Разбор посадки самолета на кукурузное поле

Обновлено: 05.10.2024

Как пилотам удалось совершить это чудо?

Почему так восхищаются результатами посадки эксперты?

Худший вариант из возможных

Самолет только взлетел, он сумел набрать лишь чуть больше 200 метров, когда в двигатель попали птицы, и он начал отказывать. Пока командир связывался с диспетчером и запрашивал возврат на посадку — птицы попали и во второй двигатель. Поэтому разворот для возвращения на аэродром стал невозможен.

Малая высота также не давала возможности постепенно планировать, снижая скорость и высматривая лучший вариант для посадки. Счет шел на секунды .

Основная угроза заключалась в том, что самолет был с полными баками. Любая неровность при не сброшенной скорости на месте приземления, повреждение, пробой, искра от трения — и лайнер загорится.

Приводнение тоже таит в себе угрозу потопить лайнер. С воды сложнее эвакуировать пассажиров. Но зато Гудзон давал ровную поверхность, минимизацию угрозы пожара.

Для А321 возможности приводниться не было.

Окрестные поля в качестве потенциальной полосы приземления были потенциально весьма опасны. Невозможно было разглядеть и оценить — насколько они ровные, нет ли кочек, ухабов, неровностей. Конечно, кувыркнуться через нос как маленькие самолеты в подобных ситуациях, тяжелый и длинный А321 не мог. Но был огромный риск, что при встрече с землей из-за неровностей самолет занесет, либо он накрениться, повредит баки и т.п. Шансы удачно приземлиться и спастись фактически были равны нулю. Практически во всех подобных случаях лайнеры получали серьезные пробоины, загорались и часть пассажиров гибла либо получала очень серьезные повреждения.

Например, незадолго до произошедшего SSJ-100 в похожей ситуации при посадке поломал крылья, загорелся. Погибли 41 из 78 человек, находившихся на борту.

Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин рисковали большим числом жизни. На борту их тяжелого лайнера было 226 пассажиров и 7 членов экипажа.

Молодой пилот

Даже командир суперджета успел налетать 6800 часов.

Всегда считалось, что опыт — решающее условие повышения шансов на благополучный исход авиакатастрофы.

Но командир А321 Дамир Юсупов работал юристом и летчиком решил стать в максимально позднем для этого возрасте — 35 лет. Во время произошедшего ему был 41 год, а полетных часов в его послужном списке было лишь 3000. Командиром корабля он был всего год до случившегося.

Тем не менее, малоопытный экипаж справился.

Выпускать или не выпускать?

В тот короткий отрезок времени, который у них был для принятия решения, Дамир Юсупов и Георгий Мурзин пришли к выводу, что единственный шанс для них — приземляться на поле с высокой кукурузой. Тщательный разбор экспертами всего мира впоследствии подтвердил, что других вариантов просто не было.

Но при такой малой высоте шасси, выдвигающиеся у А321 постепенно, целиком могут не выйти. Неровности, не видные под кукурузой, при попадании одного из колес на них, создают угрозу, что стойка обломится, обломки полетят в бак. На кочках самолет может накренить, крылья сломаются. И осколки опять же полетят в бак и корпус.

Оба варианта решения таили в себе огромный риск.

Дамир Юсупов нарушает инструкцию и садится без шасси, тормозя брюхом.

Затем эксперты будут рассуждать, что да, влажная высокая кукуруза помогла затормозить на брюхе, смягчая удар и трение, минимизируя риск поломок и пожара.

Но у Дамира Юсупова и Георгия Мурзина времени на такие рассуждения не было.

Победителей не судят

Нарушение инструкции было на лицо. Но в правилах полетов есть пункт, что командир корабля может нарушать любые предписания инструкции, если его действия приведут к спасению людей.

Что помогло Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину — трезвый расчет, отменная интуиция или невероятное везение, сейчас уже не важно. Свои Звезды Героев они получили заслужено. Самолет сел успешно. Всех пассажиров удалось спасти .

Все 226 пассажиров и семь членов экипажа остались живы.

В соцсетях появились видео, снятые очевидцами после экстренной посадки. Они утверждают, что эвакуация по надувным трапам прошла без паники.

При этом пассажиры искали потерявшихся родственников, выкрикивая их имена, а затем пробирались до дороги через кукурузное поле. Тех, кто не нуждался в госпитализации, отвезли в терминал аэропорта на автобусах.


Героев надо знать в лицо - это один из пилотов Дамир Юсупов. Он не только с своим коллегой благополучно посадил самолёт в кукурузное поле но и руководил эвакуацией до приезда экстренных служб!


Было Чудо на Гудзоне, теперь Чудо в Раменском: пилотам удалось посадить неисправный самолёт с невыпущенными шасси прямо в поле. Все пассажиры живы.

Не Гудзон: почему посадка на воду проще посадки на кукурузное поле

Но есть в этих происшествиях и два серьезнейших отличия. Первое: капитан американского судна Чесли Салленбергер был архиопытным (к тому моменту он летал почти 36 лет с общим налетом 19 663 часа, четверть из которых — на А320). Почти семикратная разница в налете и многократная в общей длительности летной карьеры явно отличают его от Дамира Юсупова.

Вдобавок к этому самолет над Гудзоном успел набрать почти километр высоты, а не всего лишь 240 метров, как его собрат у Жуковского. Авиалайнеры А320 и А321 даже при неработающих моторах могут планировать на расстояние 4,07 километра при потере всего 300 метров высоты. То есть времени для поиска ровной площадки и принятия верного решения у Дамира Юсупова было в три-четыре раза меньше, чем у американского пилота. Если бы в авиалайнер Чесли Салленбергера птицы попали еще на взлете, как у Юсупова, — ему пришлось бы посадить воздушное судно прямо в море, безо всяких доворотов на Гудзон. А в море, как мы знаем, бывают большие волны. Поэтому посадить туда большой самолет, не утопив его, заметно сложнее — как и эвакуировать потом оттуда людей.

Чтобы понять, насколько тщательной и аккуратной должна быть посадка на твердую поверхность — иначе не избежать гибели людей, — достаточно взглянуть на видео посадки Boeing 767 в аэропорту Варшавы в 2011 году. По нему понятно, что выравнивание машины должно быть намного аккуратнее, чем при многих посадках на шасси. Именно благодаря этому посадка на брюхо завершилась тогда лишь малым пожаром.

Смотреть

Почему Юсупов принял решение садиться в поле, да еще и с убранным шасси?

Как мы только что отметили, садиться на засаженное высокими растениями поле — весьма рискованный выбор, который делают нечасто. Что подтолкнуло к нему командира уральского А321? Действительно ли нужно было так рисковать?

На деле никакого выбора у командира воздушного судна просто не было. В 6 часов 10 минут 15 августа самолет взлетел, почти сразу в его левый двигатель попала минимум одна птица, после чего он заглох. Тогда экипаж обратился к диспетчеру аэропорта с просьбой о возврате для посадки. Но этот план остался лишь планом, потому что почти сразу еще одна птица попала и во второй, правый двигатель, отчего тот потерял две трети тяги. На трети тяги одного двигателя из двух разворачиваться и совершать посадку не было никакой возможности.

Другой важный вопрос: почему экипаж принял решение не выпускать шасси? Действительно, корректная посадка на шасси менее пожароопасна, чем на брюхо. Шасси дает меньшее трение, низ фюзеляжа не касается земли, меньше вероятность получить искры при касании поверхности. Это лишь часть причин, по которым официальная рекомендация Airbus, производителя самолета А321, указывает: посадка на суше должна выполняться на шасси, без него допустимы только приводнения самолета, где шасси очевидно не удержит его на поверхности.

Дамир Юсупов явно нарушил эти рекомендации, содержащиеся в так называемом чек-листе — списке обязательных к выполнению действий при отказе двигателей на высоте.

Инструкция Airbus

Опять-таки тогда от удара самолет может получить пробитие баков или крен и касания земли тем же крылом с баками внутри. Все это — очень плохие варианты. На фото с места аварии хорошо видно: растительность у самого самолета довольно высока и понять, до какой именно степени поле было ровным, пилоты не могли, что должно было добавить им неизвестных переменных в уравнение, которое они должны были решить в уме, причем очень быстро, за минуту-другую.

Выпущенный надувной трап A321 в кукурузном поле

Кадры решают все: как человеческий фактор привел к успешной посадке A321

Эвакуация пассажиров A321 в кукурузном поле

Причина катастрофы: вероятность столкновений с птицами будет только расти?

A321 после посадки на кукурузное поле

Более того, сама идея того, что чайки любят только свалки, не вполне корректна. В наше время множество населенных пунктов у воды наблюдает чаек, даже если поблизости вообще нет свалок. Эти птицы — настоящие оппортунисты, которые поедают все съедобное, что выбрасывают люди. А те с каждым годом выбрасывают все больше, давая чайкам все больше пищи для размышлений на тему урбанизации. За последние полвека самые распространенные виды чаек стали привычными далеко от морских и озерных берегов, к которым их считали привязанными когда-то.

Еще одна проблема, подстегивающая размножение почти всех видов чаек, — глобальное потепление. В обычных условиях они размножаются раз в год, но по мере удлинения теплого времени года и повышения обилия пищи могут делать это и два раза в год (некоторые страны уже столкнулись с этим) — с соответствующим ростом численности.

Именно поэтому изучение опыта посадок вроде той, что совершил Дамир Юсупов, — предельно оправданное занятие, способное не раз помочь гражданской авиации в будущем.

A321

В субботу специалисты вывезли последние части самолета Airbus А321 авиакомпании "Уральские авиалинии", совершившего аварийную посадку на кукурузном поле в Подмосковье. Последней с поля была вывезена кабина.

Автор фото, Sergei Bobylev/TASS

В авиакомпании решили, что самолет не подлежит восстановлению. В первую очередь было слито топливо, демонтированы двигатели и все, что находилось внутри салона: кресла, багажные полки, иллюминаторы, кабинки туалетов и т.д.

Автор фото, Sergei Bobylev/TASS

Затем самолет начали разрезать на части гидравлическими ножницами, чтобы по частям вывезти на утилизацию. Пока идет следствие, все части самолета будут находиться в ангаре, который арендовали "Уральские авиалинии".

Автор фото, Marina Lystseva/TASS

Технический специалист авиакомпании ранее рассказывал журналистам, что использование частей самолёта в качестве музейных экспонатов или сувенирной продукции невозможно, так как лайнер был взят в лизинг и находится под таможенным контролем.

Автор фото, Maxim Grigoryev/TASS

Все крупные части самолета с помощью тяжелой техники утягивали к шоссе, которое находится в 100 метрах от места аварийной посадки. Там их грузили на фуры, которые не могли бы проехать по кукурузному полю.

Автор фото, Maxim Grigoryev/TASS

Как сообщает агентство ТАСС, в целях безопасности на месте дежурили полицейские, сотрудники МЧС России, частной охранной фирмы и медики. Процесс контролировали представители "Уральских авиалиний".

Автор фото, Maxim Grigoryev/TASS

К субботе из крупных деталей на месте осталась лишь кабина самолета.

Автор фото, Maxim Grigoryev/TASS

Полностью очистить поле от деталей лайнера планировалось в ночь на понедельник.

Автор фото, Maxim Grigoryev/TASS

Самолет Airbus A321 авиакомпании "Уральские авиалинии", выполнявший рейс из Москвы в Симферополь, совершил аварийную посадку 15 августа.

После вылета из аэропорта "Жуковский" в оба двигателя попали птицы, в результате чего они оба отказали. Экипаж посадил судно на ближайшем поле, после чего все пассажиры были эвакуированы.

Все 224 пассажира и семь членов экипажа остались живы. Пилотам Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину на следующий день были присвоены звания Героев России.

Читайте также: