Размножение и развития растений

Обновлено: 07.07.2024

Однажды учёные поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали 2 ветки с одинаковым числом бутонов.

Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей- ни одной!

Почему это произошло?

о п ы л е н и е

Пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком – нектаром. пчела шмель бабочка

В цветках кроме нектара, есть пыльца- мельчайшие жёлтые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатых лапках. Перелетая на другой цветок того же вида пчела переносит на него и пыльцу – опыляет этот цветок.

Опыление. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами . Если опыления не произойдёт, плодов и семян у растений не будет.

1.Откройте учебник на стр.79 2.Рассмотрите плоды, подумайте, как они распространяются? Работа по учебнику. Плоды путешествуют.

Плоды клёна, липы, берёзы имеют особые крылышки. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путешествовать с помощью ветра.

Плоды одуванчика – лёгкие парашютики . Эти плоды также приспособлены к тому, чтобы путешествовать с помощью ветра.

С помощью животных и людей репейник череда У этих плодов есть крючочки, зубчика. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют пока не упадут.

Бешенный огурец. А у некоторых растений семена распространяются саморазбрасыванием . В тёплых странах растёт растение бешенный огурец. Стоит до него дотронуться и он выстрелит в вас липкой жидкостью, в которой плавают семена.

Распространение семян водой . Кокосовая пальма

Распространение плодов и семян Ветер Животные и человек Саморазбрасывание Вода

Как развивается растение из семени Для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух. Обычно семена получают всё это, когда попадают в почву.

Проверь себя 1. Как происходит опыление у растений? 2. Что образуется на месте цветков после опыления? 3. Как распространяются плоды растений? 4. Какие условия нужны для прорастания семян? 5. Как развивается растение из семени?

Вывод Большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются не месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека, воды. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

Тест 1. Опыление - А) попадание на растение пыли Б) перенос пыльцы с одного цветка на другой 2. Какие насекомые не являются опылителями ?

3. Какие плоды распространяются животными? 4. Укажи, что происходит, когда насекомое-опылитель перелетает на другой цветок того же вида? А ) оно наносит ему вред; Б) оно переносит на цветок пыльцу – опыляет его; В) оно приносит цветку питательные вещества; Г) оно защищает цветок от вредителей

5. Для распространения ветром у плодов имеются … 6. Обозначь последовательность развития растения. А) крылышки; Б) крючочки; В) зубчики; Г) парашютики А) проросток с корешком; Б) взрослое растение с цветками; В) росток со стеблем и парой листьев; Г) семя.

Проверь себя 1 . Б 2. В, Г 3. В 4. Б 5. А, Г 6. Г, А, В, Б

ОЦЕНИ СЕБЯ Мне было интересно на уроке, я узнал много нового. Мне было не очень интересно на уроке, было то что я не понял. Мне было не интересно на уроке, я ничего не понял.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Коллективная исследовательская работа по теме: "Влияние предметов неживой природы на рост и развитие растений"

После комплекса уроков изучения предметов неживой природы: состава и свойств воды, воздуха, почвы, дети заинтересовались влиянием данных объектов на растительный мир и решили провести сери.

"Рост и развитие растений". Окружающий мир 3 класс


Размножение и развитие растений.
Проект по окружающему миру в 1 классе "Наблюдение за развитием растения"

Обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира.


Исследовательский проект уч-ся 2класса "Влияние среды на развитие растения из семени"

Вопросы учебной работы:как устроено растениенаблюдение за развитием растения из семениопыты: условия прорастания семянГипотеза: прорастание семян и развитие растения зависит от различных условий среды.


Ключевые слова: размножение растений, способы размножения, бесполое, половое размножение, вегетативное размножение

Размножение растений — это воспроизведение особями себе подобных. Оно позволяет поддерживать преемственность между поколениями и поддерживать численность популяций на определенном уровне.

Бесполое размножение осуществляется с помощью спор. Спора — это специализированная клетка, прорастающая без слияния с другой клеткой. Споры могут быть диплоидными (образуются в результате митоза) и гаплоидными (образуются в результате мейоза); они могут иметь жгутики для передвижения (у водорослей) или распространяться с помощью ветра и воды (папоротник, мхи).

Половое размножение — связано со слиянием специализированных половых клеток — гамет с образованием зиготы. Гаметы могут быть одинаковыми и разными в морфологическом отношении. Изогамия — слияние одинаковых гамет; гетерогамия — слияние разных по размеру гамет; оогамия — слияние подвижного сперматозоида с крупной неподвижной яйцеклеткой.

Для всех высших растений характерно чередование в жизненном цикле полового и бесполого размножения и связанное с этим чередование поколений (фаз развития) гаплоидной (n) (гаметофит) и диплоидной (2n) (спорофит). На спорофите возникают мешковидные образования спорангии (органы бесполого размножении), в которых в результате спорогенеза, сопровождающегося мейотическим делением, формируются гаплоидные споры. Из спор развивается гаметофит. На нем формируются особые половые структуры — гаметангии (органы полового размножения), в которых образуются гаметы.

Мужские половые органы, где формируются сперматозоиды, называются антеридии. Женские половые органы, где формируются яйцеклетки, называются архегонии. Если на гаметофите развиваются и архегонии, и антеридии, то он называется обоеполым. Если только антеридии, то мужским; если только архегонии, то женским. При слиянии гамет образуется зигота. Из зиготы развивается спорофит.

Эволюция растений шла в направлении увеличении размеров бесполого поколении (спорофита) и редукции полового поколения (гаметофита). У подавляющего большинства высших растений (за исключением моховидных) в жизненном цикле преобладает спорофитная фаза.

схема поколений растений

Вегетативное размножение

Вегетативное размножение не связано с формированием специальных органов размножения и клеток. Оно осуществляется с помощью вегетативных органов растения: стебля (черенками и отводками), листьев, почек, корневищ, ползучих побегов, луковиц, корневых отпрысков (так размножаются растения, способные образовывать почки на корнях), листовых черенков и культурой ткани (выращивание в пробирке). Вегетативное размножение в естественных условиях биологически тогда выгодно, когда в борьбе за существование необходимо быстро освоить новые места обитания, захватить большие площади для расселения и питания. Так у ландыша и майника это единственный способ размножения из-за отсутствия благоприятных условий для семенного размножения.

Значение вегетативного размножения:

  • Образование дочерних особей, идентичных с материнскими по наследственным признакам
  • Обеспечение быстрого увеличения численности вида и его расселения
  • Получение большого количества посадочного материала
  • Сохранение у потомков ценных наследственных свойств материнской особи (сорта, формы).

бесполое размножение растений

половое размножение растений

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Окружающий мир

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Окружающий мир

под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются ____________.

под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются ________________________ сахар и крахмал растение дышит и ________________ питается вода в листья поступает через _______________________ корень для дыхания живых существ растения выделяют _________________ кислород Вспомним, что:

дышат питаются размножаются растут и развиваются Какие признаки жизни растен.

дышат питаются размножаются растут и развиваются Какие признаки жизни растений вы знаете? умирают

Как размножаются мхи, лишайники и папоротники?____________________ спорами Ка.

Как размножаются мхи, лишайники и папоротники?____________________ спорами Как размножаются хвойные растения? ________________ семенами Как размножаются цветковые растения? _______________________ семенами Вспомним:

Размножение и развитие растений

Размножение и развитие растений

Однажды учёные поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали 2 в.

Однажды учёные поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали 2 ветки с одинаковым числом бутонов.

Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а дру.

Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветк.

На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей- ни одной!

Почему это произошло?

Почему это произошло?

о п ы л е н и е

о п ы л е н и е

Над цветами растений всегда летают пчёлы, шмели, бабочки. Почему? Пчёлы, шмел.

Над цветами растений всегда летают пчёлы, шмели, бабочки. Почему? Пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком – нектаром и при этом опыляют растения.

Что такое опыление? В цветках, кроме нектара, есть пыльца – мельчайшие жёлтые.

Что такое опыление? В цветках, кроме нектара, есть пыльца – мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелет.

Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу – опыляет этот цветок.

 ПЛОД С СЕМЕНАМИ

ПЛОД С СЕМЕНАМИ

Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители Они помогают размножаться ра.

Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители Они помогают размножаться растениям.


Плоды путешествуют Рассмотрите плоды. Подумайте, как они распространяются. В.

Плоды путешествуют Рассмотрите плоды. Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому?

Практическая работа клён одуванчик череда репейник

Практическая работа клён одуванчик череда репейник

Путешествие семян С помощью ветра берёза липа клён

Путешествие семян С помощью ветра берёза липа клён

Путешествие семян С помощью ветра

Путешествие семян С помощью ветра

Путешествие семян С помощью животных и людей репейник череда

Путешествие семян С помощью животных и людей репейник череда

 животные человек ветер плоды - путешественники

животные человек ветер плоды - путешественники

Как развивается растение из семени Для прорастания семени нужны тепло, вода.

Как развивается растение из семени Для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух. Обычно семена получают всё это, когда попадают в почву. Покажи на модели процесс развития растения из семени.

Развитие растения из семени Корень Росток Взрослое растение Проращивание Что.

Развитие растения из семени Корень Росток Взрослое растение Проращивание Что нужно для прорастания семян? Тепло, вода, воздух.

ОБСУДИМ! 1. Семя- это живое или неживое тело? 2. Семена растений обычно храня.

ОБСУДИМ! 1. Семя- это живое или неживое тело? 2. Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают? 3. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Проверь себя 1. Как происходит опыление у растений? 2. Что образуется на мест.

Проверь себя 1. Как происходит опыление у растений? 2. Что образуется на месте цветков после опыления? 3. Как распространяются плоды растений? 4. Какие условия нужны для прорастания семян? 5. Как развивается растение из семени?

Вывод Большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются.

Вывод Большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются не месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

Тест Как называется сладкий цветочный сок? а) пыльца; б) нектар; в) мёд; г) с.

Тест Как называется сладкий цветочный сок? а) пыльца; б) нектар; в) мёд; г) сироп 2. Какие насекомые не являются опылителями ?

3. Укажи, что происходит, когда насекомое-опылитель перелетает на другой цвет.

3. Укажи, что происходит, когда насекомое-опылитель перелетает на другой цветок того же вида? а) оно наносит ему вред; б) оно переносит на цветок пыльцу – опыляет его; в) оно приносит цветку питательные вещества; г) оно защищает цветок от вредителей

4. Определи, чем насекомые-опылители помогают растениям? а) размножаться; б).

4. Определи, чем насекомые-опылители помогают растениям? а) размножаться; б) цвести; в) распространяться; г) питаться 5. Какие плоды распространяются животными?

6. Для распространения ветром у плодов имеются … а) крылышки; б) крючочки; в).

6. Для распространения ветром у плодов имеются … а) крылышки; б) крючочки; в) зубчики; г) парашютики 7. Обозначь цифрами последовательность развития растения? проросток с корешком; взрослое растение с цветками; проросток с развивающимся стеблем и листочками; семя.

Домашнее задание Стр. 78 – 81, стр. 81 задание 3.

Домашнее задание Стр. 78 – 81, стр. 81 задание 3.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 757 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Размножение и развитие растений

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.07.2018 10477
  • PPTX 13 мбайт
  • 1418 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Никитина Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

Власти Бурятии заявили о нехватке школьных учителей и воспитателей

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести пост уполномоченного по правам учителей

Время чтения: 2 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Размножение (репродукция) - это свойство воспроизведения живыми организмами себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Растения размножаются вегетативным способом, бесполым (спорами) и половым.

Вегетативное размножение - способность растения восстанавливать весь организм из какой-либо его части (корня, стебля или листа). Высшие растения могут размножаться с помощью корневищ, усов, луковиц, клубней, черенков, а также путем прививки.

Человек широко использует вегетативное размножение для получения новых растений. При этом способе потомство лучше сохраняет признаки и свойства материнского растения, чем при половом размножении.

Бесполое размножение - новые растения вырастают из спор (мельчайшая клетка, реже группа клеток), отделяющихся во множестве от материнского растения. Этот способ размножения свойствен в основном низшим растениям (водорослям, грибам, лишайникам).

Половое размножение - в результате оплодотворения, то есть слияния и взаимоассимиляции мужской и женской половых клеток (гамет), образуется зигота, воспроизводящая новый организм. Такое размножение обогащает наследственную основу растений и увеличивает их способность к изменчивости.

Вегетативное и бесполое (спорами) размножение обеспечивает в основном количественное распространение растений и сохранение видов; половое - совершенствование растительных видов, увеличение количественного разнообразия и новообразование видов.

Жизненный цикл растений состоит из двух процессов: роста и развития.

Под ростом растения следует понимать необратимое увеличение линейных размеров, поверхности, объема, массы организма, связанное с новообразованием элементов его структуры.

Рост растения слагается из размножения клеток и увеличения их объема, роста тканей и органов. Рост любого растения вначале происходит медленно, затем ускоряется, достигает максимума, в дальнейшем он замедляется и совсем прекращается.

Многие культурные растения (просо, сорго, морковь и др.) растут в первый период очень медленно. В это время важно проводить прополку, боронование и междурядную обработку для уничтожения сорняков.

Развитие растений - это качественные физиологические, биохимические и морфологические изменения структуры и функций растительного организма и его отдельных частей (органов, тканей и клеток), происходящие в процессе онтогенеза - индивидуального развития с момента зарождения и до конца жизни.

Весь жизненный цикл растений подразделяют на вегетативный и репродуктивный периоды. В первый период растения интенсивно формируют вегетативную массу, образуются и растут корни, стебли и листья, а во второй происходит цветение и плодоношение. Однолетние яровые и озимые растения цветут и плодоносят один раз в жизни, а многолетние (поликарпические) - много раз. Однако среди многолетников встречаются, хотя и редко, монокарпические растения, зацветающие после многих лет жизни и затем отмирающие (агава, бамбук и др.).

Время от начала прорастания семян до полного созревания растений называют вегетационным периодом. В течение вегетации растения проходят определенные фазы развития, которым соответствуют специфические морфологические признаки. К общим фазам развития цветковых растений относят: прорастание семян, формирование вегетативных и генеративных органов, плодоношение. Применительно к отдельным группам или видам растений выделяют более детальные фазы развития.

Большое значение в растениеводстве имеют наблюдения за наступлением сроков и продолжительностью отдельных фаз развития - фенологических фаз - у разных культур и сорняков в конкретных условиях хозяйства. По ним определяют сроки проведения агротехнических работ (обработки почвы, внесения удобрений, посева, ухода за растениями, уборки урожая). Они позволяют учитывать изменяющиеся требования растений к факторам и условиям жизни в течение онтогенеза и с учетом этого правильно строить систему технологии выращивания и уборки урожая. В этой связи очень важно знать критические периоды, когда растения наиболее чувствительны к недостатку того или иного фактора жизни и резко снижают свою продуктивность. Они у различных культур проявляются в разное время вегетации растений. Так, критический период по отношению к влаге у озимой пшеницы наблюдается от выхода в трубку до налива зерна, у хлопчатника - во время цветения - плодообразования, у картофеля - бутонизации - клубнеобразования. Эти особенности нужно учитывать при разработке агротехнических мероприятий.

Читайте также: