Семена растений и споры мхов гомологи или аналоги

Обновлено: 07.07.2024

С помощью сравнительной анатомии доказывают родство организмов, сравнивая строение беспозвоночных и ископаемые остатки.

Сравнительно-анатомические исследования обнаруживают черты сходства передних конечностей у некоторых позвоночных животных, хотя выполняющие функции их различны (рис. 28). Приведем в качестве примера плавники кита, передние конечности крота и крокодила, крылья птиц и летучей мыши, руки человека. В зависимости от функции некоторые кости конечностей атрофируются или срастаются. Несмотря на некоторые отличия в размерах, сходные признаки показывают их родство.

Рис. 28. Эволюция передних конечностей наземных позвоночных

Органы, соответствующие друг другу по строению и происхождению независимо от выполняемых ими функций, называются гомологичными.

Рассмотрим гомологичные органы животных на примере крыльев летучей мыши и передних конечностей крота.

Как вы знаете из курса зоологии, крылья летучей мыши приспособлены для полета, а передние конечности крота — для копания земли. Но, несмотря на различные функции, в строении их костей много общего. Конечности крота и летучей мыши состоят из сходных элементов: лопатки, костей плеча, предплечья, запястья, пясти, фаланг пальцев. Отличие только в том, что кости запястья у летучей мыши слаборазвиты, у крота фаланги пальцев короткие. Несмотря на эти небольшие различия, у них сохраняется общее сходство костей.

Гомологичные органы растений. К гомологии листа относятся колючки барбариса, кактуса, шиповника и усики гороха. Так, колючки барбариса и шиповника, легко отделяющиеся от коры веток, — это видоизмененные листья, защищающие их от поедания животными. Кактусы из-за обитания в условиях засушливости имеют видоизмененные листья-колючки, которые способны экономно расходовать влагу. Усики гороха цепляются за растения, чтобы поднять на свет свои слабые стебли. Несмотря на внешние отличия — колючки, усики, растения имеют общее происхождение.

К гомологии стебля относятся корневища ландыша, касатика, пырея. Клубень картофеля, луковицы лука, шипы боярышника — это видоизмененный стебель. Хотя в зависимости от функции они видоизменены, их общий предок — побег.

Аналогичные органы. Внешне очень сложно определить общность происхождения сходных органов. Например, крылья бабочки и птицы служат для полета. Но крылья бабочки — особое образование на спинной стороне груди, а крылья птицы — измененные передние конечности. Внешние сходства связаны с приспособлениями к среде, но родства не имеют.

Органы, выполняющие однородные функции, но не имеющие сходного плана строения и происхождения, называются аналогичными.

Например, конечности крота и медведки (рис. 29) хотя выполняют сходные функции, но их строение и происхождение различны.

Рис. 29. Аналогичные (конечности крота и медведки) органы

Сравнительная анатомия устанавливает родство отдаленных друг от друга видов. Например, зубы человека и млекопитающих похожи на хрящ акулы. В древности зубы позвоночных животных появились из чешуй, перешедших в ротовую полость. Также слуховая косточка-молоточек млекопитающих входила в состав нижней челюсти костных рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц. Особенности строения костей верхних и нижних конечностей и скелет рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих одинаковы. Это является доказательством единства происхождения всех позвоночных животных.

Промежуточная форма. Между крупными систематическими группами существуют промежуточные формы, свидетельствующие о единстве органического мира. Например, размножение низших яйцекладущих млекопитающих (ехидны и утконоса), наличие клоаки доказывают их сходство с пресмыкающимися.

Сравнительно-анатомические доказательства. Гомологичные органы. Аналогичные органы.

1. Гомологичные органы с общим происхождением и строением развиваются из сходных зачатков.

2. Аналогичные органы выполняют сходные функции, но имеют различное происхождение.

1. В каких случаях проводится сравнительная анатомия?

2. Приведите примеры гомологичных органов у животных.

1. Назовите гомологичные органы растений.

2. В чем различие между аналогичными и гомологичными органами?

1. Приведите примеры аналогичных органов.

2. Дайте определение аналогичных и гомологичных органов.

Лабораторная работа № 4

Примеры сравнительно-анатомических доказательств эволюции

Приборы и оборудование: гербарии гороха, барбариса, шиповника, верблюжьей колючки, малины, клубень картофеля, кактус, корневище ландыша (можно взять касатик ), лук; рисунки таракана, кузнечика, водомер (если есть коллекции), рисунок бабочки, чучело птицы, рисунок летучей мыши; влажные препараты речного рака, рыбы, лягушки, ящерицы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Результат дивергенции – гомологичные органы

Результат конвергенции – аналогичные органы

Гомологичные органы имеют общее происхождение, но выполняют разные функции

Аналогичные органы — имеют разное происхождение, но выполняют одну функцию

антенны рака и хелицеры паука

вайя папоротника и побег сосны;

волосы человека и шерсть собаки

зубы акулы и кошки;

клубень картофеля и корневище папоротника;

когти кошки и ногти обезьяны

конечности крокодила и летучей мыши

конечности медведки и кузнечика

ласты дельфина и крылья-ласты пингвина (Конвергенция, но органы гомологичные, т.к. позвоночные)

ласты кита и ноги лошади;

ноги мыши и крылья летучей мыши

нос обезьяны и хобот слона (хобот представляет собой сросшиеся и вытянутые нос и верхнюю губу)

предплечье лягушки и курицы

рука человека и крыло птицы

ус гороха и лист розы;

усик гороха и лист ромашки

хелицеры паука и антенны рака

чешуя ящерицы и перо птицы;

чешуя ящерицы и перья голубя

Корневище, луковица, клубень – видоизменённые побеги.

Конечности позвоночных животных

Усики гороха, чешуйки на корневище, чешуйчатые листья на стебле хвоща, иглы барбариса, почечные чешуи – видоизменённые листья.

Гомологичны ногти, когти, копыта.

Ядовитые железы змей гомологичны слюнным железам.

Молочные железы — гомологи потовых желез.

глаз осьминога и глаз крота

глаза осьминога и кошки

глаза осьминога и собаки

глаза рыбы и кальмара

крыло птицы и крыло бабочки;

крылья бабочки и летучей мыши

крылья воробья и крылья саранчи

крылья птиц и крылья стрекоз

крылья птицы и бабочки

ласты дельфина и крылья-ласты пингвина (Конвергенция, но органы гомологичные, т.к. позвоночные)

луковица тюльпана и корнеплод свёклы

плавник кита и плавник рака

присоски морской звезды и кальмара

роющие конечности крота и медведки

усы таракана и рыбы сома;

шипы розы (это выросты коры) и иголки кактуса (видоизмененные листья);

щупальца осьминога и гидры

Жабры рака, жабры рыбы и жабры личинок стрекоз.

Колючки барбариса - видоизмененные листья. Колючки боярышника – видоизмененные побеги. Шипы ежевики – видоизмененные наросты коры.

У медведки (насекомого) и крота (млекопитающего) сходство форм передних ног

Глаз головоногого моллюска и глаз млекопитающего

hello_html_mbd94fdc.jpg

hello_html_22dc85a6.jpg

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 564 978 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 20. Микроэволюция и макроэволюция

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.06.2020 18415
  • DOCX 458.7 кбайт
  • 566 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кактоякова Наталья Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В этой небольшой заметке, характеризующей появление у живых организмов в процессе эволюции так называемых гомологичных и аналогичных органов, хотелось бы напомнить вам о двух основных типах эволюционных изменений, которые были подробно описаны еще Ч.Дарвиным.

Как репетитору ЕГЭ по биологии, мне кажется важным помнить о каких именно типах эволюционных преобразований идет речь?

Это дивергентный и конвергентный типы преобразований организмов, приводящие к формированию надвидовых (макроэволюция) систематических единиц.

Конвергенция — приобретение сходных признаков у не родственных организмов. Конвергенцией объясняется появление аналогичных органов, имеющих различное происхождение, но выполняющих сходные функции.

Почему приходится заострять на этом ваше внимание

Да все просто. Поскольку базовых понятий два (дивергенция и конвергенция), объясняющих появление в эволюции двух типов органов (гомологичных и аналогичных), то с вероятностью 50% они запоминаются неправильно.

Возможно, табличка из пособия Т.Л.Богдановой поможет кому-то не путать функции и пути образования гомологичных и аналогичных органов в процессе макроэволюции. Но привожу эту табличку без изменений: именно в таком виде она объясняет почему у учащихся возникает так много путаницы при ответах на многочисленные тестовые задания по выявлению гомологичных и аналогичных органов.


Например, ноги лошади и ноги человека — явно гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция то у них тоже сходная.

Какой вывод следует сделать

Могу посоветовать всегда стараться выделять что-то главное, а что-то второстепенное.

Ничего не запоминайте чисто механически, а выстраивайте в своей голове четкую логическую цепочку из приведенных фактов и следствий. Только тогда можно судить о том, что новый материал не просто запомнился, а именно усвоился.

Ниже приводятся 52 примера заданий из тестовых вариантов ЕГЭ на определение гомологичных и аналогичных органов, присланные мне преподавателем Владимиром Анатольевичем. Решил разместить их в этой статье. Все приводимые здесь примеры гомологичных органов — результат дивергентной эволюции, а примеры аналогичных органов — результат конвергенции.

Примеры заданий на гомологичные органы

  1. Крылья совы и крылья летучей мыши
  2. Ласты дельфина и ласты-крылья пингвина
  3. Конечности крота и конечности лошади
  4. Ласты китообразных и ластоногих
  5. Когти барсука и ногти обезьяны
  6. Киль летучей мыши и киль птицы
  7. Задние конечности кенгуру и задние конечности тушканчика
  8. Окраска крыльев бабочки павлиний глаз и бабочки крапивницы
  9. Ласты ихтиозавра и рука человека
  10. Плакоидная чешуя акулы и зубы ящерицы
  11. Лепестки розы и листья капусты
  12. Листья паслена и усы гороха
  13. Видоизмененные листья: лепестки розы, усы гороха, иголки кактуса.
  14. Шишки ели и стробила хвоща
  15. Перистосложный лист гороха и прилистники-кувшинчики непентес
  16. Стеблевые чешуи хвоща и колючки барбариса
  17. Тычинки цветка мака и почечные чешуи
  18. Бутон цветка и почка
  19. Конечности позвоночных
  20. Гомологи передней конечности шимпанзе: 1) рука человека 2) крыло птицы 3) ласт кита
  21. Колючки кактуса и усики гороха
  22. Ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука
  23. Корневище ландыша клубни картофеля
  24. Китовый ус и усы сома
  25. Чешуя змеи и перо птицы
  26. Ноги бабочки и ноги жука
  27. Когти кошки и ногти обезьяны
  28. Нос обезьяны и хобот слона
  29. Предплечье лягушки и курицы
  30. Волосы человека и шерсть собаки
  31. Зубы кошки и зубы акулы

Примеры заданий на аналогичные органы

  1. Конечности позвоночных животных и насекомых
  2. Крылья птиц и насекомых
  3. Глаза головоногих моллюсков и глаза позвоночных животных
  4. Роговые чешуи ящерицы и панцирь черепахи – аналоги
  5. Форма тела акулы и дельфина
  6. Передние конечности насекомого медведки и крота
  7. Шипы розы и иголки кактуса
  8. Листья и шипы
  9. Семена растений и споры мхов
  10. Усики клубники и воздушные корни
  11. Жабры рака и рыбы
  12. Роющие конечности крота и медведки
  13. Аналогами передней конечности шимпанзе являются: 1) хобот слона, 2) клешня рака, 3) щупальца осьминога, 4) ногощупальца скорпиона
  14. Колючки барбариса и колючки боярышника
  15. Хорда ланцетника и позвоночник человека
  16. Панцирь черепахи и раковина улитки
  17. Легкие амфибии и легкие пауков
  18. Усы рака и усы сома
  19. Глаза осьминога и собаки
  20. Крылья летучей мыши и стрекозы
  21. Плавник кита и хвостовой плавник рака

Считаю совершенно неправильным, когда в тесты КИМов ЕГЭ помещают задания на определение гомологов или аналогов, по которым в разных учебниках даются противоположные ответы.

К данной статье было довольно много полезных комментариев, касающихся не четкости в критериях дивергентного и конвергентного путей образования гомологичных и аналогичных органов, которые я поместил в отдельную статью.

Для подготовки к сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Жанна Казанская

Жанна Казанская

Жанна Казанская запись закреплена

🤓

ПОСТ ПО ГОМОЛОГИЧНЫМ И АНАЛОГИЧНЫМ ОРГАНАМ У РАСТЕНИЙ

2 простых правила
Видоизменения одного органа имеют общее происхождение и чаще всего разную функцию (не обязательно) и являются гомологичными органами.
Видоизменения разных органов (имеют разное происхождение), имеющие одинаковые функции будут относиться к аналогичным органам.

♻

Для того чтобы ориентироваться в аналогичных и гомологичных органах растений необходимо четко представлять себе все видоизмененные
органы растений.

✒

Видоизмененные листья:
1) Листья – колючки – у растений, обитающих в засушливых условиях. Функция: уменьшение испарения за счет сокращения площади листа, защита. Примеры: кактус, барбарис.
2) Листья – усики – у растений, стелящихся по вертикальной поверхности, для дополнительной опоры. Примеры: горох.
3) Листья – лепестки – это ненастоящие лепестки цветка. Служат для привлечения насекомых-опылителей. Примеры: калла, антуриум, роза.
4) Ловчие листья – у растений хищников помогают поймать жертву для удовлетворения потребности растения в азоте. Примеры: росянка, венерина мухоловка.

✒

Видоизмененные корни:
1) Корнеплоды – утолщения главного корня для запасания питательных веществ. Примеры: морковь, свекла, репа, редиска.
2) Корнеклубни (корневые шишки) – утолщения придаточных корней для запаса питательных веществ и вегетативного размножения. Примеры: батат, георгин.
3) Воздушные корни – корни, у растений – эпифитов. (Эпифиты – это растения, растущие на других растениях, но не паразитирующие на них). Функция: улавливание дождевой воды, фотосинтез. Примеры: орхидея.
4) Корни с клубеньками: это симбиоз корней растений семейства бобовые с азотфиксирующими (нитрифицирующими бактериями). Функция: насыщение растения минеральным азотом. Пример: горох.
5) Дыхательные корни: у растений, стоящих в воде. Корни их возвышаются над поверхностью воды и активно поглощают кислород. Пример: мангровые растения, болотный кипарис.
6) Корни подпорки – виды утолщенных столбовидных придаточных корней, выполняющих функцию опоры. Пример: хлопковое дерево, вяз.
7) Корни-присоски – помогают растению удержаться на вертикальной поверхности. Пример: плющ.

✒

Видоизмененная почка (в принципе допустимо относить ее к видоизмененным побегам)
1) Кочан – это видоизмененная почка. Функция: запас питательных веществ. Пример: капуста.

✒

Видоизмененные побеги:
1) Клубень – видоизмененный подземный побег. Части побега: почки-глазки, столоны. Функция: запас питательных веществ, вегетативное размножение. Пример: картофель, топинамбур.
2) Луковица – видоизмененный подземный побег. Части побега: чешуя, донце, придаточные корни, почки. Функция: запас питательных веществ, вегетативное размножение. Примеры: тюльпан, лилия.
3) Корневище – видоизмененный подземный побег. Части побега: почки, придаточные корни. Функция: запас питательных веществ, вегетативное размножение. Примеры: ландыш, пырей.
4) Усы – ползучие надземные побеги. Функция: вегетативное размножение, дополнительная опора, захват новой территории, крепления растения. Примеры: клубника, земляника, огурец.
5) Усики винограда. Функция: вегетативное размножение, опора.
6) Колючки. Функция: защита. Примеры: боярышник.

✒

Видоизменения коры:
1) Колючки. Функция: защита. Примеры: розы, шиповник, ежевика.

⚡

ПРИМЕРЫ ИЗ ЕГЭ - гомологичных органов
1. Клубень, луковица и корневище,усики винограда, колючки боярышника (Все видоизмененные побеги, но функция разная)
2. Видоизмененные корни: корнеплод, корнеклубни, клубеньки и т.д.
3. Колючки кактуса, барбариса и усики гороха (видоизмененные листья)
4. Колючки боярышника и усики винограда (Видоизмен.побеги: колючки – защита, усы - опора)
5. Тычинки и листья растений (Тычинки – это производные листьев)
6. Чашелистик, лепестки розы, плодолистики, прицветники и тычинки, листья, чешуя лука (Это все листья видоизмененные)
7. Корневище ландыша и розеточный побег примулы (Это побеги)
8. Шишки хвойных и стробилы хвощей (Побеги)

⚡

ПРИМЕРЫ ИЗ ЕГЭ - аналогичные органы
- Усики гороха и усики винограда (1. видоизм.листья , 2.Видоизмен.побеги)
- Колючки боярышника и колючки барбариса или кактуса (1.видоизм.побеги , 2.видоизм.листья )
- Шипы розы и колючки боярышника (1. выросты кожицы ,2. побег)
- Колючки барбариса и колючки ежевики (1 – лист ,2 – вырост коры)
- Корень и корневище (1 – корень , 2 - побег)

Читайте также: