Сколько может летать планер без посадки

Обновлено: 18.09.2024

Планер в переводе с латинского и французского буквально означает плоскость. Это безмоторный аппарат, который тяжелее воздуха и поддерживается в воздухе благодаря аэродинамической силе. Такая подъемная сила создается на крыле с помощью набегающего воздушного потока.

Как летает планер?

Планеры удерживает в небе та же подъемная сила, которая позволяет летать и простым самолетам. В свободном полете подъемная сила формируется на крыльях планера, как и у самолета, т.е. благодаря двигательной тяге. Другая основная сила, которая создает переднюю тягу для планера — это его сила тяжести. Парящий планер обладает узким фюзеляжем и удлиненными крыльями. Они создают подъемную силу больше чем у самолетов, которые оборудованы мощным мотором.

Как пилот управляет планером — пилотирование

Как взлетать на планере?

Взлетное движение планера обеспечивает средство буксировки и тянущее действие силы тяжести, а также восходящих потоков воздуха. Аппарат возможно поднять в небо, используя машину или лебедку, размещенную на земле. Его также можно отбуксировать вверх, применяя самолет, который затем отцепляет канат и оставляет аппарат в свободном полете.

Управление в воздухе

Пилот в планерной кабине находится практически лежа. Приборы и средства управления являются практически идентичными тем, что размещены в самолетах, кроме ручек управления моторами — у планера они отсутствуют. Пилот способен значительно увеличить время пребывания в воздухе в случае умелого использования потоков воздуха. Для установления необходимого скоростного режима планер выставляет спойлеры.

Посадка

Чтобы посадит планер поднимают спойлеры, которые находятся на крыльях. При этом увеличивается сопротивление воздуха, снижается скорость и изменяется угол планирования. Пилот обязан подобрать площадку, где планер сможет успешно приземлиться, не нанеся ущерба скоту и полевым культурам.

Немного истории

История создания планеров занимает половину столетия, начиная от махолета Д.Кэйли в 1863 году в 1853 г. и до первого самолета братьев Райт. Считается, что первый планер построил немец О.Лилиенталь в 1891 году.

Развитию планеризма поспособствовали ограничения Версальского договора на производство и применение немецких самолетов после первой мировой. И пока авиаконструкторы во всем мире совершенствовали самолеты с мотором, в Германии многие летали на более эффективных планерах. Уже в 1931 г. Г.Грёнхофф сумел совершить полет из Мюнхена в Чехословакию значительно дальше, чем это считалось возможно, преодолев 272 километра. Начиная с 1930-х годов, планеризм стал популярным во многих государствах.

Постройка

Военное использование

Армейские планеры широко применялись во вторую мировую, чтобы доставлять войска и тяжелое вооружение. До места доставки их буксировали армейские транспортники или бомбардировщики, после чего они бесшумно приземлялись на малые грунтовые площадки. По сравнению с парашютированием планеры могли высаживать войска в значительной концентрации прямо в районе боевых действий.

Немецкие войска первые применили планерный десант в боевых операциях. Впервые десант с планеров был применен 10-го мая 1940 г. немецкими войсками для захвата форта Эбен-Эмаель в Бельгии. Также планеры применялись во время вторжения на о.Крит, при освобождении Б.Муссолини, и в операциях по снабжению.

Классификация планеров

Но подлинной элитой планеризма считается открытая категория, где ограничена лишь взлетная масса (не больше 850 килограмм). И цена у них соответствующая: они дороже легких самолетов.

Наиболее массовым является L-13 Blanik — это 2-местный учебный планер, который был создан в Чехословакии в 1950-х гг. (было изготовлено больше трех тысяч планеров). С полета на таком планере начинали собственную карьеру практически все планеристы мира.

Планеризм – одна из тех колыбелей, в которых вырастают будущие пилоты боевых, транспортных и пассажирских воздушных судов. В кабине планёра даже далёкий от авиации человек может без лишнего риска почувствовать то, что испытывает в полёте птица.

Первые эскизы планёра сделал Эммануил Сведенборг приблизительно в 1714 году. Но лишь спустя почти полтора века – в 1853 году – Джордж Кейли сконструировал планёр, поднявший человека в воздух. Золотым временем для планерного спорта стали 1920 – 1930-е. Во многом – из-за Версалького мирного договора, который ограничивал использование моторных самолётов в Германии.

Простота и невысокая стоимость планёров стали залогом их успеха. Уже к 1933 году в СССР насчитывалось более 500 планёрных кружков, и это число вскоре удвоилось. Именно планеризм стал лётной школой для лучших пилотов Великой Отечественной войны. С планёров начина путь к профессии такие инженеры-конструкторы, как Олег Антонов, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, Андрей Туполев, Сергей Королёв…

Но это, как говорится, совсем другая история. В летопись планеризма мы углубляться не будем. Тема этой статьи – планерный спорт.

Первый полет

Кабина двухместная. Сзади – инструктор, спереди – обучаемый, то есть я. Забрался, уселся – тесновато. Передо мной – приборы со стрелками, рычаги, педали, тумблеры. Никакой электроники. Как этим управлять, на лету не схватишь.

Немало полетал и в самолётах, и в вертолётах, но в планёре ощущения другие. Положение – полулёжа, обзор хороший. Летишь в этой алюминиевой трубе и понимаешь, что в десяти сантиметрах от плеча – бездна. Люди на земле стали точками.

Планёр скользил по волнам воздуха. Инструктор делал вираж за виражом – набирал высоту. Ещё на земле узнал, что так пилот ловит восходящие потоки воздуха. Их не увидишь, можно только почувствовать. Я не чувствовал ничего, кроме первобытной тревоги сухопутного создания.

Хороший планерист делает около десятка пилотажных фигур – петлю, переворот, спираль, штопор… В какой-то момент инструктор решил подшутить надо мной и дал виража. Перегрузка вдавила в сиденье… Признаюсь, я закричал. Не трус, но не сдержался, включились какие-то скрытые инстинкты. Хотелось за что-нибудь ухватиться, да где там! Дёрни какой рычаг – и в землю… Тот адреналин был высшего качества. Теперь я знаю, что военные лётчики – герои, все до одного. Их-то виражи куда страшнее.

Полет длился с полчаса, я эти минуты запомнил навсегда. Потом мы спланировали к аэродрому. Короткий пробег – и планёр, остановившись, опять свалился на левое крыло. На земле было хорошо. С чувством пожал руку своему пилоту.

Это, конечно, красиво – полет в полной тишине. Наверное, так влюбляются в небо. Признаюсь, если бы тот аэродром был поближе к дому, пошёл бы учиться планеризму…

​ - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

Как стать планеристом?

Планеризм доступен не только будущим лётчикам. Любой человек может стать планеристом, если здоровье более-менее в норме.

Возрастной ценз для спортсмена-планериста – всего пятнадцать с половиной лет, так как планёр – самое безопасное воздушное судно. Обучение проходит в аэроклубах ДОСААФ и других организаций. В России их перечень есть на сайте Федерации планерного спорта. В Беларуси планеристов готовят в Рогачевском и Бобруйском аэроклубах ДОСААФ. Хорошо развит планеризм и в Украине. Если интересно – гугл в помощь.

​ - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

​ - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

Кроме буксирования самолётом, есть другие способы доставки планёра к точке начала свободного полёта. Кое-где планёр разгоняют автомобилем. Это сложнее, потому что надо твёрдое ровное покрытие большой длины и мощная машина. Ещё используют специальную наземную планерную лебёдку. В начале прошлого века была популярна своеобразная планерная рогатка – взлёт с помощью резинового жгута. Или старт со склона горы. Сегодня существуют планёры с собственным двигателем. Они запускаются либо для взлёта, либо уже в небе.

​ - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

Планеризм – это спорт

Большинство планеристов поднимаются в небо для удовольствия и воспринимают планеризм как вид активного отдыха. Самые лучшие из них участвуют в состязаниях – от клубных, региональных и национальных до чемпионатов Европы и мира.

Планерный спорт объединяет свыше ста тысяч человек. Он культивируется в более чем 40 странах мира. Первые соревнования состоялись в немецком Вассеркуппе в 1920 году. Тогда время лучшего полёта было всего две минуты, а мировой рекорд по дальности составил 2 км.

В наши дни планёры летают гораздо дальше и дольше. Абсолютный мировой рекорд дальности полёта на планёре – 3009 км за 10,5 часов (2003 г.), по высоте – 15 460 метров (2006 г.). Мировой рекорд скорости на дистанции 500 км – 306,8 км/ч (2006 г.).

​ - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

Планеристы уже давно отказались от состязаний полётов на предельное время и скорость. Ведь зачастую эти показатели зависят не столько от мастерства пилотирования, сколько от возможностей организма терпеть долгий полет и погодных условий. Поэтому сегодня классической дисциплиной стал полет по маршруту на скорость.

Как же состязаются современные планеристы? Маршрут состязания, как правило, имеет несколько поворотных пунктов, которые необходимо пролететь в заданной последовательности. Побеждает тот спортсмен, который преодолеет маршрут с максимальной скоростью.

​ - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

Соревнования проводятся в разных подклассах планёров. Если этого деления нет, к разным конструкциям применяются поправочные коэффициенты.

Так как на полет планёра влияет очень много факторов – от природных условий до удачи пилота – соревнования длятся несколько дней. На чемпионатах мирового уровня спортсмены соревнуются до 15 дней. В день разыгрывается одно упражнение. Абсолютным чемпионом становится тот, кто набрал максимальное количество баллов за все соревновательные полёты.

​ - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

​Лётчик-инструктор Бобруйского аэроклуба ДОСААФ мастер спорта Сергей Бухтояров - Безмоторный повелитель воздуха | Warspot.ru

Лётчик-инструктор Бобруйского аэроклуба ДОСААФ мастер спорта Сергей Бухтояров

Как видите, в планеризме достичь совершенства невозможно, как нельзя обуздать ветер, землю и солнце. Здесь каждый полет – как новый бой, постоянная борьба, бесконечное оттачивание мастерства.


25 февраля 1961 года американский планерист Пауль Байкл установил мировой рекорд набора высоты, который держится до сих пор. Мы решили рассказать вам об этом и других рекордах, которые сумели добиться асы планеризма.

Выигрыш высоты

Это историческое для планеризма событие произошло на международных соревнованиях близ Ланкастера, штат Калифорния. Байкл в высотно-компенсирующем костюме и в кислородной маске на планере Schweizer SGS 1−23 E установил феноменальный рекорд выигрыша высоты — 12 894 метра. Данный показатель является разницей между высотой максимального подъема планёра и высотой, на которую планёр был поднят самолетом-буксировщиком. Этот рекорд был признан специалистами, как выдающийся. Поскольку планёры 60-х годов сильно уступают современным по целому ряду основных характеристик. И обусловлено это в первую очередь громадным прогрессом в области создания новых материалов, обладающих уникальными свойствами.

В тот исторический для планеризма день Байкл установил еще один рекорд — абсолютной высоты подъема, поднявшись на 14 102 метра относительно уровня земли. Он продержался 25 лет, что также немало.

Необходимо отметить, что Пауль Байкл (1916 — 1991) был уникальной личностью. Получив степень бакалавра авиационной техники, он основал планёрный клуб, строил планеры, писал научные статьи. Во время Второй мировой войны участвовал в разработке самолетов нового типа и принимал непосредственное участие в их испытаниях. После войны исполнял функцию надзора за промышленным производством реактивных бомбардировщиков и истребителей. Затем стал начальником центра испытаний новой техники ВВС.

Байкл имеет множество наград. И за космическую деятельность, и за уникальные достижения в планеризме. Он одновременно внесен в два зала национальной славы США — и как создатель космической техники, и как планерист-рекордсмен.

Абсолютная высота

В феврале 1986 года Роберт Харрис на планере Burkhart Grob G102 в той же самой Калифорнии поднялся на 14 938 метров. Этот рекорд абсолютной высоты продержался 20 лет. В 2006 году его побил чрезвычайно популярный в свое время эксцентричный американский миллионер Стив Фоссет.

Фоссет, начиная с 2002 года, неоднократно пытался побить рекорд Харриса, используя двухместный планер Perlan 140, изготовленный из композиционных материалов и оснащенный необходимым для высотного полета оборудованием, включая высотные костюмы с гермошлемами и обогревающую аппаратуру.

30 августа 2006 года вместе с 74-летним бывшим летчиком-испытателем NASA Эйнаром Эневольдсоном Фоссету удалось осуществить мечту. Самолет-буксировщик поднял двухместный планер над аргентинскими Андами в районе Патагонии на высоту 3900 метров. Пилотам удалось поймать мощный восходящий поток воздуха, который начал поднимать планёр на рекордную высоту — 15 453 метра. При этом температура за бортом стремительно понижалась, достигнув в результате минус 57 градус по Цельсию. Пилотов спасали подогреваемые костюмы и подогреватели ног.

Полет продолжался 4,5 часа.

Стив Фоссет погиб в 2007 году в возрасте 63 лет, пытаясь установить очередное достижение на одномоторном самолете в пустыне Невада.

Дальность полета

Один из них — рекорд дальности полета, равный 1 460 километрам, был установлен в 1972 году на планёре Schleicher ASW 12. Гроссе вылетел из своего родного города Любек и через одиннадцать с половиной часов приземлился в Биаррице на Юго-Западе Франции.

Рекорд продержался более 30 лет. И был побит 9 января 2003 года, когда немецкий пилот Клаус Охльманн на двухместном планере Stemme VT S10 пролетел в Аргентине 2463 километра. Вторым пилотом был Алоиз Урбанзик.

Скорость полета

Фиксация рекордов скорости планера имеет существенную особенность. Если замерять ее на прямом участке, то главным фактором становится не пилот и не планер, а ветер, который либо разгоняет, либо тормозит не имеющую мотора машину. Поэтому международная федерация ввела такие скоростные испытания, при которых роль ветра сведена к минимуму.

Скорость замеряется при движении планера по треугольному маршруту. Причем соревнования проводятся на нескольких дистанциях: 100, 300, 500, 1000 и 1250 километров. Есть и еще один вид скоростных испытаний: с возвращением планера к месту старта. Дистанции в этом случае такие: 500, 1000, 1500, 2000 и 2500 километров.

Вполне понятно, что максимальные показания достигаются на самой короткой дистанции, т.е. на 100-километровом треугольнике.

Ныне действующий абсолютный рекорд скорости 234,95 км/ч был установлен 7 мая 2000 года американцем Джеймсом Пейне в Калифорнии на планере Schempp-Hirth Discus A. При этом длина дистанции составляла 100 км.

Этот планер заслуживает особого разговора. Он был разработан немецкой компанией Schempp-Hirth в 1984 году и вскоре начал производиться по лицензии и в Чехии. В Discus впервые в истории была применена изменяющаяся к концу крыла стреловидность. После чего практически все планеростроители подхватили это новшество. Discus долго не знал себе равных. До 89-го годда он выигрывал на мировых чемпионатах от 5 до 12 первых мест из 15. А затем до 1995 стал брать все первые места.

Затем ситуация немного выровнялась. Так что в обозримом будущем следует ожидать новых феноменальных достяжиений и от планеров нового типа, и от пилотов, которые придут на смену нынешним асам планеризма.

Через прозрачный фонарь вверху видно ясное небо с редкими облачками, в километре внизу – акватория Истринского водохранилища с отдыхающими на берегу и моторками, бороздящими водную гладь. Вокруг царят тишина и спокойствие, и единственная проблема, которая волнует меня в этот момент, – отсутствие у летательного аппарата, в котором я нахожусь, мотора.

Тест-драйв планера: как летают без мотора

Оседлав поток


Пилот в кабине планера располагается почти лежа. Парашют обязателен и вполне может пригодиться, скажем, в случае столкновения планеров в воздухе - на соревнованиях такое случается. Приборы и органы управления почти идентичны самолетным, за исключением ручек управления двигателями - у планера их нет.

Читайте также: