Шансы выжить при посадке самолета на воду

Обновлено: 18.09.2024

Начнем с того, что посадка на воду - это один из худших вариантов развития событий на борту, которого экипаж будет всеми силами стараться избежать.

Во-первых, посадка на воду куда сложнее, чем посадка на твердую поверхность. Во-вторых, даже в случае удачного приводнения самолет продержится на воде не более получаса.

Что же касается известных случаев удачного приводнения на память в первую очередь приходит посадка Ту-124 на Неву в 1963-м году. Как часто бывает, экипаж сначала сам себе создал проблемы, не проконтролировав расход топлива, а когда топливо закончилось, героически приводнил борт в районе Финского вокзала. 45 пассажиров и 7 членов экипажа отделались легким испугом, самолет вытащили на берег, но потом списали.

Вообще же, первый опыт приводнения пассажирского самолета заимел американский экипаж компании ПанАм в далеком 1956-м. На рейсе Гонолулу - Сан-Франциско у самолета Боинг 377 случился ряд отказов, в результате которых долететь до Фриско не представлялось возможным. Экипаж рассудил здраво, отыскал ближайший военный корабль ВМФ США и сел на прямо на океан рядом с ним. Из 24 пассажиров и 7 членов экипажа почти никто не пострадал, самолет утонул.

Кроме этих случаев история знает еще ряд историй с хорошим исходом:

в 1962-м году американский DC-7 из-за проблем сел на воду рядом с Аляской, 95 пассажиров получили богатые впечатления.

еще через четыре года, в 1972-м, над Икшинским водохранилищем экипаж испытателей отрабатывал отказы разных систем на Ту-134. Испытания закончились успешно, была доказана возможность посадки самолета на воду. Правда, цель испытаний была чуть другой.

ну а самый известный сейчас перфоманс - это А-320, шесть лет назад на взлете поймавший по гусю в каждый двигатель и благополучно приземлившийся на Гудзон.

Существуют специальные марки самолетов, предназначенных для приземления на воду. Но история знает немало примеров, когда пилотам обычных самолетов приходилось совершать посадку не в аэродроме, а на водную поверхность. В роли посадочной полосы выступали реки Нева, Волга, Гудзон и даже Тихий океан.

К сожалению, в авиации случаются аварийные ситуации, когда техника по тем или иным причинам выходит из строя. Сегодня мы расскажем об уникальных случаях, когда обычные пассажирские самолеты, а не гидросамолеты, удалось благополучно посадить на воду. Большинство из них было обречено на гибель из-за отказа двигателей или по иным причинам. Но благодаря мужеству и профессионализму пилотов удалось совершить посадку на воду и во многих случаях обойтись без жертв.

Посадка Ил-12 на Волге

Можно ли посадить пассажирский самолет на воду: реальные случаи чудесного приземления

Посадка Боинг-377 в Тихом океане

Можно ли посадить пассажирский самолет на воду: реальные случаи чудесного приземления

Второй успешный случай посадки воздушного судна на воду произошел 15 октября 1956 года. На борту судна, следовавшего из Гонолулу в Сан-Франциско, находились 24 пассажира и 7 членов экипажа. После отказа 2-ух двигателей из четырех командир принял решение посадить лайнер на воду. В результате успешной посадки никто из пассажиров не пострадал, и их подобрали спасатели службы береговой охраны.

Посадка Ту-124 на Неву

Можно ли посадить пассажирский самолет на воду: реальные случаи чудесного приземления

Посадка японского лайнера в Тихом океане

Эта аварийная посадка произошла 22 ноября 1968 года недалеко от Сан-Франциско. Воздушное судно DC-8 авиакомпании Japan Airlines, на борту которого находились 96 пассажиров и 11 членов экипажа, совершало рейс Токио – Сан-Франциско. На этот раз причиной аварийной посадки стал плотный туман, окутавший район посадки. Из-за плохой видимости и ошибки приборов, на которые ориентировался капитан судна, экипаж совершил посадку на воду вместо взлетно-посадочной полосы. Причем пилоты до последнего думали, что они садятся в аэропорту. Возможно, отсутствие паники и обеспечило успех всей операции. Никто из пассажиров не пострадал.

Посадка Ту-134 на канале имени Москвы

Можно ли посадить пассажирский самолет на воду: реальные случаи чудесного приземления

Этот случай произошел 17 июля 1972 года, когда самолет находился на испытании и совершал экспериментальный полет. В результате аварийной ситуации у лайнера произошла остановка двигателей. На борту в тот момент находились 5 членов экипажа. Благодаря профессионализму пилотов удалось посадить воздушное судно на Икшинское водохранилище, одно из водохранилищ системы канала имени Москвы. В результате происшествия никто не пострадал.

Посадка А 320-214 на Гудзон

Можно ли посадить пассажирский самолет на воду: реальные случаи чудесного приземления

Можно ли посадить пассажирский самолет на воду: реальные случаи чудесного приземления

Во всех описанных случаях удалось избежать многочисленных жертв именно благодаря мастерству экипажа. К сожалению, все самолеты после таких приземлений больше не вернулись в небо. Как отмечают специалисты, благоприятный исход аварийной посадки на воду зависит от нескольких факторов. Наибольшее значение имеет состояние водной поверхности (наличие волн или преград), тип самого воздушного судна (крупные авиалайнеры посадить на воду легче) и мастерство экипажа. Именно последний фактор является решающим.

Несмотря на то, что самолеты считаются самым безопасным видом транспорта, время от времени случаются летные происшествия, иногда очень серьезные и трагические. В случае вынужденной посадки успех зависит от многих сопутствующих факторов – погодных условий, мастерства пилотов, рельефа местности…

В любом случае, при аварийной ситуации на борту пилоты стараются дотянуть воздушное судно до аэродрома. Там есть взлетно-посадочная полоса, аварийные службы, помощь. Но бывает так, что по тем или иным причинам это невозможно. И перед экипажем встает вопрос наиболее безопасной посадки. В случае, если полет проходит рядом с рекой, озером, морем, есть возможность посадить самолет на водную поверхность. Но так ли это безопасно?

Безусловно, если на земле гористая или холмистая местность без единого ровного участка, посадка на воду будет предпочтительнее. Но в общем случае посадка на водную поверхность гораздо опаснее посадки на землю . За всю историю авиации накоплено огромное количество статистических данных по вынужденным посадкам, и вероятность получения тяжелых травм при посадке на воду примерно такая же, как если бы самолет садился в лесной массив, то есть очень высокая.

Сложность состоит в том, что вода очень плохо сжимается, и при приводнении воздушное судно испытывает сильный удар. При этом низкоплан (самолет с нижним расположением крыла) имеет больше шансов на разрушение, так как принимает удар на себя не только фюзеляжем, но и крылом. Следует учитывать и возможное волнение на море, которое при неблагоприятных обстоятельствах может просто перевернуть самолет при посадке.

Так что посадка на воду считается более опасной, чем на более или менее ровный участок земной поверхности. Единственным плюсом посадки на воду можно считать то, вероятность возникновения пожара в этом случае значительно уменьшается.

2 Олег Т:
Сразу вопрос от куда данные о глубине в том месте? допускать умозаключения о том что глупина около 2-х метров. не зря же на воде стоят буи и показывают где мель, а где безопасная глубина. Я на оби на участке 1км могу показать несколько мест, где глубина у берега от 1м, до 4 меняется резко и часто. Т.е ваш труд об осмыслении аварии, конечно интересен, но опираться на него ни кто не будет по причине не достаточных точных исходных данных.

А сравнения с библанами 20-х годов вообще улыбнуло (без обид). Главный козырь в спасении экипажа тех самолётов малая скорость.

Да и сравнение Ан2 у которого скорость сопоставима с легковой машиной(Отец выводил на минимальную скорость горизонтальную 80км при вертикальной 5м/с - как у парашютиста ). на этом типе самолётов вообще минимальное количество смертельных случаев при крушениях. Отец садил его удачно посреди болот с выключеным горящим движком и ни кто не говорил "О. ты герой".

Тут вчера ходил на берег и смотрел как за моторкой катали подвешенных на парашюте людей. При попытке приводнения все падали и довольно прилично проворачивались в воде. Те-же у кого при посадке была твёрдая земля под ногами или дно было рядом чаще оставались на ногах. Аналогия напрашивается просто.

Эт не спору ради, а установления правды.

Я допускаю(думаю не я один) удачное приводнение в 1 случае. если горизонтальная скорость при касании будет сравнительно мала. Чего можно достичь увеличением угла атаки перед касанием. что тоже черевато, но менее катастрофично. Для чего и тербуется тренировка и подготовка.

Вобщем тут надо более детальное иследование проводить. даже больше не на расчётах основанное, а на статистике(учитывая разные типы ЛА).

2 Олег Т:
Сразу вопрос откуда данные о глубине в том месте? допускать умозаключения о том что глубина около 2-х метров. не зря же на воде стоят буи и показывают где мель, а где безопасная глубина. Я на оби на участке 1км могу показать несколько мест, где глубина у берега от 1м, до 4 меняется резко и часто.
от Олега Т:
Да не играет принципиального значения точная цифра глубины. Я взял приближенное значение. А вначале хотел принять 3 метра для этого анализа. По моему мнению Ан-2 вполне мог пробить слой воды и 4 метра.

А сравнения с бипланами 20-х годов вообще улыбнуло (без обид). Главный козырь в спасении экипажа тех самолётов малая скорость.
От О.Т.:
Скорость у них была конечно маленькая, но ведь надо учитывать что и прочность тех самолетов была небольшой! Ведь они были обтянуты обыкновенной тонкой тканью - даже не фанерой. По сравнению с современными алюминиевыми самолетами прочность тех бипланов просто мизерна. Хотя Вы конечно имеете в виду фактор скорости как условие торможения. Но тут надо учитывать, что современные более прочные самолеты проскользят по воде гораздо большую длину - за счет своей большей прочности, и поэтому и величина скорости поделенная на длину пути торможения и у древних и у современных самолетов окажется примерно одинакова. А уж если учесть, что все современные самолеты имеют убирающееся шасси, то за счет этого величина перегрузки у них при торможении на воде может оказаться даже меньше чем у бипланов. Уважаемый Yurik - не думайте что это от веет на Ваши возражения - этот мой пост всего лишь подготовка к обстоятельным исследованиям на этой ветке.

Да и сравнение Ан2 у которого скорость сопоставима с легковой машиной(Отец выводил на минимальную скорость горизонтальную 80км при вертикальной 5м/с - как у парашютиста ). на этом типе самолётов вообще минимальное количество смертельных случаев при крушениях. Отец садил его удачно посреди болот с выключеным горящим движком и ни кто не говорил "О. ты герой".
От Олега Т:
А и не надо глядеть на скорость 80 км/ч. Ведь в исходном посте Анонима была четко указана скорость приводнения того Ан-2 = 180 км/ч, вот на эту первоначальную цифру я и опирался.

Тут вчера ходил на берег и смотрел как за моторкой катали подвешенных на парашюте людей. При попытке приводнения все падали и довольно прилично проворачивались в воде. Те-же у кого при посадке была твёрдая земля под ногами или дно было рядом чаще оставались на ногах. Аналогия напрашивается просто.
От Олега Т:
Неправильная у Вас в данном случае аналогия. Мне даже жаль тратить на рассмотрение этой фразы свое дорогое время, которого у меня сейчас нет, и надо бежать идти работать. Вы отлично знаете, что по воде умел ходить один только Христос, а у большинства других людей это почему-то не получается. Как Вы думаете: почему такая разница?
Дело в том, что когда человек идет по воде, а не по твердой земле, то ноги у зарываются в воду и больше тормозят движение - вот в точности как у тех парашютистов, о которых вы рассказали.
Этот пример говорит лишь о том, что выступающие части - НЕУБИРАЮЩИЕСЯ ШАССИ - действительно очень мешают легким и спокойным приводнениям самолета. Но ведь в наши дни практически все более-менее быстроходные самолеты обязательно имеют УБИРАЩЕЕСЯ ШАССИ. Я надеюсь в следующих своих постах объяснить Вам и всем читателям какие предметы у самолетов могут мешать приводнениям и в какой мере. И так ли уж велика опасность от этих выступающих элементов.

Я допускаю(думаю не я один) удачное приводнение в 1 случае. если горизонтальная скорость при касании будет сравнительно мала. Чего можно достичь увеличением угла атаки перед касанием. что тоже черевато, но менее катастрофично. Для чего и тербуется тренировка и подготовка.

От О.Т.: Уважаемый Yurik! Вы глубоко заблуждаетесь в этом! Впрочем, не Вы один, а эту ложную мысль преднамеренно внушили большинству летчиков и людей интересующихся авиацией. Но я уверенно думаю, что смогу побороть это всеобщее и чрезвычайно опасное заблуждение, из-за которого гибнут сотни людей летающих на самолетах.

Вобщем тут надо более детальное иследование проводить. даже больше не на расчётах основанное, а на статистике (учитывая разные типы ЛА).
От О.Т:
Дело в том, что авиация существует уже сто с лишним лет. И тысячи аэропланов всех времен и народов совершали аварийные посадки на воду. В тысячах случаев следственными комиссиями были установлены точные значения и углов падений самолетов и конечной скорости, и перегрузки получаемые конструкцией самолетов и людьми на нем, и результаты этих аварийных посадок. То есть все давным-давно исследовано и изучено. Но по определенным причинам следственные круги считают нужным скрывать полную и точную детальную картину этих приводнений, сообщая народу либо урезанную, либо СФАЛЬСИФИЦИРОВАННУЮ информацию. Зачем им это нужно - скрывать правду - спросите Вы? Я все подробно объясню в других постах.

Многочисленные исследования говорят о том, что шанс выжить в авиакатастрофе есть практически всегда. Однако вероятность отделаться всего лишь травмой, а может и вовсе легким испугом, зависит не только от действий пилота и бортпроводников, но и от самих пассажиров. В этой статье мы приведем несколько правил, следуя которым вы можете повысить ваши шансы в случае катастрофы.

Lost-Season1

Как снизить возможный ущерб от столкновения самолета с землей?

  • Пристегните ремень безопасности. Он позволит вам остаться в кресле и при ударе не вылететь или удариться об части салона. Не стоит расcтегивать ремень на протяжении всего полета , даже если табло “ застегните ремни “ погасло.

20 июля 2010 года рейс авиакомпании United попал в зону сильной турбулентности. 20 человек из числа пассажиров получили серьезные травмы, т.к . не были пристегнуты . Самолету пришлось совершить вынужденную посадку в аэропорту Денвера, пассажирам была оказана помощь , часть из них была госпитализирована с переломами и другими травмами.

  • Сгруппируйтесь . Это положение поможет предотвратить переломы и травмы. На английском, команда экипажа будет звучать “ Brace! “ . В истории есть как минимум 2 случая, когда именно благодаря ей выжили все пассажиры.

Crashposition_1240713c

Во время крушения рейса авиакомпании SAS 27 декабря 1991 года, самолет разбился недалеко от деревни Готтрёра , разломившись на три части, но никто из находившихся на его борту 129 человек при этом не погиб. Позже расследование инцидента показало, что катастрофа обошлась без жер тв бл агодаря слаженной работе экипажа и пассажиров, которые неукоснительно выполняли все команды бортпроводников и не поддавались панике.

  • Заранее очистите ваши карманы, даже обыкновенная ручка при столкновении может нанести серьезную травму.
  • Никогда не спите во время взлета и посадки, по статистике самые небезопасные это первые 3 минуты после взлета и во время разгона самолета и последние 8 минут перед приземлением.

Как выжить при при землении на воду?

Всего история насчитывает 26 случаев вынужденной посадки самолета на воду, во всех случаях, кроме одного есть выжившие пассажиры. Чтобы повысить ваши шансы придерживайтесь следующих правил:

  • Никогда не надувайте ваш спасательный жилет на борту, только после того, как покинете самолет , но надеть его вы должны заранее.
  • Если вы очутились в воде, старайтесь сгруппироваться с другими пассажирами, держитесь плотно друг к дружке, это позволит вам избежать или немного отсрочить переохлаждение. Однако опасайтесь паникующих, своими неконтролируемыми движениями они могут погубить не только себя, но и кого-нибудь другого.

Как выжить во время эвакуации?

tdy_costello_plane_130708

  • Заранее изучите пути эвакуации. Найдите ближайший к вам запасной выход, посчитайте, сколько до него рядов. В случае задымления и плохой видимости это знание спасет вам жизнь. Изучите буклет, по правилам безопасности, который есть в спинке каждого кресла, разберитесь, как открывать дверь запасного выхода .
  • Летайте в правильной одежде. В первую очередь одежда для перелета должна быть удобной и не сковывать ваших движений. То же самое относится и к обуви. Поверьте, выбегать из горящего самолета на шпильках весьма затруднительно. Обращайте внимание на материал, большинство тра вм пр и катастрофе – это ожоги. Старайтесь избегать синтетики (она моментально расплавится и вызовет еще большие повреждения) и отдайте предпочтение натуральным и плотным материалам.
  • Не употребляйте в самолете алкоголь . Может, он кому-то и помогает снять стресс и страх перед полетом , но в случае внештатной ситуации это сыграет с вами злую шутку.
  • Если произошло задымление салона, то старайтесь пригнуться как можно ниже и закрыть рот и нос каким-нибудь материалом. Дым очень ядовит и может убить гораздо быстрее, чем пламя. Из курса физики, мы знаем, что дым всегда поднимается вверх , поэтому пригнитесь и передвигайтесь к выходу на четвереньках. Чаще всего, в случае задымления у пассажира есть не более 90 секунд, чтобы выбраться живым и при этом не отравиться угарным газом.
  • Не пытайтесь забрать ваши вещи, как минимум по двум причинам. Во-первых, при эвакуации буквально каждая секунда на счету , поиск вещей и попытка выйти с ними из самолета украдет ценные секунды, во-вторых, другие пассажиры, возьмут с вас пример и тогда выйти проблематично будет всем . Вы ведь помните, как замедляют выход из самоле та те , кто долго пытается собрать свои вещи и снять их с верхней полки?

Специалисты, которые исследуют авиакатастрофы, вывели статистику, что шанс выживания зависит не от того , в какой части салона находится пассажир (впереди, на крыле или в задней части), а от того , как далеко он находится от аварийного выхода. Исследования показывают, что больше шансов у тех, кто сидит не дальше, чем в пяти рядах от аварийного выхода.

Читайте также: