Растение росли вырастали взросление растительный вырос

Обновлено: 17.09.2024

- научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. - понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками.

1. Познавательные : владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные : искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

-строить связное монологическое высказывание;

-представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия : чередование, корень

Деятельностный компонент урока:

- научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

- пользоваться толковым словарем.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения: фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствие, слово учителя:

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

- Сегодня мы продолжаем знакомство с главной морфемой слова. Как называется эта морфема? Какие орфограммы корня вам известны? ( корни с проверяемой и непроверяемой безударной гласной, корни с чередованием. )

- Какую тему изучили на прошлом уроке? ( Чередование О-А в корнях -лаг-лож-, -кас-кос-, -гар-гор-, -зар-зор- )

- Одинаковые ли условия написания букв О-А в данных корнях?

- От чего зависит написание О-А в корнях -лаг-лож-, -кас-кос-, -гар-гор-, -зар-зор-?

- Можно ли подобрать проверочное слово к словам с чередованием гласных?

2. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Жили-были две подруги, две гласные буквы: А и О. Они были дружные и никогда не расставались.

Однажды решили они прогуляться. По дороге их застал дождь. Буквы любили наблюдать за природой.

- Посмотри! Какая красота! - сказала буква А.

- Где? – спросила О.

- Ребята, что же увидели буквы? А для того, чтобы узнать, я предлагаю вам отгадать загадку.

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы.

- Правильно, это гриб.

Итак, буквы увидели гриб. Но не сам гриб их поразил, а то, как стремительно он начал расти.

- РАстет! – восхищенно сказала А.

- Действительно, подрОс, - ответила О.

- Это я ему помогла! - гордо заявила буква А. - Ведь в корне –раст- я самая главная!

- Как бы гриб подрос, если бы не я?! – возмущенно ответила О. – Ведь в корне -рос- без меня не обойтись!

Стали спорить гласные. Кто из них самый главный: буква А или О?

У каждого имеется распечатанный вариант. В тексте допущены ошибки на данную орфограмму (правописание корней –РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-).

«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. Достигли возроста быка, а ум меньше, чем у теленка. А ведь там вырасли помидоры, их надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном, а за забором сорняки ростут не по дням, а по часам. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит да песни предлагает сочинять. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает вырощенный урожай! Ты же знаешь, что сломать дерево – минута, выростить – годы.

- Что мы должны знать?

Формулировка цели, темы урока и запись ее в тетрадь.

- Ребята! Нарисуйте на полях тетради росток. К концу урока мы узнаем, что с ним произойдет.

3. Выявление причин затруднения.

- На доске вы видите слова

РАСТЕТ ВЫРОСЛА ВРАЩЕНИЕ РОСКОШЬ РАСТВОР ВЫРАЩЕННЫЙ РОСЛИ

-Запишите эти слова в два столбика (те, которые относятся к теме нашего урока) – с буквой А и с буквой О, выделяя корень.

-Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике( стр 38). Насколько мы оказались правы? Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы ст или щ , пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О.

4. Построение алгоритма выхода из затруднительной ситуации.

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Учитель: Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).

(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: в корне –рос- / -раст -/-ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А)

– Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения:

росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик.

Ростовщик в Ростове жил,

Он росток себе купил

Где-то на базаре. + ОТРАСЛЬ

– Значение каких слов вам не совсем понятны?

- Где можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре).

- Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?

Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2 Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.

- Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

-А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

- Ребята, сосчитайте, сколько раз встретятся слова с корнями –раст,-ращ-, -рос-.

Расти, расти, яблонька, подрастай.

Цвети, цвети, яблонька, расцветай!

Золотое солнышко, жарче грей!

Вырастайте, яблоки, поскорей!

Росла, росла яблонька, подросла.

Цвела, цвела яблонька, отцвела.

Отряхнула яблонька свой наряд,

И поспели яблоки для ребят.

5. Реализация построенного алгоритма.

- А теперь давайте вернемся к письму Печкина и расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-.

Делают вывод. Анализируют. Сопоставляют и обобщают.

6. Первичное закрепление изученной темы.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

- Выделите орфограмму, объясните выбор.

Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли.

7. Систематизация и повторение полученных знаний.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: повторить и закрепить

Задание1: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.

Р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения, пор…сль, разр…слись, распр…странять, Р…стислав, подр…сли, прор…сти, выр..щенный, взр..стить, пр…сторы

Задание 2: Из данных предложений составьте текст , вставляя пропущенные буквы . Выделите изученную орфограмму. (работа в парах по карточке)

1) Выр..щенное с любовью р..стение окрепло и выр..сло в пышное деревце.

2) Посадили бережные руки р..сток в землю.

3) Нелегко выр..стить дерево: много оно требует труда и забот.

4) Начала из него р..сти вишенка.

Посадили бережные руки росток в землю. Начала из него расти вишенка.

Нелегко вырастить дерево: много оно требует труда и забот.

Выращенное с любовью растение окрепло и стало приносить чудесные плоды.

(Морфемный разбор слов: вырастить).

- А сейчас мы проведём орфографическую дуэль. Что такое дуэль? Какие известные вам личности сражались на дуэли?

Водоросли, растение, выращенный, подрос, предложение, изложение, предлагать, росток, отрасль, Ростислав, слагать, прилагательное, полагаться, расти, росло. (взаимопроверка)

8. Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

- Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке. А теперь вернитесь к своему ростку, который вы нарисовали в начале урока и дорисуйте его. Я думаю у всех сегодня росток подрос, потому что получили необходимые знания.

9. Домашнее задание. (на выбор)

2. Составить словарный диктант на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание корней -раст- (-ращ-) – -рос и -лаг- -лож-"

Урок русского языка в 5-м классе направлен на закрепление знаний и умений выбирать гласную в чередующихся корнях. Урок-закрепление проводится наглядно-действенным методом. На уроке используется презен.

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №2, упр. 490, с. 38

490. Запишите в две колонки слова с корнями: а) -раст- (-ращ-), б) -рос-. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Образец.

Ладыженская 5.2, упр. 453 - 1, с. 35

Р о сла, р а стёт, выр о сла, выр а стет, подр о сла,

подр а стёт, удивительное р а стение, крошечный

р о сточек, выр о с, выр а стишь, разр а стаются

побеги дикого винограда, кусты разр о слись, выр а щу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные: Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Решаемые проблемы

Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?

Деятельностный компонент урока

- научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

- пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: смайлики, карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.

Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Самоконтроль (контроль)

Подготовка к проверке (повторение изученных правил)

З-,с- в приставке, -лаг-, -лож-

Проверка уровня освоенности учебного материала (карточки)

Взаимопроверка

Выполнение заданий на карточках

слайд 1, слайд 2

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1

Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют и, галдя, ее клюют

Ягоды – не сладость, зато глазу радость. И садам – украшение, и дроздам-угощение

Почему рябина так называется?

Почему рябину называют рябиной?

Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зеленые, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух.

Рябые, – говорили в народе. Итак, по образному. Выражению наших древних сородичей, рябина от ряби пестра.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2

Записывание даты и классной работы

Определение темы урока

- Прочитать текст. Объяснить, какие буквы вставят, почему.

Рябина р…стет по опушкам и прогалинам л..сов, в зар…слях кустарников, по обрывам, на б…регах рек и озер. Рябина светолюбива. Ее часто выр…щивают вдоль дорог, в парках как защитные насаждения. Пл…ды дикор…стущей рябины г…рьковатые, поэтому их часто снимают после первых замор…зков, когда они приятнее на вкус.

- На какие два вида можно поделить слова из текста с пропущенными буквами?

- Какие слова называются однокоренными?

- Что такое корень слова

-Найти в тексте однокоренные слова

Растет, в зарослях, выращивают, дикорастущая

Отвечают на вопросы учителя.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем,)

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? ( происходит чередование)

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике.

Насколько мы оказались правы? С. 35 Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся формулируют тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма:

1. Выделить корень;

2. Подчеркнуть согласную корня: в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А) –

В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)

2)– Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения.

росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик.

– Значение каких слов вам не совсем понятны?

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова? (Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Главный Попко

Лучший ответ:


Онтонио Веселко

ВзрОслый, рОслый, рАсти, рОсток, врАстать, зарОсль, вырАщивать, произрАстать, подрОсток, рОщина, прирАщение, срАщивать, рАстение, порОсль , недорОсль, отрАсль, возрАст




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: