Растения которые могут произрастать только в условиях хорошего освещения называются

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Наука о взаимодействии организмов между собой и с окружающей их средой - это

а) биология; б) экология; в) гистология; г) орнитология

2. Факторы среды, обусловленные присутствием человека и результатами его трудовой деятельности, называются

а) биотическими; б) абиотическими; в) климатическими; г) антропогенными

3. Организмы, способные переносить значительные колебания условий среды, называются

а) гомойотермными; б) стенобионтными; в) пойкилотермными; г) эврибионтными

4. Реакции организмов на смену дня и ночи, проявляющиеся в колебаниях интенсивности физиологических процессов, называют …

а) фотопериодизмом; б) цирканными ритмами; в) анабиозом.

5. Живая и неживая природа, окружающая растения, животных и человека – это

а) планета Земля; б) среда обитания; в) экологическая ниша; г) экосистема

6. Растения, которые могут произрастать только в условиях хорошего освещения, называются

а) факультативными гелиофитами; б) сциофитами; в) гелиофитами; г) умброфиты.

7. Экологический фактор, количественное значение которого выходит за пределы выносливости вида, называется …

а) лимитирующим; б) основным; в) фоновым; г) витальным.

8. Экологическая толерантность организма – это …

а) зона угнетения; б) оптимум; в) субоптимальная зона; г) зона между верхним и

нижним пределами выносливости.

9. К биотическим факторам относят

а) рельеф местности; б) техногенные; в) половой отбор; г) климатические

10. Как называется механизм терморегуляции, осуществляемой за счет изменения интенсивности обмена веществ?

а) химическая терморегуляция; б) физическая терморегуляция; в) этологическая

11. К абиотическим факторам относят

а) паразитизм; б) комменсализм; в) половой отбор; г) климатические

12. Виды организмов с узкой зоной валентности называются …

а) стенобионтными; б) эврибионтными; в) пластичными; г) устойчивыми.

13. По отношению к фактору освещенности для растений не характерна экологическая группа …

а) теневыносливые; б) тенелюбивые; в) светолюбивые; г) сумеречные.

14. Температура, свет, влажность – это … экологические факторы среды.
а) абиотические; б) фитогенные; в) биотические; г) антропогенные.

а) в 1886 году; б) в 1866 году в) в 1856 году г) в 1986 году

1. Как называются компоненты неживой природы, которые воздействуют на организмы?

а) абиотические факторы; б) биотические факторы; в) антропогенные факторы.

2. Изменения в строении организма в результате приспособления к среде обитания − это а) морфологические адаптации; б) физиологические адаптации; в) этологические

3. Для характеристики организмов, способных выдерживать незначительные колебания какого-либо экологического фактора, используют приставку:

а) ксеро-; б) мезо-; в) стено - ; г) эври-.

4. Растения влажных местообитаний, целиком или большей своей частью погруженные в воду, называются …

а) ксерофиты; б) гидрофиты; в) гидатофиты; г) мезофиты.

5. Ритмы в организме, возникающие как реакция на периодические изменения среды (смену дня и ночи, сезонов, солнечной активности и т.п.), называются:

а) экзогенными; б) эндогенными; в) околосуточными; г) окологодичными.

6. Изменение поведения организма в ответ на изменения факторов среды называется …

а) мимикрией; б) физиологической адаптацией; в) морфологической адаптацией;

г) этологической адаптацией.

а) Э. Геккель; б) В. И. Вернадский; в) Ч. Дарвин; г) А. Тенсли

8. Организмы, существующие в узких пределах колебаний экологического фактора - это

а) гомойотермные; б) стенобионтные; в) пойкилотермные; г) эврибионтные

9. Виды организмов с широкой зоной валентности называются …

а) стенобионтными; б) эврибионтными; в) пластичными; г) устойчивыми.

10. Факторы неживой природы называются

а) биотическими; б) абиотическими; в) движущими; г) антропогенными

11. Факторы, связанные с деятельностью живых организмов, называются

а) биотическими; б) абиотическими; в) климатическими; г) антропогенными

12. К биотическим факторам относят

а) ультрафиолетовое излучение; б) паразитизм; в) содержание кислорода в среде

13. К антропогенным экологическим факторам относится …

а) распашка; б) влажность; в) свет; г) температура.

14. Экологический фактор, ограничивающий распространения многих
растений к северу, – это недостаток …
а) территории; б) тепла; в) питательных элементов; г) света.

15. Экология – это….

а) наука о взаимодействии организмов между собой и с окружающей их средой

б) наука о живом

в) наука о внутреннем строении организма

г) наука об охране окружающей среди и рациональном природопользовании

1 вариант 2 вариант

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 939 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.03.2018 8380
  • DOCX 19.4 кбайт
  • 14 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Хайруллина Алсу Наилевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 3 минуты

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В процессе длительного существования растений в определенной среде обитания у них выработались эффективные приспособления (адаптации) к световому режиму их местообитаний. По разнообразию адаптаций и способности произрастать при определенном световом режиме среды обитания выделяют три экологические группы растений: гелиофиты, сциофиты и факультативные гелиофиты. Они отличаются положением светового оптимума в пределах толерантности и имеют характерные особенности внешнего и внутреннего строения.



Гелиофиты (светолюбивые растения)

Гелиофиты обитают на открытых территориях, поглощают много солнечной энергии. Это растения пустынь, степей, высокогорных лугов, пустырей и обочин дорог (ковыль, мать-и-мачеха, очиток, молочай), сорняки и культурные растения (лебеда, подсолнечник, кукуруза, пшеница). Светолюбивые деревья образуют светлые леса, их кроны не смыкаются (лиственница, сосна, осина, береза).


Гелиофиты часто имеют побеги с укороченными междоузлиями, сильно ветвящиеся, нередко розеточные.

Листья гелиофитов обычно мелкие или с рассеченной листовой пластинкой, с толстой наружной стенкой клеток эпидермиса, нередко покрытой восковым налетом или густым опушением. В листовых пластинках большое число устьиц на единицу площади, часто погруженных, имеется густая сеть жилок, хорошо развиты механические ткани. Листья ориентированы вертикально или под большим углом к горизонту, поэтому получают лишь скользящие лучи. У них есть приспособления для поворота листовых пластинок ребром к солнцу в зависимости от высоты его стояния.

Внутреннее строение листа приспособлено к более полному поглощению света и высокой фотосинтетической активности. Мезофилл (мякоть листа) хорошо развит, особенно столбчатая паренхима. Она может быть двухслойной или многослойной (у некоторых саванных растений Западной Африки — до 10 слоев), нередко развита как под верхним, так и нижним эпидермисом. Мелкие хлоропласты в большом числе (до 200 и более) расположены в клетках вдоль продольных стенок.


Растения из засушливых областей (пустынь, саванн) могут фотосинтезировать при высоких температурах и при закрытых устьицах, что часто наблюдается в жаркие часы дня.

Сциофиты (тенелюбивые растения)

Сциофиты — это растения, которые постоянно обитают в сильно затененных местах (нижние ярусы тропического леса, горные ущелья, таежные ельники, лесостепные дубравы). При освещенности 0,1—0,2 % полного дневного света могут расти только мхи. Плаунам и папоротникам требуется 0,25—0,5 % полного дневного света, а цветковые растения встречаются обычно там, где освещенность в пасмурные дни достигает не менее 0,5—1 %. В северных широколиственных и темнохвойных лесах полог сомкнутого древостоя может пропускать всего 1—2 % полной освещенности. Слабая освещенность здесь сочетается с повышенной влажностью воздуха и повышенным содержанием в нем СО2, особенно у поверхности почвы. Типичными сциофитами этих лесов являются зеленые мхи, плауны, кислица, недотрога, копытень европейский, майник двулистный.


Листья сциофитов темно-зеленые, более крупные и тонкие, чем у гелиофитов. Клетки эпидермиса крупнее, но с более тонкими наружными стенками и тонкой кутикулой, часто содержат хлоропласты. Площадь жилок вдвое меньше, чем у листьев гелиофитов. У многих тенелюбивых растений листовые пластинки располагаются горизонтально почти под прямым углом к источнику света, нередко хорошо выражена листовая мозаика.

Клетки мезофилла крупнее, чем у гелиофитов, хорошо развита губчатая паренхима, содержащая много межклетников. Столбчатая паренхима развита слабо и представлена, как правило, одним слоем клеток или имеет нетипичное строение и состоит не из цилиндрических, а из трапециевидных клеток. Хлоропласты крупные, но число их в клетках невелико. У сциофитов по сравнению с гелиофитами меньше хлорофилла. С меньшей интенсивностью протекают у них транспирация и дыхание. Интенсивность фотосинтеза, быстро достигнув максимума, перестает возрастать при усилении освещенности, а на очень ярком свету может даже понизиться.

Факультативные гелиофиты (теневыносливые растения)

Факультативные гелиофиты предпочитают хорошую освещенность, но могут расти и в тени. Это растения лесных опушек, полян, вырубок, лугов, степей (лещина, ветреница лесная, сныть, черника, брусника, подорожник, злаковые травы, ежевика). Они образуют живой напочвенный покров, кустарниковый и нижний древесный ярусы в лесах умеренного пояса. На освещенных местах эти растения разрастаются часто сильнее, однако оптимальное проявление фотосинтетической активности у них происходит не при полном солнечном освещении.


Факультативные гелиофиты в зависимости от степени теневыносливости имеют приспособительные особенности, сближающие их то с гелиофитами, то со сциофитами.

У лиственных теневыносливых древесных пород и кустарников (дуб, липа, ель, сирень, лещина) листья, расположенные на периферии кроны, имеют структуру, сходную со структурой листьев гелиофитов, и называются световыми. В глубине кроны располагаются теневые листья, которые имеют структуру, сходную со структурой листьев сциофитов.

У деревьев и кустарников теневая или световая структура листа часто определяется условиями освещения предыдущего года, когда закладываются почки: если закладка почек идет на свету, то формируется световая структура, и наоборот.

Если в одном и том же местообитании закономерно периодически изменяется световой режим, растения в разные сезоны могут проявлять себя то как светолюбивые, то как теневыносливые.

Весной в дубравах под полог леса проникает 50—60 % солнечной радиации. Листья розеточных побегов сныти обыкновенной имеют световую структуру и отличаются высокой интенсивностью фотосинтеза. В это время они создают основную часть органического вещества годичной продукции. Листья сныти летней генерации, появляющиеся при развитом древесном пологе, когда к травянистому покрову проникает в среднем 3,5 % солнечной радиации, имеют типичную теневую структуру, и интенсивность фотосинтеза их значительно ниже (в 10—20 раз). Подобную двойственность по отношению к свету проявляет и осока волосистая, светолюбивая весной и теневыносливая летом. По-видимому, это свойственно и другим растениям дубравного разнотравья.

Иногда у растений меняются требования к световому режиму, когда они оказываются в иных климатических и эдафических условиях. Так, обычные теневыносливые растения хвойного леса: черника, седмичник европейский и некоторые другие — в тундре приобретают особенности гелиофитов.

Наиболее общая адаптация растений к максимальному использованию фотосинтетической активности — это пространственная ориентация листьев. При вертикальном расположении листьев солнечный свет полнее поглощается в утренние и в вечерние часы — при более низком стоянии солнца. При горизонтальной ориентации листьев полнее используются лучи полуденного солнца. При диффузном расположении, когда листья нижнего яруса отклонены горизонтально, среднего — направлены косо вверх, а верхнего — располагаются почти вертикально, солнечная радиация в течение дня утилизируется наиболее полно.

Повторим главное. По приспособленности к определенному световому режиму наземные растения разделяют на три экологические группы: гелиофиты (светолюбивые), сциофиты (тенелюбивые) и факультативные гелиофиты (теневыносливые). Они отличаются по световому оптимуму, форме и внутреннему строению листьев, характеру их расположения в пространстве, типу стебля и жизненной форме.

Проверим знания

Ключевые вопросы

1. Какие экологические группы растений по отношению к световому режиму вы знаете?
2. Назовите характерные адаптации сциофитов.
3. К какой экологической группе относятся перечисленные ниже растения: медуница, кукушкин лен, кислица, орляк, щитовник мужской?
4. Из предложенного перечня растений выберите представителей гелиофитов: сфагнум, мать-и-мачеха, подорожник, пшеница, щитовник мужской, подсолнечник, очиток.

Сложные вопросы

1. В 1 кг свежих листьев разных растений содержится разное количество хлорофилла: например, у подорожника — 1,8 г, а у лебеды — 3,8 г. Объясните причину этих различий.
2. Как вы думаете, почему на небольшой прогалине обитают некоторые виды растений, отличающиеся от тех, которые встречаются в окружающем лесу?
3. Установите соответствие между названиями экологических групп растений и их представителями.
Экологические группы растений: 1 — сциофиты; 2 — факультативные гелиофиты.
Представители: а) кукушкин лен; б) сныть; в) подорожник; г) кислица; д) недотрога; е) лещина; ж) ежевика; з) сирень.

Индивидуальное домашнее задание. Сравните два растения разных экологических групп, произрастающих в условиях разной освещенности (например, в лесу и на лугу или в густом парке и на цветочной клумбе). Найдите у них особенности строения, являющиеся приспособлением к разной степени освещенности.

Все растения нуждаются в трех вещах – воде, тепле и свете. Свет — очень важная составляющая часть фотосинтеза, процесса, при котором углекислый газ перерабатывается растением, и оно получает свою пищу. Без наличия источника света фотосинтез не происходит надлежащим образом и растение не может получать все питательные вещества для здорового роста. Не все растения нуждаются в одинаковом количестве и типе света. Существуют светолюбивые растения, для которых хорошее освещение — крайне важный фактор для жизни.

Светолюбивые растения шалфей

Светолюбивое растение шалфей

Светолюбивые растения — гелиофиты

Другими словами, для эффективного поглощения углекислого газа светолюбивые растения нуждаются в более высокой интенсивности освещения. Если растения гелиофиты оказываются в тени, их рост и размножение замедляются и, следовательно, это оказывает влияние на урожайность. Попадая в тень светолюбивое растение все же будет пытаться пробраться к свету путем роста в высоту. К слову, взрослые гелиофиты любят свет больше, чем молодые.

Светолюбивые растения лилейник

Светолюбивое растение лилейник

Существуют, однако, растения гелиофиты, которые хорошо растут в тени. Их называют теневыносливыми, или факультативными гелиофитами.

Примеры светолюбивых растений встречаются повсеместно. К ним относятся такие травянистые растения, как мята, тимьян, сахарный тростник, кокос, кактус (ксерофит), подсолнечник и кукуруза. Седи светолюбивых деревьев и кустарников: берёза, лиственница, сосна, боярышник, жасмин, акация, большинство видов роз. В список водных солнцелюбивых растений входят лотос, кувшинка и другие.

Светолюбивые растения кувшинка

Светолюбивое растение кувшинка

Где произрастают светолюбивые растения

В тропическом лесу можно наблюдать, как некоторые растения адаптируются к окружающей среде. К примеру, когда семена лианы попадают на лесную подстилку, они прорастают и становятся сциофитами. Сначала лиана растет к темному объекту, стволу дерева, карабкается по нем вверх к свету и становится растением-гелиофитом.

Комнатные светолюбивые растения

Растения гелиофиты хорошо уживаются в квартирах и домах. Нужно просто найти для них удачное место в помещении. Логично, что подоконник или место возле него, и будет лучшей локацией для вашего светолюбивого растения. Особенно, если окна выходят на юг или юго-запад.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Суррикат Мими




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: