Растения частично погруженные в воду

Обновлено: 05.10.2024

Строение этой группы растений особенно характерно для водной среды. Корни и побеги этих растений полностью погружены в воду, но цветение происходит над водой. Одни из них свободно плавают в воде (пузырчатка обыкновенная, ряска трехдольная), другие укореняются в грунте водоема (многие рдесты, элодея). К этой группе относятся и водоросли (спирогира, кладофора, хара и др.).

Наибольшее распространение в наших водоемах имеет элодея канадская, или водяная чума. Побеги ее достигают 3 м, погружены в воду. Соприкасаясь с грунтом, они укореняются при помощи придаточных корней. Элодея двудомное растение, но у нас встречаются преимущественно пестичные (женские) экземпляры. Размножение этого растения происходит интенсивно боковыми побегами. Каждый боковой побег, отделившись от растения, может дать начало новым зарослям элодеи (отсюда название водяная чума).

В стоячих мелких водоемах можно найти интересное насекомоядное растение – пузырчатку обыкновенную. На погруженных в воду побегах этого растения образуются сильно рассеченные листья, часть которых превращена в маленькие пузырьки. Когда мелкие водяные насекомые попадают в эти пузырьки, они погибают там и постепенно перевариваются, обогащая пузырчатку необходимыми для ее жизни веществами. В середине лета пузырчатка цветет. Над водой поднимаются желтые цветки, над водой же созревают плоды.

Погруженные в воду растения имеют санитарное значение для водоемов – очищают их от углекислоты и обогащают кислородом.

Иллюстративный материал к данной экскурсии приведен ниже.


Рис.18 Растения водоемов:

А – элодея канадская;1 – пестичный цветок; Б – пузырчатка обыкновенная: 1 – соцветие; 2 –ловчие пузырьки; 3 – сильно увеличенный ловчий пузырек; В – рдест плавающий; Г – рдест курчавый.


Рис.19 Растения водоемов

А – водокрас лягушачий; Б – кувшинка чистобелая: 1 – переход тычинок в лепестки; 2 – плод; В – кубышка желтая: 1 – чашелистик; 2 – лепесток; 3 – тычинка; 4 – пестик; 5 – листовые рубцы на корневище; Г – телорез алоэвидный: 1 – дочерний вегетативный побег; Д – ряска трехдольная; Е – ряска малая; Ж – многокоренник.


Рис.20 Прибрежные растения

А – стрелолист обыкновенный: 1 – надводные листья; 2 – тычиночный цветок; 3 – пестичный цветок; 4 – столон с клубеньком; Б – частуха подорожниковая; В – сусак зонтичный; Г –калужница болотная.


Рис.21 Прибрежноводные растения:

1 – тростник обыкновенный; 2 – камыш озерный; 3 – сусак зонтичный; 4 – рогоз широколистный; 5 – частуха подорожниковая; 6 – стрелолист обыкновенный; 7 – омежник водный; 8 – поручейник широколистный; 9 – ежеголовник простой; 10 – хвощ приречный.


Рис.22 Водные растения

1 – рдест пронзеннолистный; 2 – рдест плавающий; 3 – кувшинка чистобелая; 4 = кубышка желтая; 5 – элодея канадская; 6 – водяная сосенка; 7 – водокрас обыкновенный, или лягушечник; *8 – лютик жестколистный; 9 – ряска трехдольная; 10 – пузырчатка обыкновенная; 11 – рдест блестящий; 12 – роголистник темно-зееный.

1.Филоненко-Алексеева А. Л., Нехлюдова А. С., Севостьянов В.И. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

2.Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. М.: Просвещение, 1976 г.

3.Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. М.: Просвещение, 1985 г.

4.Яромир Покорны. Деревья вокруг нас. Прага: Артия, 1980 г.

5.Дорохина Л.Н., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии. М.: Просвещение, 1980 г.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели урока
Ознакомить учащихся с экологическими группами растений по отношению к воде;
Показать особенности внешнего и внутреннего строения растений различных экологических групп;
Научить классифицировать растения по группам;

План урока
1. Значение воды для растений.
2.Экологические группы растений по отношению к воде и их особенности
Гидрофиты
Гидатофиты
Гигрофиты
Мезофиты
Ксерофиты
3. Закрепление изученного материала.

Для чего растениям нужна вода ?
Среда обитания
Растворяет минеральные вещества в почве
Участвует в образовании органиеских веществ (фотосинтез)
Определяет физические свойства клетки
Траспирация

Гидатофиты
растения частично или полностью погруженные в воду.
Лотос
Роголистник
Водокрас
Лютик водный

Их особенности
1.Слабо развиты механические ткани.
2. Имеются воздухоносные полости.
3. Органы растения покрыты слизью
4. Поглощение воды и питательных веществ происходит всей поверхностью растения.
5. Слабо развита или отсутствует корневая система.

Гидрофиты-
прибрежные растения.
Осока
Сусак зонтичный
Рогоз
Тростник
Камыш озерный
Стрелолист

Их особенности
Хорошо развиты механические ткани
Хорошо развиты проводящие ткани
Высокая интенсивность транспирации
Корневая система хорошо развита.

Гигрофиты-
влаголюбивые растения, обитающие на избыточно увлажненной почве и часто во влажном воздухе
Теневые гигрофиты – это растения нижних ярусов сырых лесов в разных климатических зонах (недотрога, цирцея альпийская, бодяк огородный, многие тропические травы и т. п.). Из‑за высокой влажности воздуха у них может быть затруднена транспирация, поэтому для улучшения водного обмена на листьях развиваются гидатоды, или водяные устьица, выделяющие капельно‑жидкую воду. Листья часто тонкие, с теневой структурой, со слабо развитой кутикулой, содержат много свободной и малосвязанной воды. Обводненность тканей достигает 80 % и более. При наступлении даже непродолжительной и несильной засухи в тканях создается отрицательный водный баланс, растения завядают и могут погибнуть.

К световым гигрофитам относятся виды открытых местообитаний, растущие на постоянно влажных почвах и во влажном воздухе (папирус, рис, сердечники, подмаренник болотный, росянка и др.

Гигрофиты
Недотрога
Цирцея
Росянка
Бодяк болотный
Башмачок

Мезофиты
Мезофиты могут переносить непродолжительную и не очень сильную засуху. Это растения, произрастающие при среднем увлажнении, умеренно теплом режиме и достаточно хорошей обеспеченности минеральным питанием.
Василек
Земляника
Сирень
Люпин
Ромашка
Береза
Облепиха

Их особенности
На хорошо развитой корневой системе много корневых волосков
Разнолистность
Много устьиц

Ксерофиты-
растения засушливых мест обитания, растения пустынь и полупустынь
Саксаул
Кактус

Склерофиты- пустынные растения , у которых имеются приспособления для уменьшения количества испарения
Длинные корни
Листья мелкие, чешуйчатые
Летний листопад
В листьях и стеблях содержится мало воды.
Джузгун безлистный
Очиток
Верблюжья колючка
Саксаул

Суккуленты – растения засушливых мест обитания запасающие влагу.
Листья и стебли утолщены
Большой запас воды в тканях
Мощная кутикула
Восковой налет
Устьиц мало
Видоизмененные листья-колючки


Задание 25 № 24230

Гидатофиты – водные растения, целиком или полностью погружённые в воду, имеют слаборазвитые проводящую и механическую ткани, тонкие сильнорассечённые подводные листья, утолщения стеблей или листьев.

С какими условиями среды обитания связаны эти структурные и функциональные изменения строения гидатофитов? Ответ поясните.

1. Слабое развитие механических тканей из-за высокой плотности среды, поддерживающей растение;

2. Слабое развитие проводящей ткани, так как растение поглощает воду всей поверхностью тела;

3. Тонкие сильнорассеченные подводные листья для максимального улавливания рассеянного света, необходимого для фотосинтеза;

4. Утолщения содержат воздухоносную паренхиму (аэренхиму), которая увеличивает плавучесть и запасает газы для дыхания и фотосинтеза.

Биология к ЕГЭ, практично и экологично

Биология к ЕГЭ, практично и экологично

Биология к ЕГЭ, практично и экологично запись закреплена

Оказывается нужно знать:
Согласно одному из бытующих представлений, гидроифиты - большая группа водолюбивых растений, включающая в себя растения растущие на переувлажненном субстрате, растения частично погруженные в воду , гелофиты (болотные) и гидатофиты (водные). Согласно другому представлению (более строгому и традиционному) - группа гидрофитов* рассматривается более узко*, как растения прикрепленные к грунту, частично погруженные в воду или растущие в условиях переувлажнения. У них хорошо развиты корни, механические и проводящие ткани; в тканях развиты межклетники и встречаются полости по которым воздух доставляется в нижние части растения. К ним* относятся например частуха, тростник, рис, стрелолист.
Гидатофиты – водные растения, целиком или большей частью погружённые в воду, имеют слаборазвитые проводящую и механическую ткани, тонкие сильнорассечённые подводные листья, утолщения стеблей или листьев. Характерна разнолистность (гетерофиллия). Из-за высокой плотности среды у них слабое развитие механических тканей; из-за того, что они поглощают воду из среды всей поверхностью - слабое развитие проводящих тканей. .Для максимального улавливания подводного рассеянного света, листья сильно рассечены. Кутикулы обычно нет или она развита слабо. Устьиц обычно тоже нет и транспирация отсутствует (зато есть гидатоды для выделения воды). Вынутые из воды эти растения быстро засыхают. Утолщения стеблей и листьев содержат воздухоносную паренхиму (аэренхиму), которая увеличивает плавучесть и запасает газы для дыхания и фотосинтеза. Стебли могут содержать обширные воздухоносные полости. Примеры гидатофитов: уруть, лотос, элодея, ряска, водокрасы, кувшинки, валлиснерия, водяные лютики, рдесты.

Читайте также: