Роль воспитателя в подготовке и проведении праздника в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Воспитатель должен готовиться к празднику точно так же, как и дети – только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на празднике. А этих сложностей много. Не раз приходилось видеть, как даже опытные воспитатели в процессе разучивания танца допускают те же ошибки, что и дети (а порой у детей получается лучше!). Только на себе можно понять все тонкости и сложности перестроений в танце,

интонирования при пении, исполнения партий в оркестре.

Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника и наставника недопустимо!

Очертим круг и тематику задач, стоящих на утреннике перед каждым ребенком.

Задачи воспитателя при проведении утренника.

Музыкально-исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение), танцах (перестроения), оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов); использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).

Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок.

Надо признать, что проведение утренника – стресс еще и для взрослого, особенно для того, кто два предшествующих месяца подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает навыками выступлений перед зрителем. Наша задача – избежать стресса.

Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.

Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда праздник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.

Праздничный утренник – это своеобразный итог определенного периода общевоспитательной работы с детьми всего педагогического коллектива, а не только музыкального руководителя. Здесь можно увидеть их достижения: насколько выразительно звучит песня, пластичны и точны движения в танцах и играх, разнообразны интонации при чтении стихотворений. На утренниках закрепляются и углубляются представления о явлениях общественной жизни, полученные из бесед с педагогами.

Праздник – это повод проявить себя, выразить внимание к другим людям. Праздник – это ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Праздники связывают их участников с жизнью страны, развивают творчество, эстетические и нравственные качества.

Подготовка к праздникам проходит на разных занятиях, в разных видах художественной и творческой деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи, тексты песен, (тогда, как на муз. занятиях работают исключительно над образом и их характером) проводят экскурсии; Тема праздника отражается в рисунках, аппликациях.

На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником.

За утренники в каждой группе детского сада отвечают воспитатели данной группы совместно с музыкальным руководителем.

Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети, только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике.

Воспитатели должны заботится о том, как будут выглядеть сказочные персонажи, сюрпризы, они подбирают тематические стихи и учат их с детьми, придумывают аттракционы и готовят все необходимое для них, считают количество стульчиков в зале перед утренником, думают о том: кто зажжет елку и откуда будет заходить Дед Мороз. Все вопросы обсуждаются с музыкальным руководителем.

Распределение номеров праздничной программы среди детей представляет наиболее тонкую и трудную задачу для педагогов: надо предложить каждому ребенку выступление по его силам.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игр, танцев, сценок, чтении стихов.

Утренник должен проходить в хорошем темпе. Растянутость выступлений, паузы – расхолаживают детей, утомляют, нарушают единую линию эмоционально-физической нагрузки.

Избежать этого позволит прежде всего активное участие взрослых и степень ответственности к подготовке, не за неделю до праздника, а с момента получения на руки сценария. При обсуждении сценария и определяется роль каждого воспитателя, его обязанности, и, подключение всего коллектива педагогов.

И не много в детских садах таких артистичных, умелых, талантливых, способных сыграть какую либо роль. Есть конечно, среди воспитателей, умные, одаренные люди, но, к сожалению, остаётся все меньше и меньше тех, кто готов за минимальную плату нести максимальные нагрузки. И роли играют одни и те же! И закономерно звучит вопрос: «Почему опять я? Мне что, больше платят?

И знакома такая ситуация, когда буквально накануне праздника музыкальному руководителю сообщают, что ведущая уходит на больничный по нездоровью личному или по уходу за ребенком? И мечется бедный музыкальный руководитель (почему-то именно он) в поисках новой ведущей и других героев и т. д. Ситуация, когда неизвестно не только то, кто будет вести праздник, а вообще кто будет работать с детьми в день его проведения, тоже не редкость.

Поэтому ответственность за исход праздника лежит на всех, без исключения членах педагогического коллектива.

Этапы подготовки:1. Знакомство со сценарием и его обсуждение. В ходе обсуждения выбираются: ведущий, исполнители взрослых персонажей и дети на ведущие роли. В ходе обсуждения уточняются ключевые моменты праздника. 2. Распределением стихов руководит воспитатель, т. к. он знает, кто выступал на предыдущем празднике и кто лучше подойдет для чтения того или иного стихотворения. И конечно стихи не читают все дети, иначе праздник превратится в поэтический вечер. Стихи и роли раздаются детям на дом для совместного разучивания с родителями – воспитатель контролирует этот процесс, для последующей отработки выразительного чтения.

3. Подготовка атрибутов. Музыкальный руководитель отвечает за подготовку музыкальных атрибутов. За подготовку остальных – отвечают воспитатели данной группы. Они могут поручить их изготовление родителям, сделать совместно с детьми или делают сами. 4. Ведущий должен очень хорошо знать весь ход праздника, знать все стихи детей и кто конкретно из детей их читает. Воспитатели, наравне с детьми, должны хорошо знать тексты песен и танцы.

5. Лишь только тогда, когда выучены тексты и роли, переходим к этапу отработки образов и характеров, моменты входа и выхода и других нюансов.

Задачи воспитателя при проведении утренника.

Музыкально-исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение, танцах (перестроения, оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов) ; использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре) .

Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями) ; общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок.

6. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике.

Родители на празднике :

По окончании праздника недопустимо делать вид, что ничего не произошло. Ведь зачастую администрация и коллеги, присутствующие на празднике, молча встают и расходятся по своим рабочим местам. Но ведь каждый педагог знает, сколько усилий стоит проведение открытого занятия (т. е. с присутствием посторонних, и каждый ждет оценки своего труда. А праздник – это тоже открытое занятие, только более масштабное, на котором присутствуют родители, коллеги-педагоги, администрация детского сада)

Любому, и ведущему, и музыкальному руководителю, и актерам приятно услышать слова признательности и благодарности за работу, тем более, если она выполнена успешно. Ну, а если были ошибки, тоже ничего страшного, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает, главное, чтобы они были учтены и не повторялись впредь.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Роль воспитателя при организации и проведении праздника в детском саду.

Общие методические указания.

Содержание и смысл праздников.

Требования к организации и проведения праздников в детском саду.

Эстетическое воспитание дошкольников дополняется проведением праздников в детском саду. Праздничный утренник включает в себя целый комплекс различных видов искусства; песни, танцы, художественное слово,

Театрализация, игры, а так же изобразительное искусство.

МЛАДШИЙ И СРЕДНИЙ дошкольный возраст:

- праздник Осени, Новый год, 8 Марта, праздник Весны, летний (физкультурный праздник).

СТАРШИЙ дошкольный возраст:

-праздник Осени (День Тыквы, День Матери), Новый год, День защитников Отечества, 8 Марта, праздник Весны, День Победы (9 мая), летний (физкультурный праздник), выпуск в школу.

Если оба утренника проводятся в один день, то утренник для малышей ставится первым. Малыши празднуют всегда в утренние часы, а старшие могут и во вторую половину дня, но не позднее, чем в 16.30 час.

С утра дети не утомленны и лучше воспринимают и исполняют песни, танцы. В младших группах совсем не обязательно присутствие родителей.

Старшие дети наоборот воспринимают присутствие родителей, как возможность порадовать их своим выступлением.

Во вторую половину дня и родителям легче попасть на праздник в детсад.

В зависимости от возраста детей:

- для самых маленьких 25-30 минут,

-для детей средней группы 35-40 минут,

- для старших дошкольников от 40 до 50 минут.

( исключения могут составлять новогодний праздник, где множество переодеваний, номеров и выпуск в школу, где звучат поздравления родителей)

СОДЕРЖАНИЕ И СМЫСЛ ПРАЗДНИКОВ.

Религиозные праздники (Рождество)

Народные праздники (Покровская ярмарка, Масленица, Жаворонки)

Государственные (День защитников Отечества, день Победы)

Профессиональные (День Учителя)

Местные (День города)

Семейные ( они празднуются всей народностью, у каждой семьи это свой праздник. Например: у народов ханси не принято праздновать день рождения после пяти лет, а у русских этот день отмечают каждый в свой день рождения).

Групповые ( день рождения группы, выпуск в школу).

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА ПЕДАГОГОМ,

Праздники планируются на весь год с точными датами и воспитатели обязательно переносят их в свой план.

На совещании за месяц зачитывается и обсуждается план проведения утренника и все мероприятия при подготовке к нему. Сценарий может составлять как музыкальный руководитель так и воспитатель групп ( а музыкальный руководитель предоставляет педагогу лишь певческий и танцевальный репертуар). Воспитатель переписывает текст песен в особую тетрадь для закрепления слов с детьми в группе.

Принимается сценарий с дополнениями и изменениями.

Каждому члену коллектива поручается определенная работа – убранство зала, изготовление костюмов, ведение праздника и исполнение ролей в нем.

РОЛЬ ВЕДУЩЕГО очень ответственна:

- ведущий руководит подготовкой к празднику и самим праздником,

- объединяет элементы праздника в целое ( конферанс),

- поясняет детям происходящее,

- осуществляет связь между зрителями и исполнителями.

ПРИМЕР:

Непредвиденный момент (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж). Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Ведущий должен найти выход из затруднительной ситуации ( шутка, загадка, приобщение родителей и детей к решению затруднений).

Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях и репетициях с персонажами, чтобы в случае необходимости помочь детям в исполнении песни, танца, сценки.

Иногда музыкальный руководитель берет на себя роль ведущего. В этом случае музыкальное сопровождение осуществляет его коллега – музыкальный руководитель или воспитатель.

Не только ведущий, но и воспитатель должен хорошо знать ход праздника, отвечать за порученный ему участок работы ( раздать атрибуты, одеть костюмы и пр.). всякое промедление или замешательство может нарушить стройность праздника, увеличить его продолжительность.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА:

Ведущий и воспитатель группы должен знать песни; петь их с детьми 1-ой и 2-ой младшей, средней групп, подпевать с детьми старших групп. Дети подготовительной группы поют сами, но воспитатель должен быть готов подсказать слова или мотив песни.

Ведущий и воспитатель должны знать танцевальные движения: с малышами и детьми средней группы вставать на танец и в хороводы, детям старшей и подготовительной групп быть готовыми встать в пару или подсказать движение.

Ведущий и воспитатель группы должны знать стихи и детей, которые их читают. Быть готовыми в любой момент подсказать текст.

Ведущий не ограничивается знанием содержания праздника. Он, как и все отвечает за дисциплину, порядок переодевания, выставления декораций и пр.

Ведущий отвечает за работу с родителями ( просьба изготовить костюм, выступить на празднике и пр.).

Ведущий создает на празднике атмосферу радости и доброжелательства.

Ведущий несет ответственность за безопасность детей ( следит за поверхностью пола, ковра, натяжению лент или веревок, подвешивание украшений, использования электрических приборов; вентилятор, проектор и пр.)

Костюмы и оформление зала изготовляются силами воспитателей и желанием родителей.

Роль воспитателя так же заключается и в закреплении впечатлений от праздника. Отражение праздника в рисунках и лепке. Воспитатели раздают атрибуты и элементы костюмов: повторяются игры, песни, сценки. Можно повторить и праздник перед детьми младших групп с участием персонажей (поменять роли детям, дать их другим детям).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Ваша оценка роли взрослых в ходе праздника.

Как создать условия для творческого проявления детей на празднике?

Ваше отношение к созданию творческих совместных объединений взрослых (включая родителей) и детей. В чем вы видите их ценность?

Ваша оценка роли музыкального руководителя в организации и проведении праздника.

высшей квалификационной категории

Расторгуева Елена Борисовна

Краткое описание документа:

Роль воспитателя при организации и проведении праздника в детском саду.

1. Общие методические указания.

2. Содержание и смысл праздников.

3. Требования к организации и проведения праздников в детском саду.

Эстетическое воспитание дошкольников дополняется проведением праздников в детском саду. Праздничный утренник включает в себя целый комплекс различных видов искусства; песни, танцы, художественное слово,

Театрализация, игры, а так же изобразительное искусство.

МЛАДШИЙ И СРЕДНИЙ дошкольный возраст:

- праздник Осени, Новый год, 8 Марта, праздник Весны, летний (физкультурный праздник).

СТАРШИЙ дошкольный возраст:

-праздник Осени (День Тыквы, День Матери), Новый год, День защитников Отечества, 8 Марта, праздник Весны, День Победы (9 мая), летний (физкультурный праздник), выпуск в школу.

Если оба утренника проводятся в один день, то утренник для малышей ставится первым. Малыши празднуют всегда в утренние часы, а старшие могут и во вторую половину дня, но не позднее, чем в 16.30 час.

С утра дети не утомленны и лучше воспринимают и исполняют песни, танцы. В младших группах совсем не обязательно присутствие родителей.

Старшие дети наоборот воспринимают присутствие родителей, как возможность порадовать их своим выступлением.

Во вторую половину дня и родителям легче попасть на праздник в детсад.

В зависимости от возраста детей:

- для самых маленьких 25-30 минут,

-для детей средней группы 35-40 минут,

- для старших дошкольников от 40 до 50 минут.

( исключения могут составлять новогодний праздник, где множество переодеваний, номеров и выпуск в школу, где звучат поздравления родителей)

СОДЕРЖАНИЕ И СМЫСЛ ПРАЗДНИКОВ.

1. Религиозные праздники (Рождество)

2. Народные праздники (Покровская ярмарка, Масленица, Жаворонки)

3. Государственные (День защитников Отечества, день Победы)

4. Профессиональные (День Учителя)

5. Местные (День города)

6. Семейные ( они празднуются всей народностью, у каждой семьи это свой праздник. Например: у народов ханси не принято праздновать день рождения после пяти лет, а у русских этот день отмечают каждый в свой день рождения).

7. Групповые ( день рождения группы, выпуск в школу).

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА ПЕДАГОГОМ,

1. Праздники планируются на весь год с точными датами и воспитатели обязательно переносят их в свой план.

2. На совещании за месяц зачитывается и обсуждается план проведения утренника и все мероприятия при подготовке к нему. Сценарий может составлять как музыкальный руководитель так и воспитатель групп ( а музыкальный руководитель предоставляет педагогу лишь певческий и танцевальный репертуар). Воспитатель переписывает текст песен в особую тетрадь для закрепления слов с детьми в группе.

3. Принимается сценарий с дополнениями и изменениями.

4. Каждому члену коллектива поручается определенная работа – убранство зала, изготовление костюмов, ведение праздника и исполнение ролей в нем.

РОЛЬ ВЕДУЩЕГО очень ответственна:

- ведущий руководит подготовкой к празднику и самим праздником,

- объединяет элементы праздника в целое ( конферанс),

- поясняет детям происходящее,

- осуществляет связь между зрителями и исполнителями.

Непредвиденный момент (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж). Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Ведущий должен найти выход из затруднительной ситуации ( шутка, загадка, приобщение родителей и детей к решению затруднений).

Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях и репетициях с персонажами, чтобы в случае необходимости помочь детям в исполнении песни, танца, сценки.

Иногда музыкальный руководитель берет на себя роль ведущего. В этом случае музыкальное сопровождение осуществляет его коллега – музыкальный руководитель или воспитатель.

Не только ведущий, но и воспитатель должен хорошо знать ход праздника, отвечать за порученный ему участок работы ( раздать атрибуты, одеть костюмы и пр.). всякое промедление или замешательство может нарушить стройность праздника, увеличить его продолжительность.

1. Ведущий и воспитатель группы должен знать песни; петь их с детьми 1-ой и 2-ой младшей, средней групп, подпевать с детьми старших групп. Дети подготовительной группы поют сами, но воспитатель должен быть готов подсказать слова или мотив песни.

2. Ведущий и воспитатель должны знать танцевальные движения: с малышами и детьми средней группы вставать на танец и в хороводы, детям старшей и подготовительной групп быть готовыми встать в пару или подсказать движение.

3. Ведущий и воспитатель группы должны знать стихи и детей, которые их читают. Быть готовыми в любой момент подсказать текст.

4. Ведущий не ограничивается знанием содержания праздника. Он, как и все отвечает за дисциплину, порядок переодевания, выставления декораций и пр.

5. Ведущий отвечает за работу с родителями ( просьба изготовить костюм, выступить на празднике и пр.).

6. Ведущий создает на празднике атмосферу радости и доброжелательства.

7. Ведущий несет ответственность за безопасность детей ( следит за поверхностью пола, ковра, натяжению лент или веревок, подвешивание украшений, использования электрических приборов; вентилятор, проектор и пр.)

Костюмы и оформление зала изготовляются силами воспитателей и желанием родителей.

Роль воспитателя так же заключается и в закреплении впечатлений от праздника. Отражение праздника в рисунках и лепке. Воспитатели раздают атрибуты и элементы костюмов: повторяются игры, песни, сценки. Можно повторить и праздник перед детьми младших групп с участием персонажей (поменять роли детям, дать их другим детям).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Ваша оценка роли взрослых в ходе праздника.

2. Как создать условия для творческого проявления детей на празднике?

3. Ваше отношение к созданию творческих совместных объединений взрослых (включая родителей) и детей. В чем вы видите их ценность?

4. Ваша оценка роли музыкального руководителя в организации и проведении праздника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом

2. Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте

5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми

6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

7. Знает приемы кукловождения

Читайте также: