Сберечь урожай упасть навзничь

Обновлено: 19.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цели урока: обучающая: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце наречий. Выявить условия написания мягкого знака после шипящих на конце наречий и других частей речи;

развивающая: формирование культуры мышления. Развитие умений обобщать, делать выводы. Развивать навыки устной и письменной речи;

воспитывающая: воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах и интерес к предмету.

1. Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.

3. Опорное повторение…………………………………………………6 мин.

4. Объяснение нового материала……………………. ……………. 5 мин.

5. Закрепление материала…..…………………………………………24 мин.

6. Подведение итогов урока……………………………………………2 мин.

7. Информация о Д/З………………………………………………. 2 мин.

1. Вступительное слово учителя

Учитель: Добрый день, ребята! Все ли готовы к уроку? Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему, познакомимся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце наречий. Выявим условия написания мягкого знака после шипящих на конце наречий и других частей речи, но для начала проверим домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, назовите, пожалуйста, наречия, которые вы использовали в своей творческой работе, объясняя правильное написание.

Ученики: называют наречия, объясняют правильное написание.

Учитель: Итак, мы изучили данный материал. Давайте повторим, как же пишутся приставки в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных?

Ученик: приставки в наречиях на письме присоединяются тремя способами: обычно слитно и через дефис, реже раздельно.

Учитель: Приведите примеры слитного написания приставок с наречиями.

Ученики: вверху, вмиг, вслепую и др.

Учитель: Примеры дефисного написания приставок с наречиями?

Ученики: по – вашему, кое – где, по – дружески, в – пятых и др.

Учитель: Приведите примеры, когда приставки с наречиями пишутся раздельно.

Ученики: до смерти, на лету, по двое, на скаку, под силу и др.

Учитель: а теперь передайте, пожалуйста, тетради с домашним заданием на проверку.

3. Опорное повторение

Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока. Сейчас я раздам индивидуальные карточки. Вы выполняйте задания, а остальные записываем: языковая разминка. Открываем учебники на стр. 120, упражнение 265. Пишем, вставляя орфограммы и подчёркивая их (до слова шалаш).

Индивидуальные карточки:

Карточка 1.

Замените фразеологизмы наречиями.

Положа руку на сердце

У черта на куличках

Чёрным по белому

На всю Ивановскую

Очень громко

Карточка 2.

К данным словам подобрать синонимы.

Близко (рядом, вблизи, около), вместо (взамен), воодушевлённо (увлечённо, восторженно), зловеще (тревожно, угрожающе, грозно), искусно (ловко, умело), кратко (сжато, вкратце, коротко), ласково (нежно, приветливо, тепло), слишком (чересчур, крайне).

Карточка 3.

К данным словам подобрать антонимы.

Вдали (вблизи), в одиночку (сообща), враждебно (дружелюбно), вежливо (дерзко), вдоль (поперек), везде (нигде), нарочно (нечаянно), отчётливо (неразборчиво), робко (уверенно), старательно (небрежно), снаружи (внутри), снизу (сверху).

Упражнение 265.

Помощь, стеречь, горяч, спрячь, много туч, съёжишься, дремуч, пустошь, съешьте, разденешься, шалаш.

Учитель: Ребята, давайте проверим, что у вас получилось?

Ученики: читают.

Учитель: Какое правило мы повторили?

Ученик: Правописание мягкого знака после шипящих.

Учитель: Обратите внимание на упр. 266, стр. 121. Когда пишется мягкий знак, а когда нет? Работаем с таблицей.

Ученики: отвечают правописание существительных, прилагательных и глаголов.

Ь пишется

Ь не пишется

Существительное

ж. р., И. п., 3 скл. (роскошь)

-м. р., 2 скл. в И. п. и В. п. (гараж)

-1 скл., Р. п, мн. ч. (лыж, туч)

Прилагательное

кратк. прилаг. м. р. (горяч, певуч)

-2 л ., ед. ч., н. и буд. вр. (застелешь)

-повелит. накл. (ешьте)

Учитель: О наречии мы поговорим чуть позже. Ребята, передайте свои карточки с выполненными заданиями.

4. Объяснение нового материала

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.

Слова какой части речи написаны?

Ученик: наречия.

Учитель: давайте определим лексическое значение слова наотмашь.

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

НАОТМАШЬ – нареч. об ударе: замахнувшись от себя, против солнца, правою рукою с левого плеча. Ведьму наотмашь бьют.

НАО'ТМАШЬ, нареч.

Размахнувшись, с силой отводя руку от себя. Ударить н.

Толковый словарь Ушакова, 1935-1940 г.

Учитель: Что вы можете сказать о правописании мягкого знака после шипящих на конце наречий?

Ученик: После букв ч и ш мягкий знак пишется, а после Ж – нет.

Учитель: Давайте подтвердим это правилом на стр. 120.

Ученик: После букв ш и ч на конце наречий пишется мягкий знак. После буквы ж мягкий знак пишется только в слове настежь.

Учитель: О чем не сказала схема на доске?

Ученик: Об исключении – настежь.

Учитель: Запишите схему в тетрадях.

5. Закрепление материала

Учитель: Теперь закрепим изученное. Упражнение 263 (устно).

Упражнение 263.

Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.

Учитель: Ребята, давайте определим лексическое значение слова навзничь.

НА'ВЗНИЧЬ, нареч.

Вверх лицом, на спине, на спину. Лежать н. Упасть н. Навзничь грянулся оземь. Пушкин.

Толковый словарь Ушакова, 1935-1940 г.

НАВЗНИЧЬ нареч. навзник, наник, назничь, навзничку и навзничью, вверх лицом, на спине лежа, противопол. ничком; || изнанкою вниз, лицевой стороной вверх, о ткани.

Толковый словарь Даля

Учитель: Теперь первый ряд выписывает одно словосочетание, указывает главное слово и тип связи, второй ряд составляет простое распространённое предложение со словосочетанием мчаться вскачь, третий ряд - со словосочетанием сплошь усыпано.

Ученики: читают словосочетания и предложения.

Учитель: Теперь записываем объяснительная работа. Читаем, находим наречия, объясняем правильное написание. Наречия записываем в тетрадь.

Черныш лег навзнич. подставил обветренное лицо под приятные удары дождевых капель. Было холодно, но двери комнаты были открыты настеж…. Обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись проч… от коня и исчезли в темноте. Мирко изо всей силы наотмаш… ударил лошадь рукой, она повернулось и бросилась вскач… назад.

Ученики: читают, находят наречия, записывают их.

Учитель: Теперь работаем индивидуально с карточками.

Задание: выпишите все наречия, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Степь уходила вдаль. 2. Три воза сена загромоздили двор, ворота были открыты настеж…. 3. Царевна из медного царства вышла замуж… за среднего брата. 4. Навстречу мне шел высокий парень и еще издали улыбался. 5. Солнца луч блеснул промеж… туч. 6. Бойцу было невмоч… от тяжелых ран.

Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. Юноша лег навзнич…, подставив обветре(н,нн)ое лицо под дождь. 2. Двери комнаты были открыты настеж…. 3. Всадник наотмаш… ударил рукой лошадь по крупу, и она бросилась вскач…, назад. 4. Обе собаки разом подн…лись, с лаем ринулись проч…. от коня и и(с, з)чезли в темноте.

Задание: перепишите, вставляя в предложение нужное по смыслу слово.

1. На этот раз лошадей погнали ……2. Родион … отбросил все сомнения, приободрился. 3. Неистово звучат сверчки, и уснуть …. 4. Тяжело распахнулась …. железная дверь.

Слова для справок: вскач…, сплош…, напроч…, невмоч….

Учитель проверяет у 3 – 4 учащихся, которые справились быстрее всех, на оценку.

Учитель: теперь проверяем, что получилось.

Ученик: читает, остальные проверяют.

6. Подведение итогов урока

Учитель: Вернёмся к нашей таблице. Когда в наречиях после шипящих мягкий знак пишется, а когда нет?

Ученик: После букв ш и ч на конце наречий пишется мягкий знак. После буквы ж мягкий знак пишется только в слове настежь.

7. Информация о Д/З

1) Контрольные вопросы с. 121 (карандашом написать ответы на какой стр. в учебнике);

3) составить тест с ключами (Иванова, Горобенко, Стрельникова, Чармадов, Горофатская);

4) составить рекламу с употреблением наречий (Петимко, Кобзев, Кончаков, Жигалова);

Учитель: Есть ли вопросы по домашнему заданию?

8.Рефлексия

Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Ученик: отвечает.

Учитель: Чему научились?

Ученики: отвечают.

Учитель: Я довольна вашей работой. Молодцы, ребята! Особо хочу отметить работу на уроке следующих учащихся… Оценки получили… Урок окончен, до встречи на следующем занятии.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Собрание упражнений по русскому языку. Презентация на заданную тему содержит 8 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500

Вставить пропущенные буквы Упасть навзнич. ринуться проч. ударить наотмаш. вернуться заполноч. ждать невтерпёж. сплош.. покрыться тучами, медленно теч. теч. образовавшаяся в лодке, копчёный лещ. спряч..тесь от дождя, день хорош. сделать шалаш.. .

Вставить пропущенные буквы Упасть навзничь, ринуться прочь, ударить наотмашь, вернуться заполночь, ждать невтерпёж, сплошь покрыться тучами, медленно течь, течь, образовавшаяся в лодке, копчёный лещ, спрячьтесь от дождя, день хорош, сделать шалаш.

Замените фразеологизмы наречиями а) спит как убитый; б) скакать во весь опор; в) знать как свои пять пальцев.

(Чуть) чуть, (как) никак, (худо) бедно, крест (на) крест, точь (в) точь, бок (о) бок, (в) третьих, (по) дружески, (по) нашему, (по) латыни, (взад) вперед, (крепко) накрепко, (мало) помалу, жить (по) новому, идти (по) тихоньку, упасть навзнич . ударить наотмаш . дожидаться было невтерпеж . подойти (с) лев . посмотреть (на) прав . известен (из) давн . пропасть (без) вести, решить (в) тайне, купить (в) рассрочку, разделить (на) двое, выпрыгнуть (на) ходу, решиться (на) днях, закрыть (с) наружи, писать (до) востребования, жить (за) границей, выстрелить (в) упор, расстались (по) приятельски.

1. Не видно дач(?), упаст(?) навзнич(?), коротко острич(?), прозрачный ключ(?), нареж(?) мясо, мороз трескуч(?), помчат(?)ся вскач(?), пилиш(?) бревно, нет нужных училищ(?), сбереч(?) дружбу, открыт(?) настеж(?), выйти замуж(?), сбросит(?) с плеч(?), материал линюч(?).

2. (По) походному, (за) темно, (в) открытую, (в) шутку, (не) далеко, (с) размаха, (по) флотски, (по) военному, (во) вторых, (на) дом, положено (по) военному уставу, (по) мужски, (с) молоду, (за) границу, (на) скоро, (по) зимнему пути, (в) обхват.

3. Увидеть (в) дали огонёк, виднеется (в) дали моря, (в) начале (не) умел плавать, (в) начале учебного года, (во) время предупредил, (во) время урока, двигаться (на) встречу ветру, пойти (на) встречу с другом, преобразиться (в) миг, (в) миг опасности.

4. Восторе…о улыбаться, ответить сдержа…о, выполнить аккурат…о, поступить обдума…о, решение задачи обдума…о, облегче…о вздохнуть, буй…о разрастаться, слушать рассея…о, его внимание рассея…о на множество объектов.

5. (В) течени.. урока, (в) течени… реки, (в) следстви… болезни, (в) силу обстоятельств, (в0 след каретам, (в) след от ботинка, (на) счёт работы, (на) счёт в банке, , (в) целях углубления темы, (в) роде пейзажа, (в) роде моём трусов не было, (по) причине неустроенности, (в) продолжени… ливня, (в) продолжени.. сериала, (в) отношени… вопроса, находиться (в) заключени…, (в) заключении.. хочу сказать

1. Не видно дач, упастЬ навзничЬ, коротко остричЬ, прозрачный ключ, нарежЬ мясо, мороз трескуч, помчатЬся вскачЬ, пилишЬ бревно, нет нужных училищ, сберечЬ дружбу, открытЬ настежЬ, выйти замуж, сброситЬ с плеч, материал линюч.

2. По-походному, затемно, в открытую, в шутку, недалеко,
с размаха, по-флотски, по-военному, во-вторых,
на дом, положено по военному уставу, по-мужски,
смолоду, за границу, наскоро, по зимнему пути, в обхват.

3. Увидеть вдали огонёк, виднеется в дали моря,
вначале не умел плавать, в начале учебного года,
вовремя предупредил, во время урока, двигаться навстречу ветру,
пойти на встречу с другом, преобразиться вмиг, в миг опасности.

4. ВосторжеННо улыбаться, ответить сдержаННо,
выполнить аккуратНо, поступить обдумаННо (нар.),
решение задачи обдумано (кр. прич.),
облегчеННо вздохнуть, буйНо разрастаться,
слушать рассеяННо,
его внимание рассеяНо на множество объектов.

5. В течениЕ урока, в течениИ реки, вследствиЕ болезни,
в силу обстоятельств, вслед каретам, в след от ботинка,
насчёт работы, на счёт в банке, в целях углубления темы,
вроде пейзажа, в роде моём трусов не было,
по причине неустроенности, в продолжениЕ ливня,
в продолжениИ сериала, в отношениИ вопроса,
находиться в заключениИ, в заключениЕ хочу сказать.

Читайте также: