Ромашка блума на уроках технологии

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Отдел дополнительного профессионального образования

Итоговая аттестационная работа

МАСТЕР- КЛАСС

Молдашевой Дильдой Бауржановной

доктор пед. наук, профессор

кафедры методики преподавания иностранных языков

Мосина Маргарита Александровна

Мастер – класс учителей начальных классов

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Задачи мастер – класса:

-расширить понятие о критическом мышлении и методах развития критического мышления;

- показать приемы использования Ромашки Блума в своей работе;

- научить слушателей использовать данный прием в своей практической деятельности.

Необходимое время: 40-45 минут.

Минимальное и максимальное количество участников: от 10 до 20.

Краткая аннотация: на мастер-классе участники смогут расширить свои представления о приёмах критического мышления, получат опыт их использования при подготовке и проведении урока.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

- понимание участниками сути авторской системы педагога-мастера;

- практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

- повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Требования к организации мастер-класса:

Классная доска или маркерная, мел или маркер.

Бумага формата А4 по количеству групп.

Аудитория, обеспечивающая возможность организации групповой работы.

Ход мастер-класса

I .Презентация педагогического опыта учителей начальных классов

Требования современного образования нацеливают на принцип " учить не науке, а учить учиться ".

Такую задачу ставит технология развития критического мышления. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?

Сегодня мы хотим вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Б. Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

hello_html_m57df3ed.jpg

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова " Почему ?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы . ", "Что будет, если . ", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. ".Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы . Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить . ", Что можно сделать из . ", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать . ", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.Вопрос следует начать со слова – поделись…

Варианты использования "Ромашки Блума" на уроках

Возможны два варианта:

Вопросы формулирует сам учитель . Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

Вопросы формулируют сами учащиеся . Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

II . Представление урока

1. Знакомство Цель: через знакомство подвести к теме мастер – класса. В парах. Люди знакомятся друг с другом, узнают лучшие качества друг друга.

2. Деление на группы по лепесткам ромашки ( каждый цвет лепестка соответствует типу вопроса)

3.Актуализация знаний

- А как вы знакомились друг с другом? ( задавали вопросы)

- Знаете ли вы каких типов бывают вопросы?

Образец использования приема.

Учащиеся читали текст и составляли к нему вопросы.

Саня и Ваня возвращались из школы домой. Шли они лесом. Лес совсем необычный стал: не рыжий, не зеленый, а бело – серый. Стволы снегом припорошило. Ноги так и проваливаются в снег. А под снегом хрустят и шуршат сухие листья, хвоя и сучья.

Саня взял сучок и что – то написал на снегу.

Ваня посмотрел, прочитал:

- Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он.

- Ну и дурак! – сказал Саня.

На примере текста учащимися были составлены такие вопросы:

Кто главные герои рассказа?

Где происходит действие в рассказе?

Когда происходит действие в рассказе?

Каким описан зимний лес в рассказе?

2.Уточняющие.

Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?

Я могу ошибаться, но по – моему, главные герои рассказа возвращались домой из школы?

Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?

3.Интерпретационные.

Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?

4.Творческие .

Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?

hello_html_m68188017.jpg

Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?

5.Практические.

Как бы вы поступили на месте Вани?

Как бы вы поступили на месте Сани?

6. Оценочные .

Почему поступок Вани вызывает осуждение?

Кто из друзей был прав?

Хотим представить фрагмент урока литературного чтения в 3 классе.

Панорамный урок

Тема: Борис Житков. “Цветок”

Размышление над текстом

- На доске цветок с 6 лепестками. Каждый лепесток – вопрос.

Первый вопрос простой , на него отвечаем односложно.

Второй вопрос уточняющий , он начинается словами

Если я правильно понял…

Далее – о бъясняющий вопрос

Теперь вопрос творческого характера. Попробуем сделать предположение, прогноз.

Пятый вопрос – оценочный

Чем … отличается от …

Шестой лепесток-вопрос: свяжите теорию с практикой , дайте совет, рекомендацию.

Вопросы по осмыслению прочитанного текста

- Кто главные герои рассказа Б.Житкова “Цветок”?

- С чего началась данная история?

- Что случилось с Настей?

- Докажите, что данный цветок – это алое

- Как цветок помог вылечиться девочке?

- Как ещё можно использовать этот цветок?

- Сравните этот цветок с другими цветами. Что вы можете сказать в пользу этого цветка?

- Сравните отношение мамы к цветку вначале и в конце рассказа

Задание к группам

- Распределите вопросы по типам. Определите, какие вопросы относятся к вашей группе.

Цель: систематизировать знания о Ромашке Блума

Задачи: - развить умение составлять вопросы разного типа.

Методы: работа в группе

Ресурсы: раздаточный материал (типы вопросов), текст сказок

IV .Моделирование.

Группам необходимо по предложенному тексту (новому):

Определите цели работы.

Составьте вопросы к тексту.

Представьте результаты работы.

V .Рефлексия.

Одно слово/ существительное

Два слова / прилагательные

Три слова / глаголы

Фраза из четырех слов / выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

Одно слово/ характеризует суть предмета или объекта .

Группы зачитывают свои работы

2 . Дискуссия по результатам совместной деятельности

Насколько полезна вам полученная информация и сможете ли вы её использовать в профессиональной деятельности?

Что было трудным в работе?

Заключительное слово педагога-мастера

Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта:

Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности.

Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.

Что такое Ромашка Блума

лепестки Блума

Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума.

Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:

  1. Знание – простые вопросы;
  2. Понимание – уточняющие;
  3. Применение – практические;
  4. Анализ – интерпретационные;
  5. Синтез – творческие;
  6. Оценка – оценочные.

Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.

Бенжамин Блум

Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:

Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.

Шесть лепестков – шесть вопросов

Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.

Простые вопросы

Простые вопросы

Уточняющие вопросы

С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.

Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:

Интерпретационные (объясняющие) вопросы

Интерпретационные вопросы

Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.

Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.

Творческие вопросы

Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.

Практические вопросы

Практические вопросы

Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.

Оценочные вопросы

Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.

Пришвин

Технология Ромашка Блума универсальна и может использоваться на любом из уроков.

элемент урока ромашка Блума


Если ученики знакомы с Ромашкой Блума с первого класса, то к четвертому вопросы задает уже не учитель, а сами дети друг другу. Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.

Вот какие вопросы получились у детей на основе прочитанного текста:

Кто рассказывает историю про лосей?
Где происходит действие рассказа?
Какими описаны в тексте лоси?

Правильно ли я понял, что дед был охотником?
Действительно ли лосята вели себя как маленькие дети?
Можно ли считать, что лосиха любит своих детенышей?

Почему дед решил показаться лосихе из засады?
Почему дед не стал стрелять в лосей?

Как вы думаете, что произошло, если бы дед выстрелил в лосей?
Что могло случиться с лосятами, если бы лосиха убежала, увидев охотника?

Как бы вы поступили на месте деда?
Что бы вы сказали охотнику, если бы сидели у того костра?

Какой урок можно вынести, послушав такую историю?
Как вы оцениваете поступок деда?

Таким образом, каждый из учеников усвоил содержание текста и проработал его на разном уровне познавательной деятельности.

Когда вопросы-интерпретации актуальны?

вопросы-интерпретации для детей

Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель. А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью.

Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.

Начиная с пятого класса, вопросы-интерпретации приобретают наибольшую актуальность. В этом возрасте дети уже более осознаны, имеют довольно большой запас знаний, которые помогут докопаться до многих причин явлений и поступков. К тому же, в старших классах много тем, где ученики должны сами разобраться в материале, чтобы его понять – объясняющие вопросы будут здесь отличным средством обучения.

Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума

В своей практике я активно использую этот прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей. А на уроках русского языка и окружающего мира удобно разбираться в сути различных понятий и явлений (знакомство с частями речи, природными зонами и др.).

При работе стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:

Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей

эффективность Ромашки Блума для критического мышления детей

Критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания.

Прием Ромашка Блума эффективно решает все эти задачи: ребенок находит выход из проблемных ситуаций, опираясь на свой опыт и ранее полученные знания. Необычная форма работы делает процесс обучения интересным и увлекательным. А различные вариации помогают проверить уровень развития критического мышления у каждого ученика.

Шаблон Ромашки Блума

Шаблон Ромашка Блума

Заключение

Прием Ромашка Блума хорошо впишется в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать тексты. А разные по сложности вопросы помогут выяснить уровень развития критического мышления и понимания материала у каждого ребенка.


Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. Ценность данного приема в том, что он учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом. Ромашку Блума можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.

Предложенная Блумом теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею" Таким образом, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован учителем любого предмета.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы . ", "Что будет, если . ", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. ". Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить . ", Что можно сделать из . ", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать . ", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

1) Знакомство с писателем

2) Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Прочитайте название стихотворения. Подумайте, о чём может говориться в стихотворении с таким названием?

3) Знакомство со стихотворением (аудиозапись)

Чей прогноз оказался правильным?

4) Разберемся в прочитанном. Работа с текстом

Разбиваемся на группы.

Белый лист – простые вопросы (Что? Где? Когда? Как?)

  • Найдите описание девочки. Какое возникло у вас впечатление о девочке? Что подчеркивает эпитет худая?
  • Чем привлекает вас девочка?
  • Какой она вам представляется?

Желтый лист – уточняющие вопросы

Синий лист – интерпретационные

  • Почему мальчики забыли про свою подругу? (как любые маленькие дети – они немного эгоисты)
  • Почему девочка не завидовала чужому счастью?
  • Наступления какого дня боится автор? Почему? (в мире взрослых часто внешность играет большую роль в судьбах людей, люди не видят души в человеке)
  • Почему поэт надеется, что девочка сумеет преодолеть боль, которую ей неизбежно нанесут люди своим отношением?

Зеленый лист – творческий вопрос

  • Как вы думаете, как изменился бы мир, если бы люди начали ценить в первую очередь красоту внутреннюю?
  • Предположите, как, по вашему мнению, может сложиться судьба девочки в нашем мире?

Фиолетовый лист – практический вопрос

  • Где в обычной жизни вы могли сталкиваться с подобной ситуацией?
  • Что можно сделать, чтобы люди более терпимее относились друг к другу?
  • Испытывали вы те же чувства, что и героиня?

Красный лист – оценочные вопросы

  • Как вы думаете, к какой мысли хотел привести читателя автор?
  • Можно ли ответить на вопрос, поставленный Заболоцким: что есть красота (Сосуд она, в котором пустота // Или огонь, мерцающий в сосуде)?
  • Чем же человек может наполнить сосуд своей души, чтобы она была красива?

Перечислите те нравственные ценности, которыми каждый человек может наполнить свой сосуд души.

3. Вывод

Использование приема

Требования современного образования, обозначенные во ФГОС, нацеливают на принцип "учить не науке, а учить учиться".

Такую задачу ставит технология развития критического мышления.

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Одна из задач технологии развития критического мышления – формирование навыков общения, навыков формулировки вопросов. Ведь общение людей невозможно без вопросов. В том потоке информации, в котором мы живём, необходимо научиться анализировать информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, формулировать вопросы и находить на них ответы.

К сожалению, на уроках чаще спрашиваем мы, и это большая проблема наших детей. Им отвечают на вопросы, которых они не задавали. И дети перестают задавать вопросы. Они знают, что им будут что-то рассказывать, часто то, что им неинтересно или непонятно. Идеально, когда ребенок сам задает вопросы, сам хочет что-то узнать.

Умение формулировать вопросы, позволит нам формировать, в первую очередь, такие виды УУД, как познавательные и коммуникативные.

Сегодня я хочу вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета с детьми любого возраста.

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, 6 лепестков – 6 вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. Данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы . ", "Что будет, если . ", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. ".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить . ", Что можно сделать из . ", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать . ", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Варианты использования "Ромашки Блума" на уроках

Возможны два варианта:

Вопросы формулирует сам учитель . Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

Вопросы формулируют сами учащиеся . Этот вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

А сейчас я предлагаю вам опробовать данный прием. На экране появился текст, который мы сейчас обсудим. В углу ромашка, на которую можно ориентироваться при составлении вопросов. После прочтения текста мы попробуем составить вопросы всех типов и зададим их другим группам учителей. Всего у нас 3 группы.

Саня и Ваня возвращались из школы домой. Шли они лесом. Лес совсем необычный стал: не рыжий, не зеленый, а бело – серый. Стволы снегом припорошило. Ноги так и проваливаются в снег. А под снегом хрустят и шуршат сухие листья, хвоя и сучья.

Саня взял сучок и что – то написал на снегу.

Ваня посмотрел, прочитал:

- Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он.

- Ну и дурак! – сказал Саня.

На примере текста учащимися были составлены такие вопросы:

Кто главные герои рассказа?

Где происходит действие в рассказе?

Когда происходит действие в рассказе?

Каким описан зимний лес в рассказе?

2.Уточняющие.

Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?

Я могу ошибаться, но по – моему, главные герои рассказа возвращались домой из школы?

Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?

3.Интерпретационные.

Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?

4.Творческие.

Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?

Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?

5.Практические.

Как бы вы поступили на месте Вани?

Как бы вы поступили на месте Сани?

6. Оценочные.

Почему поступок Вани вызывает осуждение?

Кто из друзей был прав?

3. Кубик Блума (+практика с ним).

Когда вы с детьми уже освоили ромашку, можно перейти к кубику Блума.

Этот прием сложнее в том, что на придумывание вопроса отводится меньше времени. Но одновременно включается игровой момент, дух соперничества. Этот прием даже больше нравится детям.

Совет . Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Формулировки для учеников начальной школы грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами педагога и реформатора школьной системы Джона Холта:

Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности.

Читайте также: