Собирал я на болоте клюкву

Обновлено: 05.10.2024

Цель работы – выяснить уровень овладения учащимися основными знаниями и умениями по литературному чтению за период обучения в 3 классе, а также уровень сформированности следующих общеучебных умений:

  • умение правильное воспринимать учебную задачу;
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение осуществлять контроль и корректировку собственных действий по ходу выполнения задания.
  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • умение осуществлять синтез:
  • умение проводить сравнение и классификацию по заданным признакам и на основе самостоятельно выделенных признаков;
  • умение устанавливать аналогии
ВложениеРазмер
itoglit3klass.doc 81 КБ
itoglit3klass.doc 81 КБ
itoglit3klass.doc 81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия № 18 « Итоговый контроль Литературное чтение 3 класс

Итоговая контрольная работа

Цель работы – выяснить уровень овладения учащимися основными знаниями и умениями по литературному чтению за период обучения в 3 классе, а также уровень сформированности следующих общеучебных умений:

  • умение правильное воспринимать учебную задачу;
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение осуществлять контроль и корректировку собственных действий по ходу выполнения задания.
  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • умение осуществлять синтез:
  • умение проводить сравнение и классификацию по заданным признакам и на основе самостоятельно выделенных признаков;
  • умение устанавливать аналогии

Содержание работы определено на основе следующих документов:

Отбор и распределение заданий. На основе анализа программных требований к знаниям, умениям и навыкам обучающихся 3-го класса для контроля были выделены следующие темы:

  • Виды речевой и читательской деятельности
  • Литературоведческая пропедевтика
  • Творческая деятельность

Распределение заданий тестирования по этим блокам содержания курса литературное чтение представлено в таблице.

Виды речевой и читательской деятельности

Тестирование содержит 10 заданий, которые нацелены на определение степени усвоения изученного материала по ключевым темам выделенных блоков содержания.

УУД учащихся, которые проверяются в каждом из заданий, приведены в таблице.

Тема, содержательная линия

Проверяемые знания и умения

Виды речевой и читательской деятельности

Уметь озаглавливать текст,

объяснять значение слов с опорой на текст

Умения определять главных героев, делить текст на части, находить в тексте требуемую информацию

Высказывать и обосновывать оценочные суждения

Распределение заданий тестирования по этим блокам содержания курса литературное чтение представлено в таблице.

Время и способ выполнения заданий.

На выполнение тестирования отводится один урок ( 45 минут ). Каждый ученик получает текст одного из вариантов тестирования, в котором отмечает свои ответы на задания.

Варианты работы. Тестирование составлено в 2-х вариантах, идентичных по содержанию, уровню сложности, порядку следования заданий.

Оценка выполнения заданий и работы в целом.

За каждое верно выполненное задание с 1 по 6 ученик получает 1 балл , с 7 по 10 по 2 балла , если допущена 1 ошибка выставляется 1 балл.

Если задание выполнено неверно или не выполнялось – то выставляется 0 баллов.

Максимальное количество баллов за выполнение всех заданий работы – 16 баллов .

Максимальный балл выполнения заданий – 16 баллов

Уровень выполнения работы

Итоговая контрольная работа

Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.

Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.

Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкающих лужах.

У чибиса необыкновенный полет, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.

Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что эта самая птица, которая только что кувыркалась над лужами. Сидящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомысленный хохолок у него на голове.

Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу. Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплет. Один чибис все кувыркался перед ее носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придется. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.

Ю. Коваль (148 слов)

Вопросы и задания

1. Определи персонажей рассказа

А ) чибисы, автор, хищник
Б) чибисы, автор

В) хищник, чибисы

2. Где происходит действие? Подчеркните.

в) на заливном поле.

3. Как бы вы озаглавили текст?

4. Определите жанр этого произведения. Подчеркните .

а) повесть; в) сказка;

б) рассказ; г) пьеса.

5. Разделите текст на три части. Озаглавьте их .____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 . Какими словами вы бы могли охарактеризовать чибисов? 3апишите .

7 . Сформулируй главную мысль текста.

8. Объясните значение выражений.

Попасть в переплет — .

9.Восстанови последовательность действий

а) Чибис играет, плещется в воздухе,

б) чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам

в) весь день с криком летают чибисы

10. Понравилось ли тебе произведение и чем?

Итоговая контрольная работа

Ф.И.____________________________Класс _______ Дата___________

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.

Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.

Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.

Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь Вы найдёте сам текст. Вопросы и задания к нему. "Проверялка" с точными и приблизительными ответами.

Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я её всегда вижу, когда она пролетает.

Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.

Только немного прошёл — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.

Поймал я её, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у неё серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

Посадил я её в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.

ФИ________________________________________________

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Подчеркните.

а) в лесу б) в поле в) на болоте.

2. Как бы вы озаглавили текст?___________________________

3. Сформулируйте главную мысль текста.

________________________________________________________

________________________________________________________

4. Составьте подробный план текста (план пересказа):

1)______________________________________________________

2)______________________________________________________

3)______________________________________________________

4)______________________________________________________

5)______________________________________________________

6)______________________________________________________

7)______________________________________________________

8)______________________________________________________

5. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.

а) басня в) сказка б) рассказ г) стихотворение.

6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите.

7. Объясните значение выражений:

Солнце уже зашло — ___________________________________

Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я её всегда вижу, когда она пролетает.

Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.

Только немного прошёл — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю – лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.

Поймал я её, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у неё серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

Посадил я её в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.

ФИ________________________________________________

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Подчеркните.

а) в лесу б) в поле в) на болоте.

2. Как бы вы озаглавили текст?__________________________

3. Сформулируйте главную мысль текста.

________________________________________________________

________________________________________________________

4. Составьте подробный план текста (план пересказа):

1)______________________________________________________

2)______________________________________________________

3)______________________________________________________

4)______________________________________________________

5)______________________________________________________

6)______________________________________________________

7)______________________________________________________

8)______________________________________________________

5. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.

а) басня в) сказка б) рассказ г) стихотворение.

6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите.

7. Объясните значение выражений:

Солнце уже зашло — ___________________________________

Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я её всегда вижу, когда она пролетает.

Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.

Только немного прошёл — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.

Поймал я её, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у неё серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

Посадил я её в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.

ФИ___________ПРОВЕРЯЛКА_______________________

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Подчеркните.

а) в лесу б) в поле в) на болоте.

3. Сформулируйте главную мысль текста.

________________________________________________________

4. Составьте подробный план текста (план пересказа):Например:

1) Сбор клюквы на болоте.

2) Пролетела цапля.

3) Неизвестный крик./Любопытно, что за крик.

4) Поиски источника звука.

5) Кричать перестало. Я притаился.

6) Это лягушка.

7) Поймал лягушку.

8) Отнёс домой.

5. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.

а) басня в) сказка б) рассказ г) стихотворение

6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите.

Брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

В рассказе Геннадия Снегирева "Ука" речь идет об авторе - повествование идет от его лица. Он отправился на болота клюкву собирать. Собирал до самого вечера и тут услышал странный звук "ук". Автор решил сначала, что это цапля. А потом обнаружил, что такой звук издает маленькая лягушка с красным животом. Человек спрятал ее в карман. Дома хотел показать дедушке, но оказалось, что Ука сбежала и вернулась на свое болото. Вот такое его краткое содержание.

Главная мысль рассказа в том, что не нужно ловить лягушек или других животных и приносить домой. Им действительно лучше в своей естественной среде, они туда будут стремиться, будут стараться убежать. Лягушке удалось выпрыгнуть из кармана. Второй раз она оказалась умнее и не дала себя поймать, очень умело пряталась.

Рассказ учит наблюдательности, любви к природе, познанию нового. Умению различать звуки дикой природы.

А вот и ответ из текста кто такая Ука и как она выглядит:

ThKNqmMdjpHib7ybBQ5VNkodC1j3Q8a.jpg


Князь Михайло Репнин.

Русский военный и государственный деятель, стольник, боярин и воевода, старший сын князя Петра Ивановича Репнина, Михаил Петрович Репнин, был убит Иваном Грозным в 1565 году.

В балладе рассказывается об этом событии.

Однажды, Иван Всильевия Грозный, вместе со своими опричниками, устраивает разгульное пиршество. Во время пира, Иван Васильевич требует надеть маски, что в то время, для христиан, считалось недопустимым.

Князь Михайло Репнин, указывает Грозному на это обстоятельство и растаптывает маску. При этом произносит проклятия в адрес опричнины. Иван Грозный приходит в бешенство и убивает князя посохом.

В этой балладе, царь Иван Грозный показан деспотом, который не терпит возражений, а князь Михайло Михайло Репнин, человеком, верным своим принципам.

Главная мысль произведения заключается в том, что не нужно подстраиваться под обстоятельства и льстить власть предержащим, а следовать своим принципам и во всех обстоятельствах, отстаивать собственное мнение. Никакая выгода не должна влиять на принципиальное поведение человека.

Видимо, именно это и стремится показать в своём произведении, Алексей Толстой.

Очень непростая сказка, даже скорее притча, о том как Бог забирает маленьких детей к себе.

Андерсен "Ангел" краткое содержание таково:

Когда умирает ребенок, ангел забирает его на небо, но по пути еще собирает цветы. Вот ангел спустился за одним ребенком и они все высматривали, какие же цветы взять с собой. Ребенок предложит куст роз, который сломали, чтобы тот расцвет на небесах.

Ангел же искал другой цветок. Они отправились в очень узкую улочку, где на тротуаре после переезда валялся всякий хлам и среди него горшок с засохшим цветком.

Ангел рассказал историю этого цветка. Когда-то в подвале жил мальчик, больной, на костылях он никуда не выходил. Его друг как-то принес ему букет цветов, где один был с корнями. Болеющий мальчик посадил его и стал ухаживать. Когда мальчик умирал, он смотрел на свой цветок.

Этим мальчиком был ангел, что нес малыша теперь на руках (мальчик умер ровно год назад).

5onUwHyEc7TuhsKIdqzczRpouEQ3mpdd.jpg

Эта сказка перекликается со сказкой "Пятеро из одного стручка". В ней также цветок, точнее проросшая горошина спасла девочку от смерти, своей зеленью и жизнелюбием вылечила ее. Вот краткое содержание "Пятеро из одного стручка". У нее концовка веселее, нежели у "Ангела".

"Три копухи" - это небольшой рассказ Нины Артюховой. Вкратце, воспитательница видит в окно, что там много снега, поэтому зовет детей во двор, чтобы лопатами убрать снег, торопит поскорее вставать со стола и идти на улицу. Никого не осталось за столом, кроме Лиды, Володи и Бори, которые никуда не спешат: девочка зашнуровывает обувь, Володя молоко никак не допьет, а Боря держит в руках рейтузы.

Между тремя самыми медлительными детьми выходит спор, кто из них самый медленный, самый большой "копуша"? Володя воспоминает, что может так медленно молоко пить, что оно успевает превратиться в простоквашу, Боря пускается в рассуждения, что пока он одевает рейтузы, паук сможет протянуть от его макушки к потолку паутину, тем временем туда поймав не меньше, чем пятерых мух, а Лида "хвалится", что настолько "медлительная", пока одевает обувь, успевает из нее вырасти.

Но когда эти трое слышат призыв отправляться с санками покататься с горки, их моментально сдувает, как ветром.

Артюхова

1) Воспитательница зовет ребят с лопатами разгребать снег.

2) Дети Лида, Боря, Володя отстают, начинают придумывать легенды о своей "медлительности" и делятся ими, хвастая.

3) "Копухи" узнают, что построена горка, можно идти кататься: мчатся, забывая о своей медлительности, как ветром сдуло.

В рассказе фигурируют воспитательница Евгения Николаевна, которая умеет поторопить детей, чтобы шустрее дела делали, а также трое названных детей: Лида, Володя, Боря, каждый из которых себя считает самым медлительным.

Вывод в том, что медлительность не есть самое лучшее качество, нельзя пользоваться тем, что остальные за это время, пока последние собираются начинать дела, другие уже подготовили за них, осталось прийти "на готовенькое". Надо стремиться участвовать с самого начала, быть наравне с другими, сделать что-то самому, а потом этим пользоваться.

Читайте также: