Самолет сгорел при посадке

Обновлено: 19.09.2024

В аэропорту “Шереметьево” 5 мая во время аварийной посадки загорелся самолет SSJ-100, который летел из Москвы в Мурманск. На борту находились 78 человек, 41 из них погиб, по данным Следственного комитета РФ. “Правмир” сообщает, что известно о случившемся на данный момент.

Главное

Аварийная посадка

Самолет SSJ-100 вылетел из Москвы в Мурманск в 18:02, по данным пресс-службы Шереметьево. Вскоре после взлета экипаж сообщил о неисправности и решил вернуться в аэропорт вылета. Приземлиться удалось только со второго раза, в 18:30.

При посадке, по предварительной информации экстренных служб, самолет дважды ударился о взлетно-посадочную полосу, после чего загорелся. Пожар начался в двигателях лайнера, по информации пресс-службы “Аэрофлота”.

Основная версия — молния ударила в самолет, рассказали ТАСС в экстренных службах. Информацию о молнии подтвердил один из членов экипажа. С ним соглашается пассажир рейса “Москва-Мурманск” Дмитрий Хлебушкин.

Командир “Суперджета” решил посадить самолет в “Шереметьево” после отказа радиосвязи с землей. Он подал сигнал о потере радиосвязи, и какое-то время поддерживал связь с диспетчерами по аварийному каналу, но потом и это стало невозможным, передает “Интерфакс” со ссылкой на источник.

Самолет пришлось сажать в ручном режиме, потому что отказала электроника. У SSJ-100 были полные баки топлива. Без связи с диспетчерами совершать маневры над Москвой, вырабатывая топливо, было опасно.

По данным “Интерфакс”, самолет трижды ударился о взлетно-посадочную полосу, топливо из баков разлилось и вспыхнуло, охватив заднюю часть фюзеляжа. Пожар был настолько сильным, что полностью уничтожил хвостовую часть самолета, передает ТАСС.

Пассажиры покидали самолет по надувным трапам. Эвакуация заняла 55 секунд при нормативе в 90. Из 78 человек спаслись 37.

Аварийно-спасательная бригада и медики прибыли на место происшествия уже через две минуты после посадки — в 18:32.

Данные о погибших

В Шереметьево авиакатастрофа SSJ-100 унесла жизни 41 человека, сообщила представитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ Елена Марковская. Это 40 пассажиров и один член экипажа.

По данным “Вестей” , погиб бортпроводник 22-летний Максим Моисеев. Он до последнего выводил из горящего самолета людей. Ему помогали коллеги Татьяна Касаткина и Ксения Фогель. Им удалось выжить, как и двум пилотам. Всего спаслись 37 человек.

Около 20 родственников погибших пассажиров находились в Шереметьево до утра. Им оказывали помощь психологи МЧС и Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского.

Еще восемь членов семей жертв авиакатастрофы остаются в Мурманске, где создан оперативный штаб. Там им тоже оказывают психологическую поддержку, сообщила журналистам министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.


Состояние пострадавших

Пока в больницах Москвы и Химок находятся шесть пассажиров рейса “Москва-Мурманск”, потерпевшего крушение в Шереметьево. У некоторых из них ожоги первой и второй степени — от 13% до 15% тела, рассказала глава Минздрава России Вероника Скворцова.

Одна из пострадавших находится в крайне тяжелом состоянии. Ее доставили из Шереметьево в НИИ Вишневского. Она находится в реанимации на искусственной вентиляции легких, у нее ожоговый шок.

Еще одна пациентка поступила в НИИ им. Склифосовского. Врачи оценивают ее состояние между средней тяжести и тяжелым, они диагностировали термоингалляционную травму и ожоги пламенем 15% тела —

спина и верхние конечности.

“…Ожоги не тяжелые, первой-второй степени, это в общем достаточно поверхностные ожоги с благоприятным прогнозом”, — уточнила Вероника Скворцова в комментарии ТАСС .

Состояние еще двоих пациентов оценивают как тяжелое, одного — средней тяжести.

Еще 14 пассажиров SSJ-100 обратились за помощью к медикам в связи со стрессовыми реакциями. Число пострадавших в ближайшее время может возрасти в связи с реакцией людей на трагедию.

Что говорят очевидцы

“Взлет был в 18:02. Из-за молнии произошла потеря радиосвязи и переход самолета в минимальный режим — прямого управления, — рассказывает пилот Денис Евдокимов телеграм-каналу Baza. — Не через компьютер, а напрямую. Удалось [радиосвязь] восстановить через аварийную частоту. Она была кратковременной и прерывистой. После включения передатчика несколько слов получалось сказать, потом она пропадала и надо было снова подключать. Диспетчеры нам оказали помощь, задавали курсы для вывода на полосу.

Пожар начался после посадки. Не могу сказать точно, почему. Да, баки были полные, есть процедура у нас — посадка с превышением посадочной массы. Скорость была небольшая, обычная. Подходили к земле плавно, с уменьшением вертикальной скорости… После полной остановки мы объявили аварийную эвакуацию”.

“Мы попали в тучу. Был сильный град. Слышен был шум за бортом. В этот момент произошел хлопок слева по борту и световая вспышка. В нас ударила молния, — рассказала телеграм-каналу Baza бортпроводник Татьяна Касаткина . — Экипаж нам сообщил, что мы возвращаемся в аэропорт вылета. Мы летели, ждали дальнейших указаний. У нас со связью была проблема, когда нам позвонил пилот, у нас у нас уже не работала световая сигнализация.

Когда самолет остановился, я начала эвакуацию сразу же. Уже не видела их — выбила ногой дверь и пассажиров выталкивался, чтобы они не задерживались во время эвакуации. Каждого прямо за воротник… Самого пламени внутри самолета не было. Пассажиры говорили, что начали плавиться иллюминаторы”.


Фото: ТАСС, Владимир Гердо

“Только благодаря стюардессам я остался жив, — рассказал BBC пассажир Дмитрий Хлебушкин. — Девочки стояли в помещении, где был газ, где было темно, где была самая высокая температура, а они оттуда вытаскивали людей и помогали спуститься на трапы”.

Расследование

О причинах трагедии пока не говорят. Как заявила “Интерфаксу” официальный представитель СК РФ Светлана Петренко, у следователей уже есть версии. Но выводы о причинах и обстоятельствах случившегося сделают только “ после всестороннего изучения полученных следствием данных”.

Причины катастрофы также выясняет комиссия Межгосударственного авиационного комитета. Ее возглавил эксперт Леонид Каширский, который расследовал крушение турецкого грузового Boeing-747 16 января 2017 года в аэропорте Манас в Бишкеке. Тогда погибли 39 человек, 19 были госпитализированы.

В аэропорту Шереметьево создал оперативный штаб. Там работают министр транспорта Евгений Дитрих, руководитель Росавиации Александр Нерадько и глава МЧС Евгений Зиничев. Кризисный штаб собрал и “Аэрофлот”.

Транспортная прокуратура проверит действия должностных лиц аэропорта и перевозчика, которые отвечали за соблюдение законодательства об обеспечении безопасности полетов.

Президент России Владимир Путин поручил разобраться в причинах катастрофы. Премьер-министр Дмитрий Медведев отдал распоряжение создать госкомиссию по расследованию обстоятельств происшествия.

Списки

Выжившие:

МЧС России опубликовало список эвакуированных пассажиров загоревшегося лайнера SSJ-100:

  1. Аксенов Юрий Александрович
  2. Афанасьев Виктор
  3. Бабаев Кирилл Сергеевич
  4. Вечинкин Сергей Александрович
  5. Гончаров Владимир
  6. Гринберг Татьяна Леонидовна
  7. Гущина Галина Ивановна
  8. Деркунская Елена Петровна
  9. Евменьков Владимир Васильевич
  10. Егоров Петр Викторович
  11. Егорова Наталья Борисовна
  12. Зимницкий Дмитрий
  13. Киселев Василий
  14. Климов Евгений Александрович
  15. Ключникова Екатерина Владимировна
  16. Ковба Алексей Михайлович
  17. Марченков Александр
  18. Марченкова Юлия
  19. Молчанов Олег Николаевич
  20. Молчанова Юлия Александровна
  21. Прыщенко Денис
  22. Прыщенко Валерий
  23. Савченко Михаил Михайлович
  24. Ситникова Мария Владимировна
  25. Тихонова Людмила
  26. Харинин Дмитрий Юрьевич
  27. Хлебушкин Дмитрий Вячеславович
  28. Шилов Антон Валентинович
  29. Член экипажа
  30. Член экипажа
  31. Член экипажа
  32. Член экипажа

Госпитализированы:

  1. Белик Татьяна Леонидовна (НИИ им. Склифосовского)
  2. Коник Мария Михайловна (НМИЦ хирургии им. Вишневского)
  3. Кузнецов Сергей Владимирович
  4. Печников Василий Сергеевич
  5. Цицилин Вадим

Погибли:

Информацию опубликовал телеграм-канал Mash.

  1. Брукс Джереми Хинтон
  2. Чупрунов Андрей Александрович
  3. Чупрунова Екатерина Александровна
  4. Данилкина Рита
  5. Федорова Алиса Евгеньевна
  6. Ганзиев Алексей Юрьевич
  7. Искандеров Навруз Нурхатович
  8. Ивахненко Денис
  9. Хромченко Валентин Олегович
  10. Хрумов Михаил Александрович
  11. Кирсанова Мария Васильевна
  12. Киселев Петр Владимирович
  13. Крайнова Наталья Александровна
  14. Криштоп Алексей Алексеевич
  15. Кудрияш Александр Демьянович
  16. Курбонбекзада Фаткундини Мирзобек
  17. Мартынова Алена Ивановна
  18. Назаров Максим Алексеевич
  19. Новиков Евгений Витальевич
  20. Новикова Софья Евгеньевна
  21. Парусов Михаил Алексеевич
  22. Пилипчук Альбина Владимировна
  23. Плотников Сергей
  24. Плотникова Надежда Геннадьевна
  25. Ратникова Елена Викторовна
  26. Савельев Роман
  27. Сивоконь Лариса Евгеньевна
  28. Смирнов Алексей Николаевич
  29. Сороколит Александр
  30. Сотсенко Евгений Владимирович
  31. Цупикова Дарья Константиновна
  32. Тупичкин Антон Александрович
  33. Вилямкин Виталий Николаевич
  34. Вицнаровский Александр
  35. Власов Роман Ильич
  36. Власова Марина Александровна
  37. Воробьев Максим
  38. Зенин Михаил Андреевич
  39. Гультайчук Алексей
  40. Долгопятов Анатолий Юрьевич
  41. Член экипажа

Другие инциденты с самолетами SSJ-100

Superjet — первый отечественный гражданский серийный самолет, созданный с использованием цифровых технологий. Первый полет он совершил в мае 2008 года, а в феврале 2011 Superjet 100 был внесен в авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета. Самолеты выпускает компания “Гражданские самолеты Сухого”.

Сгоревший самолет в Шереметьево самолет был произведен в августе 2017 года. Плановое техническое обслуживание он прошел в апреле 2019-го.

Это уже вторая авиакатастрофа с участием Superjet. Ранее с этим лайнером происходили две аварии с пострадавшими, передает ТАСС.

9 мая 2012 года. В Индонезии близ Джакарты во время крушения самолета Sukhoi Superjet 100 погибли 45 человек, находившихся на борту. Это был демонстрационный полет, трагедия произошла из-за ошибки пилота. Предсерийный экземпляр лайнера принадлежал “Гражданским самолетам Сухого”.

21 июля 2013 года. В Исландии в Рейкьявике в ходе сертификационных испытаний предсерийный экземпляр Sukhoi Superjet 100 приземлился с убранными шасси. На борту находились пять человек, один получил незначительные травмы.

10 октября 2018 года. В Якутске во время посадки рейса из Улан-Удэ произошло ЧП: самолет Superjet 100 авиакомпании “Якутия” выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту находились 92 человека — 87 пассажиров и пять членов экипажа. Все остались живы. Четверо человек обратились за медпомощью. Самолет был списан.

Фото: Ирина Чехонина-Двиганцева / Vk.com

До катастрофы в Шереметьево 5 мая в истории эксплуатации Sukhoi Superjet 100 (SSJ) была одна трагедия с человеческими жертвами — в Индонезии, 9 мая 2012 года. Около Джакарты в ходе демонстрационного полета потерпел крушение лайнер, врезавшийся в гору, погибли все находившиеся на борту 45 человек. Причина — ошибка пилотирования.

В результате неудачной аварийной посадки самолета Сухой Суперджет погиб 41 человек.

О том, что полет будет непростым, пассажиры рейса Москва-Мурманск догадались, когда судно стало набирать высоту и вошло в грозовые тучи.

Авиакатастрофа в Шереметьево: 41 погибший

Спастись из горящего в Шереметьево самолёта смогли только 37 из 78 человек, что были на борту. Остальные погибли.

- Я как раз возле иллюминатора сидел, так что видел, как в правый двигатель два раза ударила молния. Чуть шею не свернул, испугался, вдруг там уже горит, но огня не было, - вспоминает мэр Североморска Владимир Евменьков, сидевший в шестом ряду. - Не знаю, работал ли двигатель после этого, но набирать высоту мы перестали.

Аудио: Наивные вопросы о трагедии в Шереметьеве: что стало причиной катастрофы

Правда, еще до этого некоторые пассажиры заметили странности.

- Минут через 15 после взлета я услышал сильный скрип, а за ним по салону прошла вибрация, - рассказал хабаровский адвокат Кирилл Бабаев, тоже из шестого ряда. - И только минут через пять ударила молния.

Аудио: Более 130 тысяч человек подписали петицию о запрете лайнера "Сухой СуперДжет-100"

Самолет перестал набирать высоту и какое-то время нарезал круги вокруг аэропорта.

- Шли низко, я и другие пассажиры, кто возле иллюминаторов сидели, землю видели, - говорит Евменьков. - Тут всем стало понятно, что что-то не так. Но криков или паники не было. Просто смотрю, а у всех лица так посуровели.

Где сидели выжившие и погибшие пассажиры рейса

- Снижались долго. Через какое-то время объявили, что мы готовы к посадке, - рассказал Евменьков.

ЗАБИРАЛИ РУЧНУЮ КЛАДЬ, ПОКА НЕ ОТКРЫЛИ ЛЮКИ

- Когда приближались к земле, понял, что летим слишком быстро для посадки, - говорит Бабаев. - Уже при втором контакте с полосой я видел за нами горящую полосу из топлива.

- Судя по всему, после третьего удара о взлетно-посадочную полосу стойка шасси обломилась, потому что мы завалились на бок, нас развернуло и потащило по полосе, - вспоминает мэр. - Самолет шел поперек, уже было ощущение, что мы теряем скорость и сейчас остановимся. Я все это время в иллюминатор смотрел, а тут оторвался и перевел взгляд в салон, а там уже люди повскакивали со своих мест.

Видео из салона горящего самолёта во время посадки

Владимир Евменьков заметил, что в проходе уже была семья с соседнего ряда: мужчина, женщина и ребенок. Они чуть ли не ползком пробирались вперед.

- То есть бежать вперед означало в буквальном смысле по головам идти. К счастью, до такого не дошло. Поэтому все просто встали и ждали, когда можно будет эвакуироваться.

Видео приземления горящего самолёта Москва-Мурманск

Евменьков уверен: его и других пассажиров спасли бортпроводники, быстро открывшие люки. Левый передний выход сначала не поддавался, но стюардесса все-таки справилась с механизмом и выпустила надувной трап. После этого эвакуация пошла быстрее.

- Пока не открыли люки, люди просто стояли в проходе. В этот момент кто-то и похватал ручную кладь. У меня, например, документы там лежали, я их схватил, - объясняет Евменьков. - Но никто не копался на полках, когда пошло движение.

О давке выбравшиеся из самолета тоже не рассказывают. Припоминают только, как одна женщина споткнулась в проходе, но ее быстро подняли на ноги и подтолкнули к надувному трапу.

Пассажир горевшего самолёта - о людях, якобы мешавших эвакуации: Это всё ложь!

- Мне кажется, люди погибли мгновенно. Сзади уже бушевало пламя. В моем ряду стекла расплавились еще до остановки, - говорит один из пассажиров Олег Молчанов, чье место было в 12 ряду. - Спасатели приехали быстро, но даже если бы и задержались, спасать там уже было некого.

Кроме того, выжившие пассажиры рассказывают, что во время жесткой посадки почти ни у кого не выпали кислородные маски.

Аудио: Технический эксперт Юрий Антипов: Огонь слишком быстро пошел по салону, потому что кто-то вышиб две задние двери

- Бортпроводников я не видел и указаний их не слышал. Да и нереально это было: самолет скрежещет об асфальт, люди кричат, сзади черный дым — тут никаких указаний не услышишь, - вспоминает Молчанов. - Может, люди с задних рядов поэтому и погибли: через дым кинулись инстинктивно к ближайшему выходу, а там огонь.

Авиакатастрофа в Шереметьево: Выживший пассажир выложил видео эвакуации

На земле выбравшихся из салона встречали сотрудники аэропорта.

- Нам кричали, чтобы мы бежали отсюда, потому что самолет горит и может взорваться, - говорит Бабаев. - А потом мы просто полтора часа стояли и смотрели, как горит Суперджет. Я думал, нас как-то побыстрее эвакуируют.

ЖИЗНЬ СПАСЛА ТЫСЯЧА РУБЛЕЙ

- Только потом понял, как мне повезло, - продолжает Кирилл Бабаев. - Изначально у меня было место 11С. Я летаю часто и обычно пересаживаюсь в хвост — там, как правило, есть свободные места, можно даже лечь поспать.

Но рейс Москва-Мурманск был довольно загруженным, свободного ряда для мужчины не нашлось. Но бортпроводники предложили ему ряд с одним соседом, а не с двумя — все посвободнее. Так он переместился в шестой ряд, да еще и место возле прохода. Не факт, что он смог бы выбраться с места 11С, которое было указано в билете, а тем более из хвоста салона.

Аудио: Заслуженный пилот России Юрий Сытник: Пилот сделал ошибку, которую допускают летчики в училище на первом году обучения

- По билету у меня было место в хвосте. Но в кассе аэропорта мне его поменяли на бизнес-класс. Доплатила всего около тысячи, - рассказала Тихонова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Он горел, как пластиковый стаканчик": последний спасшийся из самолета в Шереметьево пассажир рассказал, как выбирался из огня

Олег Молчанов, выживший в недавней катастрофе, рассказывает, как это было (подробности)

Выжившие пассажиры благодарят экипаж самолета, который помог им выбраться из пекла (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

Прошел ровно год с момента трагедии в аэропорту Шереметьево. Самолет компании "Аэрофлот" вылетел из Москвы в Мурманск и буквально сразу же подал сигнал бедствия. При жесткой посадке у воздушного судна надломились шасси и загорелись двигатели. В катастрофе погиб 41 человек из 78, находившихся на борту. Вспоминаем, что происходило в самолете 5 мая 2019 года.

"Выжил, потому что меня пересадили"


Фото: снимок с видео/СК РФ

Кирилл Бабаев 5 мая летел в Мурманск в командировку. После взлета мужчина попросил пересадить его в хвост со своего места 11С, чтобы занять три кресла и поспать, но ему отказали, сказав, что свободных мест нет.

"Предложили пересесть на шестой ряд. Сейчас я понимаю, что это спасло мне жизнь… Я понимаю, что выжил только благодаря тому, что меня пересадили", – рассказал Бабаев. Буквально через полчаса после взлета, вспоминал мужчина, он увидел вспышку, раздался хлопок, а затем самолет начал заваливаться на правый борт.

На тот момент, по словам Кирилла, паники еще не было, поскольку пассажиры не поняли всю критичность ситуации. При посадке самолет дважды ударился о землю, а в салон судна повалил густой дым.

"Стюардессы просили не паниковать, а люди все равно были сильно напуганы. Помню, я едва успел отстегнуть ремень безопасности, встать с места, и людской поток вынес меня к трапу", – добавил он.

Тогда к спасшимся пассажирам подбежал сотрудник аэропорта и попросил скорее отходить от самолета, поскольку он в любой момент мог взорваться.

И мы побежали. Пассажиры бизнес-класса были без обуви: ботинки после взлета они сняли, а надеть потом уже не успели. Потом нас посадили в автобус, привезли в здание аэровокзала… У меня в самолете остались и паспорт, и удостоверение адвоката, и кошелек. В руках был только телефон – с ним я и выбежал с борта.

На борту злополучного самолета был и Петр Егоров вместе с женой. Позднее он рассказал, что от страха они чуть не потеряли сознание.

"Самолет прыгал по взлетке, как кузнечик, и загорелся уже на земле. Нам ничего не понятно, вокруг бегали сотрудники МЧС и медики, отпаивали всех успокоительными", – объяснил он.

Пассажирка Марина Ситникова после трагедии рассказала Москве 24, что видела вспышку и почувствовала толчок. Но самое страшное, по словам женщины, было впереди.

"Во время первого удара я удивилась, что глаза на лоб не вылезли, – пояснила она. – Второй удар был уже терпимее, а третий – так, чуть-чуть тряхнуло".

Говорит, после этого будто окаменела: не слышала криков, не видела паники, а просто сидела, пристегнутая ремнем.

Я выходила одной из последних. Вот что я помню четко, так это голос стюардессы. Она кричала: "Быстро! Быстро!" И я пошла на голос. Хотела побежать, но просто не могла. Никакой толпы уже не было: ни спереди, ни сзади я уже никого не увидела.

Позже женщина призналась, что ее мучает чувство вины из-за того, что она никому не смогла помочь. "Я все понимаю, если бы вернулась, был бы только лишний труп. Но меня это не отпускает", – сказала она.

Смертельная посадка


Фото: AP/Pavel Golovkin

Вечером 5 мая 2019 года Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Аэрофлот" загорелся во время экстренной посадки в аэропорту Шереметьево. Спустя примерно 10 минут после взлета из-за технических сбоев было принято решение вернуться.

По словам бортпроводника Татьяны Касаткиной, после взлета воздушное судно попало в тучу, где шел сильный град. Именно в тот момент произошел хлопок, подчеркнула она.

Из-за удара молнии, объяснил командир экипажа Денис Евдокимов, пропала радиосвязь, а пилотам пришлось переводить самолет на аварийный режим управления.

В результате осуществить посадку удалось лишь со второго раза. У самолета подломились стойки шасси и загорелись двигатели.

На тот момент на борту судна находились 78 человек, из которых 41 погиб. В живых остались 33 пассажира и четыре члена экипажа из пяти. Среди умерших – 22-летний бортпроводник Максим Моисеев. Он помогал пассажирам спастись, пытаясь открыть заднюю дверь самолета, но в результате потерял сознание.

Позднее стало известно, что большинство людей погибли не от жесткого удара о землю, а от дыма и огня.

СК опубликовал видео катастрофы Superjet в Шереметьево

Следственный комитет завершил расследование катастрофы в Шереметьево. Известно, что перед судом будет отвечать командир экипажа Денис Евдокимов. Следствие сделало вывод о том, что он грубо посадил самолет на полосу.

В свою очередь, информация, полученная из черных ящиков, говорит о том, что воздушное судно адекватно реагировало на действия пилота, поэтому версия о неисправности была опровергнута.

Сейчас уголовное дело направлено в Генпрокуратуру для обвинительного заключения. Защита пилота Евдокимова просит вернуть дело на дорасследование.

Читайте также: