Схема одежды описания в детском саду

Обновлено: 04.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Конспект занятия по развитию речи

по составлению описательных рассказов

с использованием схем

в старшей группе

(рассказывание об одежде)

Валевич Александра Михайловна,

Развивать умение правильно составлять описательные рассказы об одежде, опираясь на схему Т.А.Ткаченко

Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя), по назначению (праздничная, рабочая, спортивная), по принадлежности (мужская,, женская, детская).

Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых сшита одежда, закрепить названия тканей (ситец, шелк, шерсть, драп, вельвет, мех и др.).

Закрепить названия профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, художник по тканям, закройщик, швея).

Форма занятия: тематическое

Продолжительность : 25 минут

Участники: воспитатель и дети старшей группы

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Оборудование и материалы к занятию:

Схема Т.А.Ткаченко для составления описательного рассказа об одежде;

Кукольная одежда различной принадлежности (мужская, женская) на демонстрационных вешалках;

Предварительная работа:

Блок занятий по обучению рассказыванию о предметах с опорой на схему Т.А.Ткаченко.

Экскурсия в ателье или швейный цех.

Методы и приемы: показ, вопросы, объяснение, игра.

Структура занятия:

На златом крыльце сидели

- беседа про профессии

- работа по схеме Т.А.Ткаченко для составления описательного рассказа об одежде

- работа в группах

- представление описательных рассказов об одежде от группы

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте вот такую считалочку:

(читает считалку)

На златом крыльце сидели

Вам знакома эта считалочка? Да, она очень давняя, и придумана, наверное, в те времена, когда были цари и короли, и сидели они вместе на златом крыльце, и вели беседу. Но слышите, рядом с ними сидят и сапожник и портной. Король, королевич и портной сидят рядом! Еще бы, портной – очень древняя и уважаемая профессия! Портные одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, шьют нам красивые платья, рубашки, сарафаны, пальто, куртки.

В любом деле без портного не обойтись. Врачу халат нужен? (нужен). Актеру – костюм? Клоуну – смешной наряд? Военному – форму? Маме – фартук, бабушке – халат? (нужен). Вот и получается, что портной одна из самых нужных профессий на Земле.

А вы знаете, где сегодня работают портные? ( Портные работают в ателье или на швейной фабрике)

Правильно, если портной работает в ателье, то входит в состав небольшой бригады, в которой у каждого свои обязанности, а если работает на швейной фабрике, то здесь уже большой коллектив швейников, и у каждого своя работа. Вы уже знаете названия профессий людей, которые изготавливают одежду, назовите мне.

Дети : Модельер – придумывает модели одежды , художник по тканям – придумывает и подбирает рисунок ткани, закройщик – разрезает ткань, кроит одежду, швея – соединяет детали одежды с помощью иглы и нитки или на швейной машине, гладильщица – отглаживает одежду при помощи утюга.

Воспитатель: Молодцы, знаете швейные профессии. Вот я вам предлагаю сегодня открыть ателье мод для кукол: мы с вами будем большой бригадой, и постараемся для наших куколок придумать и подобрать красивую одежду к Новому году.

А для начала мы должны знать, как нам подобрать одежду по сезону, т.е. по времени года. Здесь нам помогут наши модельеры.

Воспитатель : Хорошо вы разложили одежду по сезону, но надо и ткань подобрать правильно к каждой модели, ведь каждому понятно, что трусы нужно шить из ситца, а шубу из меха, а не наоборот! И здесь нам помогут художники по тканям.

Воспитатель: Очень хорошо. Ткань мы умеем выбирать, название предметов одежды мы знаем, но чтобы швея красиво и аккуратно сшила одежду, закройщик должен правильно снять мерки, т.е. измерить длину, ширину будущей одежды, длину рукава или брюк, а то получится как в стихотворении С.Михалкова.

Выходит ребенок, читает стихотворение:

Серый заяц под сосной

Объявил,что он портной.

И портному через час

Медвежонок сдал заказ.

-Будет ваш заказ готов

До январских холодов!

Заяц режет, заяц шьет,

А медведь в берлоге ждет.

Срок прошел. Пришел медведь,

А штаны нельзя надеть.

Воспитатель: А почему так произошло?

Дети: Заяц не снял мерки с медвежонка, и штаны оказались малы.

Воспитатель: А пока одежда наша сдана в пошивочный цех, у нас перерыв перед показом моделей и я предлагаю вам физкультминутку.

Дети становятся по группе врассыпную. Проводится физкультминутка (можно 2 раза.)

Мамам дружно помогаем :……………………. Ходьба на месте

Сами в тазике стираем…………………….. Наклон, имитируем полоскание

И рубашки, и носочки……………………. Выпрямились, загибаем пальцы на руке

Для сыночка и для дочки ………………….. Повороты вправо-влево

Через двор растянем ловко ……………… Потягивания – руки в стороны

Для одежды три веревки…………………… То же

Светит солнышко-ромашка, ……………… Потягивания – руки вверх, ладонь раскрыть

Скоро высохнут рубашки. …………………. Покачивание, руки наверху

Воспитатель: (выносит кукольную одежду на вешалках): Вот уже и одежда наша пошита да отглажена. И куклы наши ждут обновок. Но нужно рассказать об одежде, как это делают на показах мод. И поможет нам в этом наша схема-помощница. Я напомню вам, о чем говорит каждое окошко, а вы пока выбирайте понравившийся вам кукольный наряд и придумывайте свой рассказ.

Итак, первое окошко – называете цвет одежды;

второе окошко – из какой ткани она сшита;

третье окошко - надо назвать детали одежды;

четвертое окошко - надо рассказать, для какого времени года предназначена эта одежда;

пятое окошко - вы расскажете для кого эта одежда: для мальчика или девочки;

шестое окошко – надо рассказать, как за этой одеждой ухаживать.

Показ моделей одежды начинается, кто уже выбрал наряд и откроет наш кукольный модный салон?

Работа в группах.

Проводится 3-4 описательных рассказа об одежде.

Рубашка, пиджак, тапочки, платье

Костюм, шуба, шарф, сапоги

Сарафан, юбка, брюки, шляпа

Свитер, куртка, туфли, шорты.

И напоследок загадки об инструментах портного ( желательно отгадки-картинки):

На пальце одном

Ведерко вверх дном. (наперсток)

Я – одноухая старуха.

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутинку я тяну. (иголка с ниткой)

По одежде он плывет,

Как горячий пароход.

Стало все белье на диво

Очень гладким и красивым!

Для белья надежный друг

Электрический ….. (утюг).

Два кольца, два конца,

А посредине гвоздик . (ножницы)

Спасибо, ребята. Наше ателье закрывается, до новых встреч. Наше занятие окончено.

Совместная деятельность воспитателя с детьми на тему :

- учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;

- развивать умение узнавать предмет по описанию.

Воспитательная :

- воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды.

Оборудование: схема описания одежды, кукла, части платья, предметные картинки с изображением предметов одежды.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель : К нам в гости пришла кукла Маша. Она решила сшить себе праздничное платье, составила макет платья. (Если дети не знают это слово, то провести словарную работу) Затем Маша взяла ткань, раскроила детали, а как сшить их между собой не знает. Давайте поможем кукле собрать детали и сшить платье.

Воспитатель вручает детям детали платья: рукава, юбку, пояс, воротник, пуговицы, манжеты, оборку. Дети с помощью разноцветных магнитов составляют на доске макет платья (можно на столе из бумажных пазлов)

Воспитатель : Красиво получилось. Что мы составили?

Маша: Спасибо, ребята! А у вас красивая одежда?

Маша:А какая одежда вам больше всего нравится? Расскажите мне о ней.

Ответы детей всех вместе.

Маша: Я не могу понять, вы говорите вместе и все слова об одежде перемешались. Давайте спросим у воспитателя как вам правильно и быстро рассказать о своей одежде?

2. Объявление темы:

Воспитатель : Хорошо, ребята, садитесь на свои места и я вам расскажу как быстро и правильно составлять рассказы об одежде.

Дети садятся на свои места.

3. Рассматривание одежды Маши.

Воспитатель : Для того, чтобы описать предметы одежды, нужно сначала посмотреть на них внимательно и запомнить все детали, например, посмотрите на одежду Маши и перечислите все детали одежды.

Узнайте по описанию предмет одежды или головной убор.

- тёплая, меховая, пушистая, длинная … (шуба)

- тёплый, пушистый, длинный, вязаный, шерстяной, мягкий (шарф)

- летняя, льняная, мужская, разноцветная, лёгкая … (рубашка)

- вязаная, зимняя, тёплая, пушистая, шерстяная, мягкая … (шапка)

- красивое, длинное, вечернее … (платье)

(Маша может дать неправильный ответ)

После каждой отгадки воспитатель выставляет на доску нужное изображение или просит выставить кого-нибудь из детей.

5. Работа со схемой.

Воспитатель : Какие вы умнички: все детали одежды знаете, как одежда называется, тоже вспомнили, а сейчас я раскрою вам секрет, как правильно описывать одежду. Поможет мне в этом вот такая волшебная схема. Посмотрите на неё, может кто-то уже догадался, что нарисовано на схеме и как она нам поможет? А Маша посидит и внимательно послушает нас.

Воспитатель корректирует свою деятельность в соответствии с ответами детей.

Если дети затрудняются, то воспитатель подробно знакомит детей с каждым символом схемы. Рассказывает о том, как удобно по схеме составлять рассказ об одежде.

На схеме изображены детали рисунка:

План рассказа :

1. Что это за предмет? (нарисован)

2. Какого цвета этот предмет? (нарисованы краски)

3. Из каких частей состоит предмет одежды? (рисунок пазлов)

4. Когда одевают (летом, осенью, зимой, весной? (схема времён года)

5. Какая это одежда (мужская, женская, детская? (схема мужчины, женщины и ребёнка или картинки)

5. Совместное составление одного рассказа.

Воспитатель вместе с одним ребёнком составляет образец рассказа о шапке по схеме.

Воспитатель : А я знаю стихотворение про шапку. Давайте поиграем с ним.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Наверху помпон (Изображают шапку и помпон)

Круглый, словно мячик,

Есть ещё у шапки

В этой шапке можно

Бегать и зимой. (Бегут (можно по кругу, можно на месте)

Вышла хороша. (Руки на поясе. Показ рукой на воображаемую шапку)

7. Составление рассказов детьми самостоятельно.

После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить ещё несколько рассказов о своей одежде для Маши. Дети составляют рассказы самостоятельно. Воспитатель направляет детей, помогает им.

Маша: молодцы, ребята! Я очень много узнала об одежде и даже могу быстро описать маме по телефону свои покупки. Но мне пора возвращаться домой. До свидания!

Воспитатель : О чём мы сегодня говорили на занятии?

Что мы помогали составлять для куклы Маши? (макет платья)

Что нового вы узнали сегодня?

Как нужно относиться к своей и чужой одежде?

Дети уходят играть в игровой уголок для сюжетно-ролевых игр, где воспитатель до занятия пополнил гардероб одежды кукол и уголок ряженья сезонной одеждой.

Автор: Гардаш Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: г. Крымск Краснодарский край
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Составление описательного рассказа по теме "Одежда" с опорой на схему
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 ГОРОДА КРЫМСКА

Конспект ООД в старшей логопедической группе.

Тема: «Составление описательного рассказа

Конспект ООД

Автор: Иванченко Юлия Александровна
Описание материала: Данный конспект будет полезен как воспитателям старшей группы общеразвивающей направленности, так и воспитателям (учителям-логопедам), работающим с детьми старшей группы компенсирующей направленности. В конспекте используются приёмы мнемотехники для развития связной речи детей, составления описательного рассказа об одежде.


План рассказа:
1.Что это за предмет?
2.Какого цвета этот предмет одежды?
3.Из каких частей состоит предмет одежды?
4.Из какого материала эта одежда?
6.Какая это одежда (мужская, женская, детская)?
Дети подходят к кукле Кате, и составляют описательный рассказ своей модели. (3-4 рассказа)
Пример.
• Я тебе сшила драповое пальто. У пальто есть перед, спинка, рукава, пояс, карманы. Пальто бывает детское и женское. Пальто сшито из драпа, оно драповое. В пальто можно гулять на улице осенью, зимой, весной, ходить в детский сад, или пойти в гости.
• Я тебе сшил кожаную куртку. У куртки есть перед, спинка, рукава, карманы. Куртка бывает женская, мужская и детская. Куртка сшита из кожи, она кожаная. В куртке можно гулять на улице весной и осенью, ходить в детский сад, или пойти в гости.
• Я тебе сшила шерстяную кофту. У кофты есть перед, спинка, рукава и воротник. Кофта бывает женская, мужская и детская. Кофта сшита из шерсти, она шерстяная. Кофту мы одеваем под верхнюю одежду, чтобы не замерзнуть.
• Я тебе сшила меховую шубу. У шубы есть перед, спинка, рукава, воротник, карманы, пояс. Шуба бывает женской и детской. Шуба сшита из меха, она меховая. В шубе можно гулять на улице зимой, ходить в детский сад или в гости.
Итог занятия: Рефлексия.
Педагог: Молодцы! Ребята, мы помогли нашей Кате не замерзнуть. Она Вам очень благодарна. Скажите, что необходимо знать, чтобы выбрать себе такую одежду?
Ответы детей.
Ребята вам понравилось помогать Кате?
Какие трудности у вас возникли во время помощи Кате?
Какие игры вам больше всего запомнились и понравились?
Если Катя к нам обратиться еще, мы ей поможем?

Читайте также: