Развитие речи первоцветы старшая группа

Обновлено: 05.10.2024

синтаксической стороны речи ( давать полные ответы на поставленные вопросы) .

Развивающие цели: Развитие навыков речевого общения, длительного плавного выдоха,

Воспитательные цели: Формирование взаимопонимания, доброжелательности,

инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Доска, предметные картинки с изображением цветов, игрушка бабочка,

Предварительная работа: Рассматривание картинок о весне, уточнение представлений о

жизни растений весной, экскурсия на участок, рассматривание первых вес енних цветов на

- Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас

сегодня настроение. Вижу, что у вас оно хорошее, веселое . У меня сегодня тоже веселое

настроение. Давайте передадим свое тепло сердец друг другу. Приготовьте свои ладошки

и потрите их, а теперь коснитесь ладошками друг друга. Снова потрите и подарите свое

1. – Ребята, посмотрите , кто сегодня к нам залетел! (Бабочка). А бабочка это кто?

(насекомое). Когда просыпаются насекомые? (Весной). Я передам вам бабочку и буду

задавать вам вопрос, вы - отвечать и передавать бабочку следующему.

- Сегодня мы продолжим разговор о весне и весенних цветах.

Вопросы: Как называются цветы, растущие в поле, в ле су, в комнате? Цветы, растущие

весной? Цветы, которые пахнут? Цветы , которые расцветают первыми?)

(Ответы: полевые, луговые, лесные, комнатные, весенние, пахучие, первоцветы) .

3. Ребята, предлагаю подойти к доске (на доске картинки первоцветов): как много цветов!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

И. о. о. : рр, скр, фр, пр, хэр,

Цель: Закрепление знаний у детей о весенних цветах, развивать коммуникативные навыки.

-образовательные: обогащать словарь детей по теме цветы; формировать навыки словообразования (первоцветы) ;

-развивающие: формировать в образовании родственных слов в подборе прилагательных к существительному; развивать внимание, память, воображение, мышление;

-воспитательные: вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа: активизация словаря по теме "Весенние цветы".

-Доброе утро, дети, гости. Дети поздоровайтесь с гостями.

Доброе утро, глазки! Вы проснулись?

Доброе утро, ушки! Вы проснулись?

Доброе утро, ручки! Вы проснулись?

Доброе утро, ножки! Вы проснулись?

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись!

И друг другу улыбнулись! А теперь присаживайтесь, сели прямо, спинка ровная.

Скажите, дети, сколько времен года вы знаете? (ответы детей) Как они называются? Какое время года находится между зимой и летом? Правильно, молодцы, весна.

Весна – это время, когда природа пробуждается от зимнего сна. Все живое тянется к солнечному свету. Чуть запахло весной и появились первые цветы.

Первые цветы, которые появляются весной называют первоцветом.

1. На лесной проталинке 4. Он спешит весне навстречу,

Вырос цветик маленький. Я везде его замечу:

Прячется в валежник Жёлтенький кафтанчик

Беленький. (подснежник) Носит. (одуванчик)

2. Жёлтый, белый, голубой; 5. Тот цветок давно в Россию

На земле растут пустой. Завезён из дальних стран

У весны есть фокусы: Алый, стройный и красивый

Распустились. (крокусы). Называется… (тюльпан)

3. Под забором, у калитки, 6. Желтые, пушистые

Вот, смотри и не дыши: Шарики душистые.

Как горошины на нитке Их укроет от мороза

Беленькие. (ландыши). В своих веточках. (мимоза)

-- подснежник какой? (беленький, нежный, цветущий)

-- мимоза какая? (желтая, красивая)

-- крокусы какие (фиолетовые, разноцветные…)

-- одуванчик какой? (желтый, воздушный)

-- ландыши какие? (беленькие, нежные, душистые… .)

4. Какие цветы поменялись местами (воспитатель меняет картинки местами)

Молодцы, дети, немножко отдохнем.

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки

Головой качают, тихо засыпают. (руки плавно поднимаем вверх, качаем руки право- влево, руки плавно опустили, головой качают, закрыли глаза)

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, мышления, диалогической речи.

(Воспитатель показывает картинки (мать-и-мачеха, подснежник, ландыш, кактус) .

- Дети, что тут лишнее? Как вы думаете и почему?

Дети: лишний кактус, т. к. это комнатное растение, а остальные первоцветы.

Сирень- сирени, одуванчик- одуванчики, тюльпан- тюльпаны, ландыш- ландыши, мимоза- мимозы, подснежник- подснежники, ветреница- ветреницы, фиалка- фиалки,

крокус- крокусы, медуница- медуницы, примула- примулы.

А что могут делать цветы: расти, цвести, увядать, питаться, радовать

Придумайте родственные слова: цветок- цветочек- цветы- цветик- цветной- цветет-первоцвет- семицветик- разноцветный.

На пригорке выросло один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.

На участке расцвело одна мимоза, две мимозы, три мимозы, четыре мимозы, пять мимоз.

Как называют первые весенние цветы? - первоцветами. Подснежник – это первый вестник весны. Если увидите подснежник в лесу, не срывайте его. Он занесён в красную книгу. Это редкое и охраняемое растение.

А теперь возьмите листы, переверните их, попробуйте отгадать, что за цветок и разукрасьте.

Первоцветы нуждаются в охране, не рвите их, берегите. Всем спасибо за занятие, хорошо поработали, молодцы.

Оценить 574 0

Цели: Закрепить представления детей о весне, формировать знания детей о весенних цветах-первоцветах.

Образовательные:

- Уточнить с детьми представления о признаках весны, о первоцветах (их разнообразии, строении, о правилах поведения в лесу;

Развивающие:

- развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение;

- развивать логическое мышление, память, познавательную активность, желание разобраться в явлениях природы.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к цветам, любовь к природе;

Коррекционные:

-Активизация словаря по теме;

-развитие общей моторики и координации речи с движением;

-развитие зрительного восприятия;

-развитие слухового восприятия и чувства ритма.

Ход занятия:

Воспитатель: Скажите, какое сейчас время года? Какие признаки весны вы знаете?

Дети: Солнышко ярко светит, становится тепло, снег тает, птички поют, на

деревьях появляются почки, появляются первые цветы, просыпаются насекомые, начинает расти трава.

Стук в дверь. Воспитателю передают письмо.

Воспитатель: Ребята посмотрите, нам пришло письму, пишет нам Весна.

Воспитатель: Второе задание- отгадать загадки. Слушаем внимательно.

Самый первый, самый тонкий,
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется…(подснежник)

В лесу ,когда земля еще не полностью освободилась от снега, раскрываются подснежники, развивающиеся еще под снегом. Поэтому они так и называются подснежники. Подснежников в природе осталось мало. Когда сорвёшь цветок, то новые уже не вырастут ,потому что земля сырая и цветок срывается вместе с луковицей. Стоят они недолго и быстро вянут.

Я знаменита не цветами,

А необычными листами,

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми (мать-и-мачеха).

Пригрело весеннее солнышко, и на проталинах появились желтенькие огоньки - это цветочки Мать-и-мачехи. Растут цветочки дружной семейкой, прижимаются друг к другу.

Утром с солнышком раскрываются, а к вечеру, закрываются. Когда цветочки отцветают, на их месте появляются небольшие шарики-пуховики, как у одуванчиков, только поменьше. Отцветут цветы и появятся у Мать-и-мачехи листья. Сверху эти листья гладкие и холодные, а снизу – мягкие и теплые как руки матери.

Был он желтеньким цветком,

Белым стал, как снежный ком,

Дунут девочка и мальчик,

В середине мая расцветает одуванчик. Это тоже лекарственное растение. Соком одуванчика смазывают мозоли , бородавки . Из листьев одуванчика делают салаты. Когда цветы одуванчика отцветают образуется пуховый шарик. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой- парашютиком, которая помогает семечку улететь.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.

Позже просыпаются и другие весенние цветы: тюльпаны, нарциссы, ландыши, примулы и т.д. (показ картин с изображением весенних цветов)

Физминутка Наши алые цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки Головой качают, тихо засыпают. (руки плавно поднимаем вверх, качаем руки право- влево, руки плавно опустили, головой качают, закрыли глаза)

одуванчик- одуванчики, тюльпан- тюльпаны, ландыш- ландыши, мимоза- мимозы, подснежник- подснежники, ветреница- ветреницы, фиалка- фиалки, крокус- крокусы, медуница- медуницы, примула- примулы.

А что могут делать цветы: расти, цвести, увядать, питаться, радовать.

Солнце, подснежник, небо, нарцисс, книга, астра, картина, тюльпан, космонавт, маргаритка, ландыш, окно, роза, линейка, медуница .

Воспитатель: Еще одно задание. Перед вами лежат листочки, пододвинете к себе и внимательно посмотрите, зачеркните лишнее .Молодцы!

Составить описательный рассказ (о каком-либо цветке).

- Как называется цветок?

- Какой это цветок – садовый или полевой, луговой?

- Какие части есть у цветка? Какого цвета его лепестки?

- Для чего нужен этот цветок?

- Какую пользу приносит?

Воспитатель: Ребята, вспомните правила поведения в лесу. 1. Бережно относиться к растениям. 2. Старайтесь ходить в лесу по тропинкам. 3. В лесу соблюдайте тишину. 4. Не ломайте, не рубите деревья и кустарники. 5. Берегите ягоды и грибы. 6. Не разжигайте костер. 7. Не оставляйте мусор. 8. Не рвите цветы, не ловите насекомых. 9. Не трогайте лесных зверей. 10. Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники.

Слышится голос Весны. Она благодарит детей и напоминает:

Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.

Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.


Задачи:

Коррекционно-образовательные: Учить отвечать полным ответом; согласование числительных с существительным; согласование прилагательно с существительным; употребление существительных в родительном падеже множественного числа; учим образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие: Развивать у детей произвольное внимание, логическое мышление

Воспитательные: Воспитывать у детей познавательный интерес, доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности, через создание обстановки эмоционального благополучия.

Оборудование:мяч, раскраски, цветные карандаши, предметные картинки.

Ход занятия

Организационный момент

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И руг другу улыбнемся.

Природа радуется приходу весны — улыбка

Дует ласковый ветерок — трубочка

Тает снег, капель — цоканье: сначала медленно, потом чаще

Травка тянется к солнышку — иголочка

Веточка качается от ветра — часики

Учитель логопед:

(Дети отвечают на вопросы и садятся на свои места).

Основная часть:

Учитель-логопед:

Сегодня мы с вами будем рассказывать о весне

Давайте составим с вами план, что мы будем рассказывать о весне и запишем его

1. Какие изменения происходят в природе

2. Появляются первые цветы

Учитель-логопед:

По каким признакам можно узнать, что наступила весна? (ответы детей)

Учитель-логопед:

Весна подарила нам первые весенние цветы. Какие цветы первоцветы вы знаете?

Учитель-логопед:

Один одуванчик, 2. 3. до 5

Один подснежник, 2. 3.

Одна незабудка, 2. 3.

Одна мать-и-мачеха, 2. 3.

Пальчиковая гимнастика

Посадили зернышко, Нажать на центр ладони пальчиком

Выглянуло солнышко. Кисти сжимаем и разжимаем по очереди

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти! Ладони вместе, руки двигаются вверх

Появляются листочки, Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно

Распускаются цветочки. Кисти разжимаем по очереди.

Учитель-логопед:

Учитель-логопед:

Один ландыш — много.

Один одуванчик — много.

Один подснежник — много.

Одна мать-и-мачеха — много.

Одна пролеска- много ……

Физминутка

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,

Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"

Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)

Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)

Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)

Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)

Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)

Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

Учитель-логопед:

— Подснежник, назови ласково. — Подснежничек

Итог занятия

Этап проведения итогов ианализа деятельности:

Учитель-логопед: ребята вы молодцы справились со всеми заданиями

Основные термины (генерируются автоматически): весна, рука, игра, множественное число, мяч, один, ребенок, родительный падеж, согласование числительных, солнышко, существительное, употребление существительных, цветок.

Похожие статьи

Переносное значение формы единственного числа имен.

А. А. Потебня, анализируя происхождение собирательных существительных, обратил внимание на употребление несобирательных конкретных существительных в форме единственного числа в функции “образа сплошной множественности”, “символа множественности” (привалила.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного.

‒ формы существительного родительного падежа единственного числа. Систематическая планомерная работа по формированию речи детей ведет к устранению общего недоразвития. ребенок, работа, множественное число, согласование прилагательных, речевая практика.

Методика формирования морфологической стороны речи.

– окончание существительных множественного числа в родительном падеже

Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения

(Ребёнок должен называет форму множественного числа существительных, обозначающих овощи).

Варианты проведения организационного момента на занятиях для.

(Согласование притяжательных местоимений с существительным).

Логопед бросает мяч ребенку и называет предмет одежды в единственном числе, а ребенок в ответ — во множественном.

Возможности формирования логических универсальных действий.

Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие несколько предметов?

Поставьте имена существительные во множественное число.

Запишите имена существительные в форме множественного числа, распределив их в три столбика по родам.

К вопросу о местном и партитивном падежах в русском языке

О категории падежа имен существительных современного. В русском языке существительное, обозначающее обладателя предмета, оформляется окончанием родительного падежа и предмета обладания не имеет.

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей.

– владение нормами согласования имени прилагательного с существительным, имени существительного с числительными, местоимениями, а также с глаголами в роде, числе и падеже; – владение соотносительной формой единственного и множественного числа имен.

Формирование словоизменения имён существительных у детей.

Существительные: употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах; согласование существительных с числительными.

Игры и упражнения с использованием грамматических тетрадей Е. М. Косиновой разработаны, чтобы научить детей: слышать в речи.

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками.

– Закреплять навык согласования имен существительных с именами числительными.

Читайте также: