Собрание в детском саду подготовка к школе

Обновлено: 05.10.2024

Время проведения собрания: сентябрь – октябрь.

Цель собрания: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребёнка к школе; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе.

  1. Способствовать эмоциональному расположению друг к другу участников встречи, зарождения основы для будущего доверия.
  2. Дать родителям и педагогам дошкольного учреждения опыт игрового взаимодействия друг с другом, игровой культуры общения.
  3. Выработать единые требования в готовности ребёнка к школе.
  4. Отслеживать результативность работы с родителями разнообразными методами, (анкета, отзыв, гамма чувств и т.п.).

Участники: воспитатели, учитель начальных классов, родители выпускников детского сада.

План проведения:

Предварительная работа:

Работу представила Хмелева Анна Сергеевна, в оспитатель ВКК МБДОУ Детский сад № 113, г. Екатеринбург.

А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме.
- Скажите, после того как Вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (нет).

При одинаковых условиях делаем все по- разному. Отсюда наше правило: никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого то или чего - то лучше или хуже. Есть – другое!

И вот близится время, когда постоянно развивающийся, а иногда и огорчающий Вас ребенок перейдет очередной рубеж - станет школьником. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни.

2. Выступление учителя начальных классов

3. Выступление заведующего МБДОУ ЦРР

4. Критерии готовности к школьному обучению
За время проведенное в детском саду дети приобрели не мало. Прежде всего, они стали более закаленными, физически развитыми. Дети овладели основными культурными средствами, хорошо владеют устной речью, так же у них хорошо развита крупная и мелкая моторика рук. Имеют первичные представления о себе, о своей семье, в которой живут.

Каким ребенок окажется на пороге школьной жизни зависит от нас, от взрослых, оттого как мы подготовим будущего первоклассника.

Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Весь педколлектив, который работает с Вашими детьми - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она ни была, без второй ладошки (а она в Вашем лице-дорогие родители) мы бессильны. Отсюда можно вывести правило: только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.

Критерии готовности:
1. психологическая
2. физическая
3. интеллектуальная
4. социальная
5. мотивационная.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.
Школьные психологи считаю, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:
Личностная готовность.
Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

Волевая готовность к обучению в школе.
К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка (Хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли ребенок здоровым, бодрым).

Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.

В жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть: к новому педагогу; к новому коллективу; к новым требованиям; к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться.

Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.

Если Ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то Вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые Вы ответили отрицательно, укажут Вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

6. Заключение
На пороге школы едва ли не самое главное - научить ребенка самостоятельности. Ведь малышу придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

Воспитание детей сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надежных - добрый пример, Вас, родителей. Почаще возвращайтесь в свое детство - это хорошая школа жизни.

Помните! Ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни!

Раздать буклеты
Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.
Успехов Вам и больше веры в себя и в возможности своего ребенка!

Приложение 1.

1. Свои фамилию, имя и отчество.

2. Дату рождения и возраст.

3. Ф.И.О. родителей, их место работы, должность.

4. Адрес (поселок, улица, номер дома, квартиры).

5. Знание диких, домашних животных.

6. Знание растений, деревьев, мебели, цветов, посуды, одежды, игрушек, насекомых, птиц (например: береза, осина, липа, тополь, клен, ель – это деревья).

7. Знать месяцы, времена года, дни недели.

1. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ, последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении.

2. Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.

3. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

4. Различать звук, слог, слово, предложение. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

5. Различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки.

6. Рассказывать рассказы по картинкам.

7. Заучивать наизусть стихи.

1. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

2. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

3. Цифры от 1 до 10 , знаки + , – , = , монеты достоинством 1 , 5 , 10 копеек.

4. Называть числа в прямом и обратном порядке, называть последующее и предыдущее число.

5. Соотносить цифру и число предметов.

6. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.

7. Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.

8. Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.

9. Ориентироваться на листе клетчатой бумаги (левее, правее, выше, ниже).

К началу обучения в школе дети должны уметь:

% строить сложные предложения разных видов; % составлять рассказы, небольшие сказки по картинке, серии картинок;

% определять место звука в слове; % находить слова с определенным звуком;

% составлять предложение из 3-4 слов; % расчленять простые предложения на слова;

% расчленять слова на слоги (части);

% различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение;

% самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

% уметь различать по внешнему виду растения данной местности;

% иметь представление о сезонных явлениях природы;

% знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.

Нужно знать и уметь:

% числа первого десятка, прибавлять единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним;

% цифры 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 ; % знаки + , – , , > , = ;

% называть числа в прямом и обратном порядке; % соотносить цифру и число предметов;

% составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; % пользоваться арифметическими знаками;

% измерять длину предметов с помощью условной меры; % делить круг, квадрат на две и четыре части.

% составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

Критерии психологической готовности ребенка к школе

1. Социально-психологическая готовность к школе:

% учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

% умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).

2. Школьно-значимые психофизические функции:

% развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами);

% пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева);

% координация в системе глаз-рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг));

% логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);

% произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

Приложение 2.

1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками.

2. Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение.

3. Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши только менять: то толстый, то тонкий.

4. Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).

5. Затем раскрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе.

6. Лепите из пластилина – это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.

7. Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.

8. Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы. Кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление.

9. Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит рекомендации для родителей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Может быть использована учителями начальных классов и педагогом-психологом.

Ушли в прошлое те времена , когда первый учитель знакомил детей с буквами, учил считать, открывал дорогу в царство знаний.

Теперь картина изменилась. Многие мальчики и девочки приходят в школу с определенными познаниями в математике и языке и многие вовсе не испытывают трепета перед учителем(любым взрослым). Зато мы родители волнуемся, отправляя детей в школу. А все потому, что мы понимаем, что первый год учебы определяет всю дальнейшую судьбу ребенка в школе: его интерес или безразличие к получению знаний.

Каждый учитель, который встречает ваших детей, хочет дать им самое самое, чтобы первые годы школьной жизни остались в памяти ребенка и готов приложить все необходимые усилия.

Если Вы те родители, которых волнуют те же проблемы, то собрание наше будет для вас полезным и Вам пригодятся наши советы, тем более, что до школы еще пол года.

Показатели психологической незрелости

__ Слабое речевое развитие (отставание речевого развития, неосознание смысла речи).

__ Неразвитость тонкой моторики (вырезание)

__ Неправильное формирование способов учебной деятельности (соотнесение правила с заданием, с образцом).

__ Дети не владеют операциональными навыками(очередность действий при решении задач).

__ Слабое развитие произвольного внимания , памяти.

__ Низкий уровень самоконтроля.

1 Желание стать школьником(мотивационная готовность). Она есть в основном у всех детей: они хотят идти в школу, хотят учиться, сидеть за партой, владеть портфелем)

РОДИТЕЛИ НЕ ДОЛЖНЫ: а) убивать настроение и желание учиться б) пугать школой

2 Уровень волевого развития т.е. ребенок должен уметь управлять своим поведением; слушать учителя, выполнять его требования.

РОДИТЕЛИ ДЛОЖНЫ объяснить ребенку, что часто приходится заставлять себя делать то или иное дело, даже если не нравится или не хочется. Приучать ребенка к школьной дисциплине(не сидеть неподвижно 30 м.; в школе учитель дозирует нагрузку). А вот приучать к режиму дня нужно уже сейчас.

3.Интелектуальная(мышление должно быть в пределах возрастной нормы)

4. Физиологическая готовность- развитие всей системы (опорно-двигателной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т. д.).При поступлении в школу учитель тщательно изучает мед. карточки ребенка.

ШЕСТИЛЕТКИ В ШКОЛЕ.

Положительные стороны: кризис 7-ми лет не накладывается на начало обучения п. е. период адаптации к школе происходит безболезненно для ребенка; информационно 6-ти летки умнее предыдущего поколения.

Возникает вопрос: не рано ли шестилеткам в школу?

Детские физиологи, психологи, психиатры выделяют несколько периодов в жизни ребенка, которые называют кризисами. В этот период происходит физиологическая, анатомическая перестройка организма- 3 года, 7, 12-15 лет.

Ребенок утрачивает одни формы поведения, еще не овладев новыми. Он реально начинает оценивать свои возможности и п.е очень болезненно воспринимает неудачи. С одной стороны он считает себя маленьким ребенком, с другой ,понимает, что у него появились новые обязанности, которым он не всегда хочет подчиняться.

У детей 7-го возраста отмечается равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения преобладают и следствие этого- непоседливость детей.

Еще одна особенность детей этого возраста - повышенная утомляемость. Работоспособность падает через 20-25 минут, дети эмоционально возбудимы; недопустима повышенная эмоциональная насыщенность уроков.

1 Не могут долго удерживать внимание( 10-15 мин); нуждаются в отдыхе.

2 Нуждаются в доброжелательном отношении взрослого, его терпимости.

3 Мышление конкретное или наглядно-образное- нуждаются в наглядности.

4 Дети впечатлительны и склонны к тревожности

5 6-ти летний возраст благоприятен для обучения чтению.

6 Письмом овладевают медленнее- нуждаются в развитии тонкой моторики.

7 Преобладает произвольная, механическая память, п.е. беседа по вопросам развивает мышление ребенка.

8 Взаимоотношения между детьми строятся на основе отношения взрослого к каждому из ни них. Кого не любят взрослые , того не любят и сверстники.

Вы твердо решили помочь ребенку в этом, то нужно постоянно предлагать ему развивающую деятельность.

Изобразительная деятельность, лепка, конструирование из бумаги и природного материала.

Работа с листом бумаги, ориентировка на листе( верх, низ, право-лево), узорный диктант, рисование кружков, точек, линий.

Заучивание стихов, пересказ сказок.

Разговаривать с детьми, отвечать на вопросы, обсуждать увиденное(речь, мышление, кругозор)

Целенаправленное развитие мелкой моторики( работа с пластилином, бусинками, мазайки, вырезание)

Развитие навыков самообслуживания( пуговицы, шнурки, опрятный внешний вид, собрать портфель).

Леворукий ребенок в школе.

Леворукость – наследственная предрасположенность, связанная с большей активностью у ребенка правого полушария, которое отвечает за творчество. Переучивать левшу нельзя! В настоящее время в стране около 40 мил. Левшей. У этих детей очень хорошая зрительная память. Они очень хорошо рисуют. За партой ребенку лучше сидеть слева. Родителям следует помнить, что свет на рабочем столе должен падать справа.

Читайте также: