Распределите перечисленные растения по группам в зависимости от способа опыления

Обновлено: 05.10.2024

Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления уцветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.

Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать,

систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.

Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию

успеха у детей, прививать любовь к природе.

Оборудование:

таблицы: “Строение цветка”,

  • карточки с изображением растений
  • карточки с заданиями,
  • заготовки таблицы.

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся класса делятся на две группы.

Ход урока

Организационная часть

Актуализация знаний учащихся

  1. Чем отличаются покрытосеменные растения от голосеменных?
  2. Почему покрытосеменные растения называются цветковыми.?
  3. Какие растения называются цветковыми?
  4. Что такое цветок?
  5. Что является главными частями цветка'?
  6. какое строение имеет пестик?
  7. Что развивается из завязи пестика?
  8. Какое строение имеет тычинка?
  9. Что находится в пыльнике тычинки?

3 Постановка целей урока

Таким образом мы выяснили, что цветок -- орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами, но чтобы это произошло должно произойти опыление, а затем оплодотворение.

Наша задача сегодня познакомиться с процессом опыления, рассмотреть виды опыления, выяснить особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществления искусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится.

4 Изучение новой темы

Слово “ опыление” многим из вас знакомо. Чаще всего мы его говорим, когда видим какое- либо насекомое на цветке -А что же такое опыление'?

Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика ( запись определения в тетрадь)

Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления:


Вопросы для беседы:

Что такое самоопыление ?

Для каких растений оно характерно?

В чем сущность перекрестного опыления?

Какое опыление встречается чаще!

Ответить на эти вопросы нам поможет учебник ( В.В. Пасечник.Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения.-М. ; Дрофа, 2000.)

( Одна группа учащихся ищет в тексте п. 44 понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.)

Самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.

Характерно для гороха, пшеницы, картофеля s томата. Часто происходит еще в нераскрывшихся цветках, то есть в бутоне.

Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков других цветков.

Характерно для клевера, березы, яблони и т.д.

Чаще происходит перекрестное опыление.

Вопрос: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему. ?

Предполагаемый ответ:

При самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения.

В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.

Вопрос: Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюцииу ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?

Группам учащихся предлагаются карточки с изображением растений. Одна группа составляет букет из насекомоопыляемых растений, а другая - из ветроопыляемых.

Каждая команда объясняет свой выбор. Учитель дополняет ответы детей.

Учащимся предлагается заполнить таблицу на оценку (удобно заранее распечатать шаблоны таблицы для каждого учащегося в целях экономии времени) .

Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений.

Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление.

Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( Запись определения в тетрадь) Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.

Вопрос: Каким образом осуществляется искусственное опыление. ?

Рассказ учащегося о способах искусственного опыления растений с использованием таблицы “ Искусственное опыление кукурузы”.

5. Первичная проверка усвоения материала

Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и, следовательно,оплодотворению. ( Вывод формулируют учащиеся )

6. Закрепление

А сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. К нам в школу пришло 2 письма от жителей цветочного города. Вы все, наверное, помните одного из жителей этого города - Незнайку, которого придумал писатель Носов. Незнайка решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал.

Ваша задача - найти в стихах Незнайки биологические ошибки. А второе письмо от Знайки. Он также просит ответить вас на свои вопросы, которые отличаются от вопросов Незнайки своей серьёзностью и правильностью.

Вы уже разделились на две команды. Команды будут отвечать на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ - 1 балл.

1 конкурс “ Сочинения Незнайки”

Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне -
Давайте мы туда заглянем !

( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)

Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру.

(У одуванчика соцветие корзинка)

Во поле береза стояла,
И ее пчела опыляла.

(Берёза опыляется ветром)

Колокольчики мои,
Цветики! Весною
Вместе с ландышем цвели
В поле, за рекою.

(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)

Как на нашей грядке
Расцвел горошек сладкий.
Мушки, пчелки налетят,
Будем урожая ждать.

(Горох - самоопыляемое растение)

Знают все: и стар, и мал
Вкусен плод картофеля.
Вырос знатный урожай !
Правда ведь, не плохо ли ? !

(Плод картофеля - ягода - ядовитый. В пищу употребляют видоизмененные побеги - клубни )

2 конкурс “Почемучка” - вопросы от Знайки.

  1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета ? (Для привлечения ночных насекомых )
  2. Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной
    снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не повлияет ? (Рожь опыляется ветром, пшеница – самоопыляемое растение )
  3. Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было ? ( Не было естественных опылителей - шмелей )
  4. Почему весной мало кто из людей замечает цветение березы? (Ветки мелкие, невзрачные)
  5. Пустоцветы, расположенные на главном стебле и плетях огурцов, не образуют плодов. “Раз пустоцветы не образуют плодов, то они излишни”, - подумал неопытный огородник и оборвал их. Какую ошибку он допустил? (Пустоцветы - тычиночные цветки, в них образуется пыльца, оборвав их, огородник сделал невозможным опыление)
  6. Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему гак произошло? (Один цветок был опылен насекомыми, а другой нет)

Цветок томата ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, потом образовался плод. Каким путем произошло опыление? (Самоопыление)

Цветок вишни ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, цветение закончилось, но плода не образовалось. Почему? (Вишня - насекомоопыляемое растение, через марлевый мешочек цветок не мог опылиться насекомыми)

По окончании конкурсов подсчитываются очки, заработанные командами. Называется команда - победительница.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание: П. 44 с. 195-200, выучить понятия.

Слова - липа, яблоня, береза, дуб, орешник, шиповник, рожь, кукуруза, душистый табак, ольха, львиный зев.


Ветроопыляемие береза дуб орешник рожь кукурудза ольха

насекомоопыляемие липа яблоня шиповник табак лбвинний зев.


Какой способ опыления у сирени, яблони, розы, березы, дуба, мака, осины, табака, кукурузы, сливы?

Какой способ опыления у сирени, яблони, розы, березы, дуба, мака, осины, табака, кукурузы, сливы?


Яблоня береза дуб и орешник клевер шиповник розжиг кукуруза душистый табак ольха львинный зев какие насекомоопыляемые?

Яблоня береза дуб и орешник клевер шиповник розжиг кукуруза душистый табак ольха львинный зев какие насекомоопыляемые.


Назовите насекомоопыляемые растения 1) табак 2) ячмень 3) береза 4) картофель?

Назовите насекомоопыляемые растения 1) табак 2) ячмень 3) береза 4) картофель.


К группе листопадных растений НЕ относится : ель, береза, дуб, липа?

К группе листопадных растений НЕ относится : ель, береза, дуб, липа.


Сравни насекомоопыляемые растения с ветроопыляемыми?

Сравни насекомоопыляемые растения с ветроопыляемыми.


Ветроопыляемые растенияа) береза, орешникв) орешник, вишняс) яблоня, сливад) береза, розае) вишня, урюк?

а) береза, орешник

в) орешник, вишня


Общин черты ветроопыляемых и насекомоопыляемых?

Общин черты ветроопыляемых и насекомоопыляемых.


Назовите ветроопыляемые растения 1 мак 2 кукуруза 3 табак 4 горох?

Назовите ветроопыляемые растения 1 мак 2 кукуруза 3 табак 4 горох.


Выпишите цифры, которыми обозначены соответственно ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения?

Выпишите цифры, которыми обозначены соответственно ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения.

10. душистый табак.


Определи принадлежность растений к ветроопыляемым и насекомоопыляемым : липа, яблоня, берёза, дуб, клевер, шиповник, рожь, тополь, рябина, кукуруза, ольха, ромашка, сирень, пшеница?

Определи принадлежность растений к ветроопыляемым и насекомоопыляемым : липа, яблоня, берёза, дуб, клевер, шиповник, рожь, тополь, рябина, кукуруза, ольха, ромашка, сирень, пшеница.


Внешняя : корневые волоски, корневой чехлик внутреняя : сосуды древясины, клетки луба, боковой корень, зона всасывания, зона роста, зона деления.


Благодаря животным и насекомым.


1. Какой процесс происходит в хлоропластах? (фотосинтез) 2. Условный . - это обеспечение приспособления организма к условиям среды. (рефлекс) 3. Как называется жидкая часть крови, в которой находятся эритроциты, тромбоциты, лейкоциты? (плазма) ..


К красному и синему И зеленому.


Колбочки чувствительны к красному, синему и зелёному цвету.


Это источник питания животных. В морях, пресных водах(инфузории, жгутиконосцы) - пища для мелких многоклеточных. Черви, моллюски, ракообразные, мальки питаются одноклеточными = без простейших их существование невозможно. Этими многоклеточными пита..


Прокаріотів це бактерії які немають ядра.


Стадии финны встречаются у ленточных червей. Представитель ленточных червей - бычий цепень. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ..


1. В результате Митоза из одной Материнской клетки образуются Дочерные клетки. Главную роль при делении играют находящиеся в ядре Хромосомы. 2. 1)b 2) с.


Гуморальная регуляция - это разновидность биологической регуляции, при котором информация передается с помощью биологически активных химических веществ, которые разносятся по организму кровью или лимфой, а также путем диффузии в межклеточной жидкости..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Murrmeow8

Цветки мелкие, невзрачные, околоцветник слабо развит - ветроопыляемые

В цветках имеется нектар - насекомоопыляемые

Пыльца крупная, имеет поверхность с выростами, липкая - насекомоопыляемая

Пыльца сухая, мелкая - ветроопыляемые

Цветки имеют сильный запах - насекомоопыляемые

В цветках нектар отсутствует - ветроопыляемые

Цветки крупные с ярким околоцветником - насекомоопыляемые

Цветки без запаха - ветроопыляемые

Цветки мелкие, собраны в крупные, заметные соцветия - ветроопыляемые

Все процессы полового размножения цветковых растений происходят в цветке , а точнее в его главных частях — тычинках и пестиках . Эти органы цветка предназначены для двух важнейших процессов — опыления и оплодотворения .

Опыление — процесс, во время которого пыльца с пыльников тычинок растения переносится на рыльце пестика.

1. При самоопылении происходит перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика в одном цветке. Так опыляются овёс, пшеница, ячмень, фасоль, горох, хлопчатник.

Самоопыление чаще всего совершается до распускания цветка (в бутоне). Имеются растения, у которых цветы вообще не распускаются.

опыление1.jpg

2. При перекрёстном опылении пыльца, созревшая на одном цветке, попадает на рыльце пестика другого цветка.

Такое опыление может происходить между различными цветками одного растения или разных растений. Перекрёстное опыление совершается при помощи ветра, насекомых, воды, птиц.

С помощью ветра происходит опыление у кукурузы, ржи, подорожника, тополя, дуба, крапивы и многих других растений.


Такие растения обычно растут большими группами, например, заросли крапивы, дубравы. Многие ветроопыляемые растения цветут рано весной, когда на деревьях ещё нет листьев.

У растений, цветочную пыльцу которых переносит ветер, цветки мелкие, в основном без околоцветника, часто собранные в соцветия. У таких цветков обычно длинные тычиночные нити, а пыльца сухая и лёгкая. Пыльцы образуется очень много, но большая её часть на рыльца пестиков не попадает. На рисунке изображено, как мужские цветы, собранные в серёжковидные соцветия, раскачиваются на ветру и рассеивают пыльцу.

сережки.jpg

Опыление при помощи насекомых является наиболее распространённым в природе способом опыления. Насекомые, питаясь выделяемым растениями нектаром и пыльцой, облетают много растений, чтобы обеспечить себя пищей, одновременно перенося на своём теле пыльцу от одного цветка к другому.

У насекомоопыляемых растений выработался ряд приспособлений для привлечения опылителей. Цветки многих растений крупные, с яркими околоцветниками, хорошо заметные издалека. Мелкие цветки обычно собраны в соцветия. Часто цветки имеют запах или выделяют нектар.

У некоторых растений строение цветков совпадает по размерам и форме со строением тела насекомого, которое его опыляет. Пыльца обычно устроена так, что легко прилипает к поверхности насекомого.

bee1726659640.jpg


Весной часто в сады выставляют пчелиные ульи. Пчёлы собирают нектар и пыльцу с цветущих деревьев и опыляют их. Урожай значительно увеличивается.

Читайте также: