Скорость движения агрегата при посеве

Обновлено: 05.10.2024

В зависимости от типа почвы или климатических условий применяют гладкую или гребневую посадку. В районах, где мало тепла и избыток влаги, а также на пойменных землях применяют гребневую и полугребневую посадку; в районах с недостаточным увлажнением, но с большим количеством тепла — гладкую. Наиболее распространенный способ посадки — рядовой с междурядьями 0,7 м, а в условиях избыточного увлажнения с междурядьями 0,9 м. Расстояние между клубнями в ряду составляет 0,25…0,35 м. Картофель сажают на глубину 0,08…0,1 м на легких и 0,06…0,08 м на тяжелых почвах.

Агротехнические требования

Посадку картофеля начинают при температуре почвы 6…8°С на глубине 0,1 м. Отклонение глубины посадки допускается ±0,02 м; ширины междурядий — ±0,02 м основных и ±0,1 м стыковых. Повреждение ростков картофеля рабочими органами сажалки не должно превышать 17% общего числа ростков на клубне. Отклонение от заданной нормы посадки клубней и внесения удобрений допускается не более 10%. Прослойка почвы между клубнями и минеральными удобрениями должна быть 0,02…0,03 м. Огрехи и незасеянные поворотные полосы не допускаются.

Подготовка поля и организация работы посадочного агрегата

Для посадки применяют картофелесажалки СН4Б и САЯ4 в агрегате с тракторами типа МТЗ, СКМ-6 — в агрегате с МТЗ-80, а КСМ-6 —с тракторами ДТ-75МВ и Т-150. Подготовка агрегата заключается в расстановке опорных колес и сошников в соответствии с шириной междурядий, установке нормы и глубины посадки клубней, нормы внесения удобрений и установке маркеров. Окончательно регулировки проверяют при контрольном заезде.

kartofel-gryadki

Способ движения агрегата при посадке картофеля — только челночный. Для этого поле разбивают на загоны, отбивают поворотные полосы, равные тройной ширине захвата сажалки, провешивают линии первого прохода агрегата.

Для улучшения доставки к сажалкам посадочного материала и минеральных удобрений применяют групповой метод работы. На одном поле работают как минимум два агрегата. Они начинают движение от середины поля к краям. Первый агрегат делает первый проход с опущенным левым и правым маркерами по провешенной линии, прокладывая два маркерных следа, по одному из которых ведут второй агрегат. В начале второго и третьего проходов уточняют стыковые междурядья.

Скорость движения агрегата подбирают, исходя из густоты посадки и числа клубней на 1 га. Во время посадки с приводом рабочих органов сажалки от независимого ВОМ трактора не допускают маневрирования скоростями, так как это нарушает установленную густоту посадки.

Контроль качества работы

Качество посадки картофеля оценивают по трем основным показателям: норме высадки, глубине посадки и ширине стыковых междурядий. Норму высадки (густоту посадки) определяют не менее двух раз за смену. Для этого проезжают 20…25 м с поднятыми заделывающими дисками или боронами, затем на длине 14,3 м подсчитывают среднее число высаженных клубней, приходящееся на один рядок, и умножают на 1000. Это и будет показатель густоты посадки на 1 га при ширине междурядья 0,7 м.

Глубину посадки клубней всеми сошниками проверяют 2 раза в смену на двух проходах агрегата. Для этого вдоль рядка кладут рейку длиной 1,5 м, откапывают клубни и замеряют расстояние от верхней части клубня до нижней кромки рейки.

Ширину стыковых междурядий определяют с помощью линейки или рулетки, измеряя их по концам и в середине загона. Всего делают не менее 20 замеров.

🔶 Чем хуже подготовлена почва, тем меньше скорость, т.к. по ямам и рытвинам ни одна сеялка быстро не поедет. При посеве в плохо подготовленную почву высевающий аппарат не будет успевать отрабатывать, и семена лягут в разные слои почвы, а может, и останутся на ее поверхности. Если накануне были осадки, то лучше работать на скорости помедленнее.

  • "Были случаи, когда при большом количестве соломы на оптимальной скорости начинало "прудить" стойки, а при увеличении скорости движения сеялки проблема уходила".

🔶 На качественно подготовленном поле СЗ полетит и 15 км/ч. Главное не лениться и периодически проверять рядок на качество заделки.

2. От самой сеялки.

🔷 Увеличение скорости движения посевных агрегатов выше нормативной приводит к неравномерному распределению семян по глубине. С повышением скорости наблюдается уменьшение глубины заделки семян в результате выглубления сошников, особенно дисковых.

🔷Уменьшение скорости ниже средней на качество заделки семян не влияет.

После того, как произведен для каждой операции выбор агрегатов (тяговой и рабочей машины), устанавливаются скоростные режимы работы агрегатов. При этом учитываются агротехнические требования, условия работы и эксплуатационные показатели машин. Целесообразна такая ско­рость движения, при которой обеспечивается хорошее качество работы и оптимальная загрузка трактора.

Допустимые по агротехническим показателям диапазоны скоростей при выполнении различных операций приведены в табл. 6. Но при выборе рабочей скорости для проведения лесохозяйственных работ особое внима­ние надо уделять условиям проведения работ. Например, при работе на не раскорчёванных вырубках пределы скоростей значительно снижены. Максимально допустимая скорость движения агрегатов в этих условиях 4.0…. 4.5 км/ч.

В интервале допустимых скоростей для данной марки трактора (тех­ническая характеристика трактора - ведомость 4) устанавливаются воз­можные для работы передачи.

Ведомость 4. Технические данные проектируемых тракторов
Марка и Мощн. Габаритные размеры, м Скорость движения, км/ч Дорожный Ширина Масса,
тип трактора двигателя, кВт тяговое усилие на крюке передачах, Н просвет см на колеи, са, кг
ра кВт дли на ширина высота I II 1II IV V VI VII см
МТЗ-82 3930мм 1970 мм 2800 мм 2,57 4,8 7,44 9,15 10,83 12,67 18,45 46.5 140-210

Агрегат может работать только в том случае, если трактор преодолевает сопротивление, возникающее при работе машины. Сопротивление же рабочих машин зависит от многих факторов: массы машины, типа рабочих органов, ширины захвата, почвы и её состояния, а также условий применения машины.

После расчёта сопротивлений агрегатов и подбора передач, включённых в диапазон допустимых скоростей, определяют загрузку трактора коэффициент использования тягового усилия трактора:

где, q – коэффициент использования тягового усилия трактора;

Rагр – сопротивление агрегата, Н;

Ркр – тяговое усилие на крюке, Н;

Nэф – эффективная мощность трактора, кВт.

За рабочую принимается та передача, на которой коэффициент использования имеет значения, более близкие к оптимальным. Оптимальные значения коэффициента 0,85-0,95. На операциях с малой энергоемкостью этот коэффициент может бать ниже.

qплуга= Rплугакр =187770/13428=13,98 (III передача – 3 км/ч [допустимая

скорость – 2,5-3,5 км/ч])

qкул= Rкулкр = 2400/13428=0,18 (IV передача – 8,9 км/ч [допустимая

qл.м = Rл.мкр = 4533/13428 = 0,34 (II передача – 4,26 км/ч [допустимая

скорость – 4-5 км/ч])

Ведомость 5 Основные технические данные машин и орудий, используемые при проектировании

№ п/п Наиме­нование машин Шири­на захва­та, м Габаритные размеры, м Доро­жный просвет, см Мас­са, кг
дли­на ши­рина вы­сота
МЛУ-1 1.5 2.4 2.1 2.2
ПЛН-3-35 1.7 0.91 0.71 0.51
ПРНВ-2,5 2-3 2.25 1.7 1б55
КПН-3,0 2,1 2,6 1,2 -

Расчет производительности агрегатов

Производительность агрегата – это работа, выполненная агрегатом в единицу времени (час, смену, сезон).

Сменная производительность агрегатов (при равномерно-поступательном движении и определенной ширине захвата) рассчитывается по формуле:

Wплуга= 0,1 * 1,05 м * 5 км/ч * 8 ч * 0,81 = 3,4 га/см

Vр= 12 км/ч * 0,98 = 11,76 км/ч

Wплуга= 0,1 * 3 м * 11,76 км/ч * 8 ч * 0,81 = 22,86 га/см

В = 2,5 м / 1 = 2,5м

Определение состава машинно-тракторного парка

Определение оптимального состава машинно-тракторного парка проводится на основе технико-экономических расчетов и анализа показателей тракторного парка.

По каждой запроектированной операции определяются количество тракторосмен для выполнения установленного объема работ и количество агрегатов, необходимое для выполнения работы в установленные сроки.

Количество тракторосмен определяется по формуле:

где, Q – объем работ, га;

Wсм – сменная производительность, га/см.

Q = 1,7 га ; Wсм = 2,94 га/см

Nт.с = 1,7 га / 2,94 га/см = 1 тр/см

Q = 1,7 га ; Wсм = 19,76 га/см

Nт.с = 1,7 га / 19,76 га/см = 1 тр/см

Q = 1,7 га ; Wсм = 3,60 га/см

Nт.с = 1,7 га / 3,60 га/см = 3 тр/см

Q = 1,7 га; Wсм = 12,2 га/см\

Nт.с = 1,7 га /12,2 га/см = 1 тр/с,

Количество агрегатов определяется по формуле:

где, Dр – продолжительность работы в днях.

mагр =4 тр/см / 6 =1 агрегат

mагр = 1 тр/см / 7 = 1 агрегат

mагр = 3 тр/см / 10 = 1 агрегат

mагр = 1 тр/см /10 = 1 агрегат

Расчет горюче-смазочных материалов для запроектированного машинно-тракторного парка

Экономичность тракторного агрегата в значительной степени определяется расходом топлива на единицу площади (гектар). Затраты на топливо составляют около 25% всех эксплуатационных расходов.

Расход топлива изменяется в зависимости от нагрузки двигателя, тягового и скоростного режима работы агрегатов.

При расчете топлива учитывается три основных режима работы трактора: рабочий ход, холостое движение агрегата (рабочая машина находится в транспортном положении) и работа двигателя в холостую (на остановке).

Сменный расход топлива рассчитывается по формуле:

где, qр, qх, qо – расход топлива (кг) за час при рабочем режиме, при холостых переездах и на остановках;

tр, tх, tо – время работы двигателя (в час) в течении смены на соответствующих режимах. Можно принять:

tр – 80% от продолжительности смены;

tх – 15% от продолжительности смены;

tо – 5% от продолжительности смены.

Qсм = 9,4 кг/ч * 6,4 ч + 6,5 кг/ч * 1,2 ч + 1,2 кг/ч * 0,4 ч = 68,4 кг/см

Расход топлива на один гектар по видам работ рассчитывается по формуле:

где, Wсм – сменная производительность агрегата, га/см.

Qга=68,4 кг/см /2,94 га/см =23,26 кг/га

Qга = 68,4 кг/см /19,76 га/см = 3,46 кг/га

Qга = 68,4 кг/см /3,60 га/см = 19 кг/га

Qга=68,4 кг/см / 12,2 га/см = 5,60 кг/га

Потребность в топливе для выполнения заданного объема работ приведена в ведомости 6.

Необходимое количество смазочных масел и пускового топлива приведено в ведомости 7.

Ведомость 6. Потребность в топливе для выполнения заданного объема работ

Мар- Вид Вид Объем Расход Расход Потреб-ть
ка топ- опе- работ, Топлива Топлива, топлива
п/п трак- лива рации га л/га кг/см на весь
тора объём
работ, т
МТЗ-82 Дизель Вспашка 1,7 56,07 66, 75 140,17
МТЗ-82 Дизель Культивация 1,7 177,17 210,92 442,93
МТЗ-82 Дизель Посадка 1,7 17,73 21,11 44,33
МТЗ-82 Дизель Доп. Уход 1,7 14,12 16,81 35,3

Ведомость 7. Потребность в смазочных материалах и бензине на сезон работы

№ п/п Марка Вид работы Объём работ, га Потребность в основном пливе, кг Потребность в смазочных материалах и пусковом бензине, кг
т га топливе, кг автол дизельное масло солидол нигрол бензин
МТЗ-82 Вспашка 1,7 140,17 0,3 4,8 0,8 1,0 1.0
МТЗ-82 Культивация 1,7 442,93 0,3 4,8 0,8 1.0 1,0
МТЗ-82 Посадка 1,7 44,33 0,3 4,8 0,8 1,0 1,0
МТЗ-82 Доп. Уход. 1,7 35,3 0,3 4,8 0,8 1,0 1,0

Расчет посадочного материала

Потребное количество посадочного материала на заданный объем работ рассчитывается по формуле:

где, w = 1,2 – поправочный коэффициент на потерю, повреждение и т.п. посадочного материала;

n = 1 – количество высаживаемых рядов за один проход лесопосадочной машины;

B = 3 м – расстояние между центрами проходов;

t = 0.75 м – шаг посадки;

Q = 1,7 га – объем работ.

Расчет затрат труда и средств на лесовосстановительные работы по проектируемой технологии

Затраты труда характеризуют степень механизации производства и эффективность использования средств механизации.

Затраты труда можно рассчитать по формуле:

где, (1 + nр) – бригада, обслуживающая агрегат (1 – тракторист);

nр – дополнительные рабочие, обслуживающие агрегат (прицепщики, сажальщики и др.);

Wr – производительность агрегата, га/ч.

H = (1+0)/0,7=1,4 чел. ч/га

H = (1+0)/4.5=0.2 чел. ч/га

Wr = 0,45 га/ч ; nр = 1 (оператор) + 1 (оправщик)

H = (1 + 2)/0,45 га/ч = 6,7 чел. ч/га

H =(1+0)/1,9=0,53 чел. ч/га

Затраты по созданию одного гектара лесных культур приведены в ведомости 8.

Производительность агрегатов в 1 ч чистой рабо­ты определяется по формуле:

где W - производительность агрегата, га/ч.

Vр- рабочая скорость движения, км/ч, В - ширина захвата агрегата, м.

Выработка агрегата в смену за время чистой рабо­ты Тр определяется по формуле:

Выработку агрегата считают по времени чистой и сменной работы. Время чистой работы (Тр) затрачи­вается только на полезную работу машины или орудия. Сменное время не полностью используется для полез­ной работы агрегата, часть его затрачивается на непро­изводительные потери времени - переезды, повороты и простои по различным причинам, в том числе и тех­нологическим.

К непроизводительным потерям времени работы агрегата относятся следующие:

· - подготовительно-заключительное время Тп.з., за­трачиваемое на переезд к месту работы агрегата, при­ем и сдачу его комплектации;

· - время на технологические простои Тт (заправка сеялок семенами, заправка водой и рассадой посадоч ных машин и т. д.);

- время холостых переездов в загоне Тх;

требностями работающих Тф.

Чем меньше эти потери, тем выше производитель­ность труда. Сокращение непроизводительных потерь времени является одной из основных задач тракториста, бригадира и руководителей хозяйства.

Сменное время Тсм определяется суммой времени чистой работы и времени непроизводительных затрат:

где Тр - чистое время работы, ч;

Тп.з. - непроизводительные затраты времени, ч. Отношение чистого времени работы ко всему време­ни работы агрегата в смену называется коэффициентом использования времени смены и определяется по фор­муле:

Чем выше коэффициент использования рабочего вре­мени смены, тем большая доля чистой работы в общем :

времени работы агрегата.

В целях высокопроизводительного использования агрегатов необходимо прежде всего загружать тракто­ры так, чтобы их тяговые усилия при работе с прицеп­ными или навесными машинами соответствовали наи­большему тяговому коэффициенту полезного действия (к.п.д.).

Однако добиться этого не всегда возможно, напри­мер, на культивации междурядий, прикатывании, лущении, посеве не удается полностью загрузить трактор на основной передаче. В данном случае необходимо по­пытаться перейти на более высокую передачу и произ­водить работы на повышенных скоростях. Эту возмож­ность широко используют передовые механизаторы-ско­ростники. Но повышать скорость таким образом можно лишь на легких работах.

Для выполнения всех видов работ на повышенных скоростях необходимо применять специальные энерго­насыщенные скоростные тракторы, у которых на рабо­чей передаче удельная мощность, приходящаяся на еди­ницу силы тяги, значительно выше, чем у обычных трак­торов. Скоростные тракторы по габаритам и массе очень мало отличаются от аналогичных обычных трак­торов. В связи с этим и скоростные агрегаты в боль­шинстве случаев имеют такую же ширину захвата, как обычные, отличаясь от последних лишь конструкцией рабочих органов и повышенной прочностью некоторых узлов.

Работа на повышенных скоростях требует хорошейвыровненности полей. Для этого нужно чередовать вспашку вевал и вразвал, добиваться того, чтобы число свальных гребней и развальных борозд на поле было возможно меньше. Большое значение при этом имеет правильная, прямоугольная прокладка борозд при раз­бивке полей на загоны. Прямые борозды облегчают уп­равление агрегатом, предупреждают появление огрехов, позволяют работать с большой скоростью, обеспечивают лучшее качество пахоты. Кроме того, целесообразно вы­полнять вспашку с предплужниками, которая дает бо­лее ровную поверхность, а также вспашку с одновре­менным боронованием и прикатыванием. Недостаточно ровную поверхность поля после пахоты целесообразно дополнительно обрабатывать дисковыми лущильника­ми, культиваторами, тяжелыми дисковыми боронами или специальными выравнивателями-планировщи­ками.

Для обеспечения нормальной работы скоростных агрегатов необходимо также подобрать рациональные

по скорости и ширине захвата агрегаты для каждого вида работ, чтобы добиться наибольшей производитель­ности при минимальном числе машин, снижения стои­мости машинно-тракторного парка и работ, рациональ­но организовать техническое и хозяйственное обслужи­вание, что является непременным условием бесперебой­ной работы агрегатов.

На пахоте скоростными агрегатами наиболее рацио­нальным способом движения агрегатов является движе­ние с чередованием загонов всвал и вразвал: по сравне­нию с беспетлевым способом это позволяет вдвое уменьшить число свальных гребней и разъемных бо­розд.

Вспашку свального гребня целесообразно проводить вразвал за четыре прохода агрегата. При этом на месте свала не остается гребня и скрытого огреха, тогда как при вспашке в половину пахотного слоя (за два прохо­да) получается гребень высотой до 15 см, при отсутст­вии его - скрытый огрех, а при вспашке за три про­хода - гребень высотой до 10 см. Разъемные борозды приходится заделывать плугом при дополнительном проходе агрегата.

Оптимальную (в зависимости от длины гона и ши­рины захвата агрегата) ширину загонов определяют с учетом максимальной сменной производительности, а также дополнительных затрат времени на вспашку свального гребня (два прохода) и заделку разъемных борозд (один проход). Для дробления глыб пахоту вы­полняют с одновременным прикатыванием.

Дополнительную обработку следует вести по диаго­нали, это дает лучшие результаты. Прикатывание по­лей перед посевом и после него также способствуетповышению скорости движения агрегатов при выполне­нии последующих работ. При обработке междурядий квадратно-гнездовых посевов вождение тракторов на повышенных скоростях облегчается, если гнезда раз­мещены точно по углам квадрата.

Большое значение имеет выбор орудий для работы на повышенных скоростях. Хорошо работают на повы­шенных скоростях ротационные орудия (катки, лу­щильники, ротационные мотыги, дисковые бороны и т. д.). Передовые механизаторы при вспашке с одно­временным боронованием на повышенных скоростях успешно заменяют бороны секцией кольчатых катков. Катки идут ровнее и лучше обрабатывают почву. Пр пахоте со скоростью 7 км/ч поверхность получается слитной и часто не требуется последующего боронова­ния. Работа на повышенных скоростях требует хорошей организации труда и более тщательного соблюдения правил техники безопасности и технического обслужи­вания машин. В повышении сменной производительности тракторных агрегатов большую роль играет применение группового метода работы, заключающегося в том, что агрегаты работают вместе на одном поле. Такой метод организации труда можно применять на всех полевых работах (подготовка почвы, внесение удобрений, по­садка, уход и уборка). При этом создается возмож­ность организации социалистического соревнования между членами бригады, в процессе которого растут показатели работы агрегатов. Кроме того, создаются лучшие условия для организации труда, технологиче­ского обслуживания агрегатов, что также способствует значительному повышению производительности агрега­тов и улучшению качества работы. Такой метод рабо­ты машин увеличивает дневную выработку машинно-тракторного парка и дает возможность не только по­высить производительность труда и снизить затраты труда и денежных средств, но и сократить сроки про­ведения полевых работ, что в свою очередь приводит к повышению урожайности растений.

Агрегат должен быть обеспечен работой на всю смену.

Использование агрегатов в две смены значительно сокращает сроки выполнения работ, повышает произво­дительность машин и сокращает срок их окупае­мости.

_______условия труда механизаторов

Увеличивается запылённость , загазованность, тряска.

Затраты труда на единицу выполненной работы.



- число механизаторов и вспомогательных рабочих, обслуживающих агрегат.

W – производительность агрегата.



Снижение затрат труда



- затраты труда при выполнении работы старой и новой машиной.

Читайте также: