Рыхление грунта бульдозером рыхлителем

Обновлено: 05.10.2024

1. Настоящий сборник содержит нормы и расценки на земляные работы, не охваченные действующими ЕНиР на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы и типовыми нормами и расценками.

3. Нормами и расценками предусмотрены грунты естественной влажности, т.е. не находящиеся во время разработки под непосредственным воздействием грунтовых, проточных и дождевых вод.

4. К мерзлым грунтам относятся грунты, содержащие в своем составе лед, изменяющий их структуру и свойства, присущие грунтам до замерзания.

6. Нормы настоящего Сборника исчислены на единицу объема работ по обмеру в состоянии естественной плотности.

При разработке грунтов в отвалах (насыпях) замеренный объем пересчитывается на объем грунта в состоянии естественной плотности.

7. В нормах учтено время, необходимое для периодического отдыха рабочих в течение рабочей смены.

8. В нормах и расценках учтено перемещение машин в процессе работы по фронту работ или на расстояния, указанные в параграфах, а также перемещение машин своим ходом в начале смены от места ночной стоянки до места работы и в конце смены от места работы до места ночной стоянки на расстояние до 100 м для экскаваторов и до 500 м - для остальных машин.

Перемещение машин в начале, в конце смены или в процессе работы на расстояние свыше указанного, а также разовые переброски машин своим ходом в течение смены в пределах объекта работ оплачиваются дополнительно по нормам табл. 1.

Нормы времени и расценки на 1 км перемещения машин

Экскаваторы одноковшовые с вместимостью ковша , м 3

Машинист 6 р азр. - 1

Машинист 6 разр. - 1

Помощник машиниста 5 разр. - 1

Бульдозеры с двигателями мощностью, кВт ( л.с.)

Машинист 6 р азр. - 1

Тракторные погрузчики с ковшом вместимостью, м 3

Машинист погрузчика 5 разр. - 1

9. При перемещении машин на новый объект рабочие, обслуживающие и сопровождающие машины, оплачиваются повременно в соответствии с тарифными ставками присвоенных им разрядов.

10. Разработка машинами ранее разрыхленных немерзлых грунтов нормируется следующим образом:

при работе экскаваторов - по нормам для грунтов на одну группу ниже (грунты II гр. - по I; III гр. - по II ; IV гр. - по III );

при работе бульдозера - по тем же группам грунтов.

11. Нормами предусмотрена разработка грунта естественной влажности.

При разработке вязкого грунта повышенной влажности, сильно налипающего на стенки и зубья ковша экскаватора, Н.вр. и Расц. умножать на 1,1 (ВЧ-1).

Необходимость применения коэффициента устанавливается на месте в зависимости от степени налипания грунта и оформляется актом. Коэффициент применяется только на объем вязкого сильно налипающего грунта.

12. При разработке экскаватором в зимнее время немерзлого грунта, намерзающего на зубья и стенки ковша, Н.вр. и Расц. умножать на 1,1 (ВЧ-2).

13. Нормами настоящего сборника предусмотрена разработка грунта одноковшовыми экскаваторами при угле поворота стрелы до 135°.

При разработке грунта с углом поворота стрелы в среднем более чем на 135° Н.вр. и Расц. умножать на 1,1 (ВЧ-3).

14. Нормами настоящего сборника предусмотрена разработка грунта одноковшовыми экскаваторами в забоях, свободных от подземных коммуникаций и наземных мешающих предметов. Если подземные коммуникации, а также наземные предметы не устранены, то Н.вр. и Расц. на разработку грунта экскаваторами умножать на 1,2 (ВЧ-4).

Этот коэффициент применяется только для объема грунта, разрабатываемого в стесненных условиях, при наличии:

наземных мешающих предметов (деревьев, крупных пней, столбов, проводов и т.п.) - для объема грунта, находящегося от мешающего предмета в пределах вылета стрелы экскаватора;

подземных коммуникаций для объема грунта, находящегося на расстоянии до 2 м от мешающих предметов.

При одновременном наличии как наземных предметов, так и подземных коммуникаций величина коэффициента не увеличивается.

Применение этого коэффициента должно быть обосновано соответствующим актом.

15. Нормами настоящего сборника предусмотрена разработка экскаваторами скальных пород (V и VI групп), предварительно разрыхленных взрывами, мерзлых грунтов (Iм - IIIм групп) - взрывными или механическими средствами (клин-молотом, бульдозерами-рыхлителями, баровыми машинами и т.п.).

Взрывные работы должны производиться в объеме, обеспечивающем не менее сменной производительности экскаватора. Разрыхление скального или мерзлого грунта должно производиться до требуемого габарита.

Отодвигание ковшом экскаватора отдельных негабаритных кусков породы в сторону нормами и расценками учтено и дополнительно не оплачивается. Негабаритные куски породы (в объеме разработки) включаются только после дополнительного разрыхления их и погрузки в транспортные средства или укладки в сооружения или в отвал.

16. В параграфах на механизированную работу, кроме норм затрат труда рабочих (в чел.-ч), в скобках приведены нормы времени на работу машин (в маш.-ч).

18. При разработке грунта в забоях с мокрой подошвой с передвижкой экскаватора по настилам и сланям Н.вр. и Расц. на разработку грунта экскаватором умножать: при глинистом грунте - на 1,2 (ВЧ-5) при прочих грунтах - на 1,1 (ВЧ-6).

Изготовление щитов для настила нормируется отдельно.

Для укладки щитов настила и сланей производитель работ назначает в помощь экскаваторной бригаде землекопов 2 разр. в соответствии с объемом работ со сдельной оплатой. Расценки для землекопов определяются делением суммы тарифных ставок 2 разр. на нормы выработки экскаватора.

19. Нормы настоящего сборника предусматривают выполнение работ с соблюдением правил техники безопасности в соответствии со СНиП III-4-80.

21. Предусмотренные в ЕТКС наименования профессий: машинисты и помощники машинистов, соответственно экскаватора, бульдозера, погрузчика - для краткости в сборнике именуются машинистами и помощниками машинистов.

22. Нормами и расценками § 6, 8, 10 и 11 учтено перемещение грунта по пути, имеющему подъем до 10 %. При подъемах до 20 % длину пути умножать на 1,2 (ВЧ-7), а при подъемах более 20 % - на 1,4 (ВЧ-8).

23. Расценки машинистов 6 разр., занятых управлением мощными и особо сложными строительными машинами, подсчитаны по повышенным часовым тарифным ставкам.

§ В4-2-1. Срезка растительного слоя бульдозерами

Техническая характеристика бульдозеров (управление гидравлическое)

Бульдозеры с рыхлителями относятся к землеройным машинам, широко применяемым на разработке мерзлых грунтов. Технические характеристики бульдозеров с рыхлителями даны в табл. 1.

Технические характеристики бульдозеров с рыхлителями j

Номинальная мощность, кВт

Ширина гусеницы, мм

База трактора, мм

Максимальное заглубление зуба, мм

Габаритные размеры с трактором и бульдозером в транспортном положении), мм *

* Параметры даны с бульдозером

Применение бульдозеров с, рыхлителями повышенной мощности наиболее эффективно на разработке мерзлых грунтов.

Такое рыхление производят, как правило, одним зубом рыхлителя.

На сдвижке разрыхленного грунта можно использовать менее мощные бульдозеры с рыхлителями.

Для эффективной работы бульдозера на сдвижке направление его движения должно совпадать с направлением движения рыхлителя.

С понижением температуры и увеличением влажности грунта увеличивается его прочность, в результате чего уменьшается эффективности рыхления. Кроме того, эффективность рыхления снижается и при рыхлении высокотемпературных пластичных мерзлых грунтов.

Разработку мерзлых грунтов, в основном, производят, при последовательном рыхлении и сдвижке разрыхленного грунта. Учитывая, что мощные бульдозеры с рыхлителями дефицитны, строители часто, параллельно с ними, применяют на сдвижке разрыхленного грунта в отвал менее мощные бульдозеры тягового класса 10 - 15 тс. В этом случае сначала производят рыхление мерзлого грунта в объеме ( V зад), необходимом для включения в работу менее мощного бульдозера (или бульдозера с рыхлителем) на сдвижку грунта. Затем разработку мерзлого грунта производят при параллельной работе машин на рыхлении и сдвижке грунта

При значительных объемах работ рыхление и сдвижку мерзлого грунта производят захватками. Величину захватки ( V зах ) устанавливают из условия исключения повторного смерзания разрыхленного грунта в объеме работ, не менее сменной и не более 1…5 суточной выработки машины (в зависимости от температуры наружного воздуха). При этом в процессе разработки мерзлого грунта часто появляются вынужденные простои рыхлителя или бульдозера из-за отсутствия фронта работ. Технологическая последовательность работы рыхлителя и бульдозера в этом случае зависит от вида неравенства производительностей машин на рыхлении (Прых ) и сдвижке (Пб) грунта.

Если Прых > Пб, рыхлитель закончит рыхление мерзлого грунта на захватке раньше бульдозера и будет вынужден простаивать, так как при его непрерывной работе разрыхленный грунт в заделе начнет смерзаться. Время вынужденного простоя равно времени, в течение которого объем не сдвинутого бульдозером разрыхленного грунта уменьшится до V зад. По истечении времени рыхлитель возобновит работу на следующей захватке, и в дальнейшем технологическая последовательность его работы может повторяться. Бульдозер при этом работает непрерывно.

Если производительность рыхлителя меньше производительности бульдозера, технологическая последовательность работы машин на разработке мерзлого грунта отличается от вышеописанной. В этом случае первоначальный объем разрыхленного грунта ( ) в процессе последующей взаимной работы рыхлителя и бульдозера будет непрерывно уменьшаться и к концу работы рыхлителя на захватке станет равен объему разрыхленного грунта в безопасном интервале между машинами ( ) . Дальнейшая взаимная работа машин становится опасной. Бульдозер будет вынужден простаивать в течение времени ( ), при котором объем разрыхленного грунта увеличится до объема первоначально задела ( ). По истечении времени бульдозер продолжит работу на сдвижке грунта на следующей захватке, и в дальнейшем технологическая последовательность его работы может повторяться, рыхлитель при этом работает непрерывно.

Практика показала, что при чрезмерно большом назначении числа захваток уменьшается производительность машин в результате увеличенная, переводов машин с захватки на захватку и доли вспомогательных операций внутри цикла для таких машин, как рыхлитель.

Чрезмерное же уменьшение числа захваток снижает производительность бульдозера из-за увеличения расстояния перемещения грунта, увеличивает время разработки мерзлого грунта из-за уменьшения доли совмещения операций и повторного смерзания разрыхленного грунта.

При глубине промерзания грунта 0,5. 0,6 м производится разработка одним слоем (при достаточном тяговом усилии трактора), то есть Нр = 0,5. 0,6 м. При большей глубине промерзания разработку мерзлого грунта производят послойно.

Расстояние между параллельными проходами рыхлителя машинист устанавливает с таким условием, чтобы происходил скол мерзлого грунта, и гребешки, получаемые от проходов рыхлителя, не превышали 0,1 - 0,15 м, что способствует более эффективной последующей работе бульдозера.

При невыполнении этого условия и работе на прочных грунтах (число ударов ударника ДорНИИ около 60) рыхление производят при движении рыхлителя и в перпендикулярном направлении или под некоторым углом, не допуская смещения стойки зуба в ранее сделанную прорезь.

При послойной разработке выемок (траншей, котлованов и т.п.) в мерзлом грунте необходимо учитывать технологическое сужение выемки на величину ширины рыхлителя после рыхления каждого слоя вследствие расположения зуба рыхлителя по продольной оси.

Сдвижку разрыхленного грунта наиболее эффективно производить бульдозером при лобовом толкании грунта траншейным способом.

Для улучшения тягово-сцепных качеств базового трактора необходимо:

перед началом рыхления удалить снежный покров с разрабатываемого участка (снег рекомендуется убирать с площади, которая может быть разрыхлена в течение 4 - 5 ч);

на неровной местности рыхление мерзлого грунта производить при движении рыхлителя в направлении уклона.

При последовательном выполнении операций рыхления и сдвижки на разработке мерзлого грунта календарный план работы бульдозера и рыхлителя определяют послойно по аналитическим формулам.

Величину задела ( ), выполняемого рыхлителем для бульдозера, определяют в зависимости от вида неравенства производительностей бульдозера (Пб) и рыхлителя (Прых) на рыхлении и сдвижке грунта по следующим формулам: если Прых ≥ Пб , то = ПбТсм ; если Прых = ПрыхТсм. При мерзлы й грунт разрабатывают захватками.

При параллельной работе рыхлителя и бульдозера подбор оптимального состава комплекса машин и определение календарного плана их работы производят в результате построения графиков Ганта, которые являются одновариантной статической моделью, отображающей картину фиксированного во времени положения работ. Для этого определяют:

рациональную глубину рыхления НР (по табл. 2 или расчетом);

количество разрабатываемых слоев мерзлого грунта (п );

технологический объем грунта ( V раз ) с учетом сужения выемки на величину ширины рыхлителя после рыхления каждого разрабатываемого слоя мерзлого грунта;

схему производства работ;

путь перемещения разрыхленного грунта в отвал;

производительность рыхлителя и бульдозера (по нормативным данным).

Опытные значения для некоторых грунтовых условий глубины рыхления НР в зависимости от прочности грунта

Рыхление грунтов бульдозерами-рыхлителями мощностью: 132 кВт (180 л.с.), глубина рыхления до 0,5 м, длина разрыхляемого участка свыше 200 м

ЛОКАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ ВЕДОМОСТЬ ГЭСН 01-02-032-09

ЗНАЧЕНИЯ РАСЦЕНКИ

Расценка содержит только прямые затраты работы на период 2000 года (цены Москвы и Московской области), которые рассчитаны по нормативам 2009 года. Для составления сметы, к стоимости работы нужно применять индекс пересчёта в цены текущего года.

Вы можете перейти на страницу расценки, которая рассчитана на основе нормативов редакции 2014 года с дополнениями 1
Основанием для применения в расчётах трудозатрат и времени использования механизмов являются ГЭСН-2001

ТРУДОЗАТРАТЫ


Спуск и подъём на перевал Кату-Ярык советы.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ: 92,76 Руб.

Посмотрите стоимость этого норматива в редакции 2020 года открыть страницу

Сравните значение расценки со значением ФЕР 01-02-032-09

Для составления сметы, расценка требует индексации перехода в текущие цены.
Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2009 года в ценах 2000 года.
Для определения промежуточных и итоговых значений расценки использовалась программа DefSmeta

Для чего предназначен бульдозер-рыхлитель

Разбирая тему видов спецтехники, нельзя обойти вниманием вопрос, для чего предназначен бульдозер-рыхлитель? Это машина, способная выполнять предварительное рыхление различных по сложности грунтов.

Нередко на базовую установку навешивают одновременно отвал с оборудованием для рыхления. После этого устройство именуют, как бульдозер-рыхлитель. Основной параметр установки — тяговый класс трактора, оснащенного комплектом навесок.

Классификация рыхлителей

Выполняют классификацию рыхлителей по их назначению:

  1. Общее, когда глубина рыхления не превышает 1 м.
  2. Специальное, когда требуется более глубокое внедрение в почву.

Одновременно машины делят на тяговые варианты классов и тип движителя.

Технические параметры

Кратко изложим в виде таблиц сравнительные характеристики типовых рыхлителей.

Классы тяги 10–25:

Параметры Базовый трактор
Б10М Т15 Т20 ТМ-25 ДЭТ-320 ДЭТ-250
Класс по тяге 10 15 20 25
Навеска 4 звена 4 звена, угол рыхления поддается регулировке 4 звена
Мощность силовой установки, кВт 132 206 279 258 237
Максимальная паспортная скорость перемещения, км/ч: 10 (в любом направлении) 11 (вперед), 14 (назад) 10 (вперед), 13 (назад) 11 (вперед), 13 (назад) 15 (в любом направлении)
Масса, т 18,4 36 51 45 41

Параметры Базовый трактор
Т-35 Т-50 Т-75
Класс по тяге 35 50 75
Навеска Параллелограмм, угол рыхления поддается регулировке
Мощность силовой установки, кВт 353 550 603
Максимальная паспортная скорость перемещения, км/ч: 12 (вперед), 14 (назад) 1,6 (вперед), 14 (назад)
Форма отвала U US Полусферический
Масса отвала, т 8,95 8,25 12 16,3
Число зубьев рыхлителя 1 3 1; 3 1
Глубина рыхления, м 1,5 0,9 1,7; 1,1 1,8
Габариты, м 9,7х5,5х4,7 данные отсутствуют 12,4х6х4,8
Масса общая, т 61,5 95,5 106

Бульдозеры-рыхлители используют, чтобы выполнять предварительное рыхление слоев почвы, а затем перемещать сложный грунт. Эти действия требуются при обустройстве стройплощадок, взломе дорожных покрытий, устройство широких траншей либо котлованов.

Процесс разрушения пород обеспечивает поступательное перемещение машины при одновременном заглублении клыков на заданную принудительно водителем отметку. Из-за воздействия на массив рыхлящего усилия порода дробится на куски, которые впоследствии удобно погружать на самосвалы для транспортировки.

Рыхление

Рабочий цикл процесса рыхления выполняют параллельными резами. Они производятся одной из двух технологий:

  • Челночная схема – машина не разворачивается после достижения края площадки, водитель возвращается обратно задним ходом.
  • Продольно-поворотная методика – оператор выполняет поворот после завершения каждого прохода установки.

Челночный вариант более рационален, когда объем действий небольшой и его требуется выполнять в условиях малой территории. Вторая методика целесообразна, когда участок имеет большую площадь. Максимальную производительность обеспечивают размеры захвата, приличная скорость перемещения, количество зубьев рыхлителя.

Минимальная глубина однопроходного рыхления обязана на треть превышать слой породной стружки того грунта, который разрабатывает землеройная машина, одновременно с которой действует установка. Для рыхления слишком прочных пород используют навеску с одним зубом.

Если рассматривать чертеж навесного оборудования, то по нему видно, что рабочий орган механизма имеет несущую раму, клыки, подвеску, а также гидроцилиндры для управления узлом.

Рыхлительное оборудование

Зубья оснащают сменными пластинами, у которых фронтальная поверхность покрыта износостойким напылением. Это требуется для надежной защиты рабочей зоны от износа в результате абразивного воздействия. Чтобы ускорить процесс, часто монтируют на зубьях насадки. Они разрушают всего за единственный проход больше материала, выполняя выталкивание из земли каменных глыб.

Чертеж бульдозера-рыхлителя

Эти насадки гарантируют устойчивое перемещение установки, помогают предотвратить частое обслуживание заднего моста, поскольку снимают с него часть нагрузки. Благодаря расширению зоны контакта происходит практически полное разрушение материала, остающегося между соседними траншеями, поэтому количество проходов требуется делать меньше, что положительно влияет на расход топлива.

Клыки на подвеске делают неповоротными, жестко закрепленными в рамном кармане, либо поворотными. В последнем случае зубы монтируют на специальные кронштейны, шарнирно закрепленные к раме.

Габатины бульдозера-рыхлителя

Поворотные приспособления обходят встречаемые на пути непреодолимые препятствия. Подвеска механизма рыхления к бульдозеру выполнена по принципу параллелограмма, имеет 4 звена с возможной регулировкой угла наклона. Эта конструкция оборудования гарантирует получение требуемых параметров работы.

Когда выполняют разработку участка по продольной схеме, завершая ее разворотами, цикл работы удлиняется на время этих холостых передвижений. В перспективе намечено развитие рыхлителей, конструирование машин с улучшенными параметрами, особенно износостойкостью. Конструкторы создают установки с автоматизированной схемой перестановки зубьев, проектируют рабочие органы, способные рыхлить породу вибрацией либо ударами по ней.

Класс 10

Установки-рыхлители этого класса выполнены на базе распространенных тракторов модели Б10М.

Они позволяют рыхлить и перемещать мерзлые грунты, не монолитные скальные породы, выполнять взлом асфальта на трассах и улицах.

Классы 15–20

Установки этого класса выпускают на основе тракторов Т15 и Т20. Они позволяют рыхлить мерзлый грунт, не сплошную скальную породу.

На установки монтируют сферические, полусферические либо прямые приспособления. Они оснащены рыхлителями на три клыка, оборудованными регулировкой угла наклона.

Класс 25

Самые распространенные бульдозеры принадлежат классу 25. Они выполнены на основе гусеничных тракторов. Установки легко разрабатывают промерзший грунт независимо от объема каменистых включений, рыхлят скальную породу с трещинами.

Однозубое исполнение конструктивно имеет подвеску с четырьмя звеньями. Она включает:

  1. Две тяги, у которых сечение выполнено коробочкой.
  2. Рабочую поперечину, на которой жестко закреплен клык.
  3. Механизм для регулировки вылета зубной стойки.
  4. Два гидроцилиндра для управления, конструктивно расположенные по диагонали.

Каждый гидроцилиндр соединен с гидравликой базового трактора, поэтому способен опускать, выполнять принудительное заглубление, а также фиксацию рыхлителя так, как требуется для работы. Еще эти механизмы поднимают навесное оборудование при перемещении бульдозера в холостом режиме.

Устройство бульдозера-рыхлителя

В качестве места подвески навесного оборудования выбран задний мост, где приварены проушины, чтобы монтировать нижнюю тягу одновременно с парой кронштейнов, на которые фиксируют верхнюю тягу.

Клыком является удлиненная стойка, имеющая литой сменный наконечник, оборудованный износостойкой накладкой. Также в конструкции этого элемента присутствует стопорный механизм, надежно закрепляющий установленную накладку. Стойка смонтирована в коробе, к которому прикреплена фиксирующим пальцем.

Бульдозер ДЭТ-250, оснащенный рыхлителем, выполнен в неповоротном варианте полусферического либо сферического исполнения зуба. Механизм оснащен системой компенсации — мощной поперечной балкой. Рабочий узел имеет унифицированные кронштейны, на которые он опирается, нижнюю тягу, цепь гидроцилиндров для обеспечения изменения назначенного угла рыхления, клыкового подъема/опускания.

Поперечина в однозубом исполнении имеет только единственное отверстие по центру для крепежа рабочего органа, обеспечивающего максимальное заглубление внутрь разрабатываемой почвы.

В зубе присутствуют четыре отверстия, расположенные на удалении 23 см. Благодаря этому происходит регулировка глубины проникновения клыка. Перестановку стойки выполняет механизм, которым управляет водитель машины из своей кабины. Закрепляемые литые накладки, необходимые для защиты зуба унифицированы — они подходят для любой модификации установки рыхления.

Управление всеми органами бульдозера осуществляется благодаря секционным распределителям. Один из них отвечает за подъем-опускание, отвальный перекос. Второй контролирует угол рыхления. Оба гидроцилиндра имеют клапана, позволяющие быстро выполнять опускание клыка и фиксировать его конечный ход.

Здесь можно скачать инструкцию по эксплуатации бульдозера-рыхлителя SD22.

Класс 35

Популярные трактора модели Т-35 начали переоборудовать в рыхлители, чтобы обеспечить разработку сложной скальной породы либо тяжелых почв при пониженной температуре воздуха.

Эта установка оснащается оборудованием, имеющим неповоротный отвал. Его форма полусферическая либо сферическая, присутствует система, противостоящая перекосу, которая выполнена по аналогии с той, какая смонтирована на рыхлителях класса 25. по такому же принципу выполнено и устройство, обеспечивающее регулировку в заданных параметрах угла рыхления.

Класс 50

Агрегаты, которые принадлежат к этому тяговому классу, формируют на тракторе марки Т-50. Их основное предназначение — разработка мерзлых почв, а также тяжелых пород скального типа при чрезвычайно низких значениях температуры окружающей среды.

Установка оборудована только полусферическим отвалом, снабженным механизмом, предотвращающим перекос, а также рыхлителями на один либо три клыка, с регулировкой заданного угла заглубления.

Видео: бульдозер-рыхлитель Liebherr PR-751 – рыхление грунта.

Класс 75

Самый мощный бульдозер-рыхлитель — класса 75. Он оснащен оборудованием, имеющим неповоротный полусферический отвал, однозубую навеску с легкой регулировкой заданного угла рыхления. Установку выпускают на платформе трактора Т-800.

Машина позволяет разрабатывать при очень сильных морозах скальные породы и тяжелые из-за промерзания почвы.



Мне 60 лет, живу в Навле (Брянская обл, Россия). Инженер-экономист и инженер-механик. Пенсионер. В свободное время стараюсь писать интересные статьи.

Читайте также: