Симбиоз конкуренция рак отшельник и актиния лисица и волк муравей и тля

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конкурентные взаимодействия

организовать самостоятельную работу учащихся по поиску необходимой учебной информации;

продолжить формировать и углублять знания учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов;

показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: наглядные материалы, демонстрирующие конкурентные взаимодействия.

Методы : репродуктивные, частично-поисковые.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, проблемные технологии.

Проверка знаний

Письменные ответы по карточкам:

Задание: Выберите признаки, характеризующие соответственно хищника и паразита.

В течение своей жизни нападает на одну, иногда несколько особей.

В течение своей жизни нападает на большое число особей.

Поедает только часть вещества своей жертвы.

Поедает практически всю жертву.

Приводит свою жертву к гибели.

Наносит вред жертве, но редко приводит её к быстрой гибели.

Цикл развития тесно связан с жертвой.

Нападает на жертву и сам ею питается.

Нападает на жертву, но сам ею не питается.

Паразит: 1, 3, 6, 7, 9.

Задание: Соедините стрелками понятия с соответствующими им определениями.

Особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида

Особи одного вида предоставляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.

Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух и более видов.

Ответ: 1 – 3, 2 – 1, 3 – 2.

Карточка № 3.

Поставьте напротив предложенных типов биотических взаимодействий соответствующую пару символов.

2. Письменный ответ у доски.

3. Тестирование. Вариант 1

1. В какой тип отношений вступают рак-отшельник и актиния?

2. Как называют отношения березы и обитающего на ней трутовика?

3. Примером симбиоза, как особой формы биотических отношений, служит

1) микориза корней цветковых растений и гифов шляпочных грибов

2) обитание кожного клеща на шерсти собаки

3) подкладывание кукушкой яиц в гнезда насекомоядных птиц

4) образование финны плоского червя в теле быка

4. Какой из приведенных примеров иллюстрирует конкурентные отношения между организмами?

2) дуб – белый гриб

3) корова – бычий цепень

4) клевер красный – шмель

5. Установите соответствие между примерами и типом взаимоотношений организмов.

А) гидра – дафния

Б) рысь – заяц-беляк

В) аскарида – человек

Г) черный коршун – лесная полевка

Д) таежный клещ – лесная мышь

Е) бычий цепень – копытное животное

Ответы: 1 - 1, 2 – 2, 3 – 1, 4 – 1,

Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:

В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:

Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:

6. Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:

1) не оказывает существенного влияния на хозяина

2) всегда приводит хозяина к смерти

3) приносят определенную пользу хозяину

4) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.

8. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:

9. Хищники в природном сообществе:

1) уничтожают популяцию жертв

2) способствуют росту популяции жертв

3) оздоровляют популяцию жертв и регулируют её численность

4) не влияют на численность популяции жертв

10. Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:

1) основным хозяином

2) промежуточным хозяином

Ответы: 1 – 3, 2 – 2, 3 – 3, 4 – 4, 5 – 2, 6 – 3, 7 – 4, 8 – 3, 9 - 3, 10 – 1.

Взаимопроверка, подведение результатов

II .Изучение нового материала

Работа учащихся с текстом учебника (с. 308 – 311) с целью знакомства с конкуренцией как одним из видов отрицательных взаимоотношений между организмами.

Задание 1 . Внимательно прочитайте текст (с.308 – 311) и ответьте на вопросы:

1.2.Какова биологическая основа возникновения конкуренции?

Ответы: 1) Конкуренция - сталкивание, соперничество, соревнование.

У организмов возникают сходные потребности. Конкурентное взаимодействие может касаться пространства, пищи, света, зависимости от хищников и других врагов, подверженности болезням и действию различных экологических факторов (когда этого ресурса не хватает и когда его совместное потребление неблагоприятно отражается на популяции).

Задание 2. Опишите особенности конкурентных отношений внутри одного вида на примере территориальности.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

3.1. В чем особенности межвидовой конкуренции?

3.2. Каковы формы её проявления?

(От жестокой борьбы до почти мирного сосуществования, но, как правило, из двух видов с одинаковыми потребностями, один обязательно вытесняет другой).

3.3. Приведите примеры межвидовой конкуренции.

3.4. В чем заключается принцип Гаузе?

(Два одинаковых в экологическом отношении вида сосуществовать не могут. Конкуренция особенно сурова между организмами, обладающими сходными экологическими потребностями).

Задание 4. Рассмотрите рисунок и объясните, как уживаются между собой виды со сходными экологическими потребностями (на примере насекомоядных птиц). Ответ искать на стр. 311.

дерево

Ответ: В сообществе совместно уживаются только те виды, которые хотя бы немного разойтись в экологических требованиях. Насекомоядные птицы, кормящиеся на деревьях, избегают конкуренции друг с другом благодаря разному характеру поиска добычи на разных частях дерева.

Задание 5. Ответьте на вопросы:

5.1. К чему в итоге приводит межвидовая конкуренция?

Ответ: либо вытеснение одного из двух видов из сообщества, либо расхождение обоих видов по экологическим нишам.

5.2. Какой тип конкуренции наиболее важен в формировании видового состава сообщества?

Ответ: Межвидовая.

Задание 6. Сформулируйте вывод по данной теме, вставляя в текст пропущенные слова.

Вывод: все формы биологических связей между … (видами) служат … … (регуляторами численности) животных и растений в биоценозе, определяя степень его … (устойчивости) , причем, чем богаче … … (видовой состав) биоценоза, тем … (устойчивее) сообщество в целом.

В ходе эволюции и развития экосистем существует тенденция к … (уменьшению) роли отрицательных взаимодействий за счет положительных, увеличивающих выживание обоих видов. Поэтому в зрелых экосистемах доля сильных отрицательных взаимодействий … (меньше), чем в молодых.

IV . Закрепление изученного материала

Задание: охарактеризовать сущность и привести примеры различных взаимоотношений в виде таблицы, заполнить последнюю колонку таблицы примерами, характеризующими тип биотического взаимодействия между разными организмами: цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак—отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник-трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.


Задание 18 № 27563

Установите соответствие между примерами и видами взаимодействий в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) птица египетский бегунок и крокодил

Б) воловьи птицы и носорог

В) широкий лентец и циклоп

Г) кишечная палочка и человек

Д) комар и человек

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) симбиоз: А) птица египетский бегунок и крокодил; Б) воловьи птицы и носорог; Г) кишечная палочка и человек; Е) акула и рыба-лоцман

2) паразитизм: В) широкий лентец и циклоп; Д) комар и человек

Симбиоз — это длительное сожительство организмов двух или нескольких разных видов растений или животных, когда их отношения друг с другом очень тесны и обычно взаимно выгодны.

Паразитизм —форма взаимоотношений между организмами (растениями, животными, микроорганизмами), относящимися к разным видам, из которых один (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания и источника пищи, возлагая при этом (частично или полностью) на хозяина регуляцию своих отношений с внешней средой.

В широком смысле симбиоз охватывает все формы тесного сожительства организмов разных видов, включая и паразитизм, который в этом случае называется антагонистическим симбиозом.

Известны формы симбиоза — мутуализм, комменсализм и паразитизм.

Мутуализм - форма симбиоза, при которой присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.


Задания Д22 № 19311

Отношения каких организмов служат примером паразитизма?

1) солитёр и свинья

2) рак-отшельник и актиния

4) лиса и куропатка

Паразитизм — такая форма взаимоотношений между организмами разных видов, при которой один организм (паразит) использует другой (хозяина) в качестве постоянной или временной среды обитания и источника пищи.

Паразиты могут жить на теле хозяина (вши, клещи, некоторые грибы); это эктопаразиты. Другие обитают в тканях или полости тела (бактерии, глисты), внутри клетки (вирусы, малярийный плазмодий); их относят к эндопаразитам. Среди них имеются облигатные и факультативные. Первые ведут только паразитический образ жизни, вторые могут питаться и отмершими остатками организмов, т. е. переходят на салротрофный способ питания. Паразиты бывают также временными и постоянными. Временные лишь периодически посещают хозяина (комары, мошки, слепни), постоянные проводят на теле хозяина или внутри его всю жизнь.

1) Солитер (Цепень - тип Плоские черви, класс Летночные) и свинья — паразитизм

2) рак-отшельник и актиния — протокооперация (взаимополезные связи)

3) волк и шакал — нахлебничество (комменсализм)

4) лиса и куропатка — хищничество (эксплуатация)


Задание 18 № 21508

Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) чёрный и рыжий тараканы

Б) свиной цепень и человек

В) самцы пауков птицеедов

Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз

Д) таёжный клещ и лиса

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Конкуренция (может быть внутри и межвидовая — за ресурсы, за территорию, за размножение): чёрный и рыжий тараканы; самцы пауков птицеедов; личинки жуков-плавунцов и стрекоз. Паразитизм: свиной цепень и человек; таёжный клещ и лиса; гриб трутовик и берёза.

Ваш ответ: 121222. Правильный ответ: 121122

Решено неверно или не решено.

Проверяю. ввожу Ваш вариант ответа. мне "показывает система" — частично верно, 1 балл(a).

Правильно - одна ошибка - 1 балл


Задание 18 № 22966

Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. широкий лентец и щука

Б. плоды репейника и шерсть собаки

В. жаба или ящерица в норе сурка

Г. петров крест и липа

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1. паразитизм: А. широкий лентец и щука; Г. петров крест и липа

2. комменсализм (нахлебничество): Б. плоды репейника и шерсть собаки; В. жаба или ящерица в норе сурка;

Д. растения эпифиты и тропические деревья

Комменсализм — это тип отношений между двумя живыми организмами, в которых один организм получает выгоду от другого, не навредив ему, но и не принося пользы. Нахлебничество — форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого (например, львы и гиены)

под буквой В ПРИМЕР КВАРТИРАНСТВА

Комменсализм - вид взаимоотношений, при которой один вид получает явную пользу, не влияя на другого. Его примеры - квартиранство, нахлебничество и сотрапезничество.


Задания Д20 № 25450

в качестве источника

Список терминов и понятий:

4) хорёк и куница

5) лисица и мышь

6) взаимное ослабление организмов

7) взаимовыгодное сожительство организмов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

в качестве источника


Задание 17 № 29220

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых ниже примеров относятся к биотическим факторам среды?

1) поедание зайцев волками

2) паразитизм трутового гриба на деревьях

3) постепенное изменение климата

4) вытеснение сныти топинамбуром

5) охота человека на оленей

6) глубокое промерзание водоёма зимой

Элементы окружающей среды, оказывающие влияние на живые организмы называются экологическими факторами. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные. К числу абиотических факторов относятся элементы неживой природы: свет, температура, влажность, осадки, ветер, атмосферное давление, радиационный фон, химический состав атмосферы, воды, почвы и т. п. Биотическими факторами являются живые организмы (бактерии, грибы, растения, животные), вступающие во взаимодействие с данным организмом. К антропогенным факторам относятся особенности среды, обусловленные трудовой деятельностью человека.

Из приведённых ниже примеров к биотическим факторам среды относятся:

1) поедание зайцев волками

2) паразитизм трутового гриба на деревьях

4) вытеснение сныти топинамбуром

К Абиотическим относятся: 3) постепенное изменение климата; 6) глубокое промерзание водоёма зимой

К антропогенным относится: 5) охота человека на оленей


Задание 15 № 31635

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Среди плоских и круглых червей достаточно много паразитов. (2) У паразитических круглых червей (аскарид) в процессе эволюции сформировались плотные покровы, которые позволяют им выжить при воздействии пищеварительных соков хозяина. (3) У паразитических плоских червей – бычьего и свиного цепней – во взрослом состоянии выделяются вещества, препятствующие их перевариванию в кишечнике хозяина. (4) Эти черви утратили пищеварительную систему. (5) На головке бычьего цепня сформировались четыре присоски, а у свиного цепня, кроме присосок, имеются крючочки. (6) В связи с паразитизмом червей их нервная система и органы чувств редуцировались.

Идиоадаптация — эволюционный процесс, приводящий к повышению приспособленности организмов к разным условиям обитания и существенно не отражающийся на общем уровне организации, в отличие от ароморфоза.

Необходимо выбрать три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций:

(2) у паразитических круглых червей (аскарид) в процессе эволюции сформировались плотные покровы, которые позволяют им выжить при воздействии пищеварительных соков хозяина; (3) у паразитических плоских червей – бычьего и свиного цепней – во взрослом состоянии выделяются вещества, препятствующие их перевариванию в кишечнике хозяина; (5) на головке бычьего цепня сформировались четыре присоски, а у свиного цепня, кроме присосок, имеются крючочки.

(4) Эти черви утратили пищеварительную систему; (6) В связи с паразитизмом червей их нервная система и органы чувств редуцировались — это считается примерами общей дегенерации.

цапля, шакал, человек, лев, амеба, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыбы-лоцманы, пшеница, тля, наездник-трихограмма, росянка, муха, смородина, подберезовик, актиния, муравьиный лев, бодяг полевой, бизоны, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикие лошади, клубеньковые бактерии, карась, заяц-русак, водные бактерии.

Конкуренция: заяц-беляк - заяц-русак, шакал - лев, бизоны - дикие лошади

Паразитизм: человек-аскарида, наездник-трихограмма – яйца капустной белянки, амеба - водные бактерии.

Симбиоз: акула - рыбы-лоцманы, горох-клубеньковые бактерии, актиния - рак-отшельник, (муравей - тля)

Хищничество: росянка-муха, щука-карась, муравьиный лев - муравей, (Цапля - лягушка)

Цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, горох, рак-отшельник, щука, пшеница, наездник–трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк–полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.

приведенных видов организмов. Щука — судак, Щука — карась, Рак-отшельник — актиния, Клубеньковые бактерии — горох, Пшеница — василек, Дафния — инфузория, Водоросль — гриб, Овес — овсюг, Ель — рыжик, Сова — мышь, Белка — сойка, Кукушка — мухоловка, Росянка — муха, Бактериофаг — бактерия, Леопард — гиеновая собака, Акула — рыба-лоцман, Акула — сельдь, Овод — корова, Человек — кишечная палочка, Повилика — смородина

Ответ или решение 1

Щука — судак - конкуренция,
Щука — карась - хищничество
Рак-отшельник — актиния - симбиоз
Клубеньковые бактерии — горох, - симбиоз
Пшеница — василек, - конкуренция
Дафния — инфузория, - хищничество
Водоросль — гриб, - симбиоз
Овес — овсюг, - конкуренция
Ель — рыжик, - симбиоз
Сова — мышь, - хищничество
Белка — сойка, - конкуренция
Кукушка — мухоловка, - конкуренция
Росянка — муха, - хищничество
Бактериофаг — бактерия, - паразитизм
Леопард — гиеновая собака, - хищничество
Акула — рыба-лоцман, - симбиоз
Акула — сельдь, - хищничество
Овод — корова, - паразитизм
Человек — кишечная палочка, - паразитизм
Повилика — смородина - паразитизм

Читайте также: