Размножение черенками клубнями луковицами относится к типу

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Какие организмы из перечисленных имеют внешнее оплодотворение

Выберите один ответ:

а. многощетинковые черви

б. плоские и круглые черви

Текст вопроса

Выберите один ответ:

б. множественного деления +

в. видоизменением побегов

Текст вопроса

Выберите один ответ:

а. половое, бесполое +

б. половое, спорообразование

в. бесполое, почкование

Текст вопроса

Выберите один ответ:

а. период деления клеток

б. нет правильного ответа

в. период жизни клетки от одного деления до следующего +

Текст вопроса

Выберите один ответ:

а. процесс, который обеспечивает деление соматических клеток

б. процесс, который обеспечивает обмен наследственной информацией и создает условия для наследственной изменчивости +

в. процесс, который обеспечивает временное взаимодействие двух клеток

Текст вопроса

Выберите один ответ:

Текст вопроса

Выберите один ответ:

а. оба варианта верны

Текст вопроса

Выберите один ответ:

а. коньюгация инфузорий

б. почкование гидры +

в. слияние половых клеток

Текст вопроса

Выберите один ответ:

Текст вопроса

Выберите один ответ:

б. оба варианта правильные

Текст вопроса

Выберите один ответ:

а. процесс, свойственный только хордовым организмам

б. процесс, свойственный организмам, кроме простейших, обеспечивающий продолжение существования вида

в. процесс воспроизведения себе подобных, обеспечивающий существование вида +

Текст вопроса

Выберите один ответ:

а. развитие особей из гамет

б. рождение нового организма

в. слияние мужской и женской половых клеток +

Текст вопроса

Выберите один ответ:

а. деление соматических клеток

б. деление соматических и половых клеток+

в. деление половых клеток

Текст вопроса

Выберите один ответ:

а. вегетативное размножение

б. неполового размножения

в. полового размножения +

Текст вопроса

Выберите один ответ:

а. 22 аутосомы и Х-хромосома +

б. 23 аутосомы и Y-хромосома

в. 23 аутосомы и Х-хромосома

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 765 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Бесполое и половое размножение

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.02.2021 339
  • DOCX 25.5 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кравченко Надежда Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 1 минута

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

vegetativnoye razmnozheniye

Вегетативное размножение осуществляется за счет деления клеток вегетативных органов растений.

Известны следующие способы вегетативного размножения растений:
1) с помощью видоизмененных побегов (клубни, луковицы, корневища, усы-столоны);
2) частями вегетативных органов (стебли, листья, корни);
3) прививкой (почки).

Размножение видоизмененными побегами

Размножение растений корневищами широко используется при озеленении площадей, скверов, школьных дворов. Корневища таких растений, как ирис, ландыш, делят на части таким образом, чтобы на каждом отрезке оставалось по 2 -3 почки, и сажают в почву. Из каждой части корневища развивается растение. На следующий год оно уже может цвести. Первоначально корневищные растения дают 1—2 побега, затем их число ежегодно увеличивается (рис.1).

корневище ландыша

Рис.1 Корневище ландыша

Клубнями чаще всего размножают картофель. Если клубень большой, его делят пополам или на несколько частей, оставляя на каждой из них 1-2 глазка (рис.2).

размножение клубнями

Рис.2 Размножение клубнями

Лук, чеснок, лилии, тюльпаны, гиацинты и многие другие растения размножаются луковицами. Этот способ размножения позволяет вызывать цветение даже зимой (рис.3).

размножение-луковицами

Рис.3 Размножение тюльпана луковицами

Усами-столонами чаще всего размножают землянику. В месте соприкосновения длинных усов с землей появляются придаточные корни. Затем развивается укороченный побег. Отделив от усов молодые розетки, их рассаживают (рис.4).

размножение-столонами

Рис.4 Размножение земляники усами-столонами

Размножение частями вегетативных органов

Молодые побеги можно получить из стебля, листа, корня. Часть стебля с почками, используемую для размножения, называют черенком. Для размножения ивы, тополя, клена, винограда и других растений используют зимние (без листьев) и летние (с листьями) побеги (рис.5).

размножение-черенками

Рис.5 Размножение черенками

В приусадебном садоводстве широко применяется размножение отводками. Для этого ветку, например смородины,пригибают к земле, закрепляют и присыпают, оставляя верхушку над почвой. Укоренившийся отводок отделяют от материнского растения и высаживают в отведенном месте (рис.6)

размножение-отводками

Рис.6 Размножение отводками

Стеблевыми зелеными побегами размножают многолетние декоративные цветы (гвоздику, пеларгонию, колеус, традесканцию, фикус и т. д.). Для этого у комнатного растения отделяют молодой побег длиной 10-15 см, высаживают его в цветочный горшок с заранее подготовленной почвой (дно горшка заполняют песком на 1-2 см) и поливают (рис.7).

Вегетативное размножение растений

Рис.7 Размножение стеблевыми побегами

Бегонию и фиалки можно размножить листьями или даже их частями. А у бриофиллюма маленькие побеги-розетки уже с корнями развиваются прямо на краю листовой пластинки материнского растения (рис.8).

Размножение листьями

Рис.8 Размножение листьями

Делением куста размножают маргаритки, крыжовник, малину, смородину и др. В качестве зеленой изгороди часто высаживают шиповник, который размножают делением корня, корневыми черенками.


Формирование придаточных почек на корнях дает начало корнеотпрысковым побегам. От этих побегов отрастают придаточные корни. Со временем они обособляются и становятся самостоятельными. Даже небольшие кусочки корня (1-4 см), имеющие придаточные почки, дают начало новым надземным побегам.

Размножение прививкой

Прививка — это приживление части одного растения (привой) на укорененный сеянец другого растения (подвой). Этот способ вегетативного размножения чаще всех используют садоводы для создания новых, устойчивых к холоду и вредителям растений.с желаемыми вкусовыми качествами. Например, для создания холодостойких сортов фруктовых деревьев черенок культурного растения прививают к дичку (побегу, выращенному из семени). Холодостойкость подвоя (дичка) передается побегам, развившимся из привитой части культурного растения. Существует более 150 способов прививок. Из них наиболее часто используют прививку черенком и прививку глазком (почкой).

Прививка черенком (копулировка) производится путем пересадки черенка с почками от одного растения на косой срез такой же по толщине ветки подвоя. Плотно соединяемые части должны срастись (рис.9).

Для прививки глазком (окулировка) с культурного растения срезают почку, захватывая небольшую часть стебля (кору и древесину). На коре подвоя делают Т-образный разрез. Затем тупым концом окулировочного ножа отворачивают уголки коры и вставляют кусочек коры привоя с почкой такой же длины, как и разрез. После этого прививку обвязывают узкой полоской особой пленки, оставив почку открытой (рис.10).

размножение окулировкой

В специально оборудованных лабораториях новые растения выращивают из клеток образовательной ткани.


Вегетативное размножение — это размножение вегетативными органами (корень, стебель, лист) их частями или видоизменениями (корневище, клубень, луковица, усы-столоны). Корневищем размножаются ландыш, ирис; клубнями — картофель; луковицами — лук, чеснок, лилия; усами-столонами — клубника, земляника. Частями стебля — черенками — размножают иву, тополь, виноград; листьями размножают фиалку, бегонию, частями корня с придаточными почками — малину, шиповник. Прививка — способ приживления части одного растения с почкой на другое растение.

1. Какой процесс называется размножением:
а) процесс, свойственный только хордовым организмам
б) процесс воспроизведения организмами себе подобных, обеспечивающий продолжение существования вида +
в) процесс, свойственный организмам, кроме простейших, обеспечивающий продолжение существования вида

2. Какие существуют типы типы размножения организмов:
а) половое, бесполое +
б) половое, спорообразование
в) бесполое, почкование

3. Что называется половым размножением:
а) процесс, который обеспечивает деление соматических клеток
б) процесс, который обеспечивает временное взаимодействие двух клеток
в) процесс, который обеспечивает обмен наследственной информацией и создает условия для наследственной изменчивости. Оно осуществляется путем слияния половых клеток – гамет +

4. Что называется митозом:
а) деление соматических клеток +
б) деление соматических и половых клеток
в) деление половых клеток

5. Что называется мейозом:
а) половое размножение, связано с формированием соматических клеток
б) половое размножение, связано с формированием половых клеток +
в) оба варианта правильны

6. Процесс обмена участками гомологичных хромосом, происходит во время фазы:
а) метафаза 1 мейоза
б) профаза митоза
в) профаза 1 мейоза +

7. Что называется клеточным циклом:
а) период деления клеток
б) период жизни клетки от одного деления до следующего +
в) нет правильного ответа

8. Маленький размер, различной формы, подвижна, о какой половой клетки идёт речь:
а) сперматозоид +
б) яйцеклетка
в) оба варианта верны

9. Онтогенезом называется:
а) процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до рождения организма
б) процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до конца жизни организма +
в) свой вариант

10. Необходимо назвать стадию постэмбрионального развития по схеме: яйцо-личинка-имаго:
а) непрямое +
б) прямое
в) оба варианта правильные

11. Каким путем происходит неполовое размножение организмов:
а) видоизменением побегов
б) копуляции
в) множественного деления +

12. Конъюгацией у инфузории-туфельки называется процесс:
а) неполового размножения
б) полового размножения +
в) вегетативного размножения

13. Необходимо установить правильную последовательность событий и структур во время эмбриогенеза человека:
а) бластоциста → зигота → гаструляция → органогенез
б) зигота → бластоциста → органогенез → гаструляция
в) зигота → бластоциста → гаструляция → органогенез +

14. Болезни человека, которые считаются наследственными:
а) те, что появляются в одном поколении разных семей
б) те, что появляются в одном поколении одной семьи
в) те, что появляются в ряде поколений одной семьи +

15. Какие существа из перечисленных имеют внешнее оплодотворение:
а) земноводные +
б) плоские и круглые черви
в) многощетинковые черви

16. К какому типу относят размножение черенками, клубнями, луковицами:
а) митоза
б) неполовому +
в) мейоза

17. Гаметофит доминирует в жизненном цикле у:
а) хвощей
б) плаунов
в) мхов +

18. В разных сферах деятельности человека использование организмов и биологических процессов называют:
а) биотехнология +
б) клеточная инженерия
в) генная инженерия

19. Линька птиц умеренных широт и их перелёты в теплые края обусловлена следующим фактором:
а) повышением температуры воздуха
б) сменой длительности дня +
в) повышением влажности воздуха

20. Развития костной рыбы, какая последовательность правильная:
а) зигота → зародыш → личинка → малёк → взрослая форма +
б) зигота → зародыш → малёк → имаго → взрослая форма
в) зигота → зародыш → малёк → личинка → взрослая форма

II вариант.

1. Зародышевое развитие является главным этапом:
а) овогенеза
б) сперматогенеза
в) онтогенеза +

2. Из чего формируются мышечная и кровеносная системы, скелет у зародыша:
а) мезодермы +
б) эктодермы
в) энтодермы

3. Из чего формируется хорда и нервная трубка у зародыша:
а) эктодермы
б) энтодермы +
в) перидермы

4. Что называют процессом формирования двухслойного зародыша:
а) гаструляция +
б) нейруляция
в) гистогенез

5. Все клетки растений формируются из:
а) мезодермы
б) энтодермы
в) образующей меристемы +

6. Чем отличается период деления зиготы от других видов деления клетки:
а) отсутствием роста дочерних клеток +
б) дополнительными стадиями митоза
в) интенсивным ростом дочерних клеток

7. У чего из перечисленного эмбриогенез заканчивается на стадии гаструлы:
а) инфузории-туфельки
б) гидры +
в) ланцетника

8. Эндодерма и эктодерма образуются на стадии зародышевого развития:
а) нейрулы
б) гаструлы
в) бластулы +

9. Чередование поколений у дафний наблюдают:
а) полового и бесполого
б) полового и партеногенетического +
в) спорофитного и гаметофитного

10. Морулой называется стадия:
а) эмбриогенеза +
б) органогенеза
в) гистогенеза.

11. Определите, что такое митоз:
а) деление соматических клеток+
б) деление половых клеток
в) деление соматических и половых клеток

12. Выберите верный ответ. Сперматозоид человека может иметь следующий хромосомный набор:
а) 44 аутосомы и XY-хромосомы;
б) 23 аутосомы и X-хромосома;
в) 22 аутосомы и X-хромосома;+
г) 23 аутосомы и Y-хромосома.

13. Отметьте, что такое половое размножение?
а) процесс, который обеспечивает обмен наследственной информацией и создает условия для наследственной изменчивости. Оно осуществляется путем слияния половых клеток – гамет+
б) процесс, который обеспечивает деление соматических клеток
в) процесс, который обеспечивает временное взаимодействие двух клеток

14. Выберите, с помощью чего размножаются папоротники?
а) семян;
б) спор;+
в) почек;
г) листьев.

15. Укажите типы размножения организмов:
а) половое, спорообразование
б) половое, бесполое+
в) половое, конъюгация
г) бесполое, почкование

16. В ядре зиготы цветкового растения содержится 20 хромосом. Определите, сколько хромосом содержится в клетках его листьев?
а) 10 хромосом;
б) 20 хромосом;+
в) 15 хромосом;
г) 30 хромосом.

17. Выберите, что такое размножение?
а) это процесс воспроизведения организмами себе подобных, обеспечивающий продолжение существования вида+
б) процесс, свойственный только хордовым организмам
в) процесс, свойственный организмам, кроме простейших, обеспечивающий продолжение существования вида

18. Определите, что такое оплодотворение?
а) рождение нового организма;
б) слияние мужской и женской половых клеток;+
в) спаривание двух особей разного пола;
г) развитие особей из гамет.

19. Выберите верный вариант. Хрящевая ткань человека развивается из:
а) эктодермы;
б) энтодермы;
в) мезодермы; +
г) костной ткани.

20. Отметьте, какой из этих примеров относится к половому размножению?
а) почкование гидры;
б) деление амебы на две особи;
в) образование нового растения на конце ползучего побега;
г) конъюгация у инфузорий.+

Тест по Биологии для 11 класса
Тема. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.

1. Укажите, что такое онтогенез:

а) постэмбриональное развитие организма;
б) постэмбриональное развитие организма;
в) индивидуальное развитие организма; +
г) историческое развитие организмов;

2. Обозначьте название разновидностей культурных растений одного вида, которые отличаются по хозяйственным качествам:

а) сорт; +
б) порода;
в) штамп;
г) клон;

3. Исследования доказали, что растения не только чувствуют опасность, но и реагируют на неё. Как только на растение попадает слюна гусеницы, растение начинает выделять вещество, которое привлекает ос – врагов гусеницы. Укажите, как учёные называют такую реакцию растений:

а) безусловным рефлексом;
б) инстинктом; +
в) условным рефлексом;
г) поведением;

4. Неполовое размножение организмов происходит путём:

а) конъюгации;
б) множественного деления; +
в) видоизменением побегов;
г) копуляции;

5. Конъюгация у инфузории-туфельки – это процесс:

а) полового размножения; +
б) неупорядоченного деления;
в) неполового размножения;
г) вегетативного размножения;

6. Установите правильную последовательность событий и структур во время эмбриогенеза человека:

а) зигота → бластоциста → гаструляция → органогенез; +
б) зигота → гаструляция → органогенез → бластоциста;
в) бластоциста → зигота → гаструляция → органогенез;
г) зигота → бластоциста → органогенез → гаструляция;

7. Укажите, какие болезни человека считают наследственными:

а) те, что появляются в одном поколении одной семьи;
б) те, что появляются в ряде поколений одной семьи; +
в) те, что появляются в одном поколении разных семей;
г) те, что появляются в ряду поколений соседних семей;

8. Внешнее оплодотворение имеют:

а) многощетинковые черви;
б) птицы, млекопитающие;
в) плоские и круглые черви;
г) земноводные; +

9. Размножение черенками, клубнями, луковицами относится к типу:

а) мейоза;
б) полового;
в) митоза;
г) неполового; +

10. Укажите, у каких растений в жизненном цикле доминирует гаметофит:

а) у папоротников;
б) у плаунов;
в) у хвощей;
г) у мхов; +

11. Укажите, как называют использование организмов и биологических процессов в разных сферах деятельности человека:

а) генная инженерия;
б) гистотехнология;
в) клеточная инженерия;
г) биотехнология; +

12. Укажите, каким фактором внешней среды обусловлена линька птиц умеренных широт и их перелёты в теплые края:

а) повышением температуры воздуха;
б) повышением влажности воздуха;
в) снижением температуры воздуха;
г) сменой длительности дня; +

13. Установите правильную последовательность стадий развития костной рыбы:

а) зигота → зародыш → личинка → малёк → взрослая форма; +
б) зигота → личинка → зародыш → малёк → взрослая форма;
в) зигота → зародыш → малёк → личинка → взрослая форма;
г) зигота → зародыш → малёк → имаго → взрослая форма;

14. Зародышевое развитие – это начальный этап:

а) филогенеза;
б) сперматогенеза;
в) овогенеза;
г) онтогенеза; +

15. Скелет, мышечная и кровеносная системы у зародыша формируются из:

а) энтодермы;
б) мезодермы;
в) эктодермы;
г) мезодермы; +

16. Нервная трубка и хорда у зародыша формируются из:

а) энтодермы; +
б) мезодермы;
в) эктодермы;
г) перидермы;

17. Процесс формирования двухслойного зародыша называют:

а) органогенез;
б) гаструляция; +
в) гистогенез;
г) нейруляция;

18. У растений все клетки формируются из:

а) энтодермы;
б) мезодермы;
в) эктодермы;
г) образующей меристемы; +

19. Период деления зиготы отличается от остальных видов деления клетки:

а) интенсивным ростом дочерних клеток;
б) редукцией и конъюгацией хромосом;
в) отсутствием роста дочерних клеток; +
г) дополнительными стадиями митоза;

20. Эмбриогенез заканчивается на стадии гаструлы у:

а) ланцетника;
б) дождевого червя;
в) гидры; +
г) инфузории-туфельки;

21. Эктодерма и эндодерма образуются на стадии зародышевого развития:

а) деления
б) гаструлы;
в) бластулы; +
г) нейрулы;

22. У дафний наблюдают чередование поколений:

а) полового и бесполого;
б) раздельнополого и гермафродитного;
в) спорофитного и гаметофитного;
г) полового и партеногенетического; +

23. Морула – это стадия:

а) эмбриогенеза; +
б) гистогенеза;
в) органогенеза;
г) цитокинеза;

24. В зависимости от характера размещения питательных веществ в яйцеклетке, разделяют деление зиготы:

а) полное и неполное; +
б) неравномерное и равномерное;
в) частичное;
г) поочерёдное;

25. На стадии деления в эмбриогенезе происходят процессы:

а) образования полости внутри бластомеров;
б) редукция хромосом;
в) образование зародышевых листьев;
г) деление клетки и уменьшение размеров клеток. +


В уроке приводятся различные способы вегетативного размножения растений: естественное образование корневых отпрысков, размножение клубневидными корнями, размножение подземными видоизменёнными побегами, размножение клубнями, размножение корневищами, размножение клубнелуковицами, размножение луковицами, размножение путём образования усов, размножение отпрысками, размножение делением куста, размножение древесных растений отводками, размножение одревесневшими черенками, размножение черенками из листовой пластинки с черешком, размножение листовыми зародышами, размножение прививкой. В данном уроке приводятся следующие понятия: видоизменённые побеги, воздушные луковички, ус, отпрыск, черенок, прививка, дичок, подвой, привой, вар.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Вегетативное размножение покрытосеменных растений"

У растений различают бесполое и половое размножение. Бесполое размножение подразделяют на спорообразование и вегетативное.

Рассмотрим способы вегетативного размножения.

Первый способ, который мы рассмотрим, ― это естественное образование корневых отпрысков.

Такой способ вегетативного размножения характерен для малины: на корнях взрослых растений образуются молодые побеги, которые позднее формируют свою собственную корневую систему.

По истечении нескольких недель, когда молодые побеги растут уже совершенно самостоятельно, их выкапывают и пересаживают.

Следующий способ вегетативного размножения — это размножение клубневидными корнями.

Клубневидные корни георгина развиваются каждый год заново. Каждый год за счёт содержащихся в клубневидных корнях запасов у растения развивается новая надземная часть, корни после этого отмирают.

Перед началом выращивания растений клубневидные корни делят на части так, чтобы каждая имела хотя бы одну почку, из которой в будущем разовьётся новый побег. Поверхности срезов обрабатывают порошком от грибковых болезней.

Подготовленные корни высаживают в почвенную смесь. Полив при этом не нужен. Горшки держат в защищённом от морозов месте, а с появлением побегов выносят на свет.

Ещё один способ вегетативного размножения — это размножение подземными видоизменёнными побегами.

Существует шесть основных типов видоизменённых побегов: клубень, корневище, клубнелуковица, луковица, ус и отпрыск. Не следует их путать с видоизменениями корневых систем, не имеющих всех признаков, характерных для стебля.

Отличие видоизменённого побега от обычного состоит в том, что он не обязательно растёт над землёй, рост его часто бывает более или менее горизонтальным и обычно он является вместилищем запасных питательных веществ.

Размножение клубнями

Пожалуй, наиболее известное среди растений, образующих клубни, — это картофель. Острым ножом клубень разрезают на части так, чтобы на каждой из них имелся по крайней мере один хорошо развитый глазок (или почка). Поверхность срезов обрабатывают специальными противогрибковыми препаратами.


Части клубня высаживают. Глубина посадочной ямки должна примерно в два раза превышать её диаметр.

Размножение корневищами

Гораздо лучше других садовых растений размножению корневищами поддаётся ирис германский.

Самое подходящее время для деления и рассаживания корневищ — сразу после окончания цветения, когда отмирает старая корневая система и начинает формироваться молодая.

Крупное корневище выкапывают вилами из земли и тщательно отряхивают. Старые части корневища обрезают, оставляя только молодые приросты этого года. Корни подрезают до 5—7-санциметровой длины; листовые пластинки также укорачивают, чтобы снизить испарение воды.

Части корневища высаживают на ту же глубину, на какой они росли раньше; для ириса это практически поверхность почвы.

Размножение клубнелуковицами

Клубнелуковица короче и шире луковицы; на ней размещаются превратившиеся в тонкие сухие плёнки листья, закрывающие её и предохраняющие от повреждений и подсыхания; в пазухе каждого листа находится почка.


Непосредственно перед посадкой крупную здоровую клубнелуковицу разрезают на несколько частей, имеющих хотя бы по одной почке. Поверхность срезов обрабатывают противогрибковым порошком. Затем кусочки клубнелуковицы высаживают в горшки или в открытый грунт.

Размножение луковицами

У тюльпанов луковица после отцветания распадается, оставляя после себя наряду с луковицей, способной к цветению, ещё и мелкие луковички. Осенью их отсаживают, размещая на глубине, вдвое превышающей их размеры.

У некоторых лилий чуть ниже поверхности земли, ниже или выше основной луковицы, образуются детки — мелкие луковички.

В конце лета их осторожно отделяют и высаживают, как и саму луковицу, на глубине примерно вдвое больше их размеров.

У отдельных видов луковичных растений (белой лилии) на стебле могут образоваться мелкие воздушные луковички. Их собирают по мере созревания и высаживают.

В садоводстве луковичные растения размножают надрезанием донца луковиц.

С нижней стороны через донце луковицы гиацинта делают два перекрещивающихся надреза. Луковицу держат в тёплом сухом месте, когда надрезы раскроются. Со временем в надрезах образуются луковички.

Посмотрим, как происходит вегетативное размножение путём образования усов.

Классический пример растения, которое размножается в естественных условиях таким путём, — это земляника. Молодые растения обычно довольно быстро окореняются и в свою очередь образуют новые усы.

Иногда в земле возле маточного растения выкапывают ямки и помещают в них горшочки с почвенной смесью.

Размножение отпрысками

Отпрыск — это боковой побег, надземный или подземный, образующийся из почки в районе корневой шейки.

Отпрыски, формирующиеся у большинства растений, как, например, у молодило, укореняются медленно. Чтобы ускорить размножение, отпрыски обычно весной отделяют от материнского растения и высаживают в открытый грунт.

Вегетативное размножение некоторых растений возможно благодаря делению куста.

Материнское растение выкапывают и стряхивают с его корней землю, затем промывают их водой. Ножом куст разрезают на несколько частей. Их размеры произвольны, однако в каждой должен быть по крайней мере один хорошо развитый побег. Посадочный материал высаживают в грунт.

Размножение древесных растений отводками — один из самых старых способов, используемых в садоводстве. Он заключается в стимулировании образования корней на стебле до того, как его отделят от материнского растения.

При размножении отводками нижние ветки материнского растения пригибают дугообразно к почве, надрезают кору под почкой и присыпают землёй. Когда в месте надреза появятся корни и надземные побеги, молодое растение отделяют от материнского и пересаживают.

Размножение одревесневшими черенками

Черенок — это специально отделённая часть растения, которая используется для вегетативного размножения.


Одревесневшие черенки заготавливают во время опадения листьев и незадолго до распускания листовых почек. Над будущей верхушечной почкой делают косой срез. 15 см ниже делают горизонтальный срез. Нижний срез обрабатывают специальным веществом для роста корней и сажают в подготовленную почву. К осени на черенках вырастают придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место.

Размножение черенками из листовой пластинки с черешком

Острым ножом или лезвием безопасной бритвы срезают подходящий лист через черешок. При листовой пластинке оставляют примерно 5-сантиметровый отрезок черешка.

В субстрат сажают черенок под некоторым углом, чтобы листовая пластинка почти лежала на поверхности. Подготовленный черенок ставят в условия с постоянно поддерживаемой высокой влажностью, чтобы черенки не подсыхали.

Через 5—6 недель появятся молодые растения, их может быть несколько. Когда они подрастут настолько, что их уже можно взять руками, растения разделяют, высаживают в горшки.

Вегетативное размножение некоторых растений возможно и листовыми зародышами

На листьях каланхое листовые зародыши образуются между зазубренными краями листовой пластинки.

Молодые растеньица, образующиеся в природных условиях, обычно сами опадают на землю, как только начнётся образование корней.

В садоводстве для размножения плодовых растений применяют прививки.

Прививкой называют соединение двух частей разных растений, в результате чего они срастаются и продолжают расти уже как единый организм.

Почку-глазок или черенок культурного растения сращивают со стеблем дичка.

Дичок — это молодое растение, выращенное из семени плодового дерева. Глазок или черенок культурного растения, взятого для прививки, называют привоем, а дичок, к которому прививают, ― подвоем.

Для прививки почкой во второй половине лета с культурного плодового дерева срезают однолетний побег. С него удаляют листовые пластинки, оставляя только черешки. У основания стволика дичка-подвоя острым ножом делают надрез коры в виде буквы Т. Поворачивая лезвие ножа в надрезе, отделяют кору дичка от древесины. Затем с побега культурного сорта срезают хорошо развившуюся почку с тонким слоем древесины длинной 2―2,5 см и вставляют её под кору дичка в надрез. Место прививки туго обвязывают, так, чтобы сама почка оставалась свободной от обвязки.

Если прививка сделана правильно, через 2―3 недели подвой срастается с привоем, а весной следующего года из привитой почки разовьётся побег. После этого стебель надо срезать выше места прививки. Через 2―3 года побег превратится в деревце культурного сорта, которое можно посадить в саду.


Прививку черенком производят весной, пока не тронулись в рост почки. Срезанный с культурного растения черенок соединяют со стеблевой частью подвоя.

Чтобы прививка была удачной, нужно прижать камбий привоя к камбию подвоя. Место прививки обвязывают лентой из полиэтиленовой плёнки, а срез пенька замазывают варом. Вар — это состав из варёной смолы с примесями воска или серы. Если прививка сделана правильно, произойдёт срастание подвоя с привоем и почки привоя начнут распускаться.

Читайте также: