Растения одуванчика конкурируют за минеральное питание

Обновлено: 04.10.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 6 класс Пасечник, многообразие покрытосеменных растений - ГДЗ к учебнику биологии 6 класс Пасечник, ответы к § 15 Минеральное питание растений

Глава 2. Жизнь растений

Ответы к § 15. Минеральное питание растений

Вопросы в начале параграфа

1. Какие функции выполняет корень?

Основные функции корня — это закрепление растения в почве и поглощение из почвы воды и растворённых в ней минеральных веществ, необходимых для питания и развития растения.

2. Что такое корневой волосок? Какую функцию он выполняет?

Корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня, расположенный в зоне всасывания корня. Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

Корневые волоски способны значительно увеличить всасывающую поверхность корня растения, а значит и улучшить обеспечение растения водой и минеральными веществами.

3. Какие минеральные вещества вам известны?

Фосфор, калий, сера, магний, азот.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие вещества необходимы для минерального питания растения?

Больше всего растению необходимы калий, азот и фосфор:

- калий способствует быстрому оттоку органических веществ из листьев к корням;
- азот необходим для роста растений;
- фосфор способствует быстрому созреванию плодов.

Кроме того, растениям для роста и развития необходимы и другие минеральные вещества, но уже в небольших количествах.

2. Как растения поглощают питательные вещества?

Различные виды растений поглощают питательные вещества разными способами. Например у водорослей питательные вещества усваиваются всей поверхностью тела.

У высших растений, например для покрытосемянных растений, которые изучаются в ходе этого курса, функцию поглощения питательных веществ из почвы выполняет корень.

Процесс поглощения воды и растворённых в ней минеральных веществ происходит в зоне всасывания корня. Именно в этой зоня на наружной поверхности корня вырастают корневые волоски — специальные вытянутые клетки, способные проникать сквозь частицы почвы и всасывать воду.

Число корневых волосков у различных растений разное, но их всегда очень много. Чем больше у растения корневых волосков, тем большую поверхность всасывания имеет растение и тем больше питательных веществ оно получит.

Далее из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а потом в сосуды корня. По сосудам вода и питательные вещества поднимаются в другие органы растения. Подняться вверх по сосудам воде помогает корневое давление растения.

3. Что такое корневое давление?

Корневое давление — это давление, которое создается в сосудах корней и благодаря которому обеспечивается движение воды и растворённых в ней минеральных веществ из корня вверх в другие части растения.

4. Почему растения не рекомендуется поливать холодной водой?

При поливе холодной водой происходит снижение поглощающей способности корня. Холодная ода хуже впитывается корневыми волосками и растение не получает всех необходимых ему веществ.

5. Какие виды удобрений вы знаете?

Существуют органические, минеральные и микроудобрения удобрения:

- органические удобрения — это отходы от жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (торф, перегной);
- минеральные удобрения — это удобрения, содержащие необходимые для жизни растений минеральные вещества, различают азотные минеральные удобрения, калийные и фосфорные;
- микроудобрения — это удобрения, которые содержат различные химические вещества, помогающие росту растений, например бор, медь, цинк, кобальт и прочие.

6. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?

Азот способствует росту растений. Калий обеспечивает быстрый отток органических веществ от листьев в корням. Фосфор необходим для скорейшего созревания плодов.

7. Что такое подкормка?

Подкормка — это внесение в почву удобрений, необходимых растению в данный период жизни. В разные сроки вносятся разные удобрения, всё зависит от конкретных потребностей и вида растений.

Подумайте

1. Правильно ли поступают люди, убирая осенью опавшую листву с газонов в скверах и парках населённых пунктов?

В природе опавшая листва перегнивает и обогащает почву минеральными веществами. Убирая опавшую листву с газонов и в скверах люди лишают городские растения естественной подкормки. Это неправильною

2. С чем связаны особенности строения клетки корневого волоска?

По своему строению корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня. Длина корневых волосков в среднем 10 мм. Поверхность их покрыта слизью, которая помогает корневому волоску как можно более тесно соприкасаться с частицами почвы и эффективно всасывать воду и растворённые в ней минеральные и органические вещества.

Задания

1. Возьмите два одинаковых растения колеуса средних размеров. Поставьте их в светлое тёплое место и три дня не поливайте. Затем регулярно поливайте: первое растение — ежедневно утром и вечером, расходуя на каждый полив по 50 мл воды, второе растение — три раза в неделю (понедельник, среда, пятница), расходуя на каждый полив по 200 мл воды. Опыт проводите в течение месяца. Результаты наблюдений записывайте в тетрадь. Сравните результаты наблюдений и сделайте вывод.

Результаты эксперимента будут сильно зависит от времени года, в который будет проводиться эксперимент. Так, в зимний период у колеуса наступает период покоя. На протяжении всех зимних месяцев необходимо максимально ограничить полив и не удобрять это растение. Если же этого не сделать, то растение не зацветёт.

Поливать колеус нужно в зависимости от состояния грунта — на ощупь он должен быть слегка подсохшим. Летом к поливу можно добавить и опрыскивание.

Если эксперимент будет проводиться летом, то лучше себя будут чувствовать растения поливаемые первым способом (каждый день) Если же провести эксперимент осенью или зимой, то наиболее комфортно будет растению поливаемому три раза в неделю.

2. Для подготовки к изучению прорастания семян в стакан из тонкого прозрачного стекла поместите промокательную бумагу так, чтобы она плотно прилегла к стенкам стакана. На дно стакана налейте немного воды. Между стеклом и промокательной бумагой поместите зерновки пшеницы, ржи, ячменя или овса и наблюдайте за их прорастанием. В другой стакан положите семена фасоли или гороха также для наблюдения за прорастанием. В третий стакан поместите семена фасоли или гороха, отделив у них одну семядолю. Следите, чтобы семена не высохли. Установите, когда они набухнут. Проследите, когда у проростков появятся корни, сколько их разовьётся через некоторое время, как происходят рост и дальнейшее развитие проростков. Свои наблюдения запишите.


Растение

Срок набухания Срок прорастания Появление корешка

Появление стебелька

Злаки (пшеница, рожь, овёс, ячмень)

Бобовые (горох фасоль) с двумя семядолями

Также в процессе развития проростков можно наблюдать, что у гороха и фасоли развивается стержневая корневая система, а у злаков — мочковатая корневая система.


Задания для любознательных

С марта—апреля по июль применяйте жидкую подкормку комнатных растений, которыми озеленена школа. Для этого берите куриный или голубиный помёт. Готовьте подкормку следующим образом: четверть объёма литровой банки заполните птичьим помётом, затем до верха банки налейте горячей воды. Полученный раствор размешайте деревянной палочкой и дайте ему остыть. Один стакан приготовленной таким способом жидкой подкормки перед удобрением растений надо разбавить десятью стаканами воды. Можно также подкармливать растения раствором минеральных веществ. Применять подкормку следует один раз в неделю.

Растения стали развиваться быстрее и выглядеть более здоровыми.

Словарик

Минеральное питание — это процесс поглощения, передвижения и усвоения растениями из почвы воды и растворённых в ней минеральных солей.

Корневое давление — это свойство сосудов корней растения поднимать воду и минеральные вещества вверх в другие части растения.

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Плодородие — это свойство почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.

Органические удобрения — это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).

Минеральные удобрения — это удобрения, содержащие минеральные вещества необходимые для жизнедеятельности растений. Различают фосфорные, калийные и азотные минеральные удобрения.

Согласно эволюционному учению Дарвина борьба за существование проявляется в трёх формах. Внутривидовая борьба происходит между особями одного вида, межвидовая борьба — между особями разных видов. Третья форма — это борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды.

Внутривидовая борьба — борьба за одинаковые жизненные ресурсы, возникающая между особями одного вида.

deers-88989_640.jpg

forest-2165356_640.jpg

Внутривидовая борьба является самым жестоким видом борьбы, так как особи конкурируют между собой за одинаковые условия существования, одинаковые источники питания, одинаковые возможности размножения. Результатом этой борьбы является преимущественное право на размножение более приспособленных особей и гибель менее приспособленных.

  • вытеснение одного вида другим;
  • конкуренция между растениями в лесу за свет;
  • паразитизм;
  • хищничество.

eagle-2918835_640.jpg

Борьба с неблагоприятными условиями неживой природы — выживание самых приспособленных особей, популяций и видов в изменившихся условиях неживой природы.

Этот вид борьбы наблюдается при избытке или недостатке абиотических факторов среды: тепла, влажности, света, кислорода и т. д.

  • сезонная смена меха (линька) у млекопитающих;
  • летняя и зимняя спячка у животных;
  • сезонные перелёты птиц;
  • приспособления к сохранению влаги у растений пустынь.

pine-5541335_640.jpg

Борьба с абиотическими факторами проходит постоянно, так как не бывает в природе абсолютно стабильных условий. Условия среды постоянно меняются, и организм вынужден либо приспосабливаться к ним, либо погибнуть.

Прямая борьба — любые взаимоотношения, при которых между особями одного или разных видов наблюдается физический контакт.

  • соперничество между самцами за самку;
  • взаимоотношения между хищником и жертвой;
  • взаимоотношения между клубеньковыми бактериями и бобовыми растениями;
  • вскармливание детёнышей молоком.

orangutan-6100360_640.jpg

brown-bear-2514855_640.jpg

При прямой межвидовой борьбе происходит совершенствование приспособлений особей обоих видов (например, хищника и жертвы, паразита и хозяина).

Косвенная борьба — любые взаимоотношения между особями разных популяций без непосредственного контакта друг с другом.

Задание ЕГЭ по биологии
Линия заданий - 26
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

5221. Одно растение одуванчика занимает площадь 10 см 2 и даёт в год более 100 семян. Через 10 лет потомство одной особи могло бы занять всю поверхность земного шара. Объясните, почему этого не происходит. Приведите не менее трёх аргументов.

Численность одуванчика, а также распространение, размножение, ограничивают следующие факторы:
1) Внутривидовая борьба за средства к существованию: территорию, свет, воду и т.д.
2) Межвидовая борьба за существование: поедание травоядными животными, конкуренция с другими растениями
3) Борьба с неблагоприятными факторами внешней среды: морозы, засуха, наводнения и пр.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по биологии 6 класс. ФГОС Богданов Вако

Необходимым условием для существования и процветания всех растений является распространение их семян. В результате эволюции каждое растение приспособилось к особым способам распространения своего семени. Для этого у них существуют специальные особенности плода, приспособления, например, выросты, и т.д.

Различают несколько способов распространения плодов и семян растений в природе:

При помощи воды распространяются семена как водных, так и некоторых видов наземных растений, например, ольхи или кокосовой пальмы;

Способом саморазбрасывания размножаются многие виды растений, например, горох, фасоль, мак, акация, виола;

При помощи животных и человека размножается немало растений. Например, плоды у череды или лопуха прикрепляются к одежде, шерсти благодаря острым зубчикам и крючкам, распложенным на своей поверхности. У некоторых растений клейкая поверхность, которой они также могут клеиться ко всему, что к ним прикасается. Плоды рябины, черники или бузины поедают птицы. Сами семена окружены плотной оболочкой, за счет чего не перевариваются пищеварительной системой животных и вместе с пометом через время попадают в почву. Много шишек, желудей, орехов закапывают белки, бурундуки, что также способствует расселению растений.

№ 2. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?

№ 3. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными?

Плоды и семена некоторых растений невольно распространяются животными и людьми. Все это благодаря тому, что семена их содержатся в твердой оболочке, которая не растворяется в кишечнике птиц и животных. Поэтому, даже если животное съело плод, семена вместе с фекалиями неповреждёнными выйдут наружу, попадут в землю и прорастут через время.

Грызуны часто закапывают плоды дуба, ореха и прочих деревьев в землю, тем самым помогая растениям рассеиваться на новых территориях.

У таких растений, как череда и лопух, поверхность у плодов имеет острые зубчики и крючки, при помощи которых они могут прикрепляться к одежде людей или шерсти животных и тем самым переноситься на дальние расстояния. Также семена некоторых растений могут цепляться к мешкам, которые перевозят из страны в страну. Например, подорожник таким образом был когда-то завезен из Европы в Америку.

№ 4. Какие растения разбрасывают свои семена?

Распространение семян способом разбрасывания можно наблюдать у таких растений, как фасоль, горох, мак, акация, виола. Как правило, расстояние, на которое растение может разбрасывать свои семена, не превышает 20 см. именно поэтому такой способ распространения малоэффективен.

Стр. 108

Каково значение в природе распространения плодов и семян?

Благодаря распространению своих плодов и семян растения могут разрастаться на разных территориях, расширяя тем самым ареал своего обитания, приспосабливаясь к новым условиям окружающей среды.

Стр. 108

№ 1. Выясните, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома.

У моего дома растут: рябина, одуванчики, клен, подорожник, репейник. Семена рябины распространяются при помощи птиц, которые поедают спелые ягоды. Семена подорожника и репейника распространяются благодаря животным и людям. А вот одуванчики и клен распространяют свои плоды при помощи ветра.

№ 2. Соберите семена деревьев и кустарников. Часть их посейте на школьном участке, а остальные сдайте в ближайший питомник или лесничество.

Для выращивания были собраны семена березы, тополя, клена и рябины. Далее мы высадили семена в почву и стали выращивать саженцы, которые потом пересадим в землю около своей школы.

№ 3. Соберите семена декоративных культурных и дикорастущих растений, а также семена лекарственных и редких растений для посева на учебно-опытном участке.

Для выращивания на учебно-опытном участке были собраны семена лекарственных растений: пустырника, шлемника байкальского, боярышника, алтея, шалфея и эвкалипта. Из редких растений удалось собрать семена подснежника, ятрышника, ландыша, мака прицветникового.

Читайте также: