Ростовщик вырастил из ростка красивое растение

Обновлено: 19.07.2024

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Словообразование. По пути нам будут встречаться трудности, а, может быть, и опасности. Но я думаю, что сообща мы их преодолеем. Для начала давайте выберем капитанов. (Команды выбирают).

II. Повторение изученного материала.

- Но чтобы пуститься в плавание, надо сначала вспомнить, что изучает словообразование.

- Словообразование изучает состав слова и способы образования новых слов.

- А теперь в путь. Внимание всем! Справа по борту я вижу остров Повторения. Приготовьте перфокарты и листочки. Сейчас мы вспомним правописание гласных А-О в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.

Работа с перфокартой.

Предпол_гать дол_жить сл_жение
изл_жение к_снусь изл_гать
сл_гаемое прик_снется неприк_сновенный
прик_сновение предл_жение предпол_гаемый
отл_жить прил_гать распол_житься
прик_саться к_сание прил_гательное

- Расскажите о правописании гласных в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.

III. Изучение нового материала.

- Продолжим наше путешествие. Прямо по курсу – море Неразгаданных тайн. Ребята, сегодня нам с вами предстоит разгадать одну из загадок, таящихся на дне этого моря. Загадку о правописании гласных А-О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

Запись темы урока.

2. Исследовательская работа.

На экране слова: растут, растение, выращивать, выращенный, выросла, заросли.

- Запишите эти слова и выделите в них корень.

- Какие это слова? (Однокоренные.)

- Какое явление мы наблюдаем в этих корнях? (Чередование согласных ст//щ//с.)

- Попробуйте сформулировать правило написания гласных А-О в корнях

3. Знакомство со словами-исключениями.

- Мы разгадали с вами загадку, которая таилась на дне моря Неразгаданных тайн.

А теперь продолжим наше путешествие. Слева по борту – берег Исключений.

Слова-исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

А чтобы их лучше запомнить, предлагаю выучить четверостишие:

Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на базаре.

4. Лексическая работа (Приложение 1, слайд 7).

Отрасль – отдельная область деятельности, науки, производства.

Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня; 2) отрезок ветки с почками для посадки; 3) перен. проявление начинающегося развития чего-нибудь.

Ростовщик – человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

(С.И. Ожегов.Толковый словарь русского языка. – М., 2000.)

Учащиеся составляют и записывают с этими словами словосочетания.

IV. Закрепление изученного.

Листья растения, молодая поросль, росток розы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, знакомый ростовщик, зарастет сорняками.

Подчеркнуть изученную орфограмму.

Учитель:

- Что ж, хорошо, рифы нам удалось обойти. Но что это там за шум?!

Пираты (хором):

Первый пират:

Второй пират:

Учитель:

- Пираты, не трогайте ребят, пожалуйста. Они у нас умные, правила учат, пишут грамотно.

Первый пират:

Второй пират:

- Что ж, а сейчас мы проверим, как они говорят. Мы принесли с собой скороговорки, пусть попробуют их произнести.

Первый пират:

Учитель:

- Ну что, капитаны, выручайте свои команды. (Вручает карточки капитанам.)

2. Орфоэпическая минутка (Приложение 2).

Подрастала – хвост растила, платье темное носила. Подросла – зеленой стала, хвост на весла променяла. Подросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли.

Капитаны выполняют задания.

Учитель:

- Вы довольны, пираты? Убедились, что ребята у нас молодцы?

Первый пират:

- Ладно-ладно, мы еще раз к вам придем.

Второй пират:

- Тогда уж точно всех в плен возьмем.

Первый пират:

Учитель:

- Все обошлось благополучно. Продолжим наше путешествие. Справа по борту – земля. Высадившись на берег, вы сразу попадете в дремучий лес Выбирай-ка.

3. Выборочный диктант (Приложение 1, слайд 11-14).

а) Распределить слова в два столбика, выделить орфограмму.

Один ученик выполняет задание у доски.

Р_стения, выр_сли, разр_стается, отр_слевой, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли, р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов.

б) Разобрать по составу слова: растения, подросли, разрастается, росток.

4. Тест в формате ЕГЭ (Приложение 1, слайд 15-16).

А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

пол..жить, зар..сти, соприк..сается

р..сточек, к..снусь, прир..щение

прил..гательное, к..сательная, отр..сль

Р..стислав, ул..жить, выр..стить

А2. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

распол..жение, к..сой, пор..сль

упр..стить, прик..саться, сл..гаемое

водор..сли, к..сьба, вл..жение

предпол..жение, отр..сль, выр..щенный

Ключ к тесту: А1. 3. А2. 4.

- Выбравшись из зарослей дремучего леса Выбирай-ка, мы попали на берег реки Игровой.

5. Игра “Составь слово” (Приложение 1, слайд 17).

Из слова выходить взять приставку.
Из слова заросли – корень.
Из слова сидел – последний суффикс.
Из слова кустарника – окончание. (Выросла.)

V. Подведение итогов.

- На этом наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, что мы узнали нового сегодня на уроке.

VI. Домашнее задание.

Параграф 85, упражнение 441 или составить словарный диктант с изученной орфограммой (по выбору учащихся).

Зоревать, озарённые, догорит, прикоснёшься, Ростислав,Ростов, поравнялся, ростовщик, вырастил, ростка, растение, разрасталось, выросло, склонились, располагает, отраслей.

А) основа: Аист то улетал, то стоял. ( простое предложение)
б) основа: когда пройдет облако( придаточное обстоятельственное), озеро заблестит( главное). ( сложное)
в) основа: никто не сможет сказать( главное), живут гейзеры( придаточное дополнительное)

выглядеть-2спр. выпить-1спр. гнать-2спр. гнить-1спр. засыпать-1спр. клеить-2спр. кричать-2спр. объять-1спр. основать-1спр. пилить-2спр. храпеть-2спр. шить-1спр.

О состоянии (п.п.) здоровья (р.п.)
заявку (в.п.) с просьбой (т.п.)
с указанием (т.п.) количества (р.п.)

Я очень лблю свою комнату.Она очень уютная и светлая.В углу комнаты стоит книжный шкаф,в котором аккуратно сложены мои самые любимые книги.Вся моя семья очень любит читать,поэтому у нас большая библиотека.У нас много разных книг:есть и детективы,и романы, и рассказы.Рядом находится моя кровать,застеленная красивым розовым покрывалом.В другом углу-письменный стол,за которым я делаю уроки.На стенах-календари,различные плпкаты с изображением животных и моих кумиров.Из окна можно увидеть множество деревьев и цветов.Очень красиво цветет сирень весной!Приходите ко мне в гости,и вы сами все увидите!

Распространи мысль в предложении. Допиши предложение по схеме, укажи части речи. где?по чему? бегут какие? ручейки. б)как? бегут

Прочитайте Составьте и запишите словосочетания из глагола и любого из данных местоимений в нужной падежной форме

Напиши письмо школьнику из Украины , в котором расскажи о флаге своей страны ,Расспросите его о флаге страны в которой он живёт

Написать сочинение на тему мой лучщий друг 50 80 слов не из интернета пожалуйста Друга зовут Динислам

7. Выполните синтаксический разбор простого предложения. В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербур

Долго росло растение, выращенное ростовщиком из Ростова по имени Ростислав, пока росток не перерос возрастной барьер, пророс выше, пройдя сквозь все растительные преграды, став добычей работников пищевой отрасли.

– Проверьте себя, используя схему.

3. Объяснение нового материала.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним загадочным корнем -кос- – -кас-.

– Найдите его в схеме и определите, от чего зависит его написание. Сформулируйте правило, сравните его с правилом в учебнике (на с. 63).

4. Упражнения 137, 139.

– Назовите известные вам корни с чередующейся гласной, выбор которой зависит от суффикса -а- .

Тема: Буквы О и А в корне - гор - – - гар -

Цель: сформировать навык постановки буквы А или О в корнях –ГОР- -ГАР-

1. Повторение пройденного материала.

1) Проверка домашнего задания.

2) Индивидуальная работа по карточкам.

К а р т о ч к а 1.

Вставьте пропущенные буквы.

К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно.

К а р т о ч к а 2.

Вставьте пропущенные буквы.

Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..саться, соприк..сновение.

– Как вы думаете, для каких корней она подойдет?

4) Вставьте пропущенные буквы.

Зам..реть от восторга, отп..рать замок, зам..рать от восхищения, приб..ру в квартире, уд..рать с места происшествия, к..саться темы, уд..ру без оглядки, прик..снуться к прошлому, написать изл..жение.

2. Объяснение нового материала.

– Какой загадочный корень встречается в этих пословицах?

1) Когда повара дерутся, все стынет или г..рит.

2) Огонь тушат, пока не разг..релся.

3) От искры сыр-бор заг..релся.

4) От копеечной свечи Москва заг..релась.

– Найдите его в схеме. От чего зависит выбор гласной? Сформулируйте правило. Сравните его с правилом в учебнике (с. 64)

– Вставьте пропущенные гласные.

– Обратите внимание на остальные корни в первом столбике.

– Во всех ли корнях под ударением нужно писать А?

– Чтобы не запутаться при встрече с таким корнем, нужно подобрать слово-двойник, где гласная будет под ударением. Например, заг?релся – ударение на корень не падает. Подбираем слово-двойник с ударением в корне – загар . Значит, в этом корне А пишется под ударением. В слове заг?релся пишем О.

3. Лингвистическая разминка.

– Докажите, что данные слова не одного корня: разорить – оз..рить.

– Вставьте пропущенную букву, объясните свой выбор.

4. Самостоятельная работа.

1-й в а р и а н т – упражнение 140.

2-й в а р и а н т – упражнение 141.

Предлагать чаю, провести касательную, заросли кустов, несгораемый шкаф, чудесная долина, умолять о помощи, соединение проводов, закрепить успех, честолюбивые планы, сдирать шкуру, затрещали дрова, замереть от страха.

6. Лингвистическая разминка.

– Попробуйте догадаться, что сказал врач.

Какая-то пациентка спр..сила Боткина:

– Ск..жите, доктор, какие упражнения самые п..лезные, чтобы п..худеть?

– Поворачивайте голову справа налево и слева направо, – ..тветил Боткин.

(– Когда вам предлагают поесть.)

– Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Домашнее задание: упражнение 150; подготовиться к проверочной работе.

Цель: обобщить и систематизировать изученный материал.

Оборудование : сигнальные карточки, перфокарты.

I. Ребята, сегодня мы обобщим знания по теме “Чередование гласных о/а и и/е в корнях слов”.

II. Проверим домашнее задание (правописание гласных в корнях гор гар).

Отвечает один ученик, остальные проверяют по своим тетрадкам.

III . Объяснительный диктант

У кумушки глаза и зубы разгорелись. (И.Крылов. “Лисица и виноград”). Ударили в смычки, дерут, а толку нет (И.Крылов. “Квартет”)

Учитель: Узнали ли вы, откуда эти предложения? Кто автор?

IV. Грамматическая зарядка:

(Учитель называет словосочетание. Дети поднимают сигнальные карточки).

Приложение к журналу

V. Учитель : Молодцы! Немножко отдохнули, а теперь откроем учебник, выполним упр. 146. Один ученик у доски, остальные пишут в тетрадках.

VI. Вспомним синтаксический разбор предложения .

(Один ученик у доски делает синтаксический разбор предложения).

Над лесом тихо разгорается зорька.

VII. На столах сигнальные карточки: и – синие, е – красные.

Учитель называет словосочетания, дети поднимают карточки:

Настилать полы, расстилающийся туман, постелить скатерть, зажигать лампу, прижигать йодом рану, стереть пятно, обжигающий ледяной ветер, зажигающиеся на небе звезды, растереть полотенцем тело, обтирание холодной водой.

Учитель: Спасибо! Ребята, сделаем вывод и подведем итоги.

Домашнее задание: комплексный анализ текста, подготовиться к тестированию.

Цель: выявить пробелы в знаниях учащихся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) предл..жение, слаг..емое, изл..жение, дол..жить

2) возл..гать, предл..гать, предпол..гаемый, пол..гать

3) изл..гать, сл..жить, распол..жение, предпол..гать

4) прил..жение, ул..жить, пол..жение, разл..жить

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) выр..сли, подр..сли, выр..щенный, отр..стать;

2) р..стение, разр..стаются, обр..стать, р..стущий

3) зар..сло, прор..сли, пор..сль, отр..сль

4) зр..сли, р..сток, р..стовщик, недор..сль

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) к..саться, к..саемся, соприк..саться, при..косновение

2) прик..сается, к..сание, к..снитесь, неприк..сновенный

3) прик..сайтесь, к..сательная, к..саюсь, соприк..саешься

4) к..снуться, прик..снешься, к..снись, соприк..снуться

4. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) заг..релый, подг..реть, пог..релец, выг..рание

2) возг..рание, к..снуться, прил..жение, отр..слевой

3) з..рница, оз..рение, з..ря, оз..ренный

4) з..рька, предл..гать, нар..щение, прик..сновение.

5. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1) уб..рать, нат..рание, прид..раться, расст..лить

2) зам..рание, оп..раться, прот..рать, соб..раться

3) расст..латься, выт..рать, выт..реть, уд..ру.

6. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) расст. ливший, прот. рать, приб…русь, выд…рнуть

2) соб. ру, прид. русь, зам..реть, неразб…риха

3) отп…рать, нат…рание, отт. реть, подст…лить.

Замереть от неожиданности, примирить противников, блестеть на солнце, объединить силы, предполагать, изложить факты, сплотить силы, посевы разрастаются, расположение войск, заросли, касательная, оросительная система, возраст, изложение, облокотиться, выгореть, заря, испарение, поросль, отрасль, росток, озарение, наращение, стирание, нарастание, недоросль.

Домашнее задание: комплексный анализ текста..

Тема: Гласные Ы и И после приставок.

Цель: сформировать навык правописания букв Ы и И после приставок.

Оборудование: презентация, экран, проектор, компьютер.

1. Работа с предложениями.

– Из какого произведения эти строки? Кто автор? Спишите.

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

– Постойте ж, я сыскал секрет, –

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем.

Работа с первым предложением.

– Расставьте необходимые запятые. Обоснуйте.

– Объясните подчеркнутые орфограммы.

Работа со вторым предложением.

– В чем особенность этого предложения?

– Вспомните, как выделяется прямая речь в предложении.

– Поставьте все необходимые знаки препинания для выделения прямой речи.

– Простым карандашом поставьте вертикальные черточки там, где заканчиваются части сложного предложения (т. е. выделите все простые предложения в составе сложного). Поставьте запятые.

– Как образованы глаголы сыграть, сыскал? Покажите это графически. Что происходит с первой гласной корня при прибавлении приставки?

2. Определение темы и целей урока.

3. Работа с теоретическим материалом.

Изучению законов русского языка Ломоносов отдал много сил.

Одно слово записано в трех вариантах. Ломоносов ищет: какую орфографическую форму избрать? Утвердилось последнее написание, сам Ломоносов отдавал ему предпочтение:

Ломоносов чутко отмечал, что отвечает духу нашего письма, а что – противоречит .

2) Переведи на научный язык.

Жили-были слова без приставок, корень их начинался с И. Но вот пришли приставки, да такие капризные, требовательные, твердые: они заканчивались на твердый согласный. И вот слова игра, интересный, известный, искусный, инициативный вдруг стали не только звучать по-другому, но и писаться по-другому: безызвестный, безынтересный, безыскусный, безынициативный, розыгрыш . И только Меж и Сверх вели себя скромно, не стали слова мучить да переделывать.

– Сравните сформулированное вами правило с правилом в учебнике.

4. Упражнение 151.

5. Творческий диктант.

– Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова.

История, играть, иронизировать, идейный, идущий, интеллигентный, издательский, исходный, итожить, искусственный.

6. Самостоятельная работа (упражнение 152).

– С каким новым правилом русского языка вы сегодня познакомились?

Домашнее задание: упражнение 153.

Тема: Гласные в приставках пре - и при -.

Цель: сформировать навык написания гласных е или и в приставках пре и при.

1. Повторение пройденного материала.

1) Проверка домашнего задания.

2) Работа с таблицей.

Гласные после приставок

2. Работа с текстом.

Ну, право, взял бы Никиту. Богом тебя прошу.

Вот как банный лист пристала. Ну куда я его возьму

– Найдите в тексте повествовательное, побудительное и вопросительное предложения.

– Расставьте пропущенные знаки препинания. Как вы поняли, что перед вами диалог?

– Найдите и подчеркните фразеологизм. Объясните его значение. Сделайте морфемный разбор слова пристала.

Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный.

– Что общего у всех этих слов?

– Назовите четыре значения приставки при- .

– Рассмотрите таблицу на с. 68 учебника и сформулируйте правило о написании приставки пре- . Сравните его с правилом в учебнике на с. 69.

4. Упражнение 154.

5. Творческий диктант.

Догадайтесь, какое слово с приставкой при- или пре- соответствует каждому словосочетанию. Запишите его.

Пуговицу к пальто, участок рядом со школой, чуть-чуть открыть, край у моря, гвоздь к стене, очень красивый, на самолете в Сочи, нарушитель закона.

– Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Ваша задача – назвать приставку пре- или при-, когда я подниму руку.

При- или пре-, пре- или при-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри –

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,

Пишется при -, несомненно,

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Помни, что пишется при- обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой при -.

Предлинный достанет с крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой –

Пре- мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным – дождь не преграда.

Где очень похожи пере- и пре-,

Там только пре- ставить надо.

Домашнее задание: придумать предложение со словами, начинающимися на приставки пре- и при-, и записать на отдельном листе (пропустить гласные в приставках); упражнение 155.

Тема: Гласные в приставках пре - и при -.

Цель: сформировать навык написания гласных е или и в приставках пре и при.

1. Повторение пройденного материала.

1) Проверка домашнего задания.

2) Работа с предложениями.

Учащиеся обмениваются листами с предложениями, придуманными дома. Вставляют пропущенные буквы.

Задача учащихся – как можно яснее рассказать о правописании приставок пре- и при- .

3. Упражнения 156 – 158.

– Запишите слова с приставкой пре- , место слов с приставкой при- оставьте пустым. Примеры пронумеруйте.

1) пр..бить, 2) пр..высокий, 3) Пр..аралье, 4) пр..сыщение, 5) пр..украшивать, 6) пр..брежный, 7) пр..кармливать, 8) пр..успеть, 9) пр..града, 10) пр..встать, 11) пр..обладать, 12) пр..урочить, 13) пр..одоление, 14) пр..косновение, 15) пр..мешать, 16) пр..мирение, 17) пр..забавный.

1 – где пре- и при- – приставки, 2 – часть корня.

Тема: Гласные в приставках пре - и при -.

Цель: сформировать навык написания гласных е или и в приставках пре и при.

1. Работа с предложением.

– Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте.

Массандровская улица какой была в то время, такой ..сталась и сейчас – не..жиданно ж..вописна и т..пично пр..морской.

– Как образовано слово сейчас?

– Найдите и исправьте синтаксическую ошибку. Запишите верный вариант.

Похожие документы:

Научно-практическое справочное пособие Санджи Каляевич Каляев (биобиблиографический указатель) Редактор: Эльдышев Э. А. Компьютерный набор

. . Калмыки дали миру один из шедевров народной поэзии . Благопожелание миру: Благопожелания; Скороговорки; Пословицы. На русском языке 562 . арх.]. 633. Джамбинова Р. Становление и развитие социалистического реализма в калмыцкой литературе: [В творчестве .

Конспект урока по русскому языку в 6 классе Русский язык один из развитых языков мира

. нашего урока. Русский язык – один из развитых языков мира. 1. – Что именно говорится в теме урока о русском языке? (Что русский язык является развитым языком.) – Перед .

Содержание программы учебного курса Русский язык один из развитых языков мира.(1 ч.)

. класс Содержание Количество часов Развитие речи Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира 1 Повторение изученного в . Учебно – познавательная Информационная 1 Русский язык – один из развитых языков мира. Знать содержание и структуру .

Русский язык 5 класс

. (1ч.) 1. Русский язык – один из развитых языков мира. Урок – исследование 8.1 8.2. Содержание УМК. Русский язык – один из развитых языков мира. Богатство русского языка. Необходимость изучения русского языка. Учебное исследование .

ЯГЭ Нефтекамск

ЯГЭ Нефтекамск

ЯГЭ Нефтекамск запись закреплена

Стихи-запоминалки по русскому языку вам в помощь!

Под ударением пишем гар,
Без ударения — гор.
К примеру: загорать, загар,
Наоборот — зар-зор.

В Ростове жил Ростовщик,
Звали его Ростислав,
Он продавал ростки
Разных полезных трав.
Отрасль доход дала.
Знаешь, где О, где А?

Обмакнув перо в чернила,
Пишем в корне А красиво.
Промокаю и промок —
Пишем в корне только О.

Гласные после шипящих и Ц.
Жюри, брошюра, парашют —
В дружбе только с Ю живут.
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.

Пьеса, драма, эпопея,
Амфибрахий, галерея,
Гуманизм и фолиант,
Ямб, хорей и дилетант —
Я открою вам секрет:
Здесь удвоенных букв нет.

Чередующиеся гласные
Все запомнили давно:
Перед Ж мы пишем О.
Забывать никак нельзя:
Перед Г мы пишем А.
Полагать, но положить,
Прилагать, но приложить.
Слово полог — исключенье,
Никакого в том сомненья.

Если после корня А,
В корне пишем и всегда.
Вот пример запоминай:
Ноги вытер? Вытирай!

Читайте также: