Со вьюном я хожу обработка благообразова

Обновлено: 25.06.2024

Содержание

От редактора-составителя
ДВУХГОЛОСИЕ. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАБОТЫ
ПЕСНИ-ДИАЛОГИ С ПЕРЕКЛИЧКОЙ ГОЛОСОВ
Весна. Музыка и слова М. Лазарева
Эхо. Музыка и слова М. Лазарева
Д. Кабалевский. Гости. Слова И. Рахилло
ДВУХГОЛОСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ-РАСПЕВАНИЯ ДЛЯ ХОРА
Упражнение 22. Савка и Гришка сделали дуду. Русская народная песня
Упражнение 26. В путь. Итальянская народная песня
Упражнение 27. Сольфеджио
Упражнение 23. Бим! Бом!
Упражнение 24. Бим! Бом!
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ В ОБРАБОТКЕ Г. КУРИНОЙ
Дон-дон, загорелся кошкин дом
У кота-воркота
Долгоногий журавель
Ходит, бродит по лужку

КАНОНЫ
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ-КАНОНЫ
А Ерёма жил на горке. Русская народная песня
Как под горкой, под горой. Русская народная песня
Во поле берёза стояла. Русская народная песня
У меня ль во садочке. Русская народная песня
В сыром бору тропина. Русская народная песня
Заиграй, моя волынка. Русская народная песня
ПЕСНИ-КАНОНЫ НАРОДОВ МИРА
Будем петь и веселиться. Французская народная песня
В погреб лезет Жучка. Чешская народная песня
Где ты был, мой баран? Венгерская народная песня
Как-то Томми-крошка. Немецкая народная песня
Пой, малышка, песенку. Эстонская народная песня
Зовёт зверей кукушка. Эстонская народная песня
Дал верный тон наш камертон. Норвежская народная песня. Русский текст Я. Серпина
Мяу, мяу, моя кошка. Испанская народная песня
Мяу, мяу, хитрая кошка. Французская народная песня
Братец Яков. Французская народная песня
Музыканты. Немецкая народная песня
АВТОРСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ-КАНОНЫ И ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ КАНОНОМ
Н. Метлов. Бьют часы на башне
У. Кабиц. Вдруг потерялся наш петух
Ю. Литовко. Соловушка. Слова народные
Ю. Литовко. Бесконечный канон. Слова народные
Светит солнышко. Русская народная песня. Обработка Ю. Литовко
Ю. Литовко. Наш весёлый пастушок. Слова народные
Белый голубок. Чешская народная песня. Русский текст Н. Найдёновой
Солнышко вставало. Литовская народная песня. Русский текст А. Машистова. Обработка С. Шимкуса
Г. Литинский. Петя-спортсмен. Слова Ю. Островского
Л. Сибирцева. Рыбкин телевизор. Слова М. Бородицкой
Дыханье года. Четыре канона для детского хора а cappella. Музыка и слова С. Смольянинова
1. Осенний канон
2. Зимний канон
3. Весенний канон
4. Летний канон

ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН А CAPPELLA
Зайчик. Русская народная песня. Обработка Ю. Литовко
Ладушки-ладошки. Русская народная песня. Обработка Ю. Литовко
На зелёном лугу. Русская народная песня. Обработка Ю. Литовко
Как под наши ворота. Русская народная песня
Веснянка. Русская народная песня
Ай-я жу-жу. Латышская народная песня
Посмотрите, как у нас-то в мастерской. Русская народная песня
Весна красна на весь свет. Белорусская народная песня
Где ты был так долго? Латышская народная песня
Дрёма. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова
На горе-то калина. Русская народная песня
На горе-то калина. Русская народная песня. Обработка А. Луканина
У меня ль во садочке. Русская народная песня. Обработка Д. Яичкова
У меня ль во садочке. Русская народная песня (вариант)
Уж как по мосту, мосточку. Русская народная песня. Обработка Т. Ставиновой
Земелюшка-чернозём. Русская народная песня. Обработка С. Благообразова
Комарочек. Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
Соловей, соловеюшка. Русская народная песня (хороводная). Обработка А. Луканина
Я с комариком плясала. Русская народная песня
Лён зеленой. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова
Козёл и коза. Украинская народная песня. Обработка В. Соколова
Плясовая. Венгерская народная песня. Русский текст Н. Найдёновой. Обработка С. Благообразова
Уж ты сад. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова
Я на камушке сижу. Русская народная песня
Пошла млада за водой. Русская народная песня
Со вьюном я хожу. Русская народная песня. Обработка С. Благообразова
Уж мы шили ковёр. Русская народная песня. Запись С. Аксюка
Наша Дарья. Музыка и слова неизвестного автора
Ах ты зимушка-зима. Русская народная песня. Обработка З. Каминской
Ах ты степь моя. Русская песня. Слова А. Кольцова. Обработка А. Луканина
Зеленейся, мой зелёный сад. Русская народная песня. Обработка В. Соколова
Ивушка. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова
Вышел как-то поздно ночью. Болгарская народная песня
Во кузнице. Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
Казачья колыбельная. Русская песня. Слова М. Лермонтова. Обработка А. Луканина
Ах ты ноченька. Русская народная песня
Как в лесу, лесу, лесочке. Русская народная песня. Обработка С. Полонского
Куковала звонко кукушка. Финская народная песня. Русский текст К. Алемасовой. Обработка В. Попова
Ветерочек лес колышет. Русская припевка. Запись и обработка А. Абрамского. Слова В. Застрожного
Мотылёк. Туркменская народная песня. Русский текст Н. Найдёновой. Обработка Л. Тихеевой
Светлячок. Грузинская народная песня
Ой, при лужку. Русская народная песня
Со вьюном я хожу. Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
В сыром бору тропина. Русская народная песня. Обработка И. Рогановой
Дрёма. Русская народная песня. Обработка А. Думченко
Как у бабушки козёл. Русская народная песня. Обработка А. Думченко
Четыре охотника. Чешская народная песня. Русский текст Н. Найдёновой. Обработка И. Павчича. Переложение для двухголосного хора А. Григорян
У зари-то, у зореньки. Русская народная песня. Обработка А. Юрлова
Ой, на дворе дождь. Русская народная песня. Обработка Т. Ставиновой
Пастушок. Чешская народная песня. Обработка Ю. Литовко
Во поле рябинушка стояла. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова

ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН С АККОМПАНЕМЕНТОМ
Во поле берёзонька стояла. Русская народная песня. Обработка А. Агафонникова
Земелюшка-чернозём. Русская народная песня. Обработка А. Лядова
Возле речки, возле мосту. Русская народная песня. Обработка М. Иорданского. Хоровая редакция В. Соколова
Утушка луговая. Русская народная песня. Обработка Л. Сибирцевой
Ивушка. Русская народная песня. Обработка И. Пономарькова
Как по полю. Русская народная песня. Обработка В. Герчик
Две курицы. Русская народная песня. Обработка В. Герчик
Ах вы сени мои, сени. Русская народная песня. Обработка Т. Попатенко
Ой, по-над Волгой. Русская народная песня. Обработка В. Локтева
Маки-маковочки. Русская народная песня. Обработка А. Гречанинова
Зелёная рощица. Русская народная песня. Обработка А. Думченко

подготовила преподаватель . I I -й квалификационной категории . Братчикова Н.А.

Цель : Знакомство с разновидностями народных песен, с типами многоголосья.

Задачи : Воспитательные - Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа, воспитывать чувство любви и уважения к Родине, ее природе, ее обычаям, заветам, воплощенным в народном творчестве.

Развивающие - Овладевание основными вокально-хоровыми навыками через русскую народную песню. Разные подходы работы над многоголосием.

В наше время музыкальная информация необычайно возросла. Несомненно, что этот музыкальный поток оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей.

Чтобы защитить ребенка от многих вредных влияний, необходимо с самого раннего возраста заложить в нем прочный фундамент хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества.

Вот почему в детском музыкальном воспитании и образовании народной песне отводится немаловажная роль.

Народная музыка и выросшая из нее музыка композиторская отражают настроения, чувства, мысли и характеры людей.

Характер русской народной музыки очень разнообразен. В них встречается и песенность, и танцевальность, и маршевость. Но преобладает песенностъ, певучесть, распевность.

Народные песни почти всегда написаны в куплетной форме. По красоте, выразительности, богатству содержания относятся к самым высоким вершинам музыкального искусства.

Чем различие между песнями народными и композиторскими?

Народные песни слагались еще в то далекое время, когда музыке никого не учили. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одним и тем же человеком. Их не записывали (не знали музыкальной грамоты), а пели по слуху, передавая из уст в уста, от семьи семье, от поколения к поколению.

Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное, оно становилось музыкой. Передаваясь из уст в уста, она веками шлифовалась. В ней сохранились лишь самые яркие попевки, мелодические обороты, интонации.

Позже появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни и делать свои обработки.

Нередко и композиторские песни похожи по своему характеру на народные. Про такие песни говорят - написаны в народном духе.

Почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских композиторов легко поется, или во всяком случае ее хочется петь.

Народная музыка легла в основу многих произведений великих русских композиторов - Глинки, Чайковского, Мусорского, Бородина, Римского- Корсакова и т.д.

Народная песня - зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера его жизни.

Народ жив до тех пор, пока живет его культура.

Первые песни ребенок начинает слышать со звуков ласковой колыбельной, которую пела мама.

Колыбельные - целый пласт народного искусства. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции. Помогают наладить духовный мир - контакт между матерью и ребенком.

из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью

воспитательная функция выражается в том, что малыш воспринимает отношение матери к жизни, ее переживаниям, вбирает первые представления о человеческих чувствах

эстетическая функция заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному, учится сопереживать. Эти впечатления остаются на всю жизнь

Частые гости колыбельных - мягкий пушистый кот, навевающий дремоту и мирно воркующие голуби.

«Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки.

Голуби - символ нежности, кротости

Несомненно, одной из наиболее доступных форм приобщения детей к народной музыке является хоровое пение.

Остановимся на тех вопросах вокально-хорового воспитания, которые связаны с народной вокальной культурой и народной песней.

На первых парах следует подбирать такой музыкальный материал, в котором налицо ясное и четкое деление на небольшие фразы. Широкая напевность характерна для всех жанров русской народной песни - от протяжной до плясовой.

1) добиваясь четкой и ясной дикции, рекомендуется обратиться к народным прибауткам. Эти песенки словно специально созданы для улучшения дикции и артикуляции юных певцов.

Одной из важнейших традиций русской вокальной школы - является исключительное внимание к процессу развития детского голоса, требует бережного отношения к неокрепшему детскому голосу.

Обычные примарные тоны прослушиваются у маленьких певцов в диапазоне ми 1 –си 1 (до 2 ). На этих звуках снимается скованность и он свободно изливает свои чувства в пении.

2) характер народных колыбельных песенок будет способствовать выработке ласкового льющегося звука, который скажется на более ровном и красивом интонировании различных гласных.

Вокально-хоровое воспитание начинается с дыхания.

Благодаря правильному дыханию в народном пении достигается удивительный эффект при исполнении протяжных раздольных песен, широту звучания которых можно сравнить с полноводной рекой.

Сознательное отношение к дыханию как к выразительному средству было типичным для народных певцов.

Овладение дыханием связано с осознанием музыкальной фразировки.

На первых парах следует подбирать такой музыкальный материал, в котором налицо ясное и четкое деление на небольшие фразы

«Жил на свете комарочек - С

а) обратить внимание на исполнение последнего звука каждой отдельной фразы

б) стремление достичь выразительности поможет поющим экономно расходовать дыхание

Направим внимание на выдержанные звуки

важно научить делать вдох в середине выдержанного звука

положить 2 Положу

Соединение фраз во всех куплетах, можно воспользоваться игровым элементом (вождение хоровода). Оно помогает выполнению этой сложной задачи.

Хорошая дикция и артикуляция помогут в овладении наиболее важным качеством пения - широкой кантиленой.

Умение народных певцов нанизывать на бесконечный льющийся поток четкие и ясные слова - явление поразительное. Только естественная напевность наряду с четко произнесенными словами открывает путь к выразительности эмоциональной передачи глубоких чувств, заложенных в песне.

Правильное дыхание дает возможность певцу ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные на всех участках диапазона голоса, а это значит одновременно работать над совершенствованием своего тембра.

Народные песни с распевом - замечательная школа вокального мастерства. На гласных вырабатывается все лучшие качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность) и техники.

Начинать рекомендуется с таких песен, в которых распеваются только 2 звука на один слог

Хорошим упражнением является пропевание мелодии на какой-либо слог (ми, ма и т.д.) постепенно увеличение звуков в распеве до 4х и более поможет добиться широкой напевности, льющегося протяжного звука.

Но хоровое пение - это, прежде всего, пение многоголосное.

Воспитание навыков многоголосия - это одна из наиболее трудных проблем.

Советский музыковед Т. Бершадская указывает на 4 типа многоголосия:

С каких же песен лучше начинать обучение многоголосью?

Втора - пение с ферматой на каждом звуке (интервале). Чистое исполнение различных интервалов принесет пользу в развитии гармонического слуха.

При разучивании подобных песен уместен прием исполнения каждого куплета - различными голосами.

Еще один навык - пение без сопровождения. Первые песни должны быть в умеренном темпе. Главное в них - достижение напевного звука. Постепенно ускоряя темп, добиваемся необходимой напевности в быстром темпе.

Становление любого вокально-хорового навыка связанно с решением многих чисто технических задач.

Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства.

Используемые произведения

Используемая литература

3. Алексеев В.А. "Русская народная песня в начальной школе". Научно - методическое пособие для средних и высших учебных заведений, учителей музыки и начальных классов. - Оса:"Росстани-на-Каме". 1994.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Русская народная песня в обработке С. Благообразова "Со вьюном я хожу"

Хор "Cantus parentes" Детской музыкальной школы №7 имени С.В. Рахманинова.
Руководитель Тихонова Анна Николаевна

Оставь свой комментарий!

Последние скачанные видео

soundcloud

Информация
  • О нас
  • Контакты
  • Пользовательское Соглашение
  • Terms of Service
  • Топ Видео
  • Пожаловаться - DMCA запрос
  • Карта сайта
Вы можете связаться с нами

Мы видим, что наш сервис тебе нравится и ты заходишь сюда уже не первый раз. Каждый день мы раздаем тысячи Гигабайт видео абсолютно бесплатно таким пользователям, как ты. Позволь нам попросить тебя об одолжении - поделитесь в соцсетях линком на наш сервис нажав на иконку твоей любимой соц сети. Чтобы мы могли и дальше бесплатно раздавать видео - нам очень нужна видимость, чтобы рекламодатели видели, что наш сервис полезен, а самый главный критерий для них - это социальные сети.

Для вашего поискового запроса Русская Народная Песня Со Вьюном Я Хожу мы нашли 50 песен, соответствующие вашему запросу. Теперь мы рекомендуем загрузить первый результат Со вьюном я хожу русская народная песня который загружен РУССКИЙ МОСКОВИТ размером 3.99 MB, длительностью 3 мин и 2 сек и битрейтом 192 Kbps.

Обратите внимание:

Слушают сейчас

Музыка Вьетнамской Войны

Русская Народная Песня Со Вьюном Я Хожу

У Тебя Нет Ее У Нее Нет Тебя

Переподготовка И Окраска Губы Из Стекловолокна И Нового Тайваньского Бампера

Сирожиддин Саилхонов 2021

Little Dreamer Ariel Danilo Remix

Miami Wizkid X Young Thug Type Beat Eibyondatrack X Taylor Clock

Арташ Асатрян Ворне Сере

Эмси Зафар 2022

Окольцованная Птица Повалий Ремикс

Когда 3 Сезон Лун Жии Тебе Конец Актёры Дорамы Лун Жии Тебе Конец

Монен Ошики Кнм Бадик

Тебя Одну Всю Жизнь Ищу Судьбе Себе Я Не Прощу

Ядвига Поплавская И Александр Тиханович Мамины Глаза

Кавказские Новые Песни 2022

Снощи Саках Да Ти Дойда Илиана Мечкарова Snoshti Sakah Da Ti Doyda Iliana Mechkarova

Почему Ты Нам Не Помог Почему Ты Нас Не Спас

Клипи Точики Солинави 2022

Песня Между Нами Все Просто Никаких Многоточий

Моргенштерн Почему Мешап

The Best Songs Of 2021 Music Party Club Dance 2022 Best Remixes Of

Muzica Rusa 2021 Tiktok

Анисимов Вячеслав Грешил Как Все

Hail To The King Happy Tree Friends Amnesia 6 На Русском

纯享版 一生只唱一次 华晨宇 我们 歌手 当打之年 Singer 2020

Скачивают

Бирга Саловат Айтамиз Саловат Айтиш Кандай Булади Salovat Qanday Aytiladi Salovat Birga Aytamiz

Продан X Три Дня Дождя Дыши Со Мной Sad Guitar Type Beat Rock Beat Kreyza

Место урока в теме: 4 курс, 7 семестр, урок № 15.

Вид занятия: урок по традиционной технологии с применением элементов технологии индивидуального обучения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: нотный пульт, ноты, музыкальные инструменты (баян, металлофон), магнитофон, аудиокассета, свеча, концертные платочки (3 шт.).

1. Введение в тему урока

Народная музыка - зеркало жизни народа, в которой отражаются или запечатлеваются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Народная музыка играет решающую роль в возникновении и развитии профессионального музыкального творчества и исполнительства. Песенность, певучесть - характернейшие черты русской народной и выросшей из нее композиторской музыки.

В этом ключе, в разделе "Музыка моего народа" студенты педколледжа должны познакомиться с жанровым разнообразием русских народных песен и особенностями их исполнения.

2. Работа над музыкальным материалом

1. Русская народная песня "Блины":

г) знакомство с нотным и поэтическим текстом;

е) пластическое интонирование;

ж) игра в ансамбле с преподавателем.

2. Русская народная песня "Со вьюном я хожу":

б) развитие умения игры и пения, пение каноном;

в) музыкально-ритмические движения;

г) анализ (проделанной работы).

3. Слушание и анализ календарно-обрядовых русских народных песен той или иной области (региона).

3. Заключительная часть

Итак, на примерах разучиваемых школьных песен и прослушанной музыки углубляются знания студентов об особенностях календарно-обрядовых русских народных песен и происходит осознание той мысли, что к исполнению этих песен можно привлечь несложные движения в хороводах и игровых песнях, народные музыкальные инструменты и др., чтобы звучание было ярким, выразительным, характерным для русского народного песенного творчества.

Ход урока

Вводная часть

1. Разминка (для движения кисти и разогрева пальцев правой руки): игра гаммы до мажор в 2 октавы с соблюдением точной аппликатуры и меха, штрихом легато( и/или стаккато); арпеджио, аккордов.

Основная часть

2. Работа над русской народной песней "Блины" Преподаватель (далее П.): В светлой музыке "трель" не кончается;

В пенье птиц под вздыханье басов, По березовым рощам, венчаясь, Льются добрые русские песни Под волшебную рифму стихов. О какой музыке идет речь? В каком разделе изучается? Студент (далее С): Речь идет о русской народной музыке, русских народных песнях. Более подробно это изучается в теме "Музыка моего народа" (4 класс). П.: Перечислите и кратко охарактеризуйте основные жанры русских народных песен.

С:

1. Семейно-бытовые и обрядовые песни отражали события семейной жизни и домашний быт.

2. Хороводные и плясовые песни сопровождались движением, пляской.

3.Трудовые песни были связаны с какой-либо трудовой деятельностью.

4. Эпические песни, былины - героические повествования о далеком историческом прошлом; действующие лица - герои, богатыри.

5.Исторические песни воплощали идеи единства и независимости русской земли, борьбы с иноземными захватчиками; имели большую конкретность, нежели былины.

6. Протяжные лирические песни выражали разнообразные переживания, исповедь души.

7.Частушки разнообразны по содержанию (лирические, шуточные, сатирические), отличаются легкой запоминаемостью и могут исполняться под пляску.

8. Городские и крестьянские песни (уклад жизни горожан и крестьян).

9. Революционные песни с драматическим характером, внутренней энергией, ритмической четкостью, напряженной целеустремленностью развития.

10.Современные народные песни: песни гражданской войны, комсомольские песни 20-х годов, песни колхозной деревни, песни Великой Отечественной войны, песни последних лет.

11. Календарно-земледельческие песни прикреплялись к определенному времени года, конкретной календарной дате, определенному циклу земледельческих работ. Календарно-обрядовые песни - это своего рода музыкальные символы, предназначенные для того, чтобы в художественно-образной форме отметить события общественной жизни, приуроченные к различным праздникам христианского календаря.

П.: О каком празднике идет речь в следующей загадке: “Дохристианский праздник, сохранившийся и поныне. Отмечают его за 7 недель до Пасхи в течение 7 дней, каждый из которых имеет свое название. Главное отличие этого праздника - обилие блинов и разгульное веселье”.

С: Это Масленица.

П.: Особенности празднования Масленицы: блины, игры, обряд сжигания чучела Масленицы, чествование новобрачных. Участие в ней принимают и стар, и млад. Одним из художественных элементов Масленицы является музыкальный элемент, то есть исполнение горочных, вьюнипшых, масленичных песен. Одной из таких масленичных песен является русская народная детская песня “Блины”. Блин с любой начинкой и без нее - это символ солнца, здоровья, ясных дней, ладных браков и крепких детей.

Послушайте эту песню (показ-исполнение преподавателем).

П.: Посмотрите и проанализируйте поэтический текст песни.

С: Блины любят и дети, и взрослые. Они очень вкусные. Их готовят на опаре мамы, бабушки, старшие сестры с желанием и любовью. Получается настоящая масленичная лакомка. На Масленицу пекут целую “гору” блинов, на подносе подают к столу и угощают гостей, желая всем крепкого здоровья.

П.: Проанализируем нотный текст песни.

С: Тональность ре мажор; размер С; темп подвижный; присутствует реприза. Здесь она означает повтор припева, 2 раза. Исполнить песню нужно легко и весело.

П.: Покажем рукой движение мелодии в песне. Как это называется?

С: Пластическое интонирование.

П.: Проинтонируем пластически русскую народную песню “Блины”.

П.: Не спеша, следя за правильной сменой меха и аппликатурой, разберем мелодию 1-го куплета.

(Далее работа по аналогии).

П.: Поиграем в ансамбле: я - партию левой руки, а вы - правой. Играем и поем.

П.: Д/з №1 - р.н.п. “Блины” - играть и петь первые 3 куплета в темпе, с точной сменой меха и аппликатурой.

3. Работа над русской народной песней “Со вьюном я хожу”.

П.: Мы разучили русскую народную песню “Со вьюном я хожу”. А можно ли ее исполнить здесь?

Как она прозвучит?

С: Можно исполнить, так как это тоже календарно-обрядовая песня. Она игровая, с ней можно водить хоровод. Исполнять ее будем умеренно, певуче. Постараемся точно передать одну из ее особенностей - внутрислоговой распев. Игра с пением).

П.: Сегодня у нас на уроке присутствуют помощники, так называемая творческая микрогруппа.

Получив задание, девочки проделали поисково-творческую работу и собрали интересные сведения о песне “Со вьюном я хожу”. Им слово.

l. Bo время святок с 6 по 19 января по новому стилю, или с 24 декабря по 6 января по старому стилю, проводились игрища - это праздничные собрания молодежи с играми и песнями. Во время святочных собраний играли в “Просо сеяли”, “Колечко прятать” и др. Характерной для святочных гуляний является песня “Со вьюном я хожу”, которая раскрывает смысл самих игрищ – смотрины и выбор невест. Во время игры происходят действия, символизирующие брак: находящийся в центре круга парень держит в руках “вьюн” - платок или шарф, затем в соответствии со словами он и кладет “вьюн” на плечо выбранной им из круга девушки.

От Семика (четверг) (девичий праздник, за 2 дня до Троицы. Девушки идут за околицу, одна из них одета в мужское платье - Семик, водят хороводы вокруг кудрявых берез) до Троицы (воскресенье) повсеместно отмечаются молодежные гулянья с обязательными хороводами и играми, среди которых “Березонька, моя березонька”, “Со вьюном я хожу” и др., игры в горелки, ручеек, лапту.

2. Все собрания молодежи на Масленичной неделе также сопровождались песнями и играми, которые делились на 2 вида: 1) игра и песня, независящая от содержания игры (“Люб ли сосед?” и др.); 2) хороводные игры-песни с хореографическими действиями (“Капусточка”, “Со вьюном я хожу” и др.). Таким образом, мы пришли к выводу, что русская народная песня “Со вьюном я хожу” является обрядовой и приурочена к различным праздникам календаря. П.: Вы получили задание: продумать и сопроводить песню “Со вьюном я хожу” несложными музыкально-ритмическими движениями. Продемонстрируйте вместе со своими помощниками (используют концертные платочки).

П.: Какие движения были использованы?

С: Исходное положение, хороводный шаг, круг, движения руками - на плечо, снять; “ручеек”, поклон.

П.: Песня “Со вьюном я хожу” является образцом канона. Что такое канон?

С: Канон - это такое правило, при котором все голоса поют одну мелодию, но только в разное время начинают и заканчивают петь. Показ и исполнение каноном 1-го куплета песни.

П.: Д/з №2 - игра с пением наизусть р.н.п. “Со вьюном я хожу”; №3 - повтор выученного музыкального материала.

Заключительная часть

4. Слушание с анализом масленичных песен разных областей России.

П.: Фольклор - это такая основа музыки, связанная с народным песенным творчеством, которая не стареет. Собиранием, изучением, исполнением русских народных песен, в том числе и календарно-обрядовых, занимаются не только в нашей области, но и в других регионах России. Послушайте масленичные песни в исполнении лауреатов международных конкурсов “Славянский базар” и телефестиваля “Шире круг”, фолк-шоу группы “Дикий л*ед” (символ - ростовая кукла-медведь) под руководством Татьяны Гвайта. Они исполняют народные песни, пляски, обряды различных областей России, авторские произведения, вокально-хореографические композиции, театрализованные представления с участием зрителей в подлинно народном жанре, в современных обработках:

1.“Масленица”, народная, Смоленская область;

А мы Масленицу дожидали(сь).
/О, пташечки(а) прилетали (прлятали).
Ох, сыр с маслицем не едали,
А все Масленице сберегали.

2.“Теща”, народная. Московская область.

Теща про зятя призадобрилася:
Она пива наварила и пирог испекла.

Соль и муки на 4 рубли,
Сахару с узюмом на 8 рублей.

(В)стал ей пирог на 12 рублей.
Она думала, гадала: семерым его не съесть.

Зять пришел, за пристолье сел,
За пристолье сел, да весь пирог съел.

Теща по горенке похаживала,
Помаленечку зятя побранивала.

Похаживала, побранивала:
“Как тебя, зятюшка, не разорвало!”

“Приходи-ка ко мне, тещенька, на Масленку в четверг.
Уж я тебе, тещенька, честь воздам!”

(Обращается внимание на множественность внутрислоговых распевов, подголоски в этих песнях, интересную аранжировку, манеру исполнения, характер песен: 1) лирическая, 2) шуточная; кратко передается преподавателем содержание песен).

5. Итог урока. Оценивание студентов.

П.: Масленица - это массовый праздник с разгульным весельем, с самыми наилучшими пожеланиями друг другу. Так давайте же и мы в тесном кругу, передавая друг другу импровизированную свечу, как символ тепла, добра и света, выскажем самые добрые пожелания нашим гостям.

Примечание. Для слушания можно использовать и другой музыкальный материал (по усмотрению преподавателя), соответствующий теме урока.

Читайте также: