограмма в этом слове самая сложная? Объясните ее. Помог ли вам в определении правописания суффикса морфемный разбор?
  • Скажите, а в прилагательных гусиный, осенний, кожаный, таинственна есть такая орфограмма? Объясните правописание суффиксов в этих словах. Можно ли, используя эти правила, объяснить правописание НН в суффиксе причастия ПРОТОПТАННАЯ?
  • Образуйте от причастия ПРОТОПТАННАЯ краткую форму. Сколько Н будете писать в суффиксе?
  • Ребята, а почему Смайлик на слайде задумался7 Может быть, я где-то допустила ошибку?
  • Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока?

(Запись темы урока)

- Эту тему вы изучали на прошлых уроках. Сейчас попросим кого-то из вас попробовать себя в роли учителя и рассказать нам о правописании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

(рассказ ученика с использованием уже частично существующего алгоритма)

- Вы можете спросить нашего учителя о том, что не поняли.

-Чей вопрос вам понравился больше всего? Почему?

используй правила правописания суффиксов прилагательного

  1. Установи, от глагола какого вида образовано слово

Несовершенного вида совершенного вида

- ёванный (кроме кованный, жёванный)

  1. Определи, есть ли у данного слова зависимое слово (зависимые слова)

Вывод: пиши н (жареный картофель) Вывод: пиши нн

(жаренный в масле картофель).

- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?

  1. Задание на развитие быстроты реакции и мышления

- А сейчас давайте отработаем навыки определения правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных. Соединив части словосочетаний, запишите их в уже имеющиеся два столбика в зависимости от количества н в суффиксах.

10. ягоды подавлены

5. в бочке огурцы

Потом проводится самостоятельная работа на 5-7 минут по вариантам на закрепление материала.

Жаре..ые в масле грибы

  1. Выставление отметок
  2. Домашнее задание (приложение 16)

- Задание на дом будет дифференцированным. Я предлагаю вам два вида заданий:

1. вы должны будете записать словосочетания, вставив Н и НН в суффиксах.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Выделите в словах суффиксы Гусиный, осенний, кожаный, таинственная, таинственна. протоптанная протоптанна ____

ТЕМА УРОКА Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Алгоритм написания н – нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных 1. Определи, образовано ли это слово от глагола Да Нет -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин- 2. Определи, есть ли у слова приставка (кроме не-) Нет Есть Вывод : пиши нн 3. Установи, от глагола какого вида образовано слово совершенного вида несовершенного вида Вывод : пиши нн

несовершенного вида 4. Проверь, оканчивается ли слово на - ованный , - ёванный (кроме кованый, жёваный) Нет Да Вывод : пиши нн 5. Определи, есть ли у данного слова зависимое слово Нет Да Вывод : пиши н (жареный картофель) Вывод : пиши нн (жаренный в масле картофель) Алгоритм написания Н и НН

Соленные Письмо Люди унылы и Соленые Безветренный Лакированные Написанное Свежемороженая Поступить Ягоды подавлены Огурцы День Обдуманно Письмо В бочке огурцы Рыба В корзине Написано Туфли подавленны

НН Н Соленные в бочке огурцы Люди унылы и подавленны Безветренный день Лакированные туфли Написанное письмо Поступить обдуманно Письмо написано Соленые огурцы Свежемороженая рыба Ягоды подавлены в корзине Проверьте:

Самостоятельная работа Списать словосочетания, выделить суффиксы вставить, пропущенные буквы, используя алгоритм. I вариант: II вариант: Серебря..ый голосок Ветре..ый день Ути..ая стая Безветре..ая погода Деревя..ая скамейка Карман..ый фонарик Стекля..ая веранда Искусстве..ый цве­ток Оловя..ый жучок Украше..ый сапо­жок Ране..ый перевозчик Связа..ые носки Вяза..ые перчатки Жаре..ые в масле грибы

Лингвистическая сказка - это сказка по русскому языку, в которой действуют герои – лингвистические понятия . Цель лингвистической сказки – объяснить законы, правила языка.

Итог урока Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось трудным и сложным… Я был(а) бы рад(а)…

Читайте также: