Сеют землю рожью а живут ложью

Обновлено: 05.10.2024

Цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки про город Москву.

Из сборника пословиц В.И. Даля

Пословицы о Москве указаны в книге "Пословицы русского народа" (1853 г.), В.И. Даль.

Раздел "Русь – Родина"

Едем в Москву разгонять тоску

Москва всем городам мать

Кто в Москве не бывал, красоты не видал

Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая

Питер — кормило, Москва — корм. Питер — голова, Москва — сердце

Москва создана веками, Питер миллионами

Москва бьет с носка, а Питер бока повытер

Питер женится, Москва замуж идет

Славна Москва калачами, Петербург усачами

В Москве сорок сороков церквей (церкви в Москве разделены на благочиния по сорокам)

Московские люди землю сеют рожью, а живут ложью

В Москву идти — голову нести

Живи, живи, ребята, пока Москва не проведала (старин. урал. каз.).

Москали (т. е. русские, по присловиям малорусов): московский час; подожди с московский час (от русской поговорки: сейчас). Московская правда. От москаля хоть полы обрежь да беги. Мамо, черт лезет в хату! Дарма, дочко, абы не москаль. От черта открестишься, а от москаля и дубиной не отобьешься

Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.

В Москве толсто (густо, часто) звонят, да тонко (жидко, редко) едят (по дороговизне для крестьян).

Москва сгорела от денежной (копеечной) свечи; Москва от искры загорелась (1443 г. Москва загорелась от свечи церковной св. Николы на Песках; 1737 г. - от свечи в доме Милославского).

Первые города от Москвы — два девяносто верст (Владимир, Тверь, Тула, Калуга, Рязань).

Москва не клином сошлась, околицы нет.

Москва горбатая; горбатая старушка (т. е. на холмах).

Хлеба-соли покушать, красного звону (матушки Москвы) послушать.

В Москве все найдешь, кроме птичьего молока.

В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери.

В Москве недорода хлебу не бывает.

Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят.

Славится Москва невестами, колоколами да калачами.

Москва любит запасец.

Москва людна и хлебна. Москва — царство, деревня — рай.

В Москве каждый день праздник (по множеству церквей).

Московская грязь не марается.

Москва, что доска: спать широко, да кругом метет.

В Москве деньгу беречь, себя не стеречь.

В Москву бресть (идти) — последню копейку (деньгу) несть.

Москва — кому мать, кому мачеха.

В Москву идтить — только деньгу добыть.

Москва слезам не верит (не потакает, т. е. никого не разжалобишь, все чужие).

Москву не расквелишь (не разжалобишь).

Москва ни по чем не плачет (не тужит).

Москва по нашим (по чужим) бедам не плачет.

Живучи в Москве, пожить и в тоске.

Живет на Москве — в немалой тоске.

Ой, Москва! — она бьет с носка. Бей в доску, поминай Москву!

Проедешь Погорелец и Кушалино — ступай смело до Москвы.

Ты чей молодеч? — Зубчевский купеч. — А где был? — В Москву по миру ходил.

У нас (во Владимире) много угодья: от Москвы два девяносто да из Клязьмы воду пей.

Ярославль городок — Москвы уголок (это говорится о многих других городах)

Бей челом на Туле, ищи на Москве. Тула зипун сдула.

Раздел "Верное – Надежное"

Хотел мужик с Москвы сапоги снести (украсть), да рад с Москвы голову снести (унести)

Раздел "Где"

У всех святых на Кулижках, что в Кожухове за Пречистенскими вороты, в Тверской ямской слободе, не доходя Таганки, на Ваганке, в Малых Лужниках, что в Гончарах, на Воргунихе, у Николы в Толмачах, на Трех горах и пр. (т. е. нигде).

За Яузой на Арбате, на Воронцовском поле, близ Вшивой горки, на Петровке, не доходя Мещанской, в Кожевниках, прошедши Котельников, в Кисловке под Девичьим, в Гончарах, на Трех горах, в самых Пушкарях, на Лубянке, на самой Полянке и пр. и пр. (т. е. нигде; шутка над Москвою).

Раздел "Горе – Утешение"

Не кручинься, женихи на Пресне есть (московск.)

Раздел "Грамота"

Пишет, как черт шестом по Неглинной (улица в Москве)

В Москве рубят, а сюда (а к нам) щепки летят (письма, газеты)

В лесу (в Питере, в Москве, в городе) дрова рубят, а к нам (а по всем городам, деревням) щепки летят (то же)

Раздел "Молва – Слава"

И половина Москвы не проведает (говор. о тщеславных поступках, щегольстве и пр.)

Из сборника И.М. Снегирева

Пословицы из книги "Русские народные пословицы и притчи", изданные И. Снегирёвым — М.: Унив. тип., 1848 г., Снегирёв Иван Михайлович (1793 – 1868):

Бей челом на Туле, а ищи на Москве.

Была в Москве, видела золотые маковки

В Москве деньгу беречь, так себя не стеречь.

В Москве недороду хлеба не живет.

В Москве толсто звонят, да тонко едят.

В Москве только нет птичьего молока, да отца и матери.

В Москву бресть — последнюю деньгу несть.

В Москву иттить — только деньгу добыть.

Живучи на Москве, пожить и в тоске.

Москва — горбатая старушка.

Москва — царство, а деревня — рай.

Москва бьет с носка.

Москва Государю не указывает, а Государь Москве.

Москва кому мать, а кому мачеха.

Москва любит запасец.

Москва людна и хлебна.

Москва не клином сошлась.

Москва не плачет.

Москва от копеешной (денежной) свечки сгорала.

Москва слезам не верит.

Москва стоит на болоте: ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят.


У нас нет ничего настоящего, а всё суррогаты, подобия, quasi-министры, quasi-просвещение, quasi-общество, quasi-конституция, и вся наша жизнь есть только quasi-una fantasia.
В других обществах всякий живет, работая и частью проживая, частью наживая и развивая. В русском одни только наживаются, другие проживаются, и никто не живет и не работает. - В. Ключевский

Русскому уму не свойственны сосредоточенность, кропотливость и вдумчивость — только натиск, быстрота, налет, беготня мысли. Потому здесь царят пустословие, тенденциозность, пристрастие, уход от действительности. - И. Павлов

С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русским — не так… Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей. - Петр I

Мы ленивы и нелюбопытны. - А. Пушкин

В России две философии: выпоротого и ищущего, кого бы ему еще выпороть.
Вся русская мысль — философия выпоротого человека. -- В. Розанов

Русские даже не способны иметь ум и совесть, а всегда имели и теперь имеют одну подлость. - В. Соловьев

Ничего доброго, ничего достойного уважения или подражания не было в России. Везде и всегда были безграмотность, неправосудие, разбой, крамолы, личности угнетение, бедность, неустройство, непросвещение и разврат. Взгляд не останавливается ни на одной светлой минуте в жизни народной, ни на одной эпохе утешительной. - А. Хомяков

Одна из наиболее печальных черт нашей своеобразной цивилизации заключается в том, что мы еще только открываем истины, давно уже ставшие избитыми в других местах и даже среди народов, во многом далеко отставших от нас. Это происходит оттого, что мы никогда не шли об руку с прочими народами; мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода.
Мы не Запад… Россия… не имеет привязанностей, страстей, идей и интересов Европы… И не говорите, что мы молоды, что мы отстали… У нас другое начало цивилизации. - П. Чаадаев

Наше общество столь же презренно, как и глупо, в нем отсутствует общественное мнение и господствует равнодушие к долгу, справедливости, праву, истине, циническое презрение к мысли и достоинству человека. - П. Чаадаев

Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу — все рабы. - Н. Чернышевский

Народ там состоит из одних рабов, прикрепленных дворянством на том основании, что они — господа первых. - Ш. Монтескьё

У русских не было ни нравственных устоев, ни законов, ни трудолюбия, ни желания лучшей участи, в их умах страх и невежество. - Г. Мабли

Что же такое русский народ? Сообщество людей или еще не организованная природная стихия? Может быть, это песок, летучая пыль, подобная той, какая, взметнувшись в воздух и носится над русской землей? Или все-таки вода, подобная той, что во все остальные месяцы превращает этот безрадостный край в обширное грязное болото либо ледяную равнину? Нет. Песок куда надежнее, чем русский народ, а вода далеко не так обманчива. - Ж. Мишле

Русских невозможно победить, но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят себя сами.
Никогда ничего не замышляйте против России, потому что на каждую вашу хитрость она ответит своей непредсказуемой глупостью. - О. фон Бисмарк

Русские часто страдают бахвальством и шапкозакидательством, впоследствии это приводит к тяжелым последствиям. - Х. Мольтке

"Непостижимо, что происходит: все грабят, почти не встретишь честного человека". - Русский царь (немецкого происхождения) Александр I.

Россия такая страна, о которой что ни скажешь, все будет правдой. Даже если это неправда. - У. Роджерс

Несмотря на открытое положение русского народа, тяжесть его физической массы и внутренняя тягучесть его существа были так велики, что он никогда не мог быть увлечен или потоплен внешним течением. - К. Рюккерт

Никогда не верьте русским, ибо русские не верят даже самим себе. - Отто фон Бисмарк, сказано перед началом Берлинского конгресса 1878 года.

Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингиз-хан завещал осуществить план завоевания мира. - Ф. Энгельс


“И знать не хочу звереподобную пародию на людей, и считаю для себя большим несчастьем, что родился в России. Ведь вся Европа смотрит на Россию, почти как на людоеда. Я не раз испытывал стыд, что принадлежу к дикой нации.” - В. М. Боткин

Выдающийся композитор М. Глинка, окончательно покидая 27 апреля 1856 года Россию, на границе вылез из рыдвана, плюнул на землю и сказал: “Дай Бог мне никогда больше не видеть этой мерзкой страны и ее людей!”

Русский человек любит посмеяться над ближним и смеётся безжалостно. - Александр Николаевич Островский. Красавец мужчина

Это наше русское равнодушие — не чувствовать обязанностей, которые налагают на нас наши права, и потому отрицать эти обязанности. - Лев Николаевич Толстой. Анна Каренина

Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. - Антон Павлович Чехов. Вишневый сад

Какая это старая русская болезнь, это томление, эта скука, эта разбалованность — вечная надежда, что придет какая-то лягушка с волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко! -- Иван Бунин

"И черт знает какая слава о нас идет, о русских. Обидно и совестно. Подумайте, — талантливый народ, богатейшая страна, а какая видимость? Видимость: наглая писарская рожа. Вместо жизни — бумага и чернила. Вы не можете себе представить, сколько у нас изводится бумаги и чернил. Как начали отписываться при Петре Первом, так до сих пор не можем остановиться. И ведь оказывается, кровавая вещь — чернила, представьте себе." - Алексей Николаевич Толстой. Хождение по мукам

Ожидание чуда есть одна из слабостей русского народа. - Николай Александрович Бердяев.


Россия - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю. - Николай Александрович Бердяев

Великая беда русской души в женственной пассивности, переходящей в "бабье", в недостатке мужественности, в склонности к браку с чужим и чуждым мужем. Русский народ слишком живет в национально-стихийном коллективизме, и в нем не окрепло еще сознание личности, ее достоинства и ее прав. Этим объясняется то, что русская государственность была так пропитана неметчиной и часто представлялась инородным владычеством. - Николай Александрович Бердяев.

Жили весь век свой нищими
И строили храмы божие.
Да я б их давным-давно
Перестроил в места отхожие.
Сергей Есенин. Страна негодяев, 1923

“Относительно духовности, морали и интеллекта, то московское образованное общество — это сборище разрушителей, кощунственных людей, духовных бродяг, умственных мошенников, моральных развратников , бесстыдных лжецов, простецких хвастунов и дикарей. Но все они – высокомерные до посмешища. К этому, извините, “обществу”, относятся также и нравственные и умственные, сифилитические калеки, идиоты, уроды, полусумасшедшие, истерические люди, циничные моральные и физические проститутки обоих полов. И вот это гнусное, мракобесие-болото считаем мы, московиты, своей духовной, культурной и умственной элитой, передовым авангард новой Московии. Тьфу!” - Иван Бунин, первый российский писатель, получивший Нобелевскую премию, в своих воспоминаниях о жизни в России.

Сидим на великих просторах и — нищие. - Алексей Николаевич Толстой. Пётр Первый

Ах, это русское ковыряние в своей и чужой душе! Да будет оно проклято! - Александр Иванович Куприн. Колесо времени

А по-моему, нет в печальной русской жизни более печального явления, чем расхлябанность и растленность мысли. - Александр Иванович Куприн. Яма

Русские говорят громко там, где другие говорят тихо, и совсем не говорят там, где другие говорят громко. - Александр Герцен. Былое и думы

Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это — Россия. Но глупые дети все растратили. Это — русские. - Василий Васильевич Розанов. Мимолетное. 1915 год

Вечно мечтает, и всегда одна мысль: — как бы уклониться от работы. [о русских] - Василий Васильевич Розанов. Уединенное

Неумыт и непричёсан, вечно полупьян,
В домотканом зипунишке ходит наш Иван,
Выпить можно сто стаканов, только подноси,
А сколько их, таких иванов, на святой Руси?
- Н. А. Некрасов


Россия не содержит в себе никакого здорового и ценного зерна. России собственно - нет, она - только кажется. Это - ужасный фантом, ужасный кошмар, который давит душу всех просвещенных людей. От этого кошмара мы бежим за границу, эмигрируем; и если соглашаемся оставить себя в России, то ради того единственно, что находимся в полной уверенности, что скоро этого фантома не будет; и его рассеем мы, и для этого рассеяния остаемся на этом проклятом месте Восточной Европы. Народ наш есть только "среда", "материал", "вещество" для принятия в себя единой и универсальной и окончательной истины, каковая обобщенно именуется "Европейскою цивилизациею". Никакой "русской цивилизации", никакой "русской культуры". - В.В. Розанов. Война 1914 года и русское возрождение

"…Трудность с пониманием русских состоит в том, что мы не осознаем факта их принадлежности не к Европе, а к Азии, а потому они мыслят иными путями. Мы не способны понимать русских, как не можем понять китайцев или японцев, и, имея богатый опыт общения с ними, должен сказать, что у меня нет особого желания понимать их, если не считать понимания того, какое количество свинца и железа требуется для их истребления. В дополнение к другим азиатским свойствам их характера, русские не уважают человеческую жизнь — они сукины дети, варвары и хронические алкоголики…" – американский генерал Джордж Паттон

Русские навлекли на себя враждебное отношение Запада из-за своей упрямой приверженности чуждой цивилизации. — Арнольд Тойнби, британский историк, философ, культуролог и социолог

Русские всё вокруг себя называют славянским, чтобы потом всё славянское назвать русским. - Карел Чапек

Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу. - Василий Ключевский


Какая это старая русская болезнь, это томление, эта скука, эта разбалованность — вечная надежда, что придет какая-то лягушка с волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко. -- Иван Алексеевич Бунин. Окаянные дни

У русского человека единственная надежда — это выиграть двести тысяч. - Антон Павлович Чехов. Записные книжки. Дневники

Умирать-то на войне русские хорошо научились. Вот только жить хорошо никак не научатся. - Валентин Пикуль. Крейсера

Иной раз, право, мне кажется, что будто русский человек — какой-то пропащий человек. Нет силы воли, нет отваги на постоянство. Хочешь все сделать — и ничего не можешь. Все думаешь — с завтрашнего дни начнешь новую жизнь, с завтрашнего дни сядешь на диету — ничуть не бывало: к вечеру того же дни так объешься, что только хлопаешь глазами и язык не ворочается; как сова сидишь, глядя на всех, — право и этак все. - Николай Васильевич Гоголь. Мёртвые души


С Россией считались в меру ее силы или бессилия. Но никогда равноправным членом в круг народов европейской высшей цивилизации не включали… Нашей музыкой, литературой, искусством увлекались, заражались, но это были каким-то чудом взращенные экзотические цветы среди бурьяна азиатских степей. - А. Керенский


Никакой особой миссии у России не было и нет! Не надо искать никакой национальной идеи для России-это мираж. Жизнь с национальной идеей приведёт сначала к ограничениям, а потом возникнет нетерпимость к другой расе, к другому народу и к другой религии. Нетерпимость же обьязательно приведёт к террору. Нельзя добиваться возвращения России к какой-либо единой идеологии, потому-что единая идеология рано или поздно приведёт Россию к фашизму. - Академик Д. С. Лихачёв

". Теперь едва ли не впервые встречаем мы русскую мысль на трудном и скользком поприще публицистики, критического отношения к окружающей действительности. Заявления такого характера уже были сделаны на земском соборе 1642 г. и на совещании правительственной комиссии с московскими торговыми людьми о причинах дороговизны в 1662 г. Не изменяя своей политической дисциплине, сохраняя почтительный тон, не позволяя себе крикливых оппозиционных нот, земские люди, однако, высказались довольно возбужденно о расстройстве управления, о беспрепятственном нарушении законов привилегированными, о пренебрежении к общественному мнению со стороны правительства, которое по указу государя допросить торговых людей отберет сказки, а исполнит по тем сказкам какую-нибудь малость. Это были осторожные коллективные заявления классовых нужд и мнений. С большей энергией выражались личные суждения некоторых наблюдателей о положении вещей в государстве. Ограничусь немногими примерами, чтобы показать, как отражалась русская действительность в этих первых опытах общественной критики.

КН. И. А. ХВОРОСТИНИН. Первый такой опыт становится известен еще в начале XVII в., во время Смуты, и несомненно ею был навеян. Князь И. А. Хворостинин был видным молодым человеком при дворе первого самозванца, сблизился с поляками, выучился по латыни, начал читать латинские книги и заразился католическими мнениями, латинские иконы чтил наравне с православными. За это при царе Василии Шуйском его сослали на исправление в Иосифов монастырь, откуда он воротился уже совсем озлобленным и погибшим, впал в вольнодумство, отвергал молитву и воскресение мертвых, "в вере пошатался и православную веру хулил, про святых угодников божиих говорил хульные слова". При этом он сохранил интерес к церковнославянской литературе, был большой начетчик по церковной истории, обнаруживал неукротимый задор в частных книжных прениях, вообще отличался ученым самомнением, "в разуме себе в версту не поставил никого". Он владел и пером, в царствование Михаила написал недурные записки о своем времени, в которых он больше размышляет, чем рассказывает о событиях и людях. Смесь столь разнородных мнений и увлечений, встретившихся в одном сознании и едва ли успевших слиться в цельное и твердое миросозерцание, но одинаково претивших православно-византийским преданиям и понятиям, ставила кн. Хворостинина во враждебное отношение ко всему отечественному. К обрядам русской церкви он относился с вызывающим презрением, "постов и христианского обычая не хранил", запрещал своим дворовым ходить в церковь, в 1622 г. пил всю страстную "без просыпу", утром в светлое воскресение до рассвета напился прежде, чем разговелся пасхой, не поехал во дворец христосоваться с государем, у заутрени и обедни не был. Поставив себя таким поведением и образом мыслей в полное общественное одиночество, он хотел отпроситься или даже бежать в Литву либо в Рим и уже продавал свой московский двор и вотчины. Царский указ, в котором изложены все эти вины кн. Хворостинина, с особенной горечью осуждает его за грехи против своих соотечественников. При обыске у князя вынуты были собственноручные "книжки" с его произведениями в прозе и стихах, "в виршь", польским силлабическим размером. В этих книжках, как и в разговорах, он выражал скуку и тоску по чужбине, презрение к доморощенным порядкам, писал многие укоризны про всяких людей Московского государства, обличал их в неосмысленном поклонении иконам, жаловался, "будто в Москве людей нет, все люд глупый, жить не с кем, сеют землю рожью, а живут все ложью" и у него общения с ними быть не может никакого; этим-де он всех московских людей и родителей своих, от кого родился, обесчестил, положил на них хулу и неразумие и даже титула государева не хотел писать, как следует, именовал его "деспотом русским", а не царем и самодержцем. Князя сослали вторично "под начал" в Кириллов монастырь, где он раскаялся, был возвращен в Москву, восстановлен в дворянстве и получил доступ ко двору. Он умер в 1625 г. Князь Хворостинин - раннее и любопытное явление в русской духовной жизни, ставшее много позднее довольно обычным. Это не был русский еретик типа XVI в. с протестантской окраской, питавший свою мысль догматическими и церковнообрядовыми сомнениями и толкованиями - отдаленный отзвук реформационной бури на Западе: это был своеобразный русский вольнодумец на католической подкладке, проникшийся глубокой антипатией к византийско-церковной черствой обрядности и ко всей русской жизни, ею пропитанной, - отдаленный духовный предок Чаадаева."

Князь Иван Андреевич Хворостинин

Личность князя Ивана Андреевича Хворостинина противоположна фигуре героя предыдущего очерка. Смута оказала огромное влияние на формирование его характера, и в эпоху восстановления государственного порядка Хворостинину далеко не сразу удалось смириться с возобновлением традиционных политических и культурных норм. Человек энергичный, но мятущийся, он мог бы воплотить свои чаяния при внуке первого из Романовых, однако, в свою эпоху князю Ивану Андреевичу не удалось реализоваться. В этом фигура Хворостинина не только примечательна, но, вероятно, и типична. Кто знает, сколько еще таких сторонников преобразований, ощущавших возможности перемен и модернизации России, оказались не у дел.

Князь Иван Андреевич принадлежал к ветви потомков ярославских князей (Рюриковичей). Самый известный представитель этого рода – князь Дмитрий Иванович прославился тем, что в 1572 г. нанес решающий удар по крымскому войску в сражении при Молодях.

В первые годы правления царя Михаил Федорович служил вполне успешно. В 1614 г. был воеводой сторожевого полка в Новосили, в 1616 г. получил боярство, и сидел за столом при приеме английского посла, был воеводой в Переславле-Рязанском (1618).

Что, брат, снова, вижу, запил?
Ну, да Бог тебе судья.
Нет иных сердечных капель
От тоскливого житья.

На душе всё та же смута,
Ни забыться, ни избыть.
Знать, невидимые путы
Тяжелей иных носить.

Смута… Смута полыхала!
Вихрями сквозила грудь.
А теперь пора настала –
Тишь да гладь. Не продохнуть.

Днём с огнём ни человека.
Допотопщина и мрак.
С кем про завтра покумекать
Так, чтоб по столу кулак?

Пламень залит. Плещет брага
Горькой жижей из-под век.
Пей дружище, пей, бедняга, –
Пётр будет через век.

После Смуты всегда наступает торжество посредственности. Даже Пожарский был вытолкнут системой на третьеразрядные посты. Стихи понравились. В них есть динамика и живое чувство. Браво!
Да, Кобрин сейчас в исторической науке не в моде. В моде Мединский. :))

Сердечно благодарю, Николя, за внимание и интересный отклик. Как же приятно встретить читателя со столь вдумчивым подходом -- это я о Ваших замечаниях о Смуте и об историках. А за Ваши лестные высказывания о моих стихах -- простое (но большое) человеческое спасибо!
Что же до Кобрина и Мединского, то они, насколько я понимаю, решают (Кобрин решал) разные задачи: один -- прежде всего исследователь, другой -- прежде всего популяризатор. Повторю, если я правильно понимаю ситуацию. ))
И Мединский, полагаю, прав в той мысли, что пора "прекратить мазохистски копаться в собственном прошлом в поисках червоточинки с акцентом на сделанных ошибках, неудачах, заниматься бесконечным саморазоблачительством".
Эх, и впрямь, пора бы нам, подобно Западу (да и той же Японии), возлюбить свою историю такой, какая есть, в т.ч. со всеми смутами, тиранами и посредственностями. Отсутствие маниакального копания в ошибках ещё не означает отсутствия трезвости подхода, как и наоборот: маниакальное копание -- отнюдь не свидетельство трезвости. Вот и тут малозамечаемые недостатки "успокоения" удалось (вслед за Кобриным) высветить только благодаря отказу от отождествления лжедмитриевца с поборником мирового зла.
Нравится мне забытая (увы!) пословица: судишь волка, суди и за волка. Стараюсь придерживаться народного совета. ))

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: