Роль мхов в образовании болотных экосистем презентация

Обновлено: 05.10.2024

6. Роль мхов в образовании болотных экосистем.

7. Васюганское болото — самое большое в мире.

9. Фишбоун на уроке биологии

Внешнее
строение
сфагнума
Внутреннее
строение
сфагнума
Решаемая
проблема
Вывод:
Функции вегетативных органов мха

Внешнее
Строение
сфагнума
Внутреннее
строение
сфагнума
Почему сфагнум
впитал большое
количество воды?
Функции вегетативных органов
мха (стебля и листьев)
Вывод: в состав
мха
входят как
мертвые
воздухоносные
так и живые
фотосинтезирующие
клетки, такое
строение мха
объясняет его
способность
накапливать и
удерживать влагу.

13. Рефлексия

Какую
проблему решали на уроке?
Как решали?
Что оказалось самым трудным для вас?
Чему научились?
Где вы можете применить полученные
знания?
Что больше всего запомнилось?

14. Домашнее задание

Ребята школы 25
Чтят память воинам погибшим,
погибшим,
Склонясь над Братскою могилой
Цветы возложат не впервые.
впервые.
Они с уверенностью скажут
Спасибо,
Спасибо, воинам от нас
За то,
то, что в бой все шли отважно
И отстояли мир для нас!
нас!
Хотят ту Братскую могилу
Украсить клумбами они.
они.
С большим желанием сажают
Погибшим воинам цветы.
цветы.
Ухаживают,
Ухаживают, поливают,
поливают, чтобы
Всегда цвели они.
они.
И не умрет во век та память
Как хорошо,
хорошо, что нет войны!
войны!
А. Поляничко

Цель: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях сфагновых мхов, расширить и углубить знания о болоте как экосистеме, о биосферном значении болот, рассмотреть экологические последствия их осушения; торфообразование, использование торфа; охрану болот в Нижегородской области.

Продолжить формирование умений работать с различными источниками биологической информации, работа с микроскопом.

Учебно-наглядный комплекс: Карта Нижегородской области (физическая), информационный диск.

Урок с применением ИКТ.

Ход занятия

Наш Нижегородский край необычайно красив, необычайно красив он летом и зимой, ранней весной и золотой осенью. Прекрасны леса, реки и озера, многообразен животный и растительный мир. Причиной тому изумительно красивые, дремучие и светлые леса, сосновые с " корабельными" и "музыкальными" соснами, березовые рощи, покрывающие половину территории нашей области. Именно в этих местах берет начало тайга. Здесь вы можете найти уголки нетронутой природы, где не ступала нога человека. Поговорим мы сегодня о болотных экосистемах, о роли мхов в образовании болот.

Учитель: на прошлом уроке мы познакомились с удивительными растениями, с лилипутами растительного мира - мхами.

Вопрос: В чем особенности строения мхов?

Ученик 1: Мхи - отдел высших растений, это многолетние, невысокие (20-60 см) растения. Корней у мхов нет, от основания стебля отрастают тонкие выросты - ризоиды. У большинства мхов есть побег - стебель с мелкими зелеными листьями.

Ученик 2: внутреннее строение мхов сравнительно простое: несколько слоев прозрачных клеток стебля образуют кору. Под корой находится основная ткань. Ее клетки содержат хлоропласты. Проводящие и механические ткани у мхов развиты слабо, это вероятно ограничивает их высоту.

Учитель: на примере, какого мха мы знакомились с размножением?

Ученик 3: способ размножения мы рассматривали на примере мха кукушкин лен

Учитель: в какое время года цветут мхи?

Ученик 4: мхи не цветут, не образуют плодов и семян. Цикл развития мха происходит с чередованием поколений: бесполого и полового. Бесполое - образуется из зиготы и представлено коробочкой со спорами на длинной ножке. Половое поколение представлено женскими и мужскими растениями, они растут рядом. Для оплодотворения нужна вода. Из высших растений только у мхов в жизненном цикле половое поколение преобладает над бесполым. Возможно, именно поэтому мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции.

Учитель: итак, переходим к теме сегодняшнего урока "Роль мхов в образовании болотных экосистем"

Особенности мхов мы вспомнили, а что такое экосистема?

Ученик 5: Природное сообщество и компоненты неживой природы, связанные круговоротом веществ, называют экологической системой, или экосистемой.

Учитель: Мхи можно встретить в различных экосистемах, кроме морей и сильно засоленных почв. Но особенно благоприятны для их жизни болота.

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним видом мха - сфагнумом. Широко распространены на болотах сфагновые мхи. Стебель мха обильно ветвится. Листья состоят из клеток двух типов:

1 - живые, мелкие, содержат хлоропласты, в них идет фотосинтез.

2 - мертвые, крупные, прозрачные имеют стенки с порами.

Через поры клетки впитывают огромное количество воды ( в 20-25 раз больше собственного веса).

Учитель: У вас на столах лежат сухие и влажные растения сфагнума. Открываем тетрадь для лабораторных работ, выполняем работу № 6

Лабораторная работа №6. Строение мхов.

Цель: изучение строения сфагнума.

Оборудование: мох сфагнум сухие экземпляры, лупы, препаровальные иглы, увлажнённый сфагнум, микроскоп, предметные и покровные стёкла.

  1. Рассмотрите и опишите внешний вид мха (форма, окраска, размеры листьев и стебля). Сделайте рисунок, подпишите основные органы.
  2. Рассмотрите листья мха: все ли они одинаковы, где и как располагаются.
  3. Отделите препаровальной иглой один лист сфагнума. Положите его в каплю, воды на предметное стекло. Накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом. Найдите бесцветные клетки (водоносные) и узкие хлорофиллоносные. В водоносных клетках найдите поры.
  4. Сделать вывод.

Проверочные задания к работе №6.

Почему в странах с очень влажным климатом мхи могут достигать пышного развития и сложного расчленения?

Внимательно прочитайте отрывок из стихотворения В.Рождественского:

Меж клюквы и морошки жилец лесных болот,
На кочке мох без ножки, куда ни глянь, растёт.
Он снизу седоватый, повыше - зеленей.
Коль нужно будет ваты, нарви его скорей!
На кустиках поляны подсушен в летний зной,
Он партизанам раны лечил в глуши лесной.

  • О каком виде мха пишет поэт? Как мох "лечил" раны партизанам? Какими свойствами обладают йод и сфагнум?
  • Почему мхи называют земноводными в мире растений?
  • Какого строение мха кукушкин лён? (корень, листья, стебель, ризоиды).
  • Каково строение мха сфагнума? (корень, листья, стебель, ризоиды).
  • Объясните термины: ризоиды, бриология, сфагнол.

Учитель: Выполнив работу, мы познакомились со свойством сфагнума впитывать воду. Как называется это свойство?

Ученик 6: Гигроскопичность - свойство сфагнума впитывать воду. Это свойство отражено в названии мхов от греч. Sphagnos - губка

Сфагновые мхи не имеют ризоидов. Свойство сфагновых мхов впитывать большое количество влаги приводит к образованию болот.

Учитель: Болото- экосистема с избыточным увлажнением

Мхи затрудняют возобновление леса. Семена деревьев, падая на моховой покров, не могут прорасти. Обычно под пологом леса развиваются сначала зеленые мхи. При дальнейшем увлажнении они вытесняются сфагновыми мхами. Дерновины мхов впитывают и удерживают воду, захватывая питательные вещества у деревьев. Лес заболачивается и погибает. Благодаря сфагнуму болота не прогреваются лучами солнца, так как мхи плохо проводят тепло. Вода в болотах холодная и медленно поступает в корни растений. Какие растения растут на болотах?

Ученик 7: Многие болотные растения (клюква, багульник) имеют те же приспособления к уменьшению испарения, что и растения засушливых мест (мелкие жесткие листья, восковой налет). В болоте мало кислорода, поэтому растения имеют карликовую форму (березы, ивы, сосны)

Ученик 8: В болотных экосистемах мхи создают благоприятные условия для жизни многих насекомых, лягушек. Птицы находят здесь пищу, строят гнезда, выводят птенцов

Учитель: Какова же роль мхов?

Болота играют роль природных фильтров. Стекающая с полей вода несет в болота остатки удобрений и ядохимикатов. Вытекающие из болот ручьи очищены от ядовитых примесей

Мхи выделяют некоторые кислоты. Большое количество кислот в воде, недостаток в ней кислорода, низкие температуры мешают разложению отмирающих слоев мхов. Растительные остатки не гниют, а консервируются. Постепенно они уплотняются и превращаются в торф. Это очень длительный процесс: на образование 1 см торфа уходит более 10 лет.

Издавна с болотами были связаны многие сказки, легенды (кикиморы, водяные, что охраняло болото от неразумного вторжения человека). В тёплые тёмные ночи на болотах наблюдается свечение бледно-голубоватых, слабо мерцающих огоньков, выписывающих сложную траекторию. Их возникновение объясняют спонтанным возгоранием выделяющегося из болота метана (болотного газа), светом гнилушек (гниющих растений), фосфоресцирующих организмов, радиоактивных минеральных осадков, и другими причинами.

Самое большое болото в мире - российское Большое Васюганское болото. Его площадь составляет 53-55 тыс. кв. км. Это огромное хранилище пресной воды. Это место обитания редких птиц и животных. Самое большое в мире болото и сейчас продолжает расти. Путешествовать по Васюганскому болоту можно только на бронетранспортере.

Значительные площади в нашей области занимают болота, покрывают около 4% ее территории. Особенно их много в низинном Заволжье, где неглубоко залегают водоупорные породы. Здесь немало "мест непроходимых. и то и дело попадаются обширные глубокие болота, а местами трясины с окнами, вадьями и чарусами."

(П. И. Мельников-Печерский "В лесах").

Часть болот сейчас осушена, и их земли используются в сельском хозяйстве. Среди болот преобладают торфяные низинные (осоковые). Большинство из них уже выработано, и такие заполненные водой выработки представляют подходящие места для рыборазведения. На пониженных водоразделах и надпойменных террасах речных долин встречаются верховые (сфагновые) болота, в отличие от низинных болот небольших размеров. Те болота области, которые питают реки (например, Большое Клушинское, Келейное-Кривое в Семеновском районе, питающие Керженец), а также те, которые являются местом произрастания редких растений и обитания ценных птиц, взяты под охрану.

Кроме уже охраняемых, в области имеется 96 болот общей площадью в 38 тыс. га, которые рекомендованы к охране. Необходимые для создания ООПТ (особо охраняемые природные территории - это участки земли и водной поверхности, включая воздушное пространство над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение) документы в настоящее время готовятся. По мере оформления они представляются на утверждение в органы государственной власти области.

Организованы и проектируются ООПТ также на водоемах выработанных торфяных месторождений. Ситниковский орнитологический заказник (площадь 2,1 тыс.га) создан для охраны поселения чайковых птиц, которое в 80-е годы было крупнейшим в континентальной Европе. Памятником природы объявлены карьеры с крупной колонией чаек в Выксунском районе, для охраны орнитофауны.

На ООПТ представлены практически все встречающиеся в области болотные фитоценозы; взято под охрану большинство выявленных на болотах мест обитания редких видов животных и растений, охраняются основные клюквенники. Например, из пяти выявленных в области гнезд скопы три находятся на территории болот-памятников природы, одно - на болоте в Керженском заповеднике. Три озера, в которых обнаружены полушники озерный и иглистый, являются внутренними озерами болот-памятников природы

Учитель: В заключении выполним тест.

Домашнее задание: учить параграф 14, подготовить отчет по лабораторной работе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

физминутка для глаз.mp4

Выбранный для просмотра документ роль мхов .pptx

Меж клюквы и морошки жилец лесных болот, На кочке мох без ножки, куда ни гля.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Меж клюквы и морошки жилец лесных болот, На кочке мох без ножки, куда ни гля.

Меж клюквы и морошки жилец лесных болот, На кочке мох без ножки, куда ни глянь, растет. Он снизу седоватый, повыше – зеленей. Коль нужно будет ваты, нарви его скорей! На кустиках поляны подсушен в летний зной, Он партизанам раны лечил в глуши лесной. (Р.Рождественский)








Это свойство отражено в названии мхов (от гр. Sphagnos – губка) Сфагновые мхи.

Это свойство отражено в названии мхов (от гр. Sphagnos – губка) Сфагновые мхи не имеют ризоидов. Свойство сфагновых мхов впитывать большое количество влаги приводит к образованию болот.


Мхи выделяют некоторые кислоты. Большое количество кислот в воде, недостаток.

Мхи выделяют некоторые кислоты. Большое количество кислот в воде, недостаток в ней кислорода, низкие температуры мешают разложению отмирающих слоев мхов. Растительные остатки не гниют, а консервируются. Постепенно они уплотняются и превращаются в торф. Это очень длительный процесс: на образование 1см торфа уходит более 10 лет.

1.- обладает антисептическими свойствами. 2.- из торфа образуется бурый уголь.

1.- обладает антисептическими свойствами. 2.- из торфа образуется бурый уголь, который используется как топливо. 3.- торф ценное удобрение. 4.- сырье для промышленности 5.- из торфа получают древесный спирт, пластмассы, воск, парафин.

Именно на болотах до сих пор растет единственный на земле реликт Ледниковой.

Именно на болотах до сих пор растет единственный на земле реликт Ледниковой эпохи - растение жирянка (Pinguicula vulgaris). А то, что сохранилось в торфе, доходит до наших дней в первозданном виде. За сотни миллионов лет слои торфа превратились в горизонты бурого угля. И в них в виде отпечатков явились скелеты диковинных животных и причудливые виды растений. Не было бы болот на Земле, вряд ли бы мы узнали, что в Гренландии и на Шпицбергене когда-то очень давно росли магнолии и пальмы.

В Австрии (Лаахское болото) обнаружены остатки бревенчатой дороги, проложенн.

В Австрии (Лаахское болото) обнаружены остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами, монета с изображением императора Тиберия Клавдия (41 г.н.э.). Часто в торфе обнаруживают останки древних людей.

По сохранившейся пыльце деревьев и спорам мхов и папоротников, обнаруженным.

По сохранившейся пыльце деревьев и спорам мхов и папоротников, обнаруженным в болотах, можно определить какая растительность была раньше, какая ее сменила. Значит, по находкам из болот можно изучать историю.

Рефлексия Закончить предложение: сегодня я узнал. было трудно… мне понравил.

Рефлексия Закончить предложение: сегодня я узнал. было трудно… мне понравилось… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось…

Домашнее задание Изучить п. 14, оформить лабораторную работу №3 с. 5.

Домашнее задание Изучить п. 14, оформить лабораторную работу №3 с. 5.

Издавна с болотами были связаны многие сказки, легенды (кикиморы, водяные, чт.

Издавна с болотами были связаны многие сказки, легенды (кикиморы, водяные, что охраняло болото от неразумного вторжения человека)

В тёплые тёмные ночи на болотах наблюдается свечение бледно-голубоватых, сла.

В тёплые тёмные ночи на болотах наблюдается свечение бледно-голубоватых, слабо мерцающих огоньков, выписывающих сложную траекторию. Их возникновение объясняют спонтанным возгоранием выделяющегося из болота метана (болотного газа), светом гнилушек (гниющих растений), фосфоресцирующих организмов, радиоактивных минеральных осадков, и другими причинами.

В славянской мифологии в болотах обитают кикиморы болотные. Они заманивают п.

В славянской мифологии в болотах обитают кикиморы болотные. Они заманивают путников в трясину громко призывая о помощи. Иногда людей заводят в болото лесавки — дети кикиморы и лешего . В славянской мифологии у болота есть свой дух-хранитель, хозяин — болотняник. Выглядит он как седой старик с широким, желтоватым лицом. Это он пугает идущих через болото резкими звуками, вздохами, громкими причмокиваниями. Это он заманивает в трясину самоуверенных и беспечных и, наоборот, показывает безопасную тропу тем, кто относится к природе с почтением.

В заколдованных болотах там кикиморы живут, - Защекочут до икоты и на дно уво.

В заколдованных болотах там кикиморы живут, - Защекочут до икоты и на дно уволокут. Будь ты пеший, будь ты конный - заграбастают, А уж лешие - так по лесу и шастают. Страшно, аж жуть!

Выбранный для просмотра документ роль мхов.docx

7 класс

Тема: Роль мхов в образовании болотных экосистем

Цель: - Изучить строение и процессы жизнедеятельности мха сфагнума, процесс образования торфа, причины заболачивания местности; расширить и углубить знания о болоте как экосистеме

Планируемые результаты обучения:

Выявлять характерные особенности сфагновых мхов.

Сравнивать особенности строения кукушкина льна и сфагнума.

Обосновывать роль сфагновых мхов в болотных экосистемах.

Оценивать значение болотных экосистем для биосферы

Личностные и метапредметные:

Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2.Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

1.Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Тип урока: Комбинированный

Форма урока: Урок - путешествие

Целевая установка в уроке

Сегодня мы совершим с вами путешествие в страну Знаний. Сделаем это с той целью, чтобы побольше узнать о неизвестных нам растениях. Мы будем углубляться в леса и болота. А вернуться назад нам поможет цветик-пятицветик, который мы соберем по ходу урока.

Целеполагание.

Прослушайте стихотворение и скажите, о чем мы сегодня будем говорить.

Меж клюквы и морошки жилец лесных болот,
На кочке мох без ножки, куда ни глянь, растёт.
Он снизу седоватый, повыше - зеленей.
Коль нужно будет ваты, нарви его скорей!
На кустиках поляны подсушен в летний зной,
Он партизанам раны лечил в глуши лесной (слайд 1)

Запись темы урока(слайд 2)

Давайте сформулируем цели урока.

Беседа с обучающимися.

Постановка проблемы: как он мог лечить раны? В ходе урока вы должны будете найти ответ на этот вопрос и в конце урока ответить.

Актуализация опорных знаний

По пути нашего следования мы попадем на несколько станций.

Без определенного багажа в путь не отправляются. И у нас с вами есть небольшой багаж знаний, которые мы получили раньше. Давайте вспомним его.

Какое царство изучаем?

Какие есть подцарства? Что к ним относится?

Какие растения изучаем сейчас?

Места их произрастания?

Какое строение имеет кукушкин лен?

По способу питания кем являются мхи? Почему?

Пользуясь словами подсказками, выведенными на слайд (№3) рассказать о размножении кукушкина льна.

Слова: жизненный цикл, двудомные, гаметофит, спорофит, антеридий, архегоний, оплодотворение, зигота, зеленая нить (предросток).

Изучение нового материала

Рассмотрите изображенную местность (слайд болотистая местность №4-5) . Какая местность изображена?

Вспомните из курса географии: что такое болота?

В России много болот?

Рассмотрите изображенную карту болот России(слайд 6)

Бывал ли кто-нибудь из вас на болотах? Ваши впечатления? Какое растение там встречается?

Условия произрастания сфагнума?

Почему такие?(слайд 7)

Чтобы двинуться дальше, ответим на вопросы первого лепестка Цветика-пятицветика, прикрепим его на доску и двинемся дальше в путь.

Вопросы на лепестке:

Где можно встретить торфяной мох сфагнум?

Какие условия можно считать благоприятными для произрастания сфагнума?

Физминутка для глаз(слайд 8)

Почему же и кукушкин лен и сфагнум – это мхи, а такая разница в условиях жизни: влажные леса и болота? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поработаем учеными и сравним строение и размножение кукушкина льна и сфагнума.

Рассмотрите гербарий, таблицы и слайд 9.

В чем сходство и отличие в строении сфагнума и кукушкина льна?

В чем сходство и отличие в процессах жизнедеятельности сфагнума и кукушкина льна?

Почему сфагнум может поглощать воды в 25 раз больше своей массы?

Чтобы ответить на 3-й вопрос, давайте внимательно послушаем самого сфагнума и узнаем его секрет.

. Так в чем секрет сфагнума? Это строение листа.

Далее беседа по итогам работы обучающихся, просмотр слайдов презентации о строении и жизнедеятельности сфагнума(№ 11-12), ответы на вопросы на лепестке Цветика-пятицветика, прикрепление его на доску.

Вопросы на лепестке:

В чем сходство и отличие в строении сфагнума и кукушкина льна?

В чем сходство и отличие в процессах жизнедеятельности сфагнума и кукушкина льна?

Почему сфагнум может поглощать воды в 25 раз больше своей массы?

Какую роль играет вода в процессе размножения мхов?

В чем мы видим усложнение строения мхов по сравнению с водорослями?

Физминутка(слайд 13)

А что вы знаете о торфе? Как он образуется? Где он применяется?

Далее беседа по итогам работы обучающихся, ответы на вопросы на лепестке Цветика-пятицветика, прикрепление его на доску.

Вопросы на лепестке:

Где в промышленности применяется торф?

Каким образом торф можно использовать в быту ?

Дело в том, что все предметы, попавшие в болота, в торф, образованный в основном отмершим сфагнумом, сохраняются почти без изменений многие века.

Причины две: 1. Вакуум

2. Вещество сфагнол, вырабатываемое сфагнумом и препятствующее гниению(слайд 17-18)

В Австрии (Лаахское болото) обнаружены остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами, монета с изображением императора Тиберия Клавдия (41 г.н.э.). Часто в торфе обнаруживают останки древних людей. По сохранившейся пыльце деревьев и спорам мхов и папоротников, обнаруженным в болотах, можно определить какая растительность была раньше, какая ее сменила.

Значит, по находкам из болот можно изучать историю(слайд 19-20)

Прикрепим еще один лепесток, ответим на его вопросы и в путь.

Вопросы на лепестке:

Дайте научное объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят неразложившиеся трупы животных.

О чем могут рассказать остатки растений и животных, найденные в толще торфяников.

Ответьте на проблемный вопрос: так как он мог лечить раны? Что у него для этого есть?

Мы с вами сегодня познакомились с мхом сфагнумом и узнали, что он вызывает заболачивание почвы, на болотах гибнут люди и животные. Так зачем он нам нужен? Давайте с этим вопросом обратимся к ученому экологу. Вы внимательно его послушайте и затем скажите, какую роль в природе играют болота.

Эколог (заранее подготовленный ученик):

В нашу лабораторию охраны окружающей среды часто приходят письма с вопросами: зачем нужны мхи, особенно сфагнум? Ведь он вызывает заболачивание почв, а в болотах гибнут животные, а иногда и люди. Мы, ученые, провели множество исследований, и сейчас я отвечу на ваши вопросы.

Во-первых, мох сфагнум, как и другие растения, выделяет кислород, участвуя, таким образом, в круговороте веществ и энергии на Земле.

Во-вторых, сфагновые болота - это места обитания многих, в том числе и промысловых, животных.

В-третьих, болота – это ягодные угодья, к сожалению, пока в должной мере не используемые.

В-четвертых, очень велика роль болот как резервуаров пресной воды и поддержания стока рек, т.к. именно от них берут начало ручьи и небольшие реки.

В-пятых, мхи – это экологические барометры, т.к. они чутко реагируют на присутствие в воздухе вредных примесей и не способны жить в черте крупных городов, атмосфера которых сильно загрязнена.

Думаю мой ответ доказал всем важность мхов и необходимость их охраны.

Далее ответы на вопросы на лепестке Цветика-пятицветика, прикрепление его на доску.

Вопросы на лепестке:

Какую роль в природе играют мхи?

Какую роль в природе играют сфагновые болота?

Почему мхи можно считать экологическими барометрами?

Первичное закрепление знаний

Наше путешествие подходит к концу. Устали? Пора возвращаться домой. А вспомните, на каких условиях мы попадем домой? Если ответим на вопросы Цветика-пятицветика.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видовой состав листостебельных мхов зеленых зон г.Ржева.

Загрязнение окружающей среды не случайно стало одной из важнейших проблем современности. Ржев в настоящее время является крупным промышленным городом, где сосредоточены предприятия различной про.

урок по биологи в 6 классе многообразие мхов Тверской области (урок-исследование)

Урок-исследование включает в себя стадию актуализаци знаний по строению мха кукушкина льна, закладка опыта со сфагнумом, отражающая его гигроскопические свойства, изучение мхов различных местообитаний.


Роль мхов

Роль мхов в образовании болотных экосистем.

Разработка урока по биологии на тему:«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве"

«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйст.


Урок по теме "Размножение и разнообразие зелёных мхов"


Данная методическая разработка позволит организовать самостоятельную практическую работу по заданной теме. Время её выполнения - 45 минут.


Роль мхов в годы Великой Отечественной войны.

Читайте также: