Смыв в водоемы избытка удобрений и ядохимикатов является фактором

Обновлено: 19.09.2024

Технологическая карта урока по биологии. Тип урока: урок открытия нового знания. Форма обучения: фронтальная, парная. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический.

Технологическая карта урока биологии по теме

Автор: Сосницкая Татьяна Григорьевна.

- научить объяснять значение тематических понятий;

- научить перечислять и классифицировать факторы разных групп, приводить примеры:

- научить описывать значение экологических факторов для растений и животных, предвидеть возможные последствия действий антропогенных факторов на живую природу и здоровье человека;

- продолжить формирование умений и навыков при работе с текстом учебника, дополнительным дидактическим материалом;

- развивать способности анализировать, обобщать изученный материал, способности делать выводы, оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- развивать способности действий по алгоритму, способности формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, осознавать возможность применять свои знания в повседневной жизни;

- способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей среде и к своему здоровью;

- воспитывать аккуратность в работе, коммуникативные качества при выполнении заданий.

Целевая аудитория: 9 класс

Форма организации обучения: урок.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма обучения: фронтальная, парная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер с выходом в интернет.

Использованная литература: Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/(В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Щевцов, З.Г.Гапонюк); под ред. В.В.Пасечника.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2016.-207 с.

Этапы урока

Содержание этапа

Организационный момент.

Приветствие и подготовка обучающихся к уроку.

Приветствие, подготовка к уроку, повторение домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Проверка усвоения учебного материала по теме предыдущего урока.

Активизация опорных знаний.

Мотивация учебной деятельности.

Фронтальная беседа. Вопросы к учащимся:

1. Что такое экология?

2. Назовите задачи экологии.

3. Назовите разделы экологии.

4. Какое место в системе наук занимает экология?

5. Какие методы исследований используют экологи?

Обучающиеся отвечают на вопросы .

Изучение новых знаний и способов деятельности.

Объяснение нового материала в процессе выполнения тематических заданий (Приложение 1).

Все составляющие окружающей среды, влияющие на состояние и свойства живых организмов и их сообществ, называют экологическими факторами. В зависимости от природы и особенностей действия экологические факторы делят на 3 основные группы: абиотические, биотические, антропогенные.

Абиотические факторы-это компоненты и явления неживой природы. Абиотические факторы бывают: 1)климатические, 2)геологические, 3)орографические, 4)почвенно-грунтовые, 5)гидрологические.

Иначе абиотические факторы делят на физические, химические, эдафические.

Биотические факторы- это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга. В зависимости от воздействующего организма биотические факторы делят на: 1)фитогенные (влияние растений), 2)зоогенные (влияние животных), 3)микробогенные (влияние микроорганизмов).

Антропогенные факторы-это деятельность человека, приводящая либо к прямому воздействию на живые организмы, либо к изменению среды обитания этих организмов.

Запись темы урока, целеполагание.

Во время объяснения учащиеся принимают активное участие при выполнение заданий (Приложение 1), а также ведут конспект в тетради.

Закрепление учебного материала.

Учащиеся выполняют тест. (Приложение 2).

Проверяют ответы, проводят анализ над ошибками.

Подведение итогов.

Обобщение и систематизация учебного материала. Тематические тезисы:

-экологические факторы – это отдельные элементы среды, которые воздействуют на организм;

- виды экологических факторов: антропогенные, абиотические, биотические;

- все имеющиеся в природе экологические факторы воздействуют на жизнь организмов по-разному и имеют различную степень важности для разных видов.

Подведение итогов урока, выставление и комментирование отметок.

Обучающиеся записывают выводы по новому материалу.

Домашнее задание.

Выучить параграфы 39, 40.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Запись домашнего задания в дневники.

Приложение 1

Задание 1.

Необходимо найти в каждом ряду лишнее слово. Объясните свой выбор.

1- свет, влажность, дерево, температура;

2- черёмуха, воробей, камень, страус;

3- человек, песок, вода, огонь.

1-дерево, 2- камень, 3- человек.

Задание 2.

Что может объединять человека, дерево и камень?

Это составляющие окружающей среды.

Задание 3.

Распределите экологические факторы в соответствующие колонки:

2. свойства почвы

3. опыление насекомыми растений

4. загрязнение атмосферы

5. извержение вулкана

7. вырубка лесов

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенные факторы

Абиотические факторы – 1, 2, 5

Биотические факторы – 3, 6, 9

Антропогенные факторы – 4, 7, 8

Задание 4.

Ответь те на вопросы:

1. Что такое толерантность?

2. Что характеризует кривая толерантности?

3. Что такое адаптация?

4. Какую роль играет адаптация в жизни организма?

5. Приведите примеры адаптаций животных и растений, живущих в условиях пустыни.

Приложение 2

1. Наука, изучающая связи организмов с окружающей средой:

2. Совокупность элементов окружающей среды, воздействующих на организм:

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

В настоящее время наибольшие изменения в биосфере вы­зывают факторы:

  • биотические (живой природы)
  • абиотические (неживой природы)
  • антропогенные
  • космические
Вопрос 2

Смыв в водоемы избытка удобрений и ядохимикатов явля­ется фактором:

  • биотическим (живой природы)
  • абиотическим (неживой природы)
  • антропогенным
  • физическим
Вопрос 3

Какое влияние оказывает охота современных людей на биоразнообразие планеты?

  • увеличивается численность хищников
  • сокращается видовое разнообразие и численность животных
  • увеличивается биологическое разнообразие хищников
Вопрос 4

К серьезным изменениям природного сообщества степи приводит:

  • бурное развитие растений весной
  • отмирание наземных частей растений осенью
  • изменение суточной активности животных
  • распашка степей
Вопрос 5

Причиной сокращения разнообразия растений в настоящее время является:

  • изменение человеком среды их обитания
  • поедание их растительноядными животными
  • распространение насекомых-вредителей
Вопрос 6

Воздействие человека и его хозяйственной деятельности на живые организмы и природу в целом является:

  • абиотическими факторами (неживой природы)
  • биотическими факторами (живой природы)
  • антропогенными факторами
  • физиологическими факторами
Вопрос 7

Антропогенным факторам является:

  • влажность и освещенность
  • температура
  • сжигание мусора
  • количество паразитов
Вопрос 8

Отрицательное значение скотоводства для природы заключается в:

  • получении мяса
  • оскудении пастбищных земель
  • выведении новых пород
  • развитии молочной промышленности
Вопрос 9

Вред природе от ядохимикатов, которые изобрел человек, заключается в том, что они:

w1620496513.jpg

Цель : популяризация бережного отношения к природе, к здоровью человека, повышение уровня экологической просвещённости обучающихся

Задачи:развивать познавательную активность, интерес к проблеме, быстроту реакции, сообразительность,творческое и логическое мышление; активизировать инициативу; формировать навыки креативной деятельности; совершенствовать творческие способности.

Актуальность: данный ресурс может быть использован во время проведения мероприятий , приуроченных к празднованию Дня Эколога и Международного дня охраны окружающей среды, на уроках во время очного и дистанционного обучения.

1. Наука, изучающая связи организмов с окружающей средой:

2. Экологическими факторами являются:

Б) все факторы, действующие на организм

3. Факторы неживой природы, воздействующие на организм:

4. Влияние живых организмов друг на друга-это факторы:

5. Смыв в водоёмы избытка удобрений и ядохимикатов является фактором:

6. Выберите 3 правильных ответа и запишите соответствующую последовательность цифр. Абиотические факторы:

3) сжигание мусора

4) количество паразитов

6) посадка деревьев

7. Абиотическим фактором является количество:

8. Выберите 3 верных ответа и запишите соответствующую последовательность цифр. Антропогенные факторы:

1) распашка земель

3) сжигание мусора

4) количество паразитов

6) посадка деревьев

9. Табачный дым:

Б) опасен только для курящих людей

В) не опасен для некурящих людей

Г) опасен для всех

10. В табачном дыме содержится более:

А) 100 вредных веществ

Б) 250 вредных веществ

В) 1000 вредных веществ

Г) 4000 вредных веществ

11. Употребление алкогольных напитков:

А) вызывает накопление в лёгких ядовитых смол

Б) отравляет организм никотином

В) способствует накоплению в лёгких табачного дёгтя

Г) разрушает здоровье и вызывает привыкание

12. К смертельно опасным последствиям из-за наиболее разрушительного воздействия на организм человека приводят:

А) малоподвижный образ жизни

Б) приём наркотических веществ

Г) чтение при плохом освещении

13. Во время грозы нельзя:

А) держать в руках деревянные предметы

Б) лежать на земле

В) купаться в водоёме

Г) держать в руках стеклянные предметы

14. Опасное ядовитое животное:

Г) дождевой червь

15. Неядовитое животное:

В) морской дракончик

Г) прыткая ящерица

16. Опасное растение, вызывающее ожог кожи:

А) багульник болотный

Б) борщевик Сосновского

В) паслён сладко-горький

Г) паслён чёрный

17. Ядовитые ягоды имеются у растения:

А) колокольчик персиколистный

Б) колокольчик широколистный

Г) одуванчик полевой

18. В лёгких курильщика оседает:

А) смола (табачный дёготь)

19. На нашей планете наблюдается парниковый эффект. Это происходит из-за увеличения в атмосфере количества:

Г) углекислого газа

20. Парниковый эффект на Земле усиливается из-за того, что транспорт выбрасывает в атмосферу:

А) углекислый и угарный газы

21. К выбросу опасных радиоактивных веществ приводят аварии на:

А) ветряных электростанциях

В) атомных станциях

22. Благодаря наличию озонового слоя в атмосфере все живые организмы защищены от:

А) углекислого газа

Б) кислотных дождей

В) глобального потепления

Г) ультрафиолетовых лучей

23. Чтобы была возможность охранять природные сообщества человек создаёт:

Б) заповедники и национальные парки

Г) ботанические сады

24. Изза распашки земель в засушливых регионах и бесконтрольного выпаса скота мы наблюдаем:

А) радиоактивное заражение

Б) формирование озоновых дыр

В) глобальное потепление

25. Изза человека полностью пропал вид:

А) белого медведя

В) бурого медведя

26. В Международную красную книгу вносят виды:

А) полезных человеку сельскохозяйственных животных

Б) опасных для человека животных

В) ядовитых растений и грибов

Г) редких и вымирающих растений и животных

27. Глобальное потепление на Земле может наступить в результате:

А) таяния ледников

Б) выпадения кислотных дождей

В) аварий на атомных станциях

Г) парникового эффекта

28. Выделение в атмосферу выбросов промышленных предприятий вызывает:

А) засоление Мирового океана

Б) выпадение кислотных дождей

В) опреснение Мирового океана

29. Аварии на атомных станциях приводят к:

А) формированию озоновых дыр

Б) выпадению кислотных дождей

В) радиоактивному заражению

30. Какое влияние на природу оказывает охота, которой занимаются некоторые современные люди:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите 1 правильный ответ

Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:

а) не оказывает существенного влияния на хозяина;

б) всегда приводит хозяина к смерти;

в) приносит определенную пользу хозяину;

г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.

Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:

а) основным хозяином;

б) промежуточным хозяином;

5. Показателем процветания популяций в экосистеме служит:

а) связь с другими популяциями;

б) связь между особями популяции;

в) их высокая численность;

г) колебания численности популяций.

6. Численность популяций колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно выросла:

а) из-за благоприятного здесь климата;

б) более снежных зим;

в) более влажного климата;

г) отсутствия врагов этого насекомого.

7. Истребление хищниками больных и ослабленных животных способствует тому, что численность популяций жертв:

в) изменяется по сезонам года;

г) поддерживается на определенном уровне.

8. Наименьшее число видов входит в биоценоз:

а) тропического леса;

в) широколиственного леса;

9. Ярусное строение фитоценоза:

а) дает растениям возможность более полно использовать ресурсы среды;

б) не имеет никакого значения для растений;

в) связано с ярусным распределением животных в сообществе;

г) приводит к уменьшению видового разнообразия.

10. К важнейшим показателям, характеризующим структуру сообщества, относят:

а) видовой состав, видовое разнообразие;

б) перемещение (круговорот) веществ и энергии;

в) экологические взаимодействия организмов.

11. Азотфиксирующие бактерии относятся:

а) к продуцентам;

б) консументам I порядка;

в) консументам II порядка;

12. Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как:

а) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией;

б) на Земле существует огромное разнообразие растений;

в) растения расселились во все среды обитания;

г) численность растений каждого вида очень высокая.

13. Определите правильно составленную пищевую цепь:

а) ястреб → дрозд → гусеница → крапива;

б) крапива → дрозд → гусеница → ястреб;

в) гусеница → крапива → дрозд → ястреб;

г) крапива → гусеница → дрозд → ястреб.

14. Потери вещества и энергии при переходе с одного трофического уровня на другой составляют:

15. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относят:

16. е стественная смена одних растительных сообществ другими выражается в том, что:

а) ни один вид не уничтожается полностью другим видом;

б) в экосистеме постоянно происходит колебание численности видов;

в) менее приспособленные виды вытесняются более приспособленными;

г) на смену менее устойчивой экосистеме приходит более устойчивая.

17. Причинами смены одного биогеоценоза другим являются:

а) сезонные изменения в природе;

б) изменения погодных условий;

в) колебания численности популяций одного вида;

г) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов.

18. Укажите причину массовой гибели птиц в прибрежных зонах морей:

а) недостаток пищи;

б) загрязнение воды в морях нефтепродуктами;

в) сезонные изменения в природе;

г) приливы и отливы.

19. Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

а) мхи – лишайники – травянистые растения;

б) лишайники – травянистые растения – мхи;

в) лишайники – мхи – травянистые растения;

г) травянистые растения – мхи – лишайники.

20. Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор:

1. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

2. Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:

3. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:

4. Хищники в природном сообществе:

а) уничтожают популяцию жертв;

б) способствуют росту популяции жертв;

в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность;

г) не влияют на численность популяции жертв.

5. Возрастная структура популяции:

а) определяется внешними условиями;

б) не зависит от жизненного цикла вида;

в) зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости;

г) зависит от размеров популяции.

6. Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:

а) одну популяцию одного вида;

б) две популяции одного вида;

в) две популяции двух видов;

г) одну популяцию двух видов.

7. Сохранению популяций и видов промысловых животных способствует:

а) полный запрет на охоту;

б) вселение их в новую экосистему;

в) регуляция численности частичным запретом на охоту;

г) полное уничтожение их врагов.

8. Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:

9. Примером природной экосистемы служит:

а) пшеничное поле;

10. Наибольшее число видов характерно для экосистемы:

а) березовой рощи;

б) экваториального леса;

11. Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те, и другие:

а) поедают растительноядных животных;

б) живут в сходных местообитаниях;

в) имеют примерно одинаковые размеры;

г) имеют разнообразную кормовую базу.

12. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относят:

13. Определите правильно составленную пищевую цепь:

а) ястреб → дрозд → гусеница → крапива;

б) крапива → дрозд → гусеница → ястреб;

в) гусеница → крапива → дрозд → ястреб;

г) крапива → гусеница → дрозд → ястреб.

14. Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

15. Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

в) остается неизменным;

г) изменяется по синусоидному графику (циклически).

16. Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

а) мхи – лишайники – травянистые растения;

б) лишайники – травянистые растения – мхи;

в) лишайники – мхи – травянистые растения;

г) травянистые растения – мхи – лишайники.

17. В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения:

а) смена видового состава растений и животных;

б) уменьшение видового разнообразия организмов;

в) уменьшение биомассы органического вещества;

г) увеличение чистой продукции сообщества.

18. Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор:

19. К глубоким изменениям экосистемы степи приводит:

а) отмирание надземных частей растений летом;

б) изменение активности животных в течение суток;

в) распашка земель;

г) бурное развитие растительности зимой.

20. Укажите причину массовой гибели птиц в прибрежных зонах морей:

а) недостаток пищи;

б) загрязнение воды в морях нефтепродуктами;

в) сезонные изменения в природе;

г) приливы и отливы.

Вид контроля: тематический

Форма контроля: фронтальная

Метод контроля: тестирование

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 448 материалов в базе

Материал подходит для УМК

6.3. Взаимоотношения организма и среды

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.12.2019 4489
  • DOCX 22.2 кбайт
  • 17 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Викторова Юлия Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: