Схема посадки симфонического оркестра

Обновлено: 05.10.2024

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Раскинуть веер

Рассадка 1

Немецкая / Европейская

1. Первые скрипки
2. Вторые скипки
3. Альты
4. Виолончели
5. Контрабасы
6. Арфы
7. Флейты и флейты-пикколо

8. Гобои и английский рожок
9. Семейство кларнетов
10. Фаготы и контрфагот
11. Валторны
12. Трубы
13. Тромбоны и туба
14. Ксилофон

15. Колокольчики
16. Малый барабан
17. Литавры
18. Треугольник
19. Тарелки
20. Тамтам
21. Большой барабан

Нарушитель закона

Американскую схему, не побоявшись нарушить сложившиеся каноны, придумал дирижер Леопольд Стоковский в США в середине 1940-х годов. От классической немецкой отличается тем, что виолончели меняются местами со вторыми скрипками, а контрабасы находятся справа от дирижера (в немецкой системе они слева). Валторны сдвигаются чуть левее, медные духовые инструменты — вглубь сцены. А ударные при такой рассадке располагаются ближе к левой от дирижера кулисе (в немецкой они ближе к правой кулисе).

Работу музыкантов можно приравнять к труду лесорубов или кузнецов: сила звука в оркестре достигает 120 дБ, что превосходит допустимый для здоровья человека уровень шума, частота пульса — 130 ударов в минуту (у среднестатистического здорового человека нормальный пульс в покое равняется 60–80 ударам в минуту).

Музискусство | журнал со множеством страниц

Музискусство | журнал со множеством страниц

Музискусство | журнал со множеством страниц запись закреплена

Симфонический оркестр и схемы рассадки

Оркестр - музыкальный коллектив, который состоит из групп инструментов.
Симфонический оркестр - это большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки, преимущественно западноевропейской традиции. Образовался в эпоху ранней венской классики к концу XVIII века в связи с появлением нового жанра - классической симфонии.

Оркестр полной величины, необходимый для исполнения некоторых масштабных произведений XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из пятидесяти исполнителей, не более.

Существуют четыре основные группы музыкальных инструментов: струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), деревянные духовые (это флейты, гобои, кларнеты, фаготы), медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, тубы) и ударные (барабаны, тарелки, литавры, треугольники). Причем эти группы именно в таком порядке удаления от слушателя и располагаются в оркестре.

Звучание оркестра зависит от размещения этих групп по отношению друг к другу, так как сила звука и количество инструментов в каждой группе не одинаковы. Кроме того, музыканты должны лучше слышать друг друга в совместной игре, создавая компактное, согласованное звучание. А чтобы музыканты хорошо видели движения дирижерской палочки, их рассаживают веерообразно от дирижера. Однородные инструменты собираются вместе в одну линию или группу.
Существует две основные схемы рассадки: немецкая и американская.

В немецкой схеме с левой стороны от дирижера находится группа первых скрипок, с правой - вторых. В середине - виолончели и альты.

В американской схеме (слева направо): группа первых скрипок, затем вторых скрипок, а дальше уже альты и виолончели.

Оркестр Владимира Спивакова придерживается немецкой рассадки, а Оркестр московской филармонии - американской.
Схемы могут быть и вариативными, например, контрабасистов, пересаживают из одной стороны в другую. У Государственного академического симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова комбинированная рассадка - она почти американская, но виолончели и альты сидят наоборот.

Рассадка - головная боль всех руководителей оркестров. Дирижер должен, думая об акустике конкретного зала, разместить музыкантов так, чтобы всех было одинаково хорошо слышно.
Идеальная схема так до сих пор и не найдена.
.

Фото 1 - 5: симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии.
Фото 6: Волгоградский академический симфонический оркестр.

Симфонический оркестр – самый большой из существующих сегодня инструментальных музыкальных коллективов – его численность от 50 до 100 человек. И, наверное, в какой-то мере самый загадочный, потому что установить взаимодействие между таким количеством музыкантов – дело не простое. Как это достигается, что происходит до концертов, непосредственно перед ними и отчасти во время выступлений оркестра – думаю, кому-то из коллег по АТ узнать об этом было бы интересно. На эту тему я и собираюсь сегодня поговорить.

Обычный график выступлений симфонического оркестра – это три концерта в неделю. Как правило, дважды по вечерам оркестр выступает с одной и той же концертной программой, а по воскресеньям к ней добавляется еще и дневной концерт, предназначенный для детской и семейной аудитории. Программа такого концерта бывает частично, а чаще полностью другая.

Музыканты приходят на репетицию (как и на концерт) заранее, обычно за полчаса. Они должны рассесться, разогреться, посмотреть, в каких отношениях они сегодня со своим инструментом, как чувствуют себя их пальцы, а у духовиков и губы.

Несколько слов о том, как оркестр рассаживается. Чтобы сбалансировать звучность оркестра, спереди располагаются инструменты, обладающие наименьшей силой звучности – струнные, по двое за одним пультом. А дальше – все более звучные инструменты: за струнными – высокие деревянные – флейты и гобои, затем низкие – кларнеты и фаготы, в следующем ряду – высокие медные – трубы и валторны, затем тяжелая медь – тромбоны и туба, и, наконец, сзади – разнообразные ударные. Иногда, если количество духовых требуется небольшое (например, в симфониях Гайдна и Моцарта), дерево и медь садятся в один ряд. Каждый новый ряд инструментов сидит выше предыдущего: для этого используются специальные станки. Каждый из играющих на духовых и ударных сидит за собственным пультом. Арфа расположена слева, за скрипками.

Что же касается струнных, то существует два способа их рассадки. Первый практиковался до середины прошлого века. В этом случае слева от дирижера располагаются первые скрипки, за ними виолончели и контрабасы, справа – вторые скрипки , за ними альты.Логика такого построения в том, что 1-м и 2-м скрипкам часто поручается одна мелодическая линия, и они при этой рассадке звучат более слитно.


Второй способ применили впервые американские дирижеры. При нем вторые скрипки сидят за первыми,а спереди, справа от дирижера – виолончели, часто ведущие в оркестре мелодическую линию. Такой способ рассадки сейчас распространен повсеместно и считается наиболее предпочтительным. Хотя продолжают использовать и старый, особенно в произведениях XVIII – начала XIX веков.


На эту тему один из моих любимых анекдотов.

У одного знаменитого дирижера в почтенном возрасте появился талисман. Перед концертом он вынимал из жилетного кармана маленькую бумажку, коротко бросал на нее взгляд, прятал обратно и тогда начинал концерт. Когда однажды дирижер в антракте прикорнул, к нему немедленно подбежали и потихоньку вытащили у него талисман. Сгорая от любопытства, развернули бумажку и прочли: слева – скрипки, справа – виолончели.

Прийти домой и учить так, чтобы вся семья у вас умела это играть!

А Шостакович однажды ответил на замечание одного солиста, что данное место играть неудобно:

Я стараюсь создавать музыку, и пишу не для вашего удобства.

После этого дирижер больше не связывется с технологической стороной исполнения, сосредоточиваясь на интерпретации музыки и воплощении своего замысла. Технологию он предоставляет концертмейстерам, которые обычно лучше него разбираются в специфике своего инструмента.В каждой группе инструментов есть концертмейстеры -- наиболее сильные, опытные и авторитетные музыканты в данной группе: например, концертмейстер виолончелей, альтов, кларнетов, валторн и т.д. Концертмейстер скрипок – это одновременно концертмейстер всего оркестра. Концертмейстеры – официальная должность, и зарплата у них выше, чем у других музыкантов. Они исполняют и соло, если таковые имеются в произведении.

А для духовиков необыкновенно важна расстановка дыхания. То, где исполнители берут дыхание, влияет на фразировку и интонацию. Это как в разговорной речи – если мы вдохнем посредине слова, будет один смысл, если после слова – другой, а произнесем несколько слов не прерываясь – третий. Вот всем этим и занимаются на репетиции концертмейстеры групп.

Для духовиков и ударников переворачивание нот – не проблема. Они всегда без особого ущерба могут освободить одну руку. Да и, кроме того, в игре их всегда есть паузы, и партии их инструментов печатаются так, чтобы переворот приходился на паузу.

В оркестре считается более почетным сидеть за более близким к дирижеру пультом, а ответственный всегда главнее подручного. Соответственно оплачивается и труд музыкантов. Если какой-то оркестрант уходит из коллектива, то на его место объявляется конкурс. Каждый старается пересесть за пульт поближе к дирижеру, а также из подручных выбиться в ответственные.

Но это не формальное пересаживание: так уж повелось в оркестрах, что кто сидит ближе к дирижеру – проявляет и бо́льшую ответственность, бо́льшую инициативу в исполнении. Я наблюдал, как мой близкий приятель, дирижер Национального филармонического оркестра России Александр Сиднев не раз практиковал на своих репетициях такой эксперимент: он пересаживал оркестр наоборот, так что самый задний пульт оказывался спереди и далее соответственно. Это всегда вызывало бурный ропот со стороны музыкантов. И музыка, конечно, получалась несколько другая. Зато оркестр подтягивался.

Итак, теперь все готово к сводной репетиции и прогону. Но об этом – во второй части заметки.

Состав оркестра

состав оркестра

Каждый симфонический оркестр состоит из 4 основных групп: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. При необходимости к этим группам добавляются различные инструменты: фортепиано, арфа, орган и клавесин.

Оркестр численностью больше 50 человек называется Большим Симфоническим. Более компактный состав называется Камерным оркестром.

Рассадка музыкантов в оркестре

Представьте, что вы дирижёр и стоите лицом к оркестру.

По левую руку у вас будут первые и вторые скрипки, чуть дальше арфы и группа ударных инструментов.

По правую руку будут сидеть альты, виолончели, а за ними деревянные духовые.

На одном из краёв сцены располагается группа контрабасов. Рассадка может варьироваться в зависимости от воли дирижёра, от акустических условий концертного зала и от традиции, которой придерживается тот или иной оркестр.

Более наглядное представление о рассадке можно получить на концерте. Когда в следующий раз вы окажетесь на живом выступлении оркестра, обратите внимания в каком порядке сидят музыканты. И главное – как этот порядок отражается на балансе звучания.

Оркестр и дирижёр

Многие люди сомневаются – а нужен ли вообще дирижёр?

Сразу скажем, что исполнение большой симфонической музыки без дирижёра очень затруднительно.

(Хотя в исполнении камерной музыки небольшим составом, отсутствие дирижёра – общепринятая практика).

Прежде всякого выхода на сцену, дирижёр – это тот человек, который готовит с оркестром программу. Это и тренер и преподаватель и организатор репетиционного процесса.

Рискнём провести не самую точную, но всё же на данном этапе полезную аналогию: дирижёр в оркестре – режиссёр в театре.

Дирижёр непосредственно отвечает за управление звуком.

У каждого музыканта перед глазами находятся ноты, в которых указана только их собственная партия. А перед дирижёром стоит партитура – запись всех голосов оркестра.

Выходит, что дирижёр это единственный участник оркестра, обладающий постоянным представлением о целостном звучании инструментов.

Разработан специальный язык дирижёрских жестов, понятный каждому профессиональному музыканту мира. С помощью жестов дирижёр организует слаженную работу всех партий. Музыканты в оркестре сидят друг к другу спиной – параметры современных концертных сцен не позволяют им разместиться иначе.

При такой рассадке невозможно одновременно вступить, закончить звук, выбрать общий темп и так далее.

Большую симфоническую музыку в качестве эксперимента всё-таки возможно сыграть без дирижёра.

Недавно в России был возрождён один из таких экспериментов – замечательный оркестр Персифманс, считающийся первым в истории симфоническим оркестром без дирижёра. Найдите в афише их ближайшее выступление. Вы сможете убедиться в том, какое это непростое дело – игра без дирижёра.

Инструменты оркестра

Мы уже говорили об оркестровых группах. Струнно-смычковые, деревянно-духовые, медные-духовые и ударные. Рассмотрим каждую группу подробней.

В состав струнно-смычковых инструментов оркестра входит скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Деревянно духовые – это гобой, кларнет, флейта, фагот и саксофон. Медные: труба, тромбон, валторна, туба, корнет и флюгергорн.

Группа ударных инструментов очень обширна, основные инструменты: литавры, тарелки, колокольчики, большие и малые барабаны.

состав оркестра

Всегда возникает закономерный вопрос: что делает флейта группе деревянных духовых, ведь эти инструменты сделаны вовсе не из дерева.

Всё очень просто – когда-то давно флейта изготавливалась из дерева и так и осталась в группе деревянных.

Надо понимать, что каждый из современных инструментов оркестра двести, триста лет назад выглядел и функционировал иначе, чем сейчас. Каждая новая эпоха, а иногда и десятилетие вносит определённые изменение в то, из чего сделан инструмент, как он звучит, какую роль выполняет в оркестре. Техническое развитие цивилизации всегда способствовало расширению возможностей инструментов.

Не всегда такая модернизация хороша для музыки. Замещая старый инструмент более совершенной его версией, очень часто мы теряем целую традицию исполнения. Нас бы очень удивило звучание оркестра трёхсотлетней давности.

История развития оркестровых инструментов – огромная и очень увлекательная тема. Мы надеемся когда-нибудь рассказать вам об этом подробней.

Читайте также: