Скорость движения агрегата при посеве
Обновлено: 05.10.2024
В зависимости от типа почвы или климатических условий применяют гладкую или гребневую посадку. В районах, где мало тепла и избыток влаги, а также на пойменных землях применяют гребневую и полугребневую посадку; в районах с недостаточным увлажнением, но с большим количеством тепла — гладкую. Наиболее распространенный способ посадки — рядовой с междурядьями 0,7 м, а в условиях избыточного увлажнения с междурядьями 0,9 м. Расстояние между клубнями в ряду составляет 0,25…0,35 м. Картофель сажают на глубину 0,08…0,1 м на легких и 0,06…0,08 м на тяжелых почвах.
Агротехнические требования
Посадку картофеля начинают при температуре почвы 6…8°С на глубине 0,1 м. Отклонение глубины посадки допускается ±0,02 м; ширины междурядий — ±0,02 м основных и ±0,1 м стыковых. Повреждение ростков картофеля рабочими органами сажалки не должно превышать 17% общего числа ростков на клубне. Отклонение от заданной нормы посадки клубней и внесения удобрений допускается не более 10%. Прослойка почвы между клубнями и минеральными удобрениями должна быть 0,02…0,03 м. Огрехи и незасеянные поворотные полосы не допускаются.
Подготовка поля и организация работы посадочного агрегата
Для посадки применяют картофелесажалки СН4Б и САЯ4 в агрегате с тракторами типа МТЗ, СКМ-6 — в агрегате с МТЗ-80, а КСМ-6 —с тракторами ДТ-75МВ и Т-150. Подготовка агрегата заключается в расстановке опорных колес и сошников в соответствии с шириной междурядий, установке нормы и глубины посадки клубней, нормы внесения удобрений и установке маркеров. Окончательно регулировки проверяют при контрольном заезде.
Способ движения агрегата при посадке картофеля — только челночный. Для этого поле разбивают на загоны, отбивают поворотные полосы, равные тройной ширине захвата сажалки, провешивают линии первого прохода агрегата.
Для улучшения доставки к сажалкам посадочного материала и минеральных удобрений применяют групповой метод работы. На одном поле работают как минимум два агрегата. Они начинают движение от середины поля к краям. Первый агрегат делает первый проход с опущенным левым и правым маркерами по провешенной линии, прокладывая два маркерных следа, по одному из которых ведут второй агрегат. В начале второго и третьего проходов уточняют стыковые междурядья.
Скорость движения агрегата подбирают, исходя из густоты посадки и числа клубней на 1 га. Во время посадки с приводом рабочих органов сажалки от независимого ВОМ трактора не допускают маневрирования скоростями, так как это нарушает установленную густоту посадки.
Контроль качества работы
Качество посадки картофеля оценивают по трем основным показателям: норме высадки, глубине посадки и ширине стыковых междурядий. Норму высадки (густоту посадки) определяют не менее двух раз за смену. Для этого проезжают 20…25 м с поднятыми заделывающими дисками или боронами, затем на длине 14,3 м подсчитывают среднее число высаженных клубней, приходящееся на один рядок, и умножают на 1000. Это и будет показатель густоты посадки на 1 га при ширине междурядья 0,7 м.
Глубину посадки клубней всеми сошниками проверяют 2 раза в смену на двух проходах агрегата. Для этого вдоль рядка кладут рейку длиной 1,5 м, откапывают клубни и замеряют расстояние от верхней части клубня до нижней кромки рейки.
Ширину стыковых междурядий определяют с помощью линейки или рулетки, измеряя их по концам и в середине загона. Всего делают не менее 20 замеров.
🔶 Чем хуже подготовлена почва, тем меньше скорость, т.к. по ямам и рытвинам ни одна сеялка быстро не поедет. При посеве в плохо подготовленную почву высевающий аппарат не будет успевать отрабатывать, и семена лягут в разные слои почвы, а может, и останутся на ее поверхности. Если накануне были осадки, то лучше работать на скорости помедленнее.
- "Были случаи, когда при большом количестве соломы на оптимальной скорости начинало "прудить" стойки, а при увеличении скорости движения сеялки проблема уходила".
🔶 На качественно подготовленном поле СЗ полетит и 15 км/ч. Главное не лениться и периодически проверять рядок на качество заделки.
2. От самой сеялки.
🔷 Увеличение скорости движения посевных агрегатов выше нормативной приводит к неравномерному распределению семян по глубине. С повышением скорости наблюдается уменьшение глубины заделки семян в результате выглубления сошников, особенно дисковых.
🔷Уменьшение скорости ниже средней на качество заделки семян не влияет.
После того, как произведен для каждой операции выбор агрегатов (тяговой и рабочей машины), устанавливаются скоростные режимы работы агрегатов. При этом учитываются агротехнические требования, условия работы и эксплуатационные показатели машин. Целесообразна такая скорость движения, при которой обеспечивается хорошее качество работы и оптимальная загрузка трактора.
Допустимые по агротехническим показателям диапазоны скоростей при выполнении различных операций приведены в табл. 6. Но при выборе рабочей скорости для проведения лесохозяйственных работ особое внимание надо уделять условиям проведения работ. Например, при работе на не раскорчёванных вырубках пределы скоростей значительно снижены. Максимально допустимая скорость движения агрегатов в этих условиях 4.0…. 4.5 км/ч.
В интервале допустимых скоростей для данной марки трактора (техническая характеристика трактора - ведомость 4) устанавливаются возможные для работы передачи.
Ведомость 4. | Технические данные проектируемых тракторов | |||||||||||
Марка и | Мощн. | Габаритные размеры, м | Скорость движения, км/ч | Дорожный | Ширина | Масса, | ||||||
тип трактора | двигателя, кВт | тяговое усилие на крюке передачах, Н | просвет см | на колеи, | са, кг | |||||||
ра | кВт | дли на | ширина | высота | I | II | 1II | IV | V | VI | VII | см |
МТЗ-82 | 3930мм | 1970 мм | 2800 мм | 2,57 | 4,8 | 7,44 | 9,15 | 10,83 | 12,67 | 18,45 | 46.5 | 140-210 |
Агрегат может работать только в том случае, если трактор преодолевает сопротивление, возникающее при работе машины. Сопротивление же рабочих машин зависит от многих факторов: массы машины, типа рабочих органов, ширины захвата, почвы и её состояния, а также условий применения машины.
После расчёта сопротивлений агрегатов и подбора передач, включённых в диапазон допустимых скоростей, определяют загрузку трактора коэффициент использования тягового усилия трактора:
где, q – коэффициент использования тягового усилия трактора;
Rагр – сопротивление агрегата, Н;
Ркр – тяговое усилие на крюке, Н;
Nэф – эффективная мощность трактора, кВт.
За рабочую принимается та передача, на которой коэффициент использования имеет значения, более близкие к оптимальным. Оптимальные значения коэффициента 0,85-0,95. На операциях с малой энергоемкостью этот коэффициент может бать ниже.
qплуга= Rплуга/Ркр =187770/13428=13,98 (III передача – 3 км/ч [допустимая
скорость – 2,5-3,5 км/ч])
qкул= Rкул/Ркр = 2400/13428=0,18 (IV передача – 8,9 км/ч [допустимая
qл.м = Rл.м /Ркр = 4533/13428 = 0,34 (II передача – 4,26 км/ч [допустимая
скорость – 4-5 км/ч])
Ведомость 5 Основные технические данные машин и орудий, используемые при проектировании
№ п/п | Наименование машин | Ширина захвата, м | Габаритные размеры, м | Дорожный просвет, см | Масса, кг |
длина | ширина | высота | |||
МЛУ-1 | 1.5 | 2.4 | 2.1 | 2.2 | |
ПЛН-3-35 | 1.7 | 0.91 | 0.71 | 0.51 | |
ПРНВ-2,5 | 2-3 | 2.25 | 1.7 | 1б55 | |
КПН-3,0 | 2,1 | 2,6 | 1,2 | - |
Расчет производительности агрегатов
Производительность агрегата – это работа, выполненная агрегатом в единицу времени (час, смену, сезон).
Сменная производительность агрегатов (при равномерно-поступательном движении и определенной ширине захвата) рассчитывается по формуле:
Wплуга= 0,1 * 1,05 м * 5 км/ч * 8 ч * 0,81 = 3,4 га/см
Vр= 12 км/ч * 0,98 = 11,76 км/ч
Wплуга= 0,1 * 3 м * 11,76 км/ч * 8 ч * 0,81 = 22,86 га/см
В = 2,5 м / 1 = 2,5м
Определение состава машинно-тракторного парка
Определение оптимального состава машинно-тракторного парка проводится на основе технико-экономических расчетов и анализа показателей тракторного парка.
По каждой запроектированной операции определяются количество тракторосмен для выполнения установленного объема работ и количество агрегатов, необходимое для выполнения работы в установленные сроки.
Количество тракторосмен определяется по формуле:
где, Q – объем работ, га;
Wсм – сменная производительность, га/см.
Q = 1,7 га ; Wсм = 2,94 га/см
Nт.с = 1,7 га / 2,94 га/см = 1 тр/см
Q = 1,7 га ; Wсм = 19,76 га/см
Nт.с = 1,7 га / 19,76 га/см = 1 тр/см
Q = 1,7 га ; Wсм = 3,60 га/см
Nт.с = 1,7 га / 3,60 га/см = 3 тр/см
Q = 1,7 га; Wсм = 12,2 га/см\
Nт.с = 1,7 га /12,2 га/см = 1 тр/с,
Количество агрегатов определяется по формуле:
где, Dр – продолжительность работы в днях.
mагр =4 тр/см / 6 =1 агрегат
mагр = 1 тр/см / 7 = 1 агрегат
mагр = 3 тр/см / 10 = 1 агрегат
mагр = 1 тр/см /10 = 1 агрегат
Расчет горюче-смазочных материалов для запроектированного машинно-тракторного парка
Экономичность тракторного агрегата в значительной степени определяется расходом топлива на единицу площади (гектар). Затраты на топливо составляют около 25% всех эксплуатационных расходов.
Расход топлива изменяется в зависимости от нагрузки двигателя, тягового и скоростного режима работы агрегатов.
При расчете топлива учитывается три основных режима работы трактора: рабочий ход, холостое движение агрегата (рабочая машина находится в транспортном положении) и работа двигателя в холостую (на остановке).
Сменный расход топлива рассчитывается по формуле:
где, qр, qх, qо – расход топлива (кг) за час при рабочем режиме, при холостых переездах и на остановках;
tр, tх, tо – время работы двигателя (в час) в течении смены на соответствующих режимах. Можно принять:
tр – 80% от продолжительности смены;
tх – 15% от продолжительности смены;
tо – 5% от продолжительности смены.
Qсм = 9,4 кг/ч * 6,4 ч + 6,5 кг/ч * 1,2 ч + 1,2 кг/ч * 0,4 ч = 68,4 кг/см
Расход топлива на один гектар по видам работ рассчитывается по формуле:
где, Wсм – сменная производительность агрегата, га/см.
Qга=68,4 кг/см /2,94 га/см =23,26 кг/га
Qга = 68,4 кг/см /19,76 га/см = 3,46 кг/га
Qга = 68,4 кг/см /3,60 га/см = 19 кг/га
Qга=68,4 кг/см / 12,2 га/см = 5,60 кг/га
Потребность в топливе для выполнения заданного объема работ приведена в ведомости 6.
Необходимое количество смазочных масел и пускового топлива приведено в ведомости 7.
Ведомость 6. Потребность в топливе для выполнения заданного объема работ
№ | Мар- | Вид | Вид | Объем | Расход | Расход | Потреб-ть |
ка | топ- | опе- | работ, | Топлива | Топлива, | топлива | |
п/п | трак- | лива | рации | га | л/га | кг/см | на весь |
тора | объём | ||||||
работ, т | |||||||
МТЗ-82 | Дизель | Вспашка | 1,7 | 56,07 | 66, 75 | 140,17 | |
МТЗ-82 | Дизель | Культивация | 1,7 | 177,17 | 210,92 | 442,93 | |
МТЗ-82 | Дизель | Посадка | 1,7 | 17,73 | 21,11 | 44,33 | |
МТЗ-82 | Дизель | Доп. Уход | 1,7 | 14,12 | 16,81 | 35,3 |
Ведомость 7. Потребность в смазочных материалах и бензине на сезон работы
№ п/п | Марка | Вид работы | Объём работ, га | Потребность в основном пливе, кг | Потребность в смазочных материалах и пусковом бензине, кг | |||
т | га | топливе, кг | автол | дизельное масло | солидол | нигрол | бензин | |
МТЗ-82 | Вспашка | 1,7 | 140,17 | 0,3 | 4,8 | 0,8 | 1,0 | 1.0 |
МТЗ-82 | Культивация | 1,7 | 442,93 | 0,3 | 4,8 | 0,8 | 1.0 | 1,0 |
МТЗ-82 | Посадка | 1,7 | 44,33 | 0,3 | 4,8 | 0,8 | 1,0 | 1,0 |
МТЗ-82 | Доп. Уход. | 1,7 | 35,3 | 0,3 | 4,8 | 0,8 | 1,0 | 1,0 |
Расчет посадочного материала
Потребное количество посадочного материала на заданный объем работ рассчитывается по формуле:
где, w = 1,2 – поправочный коэффициент на потерю, повреждение и т.п. посадочного материала;
n = 1 – количество высаживаемых рядов за один проход лесопосадочной машины;
B = 3 м – расстояние между центрами проходов;
t = 0.75 м – шаг посадки;
Q = 1,7 га – объем работ.
Расчет затрат труда и средств на лесовосстановительные работы по проектируемой технологии
Затраты труда характеризуют степень механизации производства и эффективность использования средств механизации.
Затраты труда можно рассчитать по формуле:
где, (1 + nр) – бригада, обслуживающая агрегат (1 – тракторист);
nр – дополнительные рабочие, обслуживающие агрегат (прицепщики, сажальщики и др.);
Wr – производительность агрегата, га/ч.
H = (1+0)/0,7=1,4 чел. ч/га
H = (1+0)/4.5=0.2 чел. ч/га
Wr = 0,45 га/ч ; nр = 1 (оператор) + 1 (оправщик)
H = (1 + 2)/0,45 га/ч = 6,7 чел. ч/га
H =(1+0)/1,9=0,53 чел. ч/га
Затраты по созданию одного гектара лесных культур приведены в ведомости 8.
Производительность агрегатов в 1 ч чистой работы определяется по формуле:
где W - производительность агрегата, га/ч.
Vр- рабочая скорость движения, км/ч, В - ширина захвата агрегата, м.
Выработка агрегата в смену за время чистой работы Тр определяется по формуле:
Выработку агрегата считают по времени чистой и сменной работы. Время чистой работы (Тр) затрачивается только на полезную работу машины или орудия. Сменное время не полностью используется для полезной работы агрегата, часть его затрачивается на непроизводительные потери времени - переезды, повороты и простои по различным причинам, в том числе и технологическим.
К непроизводительным потерям времени работы агрегата относятся следующие:
· - подготовительно-заключительное время Тп.з., затрачиваемое на переезд к месту работы агрегата, прием и сдачу его комплектации;
· - время на технологические простои Тт (заправка сеялок семенами, заправка водой и рассадой посадоч ных машин и т. д.);
- время холостых переездов в загоне Тх;
требностями работающих Тф.
Чем меньше эти потери, тем выше производительность труда. Сокращение непроизводительных потерь времени является одной из основных задач тракториста, бригадира и руководителей хозяйства.
Сменное время Тсм определяется суммой времени чистой работы и времени непроизводительных затрат:
где Тр - чистое время работы, ч;
Тп.з. - непроизводительные затраты времени, ч. Отношение чистого времени работы ко всему времени работы агрегата в смену называется коэффициентом использования времени смены и определяется по формуле:
Чем выше коэффициент использования рабочего времени смены, тем большая доля чистой работы в общем :
времени работы агрегата.
В целях высокопроизводительного использования агрегатов необходимо прежде всего загружать тракторы так, чтобы их тяговые усилия при работе с прицепными или навесными машинами соответствовали наибольшему тяговому коэффициенту полезного действия (к.п.д.).
Однако добиться этого не всегда возможно, например, на культивации междурядий, прикатывании, лущении, посеве не удается полностью загрузить трактор на основной передаче. В данном случае необходимо попытаться перейти на более высокую передачу и производить работы на повышенных скоростях. Эту возможность широко используют передовые механизаторы-скоростники. Но повышать скорость таким образом можно лишь на легких работах.
Для выполнения всех видов работ на повышенных скоростях необходимо применять специальные энергонасыщенные скоростные тракторы, у которых на рабочей передаче удельная мощность, приходящаяся на единицу силы тяги, значительно выше, чем у обычных тракторов. Скоростные тракторы по габаритам и массе очень мало отличаются от аналогичных обычных тракторов. В связи с этим и скоростные агрегаты в большинстве случаев имеют такую же ширину захвата, как обычные, отличаясь от последних лишь конструкцией рабочих органов и повышенной прочностью некоторых узлов.
Работа на повышенных скоростях требует хорошейвыровненности полей. Для этого нужно чередовать вспашку вевал и вразвал, добиваться того, чтобы число свальных гребней и развальных борозд на поле было возможно меньше. Большое значение при этом имеет правильная, прямоугольная прокладка борозд при разбивке полей на загоны. Прямые борозды облегчают управление агрегатом, предупреждают появление огрехов, позволяют работать с большой скоростью, обеспечивают лучшее качество пахоты. Кроме того, целесообразно выполнять вспашку с предплужниками, которая дает более ровную поверхность, а также вспашку с одновременным боронованием и прикатыванием. Недостаточно ровную поверхность поля после пахоты целесообразно дополнительно обрабатывать дисковыми лущильниками, культиваторами, тяжелыми дисковыми боронами или специальными выравнивателями-планировщиками.
Для обеспечения нормальной работы скоростных агрегатов необходимо также подобрать рациональные
по скорости и ширине захвата агрегаты для каждого вида работ, чтобы добиться наибольшей производительности при минимальном числе машин, снижения стоимости машинно-тракторного парка и работ, рационально организовать техническое и хозяйственное обслуживание, что является непременным условием бесперебойной работы агрегатов.
На пахоте скоростными агрегатами наиболее рациональным способом движения агрегатов является движение с чередованием загонов всвал и вразвал: по сравнению с беспетлевым способом это позволяет вдвое уменьшить число свальных гребней и разъемных борозд.
Вспашку свального гребня целесообразно проводить вразвал за четыре прохода агрегата. При этом на месте свала не остается гребня и скрытого огреха, тогда как при вспашке в половину пахотного слоя (за два прохода) получается гребень высотой до 15 см, при отсутствии его - скрытый огрех, а при вспашке за три прохода - гребень высотой до 10 см. Разъемные борозды приходится заделывать плугом при дополнительном проходе агрегата.
Оптимальную (в зависимости от длины гона и ширины захвата агрегата) ширину загонов определяют с учетом максимальной сменной производительности, а также дополнительных затрат времени на вспашку свального гребня (два прохода) и заделку разъемных борозд (один проход). Для дробления глыб пахоту выполняют с одновременным прикатыванием.
Дополнительную обработку следует вести по диагонали, это дает лучшие результаты. Прикатывание полей перед посевом и после него также способствуетповышению скорости движения агрегатов при выполнении последующих работ. При обработке междурядий квадратно-гнездовых посевов вождение тракторов на повышенных скоростях облегчается, если гнезда размещены точно по углам квадрата.
Большое значение имеет выбор орудий для работы на повышенных скоростях. Хорошо работают на повышенных скоростях ротационные орудия (катки, лущильники, ротационные мотыги, дисковые бороны и т. д.). Передовые механизаторы при вспашке с одновременным боронованием на повышенных скоростях успешно заменяют бороны секцией кольчатых катков. Катки идут ровнее и лучше обрабатывают почву. Пр пахоте со скоростью 7 км/ч поверхность получается слитной и часто не требуется последующего боронования. Работа на повышенных скоростях требует хорошей организации труда и более тщательного соблюдения правил техники безопасности и технического обслуживания машин. В повышении сменной производительности тракторных агрегатов большую роль играет применение группового метода работы, заключающегося в том, что агрегаты работают вместе на одном поле. Такой метод организации труда можно применять на всех полевых работах (подготовка почвы, внесение удобрений, посадка, уход и уборка). При этом создается возможность организации социалистического соревнования между членами бригады, в процессе которого растут показатели работы агрегатов. Кроме того, создаются лучшие условия для организации труда, технологического обслуживания агрегатов, что также способствует значительному повышению производительности агрегатов и улучшению качества работы. Такой метод работы машин увеличивает дневную выработку машинно-тракторного парка и дает возможность не только повысить производительность труда и снизить затраты труда и денежных средств, но и сократить сроки проведения полевых работ, что в свою очередь приводит к повышению урожайности растений.
Агрегат должен быть обеспечен работой на всю смену.
Использование агрегатов в две смены значительно сокращает сроки выполнения работ, повышает производительность машин и сокращает срок их окупаемости.
_______условия труда механизаторов
Увеличивается запылённость , загазованность, тряска.
Затраты труда на единицу выполненной работы.
- число механизаторов и вспомогательных рабочих, обслуживающих агрегат.
W – производительность агрегата.
Снижение затрат труда
- затраты труда при выполнении работы старой и новой машиной.
Читайте также: