Сказкотерапия в детском саду как здоровьесберегающая технология в

Обновлено: 05.10.2024

Доступность дошкольного образования для всех категорий детей связана, в первую очередь, с поддержанием и сохранением их психологического здоровья, созданием психолого-педагогических условий, обеспечивающих их душевный комфорт.

Одной из инновационных здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих психологическое здоровье дошкольника, является сказкотерапия. Технология считается эффективной в работе с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, т.к. восприятие сказки дошкольником - специфическая деятельность ребенка, обладающая невероятно притягательной силой, позволяющая ему свободно мечтать и фантазировать. К тому же у маленьких детей сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком или персонажем, присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Это и дает необходимый психокоррекционный эффект[5].

Распространенным отклонением поведения современных детей дошкольного возраста является высокий уровень их агрессивности. И самая стойкая нервная система не всегда способна выдержать сильные и продолжительные раздражители, которым подвержен сегодня дошкольник. В итоге это вызывает у него состояние вспыльчивости, гнева, злости, т.е изменения эмоционально-волевой сферы. Поэтому перед специалистом детского сада главной задачей является не только предотвращение развития отклонений в поведении ребенка, но и совершенствование социально-ценностных качеств: умения контролировать собственное поведение и выражение гнева приемлемыми способами, развитие эмоциональной зрелости, соразмерение своих желаний и возможностей, достижение целей.

В комплексной системе работы с агрессивными дошкольниками можно предложить использование нескольких видов сказок: художественных, дидактических, медитативных, психотерапевтических и психокоррекционных.

Художественные: мифы, былины, притчи. При чтении их у ребенка может меняться настроение, учащаться дыхание, кровь приступать к лицу, активизироваться мозговая деятельность, а сказочные действия становятся для него очень значимыми.

Психокоррекционные сказки используются для мягкого влияния на поведение ребенка, так как они позволяют замещать неэффективный стиль его поведения на более продуктивный, объяснить ребенку смысл происходящего. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок [2].

В ходе работы со сказкой используются приемы: придумывание новой сказки, анализ сказки, переписывание, инсценирование сказок, постановка сказок с помощью различных кукол, рисование сказочных персонажей, элементы игротерапии и арт-терапии.

Доступным методом работы с агрессивными детьми является придумывание самим ребенком новой сказки по картинкам и с помощью фигурок. Алгоритм ее создания прост. Сначала выбираем героя сказки, близкого по полу и возрасту ребенка, описываем жизнь героя так, чтобы дошкольник нашел сходство со своей ситуацией. Потом герой должен попасть в условия, похожие на реальность ребенка и наделенные всеми его переживаниями. В заключении герой начинает искать варианты выхода из сложившихся обстоятельств. Опираясь на сюжет сказки, ребенок может найти выход и для себя. В сказке возможно появление мудрого наставника, который разъяснит ребенку смысл происходящего и подтолкнет его к принятию верного решения. Так с помощью взрослого образуется определенный набор способов разрешения сложных ситуаций, альтернативных моделей поведения.

Прием рассказывания сказок помогает отработать фантазию, воображение и способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Возможен вариант рассказа сказки от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказочной истории. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга, историю Колобка - пенек, на котором сидел Колобок.

Переписывание авторских и народных сказок возможно тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, конец сказки. Дописывая свой конец и изменяя сюжет, дошкольник сам выбирает наиболее подходящий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения проблемной ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.

Инсценировка сказок позволяет детям побыть на месте сказочных героев, осознать их поведение, помогает глубже усвоить содержание сказок, развивает самостоятельность, раскрывает их индивидуальные способности.

Работая с различными куклами, ребенок видит, что всякое его действие сразу же отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работая при помощи такого приема, появляется возможность совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Рисование сказочных персонажей способствует развитию нравственно-этических, эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ детей дошкольного возраста, а также оказывает помощь социокультурной адаптации с помощью искусства. Испытания, которые выпали на долю персонажей, помогают детям стать разумнее, добрее и сильнее, способствуют их внутреннему росту [1].

Работая с детьми с помощью сказкотерапии, можно использовать две формы. Первая форма реализуется в рамках индивидуальной работы с каждым ребенком, демонстрирующим агрессивное поведение. Важно здесь отработать индивидуально с детьми эмоциональные способы отреагирования гнева, дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева, обсудить, что заставляет ребенка гневаться, подвести его к выбору социально приемлемых форм выражения гнева. Только после этого ребенок включается в активную вторую (групповую) форму работы со сказкой.

Подводя итоги, можно сказать, что сказкотерапия как здоровьесберегающая технология, является одним из важных ресурсов в коррекции агрессии дошкольников, а также их психологического здоровья в целом. Она дает возможность эффективного использования сказочных историй, где все события понятные и естественны. Вместо ссор, поучений и наказаний можно просто рассказать, проиграть или сочинить вместе с ребенком сказку. Она снимет стресс, поможет наладить контакт: перекинуть мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Доклад на тему:

Выполнила: Жамсаранова Х.В.

Улан-Удэ 2021г

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий.

Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не всем заметное. Дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу сказочных героев, фантазируют, живо и образно высказывают свои мысли, решают проблемные задачи, формируют нравственные нормы поведения.

Новизна темы заключается в том, что использование сказкотерапии в работе с дошкольниками позволяет не только решать профилактические, образовательные, воспитательные задачи, но и предоставляет возможность интегрировать образовательные области.

Занятия по сказкотерапии способствуют :

- сохранению и укреплению психического здоровья,

- профилактике тревожности, агрессивности,

- развитию положительных эмоций, добрых чувств.

- развитию творческих способностей, воображения и фантазии.

- развитию творческой активности личности,

- формированию жизненной компетентности,

- реализации собственного личностного потенциала.

ЦЕЛЬ СКАЗКОТЕРАПИИ :

Воспитание ценностных ориентаций, формирование психологического здоровья дошкольников посредство сказки.

Образовательные:

1.Создать условия для развития и активизации в детях творческого начала;

2.Снизить уровень тревожности и агрессивности;

3.Формировать навыки конструктивного выражения своих чувств, эмоций

Развивающие:

1.Развивать речевые и познавательные процессы;

2.Развивать способности детей к естественной коммуникации;

3.Развивать у детей умение преодолевать трудности и страхи.

4.Развивать и поддерживать творческие способности детей;

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к сказкам;

2.Воспитывать умения совместно работать над сказкой,

выступать вместе с коллективом сверстников.

Основные методы и приёмы работы со сказкой:

- Чтение и анализ сказки

- рассказывание сказок, потешек

- изменение концовок сказки

- элементы художественного творчества в сказке (рисование, лепка, тестопластика)

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, в развитии духовно-нравственных качеств детей. И в этом нам поможет сказкотерапия.

Почему именно сказка?

Различают следующие виды сказок:

Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе).

Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

Ребенок ведет себя плохо, если :

- Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут предложены положительные способы привлечения внимания.

- Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения.

- Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т.е. знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества). Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть).

Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания (данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет) :

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности :- Жили-были.-Начало сказки -Встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки , маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки .

В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, к которым ребенок определяет свои симпатии. В сказкотерапевтическом процессе сегодня используется пять видов сказок.

Рассмотрим типологию сказок , которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева :

Это сказки: 1. Народные сказки - с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему

-Сказки о животных , взаимоотношениях людей и животных.

-Бытовые сказки . В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

-Страшные сказки . Сказки про нечистую силу . Также сказки-страшилки . По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии : многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке , дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Путешествуя по сказкам, у детей пробуждается фантазия и образное мышление,
ребенок освобождается от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству. Разыгрывая сказку ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, т.е. развивается еще и двигательная активность

добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Методы сказкотерапии:

Чтение, рассказывание сказки.

Показ игрушек, иллюстраций, картинок.

Лепка по сказке.

Изготовление кукол, масок, атрибутов, декораций.

Решение сказочных задач.

Пересказ сказок; рассказ сказки по кругу.

В процессе реализации метода сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии выявились следующие возможности работы со сказкой :

. Использование сказки как метафоры . Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

. Рисование по мотивам сказки . В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

. Проигрывание эпизодов сказки . Можно осуществить постановку сказки группой детей . Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.

Творческая работа по мотивам сказки :

-Анализ. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией , конструкцией сюжета и поведением героев.

Сказки, которые невелики по объему, рассказывают детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Рассказывание сказки помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушек, иллюстраций, картинок, элементов инсценирования, движения пальцами, руками.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Повторное чтение и рассказывание, возможно, сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Рисование, лепка выступают как способы постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных

Создание кукол, масок, атрибутов и декораций раскрывают творческий потенциал, личностные возможности, улучшают настроение, повышают жизненный тонус, вдохновляют и приводят к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Драматизация или инсценировка. Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается

Психотерапевтический эффект достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей - персонажей . Хорошо применять при этом пальчиковые и другие игрушки. Этот метод позволит узнать о ребенке много нового. Выражая свои внутренние переживания через сказочного героя, ребенок (иногда даже сам того не подозревая) может подсказать вам решение конкретной проблемы. Сказочный тренинг можно построить в виде спектакля, где воспитатель превратится в режиссера, а дети – в актеров. Сказочное лицедейство очень им сродни, и это поможет обыграть любые ситуации легко, играючи.. Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается. Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости произношения текста.

Как может проходить терапия сказкой ? Ведущий подбирает сказочные истории на разные темы. Например, о страхе и смелости, о добрых и злых поступках, о жадности и т.д. Сказки можно просто рассказывать и обсуждать с детьми, придумывать свои. Специалисты по возрастной психологии считают, что лечение сказками можно использовать в любом количестве и для детей любого возраста. Играть в сказку – это не только развлечение. На основе волшебных сюжетов, бытовых и литературных сказок сказкотерапевты составляют серьезные методики. Итак, через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Делая вывод из выше сказанного, сказкотерапия - один из самых нестандартных и наиболее эффективных способов взаимодействия с ребенком дошкольником, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, помочь адаптироваться в реальных условиях, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. Одна из главных функций сказкотерапии заключается в хранении опыта, даже после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на ребенка.

Время прогрессирующих информационных технологий влияет на жизнеспособность общества его развитие и становление мировоззренческих взглядов. Образовательная система ДО призвана обеспечить социальную адаптацию детей к жизни в социуме. Одним из направлений решения главной задачи в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является сказкотерапия. В свою очередь сказка как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру.

Сказка нацелена на развитие самосознания ребенка, обеспечивающая контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Психологические истоки привязанности детей к сказкам, удовлетворяющим определенные потребности детского возраста, заключаются в том, что детям нужны сказки, так как они являются необходимой пищей для развития личности. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: Кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.

Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки с теми же деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Дети в отношении сказок довольно долго остаются консервативными. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, испытывать, как и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке. По мнению Б. Беттельхайма, это стереотипное поведение дает ребенку уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо.

Новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптации их к психике ребенка. Использования в образовательном процессе метода сказкотерапии, например, через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях. Находясь в драматической реальности, ребенок и педагог эмоционально защищены. Возрастает доверие. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает внутренние самоограничения.

Основными задачами сказкотерапии являются :

1. Становление социальной адаптации;

2. Формирование позитивной модели поведения в реальной жизни и конструктивных межличностных отношений;

3. Развитие познавательной активности, стремление к успеху и веры в свои силы;

4. Воспитание патриотических качеств и становление гражданской позиции.

Сказка - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы. И всегда счастливый конец - она оптимистична, добра и надежна! А слушатель всегда сопричастен с событийным рядом и сущностью происходящего. Он может вообразить себя любым из персонажей, он непременно ощущает и проживает перипетии сюжета, отзывается на них своей душой, оценивает, сравнивает. и обретает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Причем происходит все легко и просто, без видимых усилий, сопротивления ума - играючи! Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Актуальность и преимущества метода сказкотерапии подтолкнуло меня изучить и применить его в воспитательно - образовательной работе с детьми.

Целью моей работы стало:

Использование метода сказкотерапии в психокоррекционно- развивающей работе с детьми в системе здоровьесбережения. Исходя из цели, были определены следующие задачи:

• Формирование психологического здоровья, основ нравственного сознания, самосознание ребенка;

• Знакомство с культурой разных народов и сохранение народных традиций;

• Обогащение внутреннего эмоционального мира ребенка;

• Развитие речевого творчества и воображение ребенка;

Важная роль в основе моей деятельности отводится индивидуализации воспитательно – образовательного процесса и отдельно каждого ребёнка, формирование нравственных качеств личности, развитию воображения и творческого потенциала, умение управлять своим поведением и эмоциональными проявлениями, а воспитательно – образовательный процесс организуется с учётом интересов и потребностей ребенка.

Сказкотерапия - это игра с душой ребенка с его эмоциональными проявлениями через чуткий внутренний мир, это избавление личности от внутренних психологических барьеров. Как говорилось выше, основная миссия сказкотерапии в системе здоровьесбережения заключается не только в его терапевтическом назначении, но и в физическом.

Основным правилом проведения сказкотерапии это создание положительной психологической атмосферы занятий и добровольное участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Здесь важно найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае использую образный текст, частушки, небылицы; в другом — рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

Не все дети сразу включаются в игру. Исходя из практического опыта, некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей начинаю проводить сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение. При этом стараюсь дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.

До проведения сказкотерапии детей сначала знакомлю со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.

Большое внимание в своей работе уделяю двигательной активности детей. Усталость после многократного выполнения психогимнастичстических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки предлагаю, фантазирование по музыкальной композиции, роли зрителей в игре-драматизации по отдельным эпизодам сказки.

Между сеансами сказкотерапии обращаю внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам стараюсь распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник). Детям, склонным к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии предлагаю в этюдах изобразить отрицательные черты характера, составляю комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляки, непослушный Ваня). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.

Обращаясь к сказкотерапии, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.

В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

В процессе реализации метода сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии выявились следующие возможности работы со сказкой :

. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.

. Творческая работа по мотивам сказки :

-Анализ. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.

-Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.

-Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, некоторый поворот событий. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

-Сочинение сказки. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. У сказок должен быть счастливый конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительного положения, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому своей особенной сказки.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии дополнительно решаются определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Функции сказок :

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

• о жизненно важных явлениях;

• о жизненных ценностях;

• о постановке целей;

• о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки) .

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

• как устроен этот мир, кто его создал;

• что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

• какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

• какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

• какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

• как приобретать и ценить дружбу и любовь;

• какими ценностями руководствоваться в жизни;

• как строить отношения с родителями и детьми;

Рассмотрим типологию сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева:

1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

2. Народные сказки.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

3. Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.

4. Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

6. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Также сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

8. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку.

9. Дидактические сказки. В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На занятиях детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

Психокоррекционную просто читаю ребенку, не обсуждая. Давая ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

6. Психотерапевтические сказки. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Основные используемые методы в сказкотерапии :

• Рассказывание сказки.

• Рисование сказки.

• Сказкотерапевтическая диагностика.

• Сочинение сказки.

• Постановка сказки

Ребенок ведет себя плохо, если:

- Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут предложены положительные способы привлечения внимания.

- Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения.

- Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания (данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет) :

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Также во время работы со сказкой, я использую методы и приё мы: куклотерапии, арттерапии, релаксирующие, приемы бумаготерапии, психогимнастику, мнемотехнику, моделирующую технику, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды и др.

Делая вывод из выше сказанного, сказкотерапия - один из самых нестандартных и наиболее эффективных способов взаимодействия с ребенком дошкольником, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, помочь адаптироваться в реальных условиях, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. Одна из главных функций сказкотерапии заключается в хранении опыта, даже после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на ребенка.

Цветотерапия как инновационная здоровьесберегающая технология С каждым годом общество предъявляет всё более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных.

Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология 1 сл. Дыхательная гимнастика - как здоровьесберегающая технология 2 сл. А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат.

Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в нашей группе

Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в нашей группе В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического.

Здоровьесберегающая технология — пальчиковая гимнастика Здоровьесберегающая технология Пальчиковая гимнастика Введение. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.


4. Психотерапевтические сказки создаются для того. Чтобы оказать своевремен¬ную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, выле¬чить психоэмоциональную травму.
Психотерапевтические сказки используются только специалистами. Все остальные сказки можно смело использовать для развития обучения и воспитания ребёнка в зависимости от выбранной цели.

Условия пространства и времени
Для проведения сказкотерапии – желательно отдельное, хорошо освещенное помещение, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание ребят. Достаточно одного раза в неделю. В младшей и средней группах - 15-20 минут; в старшей и подготовительной до 25-30 минут.

Читайте также: