Развивающий диалог технология в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Уваровская Юлия Юрьевна

Организация: МБОУ Школа № 24

Населенный пункт: г.о. Самара

В 19 веке бразильский философ, учитель португальской грамматики Пауло Фрей-

ер, с помощью своего нового метода за несколько дней обучал письму неграмотных де-

ревенских жителей. Этим методом стало использование развивающего диалога, в про-цессе которого он проявлял к людям искренний интерес и участие. Через развивающий

диалог П. Фрейер выявлял первичные потребности жителей деревни, вследствие чего проявлялась потребность более высокого порядка – потребность в обучении. [4, С.85-105].

На философские и методологические предпосылки П.Фрейера опиралась Е,Н.Чес-

Развивающий диалог – универсальный инструмент развития, имеющий философскую и

Опираясь на эти базовые отношения, зарождается заинтересованный разговор между равноправными партнерами, ведь диалог – это разговор двух равных. Но, в силу того, что дошкольник знает меньше и не может справляться со всеми задачами, его нельзя приравнять к взрослому. Ребенку в диалоге приходится исполнять чужие правила, отказываясь от творчества, инициативности и самостоятельности – развития не происходит.

Диалектическое мышление – одна из форм мышления, позволяющая видеть существенные противоречия в объектах познания и продуцировать на основе структурного преобразования этого противоречия новые идеи [1,С.3]

Рассмотрим действия диалектического мышления, применение которых позволяет обнаруживать, ставить перед собой и решать диалектические мыслительные задачи:[1, С.4-5]

- диалектическое превращение – базовое действие творческого мышления, когда для любой идеи всегда существует противоположная;

- диалектическое объединение – появление чего-то нового в объекте через внутреннюю борьбу противоположностей;

- диалектическое опосредствование – предполагает способность находить такое решение, когда взаимоисключающие потребности реализовываются в конкретных действиях и в результате удовлетворяются;

- диалектическое обращение – предполагает, что результат того или иного процесса является его началом, а начало, наоборот, является состоянием, к которому процесс стремится;

- диалектическое отождествление - противоположности рассматриваются как одно и то же.

Посредством развивающего диалога при обязательном присутствии размышления, дошкольники учатся думать по поводу конкретного содержания. Схема построения работы с детьми заключается в поиске понятий и постановке задач, интересных дошкольнику.

С целью формирования представлений об одновременном сохранении и изменении характеристик объекта в ходе его развития, а также, с целью развития таких диалектических мыслительных действий как объединение и опосредствование, совместно с родителями были собраны фотографии детей в период младенчества и раннего детства, а также фотографии родителей воспитанников в разные периоды жизни.

В следующей ситуации, рассматривая фотографии взрослых разных периодов жизни, интерес дошкольников был направлен на поиск сходных черт и различий между несколькими фотографиями. Внимание детей обращалось на то, что фотографии различаются по времени, но на них изображен один и тот же человек и этот человек изменяется и становится другим.

В связи с тем, что для детей наш цикл занятий являлся просто игрой, рисованием, я не подводила итоги в виде выводов, связанных с основной задачей. Эффективность занятий определялась мной путем обнаружения случаев применения детьми диалектических мыслительных действий в играх со сверстниками и в общении с родителями.

Литература:

Чеснокова Е.Н . Диалог с трудными подростками, или Педагогика Пауло Фрейра в России // Наш про­блемный подросток: понять и договориться / под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2001. – 208 с.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА  Проблемная ситуация;  Дети активно включаются в диалог:  Дети задают вопросы;  Дети поддерживают беседу;  Детям интересно мнение других;  Проявляют своё отношение к сказанному;  Высказывают своё мнение;  Дети аргументируют своё мнение .  Использование новых слов;  Появляются суждения.

Основная цель развивающего диалога - помочь развитию творческого, продуктивного диалектического мышления дошкольника. (форма мышления, позволяющая видеть противоречия в объектах познания и продуцировать на структурного преобразования этого противоречия новые идеи ) Действия диалектического мышления - обнаружение, постановка и решение диалектических мыслительных задач: - диалектическое превращение – базовое действие творческого мышления, когда для любой идеи всегда существует противоположная; - диалектическое объединение – появление чего-то нового в объекте через внутреннюю борьбу противоположностей; - диалектическое опосредствование – предполагает способность находить такое решение, когда взаимоисключающие потребности реализовываются в конкретных действиях и в результате удовлетворяются; - диалектическое обращение – предполагает, что результат того или иного процесса является его началом, а начало, наоборот, является состоянием, к которому процесс стремится; - диалектическое отождествление - противоположности рассматриваются как одно и то же.

Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов: создание проблемных ситуаций; постановка проблемных вопросов; работа с правилами; круги доверия (работа в парах, мини группах ). ЧТО ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ ?  Интересы и потребности детей;  Опыт;  Возраст;  Индивидуальные особенности детей;  Текущие события в группе.

Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций: Задаётся проблемный вопрос ( Как вы думаете? Как вы считаете?) Выдвигаются версии детей с обоснованием; Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии Возвращаются к проблемному вопросу ( ситуации) и обосновывают сосуществование двух версий. В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников.

Следующий этап — проблемные вопросы . Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы. Существуют вопросы следующего характера: Субъективный (Что вы думаете об этом?) Уточняющий (Верно ли?) Почемучкин (Объясните, почему?) Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?) Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ МОЖНО ЛИ ВСЕГДА ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ХОЧЕТСЯ? МОЖНО ЛИ ПЕРЕБЕГАТЬ ДОРОГУ НА КРАСНЫЙ СВЕТ, ЕСЛИ НЕТ МАШИН ? А ЕСЛИ ВЗРОСЛЫЙ ПЕРЕД ТОБОЙ ПЕРЕБЕГАЕТ? У МОЕЙ ПОДРУЖКИ ЖИВЁТ БЕЛАЯ КРЫСА ДОМА. КРЫСА – ДИКОЕ ИЛИ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ ? ПОЧЕМУ ЛЮДИ ХОДЯТ НА РАБОТУ ? КАК НАРИСОВАТЬ МАШИНУ В ДВИЖЕНИИ ? Что одновременно движется и не движется? КАК НАЙТИ НА ДЕТСКОЙ ФОТОГРАФИИ МАМУ СРЕДИ ЕЁ ПОДРУГ? ЗАЧЕМ ВЕРБЛЮДУ, КОТОРЫЙ ЖИВЁТ В ПУСТЫНЕ ТАКАЯ ТЁПЛАЯ ШЕРСТЬ ?

Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т.д ).

Ну и как последний этап - круги доверия (утренний круг ) которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.

ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ СЛУШАТЬ ГОВОРЯЩЕГО ЛЮБЫЕ ИДЕИ ВАЖНЫ ОБЪЯСНЯТЬ, ПОЧЕМУ ТЫ ТАК СЧИТАЕШЬ ГОВОРИТЬ ПО ОЧЕРЕДИ НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ ОТВЕЧАТЬ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  Развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками , готовности к совместной деятельности .  Развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.  Развитие умения соблюдать установленные нормы и правила.  Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.  Обеспечение эмоционального комфорта.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ Как изобразить движение? СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ Мы одинаковые или разные? НОРМАТВОРЧЕСТВО Всегда ли нужно делиться своими игрушками? СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Как мы поздравим наших мам на 8 марта? ФИЛОСОФСКОЕ Что такое счастье? Как рождаются мысли ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Расписание непосредственно образовательной деятельности по программе "От рождения до школы" в соответствии с ФГОС ДО

Расписание НОД по ФГОС.


Рабочая программа воспитателя 2 младшей группы от 3-4 лет, разработана по образовательной программе ДОУ, по программе "От рождения до школы" в соответствии с ФГОС ДО.

Рабочая программа2 младшей группыот 3-4 лет.

Рабочая образовательная программа для детей общеразвивающей группы от 6 до 7 лет в соответствии с ФГОС ДО и с учётом образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы,

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических .

Рабочая образовательная программа для детей общеразвивающей группы от 5 до 6 лет в соответствии с ФГОС ДО и с учётом образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы,

Содержание рабочей программы составлено с учетом конкретных условий, образовательных потребностей, отражает реальные условия группы, возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников.


Консультация для педагогов "Новый формат праздников и развлечений в соответствии с инновационной программой "От рождения до школы"


Представляю презентацию по проведению педагогического мониторинга индивидуального развития детей и пример диагностической карты для средней группы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Понятие: Что такое развивающий диалог?Развивающий диалог- обсуждение с детьми.

Основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктив.

Основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления.

Задачи развивающего диалога: Развивать умения понимать разнообразные инициати.

Задачи развивающего диалога:

Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов.

Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов:

создание проблемных ситуаций;
постановка проблемных вопросов;
работа с правилами;
круги доверия (работа в парах, мини группах).

Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций: Задаётся проблемный вопрос.

Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций:

Задаётся проблемный вопрос? ( Как вы думаете? Как вы считаете?)
Выдвигаются версии детей с обоснованием;
Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии
Возвращаются к проблемному вопросу( ситуации) и обосновывают сосуществование двух версий.


В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников.

Следующий этап — проблемные вопросы. Любознательным и общительным можно счи.

Следующий этап — проблемные вопросы. Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы.

Существуют вопросы следующего характера:
Субъективный (Что вы думаете об этом?)
Уточняющий (Верно ли?)
Почемучкин (Объясните, почему?)
Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?)
Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если)

Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами.Правила.

Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами.
Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т.д).

Ну и как последний этап - круги доверия (утренний круг)которые направлены на.

Ну и как последний этап - круги доверия (утренний круг)
которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.

Краткое описание документа:

В презентации раскрыты основные понятия технологии "Развивающей диалог" и ее применении в образовательной деятельности с дошкольниками.

Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и становятся новые задачи.

Именно в развивающем диалоге рождается новое совместное решение.

Какие задачи стоят перед педагогом?

развитие личности ребёнка обеспечить развитие самого диалога

Не развивающий диалог :

- стремление ответить правильно, страх ошибиться.

Развивающий диалог :

- активно включаются в диалог;

педагог, носитель готового знания;

Основные признаки развивающего диалога :

- дети активно включаются в диалог (задают вопросы, поддерживают беседы, детям интересно мнение других, проявляют свое отношение к сказанному, высказывают и аргументируют свое мнение);

- использование новых слов;

- появляются суждения (дети начинают рассуждать, мыслить).

Как сделать диалог развивающим :

- с помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;

- не прерывает и не торопит детей;

- аргументирует свой ответ;

- старается не упустить ни одного ребенка;

- отвечая на вопросы детей, должен ответить так, чтобы его ответ помог ребенку развиваться мыслить рассуждать самостоятельно);

- должен помочь ребенку сформулировать мысль и высказать ее, чтобы группа детей ее поняла.

Что должен учитывать воспитатель :

- интересы и потребности детей;

- индивидуальные особенности детей;

- текущие события в группе.

- развитие навыков общения, умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности;

- развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения;

- развитие умения соблюдать установленные нормы и правила;

- ознакомление с окружающим миром, развитие речи;

- обеспечение эмоционального комфорта.

- во время утреннего круга (10-15 мин.);

- элементы развивающего диалога (во всех режимных моментах) :

в проектной деятельности;

в свободной деятельности;

на вечернем круге.

Как поставить проблемную ситуацию:

- Проблемная ситуация возникает тогда, когда дана цель, а пути достижения ее субъектом не известны.

- Постановка проблемы предполагает видение целостной структуры в пространстве возможностей и противоречий в ней.

Примерные вопросы для обсуждения:

- взрослых нужно слушаться всегда?

- зачем верблюду, который живет в пустыне такая теплая шерсть?

- можно и всегда делать то, что хочется?

- можно перебегать дорогу на красный свет, если нет машин?

- а у моей подружки живет белая крыса дома. Крыса дикое животное или домашнее?

Как поставить проблему?

Диалог не возникнет, если нет проблемы, цепляющей ребенка и заставляющей задуматься ( например: педагог приносит в группу кусок льда и спрашивает, как поместить его в бутылку).

Правила ведения диалога :

- вопросы продумайте заранее;

- поддерживайте детскую инициативу;

- резюмируйте, время от времени, то что было сказано, называя детей по именам;

- позволяйте детям самим увидеть и понять суть противоречий ситуации;

- позволяйте детям самим обсудить, что произошло;

- принимайте на себя различные роли (а вот я думаю так., а я не поняла, что ты хотел сказать.).

Правила для детей:

- говорить по очереди (передавать мячик, микрофон);

- слушать говорящего (а что сказал Вася);

- не повторяться, любые идеи важны;

- отвечать на поставленный вопрос;

- объяснять, почему ты так считаешь.

Показатели успешности развивающего диалога :

- содержание диалога переходит на новый уровень:

охвачено большинство детей;

дети проявляют свое отношение к сказанному;

высказывают свое мнение и аргументируют его;

- возникает диалог между детьми.

Примерные темы развивающего диалога :

- Естественно - научная (как изобразить движение).

- Социальное окружение (мы одинаковые или разные).

- Норматворчество (всегда нужно делиться своими игрушками).

- Совместное планирование (как мы поздравим наших мам на 8 Марта).

- Философское (что такое счастье, как рождаются мысли).

Структура развивающего диалога :

- высказывание детьми своего отношения к проблемной ситуации;

- формирование гипотезы (возможное решение проблемы);

- проверка гипотезы и выводы.

Варианты развития развивающего диалога :

проектная деятельность образовательное событие развивающее занятие

Консультация для воспитателей 1. Наша работа-это творчество. 2. Наш коллектив в ответе за нас, а мы в ответе за свой коллектив. 3. Мы- воспитатели в детском саду. Это не.

Развивающий диалог
в детском саду как инструмент развития познавательных способностей. Сценарии занятий с детьми 4–7 лет



Подобный тип мышления позволяет видеть существенные противоречия в объектах познания, а потом совершать диалектическое превращение. Такое превращение предполагает, что для любых объектов, идей, явлений, ситуаций всегда существуют противоположности.

Читайте также: