Развитие науки позволило создать новые морозоустойчивые сорта плодовых растений какие функции науки

Обновлено: 05.10.2024

К.А. Тимирязев

В условиях жестких тенденций глобализации, открытой научно-технической конкуренции и климатических вызовов дальнейшее развитие сельского хозяйства без науки невозможно. Это касается разработки механизмов внедрения технологий по приоритетным направлениям развития: биотехнология, генное моделирование, ресурсосбережение.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в 2050 году сельское хозяйство в мире должно будет производить примерно на 70 % больше продовольствия, чем в настоящее время. Чтобы увеличить урожайность и качество продуктов питания также необходимо использовать цифровые интеллектуальные технологии.

Цифровые технологии сегодня позволяют аграриям вести мониторинг состояния посевов также с помощью беспилотных летательных аппаратов. Совершая полеты над полями, беспилотники, с помощью камеры и датчиков, позволяют аграриям в режиме реального времени видеть, как выглядит каждое растение, как происходит процесс созревания сельхозкультур и как изменяется цвет почвы.

Наука в античные времена. Тайны растений

Приоритетные направления в современной науке

В центре внимания, как и прежде, остаются вопросы производства зерна. Возделывание хлебных культур (пшеницы, кукурузы, риса, ячменя, ржи, овса), многих крупяных и зернобобовых культур ведется на огромных площадях, к выращиванию хлеба приковано внимание многомиллионной армии тружеников села, с его производством связывают решение множества других проблем народного хозяйства.

Ушло в прошлое то время, когда данные вопросы могли решаться в рамках чисто аграрных наук, как об этом еще не так давно твердили некоторые из агробиологов. Сейчас, когда спрос на продукты питания резко возрос, простые агротехнические приемы уже не в состоянии обеспечить нужды населения. Выход из этого положения один: углубленное изучение жизнедеятельности организмов, выяснение закономерностей, определяющих комплекс хозяйственно ценных признаков растений.

Сельскохозяйственная наука должна подняться на качественно иной уровень — стать комплексной. Деятельность специалистов одних дисциплин должна быть согласована с возможностями и планами других. Это влечет за собой повышение роли планирования предстоящих научных разработок, роли координации усилий ученых разных отраслей науки.

Жан-Жак Руссо,

французский философ эпохи Просвещения

Возрастание роли фундаментальной науки в развитии сельского хозяйства

Сегодня нас уже не может удовлетворить простое увеличение урожайности. На первый план выдвигаются проблемы качества сельскохозяйственной продукции. Важно, чтобы в единице продукции содержалось необходимое количество определенных видов молекул — белков, жиров, углеводов… Чтобы белки несли оптимальное количество аминокислот, чтобы жиры содержали полезные масла.

Постоянная борьба за источники пищи для людей и корма для скота пронизана поисками ключей к раскрытию тайн генетического шифра, молекулярного устройства различных клеточных структур и образований. Таким образом, размышления ученых над вопросом о резервах получения пищи смыкаются с усилиями сельхозпроизводителей, которые стремятся вырастить большие урожаи, придать сортам новые свойства, улучшить качество зерна.

Все это — тайны мира растений, которые продолжают интересовать и волновать человека и которые он постепенно раскрывает, опираясь на все более совершенные знания и опыт.

Оскар Уайльд

В настоящее время остаются малоизученными другие, не менее важные, факторы, определяющие возможность земледелия в этих областях, — климат и погода.

По мнению американских исследователей, там, где за год выпадает меньше 400 миллиметров осадков, земледелие абсолютно невозможно. Однако не только все земли Казахстана, Предуралья и Алтайского края, но и большинство сельскохозяйственных районов России, где выращивают яровую пшеницу, расположены в климатическом поясе с количеством осадков менее 400 мм в год. И тем не менее, там получают устойчивые и достаточно высокие урожаи зерновых культур.

Все исконно русское разведение пшеницы было основано на получении урожаев в этих условиях частых засух. Стародавние отечественные сорта пшеницы отличались своей засухоустойчивостью. Системы обработки земли предусматривали заботу о запасании влаги в почве и ее экономном расходовании. Уже в советское время научные исследования множества институтов и опытных станций были направлены на то, чтобы научиться еще лучше бороться с засухой, почти повсеместной в хлебодобывающих районах как европейской, так и азиатской России.

Много лет своей творческой жизни отдал разработке вопроса о том, как правильно обрабатывать земли в условиях засушливого климата Терентий Семенович Мальцев. Изучив различные способы возделывания почвы, лучшие сроки сева, необходимые для получения надежных урожаев, еще задолго до освоения целины Мальцев предложил проводить безотвальную обработку почвы. По его многолетним данным получалось, что только в этом случае удается в областях с засушливым климатом избежать губительного действия суховеев.

Чтобы бороться с сорняками, Мальцев применял ряд приемов. Расчет его заключался в том, чтобы ранней весной уничтожить сорняки, первыми трогающиеся в рост, прямо в поле. Лишь после этого можно было начинать сеять пшеницу по уже чистым полям.

Приемы обработки почв, предложенные Мальцевым, оказали серьезное влияние на специалистов сельского хозяйства, работавших в районах освоения целинных земель. Они дали первый мощный толчок к разработке противоэрозионных систем земледелия. Исследования ряда институтов и опытных станций дополнили выводы ученого.

УСТАМИ УЧЕНЫХ ГЛАГОЛЕТ ИСТИНА

Ученые — священники земли, нижайший Вам поклон

За благородный труд и преданность науке,

За смелый поиск в решении задач и за открытия, что кормят мир!

— Необходимо повысить престиж тружеников сельского хозяйства и поддерживать молодых специалистов, в результате чего отрасль поднимется на новый уровень. Обучение молодых кадров является важным условием роста производительности труда. Новые технологии в растениеводстве и животноводстве требуют применения самых перспективных видов техники, самых перспективных сортов растений и пород скота и птицы. Сложность современных машин не оставляет права на ошибку при подборе персонала. Производственные процессы в сельском хозяйстве, практически, рассчитаны по минутам. Отставание от графика выполнения работ и невыполнение необходимых технологических операций грозит значительными убытками хозяйству.

Предыдущее поколение работников уже уходит на заслуженный отдых, оставив нам заделы в различных областях сельскохозяйственной науки. Наша задача не упустить тот момент, когда еще остаются специалисты в своих направлениях, чтобы перенять их бесценный опыт. Если мы не успеем выполнить эту задачу, то последующим поколениям все придется начинать сначала, но мы уже отстанем навсегда.

Галина Владимировна Волкова,

гл. н.с., доктор биологических наук, г. Краснодар:

— В ФНЦБЗР уделяется большое внимание работе с молодежью. У нас существует целая программа по привлечению и созданию условий для их профессионального и личностного роста. Работать в Центре интересно и престижно.

Такое объединение усилий селекционеров, производителей подобных препаратов и производителей плодовой продукции, безусловно, будет благоприятствовать развитию современного отечественного садоводства, получению конкурентоспособной на внутреннем и международном рынках плодовой продукции. Быть активным участником этого процесса — большая удача для исследователя, а главный элемент успеха — любовь к своему делу.

— Действие адаптогенных препаратов на растения представляет значительный интерес как для ученых, так и производственников, поскольку позволяет регулировать устойчивость к абиотическим факторам и продукционный процесс садовых культур.

— Развитие сельскохозяйственной отрасли играет важнейшую роль в экономике страны. Поэтому очень важно привлекать как можно больше молодых специалистов, чтобы поддерживать и увеличивать объемы плодово-ягодной продукции, а также осваивать новые площади, закладывая промышленные сады.

На мой взгляд, привлечение юных кадров должно происходить на уровне школьного возраста, как это произошло со мной. Мой дедушка был агрономом, он закончил аграрный техникум в Харьковской области, но по специальности работать не было возможности, поэтому любимая профессия стала хобби, однако это не мешало ему проводить научные исследования, заниматься селекцией и выращивать растения для души в свободное от работы время. Начиная со школьного возраста мы с дедушкой ходили в походы, он учил меня различать лекарственные растения, рассказывал о целебных свойствах различных трав и ягодных культур. Зимой на подоконнике мы выращивали томаты, каким же счастьем это было для ребенка, получать плоды, когда за окном снег. Проходили годы, а любовь к растениям только увеличивалась. В 2021 году я закончила учебу в магистратуре в РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, и теперь мы с сыном в зимний период тоже выращиваем томаты и огурцы на окошке.

На данный момент в Ботаническом саду я занимаюсь морфобиологическим изучением сортов и дикорастущих видов ежевики, пополнением коллекции, а также сортоизучением ежевики, шелковицы, малины и шиповника. Основная проблема, с которой мы сталкиваемся на таких культурах, как ежевика и шелковица — это зимостойкость. Данные культуры являются нетрадиционными для Средней полосы, однако они обладают высокоадаптивным потенциалом, что позволяет расширять их ареал произрастания.

Ежевика, как и шелковица, в большей степени, подвержена зимним повреждениям из-за иссушающих ветров. И если в случае ежевики есть возможность создания укрытия на зиму, то шелковица остается незащищенной на протяжении зимнего периода.

Еще одной проблемой является защита растений. Большинство культур, в большей или меньшей степени, повреждаются болезнями и вредителями. В питомниководстве, выращивая саженцы, разрешено использование химических средств защиты, однако при выращивании плодово-ягодной продукции необходимо максимально снизить нагрузку пестицидами, например, за счет использования биологических препаратов, обладающих антистрессовыми и фитозащитными свойствами.

Органическое земледелие с каждым годом становится популярнее. Очень надеюсь, что в ближайшем будущем мы будем получать экологически чистый урожай и сможем сохранить здоровье себе и будущему поколению.

— Каждый задумывался, кем же ему стать или какую профессию выбрать. Мы решили стать теми, кто обеспечивает качественной сельскохозяйственной продукцией полки магазинов, совмещая в себе и знания химии, биологии, физики и механики, ведь именно профессия агронома соединяет в себе данные науки. Но с этой работой приходит и большая ответственность, так как результат нашего труда прямо влияет на здоровье людей.

Данная сфера развивается с каждым днем, совершенствуются технологии, совершаются новые открытия, создаются новые сорта, формы и виды удобрений.

Поступив на данную специальность, мы решили связать свое будущее со сферой агрономии и кто-то пойдет в науку, чтобы изучать и открывать что-то новое (А.С. Волкова), а кто-то поможет нашим коллегам кормить и повышать культуру земледелия нашей страны (И.С. Петелин).

За последние годы коллекция микроорганизмов пополнена более чем 20 штаммами бактерий и грибов со свойствами стимуляции роста растений или биогербицидными, азотфиксирующей и фосфатмобилизирующей активностью, энтомоцидным и защитным действием. Созданы новые комплексные микробные препараты: тройной комплекс , циано-ризобиальный , целлюлозоразлагающий .

Считая это высказывание Луи Пастера своим жизненным кредо, Татьяна Николаевна не только не перестает учиться сама, но и передает свои знания студентам и молодым ученым. Под ее руководством защищены 3 кандидатские диссертации, в настоящее время идет подготовка двух соискателей. Одна из них — Анна Юрьевна Еговцева, которая ведет свою работу под непосредственным руководством наставника Т.Н. Мельничук. Именно Татьяне Николаевне молодой ученый, будущий кандидат наук, благодарна за все шаги в науке, за все, что умеет, чему научилась.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выберите вер­ные суж­де­ния о ду­хов­ной куль­ту­ре и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Духовная куль­ту­ра — одна из сфер де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка в обществе.

2) Духовная куль­ту­ра вклю­ча­ет по­зна­ва­тель­ную де­я­тель­ность и ее результаты.

3) Объектами ду­хов­ной куль­ту­ры яв­ля­ют­ся идеология, мораль, ху­до­же­ствен­ное творчество.

4) Духовная куль­ту­ра — это окру­жа­ю­щая че­ло­ве­ка ис­кус­ствен­ная среда.

5) Духовная куль­ту­ра не связана с другими сферами жизни общества.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Отражение мира и человека в художественных образах

Целенаправленный процесс обучения и воспитания

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми и раз­но­вид­но­стя­ми куль­ту­ры: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А) на­прав­лен­ность про­из­ве­де­ний пре­иму­ще­ствен­но на це­ни­те­лей и зна­то­ков

Б) ори­ен­та­ция на за­про­сы ши­ро­ко­го круга по­тре­би­те­лей

В) ком­мер­ци­а­ли­за­ция ду­хов­ной де­я­тель­но­сти

Г) при­о­ри­тет­ное раз­ви­тие раз­вле­ка­тель­ных жан­ров

Д) слож­ность со­дер­жа­ния и ху­до­же­ствен­ных форм

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о мо­ра­ли и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Мо­раль­ные нормы от­ра­жа­ют по­треб­но­сти об­ще­ства.

2) Мо­раль­ные нормы все­гда за­креп­ле­ны в пись­мен­ной форме.

3) Мо­раль изу­ча­ет спе­ци­аль­ная фи­ло­соф­ская дис­ци­пли­на — этика.

4) Спо­соб­ность че­ло­ве­ка вы­би­рать между доб­ром и злом на­зы­ва­ет­ся мо­раль­ным вы­бо­ром.

5) Ре­гу­ля­тив­ная функ­ция мо­ра­ли обес­пе­чи­ва­ет рас­смот­ре­ние по­ступ­ков в ко­ор­ди­на­тах добра и зла.

Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ос­нов­ные при­зна­ки мо­раль­ных норм. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уста­нов­ле­ны го­су­дар­ством

2) вы­ра­жа­ют­ся в об­ще­ствен­ном мне­нии

3) обя­за­тель­ны для ис­пол­не­ния

4) ре­гу­ли­ру­ют об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния с по­зи­ций добра и зла

5) дают боль­шой про­стор для тол­ко­ва­ния

6) под­дер­жи­ва­ют­ся силой го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния

Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми науки и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми примерами: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) экологи пре­ду­пре­ди­ли об опас­ном для живых ор­га­низ­мов загрязнении вод Байкала

Б) учёные раз­ра­бо­та­ли новую кон­струк­цию истребителя и ор­га­ни­зо­ва­ли её се­рий­ное производство

B) финансовые ана­ли­ти­ки высказали пред­по­ло­же­ния о тен­ден­ци­ях развития бан­ков­ской системы на бли­жай­шие годы

Г) поля аг­ро­фир­мы засеяли кукурузой, ко­то­рая в ре­зуль­та­те работы спе­ци­а­ли­стов по ген­ной инженерии стала не­до­ступ­на для вредителей

Д) ме­тео­ро­ло­ги высказали пред­по­ло­же­ние о том, что в ре­зуль­та­те изменения кли­ма­та практически ис­че­за­ет весна в сред­них широтах, после зим­них холодов сразу на­сту­па­ет летняя жара

Е) учёные-фармацевты сле­дят за ка­че­ством производимого ле­кар­ствен­но­го препарата

Развитие науки поз­во­ли­ло со­здать новые, морозоустойчивые, сорта пло­до­вых растений. Какие функ­ции науки про­яви­лись в этом факте? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об этике со­вре­мен­ной науки и от­вет­ствен­но­сти уче­ных?

А. Мощь со­вре­мен­ной науки и воз­мож­но­сти уче­ных на­столь­ко ве­ли­ки, что им не­об­хо­ди­мо пом­нить о мо­раль­ных гра­ни­цах своей ис­сле­до­ва­тель­ской де­я­тель­но­сти.

Б. Осо­бен­но от­вет­ствен­но уче­ным не­об­хо­ди­мо под­хо­дить к ис­сле­до­ва­нию че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки, так как любое воз­дей­ствие на пси­хи­ку может быть не­пред­ска­зу­е­мо.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) К мировым религиям относятся христианство и иудаизм.

2) Древнейшей мировой религией является буддизм.

3) Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.

4) Одним из признаков национальных религий является эгалитарность.

5) Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе.

Р. и М. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Священного Писания является единственно верным. Выберите в приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между названием религии и её характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Ведущим свойством и признаком религиозного сознания является религиозная вера. Вера — особое _______(А) уверенности в чём-либо при недостаточной информации. Религиозной вера становится при условии веры в _______(Б) существование сверхъестественного, священного, возможность _______(B) человека с ним. Содержание религиозной веры символично.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

7) психологическое состояние

8) религиозные чувства

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­из­ве­де­ни­я­ми ис­кус­ства и ви­да­ми, к ко­то­рым эти про­из­ве­де­ния от­но­сят­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А) ба­таль­ное по­лот­но

Б) зда­ние те­ат­ра

В) ба­лет­ная по­ста­нов­ка

Г) скульп­тур­ная груп­па

1) ди­на­ми­че­ский вид ис­кус­ства

2) ста­ти­че­ский вид ис­кус­ства

Найдите в приведённом ниже списке признаки искусства как формы (области) духовной культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) познание мира с помощью слова, цвета и звука

2) значимость художественного вымысла

3) образность и наглядность

4) получение достоверной картины мира

5) изучение закономерностей развития мира

6) объективность отражения реального мира

Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства.

2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс.

3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.

4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны.

5) Произведения народной культуры нередко передаются устно.

Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей

В) коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Д) сложность содержания и художественных форм

10-класс­ник Иван го­то­вит ис­сле­до­ва­тель­скую ра­бо­ту, по­свя­щен­ную со­вре­мен­ной куль­ту­ре. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже по­ло­же­ний сви­де­тель­ству­ют о том, что Иван ис­сле­ду­ет осо­бен­но­сти на­род­ной куль­ту­ры? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Иван утвер­жда­ет, что дан­ная форма куль­ту­ры за­ро­ди­лась в се­ре­ди­не XX в.

2) Иван уста­но­вил, что па­мят­ни­ки дан­ной формы куль­ту­ры со­зда­ны ано­ним­ны­ми твор­ца­ми.

3) Со­глас­но ра­бо­те Ивана, в ос­но­ве дан­ной формы куль­ту­ры лежат тра­ди­ции и обы­чаи.

4) Один из те­зи­сов ра­бо­ты — от­сут­ствие ярко вы­ра­жен­ной ком­мер­че­ской на­прав­лен­но­сти дан­ной формы куль­ту­ры.

5) Иван уста­но­вил, что па­мят­ни­ки дан­ной формы куль­ту­ры яв­ля­ют­ся от­ра­же­ни­ем ин­ди­ви­ду­аль­ной точки зре­ния твор­ца.

6) Иван утвер­жда­ет, что фор­ми­ро­ва­ние этой формы куль­ту­ры свя­за­но с ши­ро­ким рас­про­стра­не­ни­ем СМИ.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Популярное ток-шоу, рекламный плакат, массовая культура, комедийный сериал, музыкальный видеоклип.

В последние годы в сельском хозяйстве активно внедряются морозоустойчивые, скороспелые сорта растений. Какую функцию науки иллюстрирует этот пример?

1) культурную
2) производственную
3) прогностическую
4) познавательную

Очевидно же, что производственную.

Прогностическая - это если учёные предсказали похолодание климата и увеличение количества население и выдвинули бы метод решения этой проблемы.

Познавательная - это если бы учёные изучили (чали) механизм влияния морозоустойчивых, скороспелых сортов растений на популяцию кроликов, например.

А культурная - это, например, если бы ученый написал бы учебник о видах морозоустойчивых, скороспелых сортов растений.

Весьма грубо объяснил, но, думаю, должно быть понятно, что если что-то внедряется в сельское-хозяйство или промышленность - это производственная функция науки.

Мокий Алексей Просветленный (25165) Но внедрение морозостойких сортов никак не развивает духовный мир других людей и на образование. Целью внедрения является быстрое получение урожая на территориях где климат не позволяет выращивать обычные сорта растений, а не обогащение общественной культуры . Вот если бы учёные затем опубликовали научную статью о внедрении морозоустойчивых сортов растений в С/Х - вот это было бы культурной функцией. А так нет.

а в ответы посмотреть?) тут или 1 или 2. Но это не производство, а сельское хозяйство. Скорее культура. (слово культура означает -возделывать, выращивать).


Продукты с заданными свойствами

Безглютеновая пшеница для аллергиков и красный ржаной хлеб для сердечников могут заменить медикаментозную поддержку, а стойкие к старым и новым фитопатогенам сорта зерновых, овощных, бахчевых культур позволят отказаться от ядохимикатов. Такое будущее готовят нам генетики и селекционеры уже в двух-, трехлетней перспективе. Ядром работы российских ученых станет знаменитая коллекция Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова (ВИР), на базе которого 8 февраля, в День российской науки, указом президента создан Национальный центр генетических ресурсов растений.

Одна из первостепенных задач новой структуры — поиск методов получения продуктов питания с заданными функциональными свойствами, отвечающим задачам здорового, спортивного, функционального, индивидуализированного питания.

поле


ВИР обладает самой разнообразной в мире коллекцией, насчитывающей 320 тыс. образцов культурных растений и их диких сородичей. Образцы хранятся в виде семян, полевых коллекций, в условиях глубокой заморозки (криоколлекции), а также в виде пробирочных микрорастений (in vitro).

Еще в планах российских ученых — выведение сортов беспленчатого ячменя, из которого легче получать крупу, и это дает экономический эффект.

пшеница

На российских полях сейчас нет сортов, полученных методом геномного редактирования, эти работы не выходят за рамки научных лабораторий, так как правительство еще не приняло решение, допустимо ли применение геномного редактирования как ускоренного метода селекции в массовом производстве сельхозпродукции, — подчеркнул Алексей Кочетов.


Управление эволюцией

Создание сортов, а из них продуктов питания с заданными свойствами возможно разными путями, продолжил эксперт, и методами классической селекции (через скрещивание видов), и генной инженерии, и геномного редактирования. Только с разной скоростью и разными возможностями.

При геномном редактировании в растение вносится изменение, которое есть в природе. У одного сорта есть полезный вариант гена, у другого нет, зато есть много других хороших генов. Чтобы перенести нужный вариант из одного сорта в другой нужно много лет, а с помощью геномного редактирования его можно воспроизвести быстро, и новый сорт ничем не будет отличаться от природного, пояснил Алексей Кочетов.

генетика

Если генетическое редактирование растений будет разрешено в России, то жители страны увидят его плоды на своих столах уже через два-три года, считает Алексей Кочетов. Успех в непрерывной гонке между генетиками и селекционерами, создающими новые эффективные сорта с одной стороны и непрерывно эволюционирующими патогенами растений с другой зависит и от выбранных методов создания новых сортов, и от скорости этой работы, но главным образом — от разнообразия исходного генетического материала, удобного доступа к генетическим коллекциям растений и поддержания коллекций с использованием современных технологий хранения и обмена информацией.


Под защитой государства

Для решения этих задач указом президента РФ от 8 февраля как раз и создан Национальный центр генетических ресурсов растений, его ядром стал ВИР имени Вавилова. Другие российские научные организации, включенные в эту сетевую организацию, располагающие коллекциями культурных растений (их около 80), должны сдать в национальный центр дублеты коллекций. Таким образом будет обеспечен доступ ученым ко всему разнообразию генетических ресурсов растений, существующих в России.

Ученые пояснили: помимо создания новой структуры, указ президента навсегда оставляет в прошлом посягательства различных коммерческих структур на опытные участки ВИРа и других организаций, где есть коллекции растений в живом виде, на коллекционные образцы. Борьба ВИРа за сохранение своих земельных угодий в Павловске, Пушкине под Петербургом и в других регионах страны продолжалась десятки лет и сильно отвлекала ученых от их основной работы, на протяжение того же времени было огромное количество попыток использовать образцы Вавиловской коллекции в частных корыстных целях.

— Не только сама коллекция ВИРа, но и его земли и постройки защищены указом от каких-либо посягательств. Это открывает перед нами замечательные возможности, — подчеркнул Игорь Тихонович.

растения

Как пояснила Елена Хлесткина, положения указа дают гарантии стабильности, продовольственной безопасности, позволяют обеспечить более быстрое и эффективное решение вопроса создания конкурентоспособных сортов, импортозамещения в семеноводстве, потому что активное вовлечение коллекций в современные исследования позволит дать более богатый материал для традиционной селекции и ее новых ускоренных видов.


Гены в банке

На ВИР президентским указом возлагается обязанность сформировать полный национальный каталог особо ценных генетических ресурсов растений и координировать деятельность в этой сфере, взаимодействуя с целым рядом научных организаций, уточнила Елена Хлесткина. Уже сегодня почти по всей стране распределена сеть полевых банков. Сейчас она включает 11 экспериментальных участков и будет расширена за счет полевых банков других институтов национального центра.

8 февраля также президентским указом была создана межведомственная комиссия по вопросам формирования, сохранения и использования коллекций генетических ресурсов растений. Помимо руководителя комиссии Елены Хлесткиной и директоров других научных организаций, в ее состав включен ряд высокопоставленных представителей ФСБ, Россельхознадзора, Минсельхоза, Минобрнауки.

Правительству РФ поручено в четырехмесячный срок определить объем и порядок финансирования Национального центра генетических ресурсов растений, а через полгода — разработать и утвердить программу его развития. Речь идет об обновлении научной инфраструктуры, в том числе хранилища, которое построено в 1970-е годы на Кубани на случай чрезвычайных происшествий. Также государство поддержит активизацию экспедиционной деятельности по сбору образцов растений, что послужит увеличению коллекций центра.

микроскоп


У кого коллекции, у того приоритет в получении новых ценных знаний о генах. В остальном все равны — похожее оборудование, секвенаторы, доступ к базам геномных данных, — отметил Вугар Багиров. — Поэтому так важно поддерживать и развивать коллекции генетических ресурсов — это основа нашего приоритета в мире и конкурентоспособности в фундаментальной и прикладной науке. По его словам, для развития коллекций важное значение имеет централизация, единые современные стандарты, новые методы изучения генетических ресурсов. Всё это должно быть сосредоточено в крупных биоресурсных центрах, которые будут созданы в России.

Национальный центр генетических ресурсов растений — первый в стране, на его примере будут обкатываться механизмы работы сетевых генных банков. Затем, анонсировал Вугар Багиров, аналогичные структуры объединят генетические ресурсы сельскохозяйственных животных и микроорганизмов.

Читайте также: