Размножение и оплодотворение у растений конспект урока

Обновлено: 26.08.2024

Содержимое разработки

Урок 50. Оплодотворение у цветковых растений

сформировать представление о биологической сущности оплодотворения у цветковых растений, о значении оплодотворения для образования плодов и семян; обобщить знания о цветке как органе семенного размножения;

развивать умения выделять главное, анализировать, сравнивать;

способствовать развитию навыка коммуникативного общения.

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Проверка выполнения заданий 37, 40 на с. 79—81 рабочей тетради.

3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

3.1. Вводное слово учителя с демонстрацией видеофильма.

— О каком жизненно важном свойстве организмов идет речь в загадке?

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Размножение)

— Что происходит после опыления? Что такое оплодотворение?

3.2. Ознакомление с темой урока и постановка целей.

4. Изучение нового материала

4.1. Вводная беседа.

— Давайте вспомним строение цветка.

— В период цветения происходят важнейшие явления в жизни цветка. Что за явления происходят в это время? (Опыление)

— Какие виды опыления вам известны? (Самоопыление, перекрестное и искусственное опыление)

— А как же образуется семя? (В результате оплодотворения)

4.2. Демонстрация презентации. Ознакомление со строением семязачатка и пыльника.

4.4. Работа в парах. Учащимся раздаются карточки, на которых в произвольном порядке записаны этапы процесса двойного оплодотворения:

второй спермий сливается с крупной диплоидной центральной клеткой (образуется триплоидный эндосперм — запас питательных веществ для зародыша);

пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика (опыление);

два спермия перемещаются по пыльцевой трубке и попадают внутрь семязачатка;

первый спермий сливается с яйцеклеткой (образуется диплоидная зигота — зародыш);

после оплодотворения начинается процесс формирования семени и плода: из покровов семязачатка — семенная кожура, из завязи — плод;

из вегетативной клетки пыльцевого зерна образуется пыльцевая трубка.

Учащиеся должны составить правильную последовательность двойного оплодотворения.

Озвучивание, обсуждение и коррекция результатов. Запись последовательности двойного оплодотворения в тетрадь.

Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика (опыление) — из вегетативной клетки пыльцевого зерна образуется пыльцевая трубка —два спермия перемещаются по пыльцевой трубке и попадают внутрь семязачатка — первый спермий сливается с яйцеклеткой (образуется диплоидная зигота — зародыш) — второй спермий сливается с крупной диплоидной центральной клеткой (образуется триплоидный эндосперм — запас питательных веществ для зародыша) — после оплодотворения начинается процесс формирования семени и плода: из покровов семязачатка — семенная кожура, из стенки завязи — околоплодник.

Вывод. Результат оплодотворения:

1-й спермий + яйцеклетка = зигота = зародыш;

2-й спермий + центральная клетка = эндосперм;

покровы семязачатка = семенная кожура;

зародыш + эндосперм + семенная кожура = семя;

стенка завязи = околоплодник;

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

6.2. Фронтальная беседа.

— В чем преимущество двойного оплодотворения?

— Как вы думаете, почему дождливая погода во время цветени яблонь огорчает садоводов?

— Почему одно дерево после цветения дает плоды, а другое — нет?

— Найдите биологические ошибки, допущенные Незнайкой:

Одна пчела летит, за ней вторая.

Вот целый рой, какая благодать!

Летят, березки щедро опыляя,

Рожь опылят — ведь им не привыкать.

Какой сегодня день хороший!

Ну, ветерок родной, не подкачай.

Опыли-ка картофель, горошек —

Будет щедрый у нас урожай!

7. Информация о домашнем задании

§ 50 (с. 152—154); выполнить задание 38 на с. 80 рабочей тетради.

8. Подведение итогов урока

9. Рефлексия

Учитель зачитывает стихотворение:

Светлеет грусть, когда цветут цветы,

Когда брожу я первоцветным лугом

Один или с хорошим другом,

Который сам не любит суеты.

За нами шум и пыльные хвосты —

Все улеглось! Одно осталось ясно,

Что мир устроен грозно и прекрасно,

Что легче там, где поле и цветы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий; бесполое размножение, вегетативное размножение, спора, половое размножение, оплодотворение, гамета, спермий, яйцеклетка, зигота, двойное оплодотворение', характеризовать значение размножения живых организмов; называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры; объяснять биологическую сущность бесполого и полового размножения; называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений; сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия.

Оборудование и материалы: учебник, муляжи, рисунки, схемы и таблицы, на которых представлены строение цветка и процессы опыления и оплодотворения цветковых растений.

Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске).

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверку домашнего задания можно провести в форме фронтального опроса.

Конкурс на лучшее сочинение по заданной теме. Оценивание работ. Выставление отметок по итогам конкурса и опроса.)

III. Работа по теме урока

1. Размножение растений

(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)

— Работая с текстом на с. 86, 87 учебника, определите различия между половым и бесполым размножением.

(Проверка выполнения задания.)

На предыдущих уроках мы с вами неоднократно говорили о том, что цветок является генеративным органом растения.

— Какова основная функция цветка? (Образование семян, т. е. размножение.)

— Что должно произойти, чтобы образовались семена? (Для образования семян необходимо, чтобы произошло опыление, а потом и оплодотворение.)

— Что такое опыление? (Опыление — это перенос пыльцы с тычинок на пестик.)

— Какие органы цветка играют наиболее важную роль? (Главными частями цветка являются тычинки и пестик.)

— Какова роль тычинок? (Тычинки являются мужским генеративным органом цветка.)

— Какова роль пестика? (Пестик — женский репродуктивный орган цветка.)

Мы знаем, что для образования плодов и семян и, следовательно, для выполнения цветком своей главной функции необходимо, чтобы пыльца попала с пыльников тычинок на рыльце пестика, т. е. произошло опыление.

Но вот пыльца попала с пыльников тычинок на рыльце пестика. Что же происходит дальше? Пыльцевое зерно, которое состоит из двух клеток — вегетативной и генеративной, оказавшись на рыльце пестика, сначала набухает, а потом прорастает сквозь рыльце и столбик пестика, превращаясь в длинную тонкую пыльцевую трубку.

— За счет деления какой клетки происходит рост пыльцевой трубки?

Рост пыльцевой трубки осуществляется с помощью вегетативной клетки пыльцевого зерна. Постепенно пыльцевая трубка врастает в полость, находящуюся внутри завязи пестика, на внутренних сторонах которой расположены семязачатки. От их количества зависит, сколько семян образуется впоследствии.

— У каких растений завязь содержит только один семязачаток? (У вишни, сливы, пшеницы, ржи в завязи пестика развивается по одному семязачатку.)

— У каких растений в завязи развивается несколько семязачатков? (У мака, хлопчатника, огурца, томата и т. д.)

К моменту созревания внутри каждого семязачатка формируется зародышевый мешок, внутрь которого ведет узкий канал — пыльцевход (микропиле). В зародышевом мешке напротив пыльцевхода расположена яйцеклетка (женская половая клетка, или гамета), а в центре — крупная центральная клетка.

По мере роста пыльцевой трубки по ней из пыльцевого зерна перемещаются две клетки с крупными ядрами. Это мужские гаметы, или спермии, образующиеся в результате деления генеративной клетки пыльцевого зерна. После того как пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой, происходит оплодотворение, в результате которого образуется зигота.

2. Оплодотворение у цветковых растений

Необходимо отметить, что гаметы (как женская, так и мужская) обладают гаплоидным (одинарным) набором хромосом. Тогда как все остальные клетки организма имеют диплоидный (двойной) набор хромосом.

— Какой набор хромосом будет у зиготы?

Зигота образуется в результате слияния двух гаплоидных клеток и, соответственно, имеет диплоидный набор хромосом.

Но что же происходит со вторым спермием? Второй спермий сливается с центральной клеткой. Таким образом, у цветковых растений оплодотворение происходит дважды. Такой тип оплодотворения называют двойным. Впервые он был описан в 1898 г. русским ботаником С.Г. Навашиным.

Зигота, образовавшаяся при слиянии гамет, многократно делится, в результате чего из нее развивается многоклеточный зародыш растения. Из центральной клетки, слившейся со вторым спермием, в результате многократного деления образуется особая ткань — эндосперм.

— Каково значение эндосперма? (В клетках эндосперма происходит накопление питательных веществ, необходимых для развития зародыша.)

После оплодотворения тычинки, венчик, а иногда и чашечка цветка засыхают и опадают. Покровы семязачатка разрастаются и превращаются в семенную кожуру. В результате из семязачатка развивается семя, состоящее из зародыша, запасающей ткани эндосперма и семенной кожуры. Стенки завязи разрастаются, набухают, и из них образуется околоплодник — стенка плода, защищающая его от неблагоприятных воздействий. Иногда в формировании плода могут принимать участие и другие части цветка.

У некоторых растений плоды могут образовываться и без оплодотворения, но в них не будет семян. Это свойство растений широко используется человеком при выведении новых сортов культурных растений. Например, это всем известный виноград кишмиш без косточек, некоторые сорта мандаринов.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 16, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Нарисовать в альбоме схему опыления и оплодотворения цветкового растения.

Ключевые слова: размножение растений, способы размножения, бесполое, половое размножение, вегетативное размножение

Размножение растений — это воспроизведение особями себе подобных. Оно позволяет поддерживать преемственность между поколениями и поддерживать численность популяций на определенном уровне.

Бесполое размножение осуществляется с помощью спор. Спора — это специализированная клетка, прорастающая без слияния с другой клеткой. Споры могут быть диплоидными (образуются в результате митоза) и гаплоидными (образуются в результате мейоза); они могут иметь жгутики для передвижения (у водорослей) или распространяться с помощью ветра и воды (папоротник, мхи).

Половое размножение — связано со слиянием специализированных половых клеток — гамет с образованием зиготы. Гаметы могут быть одинаковыми и разными в морфологическом отношении. Изогамия — слияние одинаковых гамет; гетерогамия — слияние разных по размеру гамет; оогамия — слияние подвижного сперматозоида с крупной неподвижной яйцеклеткой.

Для всех высших растений характерно чередование в жизненном цикле полового и бесполого размножения и связанное с этим чередование поколений (фаз развития) гаплоидной (n) (гаметофит) и диплоидной (2n) (спорофит). На спорофите возникают мешковидные образования спорангии (органы бесполого размножении), в которых в результате спорогенеза, сопровождающегося мейотическим делением, формируются гаплоидные споры. Из спор развивается гаметофит. На нем формируются особые половые структуры — гаметангии (органы полового размножения), в которых образуются гаметы.

Мужские половые органы, где формируются сперматозоиды, называются антеридии. Женские половые органы, где формируются яйцеклетки, называются архегонии. Если на гаметофите развиваются и архегонии, и антеридии, то он называется обоеполым. Если только антеридии, то мужским; если только архегонии, то женским. При слиянии гамет образуется зигота. Из зиготы развивается спорофит.

Эволюция растений шла в направлении увеличении размеров бесполого поколении (спорофита) и редукции полового поколения (гаметофита). У подавляющего большинства высших растений (за исключением моховидных) в жизненном цикле преобладает спорофитная фаза.

схема поколений растений

Вегетативное размножение

Вегетативное размножение не связано с формированием специальных органов размножения и клеток. Оно осуществляется с помощью вегетативных органов растения: стебля (черенками и отводками), листьев, почек, корневищ, ползучих побегов, луковиц, корневых отпрысков (так размножаются растения, способные образовывать почки на корнях), листовых черенков и культурой ткани (выращивание в пробирке). Вегетативное размножение в естественных условиях биологически тогда выгодно, когда в борьбе за существование необходимо быстро освоить новые места обитания, захватить большие площади для расселения и питания. Так у ландыша и майника это единственный способ размножения из-за отсутствия благоприятных условий для семенного размножения.

Значение вегетативного размножения:

  • Образование дочерних особей, идентичных с материнскими по наследственным признакам
  • Обеспечение быстрого увеличения численности вида и его расселения
  • Получение большого количества посадочного материала
  • Сохранение у потомков ценных наследственных свойств материнской особи (сорта, формы).

бесполое размножение растений

половое размножение растений

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян

Цели: познакомить с особенностями полового размножения у покрытосемянных растений; дать представление о двойном оплодотворении у цветковых растений и его значении.

Ключевые слова и понятия: оплодотворение, двойное оплодо­творение, половые клетки, гаметы, зигота, спермии, яйцеклетка, центральная клетка, пыльцевые зерна, пыльцевая трубка, заро­дышевый мешок, центральная клетка, пыльцевход (микропиле), семязачатки, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, семя, эндосперм, околоплодник.

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Что такое опыление?

Каково его значение?

Что такое самоопыление?

Какие существуют приспособления у растений к самоопы­лению?

Что такое перекрестное опыление?

Каково его биологическое значение?

Какие существуют приспособления у растений к перекрест­ному опылению?

Какие растения являются насекомоопыляемыми?

Какие у них существуют приспособления к опылению на­секомыми?

Какие приспособления к опылению конкретными насеко­мыми встречаются в природе?

Каковы особенности ветроопыляемых растений?

Какие растения являются ветроопыляемыми?

Каково значение искусственного опыления?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На предыдущих уроках мы с вами неоднократно говорили о том, что цветок является генеративным органом растения.

Вспомните, какова основная функция цветка. (Размноже­ние, т. е. образование семян.)

Что должно произойти, чтобы образовались семена? (Для образования семян необходимо, чтобы произошло опыление, а потом и оплодотворение.)

Что такое опыление? (Опыление — это перенос пыльцы с ты­чинок на пестик.)

Какие органы цветка играют наиболее важную роль? (Глав­ными частями цветка являются тычинки и пестик.)

Какова роль тычинок? (Тычинкиявляются мужским генера­тивным органом цветка.)

Какова роль пестика? (Пестик — женский репродуктивный орган цветка.)

Итак, мы знаем, что для образования плодов и семян и, следо­вательно, для выполнения цветком своей генеративной функции необходимо, чтобы пыльца попала с пыльников тычинок на рыль­це пестика, т. е. произошло опыление. У растений есть огром­ное количество приспособлений не только для распространения пыльцы, но и для удержания пыльцевых зерен на рыльце пестика.

Подумайте, какие могут быть приспособления у пыльце­вых зерен для удержания их на рыльце пестика. (Учащиеся высказывают предположения.)

Оболочка пыльцевого зерна может иметь особые выросты, крючочки, способствующие удержанию пыльцы на рыльце пе­стика.

А какие приспособления могут быть у пестиков для удер­жания на них пыльцы? (Учащиеся высказывают предполо­жения.)

Рыльца пестиков часто выделяют особую липкую жидкость, способствующую удержанию на нем пыльцы.

(В процессе рассказа учитель демонстрирует детям таблицы, модели пестика и тычинки, разборную модель цветка и т. д.)

Но вот пыльца попала с пыльников тычинок на рыльце пе­стика. Что же происходит дальше? Пыльцевое зерно, которое со­стоит из двух клеток — вегетативной и генеративной, оказавшись на рыльце пестика, сначала набухает, а потом прорастает сквозь рыльце и столбик пестика, превращаясь в длинную тонкую пыль­цевую трубку.

Как вы думаете, за счет деления какой из клеток происходит рост пыльцевой трубки? (Ответы учащихся.)

Рост пыльцевой трубки осуществляется с помощью вегета­тивной клетки пыльцевого зерна. Постепенно пыльцевая труб­ка врастает в полость, расположенную внутри завязи пестика, на внутренних сторонах которой расположены семязачатки. От их количества зависит, сколько семян образуется впоследствии.

У каких растений завязь содержит только один семязачаток? (У вишни, сливы, пшеницы, ржи в завязи пестика развивается по одному семязачатку.)

Приведите примеры растений, в завязи которых развивает­ся несколько семязачатков. (У мака, хлопчатника, огурца, томата и т. д.)


К моменту созревания внутри каждого семязачатка форми­руется зародышевый мешок, внутрь которого ведет узкий канал — пыльцевход (микропиле). В зародышевом мешке напротив пыль­цевхода расположена яйцеклетка (женская половая клетка, или гамета), а в центре — крупная центральная клетка.

По мере роста пыльцевой трубки по ней из пыльцевого зерна перемещаются две клетки с крупными ядрами. Это мужские гаме­ты, или спермии, образующиеся в результате деления генератив­ной клетки пыльцевого зерна. После того как пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой, происходит оплодотворение, в результате которого образуется зигота

Необходимо отметить, что гаметы (как женская, так и муж­ская) обладают гаплоидным (одинарным) набором хромосом. Тогда как все остальные клетки организма имеют диплоидный (двойной) набор хромосом.


Как вы думаете, какой набор хромосом будет у зиготы? (От­веты учащихся.)

Зигота образуется в результате слияния двух гаплоидных кле­ток, соответственно, имеет диплоидный набор хромосом.

Но что же происходит со вторым спермием? Второй спермий сливается с центральной клеткой. Таким образом, у цветковых растений оплодотворение происходит дважды. Такой тип опло­дотворения называют двойным, впервые он был описан в 1898 г. русским ботаником С.Г. Навашиным.

Зигота, образовавшаяся при слиянии гамет, многократно делится, в результате чего из нее развивается многоклеточный зародыш растения. Из центральной клетки, слившейся со вторым спермием, в результате многократного деления образуется особая ткань — эндосперм.

Вспомните, каково значение эндосперма. (В клетках эндо­сперма происходит накопление питательных веществ, необ­ходимых для развития зародыша.)


После оплодотворения тычинки, венчик, а иногда и чашечка цветка засыхают и опадают. Покровы семязачатка разрастаются и превращаются в семенную кожуру. В результате из семязачат­ка развивается семя, состоящее из зародыша, запасающей ткани эндосперма и семенной кожуры. Стенки завязи разрастаются, набухают, и из них образуется околоплодник — стенка плода, за­щищающая его от неблагоприятных воздействий. Иногда в фор­мировании плода могут принимать участие и другие части цветка.

У некоторых растений плоды могут образовываться и без оплодотворения, но в них не будет семян. Это свойство растений широко используется человеком при выведении новых сортов культурных растений. Например, это всем известный виноград кишмиш без косточек, некоторые сорта мандаринов.

Как вы думаете, каким способом размножают эти растения? (Вегетативным путем.)

Закрепление знаний и умений

Взаимная проверка усвоения материала учащимися

цессе написания вопросов или же на протяжении всей работы могут пользоваться тетрадью, учебником и любыми наглядными материалами, находящимися в классе. Работы сдают учителю, который на свое усмотрение и с учетом предварительной догово­ренности может выставить оценки в журнал.

Прочитать параграф, знать основные термины.

Уметь рассказать про последовательность этапов двойного оплодотворения по схеме. Зарисовать схему двойного оплодотво­рения в тетрадь, подписать все основные этапы.

Творческое задание. Вылепить из пластилина на листе плотного картона полуобъемную схему двойного оплодотворения у покры­тосемянных растений.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Рассмотреть строение семени фасоли и сравнить его с изо­бражением строения семязачатка. Из каких частей семязачатка образуется зародыш, из каких частей — семенная кожура? При помощи лупы рассмотреть пыльцевход на семени фасоли. Каково его значение? Как он образовался? Найти пыльцевход на изобра­жении семязачатка. Каковы его функции?

Исследовать плоды различных растений (яблоко, томат, огурец, апельсин, фасоль, вишня, слива и т. д.). Найти семена и сочный околоплодник. Какова функция околоплодника? Опре­делить примерное количество семязачатков в завязи пестика этого растения. По каким признакам это можно вычислить?

Оплодотворение цветковых растений

"Опыление. Двойное оплодотворение"

Двойное оплодотворение у цветковых растений. ОГЭ. ЕГЭ. Биология.

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

Читайте также: