Растения характерные для растительного сообщества леса

Обновлено: 05.07.2024

В природе растения растут совместно, причем не случайным образом. Каждый вид растений приспособлен расти только с определенными другими растениями. Совместно произрастающие растения формируют растительное сообщество, или фитоциноз. Примеры растительных сообществ: конкретные луг, лес, болото. При этом, например, березовый лес — это один тип сообщества, а еловый — другой.

Растительное сообщество — это совокупность растений, произрастающих на одном участке земной поверхности, приспособленные к совместной жизни и влияющие друг на друга и окружающую среду.

Существуют светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые травянистые растения. Так ландыш, папоротники растут в лесу, так как им не нужно много света. А вот васильки, ромашки, подорожники, тимофеевка встречаются только на лугу, так как для жизни им требуется большое количество солнечного света. Таким образом растения, которые встречаются на лугах, обычно не встречаются в лесах. Для болот характерны камыши, тростники, мхи, хвощи и др.

В растительном сообществе растения взаимно влияют друг на друга. При этом все они приспособлены к конкретным условиям среды (влажности, особенностям почвы, ветрам), характерным для данной однородной территории. Так в сосновом лесу во влажной местности будут расти мхи, а в сухой — лишайники и редкие светолюбивые травы.

Сосновые леса могут расти на бедных перегноем песчаных почвах. Поэтому в таких лесах видовой состав не так разнообразен. Другое дело - дубовые леса. Они вырастают на почвах богатых перегноем и минеральными веществами. Поэтому в дубовых лесах, кроме самих дубов, много другой растительности (клен, липа, орешник, жимолость, бересклет и др.). Почва здесь покрыта травой, а не сухими ветками и хвоей, как в сосновом лесу.

От количества света, влаги, тепла и других условий неживой природы зависит видовое разнообразие растительного сообщества. Наибольшее видовое разнообразие наблюдается в тропических лесах, наименьшее — в пустынях и тундрах.

В большинстве растительных сообществ можно выделить преобладающие и сопутствующие виды растений. Так в березовом лесу преобладающим видом будет береза, хотя кроме нее в лесу растет множество других видов. Однако они характерны именно для березового леса.

Не следует путать понятия фитоциноз (растительное сообщество) и флора. Под флорой понимают совокупность растений, произрастающих вообще на какой-либо территории (страны, региона, континента). В этой совокупности растения не рассматривают во взаимосвязи. Так, уместно говорить о флоре России, флоре Кавказа и т. п. Флора скорее ближе понятию растительности, под которой понимают совокупность всех растений сообществ на конкретной территории.

Взаимосвязь растений в сообществах возможна благодаря их разным особенностям и потребностям. Таким образом, разные виды в одном сообществе почти не конкурируют между собой. Например, в еловом лесу могут встречаться березы. Ели теневыносливы, а березы светолюбивы и занимают верхний ярус, поэтому почти не конкурируют с елями за свет.

В растительных сообществах выделяют ярусы. Наибольшее количество ярусов наблюдается в лесу. Первый и второй — это кроны разных по высоте и теневыносливости деревьев, третий — кустарники, четвертый — травы, пятый — мхи, грибы, лишайники. Ярусность характерна и для коней растений. У одних корни находятся близ поверхности, у других — глубже.

В процессе эволюции у растений выработались различные приспособления к совместной жизни. В лесу деревья цветут раньше распускания листьев. В таком случае листва не мешает пыльце с помощью ветра достигать пестиков. Травы в лесу опыляются насекомыми, так как под деревьями почти нет ветра. Их цветки обычно светлые, хорошо заметные для опылителей. На лугах одни травы могут использовать в качестве опоры другие. Например, бобовые растения цепляются усиками на стебли злаков. Со своей стороны бобовые обогащают почву азотом, что создает благоприятные условия для роста других растений.

Не менее тесные взаимосвязи в сообществах выработались у растений с животными, грибами и микроорганизмами.

В природе нередко происходит смена растительных сообществ, когда на месте одного сообщества появляется другое. Это может происходить медленно или резко. Так, после пожара растительное сообщество погибает. На его месте сначала появятся редкие травы, потом ветер занесет семена деревьев и появится поросль. В дальнейшем через много лет может произойти восстановление прежнего сообщества или будет иное.

Примеры естественной смены сообществ — это смена березового леса на еловый или смена какого-либо леса на болото при заболачивании почв. В первом случае в березовом лесу появляются маленькие ели. Они теневыносливы и хорошо растут под березами. Но как только они подрастают, то не дают расти молодым березам, так как затеняют их. Когда старые березы погибнут, останутся только ели.

Разрушительное влияние на растительные сообщества оказывает человек. Достаточно уничтожить некоторые виды растений или животных и это может привести к разрушению всего фитоциноза. Поэтому важна не только охрана редких растений, но и охрана целых природных сообществ.

Необычайно разнообразна растительность даже небольшого участка земли. И можно наблюдать, как сильно отличаются растения леса от тех, что живут на лугу или озере. Представители флоры могут соседствовать лишь с теми видами, с которыми готовы сосуществовать. То есть жизнь растений возможна тогда, когда сложилось определенное растительное сообщество.

Основные понятия

Чтобы понять, что такое растительное сообщество, надо вспомнить о требованиях различных видов растений к условиям роста и развития. Каждому из них необходима определенная влажность, освещение, температурный режим. Исходя из этого, в природе отдельные виды растений живут не изолированно друг от друга, а вместе, образуя заросли, называемые фитоценозами или растительными сообществами.

Растительное сообщество

Итак, растительное сообщество – это совокупность растений, которые приспособились к одинаковым условиям существования на установленном участке земли и связаны взаимным воздействием друг на друга.

Чем разнообразнее видовой состав фитоценоза, тем полнее используется жизненное пространство, его ресурсы, тем богаче и разнообразнее становятся взаимосвязи. Например, лес дает и стол, и кров множеству различных животных, а они обеспечивают его устойчивость тем, что уничтожают вредителей, разносят семена, рыхлят почву.

Все виды растительных сообществ, обитающие на определенной территории, называют растительностью. В зависимости от преобладания тех или иных видов фитоценозы объединяются в большие группы (типы растительности). Каждая из групп получила свое название, например, луг, лес, болото, степь, тундра и так далее. Все типы растительности имеют свои характерные черты, по которым их легко отличить друг от друга.

Типы растительных сообществ

Как уже говорилось, для фитоценоза характерен определенный тип почвы, уровень освещенности, влажности и другие условия существования растений. Этим объясняется многообразие растительных сообществ и специфический состав флоры для каждого из них.

Что такое растительное сообщество

Когда говорят, что растительное сообщество – это лес, поле, луг, водоем, целинная степь и т. д., то подразумеваются именно условия существования видов.

Иногда название фитоценозу дают по преобладающему в нем виду. Например, ельник, сосняк, березняк, дубовый лес или ковыльная степь. Сообщества внутри одного типа могут различаться по видовому составу, например, существуют ельники-кисличники или черничники.

Классифицировать и определить типы растительных сообществ можно, учитывая влияние человека на процесс формирования фитоценозов. Исходя из этого, выделяются естественные и искусственные растительные сообщества.

Все представители флоры лесов, лугов, болот, озер, степей, тундры составляют естественные растительные сообщества. Прямого воздействия на их формирование человек не оказывал.

Искусственные фитоценозы созданы человеком. Они могут быть сформированы по подобию естественных (например, лес, пруд, луг) или не иметь себе аналогов в природе (поле, сквер, парк). Такие растительные сообщества из-за небольшого видового разнообразия слабее естественных и могут существовать лишь тогда, когда человек ухаживает за ними.

В противном случае происходит смена растительных сообществ. Представители флоры поля могут быть вытеснены растениями леса. Подобный процесс возможен и в естественных природных сообществах. Так, озеро, медленно зарастая, превращается в болото.

Необходимо помнить, что разные виды растительных сообществ привлекают определенные виды животных, бактерии и грибы. Все вместе они образуют биоценоз.

Луга и степи

В степи преобладают травянистые и мелкокустарниковые растения. Луга характеризуются большим разнообразием трав, в основном, многолетних. Наиболее богатым составом видов обладают пойменные луга, располагающиеся в поймах рек. А также суходольные луга, расположены вдали от рек, на возвышенных местах.

Многоярусное растительное сообщество, наиболее сложное по видовому составу - это лес. Он включает в себя древесные, кустарниковые и травянистые растения. Леса подразделяются на лиственные и хвойные. Те, в свою очередь, делятся на широколиственные, мелколиственные, темнохвойные и светлохвойные. Кроме того, существуют смешанные леса, где представлены как хвойные, так и лиственные породы деревьев.

Типы растительных сообществ

Прогуливаясь по лесу, мы вступаем во владения того или иного сообщества. Хороший знаток природы, опытный сборщик грибов и ягод пойдет за брусникой в чащу хвойного леса, за букетом цветов – на просеки и поляны, а за земляникой – на солнечные пригорки и опушки. Как же уживаются непохожие друг на друга растения? Что делает возможным их совместное существование?

Растительное сообщество состоит из многих видов растений, приспособленных к одной и той же природной среде, но использующих ее по-разному. Ведь требования к свету, влаге, температурным условиям у них неодинаковые.

Например, как используют свет растения леса? В самые верхние ярусы вынесли свои кроны светолюбивые дубы, ясени, липы. Во втором ярусе комфортно чувствуют себя рябина, черемуха, осина. Эти деревья менее требовательны к свету. Кустарники расположились в третьем ярусе. А самые теневыносливые, мхи и травы, разместились в четвертом.

Растительное сообщество лес имеет уникальную составляющую часть, которую называют лесной подстилкой. Иногда ученые причисляют ее к пятому ярусу. Грибы – основные жители подстилки. Вместе с грибами приспособились к существованию в ней мелкие лесные обитатели и бактерии. Питаясь отмершими частями растений, они превращают их в перегной, а перегной – в минеральные соли, которые жизненно необходимы новым растениям.

Ярусность существует и под землей. Глубоко ушли корни деревьев. Чуть выше укоренились кустарники, у самой поверхности – травянистые растения. Ярусное расположение корней позволяет им поглощать питательные вещества из разных слоев почвы.

Сезонный принцип существования

Уживаться друг с другом в лесу позволяет не только ярусное размещение надземных и подземных частей растений, но и их развитие в разные сроки.

Первыми, до распускания листьев, зацветают ветроопыляемые. Пока высокие деревья еще не распустились, ветер свободно перенесет пыльцу.

Еще и снег не сошел, а внизу на теплой лесной подстилке уже пробудились насекомые. Сейчас, когда оголенные ветви леса пропускают вниз много солнечного света, зацветают и насекомоопыляемые первоцветы.

Растительное сообщество лес

Зазеленели кустарники, а первоцветы успели отцвести, накопить в корневищах питательные вещества. Жизнь их угасает до следующей весны. А их место занимают другие травы. Пока в лесу много света, травяной покров становится гуще, разнообразнее, активно идет процесс фотосинтеза.

Под распустившимся зеленым шатром, когда станет теплее, и стихнет ветер, зацветут насекомоопыляемые растения подлеска. Так последовательно в лесу создаются условия, необходимые для жизни всех его представителей.

Ельники

Еловые леса обычно растут на тяжелых суглинистых почвах. Еловая хвоя, опадая, разлагается медленно. Накапливаясь с годами, она образует подстилку, которая влияет на влажность, температурный режим почвы и некоторые другие ее характеристики. В еловом лесу мало света, влажность повышена. Даже в жаркий летний день здесь прохладно. Травяной покров небогат видами. Под густыми елями растут тенелюбивые кислица, различные виды мхов, черника, брусника.

Сосняки

Леса, где главным представителем является сосна, называются сосняками. Они предпочитают легкие песчаные почвы. Солнечного света в них достаточно, но из-за нехватки питательных веществ разнообразие растений небольшое. Почву здесь покрывают мхи и лишайники. Среди них растут костяника, черника, брусника, некоторые виды папоротников.

Широколиственные леса

Растительное сообщество широколиственных лесов, как правило, связано с почвами, богатыми минеральными веществами. Видовой состав здесь разнообразен. Из деревьев можно встретить дуб, липу, вяз, клен. Из кустарников чаще всего попадается орешник, жимолость лесная и бересклет. Травянистый покров богат видами: копытень, вороний глаз, сныть, несколько разновидностей колокольчика, ветреницы и многие другие.

Болото

Это сообщество растений представлено уникальными видами, способными существовать в условиях избыточного увлажнения почвы и недостатка кислорода в ней. В России наибольшее распространение болота получили на севере лесной зоны и в лесотундре.

Они подразделяются на низинные, которые, в свою очередь, бывают осоковые и моховые, и на верховые. Каждое из них имеет характерный состав растительных форм.

Озеро

Различны растения озера, но живут в одной и той же природной среде. Только используют ее по-разному.

растительное сообщество это

У берега, где неглубоко, расположились тростник, рогоз, камыши. Их стебли и листья размещаются над водой. Они получают углекислый газ из воздуха и много света. Здесь же растут и кубышки. Их стебли укоренились на дне, а длинные черешки выносят листья к свету.

Но есть растения, которые не поднимаются на поверхность. Питательные вещества они берут прямо из воды и довольствуются рассеянным светом. Чем глубже, тем его меньше. Меняется и растительный состав: высших растений мало, в основном, обитают микроскопические водоросли.

В природе всякое растительное сообщество связано с сообществом животных, населяющих тот же участок. Вот и прибрежные заросли приютили множество обитателей озера, так как на мелководье достаточно света, тепла, пищевых ресурсов.

Жизнь водоема была бы невозможна без деятельности его обитателей. Они очищают озеро, участвуют в круговороте веществ, одним словом, своей жизнедеятельностью поддерживают постоянство среды обитания. Они связаны этой средой между собой. В сложившемся сообществе создаются условия, необходимые для жизни всех его представителей.

Тундра

В особых условиях находятся растительные сообщества тундры. Здесь мало тепла, частые сильные ветры, вечная мерзлота.

Естественные растительные сообщества

В суровых условиях не растут высокие деревья, но это не значит, что в тундре их нет, просто они очень маленькие, низкорослые. Только здесь можно увидеть подберезовики, которые выше березы. Или дерево наравне с ягодным кустиком морошки.

Растут полярные деревца очень медленно. Годичные кольца различимы только с помощью лупы, их ширина исчисляется сотыми долями миллиметра.

По-разному приспосабливаются растения тундры. Для многих характерен рост подушками. Такая форма помогает противостоять ураганным ветрам. Внутри подушки лучше сохраняется тепло. Растут в тундре мхи и лишайники, цветковые кустарники, травы.

Влияние человека на растительные сообщества

Формирование определенного растительного сообщества занимает не одно тысячелетие. И, сложившись, оно может сохраняться долгое время, пока не будут нарушены его взаимосвязи.

Сбой в жизни даже небольшого участка леса не может пройти бесследно. Например, уголок у лесной реки был излюбленным местом туристских привалов. От множества кострищ погибли травяной покров и молодая лесная поросль. Кустарник, предохранявший склон от оползней, вырубили. Лишившись зеленой защиты, стала пересыхать и речка.

Изменения в жизни растительного сообщества повлекли за собой нежелательные перемены в окружающей природной среде.

Смена растительных сообществ

Жители тундры хорошо знают законы природы своего края. Так, например, перегоняя стада оленей с места на место, они сохраняют растительность. Ведь ягельное пастбище, съеденное оленями, восстанавливается через 15–20 лет. Слой почвы, оттаивающий летом, очень мал, внизу – вечная мерзлота, и растительный покров тонок.

Природа тундры необычайно ранима. И каждая ссадина, нанесенная здесь растительному покрову, заживает долго.

Любая деятельность людей на земле не может не затронуть жизнь растений. И если человек знает, что такое растительное сообщество, по каким законам оно развивается, то будет действовать бережно и разумно.

Приспособление растений к совместному существованию в сообществе выражается в горизонтальном и вертикальном расчленении фитоценоза на структурно-функциональные элементы, принимающие различное участие в преобразовании и накоплении веществ и энергии.

В вертикальном направлении растительное сообщество расчленяется на ярусы. Ярус — это часть слоя растительного сообщества, к которому приурочены ассимилирующие (листья, стебли) или запасающие (клубни, луковицы, корни) органы растений. Особенно отчетливо ярусное строение проявляется в лесных фитоценозах (18). Здесь верхний ярус (полог) образуют кроны самых высоких деревьев; второй ярус — более низкие деревья или подрост; в третьем ярусе находятся кустарники (подлесок); четвертый ярус составляют травы и кустарники; в пятом, напочвенном, располагаются мхи, лишайники, грибы.

РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА. ТИПЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

Ритмика развития растительного сообщества выражается в его сезонной изменчивости, обусловленной различными биологическими свойствами слагающих его видов. Это явление, называемое ярусностью во времени, имеет большое значение для максимального использования веществ и энергии в фитоценозе и определяется климатическими особенностями местообитания.

Смена одного фитоценоза другим в результате влияния природных и антропогенных факторов называется сукцессиями. Результат бесчисленных смен и различных сукцессионных процессов — современное многообразие растительного, покрова Земли.

На каждой достаточно обширной территории встречается множество различных растительных сообществ, относящихся к разным типам растительности. Совокупность всех фитоценозов какой-либо области или географического района называют растительным покровом (или растительностью) этой территории. Совокупность всех видов растений, составляющих, эти фитоценозы, называют флорой данной территории. Таким образом, можно различать, например, флору и растительность Московской области, Кавказа, Средней Азии, СССР, Европы или всего земного шара.

В соответствии с преобладанием в растительном покрове сообществ какого-либо типа растительности каждая территория относится к определенной растительной зоне. В зависимости от климатических условий различают зоны тундр, хвойных лесов, широколиственных лесов, степей, пустынь, тропиков и т. д. Выделяются и переходные, промежуточные зоны (лесотундра, лесостепь, полупустыня, субтропики и др.), а также подзоны и вертикальные пояса в горах.

Каждый тип растительности имеет свои характерные черты, по которым растительные сообщества этого типа отличаются от фитоценозов других типов.

Тундры — зональный тип растительности, представленный сообществами из низкорослых кустарников, кустарничков и трав, а главным образом — мхов и лишайников. Разнообразные приспособления тундровых растений позволяют им переносить сильные морозы. Однако в суровых условиях Севера, при коротком и холодном лете, растения тундры растут очень медленно, корни неглубоко проникают в почву, скованную мерзлотой, вертикальная протяженность сообществ очень мала. Поэтому легко разрушаемая растительность тундр требует особо бережного отношения.

Леса — зональный тип растительности, объединяющий сообщества с преобладанием древесных растений. Северную часть лесной зоны образуют хвойные леса (тайга), где доминируют хвойные породы деревьев (ель, сосна, пихта, лиственница). К югу тайга постепенно переходит в смешанные, а затем в лиственные леса. Здесь широко развиты сообщества из лиственных древесных пород (березы, дуба, липы, клена, ясеня, осины и др.). Лесные фитоценозы имеют большую биомассу, сложную структуру, обладают сильным воздействием на среду. Хорошо известна высокая водоохранная роль лесных сообществ. Леса — важнейший источник древесины и другого сырья для народного хозяйства, а также ценных продуктов питания (грибов, ягод и т. д.). В то же время лес — это среда обитания множества зверей, птиц и насекомых. Охрана лесов имеет огромное значение в жизни человека.

Степи — зональный тип растительности, обширные безлесные пространства, покрытые многолетними травами, растущими на черноземных почвах. Степи принято делить на южные — ковыльные и северные — разнотравные. В степных сообществах доминируют дерновинные злаки, луковичные растения, эфемеры.

Характерная особенность степных сообществ — приспособление к летнему засушливому периоду: развитие растений в основном происходит только весной.В настоящее время степные сообщества сохранились лишь в заповедниках, остальная территория вовлечена в сельскохозяйственное производство.

Пустыни — зональный тип растительности с очень бедным разреженным растительным покровом, состоящим из полыней, солянок, саксаула и других засухоустойчивых растений. Различают глинистые, солончаковые, каменистые и песчаные пустыни. Для пустынных растений характерны различные приспособления, позволяющие им экономно расходовать влагу (колючки, одревесневшие стебли, глубоко проникающие корни). В пустынях много эфемерных растений, развивающихся только в короткий период ранней весны. Орошение пустынь позволяет выращивать там многие ценные культуры (хлопчатник, виноград, пшеницу).

Луга — тип растительности, который может встречаться в любой зоне. Луговые сообщества состоят из многолетних корневищных злаков, бобовых, многочисленных видов разнотравья, приспособленных к условиям умеренного увлажнения. Различают луга пойменные (по долинам рек), суходольные (материковые) и высокогорные (альпийские). Луга используются для сенокошения и выпаса скота.

Болота — также незональный тип растительности, объединяющий фитоценозы, развивающиеся в условиях избыточного застойного увлажнения. Различают болота верховые, в которых произрастают преимущественно сфагновые мхи, и низинные, в которых доминируют осоки. Болотные растения имеют специфические особенности, позволяющие им жить на бедных, холодных и переувлажненных почвах. Характерным свойством болот является образование торфа из отмерших растений.

Водные сообщества — широко распространенный незональный тип растительности, включающий фитоценозы пресных внутренних водоемов и морских шельфов. Растения водных сообществ имеют многочисленные приспособления для жизни в воде. На различных глубинах развиваются разные сообщества, например прибрежные заросли тростника, затем кувшинки, рдесты, роголистник, еще глубже сообщества водорослей и т. д.

Искусственнее сообщества, или агрофитоценозы,— неустойчивые растительные сообщества, чаще всего маловидовые, создаваемые человеком, главным образом сельскохозяйственные (поля, сады и др.). Они могут существовать только при условии постоянной заботы о них, в противном случае на этих местах происходит естественное зарастание и образование природных сообществ.

Всякое растительное сообщество — неотъемлемая часть ландшафта, важное звено в общей системе биосферы. Использование растений в жизни человека закономерно и необходимо, но это природопользование должно быть рационально. Охранять растительные сообщества означает поддерживать в них естественные процессы, помогать восстановлению нарушенного равновесия, устранять нежелательные факторы и последствия влияния человека.

Ботанический сад — это сосредоточение коллекций живых растений — представителей местной, отечественной и иностранной флоры не только для их изучения, но и создания новых, более продуктивных растительных форм. Важнейшее звено в работе ботанических садов — акклиматизация растений, приспособление живых организмов к новым условиям существования, к новым биоценозам. Ботанические сады обогащают местную флору новыми представителями растительного мира. Они являются не только научно-исследовательскими, но и просветительными учреждениями, пропагандирующими передовые идеи и достижения ботанической науки.

В нашей стране 115 ботанических садов, среди которых им. В. Л. Комарова в Ленинграде, Киевский, Батумский и др. Самым крупным по площади является Никитский ботанический сад в Крыму (635,6 га и степное отделение 454 га). Старейшим научным ботаническим учреждением России признан ботанический сад МГУ. Он был заложен по указу Петра I в 1706 г. как аптекарский огород.

БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ

Существуют и специализированные ботанические сады. Haпример, в 1952 г. на площади 45 га создана живая коллекция лекарственных растений Всесоюзного научно-исследовательского института лекарственных растений (Москва). Это ведущее учреждение в области лекарственного растениеводства и разработки новых лечебных препаратов из растительного сырья. Коллекция насчитывает почти 2,5 тыс. видов растений и постоянно пополняется новыми видами.

Наиболее масштабным и значительным среди ботанических садов нашей страны является Главный ботанический сад Академии наук СССР, созданный в 1945 г. (361 га). В его коллекции около 10 тыс. видов растений. На этой базе проводятся большие исследования по различным проблемам ботанической науки, а также решаются многие вопросы охраны и обогащения растительного мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка помогает обучающимся лучше осознать, насколько все взаимосвязано в мире природы, насколько приспособлены растения к жизни в различных условиях. Именно поэтому такие разные растения встречаются в наших лесах.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Автор: РУСАНОВА ЕЛЕНА АНТОНОВНА,

педагог дополнительного образования,

Возраст обучающихся: 12- 15 лет

Автор: Русанова Елена Антоновна, педагог дополнительного образования

Лес – главное богатство нашей страны. К тому же богатство возобновляемое. Сходите на экскурсию в лесхоз. Дома попробуйте посеять маленькое крылатое семечко ели. Вы, непременно, будете поражены – из какого малюсенького росточка вырастает огромное дерево! И природа и человек заботятся о том, чтобы на нашей планете шумели леса и сегодня, и завтра, и во все времена…

Данная методическая разработка помогает обучающимся лучше осознать, насколько все взаимосвязано в мире природы, насколько приспособлены растения к жизни в различных условиях. Именно поэтому такие разные растения встречаются в наших лесах.

В ходе занятия используются разнообразные методы активизации познавательного интереса обучающихся, которые способствуют лучшему усвоению учебного материала и усиливают воспитательное воздействие.

Методическая разработка содержит обширный теоретический материал и может быть использована учителями биологии при изучении школьного курса биологии. Разработка рассчитана на обучающихся в возрасте 12-15 лет

Тема: «РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА ХВОЙНОГО,

Цели: 1.Сформировать у обучающихся понятия: растительное сообщество леса, ярусы. Познакомить обучающихся с взаимоотношениями растений в различных растительных сообществах и их приспособленностью к жизни в различных условиях.

2. Развивать умения анализировать, сравнивать.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Методы: беседа, рассказ, наблюдение, демонстрация.

Оборудование: Натуральные экспонаты: ветви деревьев, шишки, желуди, листья,

Фотографии лесных сообществ

Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере – М:. Просвещение, 1987г.

Озерова Л.В. Полевая практика по ботанике – М:. Просвещение, 1972.

3. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М:. Дрофа, 1999.

4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины - М:. Просвещение, 2008.

5. Рохлов В.И. Занимательная ботаника – М:. АСТ- ПРЕСС, 2015.

6. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии – М:. Просвещение, 1999.

7. Популярная энциклопедия растений /Сост. Ю.И.Смирнов – СПб:. МИН Экспресс, 1997.

8. Книга для чтения по биологии. Растения /Составитель Трайтак Д.И.- М:. Дрофа, 2016.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки елочки темнеют.

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

Вопрос: Задумывались ли вы, ребята, над тем, что такое лес?

Большинство думают, что лес – это множество деревьев, растущих вместе. Но тогда и парк, и сад, и аллея – тоже лес? Конечно же, лес – это не просто растущие вместе деревья, а совместное существование древесных, травянистых растений, грибов и различных животных.

ВОПРОС: А кто же в лесу самый главный? (обучающиеся высказывают свое мнение)

Деревья в лесу, конечно же, самое главное, определяющее звено. От них зависит весь уклад лесной жизни.

Оно может жить до 2000 лет.

В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.

Из него делают бочки и паркет.

Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)

Оно может быть зеленое и голубое.

Из него делают струнные музыкальные инструменты.

Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.

Оно приходит в каждый дом под Новый год. (Ель)

Из его коры делают много полезных вещей.

Из него самые лучшие дрова.

Из его веток делают целебные веники для бани.

Это самое любимое русское дерево. (Береза)

Оно быстрее все заселяет гари.

Из его древесины делают спички.

Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина)

Цветет летом и очень душистое.

Из него делают ложки и лапти.

С его цветков самый лучший мед.

Отваром цветков лечат простуду. (Липа)

Леса в России занимают около ½ всей территории. Лесная зона расположена между тундрой на севере, степной и пустынными зонами на юге. (Показ по карте). Характерной чертой большей части лесной зоны является умеренно суровая или суровая зима и сравнительно теплое лето. Естественно, из-за обширности территории, климатические и почвенные условия лесной зоны достаточно разнообразны. Её делят на три основные подзоны: тайги (северная часть), хвойно-широколиственных (или смешанных) лесов и широколиственных лесов (южная часть). ( Показ по карте)

Подзона тайги характеризуется господством хвойных пород: ели, лиственницы, пихты, кедровой сосны. Встречается также сосна и мелколиственные породы: береза, осина, ольха.

Хвойно- широколиственные леса слагаются из ели, пихты, сосны, дуба, липы, ясеня, клена.

Для подзоны широколиственных лесов типичны следующие лесообразующие породы: липа, дуб, каштан, ясень, бук, граб.

Мы с вами живем в зоне хвойно-широколиственных лесов, и у нас можно побывать в тайге, а на некотором удалении попасть в широколиственный лес, а в третьем месте побывать в лесу, где мирно соседствуют хвойные и лиственные деревья.

ЗАДАНИЕ: Давайте вспомним, как называют лес, в котором растут:

березы – березняк, березовая роща

сосны – сосновый бор, сосняк

Ели, дубы и другие крупные деревья образуют первый верхний ярус. Рябины и черемухи – второй ярус. Третий ярус – кустарники. Четвертый – травы, папоротники, кустарнички. Пятый – лишайники, мхи, грибы. (Демонстрация таблицы)

Ярусность – это приспособленность всех растений к совместному обитанию и наиболее полному и экономному использованию места, пищи и света.

Ни один луч солнца не пропадает даром в лесу. Даже слабый рассеянный свет, еле мерцающий в тени деревьев улавливается различными растениями с помощью более широких листьев и такого расположения, когда каждый листик занимает какой-нибудь просвет в сплошной массе зелени. Освещенность в лесу уменьшается от яруса к ярусу. В нижних ярусах живут самые тенелюбивые растения.

А) 1-ый ярус смешанного леса составляют: осина, береза, орешник, ель, клен,

рябина, сосна, яблоня.

земляника, можжевельник, бересклет.

В) Травянистые растения леса: ландыш, папоротник, кислица, крушина,

Г) Хвойные растения леса: ель, сосна, лиственница, пихта, осина.

Д) 2-ой ярус леса составляют: рябина, черемуха, лесная яблоня, липа.

Ну, вот, теперь мы готовы к путешествию и начнем его с елового леса. Вспомните, каков он еловый лес? Опишите его. ( Обучающиеся отвечают).

ЕЛОВЫЙ ЛЕС (дополняющий рассказ педагога с демонстрацией таблиц, открыток, гербария).

Еловый лес – мрачный, тенистый, влажный. Под еловым пологом могут существовать лишь достаточно теневыносливые растения. Кустарников обычно мало, на почве сплошной зеленый ковер мхов, на фоне которого растут немногие травы и кустарнички. Состав нижних ярусов ельника определяется свойствами почвы. На тех участках, где почва беднее питательными веществами и более сырая обычно растут густые заросли черники – ельник- черничник. Где почва лучше обеспечена питательными веществами и менее влажная, как правило, развивается сплошной покров из кислицы – ельник-кисличник. На особенно бедных и очень сырых почвах, под елями расстилается толстый ковер мха – кукушкина льна – ельник-долгомошник.

ВОПРОС: Почему у растений елового леса цветы имеют белую окраску? (для привлечения насекомых-опылителей)

Почти все растения елового леса многолетние, у них есть либо ползучие корневища, либо ползучие подземные побеги для захвата новых территорий.

Размножение семенами очень затруднительно, так как их прорастанию мешает толстый слой хвои на почве и моховой покров. Подстилка в еловом лесу имеет сильно кислую реакцию, ее разлагают практически исключительно микроскопические грибы. Многие растения ельников остаются зелеными на зиму (плауны, брусника, грушанки).

Вспомните, каков он сосновый лес? Опишите его. ( Обучающиеся отвечают).

СОСНОВЫЙ ЛЕС (дополняющий рассказ педагога с демонстрацией таблиц, открыток, гербария).

Кроны сосен сравнительно рыхлые и ажурные, они пропускают много света. Сосна обыкновенная - мощное дерево, достигающее 40м в высоту. У сосен в лесу в 130-150 лет кроны становятся почти плоскими. Сосна может расти и на песчаных дюнах и на сфагновых болотах, приспособлена к суровому климату севера и жаркому климату степей.

Под пологом сосны в разных почвенных условиях господствуют различные растения. На очень сухих и бедных песчаных почвах под деревьями расстилается сплошной белый ковер лишайников. На почвах влажных, но бедных – густые заросли черники. Где почва умеренно влажная и плодородная – кислица. Типы сосновых лесов во многом повторяют еловые. На особенно сухих и бедных участках встречаются вереск и кошачья лапка.

При соответствующих почвенных условиях в сосняках редкими экземплярами растут бузина красная, рябина, бересклет бородавчатый.

Большинство травянистых растений сосновых лесов имеют приспособления, предохраняющие их от избыточной освещенности: а) мелкие и узкие листья (вереск, тысячелистник, тимьян), б) густое опушение листьев (кошачья лапка, ястребинка волосистая). Цветки растений имеют яркую окраску. Обильно растут мхи и лишайники.

ВОПРОС: В противоборстве сосны и ели побеждает ель, почему? ( Ель менее требовательна к свету, молодые ели могут расти в тенистых условиях)

Лиственный лес нам знаком прежде всего по веселым, светлым березовым рощам. Березняк и осинник относят - мелколиственный лес.

В широколиственных лесах условия произрастания крайне благоприятны для древесных пород. Прежде всего, в этой подзоне богатые почвы. Иногда можно насчитать до десяти видов деревьев, которые имеют разную высоту и составляют оба верхних яруса.

В широколиственных лесах обычно совсем не бывает кустарничков – брусники и черники. Практически нет мхов и лишайников.

Опадающие на зиму листья деревьев и кустарников образуют лесную подстилку. Дольше всего разлагаются листья дуба – 1-2 года. В дубраве толщина подстилки – 5-10 см. Лесная подстилка накапливает питательные вещества, предохраняет почву от иссушения и зимнего промерзания, сохраняет влагу.

Для широколиственного леса характерно наличие раннецветущих растений – эфемероидов, которые проходят цикл своего развития за 4-6 недель (хохлатка, гусиный лук, ветреница, чистяк весенний). Цветки многих растений имеют белую окраску. Семена распространяются птицами, муравьями. У травянистых растений нет приспособлений к расселению с помощью ветра.

В окружающих нас лесах и хвойные и широколиственные и мелколиственные породы растут чаще всего вместе – это, как мы говорим – смешанный лес. В таких лесах мы можем встретить разные растения, присущие разным типам леса.

Какие сосны дают лучшие бревна, выросшие на опушке или в лесу?

В лесу росло много папоротников, но после вырубки леса, через некоторое время они исчезли. Почему?

Хорошо известно, что в березовой роще часто можно встретить одиночные молодые ели. Пройдет несколько десятков лет, их станет больше, в конце концов они вытеснят березу. Почему?

Какие деревья и кустарники имеют сережки?

Из плодов какого дерева можно испечь хлеб, а если их поджарить – получить заменитель кофе?

Почему невзрачные малозаметные цветки часто очень душистые?

Почему грибы и растения в лесистой местности легче переносят засуху?

В Средней полосе России встречаются разные типы леса. Как объяснить существование различных растительных сообществ в условиях одинакового климата? (различные почвенно-грунтовые условия, рельеф, влияние человека)

Говоря о жизни леса, нельзя обойти стороной роль грибов в этой жизни. Грибы – самостоятельное царство живого мира.

ВОПРОС: А знаете ли вы, какую роль играют грибы в жизни растительного сообщества леса?

Грибы в лесу играют очень важную роль. Они утилизируют, перерабатывают отмирающие части растений (мы уже говорили, что грибы перерабатывают лесную подстилку). Они обеспечивают поступление питательных веществ в корни растений, образуя с ними особое соединение – микоризу. В биологии есть даже понятие – микотрофы - растения питающиеся с помощью грибов. Брусника, черника, голубика – микотрофы. Их корни оплетены мицелием грибов, передающим корням питательные вещества. Без грибов в садовой почве они расти не могут. (Наблюдения ученых показали, что из семени до плодоношения черника растет более 10 лет. Одно растение может плодоносить целое столетие. Небольшие кустарнички брусники, высотой всего 20 см могут жить до 300 лет, как и дубы.) Когда мы идем в лес за грибами, то знаем, что за подосиновиками нужно идти в осинник, за боровиками в сосновый бор или в березовый лесок…

ВОПРОС: Скажите, что у меня в руках за гриб, как он называется? (демонстрация гриба-трутовика)

Трутовики считают грибами-паразитами. Они губят еще живые деревья. Но ведь тем самым они освобождают жизненное пространство для молодой поросли.

Конечно, невозможно представить лес без птиц, зверей, насекомых.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

Для чего животные живут в лесу?

Какие животные связаны с сосной и елью?

Какие животные связаны с осиной?

Какие животные связаны с рябиной?

Какие животные связаны с березой?

Наши мудрые предки были очень внимательны к окружающему миру природы, подмечали малейшие особенности и перемены. У русского народа много метких и точных поговорок о лесе, попробуйте их объяснить.

Леса хранят воду.

Старые деревья молодые охраняют.

Возле леса жить – голодну не быть.

Дрожит, как осиновый лист.

Малый червяк – большой дуб губит.

Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев.

Сосна – дубу сестра.

Жизнь девственного леса, не тронутого человеком, идет в строго установленном тысячелетиями порядке. Законы жизни леса непреложны.

Девственный лес прочно закрепляет за собой занятую территорию. Между растениями до зрелого возраста идет борьба за существование, и выживают наиболее сильные и приспособленные к данным условиям особи.

Так из года в год, из века в век, сменяя друг друга, живут поколения за поколениями. Такой естественный лес устойчив против вредных насекомых, грибов, бактерий. И только бездумное вмешательство человека может нарушить эту гармонию.

Когда ты входишь в лес,

Душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос,

А сумрачный навес широколапых елок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и все в тебе живое

И сколько у тебя загадок и чудес.

Автор: Русанова Елена Антоновна, педагог дополнительного образования МОУ

ДОД станции юных натуралистов

Методическая разработка может быть использована учителями биологии, в качестве дополнения к материалам школьной программы.

Читайте также: