Расположите в правильном порядке пункты инструкции по подготовке семян к посадке

Обновлено: 05.10.2024

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.

Демонстрационный вариант ОГЭ 2017 г. – задание 2017 г. – Задание№26

1) На влажную бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов.

2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.

3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.

4) Через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.

5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.

6) Поставьте тарелку в тёплое место.

5) возь­ми­те та­рел­ку и уло­жи­те на её дно сухую филь­тро­валь­ную бу­ма­гу
3) смо­чи­те филь­тро­валь­ную бу­ма­гу водой и сле­ди­те, чтобы во время опыта она была по­сто­ян­но влаж­ной
1) на бу­ма­гу по­ло­жи­те 10 пред­ва­ри­тель­но за­мо­чен­ных (в те­че­ние 8–10 ч) семян огур­цов
2) за­крой­те та­рел­ку по­ли­эти­ле­но­вой плёнкой
6) по­ставь­те та­рел­ку в тёплое место
4) через сутки об­сле­дуй­те се­ме­на, ре­зуль­та­ты за­не­си­те в днев­ник на­блю­де­ний

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по прорастанию зёрен. В ответе запишите подходящую последовательность цифр.
1)
на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 810 ч) зёрен огурцов
2)
закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой
3)
смочите бумагу водой и следите, чтоб во время опыта она была непрерывно увлажненной
4)
через день обследуйте семена, конфигурации заносите в ежедневник наблюдений
5)
берите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу
6)
поставьте тарелку в тёплое место

1. Опыт И. П. Павлова: перед началом кормления собаки периодически зажигают яркую лампочку и только потом дают еду. После нескольких таких сочетаний слюна начинает выделяться на один только световой сигнал.

Как называется такая ответная реакция организма собаки?

2. В процессе деления клетки обмен гомологичными участками хромосом происходит в

1) профазе I 3) профазе II

2) интерфазе 4) анафазе I

3. У бактерий в отличие от грибов клеточная стенка содержит

1) хитин 3) липиды

2) муреин 4) целлюлозу

4. Структура растения, изображённая на рисунке, выполняет функцию

10. В каком слое кожи находятся многочисленные рецепторы?

1) верхнем эпидермисе 3) дерме

2) нижнем эпидермисе 4) гиподерме

11. Какую функцию выполняет евстахиева труба?

1) увеличение давления воздуха на барабанную перепонку со стороны полости наруж­ного уха

2) выравнивание давления воздуха на барабанную перепонку со стороны полости сред­него уха с атмосферным давлением

3) уменьшение давления воздуха на барабанную перепонку со стороны полости внут­реннего уха

4) выравнивание давления воздуха на барабанную перепонку со стороны полости внут­реннего уха с атмосферным давлением

12. Центр сна располагается в

1) Среднем мозге

2) переднем мозге

13. Изображённый на фотографии прибор используется с целью измерения

14. При каком типе взаимоотношений потери несут оба организма?

1) квартиранстве 3) конкуренции

2) хищничестве 4) паразитизме

15. Какие из перечисленных органов гомологичны крыльям ласточки?

1) крылья стрекозы 3) конечности обезьяны

2) клешни рака 4) лапки жука

16. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется

Тип постэмбрионального развития

C полным превращением

C неполным превращением

Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) стрекоза 3) муравей

2) саранча 4) таракан

17. Верны ли следующие суждения о путях эволюции?

А. Биологический прогресс может достигаться следующими путями: ароморфозом, ид иоадаптацией, общей дегенерацией.

Б. При общей дегенерации наблюдается упрощение организации организмов, сопрово­ждающееся редукцией органов или систем органов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

18. Изучите график зависимости уровня эстрогенов в организме от возраста женщины.

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зави­симость?

1) Уровень эстрогенов постепенно увеличивается на протяжении всей жизни.

2) Эстрогены — это подкласс стероидных половых гормонов.

3) Уровень эстрогенов в возрасте 40 лет примерно в три раза выше уровня в 20 лет.

4) Уровень эстрогенов увеличивается примерно на 25% с 20 до 30 лет.

5) Эстрогены вырабатываются как в женском, так и в мужском организмах.

19. Каковы особенности строения и функций поджелудочной железы у человека?

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) относится к смешанным железам

2) самая крупная железа внешней секреции

3) вырабатывает ферменты, расщепляющие белки пищи

4) выделяет гормон инсулин, регулирующий углеводный обмен

5) выполняет защитную, барьерную роль в организме

6) участвует в эмульгировании жиров

20. Известно, что клён ясенелистный — многолетнее листопадное растение с развитым стволом и стержневой корневой системой.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка верных описаний три утверждения, относящиеся к описанию Данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Растение относится к классу Двудольные.

2) Листья сложные непарноперистые, осенью желтеют и опадают.

3) Продолжительность жизни не более 80-100 лет.

4) Широко распространён на востоке Северной Америки.

5) Неприхотлив к почве, произрастает в условиях хорошей освещённости.

6) Морозостойкий, выдерживает понижение температуры до -60 °C.

21. Установите соответствие между примерами и формами размножения: к каждому эле­менту первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

A) Партеногенез тлей 1) полог

Б) размножение усами клубники 2) бёспо

B) вымётывание икры рыбами

Г) спорообразование папоротников

Д) деление надвое бактерий

Е) почкование гидры

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

22. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по подготовке семян к по­садке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Высадить семяна в открытый грунт

2) Высыпать семена из бумажного пакетика

3) Разложить семена на чистой и влажной ткани

4) Замочить семена в тёплой воде на 2-3 часа

5) Семена набухают и проклёвываются

6) Прикрыть семена влажной тканью

Пластиды — это полуавтономные органоиды, характерные для клеток представителей царства Растения. Одной из разновидностей пластид являются бесцветные (А), они выполняют(B) функцию. В условиях освещённо­сти эти пластиды способны превращаться в фотосинтезирующие (В). (Г) также образуются из лейкопластов, но не фотосинтезируют, а прида­ют окраску различным частям растения и содержат красные и жёлтые пигменты — ка­

Перечень слов: 1) хромопласт 2)Лейкопласт 3) хлоропласт 4) протопласт

Д. Форма верхушки листа

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

26. В проведённом опыте, результаты которого изображены на рисунке, эритроциты помес­тили в физиологический раствор, никаких изменений внешнего вида эритроцитов не наблюдалось. Во втором опыте эритроциты поместили в раствор неизвестной концен­трации хлорида натрия. Форма эритроцитов изменилась, как показано на рисунке.

Какой концентрации был раствор во втором опыте? Как называется процесс, происхо­дящий в растворе с молекулами воды?

Прочитайте текст и выполните задание 27.

ДВИЖЕНИЕ КСИЛЕМНОГО СОКА В РАСТЕНИИ

У растений ксилемный сок (вода с растворёнными в ней минеральными веществами) поднимается вверх под действием корневого давления. Это легко продемонстрировать, если срезать стебель растения чуть выше уровня почвы и надеть на образовавшийся срез изогнутую стеклянную трубку, заполненную до половины водой. Ксилемный сок под действием корневого давления поднимается в трубку, повышая уровень воды в ней. Однако это происходит, только если корни хорошо снабжаются кислородом и не испы­тывают недостатка влаги. Но. не все растения способны развивать мощное корневое давление, да и высота растения бывает значительно больше, чем та, на которую способ­но поднять воду корневое давление.

В 1723 г. английский священник Стефан Хейлз провёл серию экспериментов, кото­рые показали, каким образом ксилемный сок может подниматься на значительную вы­соту. Например, в одном из своих опытов Хейлз срезал с дерева груши три ветки рав­ного диаметра с примерно одинаковым количеством листьев. C одной из них он удалил все листья, с другой — только часть, а на третьей оставил все листья. После этого он поместил каждую ветку в отдельный сосуд с одинаковым количеством воды. Через не­сколько дней он измерил объём воды в каждом из трёх сосудов. Оказалось, что ветки с листьями поглотили больше воды, чем ветка без листьев. На ветках с листьями Хейлз посчитал их количество и определил суммарную площадь листовой поверхности. Также он измерил объём воды, оставшейся в каждом сосуде, и посчитал, сколько жидкости поглотила каждая ветка с листьями. Сравнив площадь листовой поверхности с объёмом поглощённой воды, Хейлз установил, что они пропорциональны друг другу.

1) Что такое ксилемный сок?

2) За счёт какого процесса происходит движение ксилемного сока?

3) Какая зависимость существует между площадью листовой поверхности и объёмом поглощённой воды?

28. Пользуясь схемой, представленной ниже, а также используя знания из курса биологии,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1.В инструкции к лабораторной работе перепутан порядок действий. Восстановите последовательность хода работы и запишите правильный порядок пунктов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Как работать с микроскопом
Цель: изучить приёмы работы с микроскопом.
Оборудование: а) микроскоп, б) салфетки, в) готовый микропрепарат, г) тетрадь, д) учебник.
Ход работы
1) Открыть диафрагму.
2) Определить увеличение окуляра и объектива микроскопа.
3) Установить микроскоп в удобное положение перед собой на расстояние ширины ладони от края парты.
4) Вращая макровинт, установить тубус в таком положении, чтобы расстояние от линзы до предметного столика было не более 1 см.
5) Чистой салфеткой протереть все линзы, микроскоп убрать в специальный футляр.
6) Поместить препарат на предметный столик микроскопа и, глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние не станет 4-5 мм.
7) Медленно поворачивая макровинт, добиться резкого изображения объекта
8) Глядя в окуляр, поворачивать зеркало, чтобы добиться равномерного максимального освещения поля зрения.

2.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло
2) рассмотрите препарат с помощью лупы
3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4) разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом
5) пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло

3.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови человека лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови человека
6) поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стола

4.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды
2) препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом
3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4) отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды
5) рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив – ×20, окуляр – ×15)

5.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба
2) глядя в окуляр микроскопа, настройте свет
3) положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик
4) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
5) зажмите препарат лапками-держателями
6) максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте

6.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по прорастанию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов
2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой
3) смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной
4) через сутки обследуйте семена, изменения заносите в дневник наблюдений
5) возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу
6) поставьте тарелку в тёплое место

7.Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца

8.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.
2) ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп
3) в момент исчезновения пульса монометр указывает минимальное (диастолическое) давление
4) плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её
5) в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению
6) приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе

9.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой
2) поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли
3) спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка)
4) плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое, тёмное место
на 2–3 дня
5) прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5–6 дней
6) добавьте в банку немного воды

10.Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю
2) опустите лист хлорофитума в раствор йода
3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.
4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки
5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

11.Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на обе стороны листа наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали лист
2) опустите лист в раствор йода
3) прокипятите лист в воде в течение 2–5 мин.
4) прокипятите лист в спирте (40–70%)
5) расположите лист напротив источника света и оставьте на сутки

12.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) предметное и покровное стёкла протрите салфеткой
2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло
4) положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода
5) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз
(объектив – ×8, окуляр – ×7)
6) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

13.Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.

14.Прочитайте текст и выполните задание

Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.

Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.
Задание

15.Прочитайте текст и выполните задание

МЕХАНИЗМ ИММУНИТЕТА
Иммунология — это наука о механизмах защитных реакций организма. У её истоков стояли Л. Пастер, И.И. Мечников, П. Эрлих. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний. И.И. Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П. Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлена выработкой защитных белковых веществ — антител.

В настоящее время иммунитет подразделяют на неспецифический и специфический. Неспецифическая клеточная защита осуществляется фагоцитами крови, которые поглощают из крови чужеродные элементы — бактериальные клетки, белковые молекулы и другие мельчайшие частицы.

Специфический иммунитет образуется на конкретный антиген, и при повторном заражении организм реагирует только на него. В специфических иммунных реакциях участвуют Т и В- лимфоциты. Т-лимфоциты узнают и поражают чужеродные вещества и пересаженные ткани, а также собственные раковые клетки организма, то есть участвуют в выработке специальных белков — антител. Именно они создают специфический клеточный иммунитет. В-лимфоциты способны нейтрализовать определенные антигены, растворяя или склеивая их. Специфический иммунитет бывает врождённый и приобретённый. При приобрётенном иммунитете антитела образуются в течение жизни, а при врождённом иммунитете они имеются в крови от рождения.

16.Прочитайте текст и выполните задание
ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?
Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят: предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.

Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.

Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности.
И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.

1) Что является главным условием возникновения системы?

3) На примере строения цветка докажите, что это система.

17.Прочитайте текст и выполните задание

История иммунологии – науки об иммунитете – началась в Англии в 1796 г. В то время было известно, что человек, единожды переболевший и оставшийся в живых, больше оспой не заболевает, а также то, что коровы тоже подвержены похожей болезни.

Сельский врач заметил, что доярки, как правило, не болели тяжёлым инфекционным заболеванием – натуральной оспой, главным признаком которой являлись пузырьки на коже, заполненные бесцветной жидкостью. Врач понял, что коровья оспа – легкая форма натуральной. У больных коров на вымени также появлялись пузырьки с жидкостью. Они лопались во время дойки, так как доярки интенсивно массировали вымя. При этом жидкость из пузырьков попадала в трещины кожи на ладонях доярок. Женщины заболевали, но болезнь протекала у них в лёгкой форме. Э. Дженнер понял, что жидкость, выделявшаяся из оспенных пузырьков коровы, обладает лечебными свойствами и может быть использована в качестве вакцины.

Открытие Дженнера основывалось не на знании причин возникновения оспы, а на наблюдательности. Лишь столетием позже было выяснено, что инфекционные заболевания вызывают болезнетворные микроорганизмы, которых исследователи научились выделять. В 1879 г. Л. Пастер, изучая куриную холеру, обнаружил, что после введения ослабленных бактерий куры не гибли, а, наоборот, становились совершенно невосприимчивыми к этой болезни. Открытие привело Л. Пастера к разработке методов предупредительных прививок и созданию вакцин. Ученый получил вакцины против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней.

1) Какой научный метод применял в своих исследованиях Л. Пастер?
2) Что являлось объектом изучения в работах Э. Дженнера?
3) Что служило основой для получения вакцины Л. Пастером?

1) Какой научный метод применял в своем исследовании Э. Дженнер?
2) Что являлось объектом изучения в работах Л. Пастера?
3) Что служило основой для получения вакцины Э. Дженнером?

Читайте также: