Роль покрытосеменных в развитии растениеводства

Обновлено: 18.09.2024

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о покрытосеменных растениях. Закрепляет умение выявлять признаки царства Растений, отдела Покрытосеменных растений, особенности двудольных и однодольных растений, характерные признаки семейств. Объясняет роль покрытосе­менных растений в природе и в жизни человека. Формирует умения работать с гербарным материалом, схемами, дополнительными источниками информации. Способствует развитию экологической грамотности учащихся, воспитанию бережного отношения к природе.

Содержимое разработки

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о покрытосеменных растениях. Закрепляет умение выявлять признаки царства Растений, отдела Покрытосеменных растений, особенности двудольных и однодольных растений, характерные признаки семейств. Объясняет роль покрытосе­менных растений в природе и в жизни человека. Формирует умения работать с гербарным материалом, схемами, дополнительными источниками информации. Способствует развитию экологической грамотности учащихся, воспитанию бережного отношения к природе.

Тема урока . Многообразие и рас­пространение покры­тосеменных растений.

Урок обобщения и сис­тематизации


Имя урока: Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

Расул Гамзатов.
Цель:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о покрытосеменных растениях. Закрепить умение выявлять признаки царства Растений, отдела Покрытосеменных растений, особенности двудольных и однодольных растений, характерные признаки семейств. Уметь объяснять роль покрытосе­менных растений в природе и в жизни человека.

Развивающая : формирование умений работать с гербарным материалом, схемами, дополнительными источниками информации, уметь выполнять различные типы тестовых заданий.

Воспитательная : создать условия, способствующие развитию экологической грамотности, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация, гербарные образцы однодольных и двудольных растений, учебники, рабочие тетради, лист фронтальной работы.

Вводное слово учителя. На нашей планете Земля огромное количество живых организмов. Какие отличительные признаки есть у представителей царства Растений? (слайд 1-2). Обратимся к листу фронтальной работы

Организация работа учащихся с листом фронтальной работы

Задание 1. Выберите (подчеркните) признаки растений. Ведут прикрепленный образ жизни, гетеротрофы, способны к активному передвижению, автотрофы, растут в течение всей жизни, в клетках содержатся пластиды, не способны к фотосинтезу, запасное вещество крахмал, клеточная стенка из целлюлозы

Проверка выполнения задания. (слайд 3)

Учитель. Назовите растения, которые, по вашему мнению, являются важнейшими в природе и жизни человека.

Ученики по желанию называют растения

Учитель. Посмотрите, какие растения вы назвали, большинство из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название? (слайд -4)

Учитель Мы уже знаем, что наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена.

Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений.

Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.

Где же они распространены.

В современной флоре отдел Покрытосеменные - самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)

Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.

Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ

Давайте повторим признаки покрытосеменных

Признаки Покрытосеменных растений.

Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями

Семяпочка защищена завязью

Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций

Быстрый обмен веществ

Отличная приспособленность к различным экологическим условиям

Гаметофит - семязачаток и пыльцевая трубка

Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими

Образуют ярусы леса

Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

Учитель. Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения. Давайте повторим признаки Однодольных и Двудольных растении

Работа с листом фронтальной работы. Задание 2. Из приведённых ниже признаков выберите характерные для растений класса однодольных и двудольных. Цифры, обозначающие признаки каждого класса, выпишите в таблицу: 1) В семени 2 семядоли 2) В семени 1 семядоля. 3) Корневая система мочковатая. 4). Корневая система стержневая 5) Жилкование листьев сетчатое. 6) Жилкование листьев параллельное или дуговое. 7)Запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме. 8) Запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях. 9) В стебле проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца, имеется камбий, хорошо видны кора и сердцевина. 10) Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия, кору и сердцевину различить трудно. 11) Цветок трёхчленный. 12) Цветок чаще всего четырёх или пятичленный. (слайд 6)

Проверка работы (слайд 7)

Учитель. В свою очередь Однодольные объединяют два семейства - Злаковые и Лилейные, а класс Двудольные - семейства Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные. Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у вас на партах, определить класс и семейство, к которому относятся предложенные вам растения, назовите основные признаки семейства.

Учащиеся работают в парах, а потом рассказывают краткую характеристику семейства, к которому принадлежит растение растения по плану. Перед ответом загадка о семействе.

По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Растения этого семейства являются хорошими медоносами. Огромное количество их растет на пустырях. Название семейства отражает строение цветка (расположение лепестков и чашелистиков). (крестоцветные)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- В этом семействе имеются как травы, так и кустарники, и деревья. Плоды многих из них весьма вкусны и богаты витаминами. (розоцветные)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Основное отличие растений этого семейства – симбиоз с азотфиксирующими бактериями, под действием которых на корнях растений образуются выросты – клубеньки. (бобовые)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Растения этого семейства имеют ядовитые вегетативные органы. Но одно из растений называют вторым хлебом, используя в пищу его видоизмененный побег-клубень. Одно из растений сделало человека своим рабом, разрушая его организм. (пасленовые). Какое же растение превратило человека в своего раба? Почему? (табак курительный, в его листьях содержится никотин, который губительно действует на организм человека).


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Многие растения данного семейства известны как сорняки, с которыми очень трудно бороться. Но некоторые используются в пищу. Соцветие растений этого семейства может быть образовано несколькими типами цветков. Масло из одного из растений этого семейства очень популярно. (сложноцветные)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- В основном это однолетние и многолетние травы – древнейшие культурные растения, которые кормят род человеческий. Стебель растений этого семейства имеет особое название. (злаковые)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- В этом семействе есть пищевые, декоративные, лекарственные растения. В основном это многолетние травы с подземными органами в виде корневищ, луковиц. Есть среди этого семейства и ядовитые растения, и те, которые занесены в Красную книгу, которые требуют охрану. (лилейные)


Ответы учащихся о признаках семейств покрытосеменных растений.

Закрепление идет по слайдам 8 - 14

Учитель Какое значение растений в природе? Каково значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека?

Значение растений в жизни человека.

В жизни человека растения имеют очень большое значение. Из пищевых растений особенно важны хлебные злаки. По значению для питания человека на первом месте нужно поставить пшеницу и за ней - рис. Из овощей на первом месте по мировой продукции стоит картофель, и остальные овощи (в средних широтах главным образом капуста, репа, морковь, свекла и др.)

Немалую роль в питании человека играют и плодовые растения. Как плоды, так и овощи, особенно если они поедаются в сыром виде, имеют не только пищевое, но и особое значение в пищевом режиме ввиду содержания в них различных специальных веществ, главным образом витаминов, вырабатываемых только растениями и необходимых для жизни человека.

Как наиболее важные из разводимых плодовых растений можно указать некоторые ягодники (смородина, крыжовник, малина), плодовые деревья (яблони, груши, сливы, вишни, абрикосы и персики).

Из других пищевых растений нужно указать на некоторые зернобобовые, как горох, фасоль, соя и др. В отличие от большинства других пищевых продуктов растительного происхождения, они богаты белками и поэтому могут иметь особое значение в белковом питании человека

Довольно широко используются человеком масличные растения. например, оливковое дерево в нашей местности это в основном подсолнечник.

Далее нужно указать на сахароносы. Важнейшие из них - сахарная свекла, культивируемая в областях умеренного климата, и сахарный тростник, разводимый в субтропиках и тропиках.

Наконец нужно упомянуть растения, дающие пряности (перец, корица, гвоздика, кардамон, мускатный орех, ваниль и др.).

Материал для одежды дают так называемые прядильные или волокнистые растения. Из них получают волокна (лен, хлопчатник, конопля).

Очень большое значение в жизни человека имеет древесина. Древесина используется не только в натуральном виде, но и после специальных обработок, вследствие которых она приобретает более высокие технические свойства.

Эфиромасличные и декоративные растения очень многочисленны, разнообразны и широко культивируются. Первые, благодаря содержанию в них душистых эфирных масел, находят большое применение в парфюмерной и отчасти пищевой промышленности

Лекарственные растения применялись человеком для лечения болезней с глубокой древности и в медицине имели исключительно большое значение. Собственно, даже самое развитие ботаники начиная с древности происходило в значительной степени на почве выявления и изучения именно лекарственных растений. У разных народов в совокупности применялось до 12 000 видов таких растений. В настоящее время значение их далеко не так велико, так как многие лекарственные вещества готовятся сейчас синтетически.

Эстетическое значение комнатные растения, для украшения садов и парков. Великолепных клумб, радующих глаз горожан много у на в Липецке. В этом году на класс работает над проектом клумб гимназии.

Значение в природе

Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов растения способны аккумулировать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических; при этом растения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, содержащая кислород, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Благодаря кислороду образовался озоновый слой, который защищает все живое от губительного ультрафиолетового излучения все живое. Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Покрытосеменные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

Учитель. У каждого урока есть тема, я хочу вам предложить имя нашего урока (слайд 15) Рассказ учителя об охране растений и Красной книге Липецкой области и растениях занесенных в неё (слайд 16-17), о красоте города Липецка (слайд 18)

1 основной признак покрытосеменных – наличие семени.

2 у двудольных стержневая корневая система

3 злаки и лилейные семейства класса однодольных растений

4 отдел покрытосеменные делится на 4 класса

5 шиповник и горох представители семейства бобовых

6 пшеница имеет одну семядолю в зародыше

7 все покрытосеменные имеют плод и цветок

8 у двудольных листья могут быть и простые и сложные

9 у однодольных сетчатое жилкование листьев

Проверка теста (слайд 19)

Обращается внимание на ошибки

Взять на проверку выборочно листы фронтальной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная отрасль мирового земледелия — выращивание зерновых культур. Зерновые культуры возделываются почти везде, где ведется земледелие.

Зерновые культуры

Зерновые культуры

Пшеница Стр. 62

Пшеница Пшеница древностью гордится: Уж десять тысяч лет пшеница Шумит в полях под синим небом И кормит всех нас белым хлебом. Царство Растения Отдел Покрытосеменные Класс Однодольные Семейство Злаки

Пшеница древностью гордится: Уж десять тысяч лет пшеница Шумит в полях под синим небом И кормит всех нас белым хлебом.

Царство Растения

Отдел Покрытосеменные

Класс Однодольные

Семейство Злаки

Многообразие пшеницы

Многообразие пшеницы

Характеристика яровой и озимой пшениц Рисунок скопирован из учебника Пасечника В.В. Биология .6 кл. Бактерии, грибы, растения: М.: Дрофа, 2001. 4

Характеристика яровой и озимой пшениц

Рисунок скопирован из учебника Пасечника В.В. Биология .6 кл. Бактерии, грибы, растения: М.: Дрофа, 2001.

А -Пшено

Б -Толокно

В -Крупа ячневая

Г -Хлеб черный

Д -Крупа манная

Ж -Хлеб белый

З -Крупа перловая

1 -Пшеница

2 -Рожь

3 -Овес

4 -Просо

5 -Ячмень

Ответ. А – 4; Б – 3; В – 5; Г – 2; Д – 1; Е – 3; Ж – 1; З – 5. Список злаков – найди ошибку. Мятлик луговой, горох посевной, баклажан синий, рожь посевная, пырей ползучий, костер безостый, тимофеевка луговая, редис посевной.

Ответ. А – 4; Б – 3; В – 5; Г – 2; Д – 1; Е – 3; Ж – 1; З – 5.

Список злаков – найди ошибку.

Овощеводство

- отрасль растениеводства, основанная на выращивании овощей

Капуста Царство Растения Отдел Покрытосеменные Класс Двудольные Семейство Крестоцветные

Царство Растения

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Крестоцветные

Виды капусты

Виды капусты

Результаты отбора 4

Агротехника комплекс приемов, направленный на достижение оптимальных условий для выращивания определенной культуры. Специальности: агрономия, селекция и генетика сельхозкультур, агроэкология и др.

Агротехника

комплекс приемов, направленный на достижение оптимальных условий для выращивания определенной культуры.

Специальности:

  • Покрытосеменные растения – основа земледелия.
  • Земледелием называется выращивание растений с целью получения урожая.
  • Наука, занимающаяся выведением новых сортов - селекция.
  • Сорт это совокупность особей одного вида, созданная человеком.
  • Яровую пшеницу высевают весной, озимую – осенью.
  • Эндосперм твердой пшеницы содержит много белка, из нее получают муку высшего сорта.
  • Капуста родом из Средиземноморья, поэтому требовательна к почве и влаге.


-80%

Покрытосеменные (или цветковые) – это крупнейший отдел растительного мира. Он насчитывает 533 семейства, 13000 родов. Почти 250 тысяч видов покрытосеменных делятся на два класса: двудольные и однодольные, различающиеся, прежде всего, по количеству семядолей в зародышах, строению листа и цветка. Победа покрытосеменных повлекла за собой изменения и в животном населении Земли; особенно она должна была сказаться в быстрой эволюции насекомых, млекопитающих и птиц, питающихся насекомыми, затем хищных и плодоядных. В свою очередь и у покрытосеменных постепенно возникали в процессе эволюции бесчисленные приспособительные изменения формы, химизма и функций в связи со сложными и разнообразными взаимоотношениями их с животным миром.

В настоящее время покрытосеменные распространены повсюду почти до крайних пределов растительности и определяют характер ландшафтов везде, кроме хвойных лесов, торфяных болот и некоторых типов тундр. Цветковые растения распространены по всему миру, от Арктики до Антарктики. В основе их систематики лежит строение цветка и соцветия, пыльцевых зёрен, семени, анатомия ксилемы и флоэмы. Цветковые растения являются одним из ключевых компонентов биосферы: они производят органические вещества, связывают углекислоту и выделяют в атмосферу молекулярный кислород, с них начинаются большинство пастбищных цепей питания. Многие цветковые растения используются человеком для приготовления пищи, строительства жилища, изготовления различных хозяйственных материалов, в медицинских целях.

В жизни и хозяйственной деятельности человека роль покрытосеменных неизмеримо больше, чем остальных групп растений. Пища, одежда, фураж для скота, ароматические, наркотические, лекарственные, дубильные вещества, каучук и гуттаперча, пробка и многое другое получается из покрытосеменных; материал для жилищ, топливо поделочные материалы, бумага тоже в значительной степени поставляются покрытосеменными. Представители отдела покрытосеменных господствуют на большей части суши нашей планеты и играют решающую роль в формировании растительного покрова. Они создают основную часть наземной фитомассы и в конечном счете определяют возможность существования человека как биологического вида.

Подавляющее большинство культурных растений (в том числе и первые культурные растения, в частности злаки, послужившие причиной сельскохозяйственной неолитической революции) относится к покрытосеменным/цветковым растениям.

Тесты по биологии 7 класс. Тема: "Роль покрытосеменных в развитии растениеводства"

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Растениеводство — это…

а) сбор дикорастущих растений для хозяйственных нужд;

б) поиск, сбор и обработка дикорастущих растений для промышленных целей;

+в) выращивание растений с целью получения урожая;

г) случайное культивирование растений.

2. Когда зародилось растениеводство?

+а) 15 тысяч лет назад;

б) 20 тысяч лет назад;

в) 25 тысяч лет назад;

г) 30 тысяч лет назад.

3. Сорт — это…

а) совокупность особей одного вида, растущего в дикой природе;

+б) совокупность особей одного вида, выведенного человеком;

в) совокупность особей нескольких видов, созданных человеком;

г) совокупность особей разный видов, произрастающих в природе.

4. Селекция — это…

а) наука, занимающаяся изучением растений;

б) наука, занимающаяся изучением грибов;

+в) наука, занимающаяся выведением новых сортов растений и пород животных;

г) наука, занимающаяся выведением новых сортов растений.

тест 5. Ведущей отраслью растениеводства в России является…

а) выращивание бобовых;

б) возделывание льна;

в) выращивание картофеля;

+г) выращивание хлебных злаков.

6. Клейковина — это…

а) белок, содержащийся в эндосперме зерен мягкой пшеницы;

б) углевод, содержащийся в эндосперме зерен твердой пшеницы;

+в) белок, содержащийся в эндосперме зерен твердой пшеницы;

г) углевод зерен мягкой пшеницы.

7. Выберите неверное утверждение:

а) из твердых сортов пшеницы получают хлеб и макаронные изделия высшего сорта;

б) яровую пшеницу высевают ранней весной;

+в) озимую пшеницу сеют в начале зимы;

г) из ржаной муки выпекают черный хлеб.

8. Овощеводство — это…

9. Какого типа овощей по принципу восполняемости не существует в природе?

10. Соотнесите изображение с соответствующей разновидностью капусты:


Покрытосеменные таблица

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, или ЦВЕТКОВЫЕ

Покрытосеменные (Цветковые) — отдел высших растений, отличительной особенностью которых является; 1) наличие цветка в качестве органа полового размножения 2) замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные), 3) двойное оплодотворение.

Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами — кустарниками и кустарничками.

Общая характеристика Цветковых растений:

  • древесные, кустарниковые и травянистые формы
  • однолетние, двулетние и многолетние растения
  • более 250 000 видов
  • повсеместное распространение (на всех континентах и во всех средах обитания)
  • семенное и вегетативное размножение
  • генеративные органы — цветки
  • после двойного оплодотворения происходит развитие семени с запасом питательных веществ; семя защищено околоплодником и находится внутри плода

Широкое распространение и разнообразие строения цветковых растений обусловлено приобретением ими в процессе эволюции ряда прогрессивных черт:

  1. наличие цветка — органа, совмещающего функции полового и бесполого размножения;
  2. образование в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки и предохраняющей их от действия неблагоприятных условий среды;
  3. двойное оплодотворение, в результате которого образуется триплоидный (а не гаплоидные, как у голосеменных) эндосперм;
  4. редукция гаметофита: мужской гаметофит — пыльцевое зерно состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной (генеративная делится, образуя два спермия). Женский гаметофит состоит из 8 клеток зародышевого мешка.

Классы Покрытосеменных (Цветковых)

Выделяют два класса цветковых растений: однодольные и двудольные.

цветковые растения

Признаки двудольных растений:

  1. Зародыш имеет 2 семядоли, прорастающие надземно, с 3 проводящими пучками.
  2. Лист на черешке с сетчатым или ветвящимся жилкованием.
  3. Проводящая система состоит из одного кольца проводящих лучков, с камбием; во флоэме присутствует паренхима; кора и сердцевина дифференцированы.
  4. Корневая система стержневая, зародышевый корешок развивается в славный корень.
  5. Жизненные формы древесные и травянистые.
  6. Цветок имеет число элементов, кратное 5 или 4.

однодольные цветковые

Признаки однодольных растений:

  1. Зародыш с одной семядолей, прорастающей подземно, имеет два главных проводящих лучка.
  2. Лист без черешка, с параллельным или дуговым жилкованием, с влагалищным основанием.
  3. Проводящая система состоит из многих отдельных пучков; камбий отсутствует; паренхима во флоэме отсутствует; кора и. сердцевина не имеют четкой дифференциации.
  4. Корневая система мочковатая, зародышевый корешок рано отмирает, заменяясь системой придаточных корней.
  5. Жизненные формы травянистые, некоторые древесные формы вторичны.
  6. Цветки имеют число элементов, кратное 3, реже 4.

Основные различия между Двудольными и Однодольными

Жизненный цикл Цветковых растений

Цикл развития цветкового растения

Цикл развития. Нажми для увеличения картинки!

Семейства Покрытосеменных (Цветковых)

Семейства Покрытосеменных (Цветковых)

Покрытосеменные таблица

Читайте также: